Научная статья на тему 'СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сформированное™ социального компонента / дошкольник / готовность к школе / когнитивный / эмоционально-волевой / педагогическая компетентность / родители / самовыражение / самоконтроль / formation of the social component / preschooler / readiness for school / cognitive / emotional-volitional / pedagogical competence / parents / self-expression / self-control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Газизова Фарида Самигулловна, Миннуллина Розалия Фаизовна

В статье рассматривается проблема формирования компонентов школьной готовности дошкольников. Обоснована роль сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи по данной проблеме. Целью статьи является анализ результативности сотрудничества ДОО и семьи по проблеме исследования. С целью выявления уровня сформированное™ школьной готовности у дошкольников проведен эксперимент. Акцентируется внимание на социальный компонент школьной готовности дошкольников. Для достижения поставленных целей и задач исследования применялись методики Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной, А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой. В исследовании акцент сделан и на педагогическую компетентность родителей. С целью оценки педагогической компетентности родителей по проблеме исследования была использована «Шкальная оценка сформированное™ социальных форм поведения ребенка» А. М. Щетининой. Рассмотрены отдельные моменты преодоления дошкольниками в самостоятельном продуктивном урегулировании возникших проблем. Результаты первичного этапа исследования представлены в развернутом виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Газизова Фарида Самигулловна, Миннуллина Розалия Фаизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of forming the components of school readiness of preschoolers. The role of cooperation between preschool educational organizations and families on this issue is substantiated. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of cooperation between preschool educational institutions and families on the research problem. In order to identify the level of formation of school readiness components in preschoolers, an experiment was conducted. To achieve the goals and objectives of the study, the methods ofE.O. Smirnova and E.A. Kalyagina, A. M. Shchetinina and M.A. Nikiforova were used. The study also focuses on the pedagogical competence of parents. In order to assess the pedagogical competence of parents on the research problem, the “Scale assessment of the formation of social forms of child behavior” by A.M. Shchetinina was used. Some aspects of overcoming preschoolers in independent productive resolution of problems that have arisen are considered. The results of the initial stage of the study are presented in detailed form.

Текст научной работы на тему «СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выводы. В статье обобщен опыт организации конкурса на лучший перевод поэтического произведения, который проводится кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «ОГПУ» на протяжении пяти лет. В конкурсе участвовали студенты 1-2 курсов неязыковых факультетов ОГПУ, изучающие английский или немецкий языки. В первый год проведения на конкурс было представлено 47 работ. На перевод предлагались стихотворения американского поэта 20 века Роберта Фроста "THE AIM WAS SONG" и немецкого поэта В. Мюллера «Дружба». Во второй год количество участников возросло до 58 (переводили стихотворения американской поэтессы 20 века Алисы Мюррей "THE EARTH SMILES BACK" и немецкого поэта Фридриха Гёльдерлина «ОСЕНЬ»), С 05 октября 2020 по 30 октября 2020 года конкурс проводился в дистанционной форме из-за ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией. Студентам было предложено перевести написанные на тему новой реальности стихотворения Гэвина Уильямса "THE NEW NORMAL" и с немецкого языка на русский стихотворения немецкого поэта Николе Зунича «GESUNDHEIT». Несмотря на неблагополучную эпидемиологическую ситуацию, в конкурсе приняли участие 73 студента. В следующем году конкурс вернулся в очный формат, студенты переводили стихотворение Джорджа Купера "COME, LITTLE LEAVES" и стихотворение немецкой поэтессы Регины Майер «HERBST - ABSCHIED UND NEUBEGINN». Жюри оценило 104 работы, среди которых многие были художественно оформлены.

