УДК 351.758.2: 339.174:908 (470.312)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
LEGISLATIVE REGULATION OF TRADE FAIR ORGANIZATION'S PROCESS IN TULA PROVINCE OF XIX - EARLY XX CENTURIES
С.Е. Бочарова S.E. Bocharova
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1», Россия, 301760, Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, 55 а.
Municipal budget institution supplementary education «<Children art's school №1». 55 а, Gktybrskaya St., mcd. Central, t. Donskoy, Tula region, 301760, Russia
e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению основ законодательного регулирования организации ярмарочной торговли в Тульской губернии в XIX - начале XX вв. Автор выясняет, что наряду с тем что развитие ярмарочной торговли в Тульской губернии осуществлялось в рамках общероссийского законодательства, особенности регионального развития обусловили формирование собственных механизмов управления ярмарками губернии. Местное административно-правовое регулирование ярмарочной торговли в Тульской губернии заключалось, в первую очередь, в решении вопросов, связанных с инициированием, учреждением и закрытием ярмарочных торгов.
Resume. The article concentrates on legislative regulation basis of trade fair organization's process in Tula province of XIX - early XX centuries. The author discoveres that along with trade fair development in Tula province, exercising within the Russian legal system, the peculiarities of regional development made for the special arrangement of the province's fair administration. In the first place, the local administrative and legal trade fair regulation of the Tula province consisted in solving the problems concerning initiation, establishment and closing down the trade fairs.
Ключевые слова: ярмарка, законодательство, учреждение торгов, организация торговли, экономическая целесообразность, административно-правовое регулирование.
Key words: fair, legal system, trade establishment, trade fairs organization, economic expediency, local administrative and legal regulation.
На протяжении XIX - начале XX вв. ведущую роль в развитии внутреннего рынка Российской империи играли ярмарки. В русле осуществления политики защиты интересов внутренней торговли России, правительство стремилось создавать более благоприятные условия для развития ярмарок. Для успешного их функционирования государству необходимо было создать прочную законодательную базу.
Государственное правовое регулирование процесса осуществления торговых операций в России и политика правительства в области ярмарочной торговли практически не изучались дореволюционными авторами. В конце XIX в. управляющий Варшавской Казенной Палатой И.Я. Руд-ченко, по поручению специальной государственной комиссии с целью пересмотра законодательства, касающегося вопросов пошлинной политики в отношении внутренней торговли, представил исследование эволюции законодательной базы Российской империи в направлении налогообложения торговли и промышленности, начиная с изучения торговых сборов в Древней Руси вплоть до XIX в. И.Я. Рудченко уделил большое внимание проблемам пошлинного обложения ярмарочной торговли в Российской империи [Рудченко, 1893]. Российский юрист и публицист Г.С. Вольтке в докладе на заседании юридического общества при Санкт-Петербургском университете в 1901 г. представил исследование, посвященное изучению правовых основ ведения торговых операций в Российской империи в его историческом развитии 1.
Постановка и рассмотрение проблем о формах организации торговли на внутреннем российском рынке начинаются в советский период. Пошлинная политика государства и ее роль в раз-
1 Вольтке Г.С. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии. СПб, 1905. С. 48.
витии внутренней торговли в России освещается Б.Б. Кафенгаузом в «Очерках внутреннего рынка России первой половины XVIII в.» 2.
Изучению правовых основ ярмарочной торговли большое внимание уделяют современные авторы. Государственная торговая, пошлинная и таможенная политика, правовые аспекты ярмарочной торговли рассматриваются в трудах, посвященных ярмарочной торговле различных регионов. Т.К. Щеглова в труде «Ярмарки юга Западной Сибири в XIX - начале ХХ вв.» освещает правовые аспекты ярмарочной торговли, государственную и ведомственную политику в отношении ярмарок и ее влияние на развитие данного вида торговли указанного региона, дает характеристику механизма воспроизведения ярмарочных торгов з. О.Н. Сидорчук в диссертационном исследовании «Сибирские ярмарки во второй половине XIX - начале XX в.», выделяет основные направления политики государства по отношению к ярмаркам 4. Правовые основы ярмарочной торговли в XVII - начале XX вв. освещены Т.В. Кит в статье, посвященной проблемам законодательного регулирования ярмарочной торговли в России 5. Большое внимание ярмарочной законодательной базе в диссертационном исследовании, посвященном ярмаркам Европейского Севера России XIX -начала XX вв., уделяет И.И. Лейман 6.
Процесс учреждения ярмарочных торгов в Тульской губернии в XIX - начале XX вв. не был произвольным. Осознавая важную роль ярмарок во внутренней торговле, государство сформировало практику государственного контроля над процессом учреждения, функционирования и закрытия ярмарок. Развитие сети ярмарок подвергалось строгой регламентации и основывалось на экономической целесообразности для того или иного региона.
Организация ярмарочной торговли в Тульской губернии в XIX - начале XX в. осуществлялась в соответствии с государственными принципами ее регулирования. Процесс учреждения и закрытия ярмарок в Тульской губернии в начале XIX в. находился под контролем Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. Наряду с тем, что развитие ярмарочной торговли в Тульской губернии осуществлялось в рамках общероссийского законодательства, особенности регионального развития обусловили формирование собственных механизмов управления ярмарками губернии. В первую очередь, в Тульской губернии осуществлялось решение вопросов, связанных с учреждением новых и закрытием уже действовавших ярмарочных торгов, а также непосредственное регулирование процесса торговли, рассмотрение проблем, связанных с изменением сроков и места действия той или иной ярмарки, статистический учет поуездных оборотов ярмарочных и базарных торгов, учет доходов, получаемых с найма лавок во время ярмарок, контроль над использованием правдивых мер и весов, разработка правил торговли на местных ярмарках.
