УДК 332.122:338.45 ББК 65.9 (2)
Х-14
Хаджимурадова Зура Султановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»; 364093, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32;
Амадаев Анзор Асламбекович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»; 364093, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32;
Дунаев Умар Хайдарович, аспирант кафедры «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»; 364093, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32.
ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СКФО В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
(рецензирована)
Создание фундамента сбалансированного развития СКФО в среднесрочной перспективе является актуальной задачей. В целях определения траектории развития СКФО в статье предпринята попытка рассмотрения макрорегиона в качестве совокупности региональных социально-экономических систем и связей между ними, образующих единое экономическое пространство. Выявлены тенденции и динамика показателей социо-эколого-экономического развития СКФО, угрозы и перспективы территориально-хозяйственных систем СКФО, на основании чего конкретизирована среднесрочная траектория развития макрорегиона, ориентированная на улучшение конкурентных позиций регионов
Ключевые слова: системная эффективность, интеграция регионального
экономического пространства, межрегиональное сотрудничество, траектория развития, региональная экономика
Khadzhimuradova Zura Sultanovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economy and management production of FSBEIHPE “Chechen state university
Amadayev Anzor Aslambekovich, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economy and production management of FSBEI HPE “Chechen state university ”, 364093, Chechen Republic, Grozny, 32 A. Sheripov St.;
Dunayev Oumar Khaydarovich, post graduate student of the Department of Economy and production management of FSBEI HPE “Chechen state university”, 364093, Chechen Republic, Grozny, 32 A. Sheripov St.
TRAJECTORY OF THE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN MEDIUM-TERM PROSPECT
(reviewed)
Creation of the basis of the balanced development of the North Caucasus federal district in medium-term prospect is an actual task. To define the trajectory of the development of the North Caucasus federal district an attempt has been made to consider macroregion as a set of regional social and economic systems and links between them that form a common economic space. Tendencies and dynamics of the indicators of social, ecological and economic development of the North Caucasus federal district have been revealed, as well as threats and prospects of territorial and economic systems of the North Caucasus federal district, on the basis of it the medium-term trajectory of the development of the macro region focused on the improvement of competitive positions of regions has been concretized.
Keywords: system efficiency, integration of the regional economic space, interregional cooperation, development trajectory, regional economy.
Обеспечение системной эффективности и реализация стратегических целей развития возможна более быстрыми темпами в условиях интеграции потенциала и возможностей всех социально-экономических систем, образующих единый макрорегион, нежели за счет усилий отдельно взятого субъекта федерального округа. Обмен потенциалом и внутренняя конкурентная борьба между регионами служат катализаторами формирования новых форм конфигурации регионального экономического пространства в рамках одного макрорегиона [1]. Северо-Кавказский федеральный округ (далее СКФО) - это макрорегион, объединивший семь региональных систем различного уровня развития экономики, выполняющих ряд региональных и федеративных задач. Каждый из регионов СКФО, несмотря на наличие трудностей и стагнирующих тенденций, нацелены на решение внутрирегиональных задач преимущественно за счет собственных усилий и помощи из федерального бюджета. При этом не все регионы СКФО успешно справляются с поставленными задачами в социальном, экономическом, экологическом и технологическом аспектах развития, что становится механически проблемой всего макрорегиона. Следовательно, когда речь идет о траектории развития СКФО, целесообразно рассматривать макрорегион в качестве единого экономического пространства, учитывая вклад и перспективы развития в отдельности каждого из образующих его регионов, а также связи, возникающие между ними. Конечной целью в среднесрочной перспективе является создание производственно-технологического и институционального фундамента, обеспечивающего сбалансированное развития макрорегиона, что реализуемо только за счет синхронного развития каждого из регионов СКФО.
Исторически сложилось, что СКФО состоит из нескольких территориальнохозяйственных систем, отличающихся спецификой развития природно-кли-матических, институциональных, технологических, социально-экономических и иных факторов, обеспечивающих им самобытность (табл. 1). Наряду с этим территориальный фактор, т.е. их близость, откладывает отпечаток на каждый регион и формирует факторы, условия, задачи и проблемы, присущие всем регионам СКФО. Следовательно, объединение субъектов СКФО в рамках единого территориально-хозяйственного комплекса происходит под влиянием двух противоречивых процессов: специализации и
дифференциации регионов.
