DOI: 10.12731/2218-7405-2018-10-54-64 УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
Казицева В.О.
В данной статье приведено исследование психологических особенностей детей с кохлеарным имплантатом. Актуальность данного исследования состоит в улучшении педагогической работы с детьми, проходящих реабилитацию, по данному виду хирургического вмешательства. Нами были рассмотрены такие психологические особенности как особенности речевого развития, понятийного мышления, особенности внимания и эмоциональная сфера детей.
Целью работы является изучение психологических особенностей детей после кохлеарной имплантации.
Предмет исследования. Предметом исследования выступают особенности познавательной и эмоциональной сферы.
Методы исследования. Для данного исследования были использованы методы психологической и нейропсихологической диагностики познавательных процессов и эмоциональной сферы детей.
Результаты. По результатам данного исследования можно выделить следующие особенности: речь ребенка после кохлеарной имплантации характеризуется низкой активностью и сопровождается речевыми нарушениями; так же, наблюдается несформиро-ванность таких мыслительных операций, как синтез и обобщение, где механизмом понимания логико-грамматического строя предложений может выступать наличие парафраза; в эмоциональной сфере выявились такие особенности, как наличие стресса, вследствие нервно-психического напряжения. В статье приведен анализ психологических особенностей детей, в зависимости от срока ношения кохлеарного имплантата.
Область применения результатов. Данные результаты могут стать рекомендательным пособием по построению коррекцион-ной психолого-педагогической работы с детьми после кохлеарной имплантации.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация; психологические особенности; понятийное мышление; речевые нарушения.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATION
Kazitseva V.O.
This article presents the results study psychological aspects of children with a cochlear implant. The relevance of this study is to improve pedagogical work with children undergoing rehabilitation with this type of surgical intervention. We have considered such processes ofpsychological features as features of speech development, conceptual thinking, features of attention and the emotional sphere of children.
The purpose of the article is to study the psychological characteristics of children after cochlear implantation.
Subject of study. The subject of the research is the features of the cognitive and emotional sphere.
Research methods. For this study, methods of psychological and neuropsychological diagnostics of cognitive processes and emotional sphere of children were used.
Results. According to the results of this study, the following features can be distinguished: the children speech after cochlear implantation is characterized by low activity and is accompanied by speech disorders; conceptual thinking of children after cochlear implantation is characterized by distortion of generalization and synthesis, where the presence ofparaphrase can act as a mechanism for understanding the logical grammatical system of speech; in the emotional sphere, such features as the presence of stress were revealed. Also, the arti-
cle provides an analysis of the psychological characteristics of children, depending on the period of wearing a cochlear implant.
Scope of results. These results can be a recommendation for the construction of correctional psychological and educational work with children after cochlear implantation.
Keywords: cochlear implantation; psychologicalfeatures; conceptual thinking; speech disorders.
Введение
В данной статье представлено исследование психологических особенностей детей после кохлеарной имплантации. Дети после кохле-арной имплантации - это дети с нарушением слуха, которым была произведена хирургическая операция по внедрению электродов во внутреннее ухо, в результате которой, ребенок может воспринимать звуки окружающего мира, как ребенок с нормальным развитием слухового анализатора [4]. Данный вид операции, так же предполагает 3 этапа реабилитации: послеоперационная, медицинское сопровождение и психолого-педагогическая реабилитация и абилитация.
Серьезная задача стоит по психологической и педагогической реабилитации и абилитации людей после кохлеарной имплантации. Человек из «безмолвного мира» попадает в «звучащий, в мир звуков», возникает весьма стрессовая ситуация, с которой необходимо справиться. В практике описаны случаи отказа от имплантата, так как внешний звук мешает пациенту, и он не может привыкнуть к новому восприятию окружающего мира. В связи с этим стоит острая проблема организации психологического и педагогического сопровождения людей, перенесших такую операцию [5]. Актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что в последние годы увеличилось число имплантированных детей дошкольного и школьного возраста.
В настоящее время в области кохлеарной имплантации существует множество работ в области медицины, которые раскрывают работу кохлеарного имплантата: А.Н. Белоконь, М.Р. Богомильский, Н.А. Дайхес, И.В. Королева, А.В. Круглов, А.А. Ланцов, И.Т. Му-хамедов и другие [7].
