Научная статья на тему 'СФЕРА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3788
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власов В.С.

Подростковый возраст - это период активных межличностных контактов, накопления коммуникативного опыта личности. Общение выступает, как специфический вид межличностных отношений, ведь именно здесь вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать собственное мнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СФЕРА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

УДК 159.922.7

Власов В.С.

Учитель испанского языка МБОУ СОШ №32 г. Мытищи МО

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Подростковый возраст - это период активных межличностных контактов, накопления коммуникативного опыта личности. Общение выступает, как специфический вид межличностных отношений, ведь именно здесь вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать собственное мнение

Ключевые слова.

Общение, подростки, социализация, общество, деятельность

Потребность в общении с другими людьми человек, являясь социальным существом, испытывает с самого рождения. Общение, рассматриваемое как решающий фактор в развитии психики человека, является необходимым условием психического развития ребенка с первых дней его жизни. Сущность человеческой натуры определяется через призму огромного количества индикаторов. Основная дилемма состоит в неоднородности развития самой личности, с самого рождения люди раз за разом становятся частью социального организма, несущего с собой целый набор материальных и духовных составляющих. В данном случае необходимо говорить о способностях и возможностях подрастающего поколения войти в состав общества с помощью так называемого процесса социализации, и уже вместе с тем возникает проблема определения каналов и путей приобщения к окружающей действительности. Безусловно, человек обладает различными механизмами социализации, но применительно к подростковому периоду одним из самых устойчивых и эффективных факторов социализации является сфера общения.

О ведущей роли общения свидетельствуют глубокие и необратимые изменения в развитии детей при длительном ограничении социальных контактов. Ограничение опыта общения индивидуума снижает его способность воспринимать сигналы, которые несут информацию о взаимодействующем с ним человеке.

Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит благодаря передаче взрослым своего опыта ребенку, возможности для ребенка находить в общении со взрослыми образцы действий и поступков, с помощью которых они подкрепляют действия ребенка.

«Для подросткового возраста основными возрастными задачами в сфере общения являются развитие навыков конструктивного общения в группе сверстников; коммуникативной рефлексии и наблюдательности; моделей уверенного коммуникативного поведения, овладение индивидуальными способами самовыражения в общении» [9].

Потребность в общении постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения, как необходимого условия жизнедеятельности. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, и с возрастом усиливается.

Общение со сверстниками является источником информации, благодаря которому подростки и юноши знакомятся с тем, что не дается им взрослыми. Кроме того, это специфический вид межличностных отношений, ведь именно здесь вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать собственное мнение. Поскольку общение в подростковом возрасте является ведущим видом деятельности, данный возрастной этап сенситивен для развития компетентности в общении. В некоторых случаях наличие таких индивидуально-психологических особенностей у подростков, как, например, застенчивость, агрессивность, низкая способность к установлению контакта, оказанию поддержки, пониманию

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

невербальных средств общения, приводит к появлению нарушений коммуникативной сферы.

Как полагает А. Г. Самохвалова, вариативные трудности общения, под которыми понимаются «различной силы и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта общения, усложняющие межличностные отношения; требующие внутренних усилий, направленных на их преодоление, формируются в процессе решения актуальных возрастных задач в сфере общения» [9]. Так, отношения в подростковом возрасте качественно отличаются от отношений младшего школьника: они не просто сложнее, а гораздо многообразнее. Обособленные группы подростков являются устойчивыми образованиями, а отношения в них подчиняются более строгим правилам. Существуют некоторые значительные отличия, благодаря которым атмосфера в подростковых группах становится для детей привлекательнее общения со взрослыми людьми. Прежде всего, это сходство интересов и проблем, волнующих подростков, а также возможность открыто их обсуждать, без стеснения и боязни быть осмеянным, и, конечно, равноправное отношение с товарищами.

