Научная статья на тему 'Сформированность двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста на основе проведения спортивного конкурса "Олимпийцы среди нас"'

Сформированность двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста на основе проведения спортивного конкурса "Олимпийцы среди нас" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / CONTEST / PRESCHOOL AGE / PRACTICAL TASKS / OBSTACLE COURSE / MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна, Овчинников Олег Андреевич

В работе представлен анализ сформированности двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста на основе проведения конкурса «Олимпийцы среди нас», который позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так методического характера в реализации образовательной области «Физическое развитие» в дошкольных образовательных учреждениях г. Сургута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна, Овчинников Олег Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motor skills and abilities of children of preschool age on the basis of the sports competition "Olympians among us"

The article presents the analysis of the formation of motor skills of preschool children on the basis of the competition "Olympians among us", which allowed us to identify the problems, both informative and methodological in the implementation of the educational field "Physical Development" in preschool educational institutions of Surgut.

Текст научной работы на тему «Сформированность двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста на основе проведения спортивного конкурса "Олимпийцы среди нас"»

28 с.

3. Купавцев, Т.С. Педагогическое обеспечение физической подготовки курсантов / Т.С. Ку-павцев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2005. - № 1 (23). - С. 17-18.

4. Попова, Л.Г. Теория менеджмента: организационное поведение : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся на бакалавриате по направлению «Менеджмент» / Л.Г. Попова. - Барнаул : «Си-пресс», 2016. - 128 с.

5. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук : Карл Поппер и его критики / Составление Д.Г. Лахути, В.Н. Садовского и В.К. Финна ; перевод с английского Д. Г. Лахути; вступительная статья и общая редакция В. Н. Садовского ; послесловие В. К. Финна. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 464 с.

6. Рожковский, В. Г. Формирование у обучаемых высоких морально-психологических и профессиональных качеств - одна из задач кафедры тактико-специальной подготовки / В. Г. Рожков-ский // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2002. - № 2 (18). - С. 32-42.

7. Соколова, Е.Н. Совершенствование педагогических технологий в подготовке юристов в процессе преподавания психологии / Е. Н. Соколова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2002. - № 2 (18). - С. 46-47.

REFERENCES

1. Erastova, A.V. and Rodin, D.V. (2005), Organizational behavior: educational-methodical manual, publishing house of Mordovian University, Saransk.

2. Comp. Vinogradova, K.E. (2015), Communications in the organization of the commercial sphere: guidelines for seminars and independent work of students, St. Petersburg.

3. Kupavtsev, T.S. (2005), "Pedagogical support of physical training of cadets", Psychopedagog-ics in law enforcement, No. 1 (23), pp. 17-18.

4. Popova, L.G. (2016), Theory of management: organizational behavior - teaching aid for students Studying at the bachelor's degree in the direction of "Management", C-press, Barnaul.

5. Popper, K. (2008), Evolutionary epistemology and logic of social Sciences, Editorial, Moscow.

6. Rozhkovsky, V.G. (2002), "Formation of students' high moral, psychological and professional qualities - one of the tasks of the Department of tactical and special training", Psychopedagogics in law enforcement, No. 2 (18), pp. 32-42.

7. Sokolova, E.N. (2002), "Improvement of pedagogical technologies in the training of lawyers in the teaching of psychology", Psychopedagogics in law enforcement, No. 2 (18), pp. 46-47.

Контактная информация: slobodchikov1979@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2020

УДК 796.012

СФОРМИРОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО КОНКУРСА «ОЛИМПИЙЦЫ СРЕДИ НАС»

Марина Евгеньевна Снигур, кандидат педагогических наук, доцент, Олег Андреевич Овчинников, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

В работе представлен анализ сформированности двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста на основе проведения конкурса «Олимпийцы среди нас», который позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так методического характера в реализации образовательной области «Физическое развитие» в дошкольных образовательных учреждениях г. Сургута.

Ключевые слова: конкурс, дошкольный возраст, задания практического характера, полоса препятствий, двигательные умения и навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p265-269

FORMATION OF MOTOR SKILLS AND ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ON THE BASIS OF THE SPORTS COMPETITION "OLYMPIANS AMONG US" Marina Evgenievna Snigur, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg An-dreevich Ovchinnikov, the master student, Surgut State Pedagogical University

Abstract

The article presents the analysis of the formation of motor skills of preschool children on the basis of the competition "Olympians among us", which allowed us to identify the problems, both informative and methodological in the implementation of the educational field "Physical Development" in preschool educational institutions of Surgut.

Keywords: contest, preschool age, practical tasks, obstacle course, motor skills.

ВВЕДЕНИЕ

В принятой концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура», отмечается что освоение образовательной области «Физическое развитие» должно отражать результаты образовательной деятельности каждого воспитанника. В том числе наблюдаться положительная динамика количественных и качественных показателей в физическом развитии и физической подготовленности детей дошкольного возраста [1]. При выполнении физических упражнений в различных видах игровой и соревновательной деятельности, должны быть сформированы и доведены до необходимой степени совершенства двигательные умения и навыки [3]. Проведение конкурсов среди детей дошкольного возраста позволяет выявить одаренных детей в образовательной области «Физическое развитие», а также представить объективную оценку демонстрации двигательных навыков и умений применения в реальных условиях повседневной жизнедеятельности [2].