Целевым ориентиром развития СКФО в среднесрочной перспективе следует назвать возможность достижения среднероссийских показателей в социальном, экономическом и техногенном аспектах развития. Как уже отмечалось, субъекты, входящие в состав исследуемого макрорегиона, характеризуются внутренней дифференциацией, преимуществом обладают регионы с более мощным природно-ресурсным потенциалом и регионы, «стягивающие» на себя больший объем федеральных трансфертов. Ключевую роль в развитии субъектов СКФО занимает внешняя финансовая и технологическая поддержка со стороны органов федеральной власти, это является на сегодняшний день единственным стабильным источником финансового обеспечения регионов - «аутсайдеров». Сравнение субъектов СКФО с другими российскими регионами по отчетам статистических органов, представляет картину, в соответствии с которой, несмотря на мощный природно-ресурсный потенциал и благоприятные климатические условия, в регионах показатели производительности труда в промышленных отраслях значительно ниже среднероссийских (рис. 1).
Таблица 1 - Группировка субъектов СКФО по фундаментальным признакам*
Группы Потенциал развития Субъекты СКФО Присущие тенденции
Первая регионы высокого потенциала фундаментального развития Ставропольский край, Чеченская Республика сформировавшиеся производственно-хозяйственная и ресурсная базы позволяют решать перспективные задачи развития
Вторая регионы умеренного потенциала фундаментального развития Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания имеется не до конца модернизированная структура национального хозяйства, в которой наряду с новыми и высокими технологиями велик удельный вес старых технологий и производств
Третья регионы низкого потенциала фундаментального развития и стагнирующие Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия наблюдается примитивизация экономической структуры, ресурсного потенциала и стагнация развития
составлено автором
8
8
8
8
7
7
■ место среди федеральных округов РФ
Рисунок 1. Место СКФО среди федеральных округов РФ [2]
Среди субъектов макрорегиона выделяются Ставропольский край и Республика Дагестан, показатели которых в базовых отраслях экономики находятся на более высоком уровне, причем, если Ставропольский край добивается более высоких результатов за счет внутреннего потенциала, то для Республики Дагестан такие возможности появляются за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Перечисленные регионы обеспечивают 69% от общего валового регионального продукта всего макрорегиона.
Показатели экономического развития зависят от степени решения социальных проблем макрорегиона, среди которых наиболее актуальны для СКФО демографические проблемы, нагрузка со стороны пенсионеров на экономически активное население и проблемы занятости населения (рис. 2).
Оценка индекса развития человеческого потенциала в разрезе субъектов СКФО позволяет выявить противоречивую тенденцию, в соответствии с которой высокий уровень развития образовательного потенциала территориально-хозяйственных систем, не позволяет обеспечить необходимых показателей производительности труда, доходов населения, достичь активной социальной мобильности, следовательно, проблема привлечения средств в развитие человеческого потенциала для субъектов макрорегиона по-прежнему актуальна (табл. 2).
25
20
15
10
5
0
■2077
РД РИ КБР КЧР РСО-А ЧР СК
Рисунок 2. Естественный прирост населения в СКФО на 1000 чел. жителей региона в 2013 г.
Таблица 2 - Динамика Индекса развития человеческого потенциала в субъектах СКФО в 2014 г. [3]
Субъекты СКФО ИРЧП Место, занимаемое в СКФО Место в РФ по ИРЧП
2000 2009 2014 2000 2009 2014 2000 2009 2014
РД 0,724 0,810 0,802 5 2 2 64 40 61
РИ 0,719 0,762 0,790 6 7 5 67 78 71
КБР 0,749 0,788 0,795 2 5 4 26 70 70
КЧР 0,729 0,800 0,785 4 4 6 55 54 74
РСО-А 0,750 0,812 0,817 1 1 1 24 35 38
ЧР - 0,765 0,765 - 6 7 - 76 79
СК 0,744 0,801 0,797 3 3 3 33 53 67
В целях оценки конкурентных преимуществ макрорегиона был использован метод системного анализа - SWOT-анализ, позволивший выявить «узкие» места в развитии регионов и возможности роста (табл. 3).
