УДК 351.758.2: 339.174: 908 (470. 312)
С.Е. Бочарова, соискатель, [email protected]
(Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
СЕЗОННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРМАРОК ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Посвящена исследованию сезонного распределения ярмарок Тульской губернии с первой трети XIX до начала XX вв. Автор приходит к выводу, что сезонное распределение ярмарок в Тульской губернии с момента их возникновения и на протяжении всей истории функционирования было неравномерным. Выявляются причины, обусловившие сезонность деятельности ярмарок в Тульской губернии в XIX - начале XX вв., прослеживаются спады и подъемы ярмарочной торговли в Тульской губернии в XIX - начале XX вв. Из анализа сезонности распределения ярмарок Тульской губернии в XIX- начале XX вв. сделан вывод о том, что ярмарочные торги имели первостепенное значение, прежде всего, для крестьян. Обобщены статистические данные неопубликованных архивных материалов.
Ключевые слова: торговля, ярмарка, сезонность, пасхалии, церковные праздники.
Сезонному распределению российских ярмарок в XIX в. впервые уделил внимание Б.Н. Миронов. Он считал, что выявление «хронологии» ярмарок поможет ответить на вопрос, для кого предназначались ярмарки и равномерно ли они распределялись в течение года [1, с. 126-127]. Б.Н. Миронов и впоследствии Б. А. Кругляк отмечали, что региональные ярмарки, как правило, имевшие свой определенный срок действия, последовательно функционировали на протяжении года, создавая вид постоянной торговли [1, с. 163; 2, с. 168].
Изучение неопубликованных материалов фонда Канцелярии тульского Губернатора 1832 - 1872 гг., а именно ежегодных отчетов, содержавших различные сведения о ярмарочной торговле, а также опубликованных статистических данных из Обзоров Тульской губернии за 1878 - 1914 гг. и Памятных книжек Тульской губернии за 1864 - 1914 гг. позволяет восстановить картину сезонного распределения ярмарок Тульской губернии с первой трети XIX до начала XX вв. Анализ указанных источников показал, что в Тульской губернии в XIX - начале XX вв. ярмарки проводились в дни крупных религиозных праздников, в основном с конца весны до начала осени. Причины этого явления заключались в следующем:
1) Годовой цикл сезонных работ совпадал с церковным календарем: Пасха приходилась на начало весенних полевых работ, день окончания Петрова Поста - на начало сенокоса, праздник Успения Божьей Матери - на сбор урожая и т.п. Немало ярмарок приходилось на сентябрь, на праздники Рождества Богородицы (21 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября): в это время урожай был уже собран, и население собиралось на яр-
марки для его обмена. Во время церковных праздников население не работало, зачастую крестьяне ездили в города на церковные службы, что обусловливало скопление большого количества народа и создавало благоприятные условия для ярмарочного торга.
2) Сезонность полевых работ, на которых трудились в основном крестьяне, являвшиеся главными участниками ярмарочных торгов: весной крестьяне заготавливали на лето скот, лошадей, посевные, земледельческие орудия труда, летом они закупали изделия, необходимые для сенокоса, одежду, строительные материалы, осенью сбывали новый урожай и закупали на вырученные средства необходимые товары.
3) Метеорологические и инфраструктурные причины: состояние дорог и температура воздуха. В холодное время года, во время распутицы на ярмарки было трудно добираться, кроме того, проходили они на открытом воздухе, поэтому проводить ярмарки было целесообразно при хороших дорогах (с весны по осень) и при благоприятных погодных условиях.
Таким образом, сезонное распределение ярмарок в Тульской губернии с момента их возникновения и на протяжении всей истории функционирования было неравномерным.
Сезонность ярмарок служила мощным катализатором производственной деятельности, включая в свою орбиту различных производителей от кустарей-одиночек до предприятий, создавая реальные условия определения спроса на те или иные виды новых товаров. Причинами, обусловившими сезонность деятельности ярмарок в Тульской губернии в XIX - начале XX вв., были мелкотоварный характер сельскохозяйственного, кустарного и промышленного производства, сезонность земледельческого производства и сезонный характер потребностей крестьянства.
Мелкотоварный характер производства порождал распыленность, рассеянность товаров среди многих производителей, что вынуждало последовательно и методично концентрировать сбыт товаров на ярмарках губернии. Сезонность производства и сезонность работы транспорта усиливали сезонность поступления товаров на рынок и сезонный спрос на них. Последовательность торговли в виде ярмарочной цепи привносила в эту сезонную торговлю известную непрерывность, постоянство, ускоряла оборот капитала. Приведем конкретные сведения о сезонности ярмарок в губернии (табл. 1).
