Научная статья на тему 'Сформированность интонационной выразительности у дошкольников с задержкой психического развития'

Сформированность интонационной выразительности у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕЧЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА / INTONATIONAL EXPRESSIVENESS / MENTAL RETARDATION / SPEECH / COMMUNICATION / EMOTIONAL COLORING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Е.А., Фокина Е.Г.

Формирование интонационной выразительности у детей это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью и речью окружающих. В формировании интонационной выразительности отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности. На занятиях необходимо учитывать речевые особенности детей и использовать соответствующие игры и упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Е.А., Фокина Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTONATIONAL EXPRESSIVITY IN PRESCHOOLERS WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The formation of intonational expressiveness in children is a complex process, the child learns to control his speech organs, perceive the speech addressed to him, and exercise control over his speech and the speech of others. In the formation of intonational expressiveness, the connection between the speech and mental development of children, the development of their thinking, perception, observation, emotionality is clearly expressed. In the classroom, it is necessary to take into account the speech characteristics of children and use appropriate games and exercises.

Текст научной работы на тему «Сформированность интонационной выразительности у дошкольников с задержкой психического развития»

СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Е.А. Николаева1, канд. пед. наук, доцент, преподаватель 1 2

Е.Г. Фокина ' , магистрант, учитель - дефектолог

белгородский государственный национальный исследовательский университет МБДОУ «ЦРР - детский сад «Золотой ключик»

1(Россия, г. Белгород)

2

2(Россия, г. Строитель)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11860

Аннотация. Формирование интонационной выразительности у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью и речью окружающих. В формировании интонационной выразительности отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности. На занятиях необходимо учитывать речевые особенности детей и использовать соответствующие игры и упражнения.

Ключевые слова: интонационная выразительность, задержка психического развития, речь, коммуникация, эмоциональная окраска.

Речь имеет две основные функции -коммуникация и сигнализация, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Они формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Интонационная выразительность речи -одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегчающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

В дошкольном возрасте дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при нарушении у детей развития интонационной выразительности речи. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной» [1].

Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации.

С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его эмоциональную природу. C другой стороны, использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику.

Интонационно окрашенная речь взрослого является образцом для ребенка. Подражая интонациям взрослых, детям удается показать разные чувства и переживания в своей собственной речи.

Проблема развития интонационной стороны речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных в специальной педагогике.

Н.Н. Рогозная, Д.Э. Заманстанчук указывают на ощутимый поворот в сторону изучения интонации, ее функций не только в фонологии, но и в синтаксисе, прагматике, что свидетельствует об огромном интересе к проблеме со стороны специалистов нелингвистических дисциплин, занимаю-

щихся языком и устной речью (психология, медицина, кибернетика) [2].

Недостаточная сформированность интонационной стороны речи дошкольников приводит к возникновению трудностей в организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала. Это обуславливает целесообразность мероприятий по развитию интонационной выразительности речи в комплексе мероприятий по коррекции нарушений плавности речи.

В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с задержкой психического развития выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения.

Расстройство интонации, как правило, входит в структуру ряда речевых нарушений. У детей с задержкой психического развития обнаруживаются нарушения всех просодических характеристик речи: мелодики, ударения, темпа, ритма и т.д. Эмоциональная окраска речи у детей данной категории недостаточна, они изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с задержкой психического развития данная проблема приобретает особую актуальность, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

При изучении интонационной выразительности речи у дошкольников с задержкой психического развития можно использовать методику исследования просодики Е.Э. Артемовой и Е.Ф. Архиповой [3].

Проанализировав данную методику обследования, мы отобрали наиболее подходящие задания для дошкольников с задержкой психического развития.

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование восприятия логического ударения.

5. Обследование модуляций голоса по высоте.

6. Обследование модуляций голоса по силе.

7. Обследование восприятия тембра.

8. Обследование воспроизведения тембра.

9. Обследование речевого дыхания.

Таким образом, проводя обследование

интонационной выразительности дошкольников с задержкой психического развития нам необходимо тщательно изучить все компоненты интонационной стороны речи, чтобы увидеть полную картину нарушений.

Методика исследования включает задания, направленные на выявление особенностей интонационной выразительности речи и компонентов интонации.

Мы адаптировали методику обследования интонационной выразительности для данной категории детей, выбрали наиболее простые задания.

Проанализировав результаты мы выяснили, что у 100% детей с нормальным психическим развитием высокий уровень развития интонационной выразительности, а у детей с задержкой психического развития средний уровень.

Анализ полученных результатов показал, что хуже всего дошкольники как с нормой, так и с задержкой психического развития, справились с заданиями на воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках. Лучше всего дошкольники из предложенных заданий справились с восприятием и воспроизведением изолированных ударов ритма, восприятием изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса, дифференцировать носовое и ротовое дыхание.

Проанализировав результаты методики, можно сделать вывод, о том, что дошкольники с задержкой психического развития испытывают проблемы при восприятии и воспроизведении всех компонентов интонации. Однако, стоит отметить, что данные проблемы носят разный уровень вы-

раженности: от высокого до низкого. Комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.

Мы выяснили, что дети имеют затруднения при выполнении заданий методики обследования интонационной выразительности и нуждаются в системной коррекци-онной работе. На занятиях необходимо учитывать речевые особенности детей и использовать соответствующие игры и упражнения.

Библиографический список

1. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

2. Рогозная, Н.Н. Интонация как объект лингвистической интерференции / Н.Н. Рогозная, Д.Э. Заманстанчук // Вестник бурятского государственного университета. -2014. - № 10-4. - С. 49-56.

3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 320 с.

FORMATION OF INTONATIONAL EXPRESSIVITY IN PRESCHOOLERS WITH A

DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

E.A. Nikolaev1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lecturer 1 2

E.G. Fokina ' , Graduate Student, Teacher - Defectologist 1Belgorod National Research University 2MBDOU "TsRR - kindergarten" Golden Key " 1 (Russia, Belgorod) (Russia, Builder)

Abstract. The formation of intonational expressiveness in children is a complex process, the child learns to control his speech organs, perceive the speech addressed to him, and exercise control over his speech and the speech of others. In the formation of intonational expressiveness, the connection between the speech and mental development of children, the development of their thinking, perception, observation, emotionality is clearly expressed. In the classroom, it is necessary to take into account the speech characteristics of children and use appropriate games and exercises.

Keywords: intonational expressiveness, mental retardation, speech, communication, emotional coloring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.