АРСЛАНОВА Х.Д.,НИНАЛАЛОВА Л.Г.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКО ГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СКФО1
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы перехода к эколого-ориентированному развитию регионов СКФО в разрезе необходимости формирования институционального обеспечения данного процесса. Дано определение институционального обеспечения эколого-ориентированного развития, рассмотрены основные его составляющие. Представлена характеристика действующей нормативно-правовой базы в сфере экологии регионов СКФО. Обосновывается ведущая роль государства в формировании предпосылок и условий ориентации на принципы и приоритеты сбалансированного социально-эколого-экономического развития территорий.
Ключевые слова: эколого-ориентированное развитие, институциональное обеспечение, формальные и неформальные нормы, региональная экономика, государственная политика, законы, экология.
ARSLANOVA Ш.О.,NlNALALOVA Ь.С.
INSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT
Abstract. The manuscript discusses problems of the transition to environmentally oriented development of regions of North Caucasian Federal District in the context of the need to form the institutional provision of this process. A definition of institutional provision of environmentally-oriented development is given, the main components of it are discussed. Characteristics of the active legal foundation in the sphere of environment of regions of the North Caucasian Federal District is shown. The leading role of the givernment in forming the pre-requisites and conditions of orientation on principles and priorities of balanced socio-environmental-economic development of territories is substantiated. Keywords: enviromentally oriented development, institutional provision, formal and informal standards, regional economy, state policy, laws, the environment.
В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1], а также признается, что «земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [1].
Однако необходимо констатировать, что, к сожалению, данные нормы в России зачастую не работают. Данный факт наглядно демонстрирует занятое Россией 73 место из 132 возможных в международном экологическом рейтинге, составленном в 2014 г. Центром экологической политики и права при Йельском университете. При составлении рейтинга учитывались качество воды и воздуха, влияние окружающей среды на здоровье человека, эмиссия парниковых газов, площади лесов и прочее [2].
Позиция России в рейтинге и ее соседство с ЮАР и Молдавией, говорит о наличии серьезных нерешенных проблем в сфере обеспечения эколого-ориентированного развития.
Сегодня эколого-ориентированное социально-экономическое развитие предполагает кардинальное изменение ключевых приоритетов развития территории и выдвижение на передний план таких жизненных ценностей и установок, в основе которых лежат самоценность окружающей среды, природы в целом и достижение высоких показателей социально-экономического развития не в ущерб природной среде. Подобная расстановка акцентов предполагает формирование устойчивой системы взаимосвязанных целей, задач, методов и инструментов социаль-
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 15-02-00093а «Механизмы обеспечения социо-эколого-экономической сбалансированности развития проблемных регионов (на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа)».
но-экономического развития территории, которые учитывают состояние и внутренний потенциал окружающей среды и способствуют ее сохранению для будущих поколений.
Признание приоритета экологизации предполагает пересмотр и переосмысление процесса экономического роста, что не всегда находит поддержку в современных условиях жесткой конкуренции и погони за выгодой. Однако осознание необходимости внутреннего компромисса между постоянным экономическим ростом и поддержанием сбалансированного состояния природной среды, в котором она способна к самовосстановлению, является объективной потребностью последних десятилетий. Пути достижения подобного компромисса были предложены создателями теории устойчивого социально-экономического развития.
Концепция устойчивого развития получила широкое распространение в развитых странах, положив начало учету экологического фактора в оценке экономического развития территорий. Практически весь современный методический аппарат подобных расчетов сформирован в странах Западной Европы. То есть изначально во многих европейских странах решение экономических проблем ставится в зависимость от сохранения экологического равновесия. Тем самым сохранение экологического равновесия оформляется в одну из центральных сфер деятельности государства.
Ориентированность на экологизацию развития четко прослеживается в суммарных затратах на охрану окружающей среды государств. Величина данных расходов в развитых странах доходит до 3-4 % от ВВП ежегодно, тогда как в России за последние 4-5 лет данная сумма не превышала 0,8-0,7% от ВВП.
Проблема заключается не только в наличие финансового разрыва в решение проблемы, но и в самих подходах к решению существующих экологических проблем и в отношении к самой проблеме сохранения окружающей среды.
