10. Яценко, Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя / Т.С. Яценко. -Киев : Освгта, 1993. - 208 с.
REFERENCES
1. Verbitsky, A.A. (2014), "Context education: problems and perspectives", Pedagogy, No. 9, pp.
3-14.
2. Vachkov, I.V. (2007), Psychology oftraining work. Substantial, organizational and methodical aspects of the training group, Eksmo, Moscow.
3. Vyatkin, B.A. (2000), Lectures on the psychology of the integral individuality of man, publishing house PSPU, Perm.
4. Yemelyanov, Yu.N. (1985), Active social and psychological training, LSU, Leningrad.
5. Merlin, VS (2005), Psychology of individuality: Selected psychological works, MODEC, Moscow,
6. Pahalyan, V.E. (2006), Group Psychological Training: Textbook, Peter, St. Petersburg.
7. Petrovskaya, LA (1989), Competence in communication. Socio-psychological training, MSU, Moscow.
8. Compilers Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. and Shchukin, M.R. (2011), Psychology of integral individuality: Perm school, Sense, Moscow.
9. Sidorenko, E.V. (2002), Training of communicative competence in business interaction, Speech, St. Petersburg.
10. Yatsenko TS (1993), Active social and psychological training of the teacher, Osvita, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.12.2017
УДК 159.95
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
Валентина Олеговна Казицева, магистрант, Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), г. Якутск
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования особенностей понятийного мышления у детей с кохлеарным имплантатом дошкольного и младшего школьного возраста. При исследовании понятийного мышления были взяты следующие критерии: способ категоризации, способность к обобщению и синтезу. Были изучены параметры речи: уровень развития спонтанности речи, понимание логико-грамматических конструкций, наличие или отсутствие артикуляционных нарушений, знание предметов и явлений на вербальном уровне. Результаты исследования показали, что понятийное мышление у детей после кохлеарной имплантации отличается искажением обобщения и синтеза, где механизмом понимания логико-грамматического строя речи может выступать наличие парафраза. Так же, отличительной чертой детей с кохлеарным имплантатом является наличие навыка письма и чтения, что помогает их восприятию окружающего мира.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, понятийное мышление, спонтанность речи, парафраз, дошкольный и младший школьный возраст.
STUDY OF FEATURES OF CONCEPTUAL THINKING OF CHILDREN AFTER
COCHLEAR IMPLANTATION
Valentina Olegovna Kazitseva, the master student, North-Eastern Federal University in Yakutsk, Yakutsk
Annotation
This article presents the results of a study of the features of conceptual thinking of children preschool and primary school age with a cochlear implant. In the study of conceptual thinking, the following criteria were taken: the method of categorization, the ability to generalize and synthesize. The parameters: the level of development of spontaneity of speech, the understanding of logical and grammatical constructions, the
presence or absence of articulatory abnormalities, the knowledge of objects and phenomena on the verbal level were studied. The results of the research showed that conceptual thinking of children after cochlear implantation is characterized by distortion of generalization and synthesis, where the presence of paraphrase can act as a mechanism for understanding the logical grammatical system of speech. Also, the distinctive feature of children with a cochlear implant is the availability of the writing and reading skills, which helps them to perceive the world around them.
Keywords: cochlear implantation, conceptual thinking, spontaneity of speech, paraphrase, children preschool and primary school age.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению особенностей понятийного мышления у детей после кохлеарной имплантации. Кохлеарный имплантат - это прорыв медицинской науки, который позволяет человеку с диагнозом глухоты или тугоухости иметь полноценное общение с окружающим миром с помощью слухового анализатора, которое до этого момента им был просто непосилен [3]. В связи с данным научным открытием существует потребность подробного изучения и разработки способов реабилитации и абилитации людей с кохлеарным имплантатом. Есть потребность изучения физиологических и психологических особенностей для более успешного вхождения людей с кохлеарным имплантатом в социум.
Конечный результат кохлеарной имплантации предполагает нормальное восприятие речи, овладение навыками общения и вхождение в социум без речевых нарушений.
