Научная статья на тему 'Сфера научных исследований в Театральном институте Саратовской консерватории (2012–2022)'

Сфера научных исследований в Театральном институте Саратовской консерватории (2012–2022) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Театральный институт Саратовской консерватории / сфера научных исследований / искусствоведение / кафедра мастерства актера / кафедра специальных дисциплин / перспективные направления. / Theatre Institute of the Saratov Conservatoire / the field of scientific research / art theory and history / the Department of acting skills / the Department of special disciplines / promising areas.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алесенкова Виктория Николаевна

Статья посвящена проблематике и динамике развития научных исследований Театрального института Саратовской консерватории. Автором дана характеристика студенческой научной среды, определена тематика основных публикаций и докладов педагогов кафедры мастерства актера и кафедры специальных дисциплин, проанализирован потенциал новаторских идей и направлений в научных разработках ведущих специалистов, намечены перспективы дальнейшей работы.Основным материалом послужили пять сборников статей и пять научных монографий, изданных на базе Театрального института (в период 2012–2022). В заключении автор статьи выделяет три доминирующих перспективных направления — методология анализа пластики и танца в структуре драматического спектакля (синтез театра и хореографии), моделирование художественных концептов на основе театрального дискурса (синтез театра и когнитивных наук), инновации в театральной педагогике (синтез театра и педагогики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Field of Scientific Research at the Theatre Institute of the Saratov State Conservatoire (2012–2022)

The article studies the field of scientific research at the Saratov Conservatoire Theatre Institute and dynamics of its development. The author characterizes the student scientific environment and defines themes of the main publications of the Department of acting skills and the Department of special disciplines. The paper analyzes innovative potential and directions of the scientific development and outlines the prospects for further work. The main material is presented by 5 collections of articles and 5 scientific monographs published at the Theatre Institute in 2012–2022. In conclusion, the author identifies three dominant promising areas such as the methodology of analysis of plastics and dance in the structure of a dramatic performance (synthesis of theatre and choreography), modeling of artistic concepts based on theatrical discourse (synthesis of theatre and cognitive sciences), innovations in theatre pedagogy (synthesis of theatre and pedagogy).

Текст научной работы на тему «Сфера научных исследований в Театральном институте Саратовской консерватории (2012–2022)»

Алесенкова Виктория Николаевна, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Alesenkova Victoria Nikolaevna, Dr. Sci. (Arts), Senior Researcher of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: alesenvic@gmail.com

СФЕРА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

(2012-2022)

Статья посвящена проблематике и динамике развития научных исследований Театрального института Саратовской консерватории. Автором дана характеристика студенческой научной среды, определена тематика основных публикаций и докладов педагогов кафедры мастерства актера и кафедры специальных дисциплин, проанализирован потенциал новаторских идей и направлений в научных разработках ведущих специалистов, намечены перспективы дальнейшей работы. Основным материалом послужили пять сборников статей и пять научных монографий, изданных на базе Театрального института (в период 2012-2022). В заключении автор статьи выделяет три доминирующих перспективных направления — методология анализа пластики и танца в структуре драматического спектакля (синтез театра и хореографии), моделирование художественных концептов на основе театрального дискурса (синтез театра и когнитивных наук), инновации в театральной педагогике (синтез театра и педагогики).

Ключевые слова: Театральный институт Саратовской консерватории; сфера научных исследований; искусствоведение; кафедра мастерства актера; кафедра специальных дисциплин; перспективные направления.

THE FIELD OF SCIENTIFIC RESEARCH AT THE THEATRE INSTITUTE OF THE SARATOV STATE CONSERVATOIRE

(2012-2022)

The article studies the field of scientific research at the Saratov Conservatoire Theatre Institute and dynamics of its development. The author characterizes the student scientific environment and defines themes of the main publications of the Department of acting skills and the Department of special disciplines. The paper analyzes innovative potential and directions of the scientific development and outlines the prospects for further work. The main material is presented by 5 collections of articles and 5 scientific monographs published at the Theatre Institute in 2012-2022. In conclusion, the author identifies three dominant promising areas such as the methodology of analysis of plastics and dance in the structure of a dramatic performance (synthesis of theatre and choreography), modeling of artistic concepts based on theatrical discourse (synthesis of theatre and cognitive sciences), innovations in theatre pedagogy (synthesis of theatre and pedagogy).

