Научная статья на тему 'Сфера услуг как объект инновационных изменений'

Сфера услуг как объект инновационных изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ СО СТАВЛЯЮЩАЯ СФЕРЫ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / SERVICE SECTOR / INNOVATIVE OBJECT / INNOVATIVE COMPONENT OF THE SERVICE SECTOR / INNOVATIVE CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль-нсур Адам Алиевич

В статье рассматривается структура отечественной сферы услуг с це лью раскрытия ее сущности. Даются уточняющие определения сферы услуг с целью выявления функциональных особенностей составляющих сферы услуг. Автором выделяются специфические особенности отече ственной сферы услуг, характерные современному уровню экономическо го и инновационного развития страны. Устанавливается взаимосвязь между структурными особенностями и видами инновационных измене ний и сферой услуг как объектом инновационных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SERVICE SECTOR AS AN OBJECT OF INNOVATIVE CHANGES

The article presents the study of the domestic service sector structure with the aim of discovering its nature. The author has given precise definitions of the service sector to reveal functional features of its components and pointed out the domestic service sector specific features typical for the current level of economic and innovative development of the country. The relationships between the structural features and types of innovative changes and service sector as an object of these changes have been established.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг как объект инновационных изменений»

сфера услуг как объект инновационных изменений

THE SERVICE SECTOR AS AN OBJECT OF INNOVATIVE CHANGES

УДК 338.462

АЛЬ-НСУР Адам Алиевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, uesp@gukit.ru

AL-NSUR Adam Alievich

Postgraduate student, St. Petersburg State University of Film and Television,uesp@gukit.ru

Аннотация.

В статье рассматривается структура отечественной сферы услуг с целью раскрытия ее сущности. Даются уточняющие определения сферы услуг с целью выявления функциональных особенностей составляющих сферы услуг. Автором выделяются специфические особенности отечественной сферы услуг, характерные современному уровню экономического и инновационного развития страны. Устанавливается взаимосвязь между структурными особенностями и видами инновационных изменений и сферой услуг как объектом инновационных изменений.

Ключевые слова: сфера услуг, инновационный объект, инновационная составляющая сферы услуг, инновационные изменения.

Abstract.

The article presents the study of the domestic service sector structure with the aim of discovering its nature. The author has given precise definitions of the service sector to reveal functional features of its components and pointed out the domestic service sector specific features typical for the current level of economic and innovative development of the country. The relationships between the structural features and types of innovative changes and service sector as an object of these changes have been established.

Key words: service sector, innovative object, innovative component of the service sector, innovative changes.

Уже больше десяти лет проблема диверсификации российской экономики, снижения ее зависимости от экспорта природных ресурсов значится в повестке дня российской экономической политики.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

на период до 2020 года стратегической целью развития страны признается социально ориентированное инновационное развитие, предусматривающее условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний [1].

Важно подчеркнуть, что научно-технологическая и инновационная политика - это те немногие сферы, применительно к которым большинство известных экономистов и аналитиков допускают возможность и рациональность вмешательства государства, дискутируя при этом преимущественно о масштабах, формах и границах такого воздействия и обсуждая лучшие практики и принципы инновационной политики. Следует признать, что к 2012 году национальная инновационная система Российской Федерации практически достроена, инновационные лифты вполне успешно функционируют. Проведенные институциональные реформы позволяют авторам инновационных проектов найти поддержку у современных венчурных инвесторов (например, в ОАО «Российская венчурная компания»), взять кредит в Российском фонде технологического развития или Внешэкономбанке. Разработаны и внедрены такие инструменты, как специальные постановления правительства и госпрограммы, проведены мероприятия, понуждающие государственные корпорации к инновациям, сформированы многочисленные региональные институции. Постепенно формируются технологические платформы и кластеры. В то же время, по мнению автора, стратегические задачи инновационного развития нуждаются в существенной корректировке и требуют определенной переоценки приоритетов перспективного развития и руководящих принципов инновационной политики. К ближайшим приоритетам автор предлагает отнести: создание национальной сети инжиниринговых центров полного цикла, а также экспериментальных производств; оптимизацию интерфейса между инновационными стартапами и промышленным бизнесом; переход от стадии институционального строительства к поддержке конкретных инновационных проектов.

Пересмотр руководящих принципов инновационной политики автор связывает с ее ориентацией на малые и средние предприятия. Представляется, что крупные предприятия легко замыкаются на определенных технологических траекториях, в то время как иннова-

ционные малые и средние предприятия могут стать основой новых направлений роста. Второе направление - это акцент на инновационной активности предприятий частного сектора. Частный сектор развитых стран является главным источником инноваций в экономиках, поддерживающих рыночную конкурентоспособность. По мнению автора, инновационная политика Российской Федерации должна быть переориентирована на поддержку инноваций на малых и средних предприятиях сферы услуг.

