Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА'

ПРОБЛЕМЫ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ / АБИЛИТАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мёдова Наталья Анатольевна, Байгулова Наталия Васильевна, Обносова Галина Петровна

Анализируется современное состояние проблемы абилитации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия число детей, подвергшихся кохлеарной имплантации, значительно выросло. Исследуются методы и приемы работы в системе коррекционного воздействия на глухих детей с кохлеарным имплантом, применяющиеся в Российской Федерации. Целью изучения является анализ представленного в научной литературе опыта сопровождения детей с кохлеарным имплантом, а также обозначение проблемы реализации данного направления в регионах. Приводится информация, подтверждающая специфику развития детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Определена на уровне региона проблема, которая затрудняет процесс формирования словесной речи у детей с кохлеарным имплантом. Приводятся данные анкетирования родителей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом, проживающих в городах Томске и Северске, по вопросам абилитации детей данной категории и обозначаются варианты направлений деятельности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мёдова Наталья Анатольевна, Байгулова Наталия Васильевна, Обносова Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE HABILITATION OF A CHILD WITH A COCHLEAR IMPLANT IN INCLUSIVE EDUCATION, TAKING INTO ACCOUNT THE REGIONAL COMPONENT

The article analyzes the current state of the problem of rehabilitation (habilitation) of preschool children after cochlear implantation. The authors analyze the different approaches of accompanying deaf children with cochlear implants that exist in the Russian Federation. The relevance of the research topic is due to the significant increase in the number of such schoolage children in Russia over the past 10 years. The purpose of the article is a comparative analysis of the experience presented in the scientific literature of accompanying families raising children with disabilities with cochlear implants on various educational routes and areas of life. The author also analyzes the experience of the Australian parent community on the issues of accompanying children after cochlear implantation. The article provides information confirming the specifics of the development of children who have undergone cochlear implantation and their peers who use hearing aids. Work, support of preschool children with cochlear implants is carried out not only at the clinical bases of the Scientific and Clinical Center of Otorhinolaryngology of Russia, but also in its branches in republican, regional, regional clinical hospitals with the involvement of regional specialists of the federal districts of the country. A necessary condition for supporting preschool children after cochlear implantation is the implementation of the principles of correctional and developmental activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА»

УДК 378. 4

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-41-46

ПРОБЛЕМЫ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Н. А. Мёдова, Н. В. Байгулова, Г. П. Обносова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Анализируется современное состояние проблемы абилитации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия число детей, подвергшихся кохлеарной имплантации, значительно выросло. Исследуются методы и приемы работы в системе коррекционного воздействия на глухих детей с кохлеарным имплантом, применяющиеся в Российской Федерации. Целью изучения является анализ представленного в научной литературе опыта сопровождения детей с кохлеарным имплантом, а также обозначение проблемы реализации данного направления в регионах. Приводится информация, подтверждающая специфику развития детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Определена на уровне региона проблема, которая затрудняет процесс формирования словесной речи у детей с кохлеарным имплан-том. Приводятся данные анкетирования родителей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом, проживающих в городах Томске и Северске, по вопросам абилитации детей данной категории и обозначаются варианты направлений деятельности специалистов.

Ключевые слова: дети с кохлеарным имплантом, абилитация, коррекционно-пе-дагогическая помощь, психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеар-ного имплантирования, региональные условия.

Исторически обусловлено, что в странах с высоким уровнем развития экономики возрастает количество людей с нарушениями слуха. Статистические исследования Всемирной организации здравоохранения подтверждают этот факт: с 1995 по 2001 г. количество людей с проблемами слуха возросло со 120 до 250 миллионов, к 2020 г. их число возросло примерно до 330 миллионов. В городе Томске ежегодно рождается 6 глухих детей, а у 18 глухота возникает в течение первых двух лет жизни [1].

Т. Г. Гвелесиани, С. Я. Косяков, Г. А. Таварткиладзе указывают на тот факт, что сегодня ведущим и успешным способом абилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха является кохлеарная имплантация.