Key words: Theatre Institute of the Saratov Conservatoire; the field of scientific research; art theory and history; the Department of acting skills; the Department of special disciplines; promising areas.

Формируя представление о сфере научных исследований, сразу стоит оговорить, что в Саратовском театральном институте, уже почти 40 лет входящем в состав Саратовской государственной консерватории, нет собственной теоретической кафедры, и никогда не было непосредственно прикрепленных аспирантов или магистрантов. Перед ним ставились другие задачи. За свою более чем столетнюю историю это учебное заведение открыло путь в профессию для многих талантливых актеров, ставших впоследствии знаменитыми1, и в качестве дополнительного профессионального образования в стенах театрального вуза функционирует только ассистентура-стажировка. Такой порядок вещей сложился в силу нехватки специалистов с наличием ученой степени, хотя институт (ранее — факультет, а до него — училище) всегда славился выдающимися мастерами — заслуженными и народными артистами, благодаря которым была создана «саратовская театральная школа» [4].

В 2012 году по инициативе директора Н. П. Горю-новой на базе кафедры мастерства актера впервые было основано методическое объединение по исто-

рии и теории искусства. Предполагалось, что члены объединения — преподаватели теоретических дисциплин — будут курировать научную работу студентов, восполнять дефицит публикаций кафедры и обеспечивать нужный процент участия в конференциях, потому что практики — мастера курсов, люди исключительно творческие и мыслящие иными категориями — не могут совместить насыщенную актерскую/режиссерскую и преподавательскую деятельность с наукой. Однако время показало, что это не так. За прошедшее десятилетие ситуация существенным образом изменилась. Буквально сдвинувшись с мертвой точки, в Театральном институте сформировался уникальный пласт научных исследований, в которые вовлечено большинство педагогов обеих кафедр — как теоретиков, так и практиков. Этим обстоятельством продиктована актуальность изучения проблематики и динамики развития научной базы Театрального института Саратовской консерватории. Для достижения цели планируется решить ряд задач: дать характеристику студенческой научной среды; составить представление о проблематике исследований педагогов кафедры мастерства актера и кафедры специ-

1 В числе выпускников — О. Янковский, В. Конкин, Е. Миронов, Г. Тюнина, С. Пускепалис, И. Яцко, М. Матвеев, Г. Аредаков и многие другие.

38

альных дисциплин в рамках конференций и научных публикаций; выявить потенциал новаторских идей и направлений; определить перспективы развития науки в Театральном институте.

Развитие научной сферы началось с организации студенческих конференций. За исследуемый период на базе института было проведено одиннадцать научно-практических мероприятий, первые три из которых отмечены как внутривузовские. С 2014 года статус конференций повысился до всероссийского. К докладчикам — студентам и ассистентам-стажерам — Театрального института присоединялись в разное время студенты и аспиранты Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, Поволжского института управления РАНХиГС, Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург), Орловского государственного института культуры, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. За конференцией, в рамках инициированной Саратовской консерваторией «Недели студенческой науки», прочно закрепилось название «Театральный процесс».

Темы докладов охватывают широкий спектр актуальных вопросов театра и кино: от освоения театром новых технологий до искусствоведческого анализа спектакля, фильма, сценографического, пластического или музыкального решения. Большое внимание уделяется вопросам синкретизации театра с другими видами искусства — цирком, кино, танцем, а также изучению театральности на практических примерах и осмыслению теоретического наследия в области театрального искусства. В число наиболее обсуждаемых вошли такие темы, как взаимодействие человека и куклы в театре и кино; процесс визуализации образов и принцип стилизации в театре художника; особенности режиссуры пластического театра; семантика геометрических форм в драматическом спектакле; проблемы перевода пьесы и создания инсценировки; анализ концептосферы и образности в сценических текстах; проблемы актерского существования в театре и кино; традиции саратовской театральной школы.

