Научная статья на тему 'Сфера природопользования как пространство противоречий экономических интересов регионов северо-кавказского федерального округа'

Сфера природопользования как пространство противоречий экономических интересов регионов северо-кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
532
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические интересы / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РЕГИОНЫ / Северо-Кавказский федеральный округ / economic interests / nature use / Regions / North Caucasus Federal okrug

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Медяник Н. В.

В работе показана целесообразность постановки вопроса, связывающего эколого-ресурсные проблемы в регионах СКФО с системой экономических интересов. В теоретическом аспекте важность предпринятого исследования продиктована необходимостью учета всего разнообразия и противоречивости экономических интересов, существующих в природопользовании СКФО, на практике служит выработке обоснованной экономической политики и хозяйственного механизмам в этой сфере, основанных на соответствующих формах реализации и согласования интересов природопользователей, разрешения свойственных им противоречий посредством стимулирования и мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts at connecting ecological and resource problems in the North Caucasus Federal okrug with the system of various economic interests existing in the region. The practical value of the research consists in its contribution to the development of a more grounded economic politics that would coordinate the interests of all nature users, as well as the resolution of contradictions among them though stimulation and motivation.

Текст научной работы на тему «Сфера природопользования как пространство противоречий экономических интересов регионов северо-кавказского федерального округа»

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

сфера природопользования как пространство противоречий экономических интересов регионов северо-кавказского федерального округа

Н.В. Медяник,

доцент Пятигорского государственного лингвистического университета,

кандидат экономических наук [email protected]

В работе показана целесообразность постановки вопроса, связывающего эколого-ресурсные проблемы в регионах СКФО с системой экономических интересов. В теоретическом аспекте важность предпринятого исследования продиктована необходимостью учета всего разнообразия и противоречивости экономических интересов, существующих в природопользовании СКФО, на практике — служит выработке обоснованной экономической политики и хозяйственного механизмам в этой сфере, основанных на соответствующих формах реализации и согласования интересов природополь-зователей, разрешения свойственных им противоречий посредством стимулирования и мотивации.

Ключевые слова: экономические интересы, природопользование, регионы, Северо-Кавказский федеральный округ

ББК 65.28(235.7) УДК 338:502.3

Сфера природопользования является весьма значимым пространством проявления, реализации и согласования экономических интересов регионов Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО). Очевидность подобного утверждения проистекает из самого факта наличия в этой части страны богатейшего природно-ресурсного потенциала, во многом определяющего и поныне функциональную ориентированность, а также социально-экономические параметры развития южных территорий.

Так, благоприятные агроклиматические условия, плодородные земли и обширные пастбищные угодья создают ресурсную основу аграрной специализации регионов СКФО, доля которых, например, в общероссийском производстве зерна, а также плодоовощной продукции составляет более 10%, в виноградарстве — 45%, в поголовье овец и коз — 40,8%, в производстве молока и шерсти — 7 и 44,2%, соответственно [1].

Уникальное сочетание бальнеологических ресурсов — лечебной грязи, минеральных питьевых и термальных вод, составляющих, соответственно, около 30 и более 70% национальных запасов [1], а также горных ландшафтов, морских пляжей, особо охраняемых природных территорий обеспечивает благоприятные условия для эффективного функционирования туристско-рекреационного комплекса.

Равно как и разнообразная минерально-сырьевая база, в части топливно-энергетических ресурсов, цветных металлов и нерудного сырья предопределяет развитие нефтехимии, горной металлургии, производства строительных материалов, а богатый геотермальный, гидро- и гелиоэнергетический потенциал — электроэнергетики.

Кроме того, природопользование имеет особое значение в контексте реализации перспективных интересов южных регионов, содержанием которых, в частности, в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года поименовано «обеспечение условий для опережающего развития реального сектора эконо-

мики ..., создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения» на основе собственных природно-ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ [1].

Наконец, состояние естественного базиса развития и жизнедеятельности северо-кавказского сообщества, направления и интенсивность его использования, а также тестируемая эко-лого-ресурсная проблематика в этой части страны, объективная причинно-следственная природа которых, обусловленная неупорядоченностью экономических отношений и противоречивостью интересов по поводу присвоения, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и экологических благ, также определяют приоритетность природопользования в системе экономических интересов южных территорий.

Таким образом, экономические интересы регионов СКФО это не внешняя по отношению к природопользованию категория и не ее тождество, а форма, в которой природопользование как экономическое отношение проявляется.

В ходе анализа интересующей нас проблемы мы будем исходить из объективности природы экономических интересов, их структуризации в соответствие с типами, формами и разновидностями, а также противоречивости на разных уровнях и в сферах экономики.