Необходимо отметить, что ежегодно проводится 1200-1300 имплантаций в медучреждениях в Москве и Санкт-Петербурге: ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии России» и Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи.

По мнению профессора Ю. К. Янова, констатация значительного увеличения претендентов на оперативное вмешательство происходит за счет обучения и повышения квалификации в регионах страны. Однако операции проводятся только в центрах с необходимым обеспечением и подготовленными специалистами в области хирургии [2].

В 2010 г. на конгрессе по кохлеарной имплантологии многими специалистами из центральной России было вынесено предложение по созданию сети реабилитационных центров во всех регионах России. Указывалось, что возможности Интернета создают дистанционную поддержку разного уровня сложности и специалистов, и пациентов в любом уголке России [2].

В статье обозначены основные направления работы по развитию слуховых навыков детей с нарушениями слуха, что является основой для абилитации глухих, систематизированы приемы, необходимые в работе в абилитационный период, также обозначены региональные проблемы и возможные пути решения на современном этапе развития специального дефектологического образования.

С. В. Левина, Н. В. Пудова, С. Б. Сугарова в своих исследованиях доказали, что комплексная реабилитация пациента необходима сразу после операции. Весь комплекс абилитацион-ных мероприятий должен проводиться в центрах кохлеарной имплантации. Данное обстоятельство вызывает большие трудности для семей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом в отдаленных регионах России. С 2010 г. в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи разработана и апробирована на практике система на основе дистанционных технологий по настройке кохлеарных имплантов с инструкциями для пациентов и специалистов в регионе, что расширяет возможности получения квалифицированной помощи нуждающимся [3].

Анкетирование родителей Томска и Северска по данной проблеме демонстрирует следующие результаты (таблица).

Уровень доступности мероприятий по абилитации в Томской области (по данным анкетирования родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-10 лет с кохлеарным имплантом)

Название мероприятий Специализированные центры Москвы и Санкт-Петербурга, % Учреждения Томской области, % Нет возможности получить услугу, %

Операция 100 — —

Настройка кохлеарных имплантов 65 20 5

Первый этап реабилитации 65 35 —

Комплексная реабилитация с полной абилитацией 75 - 25

В анкетировании принимали участие 40 родителей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом. Дети посещают образовательные организации общеразвивающей направленности. Один ребенок посещает дошкольное образовательно учреждение для детей с нарушениями слуха.

Проблема заключается в том, что на региональном уровне не хватает подобных центров и специалистов, которые могли бы проводить коррекционную работу с детьми данной категории. В лучшем случае они привлекаются в клубы при региональных отделениях Всероссийского общества глухих. В образовательных организациях с дошкольниками после кохлеарного имплантирования специалисты занимаются по программе либо для детей с нарушениями слуха, либо для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Российскими сурдопедагогами используются традиционные методики обучения глухих детей речи С. А. Зыкова, Б. Д. Корсунской, Л. П. Носковой, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезиной. Указанные выше методы не могут быть использованы специалистами в послеоперационной реабилитации детей после кохлеарного имплантирования. В связи с этим требуется вмешательство высококвалифицированных логопедов и сурдопереводчиков, прошедших переподготовку по данному направлению. Данный факт обусловлен тем, что дети с кохлеарным имплантом представляют собой особую группу. Пороги слуха представителей данной категории приближаются к нормальным, но по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям.

Современная логопедия является наукой, которая включает в себя данные исследований в области онтолингвистики, психолингвистики, нейропсихологии. Несмотря на то, что учителя-логопеды владеют методиками коррекции нарушений различных сторон речи, при формировании и развитии словесной речи у детей с кохлеарным имплантом испытывают сложности и не добиваются положительного результата.

О. Жукова утверждает, что специалистам, участвующим в абилитации детей с кохлеар-ным имплантом, необходимо усовершенствовать знания в области работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено тем, что для специалистов возникает новая профессиональная ситуация, когда ребенок регулярно занимается по формированию слухового восприятия и системы родного языка и устной речи в комплексе [3].