Конференция всегда проходит в доброжелательной, конструктивной атмосфере и заканчивается открытым обсуждением выступлений докладчиков. Члены экспертного жюри отмечают повышающийся с каждым годом уровень научных докладов, сопровождающихся качественной презентацией и/или видеоматериалом, ответственность, организованность участников, искренний интерес к выступлению товарищей и убедительность в ответах на задаваемые вопросы. Материалы докладов ежегодно публикуются в сборнике статей Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научные студенческие конференции в значительной степени повлияли на качество письменных выпускных квалификационных работ (ВКР), повышая сложность избираемых тем, методологию исследования, оригинальность текстов и осознанность

погружения в материал. Дипломные работы студентов Театрального института неоднократно были отмечены руководством Консерватории как одни из лучших.

В этом видится, конечно, немалая заслуга научных руководителей, среди которых можно выделить доктора филологических наук А. Н. Зорина, кандидатов искусствоведения А. И. Зыкова, В. Н. Алесенкову, Е. В. Мя-котина, доцента Т. В. Быковскую. Более того, прослеживается прямая связь между научным руководством докладами студентов и повышением общего уровня научной деятельности среди педагогов Театрального института. Если на первом этапе подготовкой студентов к конференциям занимались один-два человека, то впоследствии круг вовлеченных педагогов расширился до 8-10 человек, включая мастеров-практиков и преподавателей специальных дисциплин. Опыт руководства укрепил устойчивый интерес педагогов обеих кафедр к научной работе и способствовал развитию научной сферы.

Чтобы определить, насколько правомерно говорить о наметившейся тенденции развития, можно проанализировать ряд опубликованных работ, для начала не авторских изданий. Отдельные преподаватели Театрального института (как правило, с наличием ученой степени) периодически принимали участие в конференциях различного уровня (в том числе на базе СГК), публиковались в специализированных журналах и выпускали монографии. Однако следует отметить, что это были единичные случаи, тогда как для понимания общей картины стоит обратиться к более информативным источникам — сборникам с максимальным вовлечением педсостава. В изучаемый период Театральным институтом было составлено пять сборников статей.

Первый из них — «Памяти В. З. Федосеева» [11] — вышел в свет в 2012 году (к столетию Саратовской консерватории) и был задуман как начало серии «Труды Театрального Института». Центральное место в этой книге было уделено большой проблемной статье о методе действенного анализа теоретика и практика вахтанговской школы, режиссера, художественного руководителя курса, профессора В. З. Федосеева, незадолго до этого ушедшего из жизни. В сборник также вошли работы М. В. Ликомидовой, Н. М. Пьяновой, Р. И. Беляковой, В. Г. Кульченко, Л. Н. Баголей, В. Н. Алесенковой, А. И. Зыкова, И. Н. Зотовой, С. И. Никулиной. Опубликованный материал условно можно разделить на три тематических корпуса: воспоминания о профессоре Федосееве, теоретический анализ художественного текста/ спектакля и опыт практической работы со студентами по актерскому мастерству и специальным дисциплинам (сценическое движение, сценическая речь). Серию «ТТИ» пополнили еще два выпуска — «Пластическое воспитание актера» (2013 и 2015), — инициированные кафедрой пластического воспитания (ныне — кафедра специальных дисциплин), возглавляемой А. И. Зыковым. Оба сборника посвящены методологии обучения студентов таким предметам, как танец (классический, народно-сценический, современный), сценическое дви-

жение, сценический бой, специальный тренинг [12], и представляют собой, как заявлено, «методические рекомендации» [13, с. 3]. Авторами статей выступили авторитетные педагоги: А. И. Зыков, Н. П. Горюнова, И. Б. Борисова, М. В. Ликомидова, А. В. Борисов, М. И. Жи-лова, А. Д. Федоров, В. М. Спешилов, однако уровень сборников так и не преодолел рамок учебно-методического пособия по конкретной специализации (преподаватели по вокалу и речи вовлечены не были).