Типичным для подросткового возраста является его принадлежность к группе. Важно отметить, что для тех подростков, которые занимают явно, не первые позиции в группе, особенно важным является личное внимание со стороны лидера. Для подростков личная дружба с лидером имеет огромное значение, поэтому они ею особенно дорожат, и во что бы то ни стало, стремятся ее завоевать. Также для подростка интересны те друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров [10].

Следование определенным нормам, своего рода законам, в подростковых группах формируется стихийно, а контроль над ней осуществляется в малых формах. Если подросток совершил действия, не принятые в данной группе, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Следует отметить жесткое отношение в подростковой группе к тем сверстникам, которые не смогли отстоять личного мнения, собственных интересов и не отличаются высоким уровнем самоуважения.

Одной из причин сложных отношений со сверстниками может выступать наличие проблем в сфере общения, что, в свою очередь, может происходить из-за особенностей личности подростков и юношей. Так, например, интроверту, погруженному в свой яркий внутренний мир, будет сложно поддерживать нормальное общение с компанией сверстников-экстравертов, и он наверняка будет испытывать дискомфорт от своей «непохожести» на прочих.

Одна из самых распространенных трудностей в общении подростков - застенчивость и робость, поскольку важным для подростка является референтная группа.

Те, кто считает себя застенчивым, действительно характеризуются пониженным уровнем экстраверсии, и вынуждены преодолевать большее число коммуникативных барьеров [13]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что застенчивость не считается положительным качеством, и от нее стремятся избавиться. Однако следует помнить о том, что это качество личности имеет разные причины и тесно связано с другими чертами характера, которые не всегда поддаются коррекции, и сами по себе не могут рассматриваться как отрицательные.

Трудности в общении со сверстниками испытывают и подростки, которые подвержены чувству одиночества, вследствие ощущения своей непонятности окружающими. Таким индивидам кажется, что у них совсем другие ценности и интересы, чем у товарищей, и вместо того, чтобы попытаться посвятить других в эту сферу, они замыкаются в себе, отделяясь от группы. Несмотря на внешнюю отчужденность, а порой и безразличие к внешним изменениям, подросток на самом деле испытывает глубокое чувство одиночества. Отсутствие необходимого общения со сверстниками является причиной формирования самосознания одиночки, который не просто непонятен окружающим, но и весьма далек от их интересов и устремлений. В результате этого возникают фантазии, которые, порой, становятся настолько всепоглощающими, что позволяют иллюзорно разрешать любые проблемы. В реальности же проблемы остаются неразрешенными.

В целом, факторами возникновения трудностей могут быть как диспозиционные, связанные с индивидуально-личностными чертами субъекта общения, так и социокультурные, связанные с влиянием

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

социума на характер общения подростка.

К диспозиционным факторам возникновения трудностей можно отнести ограниченные возможности здоровья подростка, одаренность или задержку психического развития, психодинамические и характерологические свойства личности.

К социокультурным А. Г. Самохвалова и Е. В. Куфтяк относят «три группы факторов:

- микрофакторы, связанные с воздействием ближайшего социального окружения (родителей, родственников, сиблингов, друзей, одноклассников) на развитие коммуникативной сферы личности подростка: ошибки родительского воспитания, деструктивный стиль внутрисемейных и детско-родительских отношений, трансгенерация ребенком паттернов общения предков, негативные межличностные отношения со сверстниками, физическое и психологическое насилие в семье и образовательной среде и др.;

- мезофакторы, связанные с влиянием социальных условий жизни подростка на онтогенез общения.

- макрофакторы, связанные с воздействием этноса, культуры, религии, менталитета на паттерны поведения современных детей и подростков в процессе решения актуальных задач общения.

В случае, когда факторы защиты не актуализируются, чаще всего происходит процесс осознания подростком возникших трудностей общения, и этот рассматривается, как важнейшее условие возникновения мотивации их преодоления, накопления индивидуального опыта общения, а в дальнейшем - развития компетентности и культуры личности» [9].

Процесс преодоления трудностей в общении может сопровождаться как конструктивными, так и деструктивными поведенческими проявлениями подростков.