Соответственно, традиционные приемы по активизации речи у глухих (или с тяжелыми речевыми нарушениями) детей принципиально отличаются от приемов по развитию речи детей с нормальным слухом, у которых развитие происходит посредством слухового восприятия. Имплантирование с последующей комплексной реабилитацией гарантирует, что ребенок будет иметь возможность слышать даже тихую речь и осваивать речь естественным способом. И. В. Королева рекомендует для развития речи детей с кохлеарным имплантом использовать «слуховой метод», так как занятия со специалистами, использующими жестовой или смешанный метод, неэффективны для таких детей [4].

В абилитации детей после кохлеарной имплантации специалисты выделяют несколько этапов, так как на научение ребенка с кохлеарным имплантом понимать речь и говорить требуется много времени. Профессор И. В. Королева выделила четыре положения слухового метода, которые частично перекрывают друг друга. На начальном этапе, длительность которого 3-12 недель, специалисты развивают слуховое и слухоречевое восприятие. Основной этап включает в себя задания на развитие слухового и слухоречевого восприятия в более широком аспекте. И только третий этап является языковым, так как происходит восприятие собственной речи (до 5 недель) и развитие связной речи [5].

Во втором положении автор подчеркивает необходимость развития слухового восприятия работы с детьми с кохлеарным имплантом. Третье положение демонстрирует соотношение спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слуха. Четвертое положение определяет роль родителей в развитии слуха. Таким образом, компетенции специалистов, участвующих в абилитации детей с кохлеарным имплантом, значительно шире, чем у логопедов и сурдопедагогов. Данное обстоятельство позволяет предположить, что указанным специалистам необходимо дополнительное повышение квалификации в данном направлении.

Содержание коррекционной работы с детьми после кохлеарного имплантирования (по Н. В. Тарасовой) основано на тщательном отборе материалов по развитию устной речи у детей дошкольного возраста, что приведено в трудах ученых Б. Д. Корсунской, Е. Ф. Pay, Ф. Ф. Pay, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Н. Д. Шматко, по обучению слабослышащих учащихся восприятию речи на слух - И. Г. Багровой, по формированию речевого слуха -Т. А. Власовой, Е. П. Кузьмичевой, Э. И. Леонгард.

Первично решаются задачи по формированию понятия «наличие-отсутствие звука», развитию неречевого слуха, формированию и обогащению представлений о звуках окружающей среды, а затем реализуются направления по формированию умения распознавать речевой материал и элементы фонетической структуры и восприятия изолированных звуков [м, у, а, ш, и, с] на слух [6, 7].

В Институте коррекционной педагогики Российской академии образования разработан метод «3П реабилитации» глухих детей после кохлеарной имплантации, который предпо-

лагает реализацию трех сессий: на первой сессии близкие учатся взаимодействовать с ребенком на новой эмоциональной основе, на второй сессии ребенок учится понимать обращенную речь и на третьей происходит запуск спонтанной речи в естественной ситуации [8].

Опираясь на методические рекомендации И. В. Королевой, О. В. Зонтовой, А. И. Сатае-вой [8], учитывающие психофизические особенности каждого имплантированного ребенка, разработаны индивидуально-образовательные маршруты медико-психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарной имплантацией с целью слухоречевой реабилитации как необходимого условия интеграции их в социум.

Насколько возможна реализация указанных выше условий в регионах, можно увидеть при анализе анкетирования родителей детей, подвергшихся кохлеарному имплантированию.

В соответствии с проведенным опросом родителей, воспитывающих детей с кохлеар-ным имплантом (40 человек), города Томска и Северска в сентябре 2020 г. 100 % родителей ищут самостоятельно информацию для занятий с ребенком в домашних условиях, 90 % сомневаются, правильно ли выполняют задания, не ориентируются в терминах, 20 % считают, что занятия в региональном отделении глухих необходимы, так как ребенок является инвалидом по слуху. Тем не менее родительская ассоциация убеждена, что наиболее удобный и доступный вариант для абилитации - это региональное сопровождение детей с кохлеарным имплантом.

