Научная статья на тему 'Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации'

Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / АГРАММАТИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахман Александра Андреевна

В статье обсуждаются особенности монологической речи после кохлеарной имплантации у старших дошкольников и дальнейшая коррекционная работа по устранению данных речевых нарушении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бахман Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации»

95

УДК 371.927(075.8)

ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Бахман А. А., магистрант кафедры коррекционной педагогики института социально-гуманитарных технологий, Красноярский

государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

В статье обсуждаются особенности монологической речи после кохлеарной имплантации у старших дошкольников и дальнейшая коррекционная работа по устранению данных речевых нарушении.

Ключевые слова: Монологическая речь, кохлеарная имплантация, старший дошкольный возраст, особенности монологической речи, речевые нарушения, аграмматизмы, нарушения звукослоговой структуры слов.

Нарушение слуха ведет к отклонениям в развитии речи ребенка, и это в свою очередь приводит к ограничению возможностей познания окружающего мира, овладения знаниями, умениями и навыками. (Боскис P.M., Волкова К.А., Выготский Л.С., Выгодская Г.Л. , Леонгард Э.И., Мастюкова Е.М. , Pay Ф.А., Pay Ф.Ф.).

Своевременное протезирование

современными цифровыми слуховыми аппаратами, проведение кохлеарной имплантации у детей с нарушением слуха и раннее начало оказания и психолого-педагогической помощи будет

способствовать речевому развитию ребенка.

В последнее время развивается кохлеарная имплантация как наиболее эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление слухового восприятия до 30 - 40 децибел, улучшает восприятиее окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности сразу понимать речь и разговаривать. Для этого детям нужно научиться различать, узнавать фонемы, слоги, накопить в памяти образ слов, развить навыки произношения звуков, соединять их в слоги и слова, сформировать навыки управления голосом, речевым дыханием. Наконец ребенок должен овладеть всей системой языка: лексикой, фонетикой, морфологией, синтаксисом.

По этой причине детям после кохлеарной имплантации необходима длительная реабилитация и поэтому возникает вопрос о том, где лучше проводить коррекционную работу.

В соответствии с новым законодательством Российской Федерации и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, дети после кохлеарной имплантации имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками. Семья кохлеарно имплантированного дошкольника имеет право выбрать

дошкольное учреждение любого вида. И дошкольные образовательные учреждения столкнулись с необходимостью слухоречевой реабилитации и развитием монологической речи в частности у таких детей [Беляева, Сопинская, Узикова , 2014, с. 58].

В настоящее время разработаны методические рекомендации, дидактические материалы для проведения слухоречевой реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова). Описана организация и содержание разных этапов реабилитации, выбора образовательных маршрутов для кохлеарно имплантированных детей (Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина), но при этом малоизученным остается вопрос об особенностях монологической речи старших дошкольников после проведения кохлеарной имплантации.

Развитие монологической речи является одной из главных задач речевого развития дошкольников. Монологическая речь - форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие монологической речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

Монологическая речь - развернутый, организованный, произвольный вид речи. По мнению исследователей, владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Монологическая речь -сложный для детей вид деятельности, его освоение требует умения планировать свою речь, выбирать соответствующую замыслу языковую форму. Без специального обучения дошкольник не способен освоить монолог на должном уровне.

Вопросы методики развития монологической речи дошкольников описывали в трудах Ладыженской Т.А., Сохина Ф.А, Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В, Жуковой Н.С., Ушаковой О.С., Глухова В.П.и др. В них определены задачи, содержание, формы, методы работы и методики обучения монологической речи на разных возрастных этапах.

В работах Ушаковой О.С., Глухова В.П. отмечается, что формирование грамматически правильной, логичной, последовательной

монологической речи у детей старшего дошкольного возраста это одно из необходимых условий речевого развития и подготовки к предстоящему школьному обучению.

Формирование и развитие монологической речи у детей при сохранном слухе - это сложный процесс, который значительно усложняется при нарушенной слуховой функции.

Под монологической речью понимают — последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств [Филичева, 1989,с. 3].

96

Волкова Л.С. понимает под монологической речью связную речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах действительности [Волкова, 2009, с. 10].

Монологические высказывания

характеризуется следующими признаками: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли), структурное оформление (начало, середина, конец), связность (логические связи между предложениями и частями монолога), объем высказывания, плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания) [Алексеева М, Яшина, 2000, С.263].

Многие дети перенесли кохлеарную имплантацию в возрасте с 2 до 3 лет и как отмечает И.В.Королева в своих работах отмечаются следующие особенности монологической речи, при отсутствии сопутствующих нарушений, раннем

слухопротезировании и адекватной методике реабилитации, к 5-7 годам обладают развернутой речью.

В целом она соответствует речи их слышащих сверстников с речевыми

нарушениями, т.е. в ней встречаются аграмматизмы, небольшие нарушения звукослоговой структуры слов, обнаруживается дефицит словаря (пассивного и активного) [Королева, 2008, с. 108].

Мы провели собственный эксперимент на базе КГБДОУ «Березовский детский сад» и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска, с целью уточнения особенностей

монологической речи, которые описаны в литературных источниках. В эксперименте

учувствовали семь детей. У всех кохлеарная имплантация проведена с 2 до 3 лет. На момент проведения эксперимента все дети достигли старшего дошкольного возраста. Двое детей шести лет посещают группу для глухих. Остальные пять, им исполнилось шесть лет, логопедические группы.

Цель нашего эксперимента - изучить особенности монологической речи у детей после кохлеарной имплантации.