Недостаточно, на наш взгляд, работ, связанных с изучением психического развития ребенка после кохлеарной имплантации. Как уже отмечалось, у детей после операции наблюдаются нарушения в речевом развитии. Овладеть устной речью мешает плохое восприятие слухового анализатора даже с помощью звукоусиливающей аппаратуры, которая затрудняет ее понимание, осмысление и передачу информации в процессе общения [13].
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей детей после кохлеарной имплантации.
Предмет исследования: особенности познавательной и эмоциональной сферы детей после кохлеарной имплантации.
Гипотеза исследования: существуют некоторые особенности познавательной и эмоциональной сферы у детей после кохлеарной имплантации.
Результаты и обсуждения
Исследование психологических особенностей детей после кох-леарной имплантации проходило в несколько этапов.
На первом этапе исследования проводилось изучение особенностей познавательной сферы, которая включает в себя: изучение особенностей речи, понятийного мышления, скорости, точности и продуктивности внимания. В качестве контрольной группы выступили дети с нормальным развитием слухового анализатора. Всего выборка составила 54 человека.
В исследовании были применены следующие методы диагностики: для изучения особенностей понятийного мышления использовалась методика «Исключение лишнего»; методика ней-ропсихологического исследование развития речи. Так же, дополнительно, для выявления психической активности у детей после кохлеарной имплантации, проводилось исследование уровня скорости, переключения и точности внимания с помощью методики «кольца Ландольта». Методикой исследования особенностей эмоциональной сферы детей выступил тест цветовых отношений Люшера.
По результатам исследования можно говорить о том, что речевое развитие детей после кохлеарной имплантации характеризуется сниженной активностью. Не мало важно учесть, что в младшем школьном возрасте дети могут не использовать устную речь в межличностном общении, а замещают ее письменной или жестовой речью, что может выступать в качестве компенсации. К среднему школьному возрасту дети после кохлеарной имплантации могут вербально ответить на вопрос и в большей степени, чем младший возраст, используют развернутые ответы при диалоге. Отметим, что соотнесение образа и слова происходит к среднему школьному возрасту.
Речевое развитие тесно связано с формированием понятийного мышления. Понятийное мышление, по Л.С. Выготскому, это высший уровень сформированности речевого мышления. С рождения у ребенка происходит формирование понятий: синкретическое сцепление понятий (до 7 лет), образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков (до 16 лет), образование истинных понятий (юношеский возраст).
При исследовании особенностей понятийного мышления были изучены такие показатели мыслительных операций, как анализ синтез и обобщение. Так же, отмечались способы обобщения у обоих групп, такие как: категориальный, функциональный, конкретный и нулевой.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, о том, что у детей после кохлеарной имплантации наблюдается не-сформированность таких мыслительных операций, как синтез и обобщение. Так же, в младшем школьном возрасте дети с кохле-арным имплантатом остаются на нулевом уровне обобщения. В среднем и старшем школьном возрасте так же наблюдается снижение уровня понятийного мышления и присутствует конкретный и функциональный способ обобщения, что приближено к норме развития понятийного мышления детей младшего школьного возраста.
Показателем активности психической деятельности является скорость, точность и продуктивность внимания у детей после кох-леарной имплантации. Особенности развития внимания у детей с
нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, следовательно, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. В связи с данной особенностью у детей с нарушением слуха наблюдается неустойчивое состояние вегетативной системы, повышенная утомляемость.
Исходя из полученных результатов исследования, можно выделить следующие особенности внимания: во-первых, высоким уровнем скорости внимания обладают дети после кохлеарной имплантации, в отличие от нормативной группы. По показателю точности внимания в группе детей младшего школьного возраста не выявлено различий, что говорит о том, что данный параметр приближен к нормальному развитию. Большее количество детей со средним и высоким уровнем продуктивности в экспериментальной группе детей.
Проведенные ранее исследования внимания у детей с нарушенным слухом говорят о снижении уровня внимания на протяжении всего школьного возраста, вследствие высокой утомляемости. Результаты данного исследования показывают, что внимание у детей после кохлеарной имплантации приближено к нормальному уровню развития, что может быть связано с улучшением работы слухового анализатора, который влияет на повышение работоспособности.