В качестве примера можно привести Швецию, которая добилась видимых результатов в сохранении природной среды и внедрении природоохранных технологий и входит в десятку экологически чистых стран мира.
Экологическая политика Швеции строится на 16 конкретных, лаконичных целевых установках, которые дополняются подробными задачами и имеют четкую временную определенность. За реализацией поставленных целей экологической политики ведется постоянный мониторинг со стороны специально организованного органа — Совета по экологическим целям.
В основе развития экологической сферы Швеции лежит соблюдение требований ряда международных договоров, к примеру, Хельсинской и Осло-Парижской конвенций. Правительство Швеции всячески стимулирует развитие природоохранного сектора, который рассматривается как новый сектор экономики Швеции. Швеция занимает передовые позиции в переработке отходов и использовании возобновляемых источников энергии. По всей Швеции энергия, вырабатываемая электростанциями на основе сжигания мусора, обеспечивает отоплением около 950 000 домов и электричеством около 260 000 домов [3].
Швеция является признанным лидером в сфере экосертификации товаров и услуг. В 1985 г. была введена маркировка «КЯАУ» для продуктов питания органического происхождения, облегчающая выбор экологически чистых продуктов. Данная продукция произведена без использования пестицидов, химических удобрений или генетически модифицированных организмов [3].
Значительный вклад в экологизацию экономики Швеции был внесен развитием системы экологического налогообложения. Удельный вес экологических (и сходных с ними по природоохранным целям) налогов в общих налоговых поступлениях составляет 6,34%, а в валовом внутреннем продукте — 3,17%.
Таким образом, можно отметить, что ведущая роль в обеспечении перехода к эколого-ориентированному развитию территорий должна принадлежать государству. Важнейшими направлениями деятельности государства можно считать: разработку соответствующего институционального обеспечения эколого-ориентированного развития, стимулирование инвестиций в природоохранные сферы и разработку экотехнологий, формирование комплексной и реализуемой экологической политики, балансировку экологических налогов и т. д.
Важнейшей задачей государства на данном этапе может стать создание необходимой формальной и неформальной базы развития внутренних отношений между субъектами региональ-
Арсланова ХД., Ниналалова Л.Г.
институциональные основы эколого-ориентированного социально-экономического развития регионов скфо
ной экономики в отношении природопользования и охраны окружающей среды. Здесь могут быть нормы административного регулирования, нормы налогообложения, субсидирования, льготных займов, страховые обязательства, реализуемые права на выбросы, система залогов и возмещений, обязательства по акцептам и возвратам, экологические сборы и т. д. Институциональный процесс беспрерывный и требует постоянной корректировки формальных институтов. Параллельно с выстраиванием формальной стороны должен идти процесс формирования правильных стереотипов поведения посредством культивации ценностных ориентиров, убеждений, внутренней мотиваций и т. д, направленных на сохранение природной среды.
Тем не менее базой саморегулирования выступает совокупность формальных институтов, содержащая такие составляющие, как: совокупность нормативных требований, используемых в качестве ориентира предельного воздействия на состояние окружающей природной среды; система финансовых инструментов; мониторинговый комплекс и т. д.
Сегодня институциональную основу эколого-ориентированного развития России и ее регионов составляют: Конституция, законы и кодексы в области охраны окружающей среды, указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные природоохранные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления.
Территория России достаточно обширна и значительно варьирует от региона к региону как по качеству природной среды, характеру, присущих им проблем, так и сформировавшейся системе законодательства в области экологии и охраны природной среды. Как правило, региональные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы в сфере экологии, конкретизируют федеральные, определяя механизмы их реализации и возможные варианты взаимодействия органов региональной и федеральной власти. На сегод-няшний день идет активная работа по формированию нормативной базы в сфере экологии в регионах СКФО, ведется разработка долгосрочных региональных целевых программ охраны окружающей среды и развития отдельных территорий регионов.