В ходе исследования авторам удалось выявить специфику формирования способности к межкультурному общению посредством перевода стихотворных произведений с иностранного языка на русский. Обобщенный практический опыт организации поэтических конкурсов преподавателями кафедры иностранных языков позволяет заключить, что в ходе переводческой деятельности мы погружаем студентов в языковую среду, развиваем познавательный интерес к изучению иностранных языков, потребность к знакомству с иноязычной культурой, литературой. Переводческая деятельность помогает выработать языковую интуицию и способствует развитию умения рассуждать лингвистическими терминами, что усиливает мотивацию к освоению иностранного языка, совершенствует переводческие способности, развивает потребность к межкультурному общению.

Литература:

1. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. -М. : Советская Энциклопедия, 1966. -376 с.

2. Николаева, Н.Т. Основы межкультурного общения (английский язык): учебное пособие / Н.Т. Николаева, И.В. Турецкова. - Оренбург, 2023. - 115 с.

3. Николаева, Н.Т. Введение в межкультурное общение (английский язык): учебное пособие / Н.Т. Николаева, И.В. Турецкова. - Оренбург, 2023. - 111 с.

4. Николаева, Н.Т. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста на занятиях по иностранному языку в вузе / Н.Т. Николаева, П.А. Наличникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. -С. 188-190

5. Развитие навыков межкультурной коммуникации с использованием медиаинструментов / Комлева Е.В., Горшкова E.H., Бельмесова М.О., Коблова А.Ю. Турецкова И.В. // INTED2020 Proceedings, 14th International Technology, Education and Development Conference Valencia, Spain. 2-4 March, 2020. - P. 4071-4079

6. Aleshchanova, I.V. Creative approach to development of competence "writing" in foreign language classes / I.V. Aleshchanova // SHS Web Conf., 50 (2018) 01025. - URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001025

7. Anna Katherine Green At the Piano URL: http://www.blackcatpoems.com/ (дата обращения 25.09.2022)

8. Juliane House, Multilingual discourse production Diachronic and synchronic perspectives. - URL: https://www.researchgate.net/publication/281551578 (дата обращения 15.08.2023)

9. Peter Newmark, A Textbook of Translation. - URL: http://lrc.quangbinhuni.edu.vn:8181 (дата обращения 15.08.2023)

10. Simon Käßheimer Klangempfangen. - URL: https://www.gedichte-oase.de/gedicht/klangempfangen (дата обращения 25.09.2022)

11. Vasilevich, A. Language versus linguistic abilities / A. Vasilevich И Формирование культурной и языковой компетентности в процессе изучения иностранного языка. Интернет и изучение иностранного языка: сб. материалов Междунар. науч. конф. -М.: ИИУ МГОУ,2014. - С. 68-71

Педагогика

УДК 373

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования компонентов школьной готовности дошкольников. Обоснована роль сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи по данной проблеме. Целью статьи является анализ результативности сотрудничества ДОО и семьи по проблеме исследования. С целью выявления уровня сформированности школьной готовности у дошкольников проведен эксперимент. Акцентируется внимание на социальный компонент школьной готовности дошкольников. Для достижения поставленных целей и задач исследования применялись методики Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной, A.M. Щетининой и М.А. Никифоровой. В исследовании акцент сделан и на педагогическую компетентность родителей. С целью оценки педагогической компетентности родителей по проблеме исследования была использована «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» А. М. Щетининой. Рассмотрены отдельные моменты преодоления дошкольниками в самостоятельном продуктивном урегулировании возникших проблем. Результаты первичного этапа исследования представлены в развернутом виде.

Ключевые слова: сформированность социального компонента, дошкольник, готовность к школе, когнитивный, эмоционально-волевой, педагогическая компетентность, родители, самовыражение, самоконтроль.

Annotation. The article discusses the problem of forming the components of school readiness of preschoolers. The role of

cooperation between preschool educational organizations and families on this issue is substantiated. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of cooperation between preschool educational institutions and families on the research problem. In order to identify the level of formation of school readiness components in preschoolers, an experiment was conducted. To achieve the goals and objectives of the study, the methods of E.O. Smirnova and E.A. Kalyagina, A. M. Shchetinina and M.A. Nikiforova were used. The study also focuses on the pedagogical competence of parents. In order to assess the pedagogical competence of parents on the research problem, the "Scale assessment of the formation of social forms of child behavior" by A.M. Shchetinina was used. Some aspects of overcoming preschoolers in independent productive resolution of problems that have arisen are considered. The results of the initial stage of the study are presented in detailed form.