За понимание и усвоение логических построений речи, отвечает понятийное мышление. Слово так же выступает как средство коммуникации, то есть, входит в состав речи. Соответственно, слово приобретает какое-либо значение. Именно в значении слова связано единство мышления и речи. Целью данной работы является изучение особенностей понятийного мышления детей после кохлеарной имплантации.
Проблема исследования понятийного мышления является актуальной, т.к. это напрямую связано с успешностью реабилитации ребенка с кохлеарным имплантатом и его вхождением в социум: способность видеть суть явлений, навык обобщения и синтеза, возможность оперировать информацией и понимание логики построения речевых конструкций при межличностном общении.
Понятийное мышление представляет собой вербализацию мыслительных операций, которое формируется у детей к старшему дошкольному возрасту самопроизвольно, в тесной взаимосвязи с развитием речи [1]. Данный вид мышление характеризует не только действия при мыслительных операциях, но и отражается на коммуникативных навыках ребенка. Понятийное мышление, по Л.С. Выготскому, это высший уровень сформированное™ речевого мышления [2]. С рождения у ребенка происходит формирование понятий: синкретическое сцепление понятий, образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков, образование истинных понятий. Формирование истинных понятий происходит только в юношеском возрасте.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Предметом данного исследования являются особенности понятийного мышления и речи у детей после кохлеарной имплантации. В исследовании принимали участие дети дошкольного и младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации. Дети после кохлеарной имплантации были взяты из трех разных учебных заведений. Учебные заведения отличаются между собой методикой педагогической работы и социальным окружением. Это специальная коррекционная школа для детей с диагнозом двусторонней глухоты и тугоухости IV степени; специальная коррекционная школа для слабослышащих, где обучаются дети с диагнозом III, II, и I степени тугоухости; дошкольное учебное заведение, где есть специальная группа для детей после кохлеарной имплантации. В последнем учебном заведении у детей с кохлеарным имплантатом есть непосредственный межличностный
контакт с нормативными детьми. Их результаты диагностики отличались наличием спонтанности речи.
Нами было высказано предположение о том, что понятийное мышление у детей после кохлеарной имплантации отличается искажением обобщения и синтеза, в следствие нарушения речевой деятельности.
Методы, использованные при исследовании: методика "Исключение неподходящей картинки»; методика «Исключение лишнего»; методика нейропсихологического исследование развития речи; методика нейропсихологического исследования О. С. Поддъяковой и М.В. Челышевой [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты исследования речи показали, что: спонтанность речи есть у 13% детей после кохлеарной имплантации, 73% - дети из нормативной группы. Это явление может быть связано с низким словарным запасом у детей после кохлеарной имплантации и их низкой потребностью к вербальному контакту. При описании картинок с заданием справились 60% детей после кохлеарной имплантации и 100% - нормативная группа. Здесь рассматривался характер поиска слова-наименования и вербальные парафазии. Далее, нами был изучен такой компонент как автоматизированность речи, где при данном исследовании использовались порядковые числа от 1 до 10 (и обратно). Здесь 47% детей после кохлеарной имплантации справились с данным заданием, контрольная группа - 93%. То есть, навыком вербального счета владеют меньшее количество детей из экспериментальной группы.
При изучении речи были изучены еще такие компоненты как понимание логико-грамматических конструкций и вербальные парафазии: у 96% детей после кохлеарной имплантации есть нарушение логико-грамматических конструкций и у 80% детей наблюдаются вербальный парафраз. У нормативных детей данный показатель намного ниже - у 13% детей есть нарушение логико-грамматических конструкций и ни у одного ребенка не наблюдается такое нарушение как вербальный парафраз, следовательно, исходя из низкого показателя по пониманию логико-грамматических конструкций, мы можем предположить, что данное нарушение у детей после кохлеарной имплантации является вспомогательным механизмом при восприятии ребенком устной речи.