Несмотря на тот факт, что при общей оценке экологического состояния регионы СКФО занимают более высокие позиции по сравнению с другими регионами, а ежегодная величина вредных выбросов незначительна (рис.), все же в округе имеется множество нерешенных экологических проблем, требующих решения. В общем рейтинге регионов России по экологическому развитию, который возглавляют Тамбовская и Белградская области, регионы СКФО значительно разнятся. Кабардино-Балкарская Республика — 9-е место, Карачаево-Черкесская Республика — 15-е, Ставропольский край — 34-е, Чеченская Республика — 37-е, Республика Ингушетия — 53-е, Республика Северная Осетия-Алания — 76-е, Республика Дагестан —75-е место. Данный рейтинг выстраивается на основе сведения трех индексов: природоохранного, промышленно-экологического и социально-экологического.
По данным департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в год на территории округа образуется около 3 млн т только твердых бытовых отходов. При этом мест размещения отходов, отвечающих требованиям экологического законодательства, насчитывается всего 15.Только один субъект СКФО — Карачаево-Черкессия — имеет 3 полигона размещения отходов, полностью обеспечивающих потребности республики. При этом проведённые по указанию Департамента проверки выявили в КЧР 53 несанкционированные свалки, что позволяет говорить о неблагополучной ситуации в области обращения с отходами даже в этом субъекте СКФО [4].
В количественном отношении такие регионы, как Ставропольский Край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Дагестан значительно опережают другие регионы СКФО по количеству законов в области охраны окружающей среды (табл. 1). Наименьшее число законодательных актов на сегодняшний день в Чеченской Республике. Если рассматривать в удельном отношении распределение по основным разделам, то наибольший удельный вес законодательных актов регулирует вопросы использования и охраны земли: практически 35% в Ставропольском крае, 42% в Республике Дагестан, 40,4% в Чеченской Республике. Далее наиболее развитыми блоками являются общие вопросы, охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.
7000
■ выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс.тонн
■ сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. куб. м.
ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
Рис. Выбросы загрязняющих веществ по федеральным округам
Таблица 1
Нормативно-правовые акты регионов СКФО в сфере охраны окружающей среды*
Регион Всего Общие вопросы Охрана окр-ей природ. среды и обес-печ. экол-ой безопасности Использование и охрана земли Использование и охрана недр Использование и охрана вод Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов Охрана и использование животного мира Использование и охрана ресурсов континентального шельфа Использование и охрана природ. ресурсов исключительной экон-ой зоны Охрана атмосферного воздуха Иные вопросы
РД 1239 357 175 529 40 110 95 126 8 - 2 6
РИ 619 209 119 236 32 38 62 33 - - 1 1
КБР 2188 779 570 673 71 156 220 97 - 1 6 37
КЧР 1785 1261 77 341 17 67 44 43 - - 2 -
РСОА 549 220 119 161 29 36 45 29 - - 10 1
ЧР 307 73 89 124 8 17 44 11 - - - -
СК 8324 4562 800 2888 141 228 244 443 - 1 29 1
*Источник: составлено на основе данных электронной базы Консультант-плюс.
Региональное экологическое законодательство базируется на общих принципах, сформулированных законодательством Российской Федерации: право человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, сбалансированное сочетание экологических, экономических и социальных интересов общества; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и т. д.
Законы, которые можно считать на сегодняшний день базовыми для регионов СКФО, представлены в табл. 2.
Практически во всех субъектах СКФО региональное законодательство устанавливает основной порядок создания и финансирования особо охраняемых территорий, порядок установления норм негативного воздействия на окружающую среду, порядок проведения мероприятий по мелиорации земли и общие вопросы охраны окружающей среды, вопросы, связанные с проведением экологической экспертизы, а также экономического стимулирования охраны окружающей среды.
В нормативных актах регионов СКФО установлены следующие экономические стимулы, направленные на охрану окружающей среды: предусмотрен ряд налоговых и иных льгот [5,6] для предприятий, внедряющих малоотходные технологии, использующих вторичные ресурсы или осуществляющих природоохранную деятельность; возможна ускоренная амортизация основных фондов; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий.