Key words: formation of the social component, preschooler, readiness for school, cognitive, emotional-volitional, pedagogical competence, parents, self-expression, self-control.

Введение. Экспериментальная деятельность была реализована на базе МАДОУ г. Набережные Челны РТ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 112 «Мозаика». В исследовании были задействованы 40 детей подготовительной к школе группы в возрастном диапазоне от 6 до 7 лет. В составе ЭГ - 20 человек. В КГ - 20 человек. Также в эксперименте приняли участие родители дошкольников в количестве 40 человек.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - анализировать результативность диагностики уровня сформированнности социальных компонентов школьной готовности детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленных целей и задач, и выявления уровня сформированности социального компонента школьной готовности дошкольников, а также оценки педагогической компетентности родителей по проблеме исследования применялись различные методики. Была рассмотрена методика Щетининой A.M. «Диагностика социального развития ребенка» [2].

В качестве критериев сформированности социального компонента школьной готовности на констатирующем этапе были выделены:

1. Когнитивный компонент, который заключается в умении находить выход из возникающих конфликтных ситуаций и демонстрирующий уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков в общении со сверстниками (по методике Е О. Смирновой и Е.А. Калягиной «Картинки») [1].

2. Эмоционально-волевой, показателями которого являются проявление положительных личностных качеств и умение справляться с отрицательными, а также самовыражение и самоконтроль (по методике A.M. Щетининой и М.А. Никифоровой «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников») [3].

С целью определения уровня сформированности социальных и коммуникативных навыков в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста нами была использована проективная методика «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной [1].

Каждому ребенку было предложено индивидуально рассмотреть четыре изображения, демонстрирующие определенного рода конфликтные ситуации, возникшие между детьми: группа детей не принимает своего сверстника в игру; девочка сломала у другой девочки ее куклу / Мальчик сломал у другого мальчика его машинку; мальчик взял без спроса игрушку девочки / Девочка взяла без спроса игрушку мальчика; мальчик рушит постройку из кубиков у мальчиков / Девочка рушит постройку из кубиков у девочек.

На каждом изображении присутствует расстроенный или обиженный персонаж. Задача исследуемого понять и объяснить происходящую ситуацию, а также рассказать, что бы он сделал, оказавшись на его месте. Данная методика позволяет определить способность дошкольника решать разногласия, возникающие в процессе общения между людьми.

В ходе беседы педагогом фиксируется и оценивается каждый ответ данный ребенком на четыре представленных изображения. Понимание исследуемым поставленной перед ним задачи и способность дать развернутый ответ приравнивается к 4 баллам. Односложные ответы или нежелание выполнять задание оценивается в 0 баллов. После сопоставления и суммирования баллов по каждой представленной ситуации педагогом определяется качество выполнения задания, и как следствие уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков в общении со сверстниками, где: высокий уровень - 17-20 баллов; средний уровень - 13-16 баллов; низкий уровень - 0-12 баллов.