Таблица 1
Сезонное распределение Тульских ярмарок по уездам
в течение 1832 г.
Уезды I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Всего
АЛЕКСИНСКИИ 2 3 4 6 1 1 2 19
БЕЛЕВСКИИ 0
БОГОРОДИЦКИЙ 2 2 1 1 6
веневский 1 1 2
ЕПИФАНСКИЙ 2 1 2 1 1 7
ЕФРЕМОВСКИИ 1 1 3 2 1 1 11
КАШИРСКИЙ 1 4 2 2 1 10
КРАПИВЕНСКИЙ 1 3 1 2 2 1 1 1 1 13
НОВОСИЛЬСКИИ 5 2 2 1 1 11
ОДОЕВСКИЙ 2 1 1 4
ТУЛЬСКИЙ 1 1 1 3
ЧЕРНСКИИ 2 1 1 1 5
ИТОГО: 0 2 0 2 20 16 23 8 8 6 2 4 91
Примечание. Подсчитано по: ГАТО, ф.90, оп.1, т.16, д. 12 480. Об оборотах ярмарочной торговли 1831-1832 гг.
Из табл. 1 видно, что в 1832 г. в Тульской губернии большее количество ярмарок приходилось на май, июнь, июль, что составляло 64,8 % от общего числа ярмарок в губернии. В мае проходило 21,9 % от общего числа ярмарок губернии, в июне - 17,6 %, в июле - 25,3 %. Подобная картина наблюдалась в каждом отдельно взятом уезде. В эти месяцы в Алексинском уезде проходило 68,4 % от общего числа ярмарок уезда, в Богородицком -66,6 %, в Епифанском - 71,4 %, Ефремовском - 45,4 %, Каширском - 80 %, Крапивенском - 46,1 %, Новосильском - 81,8 % и т.д. [3].
Материалы, представленные в Отчетах Тульского губернатора за 1854 - 1914 гг., позволяют сделать вывод о том, что со второй половины XIX в. в Тульской губернии большая часть ярмарок проходила с мая по октябрь, т.е. с конца весны до середины осени. На эти шесть месяцев в 1854 г. приходилось 88,8 % всей ярмарочной торговли, в 1868 году - 84,1 % (табл. 3), в 1896 г. - 87,5 % (табл. 2-3). То есть в эти шесть месяцев ярмарки проводились почти в 3 раза чаще, чем в оставшиеся полгода. Таким образом, со второй половины XIX в. до начала XX в. в число «популярных» для проведения ярмарок месяцев попадают осенние месяцы [4, 5, 6, 7].
Табл. 2 отражает сезонное распределение Тульских ярмарок в конце XIX в. В 1896 г. наибольшее число ярмарок приходилось на период с мая по сентябрь: 85 из 104 ярмарок губернии, что составляло 82 %. Самое большое количество ярмарок проходило в июле; их удельный вес составлял 50 % от числа весенне-летних ярмарок и 31 % от общего количества ярмарок в гу-
бернии. За три весеннее-летние месяца, с мая по июль 1896 г. в Алексин-ском уезде проходило 76,9 % от общего числа ярмарок уезда, в Богородиц-ком - 50 %, в Епифанском - 71,4 %, Веневском - 50 %, Ефремовском - 50 %, Каширском - 66,6%, Крапивенском - 57,1 %, Новосильском - 70,5 %, Тульском - 80 %, Чернском - 72,7 %. Однако по сравнению с 1868 г. произошел резкий спад количества ярмарочных торгов в августе. Если в 1868 г. доля августовских ярмарок составляла 16 %, то в 1896 г. - 8,7 %. В конце XIX в. заметно увеличивается количество ярмарок, проходивших в сентябре: с 8 в 1832 г., что составляло 8,7 % от их общего числа, до 14 в 1896 г., что составляло 13,5 % от общего числа ярмарок, проходивших в губернии. Таким образом, в конце XIX в. определяющую роль в ярмарочной торговле губернии играли не только весенне-летние, но и осенние ярмарки [8, 9].
Таблица 2
Сезонное распределение ярмарок Тульской губернии по уездам в течение 1896 г.