6000 5000 4000 3000
::
Таблица 2
Основные законы регионов СКФО, регулирующие экологическую сферу*
Регионы Законы
Республика Дагестан Закон Республики Дагестан от 15.12.1998 N 25 (ред. от 10.04.2015) о мелиорации земель (принят Народным Собранием РД 26.11.1998) Закон Республики Дагестан от 04.12.2008 N 58 (ред. от 10.04.2015) об отходах производства и потребления в Республике Дагестан (принят Народным Собранием РД 25.11.2008) Закон Республики Дагестан от 27.02.1992 (ред. от 10.04.2015) об особо охраняемых природных территориях Закон Республики Дагестан от 13.03.2015 N 19 об общественном экологическом контроле (принят Народным Собранием РД 26.02.2015) Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 N 107 (ред. от 07.05.2014) об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан (принят Народным Собранием РД 20.12.2013)
Республика Ингушетия Закон Республики Ингушетия от 09.12.2009 N 58-РЗ (ред. от 03.10.2011) о мелиорации земель (принят Народным Собранием РИ 03.12.2009) Закон Республики Ингушетия от 05.04.1998 N 3-РЗ (ред. от 20.04.2006) об обеспечении сохранности почв и земель, предотвращении их деградации (принят Народным Собранием — парламентом РИ 28.01.1998) Закон Республики Ингушетия от 19.07.2007 N 30-РЗ (ред. от 26.12.2014) об использовании и обеспечении безопасности водных ресурсов Республики Ингушетия (принят Народным Собранием РИ 05.07.2007) Закон Республики Ингушетия от 12.07.2008 N 14-РЗ (ред. от 04.06.2014) об экологической экспертизе в Республике Ингушетия (принят Народным Собранием РИ 26.06.2008) Закон Республики Ингушетия от 04.03.1999 N 8-РЗ (ред. от 04.06.2014) об особо охраняемых природных территориях (принят Народным Собранием — парламентом РИ 11.02.1999) Закон Республики Ингушетия от 30.06.2009 N 28-РЗ (ред. от 31.10.2014) об охране окружающей среды (принят Народным Собранием РИ 25.06.2009) Закон Республики Ингушетия от 07.05.2009 N 20-РЗ об охране атмосферного воздуха в Республике Ингушетия (принят Народным Собранием РИ 30.04.2009)
Карачаево-Черкесская Республика Закон Кабардино-Балкарской Республики от 06.03.2002 N 13-РЗ (ред. от 31.12.2014) о недрах (принят Советом Республики парламента КБР 31.01.2002) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.1996 N 23-РЗ (ред. от 05.11.2013, с изм. от 30.12.2014) о мелиорации земель (принят Советом Республики парламента КБР 19.09.1996) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2013 N 36-РЗ (ред. от 17.12.2013) о регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов (принят парламентом КБР 27.03.2013) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 78-РЗ (ред. от 12.05.2015) об отходах производства и потребления (принят парламентом КБР 25.11.2008) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.08.2005 N 59-РЗ (ред. от 13.04.2015) об охране окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике (принят парламентом КБР 12.07.2005) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 23.10.2000 N 37-РЗ (ред. от 13.04.2015) об особо охраняемых природных территориях Кабардино-Балкарской Республики (принят Советом Республики парламента КБР 28.09.2000) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15.06.2011 N 63-РЗ (ред. от 31.12.2014) о регулировании отношений в области охраны атмосферного воздуха (принят парламентом КБР 26.05.2011)
Кабардино-Балкарская Республика Закон Карачаево-Черкесской Республики о порядке пользования участками недр местного значения на территории Карачаево-Черкесской Республики от 25 января 2006 года N 11-РЗ (с изм. и доп. от 25.11.2014 N 73-РЗ) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2008 N 4-РЗ (ред. от 26.12.2014) о некоторых вопросах, связанных с реализацией в Карачаево-Черкесской Республике отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации (принят Народным Собранием (парламентом) КЧР 25.12.2007) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 N 61-РЗ (ред. от 07.07.2014) особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике (принят Народным Собранием (парламентом) КЧР 21.11.2003) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2007 N 17-РЗ (ред. от 10.05.2010) об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения (принят Народным Собранием (парламентом) КЧР 02.03.2007)