Прежде всего, следует зафиксировать субъектную определенность регионов в системе экономических интересов, что правомерно и в отношении субъектов СКФО. В рамках изучаемого вопроса, в качестве регионов с присущими им экономическими отношениями, потребностями и интересами мы будем рассматривать территориальные социально-экономические общности в границах субъектов федерации, при этом, справедливо полагая, вслед за Б.Я. Гершковичем, что, наряду с собственно регионами, правомерно членение региональных формирований на мета- и субрегионы [2].

Так, если экономические интересы первых важны в аспекте решения межрегиональных эколого-ресурсных проблем

Северного Кавказа, например, загрязнения Терского речного бассейна, воспроизводства рыбных ресурсов Каспийского моря, деградации пашенных и пастбищных угодий, то экономические интересы субрегионов, подобных, например, Кавказским Минеральным Водам, следует связывать с рациональным использованием уникального природно-ресурсного потенциала как основы их функциональной ориентированности.

Большинство исследователей отмечают, что региональные экономические интересы, прежде всего, состоят в создании «условий для расширенного воспроизводства социально-территориальной общности» [3], в стремлении «сохранить, приумножить и сбалансировать развитие социального, природно-ресурсного, хозяйственного, экологического и культурно-исторического потенциала региона» [4], а также в необходимости, реализуя свои конкурентные преимущества, выполнять функции специализации, обусловленные местом в национальном разделении труда и развитии межрегиональных интеграционных связей [5].

Очевидно, что реализация указанных региональных интересов при условии их сочетания с интересами прочих общностей будет способствовать поступательному развитию и функционированию экономики южных территорий. Однако, учитывая возрастающие масштабы негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, превысившие во многих субъектах СКФО возможности естественного воспроизводства территориальных экологических систем [6], а также обострившие проблему ограниченности природных ресурсов и экологических благ [7], устойчивое социально-экономические развитие северо-кавказских регионов невозможно без учета и реализации экономических интересов в природопользовании.

В этой связи правомерно определить региональный экономический интерес по поводу природопользования как объективную, социально обусловленную, исторически определенную необходимость удовлетворения настоящих и будущих потребностей региональной социально-экономической общности [8], при условии бесконфликтного ее взаимодействия с окружающей природной средой.

Однако, если руководствоваться фактами о современном состоянии окружающей природной средой в СКФО, есть основание говорить об абстрагировании от указанных интересов как в прошлые периоды развития южных территорий, так и ныне.

Например, замазученность почвогрунтов в ряде районов Чеченской Республики на глубине до 17 метров и на площади 745 га (данные 2002 года) является следствием игнорирования интересов природоохраны в процессе масштабного освоения месторождений нефти с конца 50-х годов и последующей ее промышленной переработки [9]. Результатом, прежде всего, многолетней практики монокультурного экстенсивного земледелия, ненормируемого выпаса скота явилось опустынивание равнинного Дагестана, прежде всего, Черных земель и Кизляр-ских пастбищ, составляющих 30% территории региона [10]. При этом площадь подвижных песков на пастбищных землях республики возросла с 15 тыс. в 1990 году до 1 млн га ныне, т.е. процесс опустынивания земель развивается со скоростью 40-50 тыс. га в год [11]. Подобные эрозионные процессы отмечаются на 25,7% (более 1 млн. га) пашенных угодий Ставропольского края [12].

Современная практика природопользования в северо-кавказских регионах в условиях его тотальной коммерциализации и криминализации, псевдорыночной трансформации, кризисных явлений в социально-экономической сфере СКФО и наблюдаемого, в этой связи, выживания местного сообщества за счет нерегламентированного присвоения природно-ресурсного потенциала также свидетельствует об абстрагировании от экономических интересов по поводу рационального использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и экологических благ на юге страны.

Так, результатом браконьерского промысла, например, в Дагестане явилось исчезновение за последние 30 лет из животного мира республики кулана, лося, зубра, леопарда; на грани истребления в Цейском заказнике РСО-Алания до недавнего времени находилась некогда самая крупная на Северном Кавказе популяция зубра, численность которой сократилась с начала 90-х годов с 270 до 30-43 особей [13].

Нерегламентированное природопользование явилось причиной браконьерского вылова ценных пород рыб в Дагестанской части Каспия, по экспертным оценкам, в 20 раз превысившего

выделяемые квоты [14], а ежегодный ущерб Карачаево-Черкесской республике от нелегальных рубок леса составляет более 3 миллионов долларов [15].