Уезды I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Всего
АЛЕКСИНСКИИ 1 2 3 5 1 1 13
БЕЛЕВСКИИ 1 1
БОГОРОДИЦКИЙ 1 2 3 3 1 10
веневский 2 1 1 4
ЕПИФАНСКИЙ 1 1 1 2 1 1 7
ЕФРЕМОВСКИИ 1 1 3 1 1 1 8
КАШИРСКИЙ 1 2 2 4 1 12
КРАПИВЕНСКИЙ 2 1 1 1 1 1 7
НОВОСИЛЬСКИИ 5 2 5 3 1 1 17
ОДОЕВСКИЙ 1 1 3 1 8
ТУЛЬСКИЙ 2 2 1 5
ЧЕРНСКИИ 3 3 2 1 1 1 11
ИТОГО: 0 1 3 4 18 14 32 9 14 5 2 1 103
Примечание. Подсчитано по: Памятные книжки Тульской губернии
на 1896 и 1897 гг.
Такая же картина наблюдается и в начале XX в. Так в 1914 г. наибольшее число ярмарок приходилось на месяцы с мая по июль (с небольшим спадом в августе) и сентябрь. В общей сложности с мая по октябрь 1914 г. были проведены 127 ярмарок - 84,1 % от общей численности всех губернских ярмарок. Больше всего ярмарок приходилось на май - 31 ярмарка, что составило 20,5 % от общего числа ярмарок губернии. На сентябрьские 25 ярмарок приходилось 16,5 % [7].
Данные Адрес-календарей и Памятных книжек Тульской губернии позволяют сделать вывод о том, что в XIX в. самое малое количество ярмарок проводилось зимой. Так, в 1832 г. их было 6 (Табл. 1), во второй половине XIX в. число зимних ярмарок колебалось от увеличения до 11
в пореформенное время [10, 11], до снижения числа зимних ярмарок в сравнении с первой половиной XIX столетия (Табл. 2). В 1880 - 1890-е гг. на основании Отчетов тульского губернатора зафиксировано всего пять зимних ярмарок: три Никольские 6(19) декабря (в Крапивенском и Чернском уездах) и Богоявленская (Новосильский уезд) а также Рожде-ственско-Крещенская в конце XIX в. в селе Иван - Озеро Веневского уезда, длившаяся две недели, начиная с 26 декабря. В 1900-х гг. количество зимних ярмарок в Тульской губернии увеличилось до 6. То есть количество зимних ярмарок практически не изменилось за столетие, но при этом увеличивалась их общая продолжительность. Вероятно, к концу столетия в связи с улучшением дорог и их обслуживания одна длительная зимняя ярмарка стала доступной для большинства нуждающихся в ярмарочном торге в этот сезон [8, 9].
Необходимо отметить, что практически не наблюдалось разницы в сезонном распределении городских и сельских ярмарок. Как и в сельской местности, основное количество ярмарок в городах Тульской губернии в первой трети XIX в. проходило в весеннее-летние месяцы. В 1832 г. наибольшее количество и городских и сельских ярмарок в Тульской губернии проводилось с мая по июль: 56,3 % всех городских и 69,4 % всех сельских ярмарочных торгов [3]. В 1868 г., согласно данным Адрес-календаря Тульской губернии, наибольшее количество городских ярмарок, так же, как и сельских, приходилось на период с мая по август. В эти пять месяцев проходило 72,1 % от общего количества городских ярмарок и 71 % всех сельских [10, 11]. В начале XX в. наибольшее число ярмарок приходилось на период с мая по октябрь. Так, в 1914 г. в эти шесть месяцев имели место 76,5 % всех городских ярмарок и 88 % всех сельских [7].
Можно сказать, что значительных изменений в распределении по сезонам ярмарок Тульской губернии за период с XIX до начала XX вв. не происходило. На протяжении всего исследуемого периода наибольшее количество ярмарочных торгов проходило в весенне-летний период, однако в конце XIX в. заметно увеличивается количество ярмарок, проходивших в сентябре.
После немногочисленных зимних ярмарок до Масленицы, то есть до конца февраля - начала марта, ярмарочная деятельность затихала. В соответствии с православными Пасхалиями самая ранняя Пасха может быть не ранее 22 марта (4 апреля по новому стилю). Поскольку Великий пост длится 7 недель, самая ранняя Масленица выпадает на начало февраля. Однако ранние Пасхи бывали не часто: в XIX в. не было ни одной Пасхи, приходившейся на 4 апреля. В 1847 и 1858 гг. Пасха приходилась на 23 марта; в 1839 и 1844 гг. - на 26 марта; в 1855 и 1887 гг. - на 27 марта; в 1893 г. - на 28 марта, в 1885 и 1896 гг. - на 24 марта; в 1871 г. - на 28 марта [12]. На Масленице ярмарочные торги по губернии воз-
обновлялись. Масленичных ярмарок было немного, всего две: в селе Павшино Алексинского уезда (Новое Павшино в конце XIX в.), длившаяся один день, и Серебрянопрудненская длительностью 15 дней. Обе эти ярмарки функционировали в течение XIX - начале XX вв. [10, 11, 8, 9,
3].