По результатам SWOT-анализа определены конкурентные преимущества СКФО, которые могут стать фундаментом для дальнейшего развития макрорегиона:
1) уровень развития личности, образования и показатели здоровья населения СКФО свидетельствуют о наличии предпосылок для развития человеческого потенциала, который используется в процессе реализации перспективных стратегических целей;
Таблица 3 - SWOT-матрица развития СКФО*
ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Сильные стороны Слабые стороны
1. Активная работа в области разработки инновационных проектов для привлечения инвестиций 2. Благоприятные показатели развития экологической сферы и климатические условия 3. Наличие «дешевой» рабочей силы 4. Наращивание производственных фондов предприятий 1. Невысокие темпы роста производительности труда 2. Непривлекательность для инвесторов, наличие высоких рисков финансирования проектов 3. Высокие затраты на энергетические ресурсы в промышленной сфере 4. Зависимость бюджетов от федерального уровня
5. Благоприятное территориальное расположение 6. Обеспечение продовольственной безопасности 7. Высокие темпы естественного прироста населения 8. Мощный природно-ресурсный потенциал 9. Мощный образовательный потенциал 5. Низкие темпы развития малого предпринимательства, убыточность большинства предприятий 6. Отсутствие опыта управления у менеджеров предприятий, низкий квалификационный потенциал 7. Снижение покупательной способности населения и спроса на товары/услуги
ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Возможности Угрозы
1. Реализация стратегических интересов РФ на территории СКФО 2. Выход на новые внешние рынки сбыта продукции 3. Рост производства инновационной продукции/услуг 4. Использование финансовых ресурсов внебюджетных фондов, инвестиционных агентств и корпораций 1. Сохранение ресурсной специализации в экономике 2. Отставание показателей производительности труда 3. Снижение поставок сырья, материалов, комплектующих из стран СНГ и Европы 4. Приостановление обмена и торговых операций с иностранными партнерами 5. Снижение инвестиций со стороны иностранных лиц и организаций 6. Усиление межрегиональной конкуренции за средства федерального бюджета и частных инвесторов 7. Снижение объемов безвозмездной помощи из федерального бюджета 8. Увеличение цен сырья и энергоресурсов
составлено автором
2) благоприятные природно-климатические условия, культурное и историческое наследие, позволяют развивать в макрорегионе туристические услуги, рекреационный комплекс, которые также могут стать катализатором для развития сопутствующих отраслей: сферы малого бизнеса, сельского хозяйства в аспекте выращивания и создания экологически безопасной продукции, народного ремесла и т.д.;
3) геостратегические позиции отдельных субъектов СКФО представляют возможность развития торговых связей и интеграции с другими регионами страны, а также ближнего и дальнего зарубежья, этому способствует также и развитая транспортная система и логистика;
4) энергетический потенциал макрорегиона позволяет, используя традиционные и альтернативные источники электроэнергии, заниматься строительством ГЭС, использовать электроэнергию, как внутри макрорегиона, так и за его пределами.
В целях синхронного развития субъектов исследуемого макрорегиона, принципиальным вопросом является снижение внутрипространственной поляризации между уровнем развития территориально-хозяйственных систем. Исследование тенденций развития СКФО и сравнение качественных и количественных показателей по регионам, позволило определить ключевые проблемы, ставшие следствием «кризиса» пространственной поляризации (табл. 4):
1) субъекты макрорегиона характеризуются замкнутостью по отношению к экономическому пространству РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья, о чем свидетельствуют размеры внешней торговли и их динамика в течение последних 10 лет. Среди территориально-хозяйственных система СКФО выделяется Ставропольский край, проявляющий активность в создании компаний, финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
2) проблемы слабой интеграции СКФО с мирохозяйственным «сообществом» заключаются в отсутствии такого уровня инфраструктуры, который позволит обеспечить логистические, транспортные, производственные, коммуникации между субъектами СКФО и внешними партнерами;
3) важнейшая характеристика экономического пространства - его плотность, в СКФО в сравнении с остальными субъектами РФ ниже в разы и внутри макрорегиона показатель характеризуется крайне высокой дифференциацией;
4) обеспечение инновационного развития в СКФО в среднесрочной перспективе будет крайне сложной задачей, практически невыполнимой, о чем свидетельствуют объемы отгруженной промышленной продукции в регионах. Высокий удельный вес физически устаревшего оборудования в структуре всего объема основных производственных фондов СКФО и значительно более низкие, в сравнение с другими регионами РФ, показатели производства промышленной продукции, снижают возможности перехода субъектов макрорегиона к производству высокотехнологичной продукции/услуг;
5) изолированность субъектов СКФО внутри макрорегиона, отсутствие желания и фундамента для организации межрегионального сотрудничества, нацеленность на внутреннюю специализацию и развитие за счет собственного потенциала, значительно снижают возможности синхронного развития всего округа, создания кластеров, взаимодействия представителей бизнес среды;
6) не все субъекта макрорегиона обладают открытым доступом к морским портам и другими видами транспортных коммуникаций, что также служит «тормозом» развития промышленной и сельскохозяйственной сферы в регионах «тупикового» типа.