«Конструктивная составляющая преодолевающего поведения выражается в следующих проявлениях подростка:

- гордость за себя, самоуважение;

- самоутверждение в социальной группе;

- нонконформизм;

- проявление социальной ответственности, социальной гибкости;

- поиск социальной поддержки;

- дифференциация социальных связей и отношений;

- формирование социальной позиции и др.

Деструктивная составляющая преодолевающего поведения может выражаться в следующих проявлениях:

- негативизм, агрессивность, демонстративность подростка;

- проявление недовольства собой;

- болезненное отношение к критике, обидчивость;

- фрустрация ожиданий быстрой победы, сопровождающаяся негативными эмоциями;

- возникновение у подростка новых коммуникативных трудностей [9].

Главной идеей модели является единство и важность конструктивной и деструктивной составляющих преодолевающего поведения в индивидуальных вариациях, как акта развития субъекта общения.

Возникающие у подростка переживания, выступают в роли механизма развития подростка, как субъекта общения.

Сама функциональность личности зависела и зависит от конкретных факторов социализации, приобщающих индивида к человеческим достижениям прошлого и настоящего. Можно с уверенностью сказать, что за счет поэтапного усвоения жизненного опыта воссоздается «извечное» правило поэтапной эволюции человека, который на протяжении всей жизни пребывает внутри традиций и обычаев общества.

Социализация подростка и личности в целом не отличается одномоментностью и постоянством содержания в силу того, что за самой социализацией закрепляется образ растянутого во времени

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

постоянного прогресса индивида в среде определенного коллектива.

Обозначенные выше аспекты социализации ставят во главу угла не столько потребность в выявлении качественных компонентов преобразования подрастающего поколения в ходе их многолетнего перехода в мир взрослых, а сколько цель понимания особенностей социализации подростков только на основе их общения. Нужно понимать, что по мере взросления ребенка на его развитие все больше и больше влияет ближайшее окружение. Это пространство есть совокупность сверстников, друзей, родственников, семьи и иных субъектов, и объектов общения, передающих и воспринимающих информацию извне. У подростков появляется уже потребность в переменах психоэмоционального состояния личности, познающего самого себя и повышающего степень своей независимости. В свою очередь, такое состояние достигается в подростковом периоде, которое вызывает активное развитие критического мышления. С точки зрения Л. С. Выготского, никогда влияние среды на развитие мышления личности не приобретает такого же большого значения, как именно в переходном возрасте [3].

Подростковый период вызывает прежде всего очень бурное формирование собственного «Я» и человеческой индивидуальности, что и вызывает массу вопросов, на которые ребенок усердно пытается найти ответы. На одной чаше весов оказываются и эмоциональная неустойчивость, и «отказ» от прежних интересов подростка, а на другой чаше весов пребывают рост и самостоятельности, и многообразия форм отношения с другими людьми. Если исходить из такого рода категорий и компонентов жизнедеятельности подростка, то общение как межличностное взаимодействие превращается в главный источник социализации, сводящий и соединяющий подростков с разными по характеру, образованию, социальному положению, национальности, полу и возрасту людьми.

Вся содержательная сторона общения между людьми относится к тому, что общество вырабатывает правила, нормы и принципы поведения на все случаи жизни. В культуре мы видим достижения человеческого организма, а в манере общения - инструмент координации целенаправленной деятельности личности и коллектива.

Применительно к подростковому периоду стоит сказать об абсолютно новом «вызове» для ребенка, который получает массив социальных ролей и статусов, реализуемых только лишь посредством общения. Подросток не ограничивается узким кругом лиц в виде родителей и сверстников, а, наоборот, он стремится расширить границы содержательной стороны общения с целью закрепления собственной личности в пределах желаемого социального положения.

Фундаментом социализации подрастающего поколения, осуществляемой с опорой на общение, нужно считать семью. Общение с семьей открывает перед ним безграничные просторы Вселенной, где человечество обладает очень сложной системой взаимоотношений. Используя вербальные и невербальные средства общения с родителями и родственниками, молодое поколение быстро усваивает морально-этические и нравственные установки поведения, а также благодаря словесно-знаковым формам общения впитывает в себя очерченный круг социально-экономических, политических, культурно-исторических, идеологических, патриотических и иных наработок общества.