Цель исследования: дать оценку сформированности двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста на основе применения двигательных заданий по типу полосы препятствий в реальных условиях повседневной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста г. Сургута.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Городской конкурс «Олимпийцы среди нас» проводился в два тура:

- 1 тур - отборочный, который проводился на уровне дошкольной образовательной организации для выявления лучших воспитанников.

- II тур проводился на спортивной базе БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет». В конкурсе приняли участие 44 детских дошкольных образовательных организаций г. Сургута, 88 детей дошкольного возраста (5-6 лет). Из них 44 девочки и 44 мальчика.

Программа второго тура включало выполнение 7 конкурсных испытаний:

1) «Скольжение по скамейке» участник добегал до скамейки, ложится на неё и выполняет скольжение, подтягиваясь при помощи рук от начала и до конца скамейки.

2) «Заячьи прыжки» на полу располагаются обручи в следующей последовательности: (один обруч - два обруча - один обруч - два обруча). Участник прыгает одной ногой в первый обруч, затем двумя ногами в два обруча, и снова повторяет цикл. Одной ногой в один обруч и двумя ногами в следующие два обруча.

3) «Тоннель» заключалось в том, что участнику необходимо пролезть через тоннель.

4) «Меткий стрелок» в данном задании участник последовательно выполнял броски одной рукой теннисным мячом в центр мишени. Расстояние от линии старта до цели 4 метра, центр мишени на высоте 1 метр. Если участник попадал в мишень с первого

раза, он переходил к заданию № 5. Если не попадал, бросал второй раз. Если опять не попадает, бросал третий раз. Если участник с трех раз не попал в мишень, он отправляется на «штрафной» круг и только потом может приступить к заданию № 5.

5) «Дорожка препятствий» участник последовательно перешагивал четыре разновысоких препятствия (барьеры), стараясь не сбивать их.

6) «Юный баскетболист», в котором участник осуществлял ведение мяча по правилам баскетбола. Обводка выполняется любой рукой правой или левой. После обводки последнего конуса участник выполняет бросок мяча в баскетбольную корзину с места.

7) «Синий, желтый, красный» заключался в том, что 15 цветных шариков (мячей) синего, желтого и красного цвета, необходимо быстро разложить шары по цвету в обручи, лежащие на расстоянии 2 метра от линии старта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Конкурс «Олимпийцы среди нас» состоял из выполнения участниками комплексного практического задания прикладной направленности. Двигательные задания конкурса выполнялись методом переменного упражнения в режиме непрерывной нагрузки, которые были направленны на проверку координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий и др.) и кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) способностей, а также их сочетаний.

Анализ выполнения конкурсного испытания «Скольжение по скамейке» показал, что процент выполнения задания без штрафного времени у мальчиков составил 95,5%. У девочек соответственно 93,2%. В испытании по проверке координационных способностей «Заячьи прыжки», процент выполнения заданий без штрафного времени у мальчиков составил 90,9% и у девушек 88,6%. Высокий процент выполнения как у мальчиков, так и у девочек, прежде всего, связан с тем, что данное испытание хорошо знакомо и применятся на занятиях по физической культуре.

Анализ выполнения теста «Тоннель» показал, высокий процент выполнения задания т.к. девочки и мальчики справились с данным испытанием без штрафного времени и на 100%. (рисунок 1)

«Тоннель»

«Заячьи прыжки»

Скольжение по скамейке

1 1 1 90,9 ,2 ?5,5

88,6

1 1 1 1

93

i i i i i i

100 100

82

84

94

96

98

100

86 88 90 92 □ Девочки □ Мальчики

Рисунок 1 - Диаграмма показателей сформированности двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста конкурсного испытания «Скольжение по скамейке», «Заячьи прыжки» и «Тоннель»

В испытании «Меткий стрелок» (проверка координационных способностей) с заданием у мальчиков без штрафного времени справились 72,7%, а у девушек лишь 63,6%.

В проверке скоростно-силовых способностей с испытанием «Дорожка препятствий» процент выполнения заданий без штрафного времени у мальчиков составил 86,4%, а у девочек 77,3%. Как правило, обучение двигательным действиям, а также развитие кондиционных физических качеств, проводятся в относительно стандартных учебных заданиях и ситуациях. Поэтому сформированность навыка и умение их применения в реальных условиях повседневной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста имеет не высокий процент.

Испытание «Ведение и бросок мяча в кольцо» осуществлялось по правилам баскетбола. Ведение выполнялось любой рукой правой или левой, а бросок в движении выполняется в соответствии с техникой этого приёма. В данном испытании процент выполнения задания без штрафного времени у мальчиков составил 27,3%, а у девочек справились без штрафного времени лишь 18,2%. Следует отметить, что навык, применяемый в реальных условиях жизни, будет таким же продуктивным и надежным, как и в тренировочном задании, если он будет улучшен в процессе. Тогда дети смогут применять умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни (рисунок 2).