Двум последующим сборникам — «Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики» — стоит уделить больше внимания, поскольку они основаны на материалах научных конференций, которые позволили значительно расширить круг участников и обсуждаемых вопросов. Здесь стоит отметить, что обе конференции (25 ноября 2019 и 22 ноября 2021) организованы на базе Театрального института, имеют всероссийский статус и входят в программу «Фестиваля саратовской театральной школы имени народной артистки СССР В. А. Ермаковой» [3, с. 79]. Опыт проведения конференций существовал и до этого, но внутривузов-ские мероприятия носили ярко выраженный учебно-методический характер и не предполагали публикацию материалов в виде статей.

В 2019 году участниками «Театрального процесса» стали представители профессорско-преподавательского сообщества из девяти вузов шести разных городов нашей страны (Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Уфа, Орел). Темы докладов охватили теоретические аспекты театрального искусства, анализ объектов режиссерского творчества, сценографического решения, звуковой и музыкальной составляющей спектакля, проблемы методологии анализа художественных образов в драматургии, сценическом и киноискусстве, вопросы педагогики и методики преподавания в театральном вузе. В структуре сборника 2020 года [14] научные работы педагогов Театрального института составили более половины от общих публикаций. В алфавитном порядке это статьи: В. Н. Алесенковой «Сценический ритуал в ракурсе постдраматического театра», Л. Н. Баголей «Театральная лаборатория как принцип обновления театра», Э. И. Данилиной «Тенденция развития театрально-цирковых зрелищ», О. Н. Загумённова «Сценические образы-символы в постановках чеховской "Чайки"»,

A. И. Зыкова «Поиски нового подхода к организации актерского обучения», Т. П. Кондратьевой «Создание образа в театре кукол», А. Е. Кузина «Использование техники verbatim в современном актерском образовании»,

B. И. Мамонова «Атмосфера в спектаклях Марины Глухов-ской», Т. В. Цой «Особенность ассоциативно-образного восприятия и запоминания информации студентами актерской специальности на предметах музыкального блока», А. Г. Шаталиной «Основные признаки, характеризующие театры малого формата».

22 ноября 2021 года впервые в ходе конференции был проведен видеомост между Саратовом, Санкт-Петербургом, Кемерово и Москвой. К участникам «Театрального процесса» дистанционно присоединились

коллеги из Российского государственного института сценических искусств, Кемеровского государственного института культуры, Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. К сотрудничеству также были привлечены специалисты из Дальневосточного государственного института искусств, Московской театральной школы Олега Табакова, Орловского государственного института культуры, Ярославского государственного театрального института, Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Были затронуты такие темы, как отечественные и зарубежные театральные школы; проблемы театроведческого анализа современного спектакля; вопросы педагогики и методики преподавания специальных дисциплин в театральном вузе; опыт анализа драматургического и поэтического материала; проблемы режиссерской интерпретации и трансформации литературного текста в пластическое действие; современные технологии в театральном пространстве. В процессе конструктивного диалога и творческого обсуждения остропроблемных вопросов были достигнуты плодотворные решения и намечены перспективы дальнейшего сотрудничества. В сборник 2022 года [15] вошли по разным причинам рукописи не всех докладчиков, принимавших участие в конференции, однако даже при таком положении вещей количество авторов увеличилось. Публикации педагогов Театрального института (обеих кафедр) представлены в алфавитном порядке работами: В. Н. Алесенковой «Режиссерский диалог со зрителем и судьба спектаклей народного артиста Молдовы Иосифа Шаца», Л. Н. Баголей «Культурный диалог Франции и России в театральном пространстве Саратова конца XX — начала XXI веков», О. Н. Загумённова «Взаимосвязь теории и практики на уроках актерского мастерства», И. Н. Зотовой «Специфика деятельности концертмейстера-пианиста в классе "сценического пения" Театрального института СГК имени Л. В. Собинова», А. И. Зыкова «Режиссерский опыт решения проблемы "маленьких ролей"», В. В. Клинаевой «Творческий метод воспитания травести», П. С. Лазарева «Пути и способы обозначения времени и места действия в драматическом спектакле с помощью мультимедиа», В. И. Мамонова «Опыт работы в мастерской Татьяны Кондратьевой: история создания спектакля "Республика ШКИД"», Р. В. Сопко «Специфика работы драматического артиста в дублировании зарубежных кинофильмов: исторический ракурс», М. А. Третьякова «Особенности этюдного метода Романа Феодори в спектакле "Майская ночь"», Т. В. Цой «Некоторые аспекты развития музыкального слуха у будущих драматических актеров», А. Г. Шаталиной «Метод "вопрос-ответ" в работе над классическими стихами».