Процесс общения для подростка как способ вхождения в определенную нишу общества не замыкается в рамках института семьи. Молодые люди в возрасте от 11-12 до 16-17 лет пытаются выйти за пределы привычной обстановки для установления «доверительного диалога» с людьми, находящимися вне стен и дома, и школы. В этой самоцели нет ничего удивительного, поскольку новые знакомые и друзья, обмениваясь друг с другом информацией и делясь своими интересами, формируют самодостаточную социальную группу. В общении со взрослыми подросток, усваивая общественно значимые критерии, мотивы, задачи и цели поведения, не может полностью усвоить моральные и этические нормы, а уже при общении со сверстниками он равноправен и сам способен исполнять роль организатора, исполнителя, друга и сверстника [5]. Общение подростка со своими сверстниками углубляет социализацию по таким направлениям, как: самореализация личности в сочетании с усилием ее независимости от института семьи в силу перехода во взрослую жизнь; знакомство с множеством социальных ролей и статусов при переходе от одних форм межличностной коммуникации к другим.

Большинство подростков предпочитают реальному межличностному общению виртуальное,

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

совместным играм и занятиям со сверстниками - компьютерные игры, телефонные разговоры и переписку. Живое общение, которое должно приносить подростку удовольствие, способствовать его самореализации, развитию социально-значимых качеств, зачастую сопровождается высоким нервно-психическим напряжением, защитно-деструктивным поведением, фрустрацией аффилиативных потребностей.

Общение, опосредованное интернетом, оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на все аспекты психического функционирования подростков и юношей: физиологический, поведенческий, эмоциональный, когнитивный, интерперсональный, личностный.

Поскольку оно популярно, следовательно, люди находят в нем много плюсов. С точки зрения исследователей, эти плюсы заключаются в следующем: прежде всего, опосредованное общение не имеет границ, предлагает пространственно-временную неограниченность. С помощью интернета можно общаться сразу с несколькими людьми, вступать в диалог, не выходя из дома. Все это позволяет преодолевать коммуникативный дефицит, расширять круг общения, «интенсифицировать общение» [2]. Все это работает на социализацию личности.

Интернет-общение притягательно для подростков и по другим причинам: оно позволяет не представлять информацию о себе, скрывать недостатки внешности или создать предпочитаемый (идеальный) образ себя («творение персоны» [11], создание виртуальной личности) и др. Оно используется людьми для получения социальной поддержки, самоутверждения, улучшения психического состояния, самореализации.

Интернет и, в целом, информационное пространство, являясь продолжением, усилением личностного и группового социального пространства, предоставляют возможность для бесконечного расширения процессов общения и налаживания контактов, именно поэтому общение, опосредованное интернетом, так популярно.

Вместе с тем, Интернет-общение оказывает отрицательное воздействие на личность: ограничивает реальные социальные контакты, приводит к упрощению системы отношений «человек - человек», что влечет за собой низкое развитие свойств субъекта социальных взаимоотношений.

Так, Н. А. Антонова и К. Ю. Ерицян в ходе исследования доказали, что сфера общения, сформированная в интернете, не работает в реальной жизни [7].

Кроме того, по мнению многих ученых, общение, опосредованное интернетом, формирует нечеткое осознание компонентов эмоционально-чувственной сферы при восприятии другого, способствует дисгармонии функционирования эмоциональной сферы, проявляющейся в неспособности к осознанию своих чувств. Кроме того, можно отметить, что при таком общении крайне редко могут возникнуть дружеские отношения, эмоциональная привязанность к собеседнику.

Как считает С. М. Мустафаев, «опосредованное общение ведет к снижению адекватного реагирования на невербальное поведение, а также способности к самконтролю над невербальным вызывающим поведением» [7].