Н. Н. Малофеев в проекте концепции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обозначил важные тенденции развития дефектологических направлений, одним из которых является система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в цифровом формате. По мнению академика, открываются новые возможности включения родителей и детей разных категорий в образовательное пространство через совершенствование системы логопедических супервизий «Центр-Регионы» [9, 10].

Таким образом, проблема абилитации детей после кохлеарной имплантации определяет необходимость получения сурдопедагогического и логопедического сопровождения через дистанционные стажировки и супервизии специалистов. Учитывая обширную географию России и удаленность многих населенных пунктов от региональных центров, в которых есть сурдопедагоги, а также активное пользование родителей социальными сетями, разработка дистанционного обучения специалистов по абилитации детей после кохлеарной имплантации и проведение онлайн-супервизий являются актуальными.

Список литературы

1. Баулина М. Е. Сравнительный анализ очного и заочного интернет-консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №2 3. С. 6778.

2. Янов Ю. К. Состояние и перспективы развития кохлеарной имплантации в России // Тезисы докладов Всероссийского конгресса по кохлеарной имплантации «Кохлеарная имплантация как метод реабилитации инвалидов по слуху». СПб., 2010. С. 9.

3. Левин С. В., Пудов Н. В., Сугарова С. Б. Дистанционная настройка речевых процессоров у пациентов после кохлеарной имплантации // Тезисы докладов Всероссийского конгресса по кохлеарной имплантации «Кохлеарная имплантация как метод реабилитации инвалидов по слуху». СПб., 2010. С. 18.

4. Королева И. В. Коррекционная помощь детям раннего возраста с нарушением слуха: слухопротезирование и развивающие занятия: учебно-метод. пособие. СПб., 2021. 184 с.

5. Королева И. В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов. СПб., 2016. 304 с.

6. Тарасова Н. В. Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в центре оториноларингологии: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 211 с.

7. Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 16-25.

8. Сатаева А. И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 1. С. 55-63.

9. Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. 2001. № 5. С. 3-11. URL: https://docplayer.ru/40376751-Perspektivy-razvitiya-v-rossii-uchebnyh-zavedeniy-dlya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-n-n-malofeev. html (дата обращения: 10.03.2021).

10. Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Реабилитация детей с кохлеарным имплантатом как способ содействия естественному развитию слухового восприятия, общения и речи // Вестник оториноларингологии. 2018. № 83 (2). С. 26-29.

Мёдова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: medov@sibmail.com

Байгулова Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: baigulova_nat@t-sk.ru

Обносова Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: obnosova@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 18.03.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-41-46

PROBLEMS IN THE HABILITATION OF A CHILD WITH A COCHLEAR IMPLANT IN INCLUSIVE EDUCATION, TAKING INTO ACCOUNT THE REGIONAL COMPONENT

N. A. Medova, N. V. Baygulova, G. P. Obnosova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article analyzes the current state of the problem of rehabilitation (habilitation) of preschool children after cochlear implantation. The authors analyze the different approaches of accompanying deaf children with cochlear implants that exist in the Russian Federation. The relevance of the research topic is due to the significant increase in the number of such schoolage children in Russia over the past 10 years. The purpose of the article is a comparative analysis of the experience presented in the scientific literature of accompanying families raising children with disabilities with cochlear implants on various educational routes and areas of life. The author also analyzes the experience of the Australian parent community on the issues of accompanying children after cochlear implantation. The article provides information confirming the specifics of the development of children who have undergone cochlear implantation and their peers who use hearing aids. Work, support of preschool children with cochlear implants is carried out not only at the clinical bases of the Scientific and Clinical Center of Otorhinolaryngology of Russia, but also in its branches in republican, regional, regional clinical hospitals with the involvement of regional specialists of the federal districts of the country. A necessary condition for supporting preschool children after cochlear implantation is the implementation of the principles of correctional and developmental activities.

Keywords: children with a cochlear implant, habilitation, correctional and pedagogical assistance, psychological and pedagogical support of children after cochlear implantation, regional conditions.