Рассмотрим пример ответов И. Кирилла, по результатам которых можно судить о высоком уровне сформированности социальных и коммуникативных навыков. Распознание конфликтных ситуаций, представленных на каждом из четырех изображений, не вызвало затруднений у Кирилла. Внимательно рассмотрев первое изображение, мальчик ответил: «Это Нльдар и Матвей не хотят делить со мной мяч. Это было, когда мы гуляли на площадке. Но я предложил им поиграть в футбол, и они согласились». Данный ответ мы рассматриваем как продуктивное решение конфликта. Стоит отметить самостоятельность ребенка в разрешении разногласий, а также способность договориться в действительно произошедшей ситуации. В качестве ответа на второе изображение прозвучало: «Если бы мою машинку сломали, я бы сильно расстроился, но не плакал. Наверно я бы заставил ее починить или отдать взамен свою игрушку», - что приравнивается к вербально-агрессивному решению, так как мальчик будет пытаться договориться, используя неблагоприятные варианты разрешения конфликта. Описывая события, представленные на третьем изображении, Кирилл отметил, что младший брат Лева часто берет его игрушки, но он не обижается на него, потому что с маленькими нужно делиться. Подобный ответ является продуктивным решением. Немаловажно, что ребенок привел конкретные примеры, которые происходили или происходят в его жизни. На четвертое изображение мальчик отреагировал следующим образом: «Если бы сломали мою башню я бы разозлился. Ведь я очень старался. Но я бы не стал драться, это плохо. Я бы построил новую башню и охранял ее, чтобы больше ее никто не разрушил». Данный комментарий говорит о способности Кирилла самостоятельно найти продуктивное решение. По результатам беседы нами зафиксировано в общей сумме 18 баллов, что приравнивается к высокому уровню. Следовательно, у И. Кирилла в должной степени сформированы социальные и коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

Приведем пример ответов Ч. Полины, демонстрирующий средний уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков. Чтобы ответить на представленные ситуации, Полине понадобилось некоторое время на размышления, тем не менее девочка смогла дать правильные ответы. Комментируя первое изображение, ребенок выдвинул предположение: «Они не хотят играть с девочкой. Я бы спросила можно ли поиграть с ними. Но если бы меня не взяли в игру, я бы пошла играть в куклы». На дополнительный вопрос педагога «Ты бы обиделась на ребят?» Полина ответила отрицательно. Подобный вариант решения является продуктивным. Девочка способна спокойно отреагировать на неблагоприятные для нее события и самостоятельно переключиться. Второе изображение ребенок объяснил следующим образом: «На Новый Год мне подарили красивую куклу, но я мало с ней играла. Мой брат сломал ее, и я долго плакала. Мама отругала брата». Подобное поведение демонстрирует уход от ситуации в виде плача, с последующим привлечением внимания взрослого. На третье изображение последовали рассуждения, характерные для вербально-оценочного выхода из

ситуации: «Нельзя брать чужое. Так мама всегда говорит. Я объясню, что нельзя брать чужие игрушки просто так. Надо обязательно спросить». Четвертое изображение вызвало следующую реакцию, демонстрирующую избегание ребенком возникшей ситуации: «Если бы сломали мой замок, я бы очень расстроилась. Я бы обиделась и больше не играла бы с этой девочкой».

Таким образом, исследуемой было набрано 13 баллов, что приравнивается к среднему уровню. Следовательно, у Ч. Полины в достаточном объеме сформированы социальные и коммуникативные навыки. Тем не менее, взрослому необходимо оказывать ребенку помощь в поддержании и совершенствовании данных навыков для эффективного их усвоения, и последующего применения.

Ответы С. Марка, демонстрирующий низкий уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков в общении со сверстниками. Мальчик чувствовал себя некомфортно, неуверенно и растерянно. Для выполнения заданий Марку потребовалось значительное количество времени. Несмотря на это, ребенок не смог дать развернутого ответа на первое изображение. Марк отметил: «Это дети играют. Мальчик водящий». Данный ответ свидетельствует о том, что исследуемому не удалось распознать конфликт. Однако последующие три ситуации были распознаны без особых затруднений. Второе изображение вызвало реакцию, приравниваемую к агрессивному решению: «Если он сломал мою машинку, то я сломаю его. Так будет честно». Описывая события, происходящие на третьем изображении, Марк отметил: «Девочек обижать нельзя. Так папа всегда говорит. Но это же моя игрушка. Я попрошу ее вернуть». Подобного рода решение конфликта говорит о способности мальчика найти вербально-оценочный выход из ситуации. Последнее изображение мальчик пояснил следующим образом: «Я бы очень разозлился. Расскажу об этом воспитательнице, чтобы его наказали». Таким образом, ребенок демонстрирует избегание ситуации с привлечением влиятельного взрослого, который, по его мнению, способен решить конфликт вместо него.