Далее, в работе проанализированы результаты развития психической деятельности детей после кохлеарной имплантации не только в зависимости от возраста испытуемых, но и от срока ношения кох-леарного имплантата (от 2-х до 12 лет ношения имплантата). По периодам ношения кохлеарного имплантата, можно наблюдать стадии развития понятий по Выготскому [2]. Так в первые года ношения имплантата ребенок использует синкретический способ мышления - это перечисление отдельных предметов, обобщение предметов по одному из представленных знакомых слов для ребенка, период проб и ошибок. Далее, на 8 году ношения имплантата наблюдается вторичный этап образования понятий - ребенок руководствуется не объективными связями, открываемыми им в вещах, но субъективными связями, подсказываемыми ему собственными восприятиями
(объединение понятий происходит по функциональным признакам предметов). И уже на 9 и 12 году ношения имплантата мы можем наблюдать высший уровень образования понятий - категориальный, то есть, слово относится к одному синкретическому значению на основе главных, существенных признаков.
Если рассмотреть параметры внимания, то скорость, продуктивность и точность внимания снижается в зависимости от периода ношения кохлеарного имплантата. Возможно, наблюдаемый в исследовании феномен связан с гетерохронностью развития психических функций (Б.Г. Ананьев) [1], то есть с неравномерным созреванием и развитием психических функций. Новообразования, приобретаемые человеком в ходе развития, проходят разные этапы: при положительных сдвигах происходит повышение функционального уровня, а при отрицательных сдвигах - понижение. Однако, Б.Г. Ананьев отмечал, что ряд подобных отрицательных сдвигов предшествовал оптимумам и являлся, таким образом, скрытым периодом перестройки функций, подготавливающим ее подъем.
Исходя из проведенного выше анализа познавательной сферы детей после кохлеарной имплантации в зависимости от срока ношения кохлеарного имплантата, можно сделать вывод о том, что чем больше срок ношения имплантата, тем выше показатели речевого развития и понятийного мышления, но ниже показатели внимания, что может быть связано с гетерохронностью развития психических функций в онтогенезе [2].
Второй этап исследования заключался в изучении особенностей эмоциональной сферы, по результатам которого можно говорить о том, что эмоциональное состояние детей после кохлеарной имплантации характеризуется наличием стресса, вследствие нервно-психического напряжения [9]. Дети после кохлеарной имплантации испытывают потребность справиться с поставленными перед ними задачами и в активном образе жизни.
Третий этап исследования - это количественная обработка данных с помощью корреляционного анализа Спирмена и и-критерия Манна-Уитни для выявления различий между двумя группами.
По результатам математической обработки можно наблюдать наличие положительной взаимосвязи между сформированностью речи и понятийным мышлением, где, чем выше уровень сформированное™ речи, тем выше уровень понятийного мышления. Исходя из этого, можно говорить о том, что особенностью построения коррек-ционной программы является развитие познавательных процессов, через формирование речи.
Заключение
Таким образом, мы можем говорить о подтверждении гипотезы о том, что существуют особенности в познавательной и эмоциональной сфере детей после кохлеарной имплантации.
Сегодня можно констатировать, что существует потребность общества, в частности педагогического сообщества, в том, как обучать ребенка с кохлеарным имплантатом в общеобразовательной школе, как адаптировать его в социуме. Выявленные, в ходе данного исследования, психологические особенности детей после кохлеарной имплантации, выступают рекомендациями для построения психолого-педагогической коррекционной работы в реабилитационный и пост реабилитационный период.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996.
2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 томах - Т. 2/ Борис М. Величковский. М.: Смысл: «Академия», 2006.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
4. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). СПб.: КАРО, 2008. 752 с.
5. Королева И.В. Факторы, благоприятные для слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002. №2. С. 25-32.
6. Кузьмичева Е.П., Яхнина С.З. Развитие устной речи у глухих школьников. М., 2003.
7. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами // Дефектология. 2013. №6.
8. Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 2002. 22 с.