Подъем ярмарочной торговли наступал в конце апреля - мае и продолжался до конца июня, то есть он приходился на Пасхальные дни, дни Преполовения Пятидесятницы, Вознесения и Троицы. Причем первый подъем ярмарочной торговли был систематическим и происходил практически в течение всего столетия. Причины данного явления заключались, прежде всего, в особенностях сельскохозяйственного производства и крестьянского труда. Именно на это время приходилось начало сезонных полевых работ, на которых, главным образом, трудились крестьяне. Весной, в мае, крестьяне начинали заготавливать к лету лошадей, посевные материалы, земледельческие орудия труда и т.п., а также закупать хлеб, соль и другие продукты, запасы которых истощались за зиму и весну. Погода и дороги к этому времени обсыхали от весенней распутицы, что также способствовало подъему ярмарочной торговли. Важным обстоятельством, объясняющим большое число майских и июньских ярмарок, служило и то, что на эти месяцы падало значительное число переходящих церковных праздников - Пасха, Преполовение Пятидесятницы (среда четвертой недели после Пасхи), Вознесение, Троица, Духов день, празднование 9, 10, 11 Пятниц после Пасхи и постоянных праздников в мае - Бориса и Глеба, Николая-Чудотворца, в июне - празднования Владимирской и Тихвинской икон Богоматери, Рождества Иоанна Предтечи и апостолов Петра и Павла. Во время этих праздников проходило 42,5 % Тульских ярмарок в 1854 г. [4], 37 % в 1868 году [10], 36,7 % в 1872 г. [13, 14, 4], 38,5 % в 1896 году (см. табл. 2) и 34,9 % в 1914 г. (см. табл. 3).
Второй подъем ярмарочных торгов наступал в конце июня - начале июля. После вспашки и посева ярового поля перед сенокосом, начинавшимся по традиции после праздника св. апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), проходила основная масса ярмарок, на которых земледельцы покупали скот, косы и серпы, соленую рыбу, сбывали холст, сотканный за зиму и весну, и покупали необходимые предметы одежды. Июль наряду с маем оставались «самыми ярмарочными» месяцами на протяжении всего XIX в.: на май приходилось 23,5 % всех ярмарочных торгов в губернии, на июль - 18,1 % в течение 1832-1914 гг. (см. табл. 1-3).
Таблица 3
Сезонное распределение Тульских губернских ярмарок по месяцам
с 1832 по 1914 гг.
^Год/ Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Всего ярмарок
1832 0 2 0 2 20 16 23 8 8 6 2 4 91
1854 1 2 0 6 27 19 19 11 9 11 3 0 108
1868 1 4 0 8 34 19 20 23 13 10 6 5 143
1872 0 1 3 6 20 19 23 10 15 6 2 1 106
1896 1 0 3 6 33 7 21 9 15 6 2 1 104
1914 1 3 3 11 31 21 21 16 25 13 2 4 151
Итого 4 12 9 39 165 101 127 77 85 52 17 15 703
В середине июля ярмарок становилось меньше, но в целом сохранялось их большее количество в сравнении с другими месяцами. Ярмарки проводились в день почитания иконы Богоматери Троерученской 12 июля в с. Хованщина Епифанского уезда и 15 июля - Кириковская в с. Кирики Новосильского уезда. В конце июля проходили ярмарки в дни праздников Ильи Пророка 20 июля, Бориса и Глеба 24 июля, Смоленской иконы Богоматери 28 июля, Иоанна-воина 30 июля. В конце июля проходили около 30 % всех июльских ярмарок (см. табл. 3).
В августе число ярмарок сокращалось, так как в деревне это была самая напряженная рабочая пора, крестьяне занимались уборкой урожая. Но число ярмарок все равно было значительным и составляло 8,8 % от общего количества ярмарок в 1832 г. (см. табл. 1), 13,6 % - в 1868 году [10], 8,7 % - в 1896 г. (см. табл. 2-3), 10,7 % - в 1914 г. (см. табл. 3), поскольку и в рабочую пору крестьянство испытывало потребность в тех или иных товарах, необходимых в хозяйстве. В эти месяцы появлялись первые плоды, которые можно было сбыть на ярмарках. Ярмарки обычно приурочивались к праздникам: Преображения 6 августа, Успения Богородицы 15 августа, Св. Спаса 16 августа, Иоанна Постника 27 августа, Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа.
