Научная статья на тему 'Базовые параметры сферы инновационных услуг'

Базовые параметры сферы инновационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ УСЛУГА / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА / СЕРВИСНЫЙ СЕКТОР / INNOVATION / INNOVATIVE SERVICE / NON-MATERIAL SPHERE / THE SERVICE SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зделов А. И.

В статье актуализируются проблемы становления сферы инновационных услуг, определяются ее базовые параметры, а также раскрываются проблемы реализации и коммерциализации инновационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic parameters of the scope of innovative services

This article is updated scope of the problem of the formation of innovative services that are determined by its basic parameters, as well as disclosed the problems of implementation and commercialization of innovative services.

Текст научной работы на тему «Базовые параметры сферы инновационных услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННЫХ УСЛУГ

ЗДЕЛОВ А.И.,

аспирант,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (г. Невинномысск),

e-mail: [email protected]

В статье актуализируются проблемы становления сферы инновационных услуг, определяются ее базовые параметры, а также раскрываются проблемы реализации и коммерциализации инновационных услуг.

Ключевые слова: инновация; инновационная услуга; нематериальная сфера; сервисный сектор.

This article is updated scope of the problem of the formation of innovative services that are determined by

its basic parameters, as well as disclosed the problems of implementation and commercialization of innovative

services.

Keywords: innovation; innovative service; non-material sphere; the service sector.

Коды классификатора JEL: O31, L80.

Сфера услуг играет доминирующую роль в экономике развитых стран, поскольку на нее приходится примерно две трети занятости населения и объема валового внутреннего продукта. Более того, сфера услуг превращается в главную отрасль экономики, в которой преимущественно создаются новые рабочие места. Как отмечают современные исследователи, в течение последних десятилетий значение услуг для мировой экономики постоянно возрастало, а важность товаров неуклонно снижалась. Услуги сегодня создают 70% совокупного производства и рабочих мест в странах, входящих в ОЭСР, и формируют около 75% ВВП США. Вполне естественно, что компании находятся в постоянном поиске лучшего сервиса, независимо от того, заняты они в сфере услуг или в производственном секторе. Однако большинство мер, направленных на улучшение услуг, как правило, ограничено определенным видом отдачи, которую они способны произвести [2].

По данным Министерства торговли США, уже во второй половине 20-го века сектор услуг стал крупнейшей и наиболее динамично развивающейся частью экономики США: если в первой половине прошлого века на сектор услуг приходится около 60% экономики, то к концу века эта доля составляла около 80%. Связанное с этой тенденцией изменение структуры национальной экономики в виде сокращения доли сферы производства и рост доли сферы услуг изменило и ситуацию с трудовыми ресурсами в США, ибо те работники, которые сохраняли социальную трудоспособность с позиций сферы производства, утратили ее с позиций требования сферы услуг. По данным американского Бюро трудовой статистики, четыре направления будет крайне актуальными до 2014 г.:

♦ замедление темпов роста рабочей силы;

♦ старение населения;

♦ сдвиг занятости от производства к обслуживанию смежных отраслей;

♦ темпы роста производительности труда.

Бюро прогнозирует, что сдвиг американской экономики в пользу сферы услуг позволит создать около 19 млн новых рабочих мест в дополнение к 34 млн существующих вакансий, которые являются результатом выхода на пенсию и кругооборота рабочей силы [8]. Кроме того, «наиболее экономически развитые страны мира, прежде всего, США, Япония, ведущие страны ЕС видят себя именно в роли производителей нематериальных благ, оставляя материальное производство преимущественно на долю развивающихся стран [4].

В последние годы особое значение приобретает сектор услуг инновационного характера [5]. Растущая значимость услуг отражает существенные изменения, происходящие в ее пределах, — повышение доли услуг инновационного типа, в которой возрастает роль исследовательской деятельности, электронных услуг, консалтинговой деятельности, патентов, франчайзинга и товарных знаков. В литературе подчеркивается, что «как и любой физический продукт, услуга имеет свою потребительную стоимость, тем самым определяя свой товарный характер, который выражается в способности удовлетворения потребностей покупателей вследствие ее приобретения, использования и потребления» [3, c. 121].

В настоящее время в экономической литературе принята типология услуг в зависимости от их характера, объекта и масштаба инновационной составляющей. С этих позиций выделяют следующие группы услуг:

♦ услуги, являющиеся процессами постпродажного производственного преобразования товаров;

© А.И. Зделов, 2012

базовые параметры сферы инновационных услуг

51

• услуги, связанные с преобразованием информации;

• услуги, предоставляемые на основе определенных знаний;

• услуги, которые направлены на изменение культурно-образовательного, профессионального и физического состояния людей [6].