Неупорядоченная хозяйственная деятельность приводит к тому, что, например, в РСО-Алания из 237 зарегистрированных водопользователей только 114 осуществляют природопользование на основании лицензии, около 90% водозаборных сооружений не оснащены приборами учета воды, из 1103 зарегистрированных водозаборных сооружений 73 являются бесхозными, в заброшенном состоянии или самовольной эксплуатации [16].

Стремительная коммерциализация природопользования в погоне за сиюминутной прибылью весьма часто сопровождается уничтожением уникальных природных объектов, среди которых, например, заповедная тисовая роща в долине р. Махар (КЧР), практически полностью вырубленная еще в начале 1990-х годов [17], всемирно известный дагестанский бархан Сарыкум, являвшийся до недавних пор объектом незаконного присвоения нерадивых строителей, пр.

Таким образом, многочисленные факты, подтверждающие игнорирование интересов в сфере природопользования, имеют место во всех регионах СКФО, о чем свидетельствуют ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды в РФ [18].

Между тем, не менее значимой в объяснении причин противоречивого взаимодействия общества и природы на юге страны является разнонаправленность экономических интересов в сфере природопользования.

Обладая качественной определенностью интересы регионов СКФО по поводу природопользования, с одной стороны, связаны с иными формами и разновидностями экономических интересов природопользователей различных уровней экономики, с другой — являясь формой общих интересов (наряду с интересами государства, муниципалитетов), в их рамках складываются разновидности региональных экономических интересов, определяемые спецификой функционирования и развития территорий Северного Кавказа, местом в национальном разделении труда, сферами общественного производства, параметрами природопользования, пр.

Многообразие экономических интересов в сфере природопользования на юге страны, а также их разнонаправленность, рождаемая многосубъектностью носителей, служат причинами объективной противоречивости интересов, которая является внутренней и взаимной. Что касается внутренней противоречивости региональных экономических интересов в связи с природопользованием, то она состоит в необходимости реализовывать экономические интересы в различных общественных сферах за счет ограниченных природных ресурсов и экологических благ территории, что также входит в противоречие с региональными интересами по поводу природопользования.

Например, в республике Дагестан прибрежные ландшафты Каспийского моря, с одной стороны, служат объектом присвоения и реализации региональных экономических интересов в пляжном туризме, а с другой — обеспечивают ресурсную базу для строительной индустрии, отвечая интересам региона в аспекте развития данной отрасли, а также занятости населения [19]. Однако разработка многочисленных песчаных карьеров без соответствующих экологических регламентаций, создает угрозу уникальному ландшафту Каспийского побережья, вызывая разрушение и заболоченность песчаных пляжей, что, несомненно, противоречит интересам республики как в аспекте обеспечения экологической безопасности, так и развития морской рекреации. Например, в 2008 г. на 18-километровом отрезке между городами Махачкала и Каспийск велась разработка 30-ти песчано-глиняных карьеров, а на начало этого же года, по данным прокуратуры Дагестана, в республике насчитывалось 153 карьера, на 70-ти из которых недропользование велось без лицензии [19].

Подобного рода противоречия тестируются в использовании уникального гидроминерального потенциала юга страны, который, с одной стороны, служит основой для реализации экономических интересов регионов СКФО в санаторно-курортной сфере, а с другой — позволяет развивать производственную базу, например, за счет открытия новых заводов и цехов по бутилированию минеральной воды. Однако, учитывая высокие темпы роста количества хозяйствующих субъектов (например, в субрегионе КМВ за 90-е годы с 3 до 47 единиц), осуществляющих

коммерческое использование минеральной воды [20], а также сопровождающее данный процесс дробление единой гидроминеральной базы в условиях общего артезианского бассейна [21], подобные тенденции могут привести к истощению ресурсов недр, порождая многочисленные противоречия в системе экономических интересов территорий СКФО.

Между тем, природопользование на юге страны сопряжено, прежде всего, с реализацией и согласованием интересов северо-кавказских регионов в этой сфере с интересами прочих общностей в аспекте разрешения существующих между ними противоречий.

Прежде всего, следует указать, что сфера природопользования в СФКО служит пространством проявления и реализации национально-государственных интересов, содержанием которых является сохранение качественных и количественных параметров состояния окружающей природной среды, а также природно-ресурсного потенциала страны в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений людей.

Имея ввиду внешнеэкономический аспект природопользования на Северном Кавказе, реализация национально-государственных интересов и согласование их с интересами других стран связаны, прежде всего, с Каспийской проблематикой по поводу международно-правового статуса моря, разграничения между прикаспийскими государствами зон добычи углеводородных ресурсов и их транспортировки на внешние рынки, обеспечения экологической безопасности, сохранения и воспроизводства морских биологических ресурсов.