Республика Северная Осетия-Алания Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14.05.2004 N 17-РЗ (ред. от 06.06.2013) об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27.04.1998 N 3-З (ред. от 21.07.2012) о недропользовании в Республике Северная Осетия-Алания Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22.10.2007 N 51-РЗ (ред. от 12.11.2013) об охране окружающей среды Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.02.2000 N 2-РЗ (ред. от 12.11.2013) об охране атмосферного воздуха Закон Республики Северная Осетия-Алания от 06.04.1999 N 8-РЗа (ред. от 21.07.2012) об отходах производства и потребления Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 N 64-РЗ (ред. от 15.03.2011) о регулировании использования лесов на территории Республики Северная Осетия-Алания
Чеченская Республика Закон Чеченской Республики от 04.12.2006 N 40-РЗ (ред. от 29.12.2014) об особо охраняемых природных территориях Чеченской Республики (принят Народным Собранием ЧР 19.10.2006) Закон Чеченской Республики от 04.07.2006 N 10-РЗ (ред. от 17.12.2013) об охране окружающей среды в Чеченской Республике (принят Народным Собранием ЧР 08.06.2006)
Ставропольский край Закон Ставропольского края от 06.05.2014 N 33-кз (ред. от 12.03.2015) об особо охраняемых природных территориях (принят Думой Ставропольского края 24.04.2014) Закон Ставропольского края от 16.11.2009 N 81-кз (ред. от 07.11.2014) об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления (принят Государственной Думой Ставропольского края 29.10.2009) Закон Ставропольского края от 16.11.2009 N 81-кз (ред. от 07.11.2014) об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления (принят Государственной Думой Ставропольского края 29.10.2009)
*Источник: составлено на основе данных электронной базы Консультант-плюс.
В части налогового стимулирования предусмотрено изъятие из обложения определенных элементов объекта, налоговые кредиты, освобождение от налогов отдельных плательщиков.
Однако необходимо отметить, что даже при условии наличия подобных законодательных норм их исполнение тормозится общим экономическим спадом и отсутствием у предприятий возможностей для внедрения экологически чистых технологий. Регионы СКФО по инновационной активности традиционно занимают последние места по России в целом. Решить данную проблему возможно лишь при условии наличия эффективной правовой базы, поддержи эколо-го-ориентированного развития.
Подводя итоги, можно отметить, что, по мнению многих специалистов, сложившаяся ситуация вызвана в первую очередь недостаточно жестким законами в области охраны окружающей среды, отсутствием сформированного экологического сознания у населения, а также не-сформированностью рыночной инфраструктуры [7,8], которая позволила бы быстрыми темпами развивать сектор экотехнологий. Сегодня для изменения ситуации в России и ее регионах необходима выработка комплексной программы экологического развития. Имеющийся административный, экономический и правовой ресурсы должны быть направлены не только на решение уже имеющихся экологических проблем, но в первую очередь на формирование у населения экологоориентированного сознания и понимания того, что сохранение природной среды способно обеспечить платформу для будущего развития.
Переход к эколого-ориентированному региональному развитию требует:
— совершенствования существующей институциональной базы охраны и защиты окружающей среды, а также природопользования регионов и ее ориентированности на приоритет сохранения окружающей среды;
— проведение комплексной работы среди населения региона, направленной на формирование эколого-ориентированного мировоззрения;
— стимулирование развития сферы экотехнологий через создание системы льготного финансирования и налогообложения, которые позволят привлечь внутренние и внешние инвестиции [9, 10, 11,12,13];
— развитие экотуризма и сфер, связанных с традиционными ремеслами и т. д.
Литература
1. Consultant.ru: электронная правовая система [Электронный ресурс]. — URL : http:// www.consultant.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
2. Education-medelle.com: Швейцарский консалтинговый центр [Электронный ресурс]. — URL : http:// www.education-medelle.com/articles/samie-ekologicheski-chistie-strani-mira-v-2014.html, свободный. — Загл. с экрана.
3. В Швеции перерабатывается 99% всех отходов [Электронный ресурс]. — URL : http:// www.facepla.net/index.php/the-news/4818-v-shvetsii-pererabatyvaetsya-99-musora.
4. Официальный сайт полномочного представителя президента России в СКФО [Электронный ресурс]. —URL : http://skfo.gov.ru/society/os/kos/4kos/4kos-doc2/.
5. Налоговое планирование как фактор совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации / Т.В. Бутова [и др.] //Апробация. 2015. № 2. С. 29-31.