Третий подъем ярмарочного торга в Тульской губернии, как и в других регионах Центральной России, в XIX - начале XX вв. приходился на сентябрь и октябрь месяцы. Закончив основные сельскохозяйственные работы, собрав урожай, в обмен на него земледельцы покупали необходимые товары. Осенняя распутица еще не наступила. Наиболее частыми датами ярмарок в сентябре становились праздники: Рождество Богородицы 8 сен-
тября, Воздвижение 14 сентября, мученика Никиты 15 сентября, Иоанна Богослова. Число сентябрьских ярмарок составляло 8,8 % от общего количества ярмарок в 1832 г., 14,4 % в 1896 г., 16,8 % в 1914 г. (см. табл. 3).
В октябре ярмарки приурочивались в основном к празднованию Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября и празднованию почитания иконы «Всех скорбящих радость» 24 октября. Постепенно, с конца октября число ярмарок начинало уменьшаться вплоть до мая, исключая кратковременное увеличение их числа в марте (см. табл. 2-3). В ноябре ярмарки приурочивали к праздникам: архистратига Михаила 8 (21) ноября (в г. Туле и Бого-родицком уезде), бессребреников Космы и Дамиана 1(14) ноября (в Ефре-мемовском и Крапивенском уездах), Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 (4 декабря) ноября в Новосильском уезде [10, 8, 9].
Таким образом, из анализа сезонности распределения Тульских ярмарок следует, что ярмарочные торги имели первостепенное значение, прежде всего для крестьян. Это подчеркивают всплески ярмарок на религиозные праздники и в определенные месяцы: в конце апреля - мае (начало посевных работ), в июле (сенокос и начало сбора урожая) и сентябре, когда основной урожай уже собран и крестьяне спешили на ярмарки для продажи и обмена. С конца XIX в. распределение ярмарок в Тульской губернии в течение года стало более равномерным. В начале XX в. ярмарочные торги последовательно действовали в течение года, создавая вид постоянной торговли.
Список литературы
1. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Л.: Наука, 1981.
2. Кругляк Б. А. Ярмарочная и базарная торговля в конце XIX -начале XX века (На материалах Украины)//Вопросы истории. 1993. №2.
3. Государственный архив Тульской области, ф.90, оп.1, т.16, д. 12 480. Об оборотах ярмарочной торговли 1831-1832 гг.
4. Государственный архив Тульской области, ф. 90, оп. 1, т. 31, д. 24 708.
5. Памятная книжка Тульской губернии на 1874 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления, 1874.
6. Памятная книжка Тульской губернии на 1898 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления, 1898.
7. Памятная книжка Тульской губернии на 1916 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления, 1916.
8. Памятная книжка Тульской губернии на 1896 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления, 1896.
9. Памятная книжка Тульской губернии на 1897 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления 1897 г.
10. Адрес - календарь Тульской губернии на 1868 год. Тула, 1868.
11. Памятная книжка Тульской губернии за 1869 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления 1869.
12. Православный церковный календарь на 2012 год. Издательство Московской патриархии, 2011.
13. Памятная книжка Тульской губернии на 1872 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления 1872.
14. Памятная книжка Тульской губернии на 1914 год. / Издание Тульского губернского статистического комитета. Тула: Типография губернского правления 1914.
S. Bocharova
SEASONAL DISTRIBUTION OF TULA PROVINCE FAIRS IN XIX - EARLY XX CENTURIES
The article is devoted to the study of the seasonal distribution of the Tula province fairs from the first third of the XIXth century to the early XXth century. The author comes to the conclusion that the seasonal distribution of fairs in the province of Tula over the whole period of their existence was uneven. The author reveals the reasons for the seasonality of fairs in the province of Tula in the XIXth - early XXth centuries. The author traces the ups and downs of trade fairs in the province of Tula in the XIXth - early XXth centuries. From the analysis of the seasonal distribution of fairs in the province of Tula throughout this period the author concluded that the market auctions were of paramount importance, especially for farmers. The paper summarizes the statistics of unpublished archival material.
Key words: trade, fair, seasonality, paschal tables, church holidays.
Получено 23.10.2012