На внутригосударственном уровне природопользование в СКФО предполагает разрешение существующих в этой сфере противоречий между интересами, прежде всего, федерального центра и южных регионов. Данный контекст противоречий приобретает особое значение в современной России в рамках реформы исполнительной ветви власти, законодательных инициатив и действий по размежеванию государственной собственности на федеральную и региональную, а также в условиях разграничения полномочий в сфере природопользования между федеральным центром, субъектами РФ (и муниципальными образованиями) [22].

Очевидно, что федеративно опосредованная система экономических отношений, в том числе в природопользовании, предполагает согласование экономических интересов рассматриваемых субъектов в рамках политической, правовой, экономической целостности страны с учетом относительной обособленности территорий.

Кроме того, государственная и народнохозяйственная целостность, в рамках которой регионы занимают положение, определяемое их местом в общественном разделении труда, а также публичный характер природопользования, особенно, в части решения межрегиональных экологических проблем, присвоения и использования природных ресурсов и экологических благ, относимых к категории общественных (атмосферный воздух, ассимиляционный потенциал природной среды) и/или естественных ресурсов совместного применения (водные биоресурсы, речные системы, гидроминеральные ресурсы недр, пр.), служат причиной единства и общности экономических интересов федерации и ее субъектов [23].

Также основу для согласования экономических интересов указанных общностей должна составляет государственная собственность на природные ресурсы, в пределах которой экономическое обособление регионов носило бы относительный характер.

Однако ныне неупорядоченность отношений присвоения в сфере природопользования СКФО порождает противоречия между экономическими интересами федерации и ее южных субъектов.

Например, неопределенность имущественного статуса, неразграниченность государственного контроля и надзора за гидроминеральными месторождениями КМВ на 99% площади их залегания формализуют участие КЧР, КБР и Ставропольского края, территориальную принадлежность к которым имеет курортный субрегион, в отношениях недропользования, а также, среди прочего, являются причиной бесхозности и аварийного состояния скважин нераспределенного фонда недр, порождая угрозу истощению запасов основных и базовых типов вод на федеральных курортах [24].

Непоследовательность, а во многих случаях непродуман-ность административных реформ, затрагивающих сферу при-

родопользования, также являются причиной противоречивости интересов федерации и южных регионов. Так, реорганизация национального лесоустройства в рамках вступившего в силу с 01.01.2007 года нового Лесного кодекса РФ привела к значительному сокращению лесовосстановительных работ в регионах, в том числе юга страны. Например, в КЧР объем подобных мероприятий на площади лесного фонда республики сократился с 300 га в 2006 году до 140 га в 2009 году [25].

Несовершенство бюджетной политики, проявляющееся в перманентной проблеме «нефинансируемых мандатов», также служит препятствием в реализации региональных интересов по поводу природопользования. Например, предусмотренные субвенциями из федерального бюджета в 2009 году незначительные суммы средств — 3665,1 тыс.руб., к тому же сократившиеся по сравнению с 2008 годом на 26%, среди прочего поставили под угрозу реализацию в КЧР государственной политики в области охраны, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов [25].

Сложный узел противоречий в системе интересов регионального природопользования порождают организационные трансформации, инициированные федеральным центром в нересурсных ведомствах. Так, отстранение сотрудников МВД России от участия в мероприятиях по проверке выбросов автотранспортных средств [26] и последовавшая ликвидация придорожных экологических постов [27] привели, например, в РСО-Алания к разрушению существовавшей в 90-е годы система экологического контроля деятельности транспортных предприятий и поступающего в республику моторного топлива.

Между тем, не менее значимой в объяснении причины дестабилизации экологической обстановки в регионах СКФО является разнонаправленность экономических интересов внутрирегиональных субъектов природопользования. В этой связи, говоря об экономических интересах южных регионов страны как целостности, нельзя обойти вниманием их составляющие — интересы муниципалитетов, отраслей, хозяйствующих субъектов, а также противоречия между ними.

Так, например, природопользование на КМВ будет представлять собой сферу реализации и согласования интересов государства, выражающего интересы общества, поскольку субрегион имеет статус федерального курорта, воспроизводящего трудовой потенциал страны, интересов Ставропольского края, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик — субъектов федерации, территориальную принадлежность к которым имеют КМВ, интересов самого субрегиона, расположенных на его территории муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, населения, рекреантов, др.