Было отмечено, что в общей сумме мальчик набрал 10 баллов, что приравнивается к низкому уровню. Несмотря на это, можно отметить, что С. Марк в целом доброжелательно расположен к сверстникам, даже при условии нарушения его личных границ. У мальчика четко сформированы нравственные качества и чувство справедливости. Тем не менее педагогу и родителям необходимо оказывать помощь ребенку в самостоятельном продуктивном урегулировании возникших разногласий.

Таблица 1

Итоги беседы по проективной методике «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество человек Процентное соотношение Количество человек Процентное соотношение

Высокий 3 15% 2 10%

Средний 12 60% 14 70%

Низкий 5 25% 4 20%

Таким образом, обобщив результаты проведенной методики можно прийти к выводу, что высокий уровень прослеживается у 15% опрашиваемых контрольной группы и 10% экспериментальной. У исследуемых в должной степени сформированы социальные и коммуникативные навыки в общении со сверстниками. Дети без затруднений правильно описывали предоставленные им изображения, самостоятельно и продуктивно разрешали возникшие между детьми разногласия.

Также было выявлено, что большинство опрошенных имеет средний уровень - 65% опрашиваемых контрольной и 70% экспериментальной групп. У дошкольников в достаточном объеме сформированы социальные и коммуникативные навыки. Тем не менее педагогу и родителям необходимо оказывать помощь ребенку в поддержании, укреплении и совершенствовании данных навыков для лучшего их усвоения и последующего практического применения.

Низкий уровень продемонстрировали 20% исследуемых контрольной группы и 15% экспериментальной группы. Было зафиксировано, что у опрошенных недостаточно сформированы социальные и коммуникативные навыки. Так же была отмечена неспособность детей самостоятельно, без помощи взрослого, продуктивно урегулировать возникшие конфликтные ситуации. Данные результаты приводят к необходимости оказания педагогом и родителями соответствующей помощи.

С целью выявления социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста нами было организовано опосредованное наблюдение в контрольной группе и в экспериментальной группе по протоколу, разработанному A.M. Щетининой и М.А. Никифоровой «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» [2].

Диагностическим показателем являлся процесс общения ребенка со сверстниками, а также со взрослыми. В ходе наблюдения педагогом фиксировались и оценивались следующие показатели: коммуникативные качества личности, включающие в себя: эмпатийность; доброжелательность; непосредственность, искренность; открытость в общении; конфронтация; инициативность. Коммуникативные действия и умения, подразделяемые на: организационные; перцептивные; оперативные.

Определили уровень развития социально-коммуникативных способностей ребенка старшего дошкольного возраста, где: очень высокий уровень - 116-145 баллов; высокий уровень - 87-115 баллов; средний уровень - 58-86 баллов; низкий уровень - 29-57 баллов.

Проанализировали карту наблюдения И. Есенин, исходя из которой можно судить о высоком уровне сформированности социально-коммуникативных способностей. По результатам итогового подсчета в общей сумме И. Есенией было набрано 109 баллов. Согласно произведенной оценке по выделенным критериям нами было зафиксировано следующее: а) у Есенин в должной степени сформировано такое качество личности, как эмпатийность. Девочка чаще всего проявляла способность к сопереживанию, что было отмечено в соответствующей ячейке; б) ребенок всегда готов к сотрудничеству, демонстрирует вежливость и чуткость в общении со сверстниками и взрослыми. Отличительной особенностью Есенин является способность всегда предвидеть конфликтную ситуацию и старание ее предотвратить; дочка искренна в проявлении своих эмоций. Открыто высказывает свое мнение, избегая грубости в общении; в) ребенок демонстрирует лидерские и организаторские качества, является инициатором подвижных и настольных игр, самостоятельно собирает участников, товарищи часто прислушиваются к мнению Есенин; г) девочка часто задействована на утренниках в качестве главных героев.