6. Тагиев, М. X. Формы и методы регулирования социально-экономического развития регионов : существующая практика и перспектива развития / М.Х. Тагиев // Вопросы структуризации экономики. 2003. № 3. С. 34-40.
7. Абдурахманова, М. А. Стратегические направления развития региональной рыночной инфраструктуры /М.А. Абдурахманова//Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 2. С. 125-132.
8. Гаджиева, А. Г. Сущность инфраструктуры как необходимого элемента рынка / А.Г. Гаджиева // Молодой ученый. 2010. № 9. С. 118-120.
9. Арсланов, Б. Д., Арсланов, Ш. Д. К вопросу повышения инвестиционной привлекательности региона / Б.Д. Арсланов, Ш.Д. Арсланов // Вестник Дагестанского технического университета. 2012. № 27. С. 142-150.
10. Арсланов, Ш. Д. Современный инвестиционный имидж Республики Дагестан : национально-культурные особенности /Ш.Д. Арсланов //Вопросы региональной экономики. 2014. № 4. С. 3-6.
11. Арсланов, Б. Д., Арсланов, Ш. Д. Управление устойчивым развитием малых предприятий в системе их стратегического взаимодействия с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями /Б.Д. Арсланов, Ш.Д. Арсланов // Вестник Дагестанского технического университета. 2010. № 4. С. 102-107.
12. Казиханов, А. М. Роль инвестиционных приоритетов в стратегических направлениях развития региона / А.М. Казиханов //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 5. С. 128-134.
13. Тагиров, Т. У. Оценки инвестиционного климата в регионе /Т.У. Тагиев // Вопросы структуризации экономики. 1998. №1-3. С. 35-39.
References:
1. Consultant.ru: electronic legal system [Electronic resource]. — URL : http://www.consultant.ru/ free. — The ingestion. screen.
2. Education-medelle.com: Swiss consulting center [Electronic resource]. — URL : http://www.education-medelle.com/articles/samie-ekologicheski-chistie-strani-mira-v-2014.htmlfree. — The ingestion. screen.
3. In Sweden processed 99% of all waste [Electronic re-source]. — URL : http://www.facepla.net/index.php/ the-news/48l8-v-shvetsii-pererabatyvaetsya-99-musora.
4. Official website of the Plenipotentiary representative of the President of Russia in North Caucasus [Electronic resource]. —URL : http://skfo.gov.ru/society/os/kos/4kos/4kos-doc2/.
5. Tax planning as a factor of improving the taxation system in the Russian Federation / T. V. Butova [et al.] / / Approbation. 2015. No. 2. Pp. 29-31.
6. Taghiyev, M. H. the Forms and methods of regulation of socio-economic development of regions : current practice and future development / M. H. Tagiev // Questions of economy structuring. 2003. No. 3. P. 34-40.
7. Abdurakhmanov, M. A. Strategic directions of development of regional market infrastructure /M. A. Abdu-rakhmanova// Regional problems of transforming the economy. 2009. No. 2. P. 125-132.
8. Gadzhieva, A. G. the Nature of infrastructure as an essential element of market / A. G. Gadzhieva // Young scientist. 2010. No. 9. P. 118-120.
9. Arslanov, B. D. Arslanov, Sh. D. increase the investment attractiveness of the region /B. D. Arslanov, Sh. D. Arslanov // Bulletin of the Dagestan state technical University. 2012. No. 27. P. 142-150.
10. Arslanov, Sh. D. Modern investment image of the Republic of Dagestan : the national-cultural characteristics / S. D. Arslanov //Problems of regional economy. 2014. No. 4. S. 3-6.
11. Arslanov, B. D. Arslanov, Sh. D. the Management of sustainable development of small enterprises in the system of their strategic interaction with government, commercial and non-profit organizations /B. D. Arsla-nov, Sh. D. Arslanov // Bulletin of the Dagestan state technical University. 2010. No. 4. P. 102-107.
12. Kazihanov, A. M. the Role of investment priorities in the strategic directions of development of the region / A. M. Kazihanov // Regional problems of transforming the economy. 2014. No. 5. P. 128-134.
13. Tagirov, T. W. Assessment of the investment climate in the region /T. W. Taghiyev // Questions of economy structuring. 1998. No. 1-3. P. 35-39.