References

1. Baulina M. E. Sravnitel'nyy analiz ochnogo i zaochnogo internet-konsul'tirovaniya roditeley detey s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Comparative analysis of full-time and part-time online counseling for parents of children with disabilities]. Konsul'tativnayapsikhologiya ipsikhoterapiya, 2015, no. 3, pp. 67-78 (in Russian).

2. Yanov Yu. K. Sostoyaniye i perspektivy razvitiya kohlearnoy implantatsii v Rossii [State and prospects for the development of cochlear implantation in Russia]. Tezisy dokladov Vserossiyskogo kongressa po kohklearnoy implantatsii «Kokhlearnaya implantatsiya kak metod reabilitatsii invalidov po slukhu» [Abstracts of the All-Russian Congress on Cochlear Implantation "Cochlear implantation as a method of rehabilitation for hearing impaired"]. Saint Petersburg, 2010. P. 9 (in Russian).

3. Levin S. V., Pudov N. V., Sugarova S. B. Distantsionnaya nastroyka rechevykh protsessorov u patsiyentov posle kohlearnoy implantatsii [Remote adjustment of speech processors in patients after cochlear implantation]. Tezisy dokladov Vserossiyskogo kongressa po kohklearnoy implantatsii «Kokhlearnaya implantatsiya kak metod reabilitatsii invalidov po slukhu» [Abstracts of the All-Russian Congress on Cochlear Implantation "Cochlear Implantation as a Method of Rehabilitation for Hearing Disabled"]. Saint Petersburg, 2010. 18 p. (in Russian).

4. Koroleva I. V. Korrektsionnaya pomoshch' detyam rannego vozrasta s narusheniyem slukha: slukhoprotezirovani-ye i razvivayushchiye zanyatiya: uchebno-metodicheskoye posobiye [Correctional care for young children with hearing impairment: hearing aids and developmental classes: teaching aid]. Saint Petersburg, 2021. 184 p. (in Russian).

5. Koroleva I. V. Pomoshch'detyam s narusheniyem slukha: rukovodstvo dlya roditeley i spetsialistov [Helping Hearing Impaired Children: A Guide for Parents and Professionals]. Saint Petersburg, 2016. 304 p. (in Russian).

6. Tarasova N. V. Kompleksnoye soprovozhdeniye detey posle kokhlearnoy implantatsii v tsentre otorinolaringologii. Dis. kand. ped. nauk [Comprehensive support of children after cochlear implantation in the center of otorhinolar-yngology. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2010. 211 p. (in Russian).

7. Shmatko N. D. Innovatsionnye formy vospitaniya i obucheniya detey s narushennym slukhom [Innovative forms of education and training of children with hearing impairment] (in Russian). Vospitaniye i obucheniye detey s na-rusheniyami razvitiya, 2009, no. 6, pp. 16-25 (in Russian).

8. Satayeva A. I. Kokhlearnaya implantatsiya kak sredstvo pomoshchi glukhim lyudyam [Cochlear implantation as a means of helping deaf people]. Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya, 2008, no. 1, pp. 55-63 (in Russian).

9. Malofeyev N. N. Perspektivy razvitiya v Rossii uchebnykh zavedeniy dlya detey s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Prospects for the development of educational institutions for children with special educational needs in Russia]. Defektologiya, 2001, no. 5, pp. 3-11 (in Russian). URL: https://docplayer.ru/40376751-Perspe-ktivy-razvitiya-v-rossii-uchebnyh-zavedeniy-dlya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-n-n-malofeev.html (accessed 10 March 2021).

10. Kukushkina O. I., Goncharova E. L. Reabilitatsiya detey s kokhlearnym implantatom kak sposob sodeystviya es-testvennomu razvitiyu slukhovogo vospriyatiya, obshcheniya i rechi [Rehabilitation of children with cochlear implants as a way to promote the natural development of auditory perception, communication and speech]. Vestnik otorinolaringologii, 2018, no. 83 (2), pp. 26-29 (in Russian).

Medova N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: medov@sibmail.com

Baygulova N. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: baigulova_nat@t-sk.ru

Obnosova G. P., Candidate of Pedagogical Sciences, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: obnosova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.