Имея в виду противоречивость экономических интересов, существующую на региональном уровне природопользования, необходимо отметить, прежде всего, противоречия между интересами субъектов СКФО и отраслей. Это обусловлено как функциональной ориентированностью южных регионов и, следовательно, преимущественным развитием на их территории отраслей специализации, значительно определяющих параметры окружающей природной среды, а также существовавшим в огосударствленной экономике ведомственно-отраслевым подходом в природопользовании, ущемлявшим интересы регионов [28].

Результатом подобных противоречий является наличие экологических проблем в СКФО, имеющих специфику, обусловленную отраслевой структурой хозяйства южных территорий и доминированием отраслей специализации. Так, отмеченная выше проблема опустынивания земель юга России связана, прежде всего, с нерегламентированным пастбищным животноводством и монокультурным экстенсивным земледелием; фактором высокого экологического риска для таких регионов СКФО, как Чеченская Республика, Республики Дагестан и Ингушетия служат добыча, хранение и транспортировка нефти; высокая загрязненность водных объектов в КБР и РСО-Алания обусловлена деятельностью предприятий по производству спирта, наконец, источником повсеместного загрязнения воздуха на юге страны являются выбросы автотранспортного комплекса. Так, на долю автотранспорта в ряде субъектов СКФО таких, как Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Северная Осетия — Алания приходится 94-97% суммарных выбросов вредных веществ в атмосферу при том, что в среднем по России этот показатель составил 46,3% (данные в 2008 года) [29].

К аналогичным результатам приводят противоречия между интересами южных регионов и расположенных на их территории хозяйствующих субъектов. Ярким примером этому являются деятельность ОАО «Электроцинк», аварийные выбросы которого в атмосферу города Владикавказа осенью 2009 года вызвали широкий общественный резонанс, возбуждение уголовного дела по признакам преступной халатности со стороны руководства завода, а также требование Минприроды РФ о приостановке деятельности предприятия [30]. Проблему загрязненности атмосферы КЧР многие годы порождают выбросы ОАО «Кавказ-цемент», на долю которых приходится более 75% в общереспубликанском показателе [11]. Наибольший объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов нефте- и газопереработки в природные объекты Чеченской Республики приходится на предприятие ОАО «Грознефтегаз» [29].

Не менее значимый комплекс противоречий экономических интересов в обсуждаемом аспекте складывается на уровне муниципальных образований. Качественная определенность их интересов по поводу природопользования, с одной стороны, законодательно зафиксирована в рамках закрепленных за территориями в этой сфере полномочий [31], а с другой — определяется местными параметрами природопользования и характером экологических проблем.

Именно эколого-ресурсная проблематика, связанная, прежде всего, с реализаций муниципальными образованиями жизнеобеспечивающих функций отражает наиболее значимые противоречия экономических интересов на местном уровне. Так, для муниципалитетов юга страны острой проблемой является водообеспечение местного сообщества качественной питьевой водой. Например, в КЧР из 146 населённых пунктов в 52 населению подаётся водопроводная вода, не подвергнутая необходимой очистке и обеззараживанию [32], в Ингушетии четверть водопроводной воды республики не соответствует санитарнохимическим и микробиологическим нормам [33].

Не лучшим образом обстоят дела с водоотведением в СКФО. Так, в КБР из 300 населенных пунктов только в 15 имеются водоотводы [34], а это значит, что около 70% бытовых стоков приходится на поселения и микрорайоны частной застройки, где сброс неочищенных стоков производится в верхние водоносные горизонты многочисленными фильтрующими и выгребными накопителями [35]. Между тем даже поступившие на очистные сооружения стоки населенных пунктов, чаще всего при сбросе в водоемы южных территорий не отвечают нормативным требованиям. Об этом свидетельствует высокая доля загрязненных вод в общем объеме сбросов в водные объекты СКФО, составившая по итогам 2008 г. от 73,0% в РСО-Алания до 97,2% в КЧР (при среднероссийском показателе 32,9%) [36].

В интересующем нас аспекте значимы противоречия между интересами муниципалитетов и хозяйствующих субъектов, особенно, промышленных предприятий, имеющих четкую территориальную локализацию, а также принадлежность, как правило, к экологически опасным отраслям и поэтому создающих значительную техногенную нагрузку на местные экосистемы.

Например, высокий уровень загрязнения в ряде городов СКФО таких, как Владикавказ, Мизур, Нальчик, Тырныауз обусловлен деятельностью предприятий цветной металлургии, Грозный, Буденновск — субъектов нефтехимии, Черкесск, Невинно-мысск — предприятий химической промышленности.