9. Обучение и воспитание детей с нарушением слуха на основе вербото-нального метода. Вып. 3 / Под ред. Л.И. Руленковой. М., 2007. 130 с.
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 528 с.
11. Поддъякова О.С., Челышева М.В. Практикум по нейропсихологии. М., 2014. С. 31.
12. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. Москва: Педагогика, 1978. 232 с.
13. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №1. 2008. С. 55-63.
14. Соколовская Т.А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. № 2. 2013. С. 91-97.
15. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966. С. 30-52.
References
1. Ananiev B.G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and problems of knowledge of persons] / Ed. A.A. Bodalevo. M.: Publishing house «Inst. Pract. Psychology», 1996.
2. Velichkovsky B.M. Kognitivnaya nauka: osnovypsikhologiipoznaniya [Cognitive science: the basis of the psychology of cognition]: in 2 volumes. V. 2. М.: Meaning: 2006. 432 p.
3. Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech' [Thinking and speaking]. Moscow: Labyrinth, 1999. 351 p.
4. Koroleva I.V. Kokhlearnaya implantatsiya glukhikh detey i vzroslykh (elektrodnoeprotezirovanie slukha) [Cochlear implantation of deaf children and adults (electrode hearing replacement)]. St. Petersburg: KARO, 2008. 752 p .
5. Koroleva I.V. Faktory, blagopriyatnye dlya slukhorechevoy reabilitatsii posle kokhlearnoy implantatsii u detey mladshego vozrasta [Factors favorable for hearing-speech rehabilitation after cochlear implantation in young children]. Novosti otorinolaringologii i logopatologii. 2002. №»2. pp. 25-32.
6. Kuzmicheva E.P., Yakhnina S.Z. Razvitie ustnoy rechi u glukhikh shkol'nikov [Development of oral speech in deaf schoolchildren]. M., 2003.
7. Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Zadachi surdopedagoga na raznykh etapakh pomoshchi detyam s kokhlearnymi implantami [The tasks of the deaf-and-dumb pedagogue at different stages of helping children with cochlear implants]. Defektologiya [Defectology]. 2013. №6.
8. Larina E.V. Osobennosti razvitiya myshleniya u mladshikh shkol 'nikov v razlichnykh usloviyakh obucheniya [Features of development of thinking in younger schoolchildren in different learning environments]: Author's abstract. dis. ... cand. psychol. sciences. M., 2002. 22 p.
9. Obuchenie i vospitanie detey s narusheniem slukha na osnove verboton-al 'nogo metoda [Training and education of children with hearing impairment based on the verbotonal method]. Issue 3. (from the experience of experimental work) / ed. L.I. Rulenkovoy. Moscow, TsPPRRiK, 2007. 130 p.
10. Piaget J. Rech'i myshlenie rebenka [The speech and thinking of a child]. M.: Pedagogy-Press, 1999. 528 p.
11. Poddyakova OS, Chelysheva M.V. Praktikum po neyropsikhologii [Workshop on neuropsychology]. M., 2014. 31 p.
12. Rozanova TV. Razvitiepamyati i myshleniya glukhikh detey [The development of memory and thinking of deaf children]. Moscow: Pedagogy, 1978.232 p.
13. Sataeva A.I. Kokhlearnaya implantatsiya kak sredstvo pomoshchi glukh-im lyudyam [Cochlear implantation as a means of helping deaf people]. Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya [Education and training of children with developmental disorders]. N°1. 2008, pp. 55-63.
14. Sokolovskaya T.A. Osobennosti rechevogo razvitiya detey posle kokhle-arnoy implantatsii [Features of the speech development of children after cochlear implantation]. Spetsial'noe obrazovanie [Special Education]. No. 2. 2013, рр. 91-97.
15. El'konin D.B., Davydov V.V. Vozrastnye vozmozhnosti usvoeniya znaniy [Age-related possibilities of learning]. M., 1966, рр. 30-52.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Казицева Валентина Олеговна, ассистент
Северо-Восточный федеральный университет
ул. Белинского, 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия),
677000, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHOR Kazitseva Valentina Olegovna, Assistant
North-Eastern Federal University
58, Belinsky Str., Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), 677000,
Russian Federation