Знакомство с материалами перечисленных сборников позволяет прийти к заключению, что в изучаемый период (2012-2022) обнаружены признаки существенного качественного изменения в сфере исследований педагогов Театрального института. Проблематика научных публикаций последних лет однозначно преодолела

порог «методических рекомендаций» и уверенно развивается в искусствоведческом поле, а авторы успешно осваивают инструменты и методы научного анализа, правила организации материала и работы с источниками. Следует обратить внимание, что кафедра мастерства актера под руководством Любови Николаевны Баголей заняла более активную позицию в вопросах научной деятельности. Действительно, число авторов статей и участников конференций пополнилось целым рядом новых фамилий, и это отнюдь не теоретики, а практикующие актеры и режиссеры — мастера и художественные руководители курсов.

Для выявления потенциала новаторских идей и направлений на фоне подъема общей научной активности целесообразно обратиться к авторским монографиям, изданным педагогами Театрального института. Помимо десяти учебных пособий по теоретическим и практическим дисциплинам в изучаемый период опубликовано пять научных монографий. Две из них принадлежат Алексею Ивановичу Зыкову — кандидату искусствоведения, профессору, заведующему кафедрой специальных дисциплин. Первое издание — «Танцевально-пластические средства выразительности драматического актера» [10] — посвящено истории возникновения и развития пластического и танцевального искусства, его функциональным особенностям в ракурсе театра и этапам формирования профессии режиссера пластики. Материал монографии можно охарактеризовать как яркую заготовку для диссертационного исследования «Динамика художественных процессов в театральном искусстве: пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля» [8], которое было основательно доработано и успешно защищено в диссертационном совете Саратовской консерватории в 2015 году. А. И. Зыков, автор более 40 научных публикаций (в том числе 9 статей в журналах ВАК), продолжает работать над избранной темой. В 2020 году он выпустил вторую монографию — «Пластика и танец в драматическом спектакле рубежа ХХ-ХХ1 вв.: режиссер и хореограф, концепции и модели» [9] по материалам диссертации, дополненным новыми мыслями и разделами. Это издание стало лауреатом конкурса на лучшую научную книгу «Гуманитарная книга-2020» среди преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Приволжского Федерального округа.

Исследование А. И. Зыкова, являясь своевременным откликом на глобальные трансформационные процессы, наблюдаемые в отечественном драматическом театре на рубеже ХХ-ХХ1 веков, опирается не только на обширный эмпирический материал, но и на результаты собственной многолетней режиссерской практики. Новаторство развиваемого Зыковым направления и его теоретическая значимость заключается главным образом в разработке методов исследования танцевально-пластической составляющей драматического спектакля. Предложенные в качестве новых инструментов дискурсивные модели автор рассматривает

на многочисленных и разнообразных сценических примерах, в том числе используя свой постановочный опыт. Не остались без внимания в монографии и столичные спектакли последних лет, и спектакли так называемых провинциальных театров — Саратова, Краснодара, Пензы и других. «Танцевально-пластические дискурсивные модели», именуемые также «образ-схемами» [9, с. 58], анализируются Зыковым в контексте раскрываемых понятий «пластическая драма» и «пластическое решение спектакля». В работе также выявлены точки соприкосновения и намечена тенденция слияния профессий — режиссера драматического театра и хореографа (постановщика пластики), основанная на практической необходимости и востребованности профессионального билингвизма. Концепция А. И. Зыкова и намеченный им вектор будущих исследований признаны перспективной для науки областью искусствознания.