Дети после кохлеарной имплантации отличаются навыками чтения и письма, в отличие от нормативной группы - 86% детей после кохлеарной имплантации владеют данным видом деятельности. У нормативных детей всего 27%. Это как раз может быть связано с тем, что до операции ребенок мог воспринимать внешний мир без слухового анализатора, в связи с этим, у глухих детей раньше развит навык чтения и письма.
При исследовании понятийного мышления экспериментальная группа справилась с 52% заданий на исключение лишнего предмета и только с 12% заданий на обобщение. Контрольная группа - 83% заданий на исключение лишнего предмета и 77% заданий на обобщение. Конечно, здесь мы можем говорить о том, что у детей после кохлеарной имплантации не сформированы такие составляющие понятийного мышления как синтез и обобщение. Такие показатели можно объяснить тем, что при отсутствии работы слухового анализаторов, где вторичным дефектом выступает общее недоразвитии речи, у детей наблюдается превосходство сформированности невербального мышления, над вербальным.
Проведенный математический анализ показал, что существуют различия между двумя группами по уровню сформированности спонтанной речи и по понятийному мышлению, где были взяты критерии синтез и уровень обобщения при выполнении мыслительных операций. Данные результаты говорят о том, что у детей после кохлеарной имплантации уровень сформированности спонтанной речи и уровень сформированности понятийного мышления ниже, чем у нормативных детей. По результатам ранговой корреляции можно говорить о наличие положительной взаимосвязи между сформированностью речи
и понятийным мышлением, где, чем выше уровень сформированности речи, тем выше уровень понятийного мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы можем говорить о подтверждении гипотезы о том, что у детей после кохлеарной имплантации понятийное мышление отличается искажением обобщения и синтеза, в следствие нарушения речевой деятельности. Сегодня можно констатировать, что существует потребность общества, в частности педагогического сообщества, в том, как обучать ребенка с кохлеарным имплантатом в общеобразовательной школе, как адаптировать его в социуме. И эта работа должна основываться на научных достижениях и результатах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания : в 2 томах. Т. 2 / Б.М. Величковский. - М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.М. Выготский. - 5-е изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 351 с.
3. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) / И.В. Королева. - СПб. : КАРО, 2008. - 752 с.
4. Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ларина Э.В. - М., 2002. - 22 с.
5. Поддъякова, О.С. Практикум по нейропсихологии [Электронный ресурс] / О.С. Поддъякова, М.В. Челышева // URL : http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/Praktikum-po-neyropsi-hologii.pdf. - Дата обращения: 01.11.2017.
REFERENCES
1. Velichkovsky, B.M. (2006), Cognitive science: the basis of the psychology of cognition: in 2 volumes, Vol. 2, Meaning, Publishing center "Academy", Moscow.
2. Vygotsky, L.S. (1999), Thinking and speaking, Labyrinth, Moscow.
3. Koroleva, I.V. (2008), Cochlear implantation of deaf children and adults (electrode hearing replacement), KARO, St. Petersburg.
4. Larina, E.V. (2002), Features of development of thinking in younger schoolchildren in different learning environments, dissertation, Moscow.
5. Poddyakova, O.S. and Chelysheva, M.V. (2014), Workshop on neuropsychology, available at: http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/Praktikum-po-neyropsihologii.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2017
УДК 159.9:331.101.3
РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
Анжелика Владимировна Корниенко, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (ХГУ), г. Абакан
Аннотация
В статье описаны эмпирические данные, полученные методом регрессионного анализа, выделены личностные детерминанты профессионального здоровья менеджеров по продажам. Выявлены личностные детерминанты менеджеров по продажам с высоким уровнем профессионального здоровья: гибкость (Fx), самоконтроль (Sc), самоуважение, чувство благополучия (Wb). Определены личностные детерминанты менеджеров по продажам с низким уровнем профессионального здоровья: симптомокомплекс ригидности, достижения через конформность (Ac).
Ключевые слова: личностные детерминанты, личностные качества, профессиональное здоровье, регрессионная модель.