Современные экономические реалии стран ОЭСР и большинства развивающихся стран объективно доказали необходимость в усилении взаимосвязи инновационного развития страны с инновациями в процессе управления развитием сферы услуг. Сфера услуг сегодня - это не только один из формирующих элементов потребительских свойств услуги, но также базис для повышения уровня качества жизни населения страны, здоровья и понижения социальной напряженности в обществе. Сфера услуг в современных экономических условиях является важнейшей составляющей в удовлетворении нужд общества. Превращение сферы услуг в ведущий сектор общественного хозяйства определяет степень развития и конкурентоспособности национальной экономики разных стран. Значимость услуг и их многообразие растет с ростом экономики, наблюдается повышение занятости в данной сфере, расширение технического оснащения труда, внедрение усовершенствованных технологий.

Важно отметить, что существующий механизм государственной поддержки инновационного развития в стране в настоящее время не включает специальных элементов поддержки инноваций в сфере услуг. Как отмечается в обзоре Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара «Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы», чаще других являются объектами государственной поддержки компании, находящиеся в хорошем финансовом состоянии, фирмы с достаточно высоким технологическим уровнем и относительно новые компании. Тогда как вне зоны действия государственной инноваци-

онной политики чаще остальных оказываются технологические аутсайдеры, финансово неблагополучные предприятия, фирмы, не экспортирующие свою продукцию, а также компании с участием государства в капитале. Применение инструментов государственного стимулирования инноваций в целом нейтрально к отраслевой принадлежности компаний и их размерам [2].

Прежде чем рассматривать инновационные процессы в сфере услуг, необходимо уточнить сущность и структуру отечественной сферы услуг. На сегодняшний день существует множество определений сферы услуг, которые являются близкими, но не полностью совпадают по смыслу. Поэтому для наиболее полного анализа данной сферы автор предлагает провести всесторонний анализ существующих определений, подходов и классификаций.

По мнению отечественных ученых, таких как Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Ту-ренко, услуговые виды деятельности имеют отношение не только к нематериальному, но и к материальному производству. Это связано с огромным разнообразием услуг, и тем, что они могут сопутствовать товару, например программное обеспечение в процессе производства товаров [3].

Не существует единого мнения и четкого разделения следующих понятий: «непроизводственная сфера», «сфера сервиса», «социальная сфера», «социально-культурная сфера» и т. д. Поэтому автор предлагает выделить общую и специфическую составляющие при определении перечисленных понятий. Общая составляющая - единая специфика деятельности, представляющая собой услугу. Специфическая составляющая - это набор элементов, обладающих характеристиками, присущими только определенной услуге. Так, Х. Ворачек утверждает, что завершенной теории маркетинга услуг в настоящее время пока не существует и, возможно, она и не будет создана. Речь может идти, скорее, о ряде теоретических положений, которые освещают маркетинг услуг с различных точек зрения [4].

Анализ современной литературы позволяет сделать вывод, что все чаще употребляется термин «сфера услуг» как единое понятие, обобщающее разные области сферы услуг. Автор считает возможным рассматривать «сферу услуг» как совокупность всех видов деятельности, которые в той или иной мере можно назвать услугами.

В то же время автор полностью разделяет мнение Ф. Котлера, который считает, что «к сфере обслуживания относятся и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами и т. д.». В итоге Ф. Котлер дает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде» [5, с. 600].

Современный экономический словарь говорит, что «услуги - это виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности» [4].

Интересно определение Р. Малери: «Услуги -нематериальные активы, производимые для целей сбыта» [3, с. 5-6]. Здесь стоит отметить то, что, несмотря на нематериальный характер услуг как таковых, основное их предназначение - сбыт населению и, как следствие, получение от данного процесса какого-либо социально-экономического эффекта.

В то время как К. Гренроос, говорит, что услуга - процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги [7].

Анализируя отечественный рынок услуг и разновидности их, автор пришел к следующим выводам:

• на российском рынке услуг преобладают традиционные отрасли, такие как сбыт и транспортировка произведенной продукции;

• структура российских услуг стала более диверсифицированной;

• импорт отечественных услуг растет. Доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам России во время их пребывания на территории иностранных государств;

• наблюдается рост весовой доли отечественных услуг на мировом рынке.

Специфика управления сферой услуг, сложность состава и комплексность сферы услуг предопределяют необходимость выделения структуры инновационной деятельности в сфере услуг. Одновременно сфера услуг как объект инновационных изменений должна быть нацелена на построение прогнозного результата с целью дальнейшего преобразования сферы услуг в соответствие с инновационными направлениями развития.

Например, Г. И. Пашигорева выделяет следующие группы инновационных изменений, происходящих в сфере услуг:

• эндогенные - данная категория изменений происходит под воздействием окружающей среды;

• экзогенные - эта категория изменений происходит под воздействием потребностей в изменениях самого предприятия, направленных на его выживание и конкурентноспособность на рынке;

• рефлекторные - рассматриваемая категория изменений происходит под воздействием

системы обратной связи предприятия с преобразованиями, возникающими на рынке [8].