Таблица 4 - Показатели, отражающие уровень пространственной поляризации
развития субъектов внутри СКФО [4]
Исследуемые процессы Коэффициент пространственной асимметрии между регионами, разы Регион с лучшим значением показателя Регион с худшим значением показателя
1. Основные процессы Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб./чел. 2,3 СК РИ
Объем промышленного производства на душу населения, млн. руб./тыс. чел. 9,2 КЧР ЧР
Объем сельскохозяйственного производства на душу населения, млн. руб./тыс. чел. 4,7 КЧР РИ
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб./чел. 2,2 РД РИ
2. Вспомогательные процессы Объем строительных работ на площадь территории, млн. руб./тыс. км2 3,6 ЧР КБР
Уровень образования населения, проф. образ./ тыс. чел. населения 1,9 РСО ЧР
Уровень компьютеризации компаний, штук ПК/100 сотрудников 1,6 СК ЧР
3. Процессы жизнеобеспечения Среднедушевые денежные доходы населения, руб./чел. 1,7 РД РИ
Среднемесячная заработная плата, руб. 1,4 СК РД
Величина промежуточного минимума на душу населения, руб. в месяц/чел. 1,3 ЧР РИ
4. Процессы, тормозящие развитие экономического пространства Удельный вес убыточных компаний, % 2,2 СК ЧР
Степень износа фондов, % 1,5 СК РИ
Уровень безработицы, % 8,8 СК РИ
Число умерших на 1000 человек населения 3,2 РИ СК
Количество преступлений на 100 тыс. населения 4,3 ЧР СК
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т./ тыс. км2 30 РИ КЧР
Неоднородность структуры экономического пространства исследуемого макрорегиона, таким образом, связана с: разным уровнем развития пространств образующих его регионов; изолированностью регионов от внешнего по отношению к ним регионального и мирового экономического пространства; неразвитостью транспортных узлов и т.д. Выявленные в ходе анализа тенденции развития экономического пространства макрорегиона способствуют росту внутренней пространственной поляризации показателей социо-эколого-экономического и техногенного развития субъектов, депрессия экономического пространства характеризуется десинхронизацией сроков реализации стратегических целей, поставленных СКФО, разрознены и не согласованы интересы регионов в рамках единого экономического пространства макрорегиона.
Очевидно, что в сложившихся условиях недостаточно применение традиционных методов сглаживания пространственных диспропорций в уровне развития макрорегиона. В данном аспекте в среднесрочной перспективе полностью устранить пространственную асимметрию внутри СКФО невозможно, возможно сгладить пространственные различия за счет разработки и поэтапной реализации политики всего макрорегиона в данном направлении:
- 1-ый этап заключается в выделении и концентрации всего потенциала каждого региона СКФО в перспективных сферах экономики, которые могут в краткосрочном периоде показать высокие темпы экономического роста;
- 2-ой этап должен быть направлен на усиление внимания органов федеральной власти, в процессе разработки и реализации федеральных целевых программ, инвестиционных, инновационных проектов и т.д., на оказание помощи конкретно тем субъектам СКФО, уровень развития которых тормозит синхронность развития всего макрорегиона;
- 3-ий этап характеризуется концентрацией внимания на регионах с лучшими показателями развития основных, вспомогательных процессов и процессов жизнеобеспечения в целях предоставления им возможности встраивания в структуру единого экономического пространства страны.
В целях формирования траектории фундаментального развития исследуемого макрорегиона, предлагается в среднесрочной перспективе реализация следующих мероприятий:
1) совершенствование предлагаемых региональными администрациями СКФО стратегий развития, учитывающих выявленные диспропорции в уровне развития субъектов;
2) определение эндогенных и экзогенных факторов, способствующих устойчивому росту региональных экономик в более короткие сроки;
3) совершенствование системы менеджмента, используемой администрациями регионов, а также тактики управления территориально-хозяйственными системами СКФО.
Литература:
1. Смирнов В.В. Особенности развития региона в условиях модернизации социально-экономической системы РФ // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №3.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: статистический сборник. Москва: Росстат, 2015. 900 с.
3. Индекс развития человеческого потенциала по регионам России (по данным доклада ПРООН) [Электронный ресурс]. URL: http: www.regnum.ru/ news/ polit/ 181582. html
4. Структурные и динамические трансформации регионального экономического пространства / А.Х. Дикинов. Нальчик: КБНЦ РАН, 2013, 296 с.
Literature:
1. Structural and dynamic transformations of the regional economic space / A.H. Dikinov. Nalchik: KBSC of the Russian Academy of Sciences, 2013, 296p.
2. Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2014: statistical collection. Moscow: Rosstat, 2015. 900 p.
3. Smirnov V. V. Features of the development of the region in the conditions of modernization of social and economic system of the Russian Federation //Regional economy : theory and practice. 2009. No. 3.
4. An index of human development in the regions of Russia (according to the report of PROON) [An electronic resource]. URL: http: www.regnum.ru/news/polit/181582. html