Однако в теоретико-методологическом аспекте анализа сферы услуг, по мнению В.В. Клочкова, «необходимо учитывать возможные терминологические неточности: например, сектор услуг включает в себя и такие, безусловно, относящиеся к материальному производству виды деятельности, как техническое обслуживание и ремонт сложной продукции. Отчасти, отнесение тех или иных активов или видов деятельности к нематериальной сфере вызвано, скорее, методологической слабостью экономической науки... Даже информационные технологии производственного назначения некоторые исследователи склонны относить к нематериальной сфере, пасуя перед трудностями оценки их экономической эффективности» [4].

Расширение сферы услуг имело неизбежным следствием тот факт, что в течение последних десятилетий значение услуг для национальной и мировой экономики постоянно возрастало, что сопровождалось уменьшением экономической важности товарного производства и обращения для создания новой стоимости и для создания новых рабочих мест. В этой ситуации возрастает конкуренция между сервисными компаниями, которая выражается в постоянном поиске ими механизма, обеспечивающего предоставление более эффективных, более качественных и, вместе с тем, менее затратных услуг населению, бизнесу и государству, независимо от того, в каком секторе экономики заняты эти компании (собственно сфера услуг или оказание сервиса в границах производства). Однако реализация большинства услуг ограничена основным рыночным параметром - соотношением затрат и результатов в ходе ее реализации.

Инновационными, по нашему мнению, следует считать услуги, предлагающие принципиально новый вид сервиса, который, в свою очередь, способен генерировать совершенно новый по объекту и инструментарию рынок в структуре сервиса, либо таким образам реформировать уже существующий рынок, чтобы получать монопольноинновационную прибыль в течение достаточно продолжительного временного периода.

В качестве идеального примера компании, предложившей особую инновационную услугу, можно привести «Enterprise Rent-A-Car Company» [6], опыт которой позволяет сделать ряд важных выводов.

1. Инновационный подход сервисной компании способен реально создать новый рынок, породив устойчивые спрос и предложение на новую услугу, которая ранее включалась в качестве второстепенного элемента другого, более масштабного предложения.

2. Инновационный сервис не просто создает новые рынки, но и кардинальным образом изменяет поведение потребителей, производителей и конкурентов, а с этим изменяется и макроэкономическое равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3. Рынкообразующие инновационные услуги располагают большим стратегическим потенциалом, что предполагает дублирование удачных находок конкурентов или улучшение существующих сервисов.

4. Инновационные услуги принципиально отличны от инновационных товаров: они требуют непосредственного контакта потенциального и реального потребителя данной инновационной услуги и ее провайдера, со всеми вытекающими отсюда особенностями и необходимостью постпродажного сервиса.

5. Инновационные услуги формируют новые потребительские рынки. Эти рынки отличаются от «неинновацио-ных» рынков тем, что они приносят: поставщику новой услуги - сверхприбыль, потребителю новой услуги - удовлетворение новой потребности, а макроэкономике - межсферное, межотраслевое и межсекторное перераспределение денежных потоков.

Однако инновационным следует считать не только предложение новой социально-значимой услуги, но и новый способ ее предоставления. Например, «University of Phoenix» предоставил студентам возможность получать высшее образование новым способом передачи услуги обучения - через интернет, что позволило ему стать крупнейшим американским высшим учебным заведением всего за несколько лет [6]. Инновационной составляющей сферы образовательных услуг уделяется внимание и в отечественной литературе. Так, В.А. Алешин, О.С. Белокрылова отмечают, что «высокой активностью характеризуется вузовский инновационный потенциал», формирующийся за счет функционирования центра трансфера технологий, «обеспечивающий коммерциализацию инноваций, через передачу промышленным предприятиям» [1].

Важным аспектом инновационной услуги является тот момент, что прежнее преобладавшее условие - единство моментов производства и потребления услуги - уступает иному принципу: стремление разграничить эти моменты в «пространстве и времени». Это стало возможным, прежде всего, потому, что новейшие технологии открыли возможность отделение фазы производства услуги от фазы ее потребление. Экономические последствия этой тенденции имеют масштабный долгосрочный макроэкономический эффект.

Реализация всякой инновационной услуги всегда сопровождается изменением и детерминантов современной экономики. Однако это необходимо для того, чтобы выжить и процветать в условиях постоянно меняющихся условий и потребностей развивающегося рынка. Поэтому необходимо продолжать вносить изменения в организацию фирменного производства и управление им, в методы мотивации деятельности трудового коллектива и способы решения стратегических проблем, а также используемой технологии.