В то же время нельзя не признать тот факт, что отдельные отраслевые составляющие сферы услуг выступают в качестве важнейших детерминант экономического развития страны в условиях постиндустриальной экономики, а инновации в них оказывают гораздо более существенное влияние, нежели производственные или технологические. Например, финансовые инновации имеют свои особенности: в результате частных стратегий получения прибыли новые финансовые продукты могут распространяться очень быстро, так как процесс производства финансовых услуг нематериален. В этой связи в экономической литературе последних лет предлагаются специфические меры для управления инновационным развитием сферы финансовых услуг, такие как применение процедур сертификации финансовых инноваций, которые налагаются на продукты питания, лекарства, автомобили и т. п. Помимо прочего, предлагается запретить финансовые инновации, связанные с передачей риска от хорошо информированного субъекта к менее информированному, а также ввести специальный институт порядка утверждения новых финансовых продуктов. Таким образом, инновации в сфере финансовых услуг должны полностью подлежать государственному регулированию. Обобщая, можно сказать, что осуществляя последовательно или одновременно перечисленные выше виды инновационных изменений, предприятия сферы услуг или комплекс сферы услуг могут достичь гармонизированного инновационного уровня своего развития в определенном рыночном сегменте. В то же время очевидно, что разработки в области науки и технологий являются важными двигателями инноваций, но недостаточны сами по себе. Важно обеспечить управление динамикой спроса и предложения на рынке с точки зрения научного прогресса и рыночных требований. Применительно к инновациям в сфере услуг именно спрос и формирующие его потребители выступают в качестве главного

источника знаний для разработки инновационных решений. Российская инновационная политика, в целом ориентированная на фактор предложения инноваций, в целях обеспечения поддержки инновационного развития сферы услуг, исходя из этой специфики, должна быть переориентирована на фактор спроса на инновации.

Подчеркнем, что сфера услуг включает в себя и такие отраслевые составляющие, в которых крайне актуальны сейчас достаточно прозаические формы технологической модернизации. В частности, речь идет об услугах в сфере связи и телекоммуникаций, высокотехнологичной медицине, образовательных услугах и т. п. Инновационное развитие и модернизация в данных отраслевых составляющих сферы услуг имеет критическое значение для социально-экономического развития страны. Таким образом, поддержка инновационного развития сферы услуг должна исходить в первую очередь из необходимости применения сбалансированного подхода к инновационному развитию малого и среднего частного бизнеса в сфере услуг и высокотехнологичных отраслевых составляющих.

Классик теории инновационного управления Й. Шумпетер, чье мнение автор полностью разделяет, определяет инновацию как средство изменения сферы и среды функционирования предприятия или сектора экономики [9]. В этой связи автор считает возможным утверждать, что сфера услуг как объект инновационных изменений аналогична потребительскому рынку - когда речь идет о значимости инноваций, причин их возникновения и сфер их применения. Важно отметить, что инновации - это далеко не любая деятельность, а только такая, которая серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновации являются прямым результатом интеллектуальной деятельности, умственного труда. С этой точки зрения для инновационного развития сферы услуг необходимо формирование конкурентоспособного работника, который был бы способен

участвовать в процессе производства современных высокотехнологичных услуг.

В заключение отметим, что в глобальной инновационной сфере за последние десятилетия произошли существенные изменения, среди которых можно выделить наиболее сильно влияющие на инновационное развитие сферы услуг в странах с переходной экономикой. По мнению автора, к таковым изменениям можно отнести следующие:

• глобальная конкуренция приводит к сокращению жизненного цикла услуг, что накладывает жесткие ограничения на сроки проведения новых разработок и обновления материально-технической базы производства услуг;

• междисциплинарность исследований становится важным фактором успешных инноваций в сфере услуг, при этом происходит удорожание исследований и разработок;

• благодаря совершенствованию институциональной среды, происходит расширение каналов передачи новых знаний, при этом значимыми становятся возможности ускорения распространения знаний в экономиках за счет лучшего регулирования инновационной инфраструктуры;

• важнейшим элементом инноваций в сфере услуг являются процессы передачи и восприятия знаний на личностном уровне, что существенно повышает и расширяет требования к работникам;

• возрастает роль инноваций в сфере услуг применительно к современным социальным вызовам, при этом приоритетными для устойчивого социального развития становятся такие сферы инноваций, как образовательные услуги, здравоохранение и т. п.

Таким образом, сфера услуг как объект инновационного развития, должна быть нацелена на достижение максимально качественных услуг, в том числе и в плане внедрения в процессе их реализации различных инноваций, а также, что наш взгляд, имеет определяющее значение, на достижения инновационных приоритетов экономики страны и внедрение процессов, направленных на развитие отечественного сегмента сферы услуг мировой экономической системы.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08. 2009 г. № 1121-р).

2. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. Вып. 34. М.: Институт Гайдара, 2013. 656 с.

3. Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика. М.: КНОРУС, 2007.

4. Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер.с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.

6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 352.

7. Gronroos C. Service management and marketing. West Sussex, 2000.

8. Пашигорева Г. И. Экономика непроизводственной сферы // Проблемы современной экономики. 2006. № 1/2.

9. Шумпетер Й. А. Теория инновационного управления. М.: Эксмо, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.