Рассмотрим протокол наблюдения X. Данияра, представленный в приложении 7, показатели которого приравниваются к среднему уровню. По результатам произведенных расчетов мальчиком было набрано 68 баллов. В ходе произведенного наблюдения нами было выявлено следующее: а) мальчик проявляет доброжелательность и открытость к окружаемым его людям. Всегда готов поддержать разговор и с заинтересованностью включается в обсуждение различных вопросов; б) ребенок неконфликтный, старается самостоятельно разрешать возникшие разногласия, в редких случаях с привлечением третьей стороны в виде воспитателя или товарища; в) Данияр способен проявить инициативу в общении, а также отстоять свою точку зрения в случае необходимость. Тем не менее спокойно принимает чужую позицию, принимая свою неправоту; г) мальчик с радостью поддерживает идею организации игры, однако редко выступает в качестве инициатора. Не всегда способен проявлять лидерские качества в силу своей стеснительности.

Разберем карту наблюдения Э. Руфины, показатели которой говорят о низком уровне развития социально-коммуникативных способностей. В общей сумме девочка набрала 53 балла. Среди характерных особенностей было отмечено: а) Руфина достаточно сдержанна, что в первую очередь обусловлено явной скромностью, она хорошо чувствует настроение и эмоции окружающих ее людей; б) ребенок скован в проявлении своих истинных эмоций и чувств, готова к общению только с узким кругом товарищей и приближенных взрослых; в) девочка изредка проявляет инициативу в общении, однако с большой заинтересованностью поддерживает инициативу другого, не пытается отстоять свое мнение, придерживается большинства; г) Руфина редко является организатором подвижных и настольных игр, но с радостью принимает участие. Проявляет значительный интерес к сюжетно-ролевой игре и способна самостоятельно собрать и заинтересовать участников.

Таблица 2

Результаты наблюдения по протоколу «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у

дошкольников» A.M. Щетининой

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество человек Процентное соотношение Количество человек Процентное соотношение

Очень высокий 0 0% 0 0%

Высокий 2 10% 3 15%

Средний 15 75% 13 65%

Низкий 3 15% 4 20%

Таким образом, очень высокий уровень не был выявлен ни у одного наблюдаемого. В то время как высокий уровень сформированности социально-коммуникативных способностей продемонстрировали 10% контрольной группы и 15% экспериментальной группы. Дети доброжелательны, инициативны, открыты к общению со взрослыми и сверстниками, не стесняются проявлять свои истинные эмоции и смело отстаивают свою точку зрения. Значительная часть опрошенных показала средние показатели - 75% детей контрольной и 65% экспериментальной групп. Дошкольники заинтересованы в общении, но достаточно сдержанны, неконфликтны, с радостью включаются в коллективную деятельность, нечасто являются организаторами, хотя имеют потенциал. Низкий уровень продемонстрировали 15% контрольной группы и 20% экспериментальной группы. У детей прослеживается неумение проявлять инициативу в общении, но чаще всего они способны поддержать начатую как взрослым, так и товарищем беседу. Отмечается стеснительность, скромность и сдержанность. Дошкольники редко выступают в качестве организаторов игры.

С целью оценки педагогической компетентности родителей по проблеме исследования нами была использована «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» A.M. Щетининой[2]. Каждому родителю было предложено индивидуально заполнить бланк-анкету наблюдения за ребенком, включающий в себя 10 критериев: навыки коммуникации в игре; проявление сочувствия по отношению к сверстнику; доброжелательность; самостоятельность в урегулировании конфликтных ситуаций; оказание помощи другому человеку; согласованность с действиями других; сдержанность; учет интересов окружающих; уступчивость; принятие социальных норм и правил поведения. Полученные данные определяют направление работы педагога по совершенствованию определенных качеств старшего дошкольника.