Задачи:

1. Подобрать методику оценки монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами;

2. Провести обследование монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами и выполнить анализ результатов эксперимента;

3. Сформулировать выводы об уровне развития монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.

Эксперимент проходил в три этапа:

На первом этапе эксперимента мы осуществили подбор детей для обследования уровня монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.

На втором этапе эксперимента мы провели обследование для определения уровня монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.

На третьем этапе мы провели анализ результатов обследования развития монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.

Оценка и обследование проводилась по методике исследования связной монологической речи Глухова В.П. [Глухов, 2004, с. 31], которая состоит из серии заданий на составление фразовых высказываний и различного типа рассказов, которые в себя включают:

— составить предложения по отдельным ситуационным картинкам;

— составить предложения по трем картинкам, связанным тематически;

— пересказать текст (знакомой сказки или короткого рассказа);

— составить рассказ по серии сюжетных картинок;

— сочинить рассказ на основе личного опыта,

— составить рассказа-описания.

Результаты обследования уровня

монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами

Испытуемый Уровень монологической речи

1 Низкий уровень

2 Низкий уровень

3 Низкий уровень

4 Средний уровень

5 Средний уровень

6 Средний уровень

7 Средний уровень

По результатам обследования монологической речи детей, нами были выделены 2 уровня развития монологической речи: «средний» и «низкий». «Средний» уровень выявлен у четырех человек (58 %), а «низкий» у трех (42 %) .

Анализ результатов эксперимента позволил нам выявить следующие

особенности монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами:

- аграмматизмы (нарушение согласования по роду, например: кукла упал, ложки упал. По падежу: на шапка собака. Отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными).

- нарушения звукослоговой структуры (нарушение последовательности слогов в слове и их количество, искажение структуры отдельного слова и пр.)

- дефицит словаря (активного и пассивного).

Монологические высказывания

малоразвернуты, фрагментарны. Монолог часто состоит из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуется краткостью и сжатостью изложения. Иногда для составления высказывания требовалась помощь педагога в виде дополнительного вопроса указывающего на деталь или выполненное субъектом действие.

97

Затруднения вызвал пересказ, с ним не справились пять детей из семи. Также трудности вызвал рассказ-описание. Во втором задании, при составление предложения по трем картинкам, четверо детей только назвали те предметы, что были изображены на карточках. Все дети в разной степени затруднялись с образованием падежных форм, предложно-падежных конструкций. Сложности вызвало согласование существительных с прилагательными, числительными. Словообразование и понимание синтаксических конструкций также вызвало много затруднений при выполнении заданий. Чаще всего дети ошибались в образовании относительных прилагательных. При выполнении заданий отмечается недостаточное количество прилагательных, глаголов, наречий, слов антонимов, иногда используются жесты вместо слов. Периодически встречались нарушения звукослоговой структуры слова (пропуск и перестановка букв в словах, вставок лишних букв и пр.).

Для устранения данных особенностей детям потребуется дальнейшая коррекционная работа по развитию слухового восприятия и речи, в рамках которой при ежедневных занятиях включать упражнения по устранению нарушений слоговой структуры (отхлопывать ритм в ладоши, узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком и т.д., например игра «Барабан», «Заинька и ложки») [Беляева, Викулина, Сопинская, Ступакова, 2016,с. 279], игры с грамматическим содержанием: «один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) [Беляева, 2015, с. 176], «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др. Так же проводить работу по обогащению словаря новыми словами, их уточнением и закреплением. Для этого можно использовать следующие задания «Добавь слово» (находить нужное по смыслу слово), «Кто? Что делает?» [Беляева, 2015, с. 176], «Слова-родственники».

Помимо этого важным условием для проведения эффективной коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с кохлеарным имплантом является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность постоянно находиться среди слышащих сверстников.

Кроме того, к важным условиям мы так же отнесли - постоянные занятия со специалистами в соответствии с положениями слухового метода И.В. Королевой, создание условий для спонтанного развития слухоречевого восприятия и устной речи у ребенка с кохлеарными имплантами его родителями и близкими [Беляева, Пермикина, Юкина, 2015, с. 10], и специальную работу воспитателя дошкольной группы для старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребенка [ Беляева, Сопинская, 2016, с.22].

Источники и литература:

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников .М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы. Красноярск, 2015. 248 с.

3. Беляева О.Л., Викулина Л.М., Сопинская Т.В., Ступакова М.В. Современная организационно-правовая модель образовательной (ре)абилитации и социализации дошкольников с кохлеарными имплантами. Красноярск, 2016. 284 с.

4.Беляева О.Л., Пермикина В.А., Юкина Т.Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения // Сибирский вестник специального образования. 2015. №2

(15)

5.Беляева О.Л., Сопинская Т.В. Создание специальных условий для эффективного слухоречевого развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 3 (18). С. 15-23.

6. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Узикова С.С., к вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей // В сборнике: Психолого медико-педагогическое сопровождение особого ребенка сборник статей, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 57-60.

7. Беляева О.Л., Сосновская Л.А., Юкина Т.Л. О педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами // Логопедия. 2015. № 4 (10). С.53-61

8. Верхотурова Н.Ю. Диагностика эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Казанская наука: научно-практическое издание. - Казань, 2012. — № 8. — С. 130—133.

9.Волкова, Л.С. Логопедия. М.:,2009. 680 с.

10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.

10. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). СПб.: КАРО, 2008. 752 с.

11. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.