Необходимо сказать несколько слов еще об одном новом направлении, разрабатываемом на кафедре мастерства актера — когнитивном театроведении. Две монографии — «Символ в театральной практике рубежа ХХ-ХХ1 веков» (2014) и «Диалектика постдраматического театра: опыт когнитивного театроведения» (2020) — посвящены изучению театральных механизмов смыс-лообразования, таких как знак, метафора и символ, которые объединяются в общую категорию «транссмысловые конструкции» [1]. Автором (в данном случае одновременно автором статьи) постдраматический театр осмыслен как диалектическая модель режиссерской организации смысла, одновременно развивающаяся в векторе мифотворчества и перформативности. Согласно исследованию, когнитивное театроведение концентрирует внимание на анализе пересекаемых (или смешанных) ментальных пространств спектакля и предполагает изучение и моделирование художественных концептов на основе сценических образов и действий. Инструменты когнитивного театроведения (концептуальный символ и схемы ментальной трансформации образа) могут также быть применимы к произведениям других сфер визуального искусства (при наличии смысловых переносов или символизации). Развитие такого направления, как когнитивное театроведение представляется бесконечной перспективой дальнейшей работы по расширению диапазона возможностей «познания человека и мира посредством искусства» [2, с. 17].

Монографию концертмейстера кафедры специальных дисциплин Ирины Николаевны Зотовой — «Леонид Зотов: искусство вокального воспитания артиста» [7] — смело можно причислить к научным исследованиям. Эта монументальная работа посвящена изучению уникальной школы-системы обучения вокалу артистов музыкального театра, драматического и театра кукол, созданной и отточенной в процессе многолетней практики Леонидом Григорьевичем Зотовым (1932-2017). Автор монографии собрала воедино все детали творческого и педагогического наследия Л. Г. Зотова и подробно проанализировала все этапы формирования

системы как «авторской инновационно-академической школы подготовки поющего артиста» [7, с. 340]. На основе изучения результатов успешного применения школы-системы в творческой и педагогической деятельности многочисленных учеников мастера в книге разработано «географическое древо» — полная схема распространения системы обучения Зотова в России и за ее пределами. Монографическое исследование И. Н. Зотовой несомненно обладает потенциалом научной диссертации.

Дополнительно стоит упомянуть, что обилием новаторских идей в области театра и кино насыщены научные публикации доктора филологических наук, профессора кафедры мастерства актера А. Н. Зорина [5; 6], который принимает активное участие в развитии студенческой науки и является авторитетным экспертом, членом диссертационного совета Саратовской консерватории, главным редактором московского альманаха «Театр. Живопись. Кино. Музыка». Также продолжают свои изыскания в области русской драматургии и театра доктор филологический наук, профессор К. М. Захаров и кандидат филологических наук, профессор Ю. Н. Борисов.

Перспективы развития науки в Театральном институте видятся не только в расширении сотрудничества с учеными других творческих вузов страны, но и в повышении квалификации собственных кадров. В настоящее время над диссертацией под руководством профессора Н. И. Девятайкиной работает преподаватель кафедры мастерства актера П. С. Лазарев (изучает роль современных технологий и мультимедиа в пространстве театра); под руководством профессора А. И. Зыкова готовится к защите доцент кафедры специальных дисциплин

Н. Г. Шаталина (изучает актантные модели в контексте театров малого формата, имеет несколько публикаций в журналах ВАК). Заведующая кафедрой мастерства актера доцент Л. Н. Баголей приступила к исследованию на тему «Культура актера как система духовных ценностей в западной, восточной и отечественной театральной традиции»; над темой «Особенности сценической правды в театре кукол» размышляет директор Театрального института Р. В. Сопко.