Чаще всего с проблемами реализации инновационных услуг сталкиваются руководители среднего звена менеджмента, причем они сталкиваются, в первую очередь, с фундаментальной проблемой — проблемой минимизации негативных последствий инновационных изменений на начальном этапе их осуществления, поскольку на следующих этапах внедрение таких инноваций является наименее болезненным экономически, социально и политически.

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

52

А.И. ЗДЕлов

Чтобы инновационные услуги принесли максимальную выгоду и устойчивую прибыль, необходимо их сопровождать также инновационными решениями и в сфере управления, основные звенья которой следует преобразовать таким образом, чтобы технологическое внедрение инноваций обеспечило наибольшую эффективность в механизме деятельности и функционирования сервисной компании. Понятно, что такой постоянный поиск инновационных услуг в конкретной сфере экономики приводит к непрерывной апробации других, более эффективных путей для внесения изменений в управление производством. При этом важно осознавать, что чем выше возможности внутренних изменений в производственной системе, тем больше шансов адаптироваться к окружающей среде. Коммерческая компания выступает именно такой системой, поскольку ее организационная структура является одним из таких элементов экономики, которая должна быть наиболее восприимчивой к изменениям.

В ситуациях, когда окружающая среда является постоянной и быстро трансформируемой системой, принятие решения о пользовании определенной инновационной услугой часто лимитируется временным фактором. В основе успеха усилий предприимчивых людей находится создание инноваций, поиск новых рынков и оптимизация практики ведения бизнеса. В литературе справедливо отмечается, что, «трансформация отечественной экономики вызвана ускоренным развитием сервисного сектора, оказывающего непосредственное влияние на рост материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом» [3, c. 120].

Реализация экономического потенциала, заложенного в инновационной услуге, - цель рыночной экономики и показатель качества управления бизнесом, преуспевающего в сфере конкуренции.

Сегодня инновационные услуги дифференцируются на две группы, соответственно двум аспектам развития рыночной конкуренции. Одна часть бизнесменов полагает, что коммерческий успех будет сопутствовать тем предпринимателям, которые концентрируются на предоставлении клиентам более дешевой продукции. Ей оппонирует другая часть бизнесменов, которые полагают, что важнее конкурировать не столько по цене продукции, сколько по ее качеству.

Однако обе эти позиции не исчерпывают всех аспектов конкуренции и приобретения конкурентного преимущества. Очевидно, что гибкость и инновационность управленческих решений необходимы для поддержания и улучшения конкурентных позиций.

Вместе с тем, современная экономика обнаруживает и противоречие в своем развитии: в то время, как сектор услуг играет все более важную роль в механизме экономического роста национального производства, доля инновационных услуг фирм, занятых в сфере сервиса, все еще остается низкой по сравнению с уровнем инноваций в самом производстве (за исключением информационных и коммуникационных технологий). Между тем, в силу специфики экономической природы услуг «нетехнологические» инновации играют в сфере услуг гораздо более важную роль, чем в сфере производства. Отсюда следует, что инновации в сфере услуг должны рассматриваться в качестве приоритетной области, необходима также соответствующая корректировка макроэкономической политики в целях создания более тесных связей между университетами, предпринимательством и финансами как условия стимулирования инновационных стартапов в сфере услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. АлешинВ.А., Белокрылова О.С. Переход на инновационный путь развития как императив мирового финансового кризиса // Трансформация институциональной среды в глобализирующемся мире. Ростов-н/Д.: Содействие-21 век, 2009. С. 12.

2. Берри Л., Шанкара В., Пэриш Дж. Тернер, Кадвалладер С., Доцела Т. Создание новых рынков посредством службы инноваций // http://old.e-xecutive.ru/publications/aspects/innovation/article_4026/.

3. Бреусова Е. Современные особенности модернизации российского рынка услуг // Россия в глобализирующейся мировой экономике. Ростов-н/Д.: Издательство Ростовского университета, 2006.

4. Клочков В.В. Риски и ограничения развития нематериального сектора экономики // Сфера услуг: инновации и качество. 2011. № 1 // http://journal.kfrgteu.ru/old_nomer.php?number=1.

5. Лушкин С. Зарубежный опыт инновационной деятельности // Россия в глобализирующейся мировой экономике. Ростов-н/Д:. Издательство Ростовского университета, 2006. С. 69.

6. http://old.e-xecutive.ru/publications/aspects/innovation/article_4026/.

7. Howells J., Tether B. Innovation in Services: Issues at Stake and Trends. A stucjy co-ordinated by ESRC Centrefor Research on Innovation and Competition (CRIC). 2004.

8. Market Trends in the Service Industry // http://smallbusiness.chron.com/market-trends-service-industry-5045.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.