Как правило, пространственное размещение указанных отраслей, сопровождается концентрацией населения, что создает угрозу экологической безопасности территориальным сообществам. Например, в Промышленном округе города Владикавказа, где основной техногенный ореол сформирован, прежде всего, выбросами упомянутого выше ОАО «Электроцинк», вклад которого в общегородских загрязнениях воздуха составлял в конце 90-х гг. по свинцу — 99,93%, цинку — 99,98%, меди — 99,98%, мышьяку — 100%, кадмию — 98%, смертность от злокачественных новообразований в 1999 г. превысила среднереспубликанский уровень в 2,5 раза и средний показатель по РФ в 2 раза, а случаи врожденных уродств и новообразований у детей от 0 до 14 лет встречались в 2-3 раза чаще, чем у детей Затеречного округа РСО-Алания [37].

Полагаем, что подобные факты являются следствием как игнорирования со стороны хозяйствующих субъектов интересов местных сообществ по поводу предотвращения и компенсации наносимого окружающей природной среде ущерба, так и от-

сутствия механизма стимулирования, позволяющего реализовать экономические интересы самих природопользователей в аспекте рационального использования, расширенного воспроизводства и охраны природных ресурсов и экологических благ посредством внедрения ресурсо- и средосберегающих технологий, рециклинга, прочих мер экореструктуризации.

Об этом, например, в Ставропольском крае по итогам 2009 г. свидетельствует, с одной стороны, высокая доля (около 80%) текущих затрат в общем объеме экологических инвестиций предприятий, указывающая направленность средств в основном на «латание дыр», но не на инвестирование в передовые природоохранные технологии, а с другой — крайне низкая (0,9%) доля капиталовложений на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов в общем объеме (51,4 млрд руб.) инвестиций крупных и средних предприятий региона [12].

Кроме того, в условиях рынка экономические интересы хозяйствующих субъектов связаны с максимизацией прибыли, в том числе за счет чрезмерного использования природных ресурсов и экологических благ, что, как правило, сопровождается загрязнением и истощением природной среды. Очевидно, что подобное воздействие должно компенсироваться экологически ориентированными затратами, что ведет к сокращению прибыли предприятий, сужает возможности реализации их основного интереса и обнаруживает противоречия интересов, связанных с природоохраной и ростом прибыли.

Факты подобных расхождений выявляются в СКФО повсеместно, например, в сфере недропользования, где основным нарушением хозяйствующих субъектов является невыполнение условий лицензионных соглашений в части проведения геологического изучения участков недр с последующим утверждением эксплуатационных запасов полезных ископаемых. Так, в РОС-Алания в рамках государственного геологического контроля за 9 месяце 2010 года подобные факты были выявлены у 15-ти из

19-ти недропользователей [38].

Всеобъемность экономических интересов позволяют говорить о том, что природопользование в обсуждаемом аспекте, проявляется и реализуется во всех фазах воспроизводственного процесса и связано с разрешением существующих здесь противоречий. В регионах СКФО к ней имеют самое непосредственное отношение структура и технология производства, характер распределения и платность использования природных ресурсов, качество и безопасность продукции (услуг), потребляемых населением, пр.

Так, в контексте последнего следует указать на то, что, например, в Дагестане около 60% городского и 85% сельского населения, потребляющие воду из подземных пластов, ежедневно подвергают свое здоровье экологической опасности, причиной которой является более чем 2-кратное превышение в скважинах нормативов содержания загрязняющих веществ таких, как мышьяка, тяжелых металлов, органических веществ, фенолов [39].

Эколого-ресурсные проблемы юга России следует также рассматривать, учитывая временной формат, предполагающий членение экономических интересов на текущие и перспективные. Данный аспект исследования особенно важен в контексте стратегического развития регионов СКФО, основой которого для многих из них служит реализация перспективных экономических интересов по поводу использования уникального природно-ресурсного потенциала. Так, траекторией будущего развития Кабардино-Балкарской Республики признано направление, позиционирующее регион как «центр здоровья и эффективного природопользования» [40], перспективы кластерной политики в Карачаево-Черкесии идентифицируются с созданием индустриальных парков по производству органических (экологически чистых) продуктов, речной и озерной форели, электроэнергии из возобновляемых природных ресурсов [25], отраслевые приоритеты для РСО-Алания заключаются, прежде всего, в возведении системы мини-ГЭС в бассейне реки Урух и повсеместном развитии промышленности стройматериалов, в реализации получившего международное признание проекта горно-рекреационного комплекса «Мамисон» и сельскохозяйственной ориентации горных селений, пр. [41].