Рассмотрим пример бланка-анкеты, заполненной родителями Ш. Руслана. Родители старались быть максимально объективными и честными как с собой, так и с педагогом. Вследствие чего баллы, проставленные воспитателем были предельно приближенными к оценке родителей. Например, по критерию «Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми / Часто ссорится, играя с другими детьми» родителем было отмечено 7 баллов по шкале со знаком «+», в то время как воспитатель оценил данный показатель на 6 баллов по шкале со знаком «+». Тем не менее, по критерию «Пытается разрешить конфликты сам / Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами» родителями было отмечено 6 балла по шкале «-», в то время как педагог отметил всего 2 балла по шкале «-». По результатам итогового подсчета и сопоставления выставленных баллов было выявлено, что средний балл по 8 критериям составил 7 баллов по шкале со знаком «+» и 4 балла по 2 критериям по шкале со знаком «-».

Исходя из этого можно прийти к выводу о том, что у Ш. Руслана хорошо сформированы социальные формы поведения. Тем не менее, наличие отрицательных показателей свидетельствует о необходимости организации целенаправленной работы по улучшению и совершенствованию определенных качеств.

Бланк наблюдения, заполненный родителями 3. Алины. По результатам сопоставления баллов, проставленных семьей и воспитателем есть значительные различия. Согласно оценке воспитателя, у Алины нет отметок по отрицательной шкале. Девочка демонстрирует такие качества как дружелюбие, сострадание, доброжелательность, чуткость, самостоятельность отзывчивость. Тем не менее, данные качества сочетаются со сдержанностью, скромностью и незначительной стеснительностью. По результатам итогового подсчета, сравнения и сопоставления девочкой было набрано 7,5 баллов по шкале «+».

Можно сделать вывод, что у 3. Алины хорошо сформированы социальные формы поведения. Но воспитатель считает, что необходимо целенаправленно организовать работу как с родителями в совершенствовании взаимоотношений, так и с ребенком по развитию уверенности и смелости.

Выводы. Таким образом, обобщив результаты проведенной диагностики, можно прийти к выводу, что преобладающее количество опрашиваемых детей старшего дошкольного возраста продемонстрировало средние или неудовлетворительные показатели сформированности социального компонента школьной готовности. Полученные нами результаты приводят к

необходимости продолжения эксперимента по организации сотрудничества ДОО и семьи, направленного на формирование социального компонента школьной готовности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Савченко, О.В. Диагностическая методика «Картинки» / О.В. Савченко. - 2023. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-d/raznoe/2023/06/16/diagnosticheskaya-metodika-kartinki-avtory-e-o-smirnova-i-e-a (дата обращения: 27.09.2023)

2. Щетинина, A.M. Диагностика социального развития ребенка / A.M. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. - 88 с.

3. Щетинина, A.M. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников / A.M. Щетинина,-2022. - URL: https://vk.com/wall-940694_24657ysclid4n8ttxo89wl92583138 (дата обращения: 26.09.2023)

Педагогика

УДК 37: 13.21

кандидат социологических наук, доцент Овсянникова Татьяна Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (г. Волгоград); кандидат социологических наук, доцент Малухина Галина Михайловна Государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (г. Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. Педагогический потенциал изначально заложен в деятельность учреждений социально-культурной сферы и напрямую связан с духовными потребностями личности и общества. В статье показано как реализуется воспитательная функция культурно-досуговых учреждений в современных условиях и новых формах работы. Современные исследователи отмечают, что инновационные формы работы более привлекательны для населения, соответственно обладают более высоким педагогическим потенциалом воздействия, формирование культурных, патриотических, морально-эстетических ценностей средствами творческой досуговой деятельности.