В заключение можно сформулировать обобщенное представление о сфере научных исследований Театрального института как области активно развивающейся, перспективной, насыщенной новаторскими идеями и разрабатываемыми направлениями, которые можно считать уникальными в отечественном искусствознании. Изучение результатов научных достижений позволяет выделить три доминирующих перспективных направления, отличающихся наличием междисциплинарного подхода — методология анализа пластики и танца в структуре драматического спектакля (синтез театра и хореографии), моделирование художественных концептов на основе театрального дискурса (синтез театра и когнитивных наук), инновации в театральной педагогике (синтез театра и педагогики). Это создает предпосылки для широкого обмена приобретенными знаниями, опытом и разработками с кругом заинтересованных в повышении квалификации коллег и научным сообществом в целом, возможной организации на базе Театрального института магистратуры для выпускников, зарекомендовавших себя как успешные исследователи, а в будущем видится основание отдельной кафедры по теории и истории искусства.

Литература

1. Алесенкова В. Н. Диалектика постдраматического театра: опыт когнитивного театроведения: монография / Под ред. и с предисл. З. В. Фоминой. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. 290 с.

2. Алесенкова В. Н. Транссмысловые конструкции в постдраматическом театре: автореф. дис. ... докт. искусствоведения. Саратов, 2021. 52 с.

3. Баголей Л. Н. Валентина Александровна Ермакова: служение профессии (к 100-летию саратовской театральной школы) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1 (11). С. 74-80.

4. Демченко А. И., Фомина З. В. Саратовская театральная школа // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 4 (10). С. 3-13.

5. Зорин А. Н. № 2 после Леоне. «Однажды в. Голливуде» Квентина Тарантино и диалогизм спагетти-вестерна // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. № 3. С. 109-127.

6. Зорин А. Н., Огурцова В. С. Постдрама в студенческом классе. Австралийский опыт // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 1. С. 157-169.

7. Зотова И. Н. Леонид Зотов: искусство вокального воспитания артиста / монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. 560 с.

8. Зыков А. И. Динамика художественных процессов в театральном искусстве: пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2015. 32 с.

9. Зыков А. И. Пластика и танец в драматическом спектакле рубежа ХХ-ХХ1 вв.: режиссер и хореограф, концепции и модели: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. 2020. 186 с.

10. Зыков А. И. Танцевально-пластические средства выразительности драматического актера: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. 2014. 108 с.

11. Памяти В. З. Федосеева: сборник статей. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. 2012. 104 с.

12. Пластическое воспитание актера: сборник методических рекомендаций по дисциплинам кафедры пластического воспитания Саратовского театрального института для специальности 070301 «Актерское искусство». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2013. 110 с.

13. Пластическое воспитание актера: сборник методиче-

ских рекомендаций по дисциплинам кафедры пластического воспитания Театрального института СГК для специальности 070301 «Актерское искусство». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2015. 80 с.

14. Театральный процесс: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей / Сост. и отв. ред. В. Н. Алесенкова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени

Л. В. Собинова. 2020. 164 с.

15. Театральный процесс: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей по материалам III Всероссийской конференции (22 ноября 2021 г.) / Сост. и отв. ред. В. Н. Алесенкова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. 2022. 140 с.

References

1. Alesenkova V. N. Dialektika postdramaticheskogo teatra: opyt kognitivnogo teatrovedeniya: monografiya [The Dialectic of postdramatic theatre: an experience of cognitive theatre study: monograph] / Pod red. i s predisl. Z. V. Fominoj. Saratov: Sara-tovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. 290 p.

2. Alesenkova V. N. Transsmyslovye konstruktsii v postdrama-ticheskom teatre [Transsemantic constructions in postdramatic theatre]: avtoref. dis. ... dokt. iskusstvovedeniya. Saratov, 2021. 52 p.