Безусловно, реализация указанных, как и многих других перспективных интересов, связанных с устойчивым саморазвитием южных территорий, должна предполагать использование очевидных конкурентных преимуществ, к которым относится,

прежде всего, уникальный природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа. Однако в рамках подобных действий всегда следует учитывать текущие интересы по поводу рационального природопользования и природоохраны с тем, чтобы удовлетворяя потребности в природных ресурсах и благах нынешнего

поколения, не лишать подобной возможности будущие поколения людей. Очевидно, что только подобный подход позволит в будущем обеспечить в регионах СКФО «возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады природа — население — хозяйство» [42].

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» от 6 сентября 2010 г. № 1485 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.government. ru/gov/results/12423/

2. См.: Гершкович Б.Я. Национальные и региональные экономические интересы // Экономические интересы и стимулирование: региональный аспект. — Пятигорск, 1998. — С. 7.

3. Колесников Ю.С. Регионализм в экономике // Научная мысль Кавказа. — 1997. — № 4. — С. 41.

4. Лексин В., Андреев Е. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения — М. 1992. — С. 16.

5. См.: Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАО «Финстатиформ», 1998. — С. 355-442.

6. Например, в Чеченской Республике статус зоны с особо неблагополучной экологической обстановкой имеет 40% территории, 30% — отнесено к зоне экологического бедствия. Геоэкологические проблемы республик Северного Кавказа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slipina.viperson.ru/wind.php?ID=424473&soch=1 В Дагестане зонами экологического бедствия являются Кизлярские пастбища, Черные земли, Аграханский залив, гора Таркитау — памятник природы, Кайтагские леса — место произрастания краснокнижника — грецкого ореха [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.odnoselchane.ru/?sect=173

7. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Так, в Ингушетии выработанность разведанных запасов нефти, добыча которой в республике ведется с 1915 г., составила на 01.01.2006 года 93% [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. mineral.ru/Facts/regions/105/32/ingushetia.pdf Неуклонно падает добыча нефти на месторождениях Чеченской республики с максимальных 21,7 млн т/год в 1971 г. до 7 млн т/год к 1980 г. и 1,5 млн т/год ныне. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: О нефтяном вопросе в чеченской войне http://www.ngfr.ru/article.html?031 Дефицит воды, например, в республике Ингушетия ныне составляет 65 тыс. куб., или 43,3% от региональных потребностей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Терский Б. Без воды — не туды и не сюды http://www.gazetaingush.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3273:2010-11-27-14-42-32&catid=3:2009-05-05-

20-23-47&^ет^=5 Одна из самых актуальных проблем Дагестана — опустынивание и эрозия земель. Так сокращение пашенных угодий в республике составило с 0,54 га/чел в 1957 году до 0,20 га/чел в настоящее время [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.riadagestan.ru/news/2008/06/17/68099

8. Что в полной мере соответствует идее Концепции перехода РФ к устойчивому развитию № 440 от 01.04.96 г. и Концепции национальной безопасности РФ № 1300 от 17.12.97 г.

9. Геоэкологические проблемы республик Северного Кавказа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slipina.viperson. ru/wind.php?ID=424473&soch=1

10. Пустыня в Дагестане [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://05.utilizaciya.com/component/content/article/38-2010-09-13-19-36-16/63-2010-09-14-08-55-20

11. Загрязнения России. Южный федеральный округ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geo.1september.ru/view_ article.php?id=200801517

12. На заседании Экологического Совета при министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды края обсудили состояние окружающей среды по итогам минувшего 2009 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mpr.stavkray. ru/news/2010/ekosovet_statistika.html%20

13. Зубров на Кавказе станет больше [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wwf.ru/news/article/4443

14. В этом году государственные инспекторы ЗКТУ выявили 2059 нарушений Правил рыболовства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.riadagestan.ru/news/2009/10/13/87173

15. Гочияева Л. Есть ли будущее у лесов Карачаево-Черкесии? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elbrusoid. org/content/society/p6912.shtml08-09-2003

16. Беречь то, что нам дано природой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sevos.ru/2010/10-03/10-03-03/01-politika.htm

17. Устойчивое развитие или устойчивое будущее регионов? Взгляд из провинции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ustoichivo.ru/biblio/view/29.html

18. См., например: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2008 году» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/part/?pid= 1032

19. Например, в Карабудахкентском районе Дагестана, где местные жители целыми селами активно ведут незаконную добычу песка, отказываясь уплачивать налоги и легализовать свою природопользовательскую деятельность. Ист.: Грабежи песчаных карьеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/09/25/reg-jugrossii/pesok.html

20. См.: Васин В.А., Ляшенко С.И., Поволоцкая Н.П. и др. Актуальные проблемы рационального использования водно-минеральных ресурсов на курортах КМВ // Состояние и охрана воздушного бассейна и водно-минеральных ресурсов курортно-рекреационных регионов — М.: МАКС Пресс. 2000. — С. 12.