Ключевые слова: педагогический потенциал, воспитательная деятельность, культурно-досуговая деятельность, учреждения социально-культурной сферы, библиотеки, клубные учреждения, досуг.

Annotation: Pedagogical potential is initially embedded in the activities of institutions of the socio-cultural sphere and is directly related to the spiritual needs of the individual and society. The article shows how the educational function of cultural and leisure institutions is implemented in modem conditions and new forms of work. Modem researchers note that innovative forms of work are more attractive to the population, respectively, have a higher pedagogical impact potential, the formation of cultural, patriotic, moral and aesthetic values by means of creative leisure activities.

Key words: pedagogical potential, educational activity, cultural and leisure activities, institutions of the socio-cultural sphere, libraries, club institutions, leisure.

Введение. Культурно-досуговые учреждения обладают широкими возможностями, направленными на удовлетворение потребностей человека в саморазвитии, реализации интересов, приобщении к культурным нормам и традициям. Развитие личности происходит посредством вовлечения индивида в созидательно-творческую деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями. Сущность самодеятельного творчества делает индивида важным средством всего воспитательного процесса. Это связано с большей вариативностью возможностей проведения досуга и самореализации индивида, что происходит благодаря динамическому включению в сам процесс творчества и уход от пассивных форм досуга к активным. В процессе проведения досуга человек удовлетворяет свои социальные потребности, которые связаны с процессами развития, воспитания, формирования личности и организации педагогического процесса, что отмечал А.Д. Жарков [1, С. 331]. Это связано с тем, что культурно-досуговая деятельность является педагогическим процессом, обладающим высоким потенциалом воздействия на социальные группы.

Якушкина М.С. раскрывает понятие «педагогический потенциал «как целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей, идей, ценностей социокультурной среды, способных влиять (прямо или косвенно) на личностное развитие человека. [7, С. 123]. Под педагогическим потенциалом учреждений социально-культурной сферы (далее СКС) мы понимаем совокупность возможностей осуществления ими педагогической функции в своей работе путем включения индивида в творческую деятельность в соответствии с его интересами, стимулировании его социальной активности и приобщении к гуманистическим ценностям. Д.В. Шамсутдинова и Р.И. Турханова рассуждая о педагогическом потенциале применительно к социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в системе формирования культуры личности, считают, что он определяется коммуникативной природой и многообразием видов практики учреждений социально-культурной сферы, использованием интерактивных методов организации совместной деятельности, сочетанием традиционных и инновационных технологий [6, С. 76].

Изложение основного материала статьи. Социально-культурная сфера - это важнейшая часть культурной практики, где происходит реализация познавательных и досуговых интересов человека. Учреждения культуры, к которым относятся дома и дворцы культуры, клубные учреждения, библиотеки, музеи огромное внимание уделяют воспитательной составляющей своей деятельности, которая направлена на формирование личности человека как носителя традиций, ценностных установок и культурных норм.. Здесь, по мнению Олениной Г.В. и Фроловой А.С., уместно говорить об общности их педагогических целей, состоящих в формировании культурного уровня развития аудитории, социализации личности и социальных групп, достигаемых благодаря синтезу воспитательного и образовательного ресурсов, который используется в условиях клубной, библиотечной и музейной среды [3, С. 78]. Главное отличие их педагогического потенциала связано с привлечением более широкого набора форм и методов приобретения различных умений, знаний и навыков по сравнению с учебными заведениями. При этом, не смотря на сходство педагогических целей, каждое учреждение СКС обладает своими специфическими технологиями и формами работы.

Сегодня изменяется сама стратегия работы домов культуры, библиотек, музеев, они создают новое публичное пространство сосредоточенное на открытости общения с аудиторией, изменении форм взаимодействия. Так, среди индивидуальных и коллективных традиционных форм педагогической деятельности (выставки, экскурсии, конкурсы и т.д.), используются и инновационные (квесты, батлы, интеллектуальные игры, арт-ребусы и т.д.). По мнению Чижикова В.М.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.