3. Bagoley L. N. Valentina Aleksandrovna Ermakova: sluzhenie professii (k 100-letiyu saratovskoj teatral'noj shkoly) [Valentina Al-exandrovna Yermakova: serving to the profession (tothe 100than-niversary of the Saratov theater school)] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 1 (11). P. 74-80.

4. Demchenko A. I., Fomina Z. V. Saratovskaya teatral'naya shkola [Saratov Theatre School] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 4 (10). P. 3-13.

5. Zorin A. N. № 2 posle Leone. «Odnazhdy v. Gollivude» Kventina Tarantino i dialogizm spagetti-vesterna [№ 2 after Leone. Quentin Tarantino's «Once Upon a Time in. Hollywood» and the spaghetti-western intertextuality] // Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka [Theatre. Fine Arts. Cinema. Music]. 2021. № 3. P. 109-127.

6. Zorin A. N., Ogourtsova V. S. Postdrama v studencheskom klasse. Avstralijskij opyt [Postdrama in student class. Australian experience] // Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka [Theatre. Fine Arts. Cinema. Music]. 2020. № 1. P. 157-169.

7. Zotova I. N. Leonid Zotov: iskusstvo vokal'nogo vospitaniya artista / monografiya [Leonid Zotov: the art of vocal education of an artist / monograph]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. 560 p.

8. Zykov A. I. Dinamika hudozhestvennyh protsessov v te-atral'nom iskusstve: plastika i tanets v strukture sovremennogo rossijskogo dramaticheskogo spektaklya [Dynamics of artistic processes in theatrical art: plastic and dance in the structure of modern Russian dramatic performance]: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2015. 32 p.

9. Zykov A. I. Plastika i tanets v dramaticheskom spektakle

rubezha XX-XXI vv.: rezhisser i horeograf, konceptsii i mod-eli: monografiya [Plastic and dance in dramatic performances of the turn of the XX-XXI centuries: theatre director and choreographer, conceptions and models: monograph]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova. 2020. 186 p.

10. Zykov A. I. Tantseval'no-plasticheskie sredstva vyrazitel'nosti dramaticheskogo aktera: monografiya [Dance-plastic means of expression of a dramatic actor: monograph]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova. 2014. 108 p.

11. Pamyati V. Z. Fedoseeva: Sbornik statej [In memory ofV. Z. Fedoseev: Collection of articles]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova. 2012. 104 p.

12. Plasticheskoe vospitanie aktera: sbornik metodicheskih rekomendatsij po distsiplinam kafedry plasticheskogo vospitaniya Saratovskogo teatral'nogo instituta dlya spetsial'nosti 070301 «Akterskoe iskusstvo» [Plastic education of an actor: a collection of methodological recommendations on the disciplines taught at the Department of plastic education of the Saratov Theatre Institute for the specialty 070301 «Acting art»]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2013. 110 p.

13. Plasticheskoe vospitanie aktera: sbornik metodicheskih rekomendatsij po disciplinam kafedry plasticheskogo vospitaniya Teatral'nogo instituta SGK dlya special'nosti 070301 «Akterskoe iskusstvo» [Plastic education of an actor: a collection of methodological recommendations on the disciplines taught at the Department of plastic education of the Theatre Institute SSC for the special-ty070301 «Acting art»]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2015. 80 p.

14. Teatral'nyj protsess: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik statej [The Theatrical Process: topical issues of theory and practice: a collection of articles] / Sost. i otv. red. V. N. Alesenkova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova. 2020. 164 p.

15. Teatral'nyj protsess: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik statej po materialam III Vserossijskoj konfer-encii (22.11.2021) [The Theatrical Process: topical issues of theory and practice: a collection of articles based on the materials of the III All-Russian Conference (November 22, 2021)] / Sost. i otv. red. V. N. Alesenkova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova. 2022. 140 p.

Информация об авторе

Виктория Николаевна Алесенкова E-mail: alesenvic@gmail.com

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. Петра Столыпина, дом 1

Information about the author

Victoria Nikolaevna Alesenkova E-mail: alesenvic@gmail.com

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.