21. См. подробно: Супруненко В.П. Проблемы рационального использования курортных ресурсов региона КМВ // Состояние и охрана воздушного бассейна и водно-минеральных ресурсов курортно-рекреационных регионов — М.: МАКС Пресс. 2000. — С. 179-180.

22. Здесь уместно отметить, что согласование интересов РФ и интересов субъектов РФ на официальном уровне рассматривается в качестве одного из базовых принципов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти указанных общностей. См., например: Закон РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (гл. 1, ст.7) от 24.06.1999 года № 119-ФЗ.

23. Не случайно важной конституционной нормой является отнесение к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, присвоения природных ресурсов. См.: Конституция РФ (ст.72). — М., 1993.

24. См. подробно: Эффективность использования гидроминеральной базы особо охраняемого эколого-курортного региона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kmvlive.ru/news/main/522-jeffektivnost-ispolzovanija-gidromineralnojj-bazy.html

25. Комплексная программа социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период 2010-2015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kchr.info/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 1

26. Приказа МВД РФ «о Реформировании деятельности госавтоинспекции МВД России» от 1 июня 1998 г. № 329 (в ред. Приказа МВД РФ от 10.08.2006 № 622)

27. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» от 23.09.1999 года

28. Исследования, проведенные в середине 70-х гг. ХХ в., показали, что размещение и функционирование около 70% промышленных узлов в бывшем СССР базировались на использовании местных и близлежащих источников природного сырья, что значительно дестабилизировало качественное и количественное состояние окружающей природной среды территорий. См.: Воронцов А.П. Рациональное природопользование. — М., 2000. — С. 33.

29. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году». — М.: ООО «РППР РусКонсалтингГрупп», 2009. — С. 285.

30. Минприроды рекомендовало УГМК остановить «Электроцинк» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.battery-industry.ru/?p=3899

31. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ст. 14, 15, 16) (в последней ред. от 29.112010 года)

32. Показатели социально-экономического развития Карачаево-Черкесии в 2007 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=782&Itemid=5

33. Терский Б. Без воды — не туды и не сюды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazetaingush.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=3273:2010-11-27-14-42-32&catid=3:2009-05-05-20-23-47&Itemid=5

34. По данным общественных организаций Кабардино-Балкарии «Институт проблем молодежи» и «Экологического общества КБР» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/150721

35. Вода в городах и регионах: Кабардино-Балкария [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chistaya-voda.info/voda-gorodah-region/kabardinobalkariya/

36. Основные показатели охраны окружающей среды: Статистический бюллетень. — Москва: Росстат, 2009. — С. 76.

37. См. подробно: Менчинская О.В. Эколого-геохимические аспекты техногенного загрязнения металлургических центров (на примере Владикавказа) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ekocid.ru/index.php?option=com_content&view=article& id=80:2010-04-07-21-09-15&catid=38:2010-03-12-07-26-37&Itemid=79

38. Результаты работы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Северная Осетия-Алания за 9 месяцев 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prirodnadzor-osetia.ru/Default.aspx?tabid=526

39. Дейнега А. Доступная и бесценная [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dagpravda.ru/ ?com=materials&task=view&page=material&id=448

40. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. kbr-invest.ru/downloads/strateg.doc

41. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31.03.2008 № 6-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=126780

42. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Утв. Приказом Президента РФ № 440 от 01.04.96 г. // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 15. — Ст. 60.

ИННОВАЦИОННО-НАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Т.К. Салина,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,

кандидат экономических наук [email protected]

Т.В. Анушко,

аспирант кафедры организации и управления Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.ВЛлеханова (технический университет)

В статье сущность устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса (МСК) заключается в рассмотрении МСК как системы, учитывающей экологическую и экономическую составляющие в их взаимосвязи. Управление устойчивым развитием предлагается осуществлять на основе использования инноваций. Выявляются принципы и факторы устойчивого развития МСК.

Ключевые слова: устойчивое развитие, минерально-сырьевой комплекс, инновация, эколого-экономическая система, развитие

УДК 338.2 ББК 33.31

Устойчивое развитие с экономической точки зрения понимается как сущностное изменение парадигмы развития, смена роли человечества, определение пределов развития челове-

ческого хозяйства, сохранение природного капитала планеты. В современных условиях развития мировой экономики необходимым условием устойчивого развития экономических систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.