Одним из больших минусов общения в интернете является сложность передачи эмоций. Несмотря на то, что в социальных сетях доступны такие параметры, как «смайлы» - комбинация специальных символов, применяемых пользователями интернета, если между пользователями происходит оживленная беседа, довольно сложно описать свои эмоции [12].

Кроме того, несмотря на все положительные стороны общения подростков в сети Интернет, в настоящее время использование Интернета современными подростками, как правило, сводится к общению в сети и играм в онлайн.

Наибольшую склонность к Интернет-зависимости имеют люди, которые страдали. Среди Интернет-зависимых граждан оказалось множество тех, кто в реальной жизни часто испытывал состояние тревоги, никак не мог от него избавиться [8].

Желание быть понятым, поиск искренности и честных отношений - все это приводит подростков и молодежь в субкультуру, удовлетворяющую как потребность в получении психологической защиты от чего-то или кого-то, так и потребность в самоутверждении среди сверстников.

Наряду с позитивными моментами общения в плане его влияния на социализацию подростков есть

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

и негативные последствия, к которым относятся и наркомания, и алкоголизм, и курение, и т.п. Развитие вредных привычек в подростковом возрасте зависит от многих причин, но очень часто «простая» зависимость молодого поколения начинается от банального общения со сверстниками.

В настоящее время эта тенденция разбавляется современным методом коммуникации - Интернетом, в результате чего подростки «превращаются» в активных пользователей Сети, способствующей удовлетворению множества социальных, коммуникативных и когнитивных потребностей [7].

Бесконечный поток данных обхватил всех и все, ликвидировав информационный вакуум и лишив подростка чувства его одиночества и даже отгороженности.

В итоге современные формы массовой коммуникации, обеспечивая состоятельность общества, все чаще выводят и само подрастающее поколение, и человека за пределы чувства независимости и личной защищенности.

Таким образом, подростковый возраст - это период активных межличностных контактов, накопления коммуникативного опыта личности.

Общение выступает как специфический вид межличностных отношений, ведь именно здесь вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать собственное мнение.

Но это еще и специфический вид эмоционального контакта, потому что осознание групповой принадлежности, солидарности, сопричастности придает подростку ощущение благополучия и устойчивости.

На определенной стадии развития личности требуется усвоение новых знаний и более сложного жизненного опыта. Подросток не является исключением из этого правила из-за того, что перед ним стоит задача перехода от мира детства в мир взрослых. Такого рода переход включает в себя полную трансформацию внутренних и внешних характеристик подрастающего поколения, для успешного завершения этапа социализации от подростков требуется их же готовность к общению с другими людьми.

Общение следует рассматривать как самодостаточный и эффективный инструмент и фактор социализации подростка.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 2006. - С. 23.

2. Баранова Ю. М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - С. 104.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т4. М., 1982. - С. 18.

4. Защиринская О. В. Психогенез стилей общения // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010.

5. Кузнецов П. С. Особенности профилактики и коррекции нарушений коммуникативной сферы в подростковом возрасте // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сб. материалов Х Межд. научно-практ. конф. (Махачкала, 22 мая 2016 г.). - Махачкала, 2016.

6. Марарица Л. В., Антонова Н. А., Ерицян К. Ю. Общение в Интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности // Петербургский психологический журнал. - 2013. №2. - С. 27-30.

7. Мустафаев С. М. Особенности невербальной экспрессии подростков с интернет-зависимым поведением // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1 (7). - С. 237-239.

8. Носс И. Н. Влияние личностных особенностей на виртуальную коммуникацию // Вестник Московского государственного областного университета. - 2010. - С. 78.

9. Самохвалова А. Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе общения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2015. - С. 42.

10. Самохвалова А. Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2017. - № 55. - С. 5-10.

11. Саксонова Ю. И. Психологические особенности интернет-общения подростков (чаты и форумы) // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 3. - С. 96-98.

12. Татаринцева Е. В. Общение в Интернете // Вестник научных конференций. - 2015. - С. 45.

13.Хухлаева О. В. Психология подростка. - М., 2008. - С. 56.

© Власов В.С., 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.