"Ведение и бросок мяча в кольцо" "Дорожка препятствий" «Меткий стрелок»»

18,2

27,3

77,3

63,6

0

60

72,7

6,4

100

20 40

□ Девочки □ Мальчики

Рисунок 2 - Диаграмма показателей сформированности двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста конкурсного испытания «Меткий стрелок», «Дорожка препятствий» и «Ведение и бросок мяча в

кольцо»

ВЫВОД

На основе проведения спортивного конкурса «Олимпийцы среди нас» была выявлена оценка сформированности двигательных навыков и умений их применения в реальных условиях повседневной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Данный конкурс позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так и проблемы методического характера в реализации образовательной области «Физическое развитие».

Проблема содержательного характера заключается в том, что дидактическая модель обучения и педагогические средства не переориентированы на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщённых способов деятельности. Проблемы методического характера в реализации образовательной области «Физическое развитие» заключается том, что формирование двигательного опыта дошкольников должно осуществлять посредством овладения новыми двигательными действиями и умений применять их в различных по сложности условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка готовности детей 6-7 лет к освоению нормативных требований ГТО в условиях детского дошкольного учреждения // В.Ю. Карпов, Р.В. Козьяков, Ф.Р. Сибгатулина, Р.Р. Алиходжин, Т.Ю. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). С. 192-196.

2. Синявский, Н.И. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста по результатам выполнения нормативов первой ступени комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4 (55). - С. 66-70.

3. Семенов, Л.А. Принципы коррекционного развития кондиционных физических качеств у детей дошкольного возраста/ Л. А. Семенов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2019. - № 5 (171). - С. 285-291.

REFERENCES

1. Karpov, V.Yu., Koziakov, R.V., Sibgatulina, F.R., Alikhodzhin, R.R. and Fedorova, T.Yu. (2019), "Assessment of the readiness of children 6-7 years old for mastering the regulatory requirements of the TRP in a preschool institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2 (168), pp. 192196.

2. Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2018), "Physical fitness of preschool children according to the results of fulfilling the standards of the first stage of the TRP complex", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 4 (55), pp. 66-70.

3. Semenov, L.A. (2019), "The principles of corrective development of conditioned physical qualities in preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 5 (171), pp. 285-291.

Контактная информация: m.snigur2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 796.88

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОЙ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ)

Дарья Павловна Степанова, ассистент, Московский педагогический государственный университет

Аннотация

Введение. Одной из ключевых тенденций развития современного олимпийского движения является курс на гендерное равенство. Так, на Олимпиаде-2020 мужчины и женщины-тяжелоатлеты будут впервые соревноваться в равном количестве весовых категорий, что усиливает роль женщин в отечественном и международном спортивном движении. Однако несмотря на возрастающую роль женской тяжёлой атлетики, отношение к ней значительной части современного общества далеко от позитивного. Мы полагаем, что негативное отношение девушек-подростков -потенциальных представительниц тяжелоатлетического спорта во многом обусловлено гендерными стереотипами. Такие стереотипы приводят к тому, что спортивные школы испытывают большие сложности при наборе начинающих и удержании перспективных спортсменок, что сдерживает развитие женской тяжёлой атлетики. Цель исследования - выявить гендерные стереотипы в восприятии тяжёлой атлетики девушками-подростками 12-14 и 15-16 лет как потенциальными занимающимися данным видом спорта. В исследовании приняли участие 77 московских школьниц 12-14 лет и 66 школьниц 15-16 лет. Методы исследования: опрос в форме эссе, качественно-количественный контент-анализ эссе, методы математической статистики. Выводы. Роль гендерных стереотипов в восприятии девушками-подростками 12-14 и 15-16 лет женской тяжёлой атлетики чрезвычайно велика, поскольку 20% позитивных и 16 % негативных высказываний 12-14-летних девушек, 25% положительных и 32% отрицательных отзывов 15-16-летних школьниц о данном виде спорта носят гендерный характер.

Полученные данные подтверждают, что гендерные стереотипы являются фактором, препятствующим эффективному набору занимающихся, сдерживающим развитие женского спорта в нашей стране и создающим препятствия на пути достижения гендерного равенства в олимпийском движении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: женская тяжёлая атлетика, гендерные стереотипы, подростки. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p269-273

GENDER STEREOTYPES AS A FACTOR, CONSTRAINING THE DEVELOPMENT OF WOMEN'S SPORTS (ON THE EXAMPLE OF WOMEN'S WEIGHTLIFTING)

Darya Pavlovna Stepanova, the assistant, Moscow State Pedagogical University

Abstract

Introduction. One of the key trends in the development of the modern Olympic movement is the policy of gender equality. Thus, at the 2020 Olympics, men and women weightlifters will compete for the first time in an equal number of weight categories, which strengthens the role of women in the domestic and international sports movement. However, despite the increasing role of women's weightlifting, the attitude of a large part of modern society is far from positive. We believe that the negative attitude of teenage girlspotential representatives of weightlifting is largely due to gender stereotypes. Such stereotypes lead to the fact that sports schools are experiencing great difficulties in recruiting beginners and retaining promising

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.