В Тульской губернии ходатайства об открытии новых ярмарок и торгов исходили как от властных структур различного уровня, так и от частных лиц. Согласно прошениям, содержащимся в фондах Тульского губернского правления, инициатива об открытии ярмарочных торгов исходила от городских дум, окружных управлений, волостных правлений, купеческих и мещанских обществ, крестьянских обществ, настоятелей храмов и монастырей, частных лиц. Чаще всего решения послать прошение об учреждении ярмарок принимались жителями какого-либо населенного пункта вне зависимости от принадлежности к какому-либо сословию, поскольку в учреждении новых ярмарочных и базарных торгов были равно заинтересованы все жители. Примером тому может выступать дело об учреждении трех двухдневных годовых ярмарок в с. Полевые Локотцы Ефремов-ского уезда: Троицкой (в дни праздника Троицы и Дня Сошествия Святого Духа), 11-12 сентября, 25-26 октября. Ходатайство, поданное в 1828 г. в адрес императора, исходило от помещиков, крестьян и священнослужителей местной Троицкой церкви. Необходимость учреждения ярмарочных торгов в селе объяснялась отсутствием ярмарок в близлежащих населенных пунктах и дальним расположением городов, поэтому... «для доставления даже маловажных, но необходимых потребностей» жители испытывали «затруднения и отягощения» 7.
Инициаторами учреждения ярмарок в Тульской губернии выступали удельные крестьяне, поскольку удельные имения имели такие же права на открытие новых ярмарок в своих селениях, что и помещичьи. Правительство понимало, что большим подспорьем в решении проблемы улучшения материального благосостояния удельных крестьян могут стать ярмарки, на которых население могло бы реализовывать собственную продукцию и закупать необходимые для жизни припасы. Свидетельством тому является дело 1832 г. об открытии ярмарок в д. Каменке и с. Спасском, по ходатайству крестьян удельного Покровского отделения была учреждена ярмарка в д. Каменке
2 Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. М., 1958, 355 с.
3 Щеглова Т.К. Ярмарки Алтая в XIX в. Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Томск, 1990. 19 с.; Ярмарки юга Западной Сибири в XIX- начале. XX в.: из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул. 2001. СС. 56, 108.
4 Сидорчук Оксана Николаевна. Сибирские ярмарки во второй половине XIX начале XX в. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2001. 27 с.
5 Кит Т.В. Правовые основы ярмарочной торговли в России в XVII - начале XX вв. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2006. №1 (9). С. 132-140.
6 Лейман И.И. Ярмарки на Севере России в XIX - начале XX вв. Дисс. .канд. ист. наук. Сыктывкар. 2007. 243 с.
7 Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (ГУ ГАТО). Ф. 51. Оп. 14. Д. 1706.
и три ярмарки в с. Спасском при церкви Преображения Господня: 6 августа в день престольного праздника, 23 апреля и 3 ноября на основании Жалованной в 1785 г. 8
Ходатайствовать об учреждении ярмарок имели право волостные правления. С получением крестьянами в 1838 г. права решать вопросы самоуправления на волостных сходах сельское общество получило возможность заявлять свои ходатайства об учреждении волостных ярмарок. Волостное правление могло подавать ходатайства окружному начальству об устройстве новых ярмарочных торгов либо по собственной инициативе, либо по прошению сельского общества 9.
Необходимость открытия новых ярмарок, по мнению просителей, обусловливалась и тем, что в дни крупных церковных праздников периодически происходит съезд большого количества народа на богомолье, во время которого население продает и приобретает продукты и необходимые товары. Характерным примером является дело об учреждении в 1840 г. ярмарки в с. Дряплы Одоевского уезда в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Инициатором учреждения новой ярмарки в данном селе выступило Стрелецкое волостное правление, доложившее Одоевскому окружному правлению государственных имуществ о большом съезде народа на богомолье 29 августа в день Праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи - купцы и мещане Одоевского и Крапивенского уездов съезжались для продажи собственных изделий и съестных припасов. По мнению волостного правления, в этот день было бы целесообразно учредить в с. Дряплы ярмарку, так как в результате ее открытия церковь и торгующие крестьяне получат доход 10.
Прошения от частных лиц подавались в вышестоящие инстанции с указанием различных аргументов в пользу учреждения торгов в той или иной местности, главными из которых являлись причины экономического порядка, в основном, «желание способствовать улучшению благосостояния населения путем реализации товаров местного производства». Например, ходатайствуя в прошении от 22 сентября 1799 г. на имя императора об учреждении в Епифанском уезде Бобри-ковской волости с. Бобриках еженедельных хлебных торгов по воскресеньям и ежегодной ярмарки 8 ноября в день Михаила Архистратига, генерал-майор и кавалер граф Алексей Григорьевич Боб-ринский в качестве главного аргумента для учреждения данной ярмарки называет желание улучшить для крестьян продажу хлеба, с которым они ездят в отдаленные места с большими для себя убытками. Он просит «о сем его прошении решение учинить» и, чтобы, согласно Императорскому Указу, его прошение было принято в Тульском губернском правлении. Для того чтобы губернское купечество и прочий народ могли для покупки и продажи хлеба и прочих продуктов на эту ярмарку съехаться, следует оповестить всех через городничих и земские суды об учреждении данной ярмарки и торгов 11.
Открытию новых ярмарок в городах содействовали купеческие и мещанские общества, которые на общих собраниях обсуждали вопросы, касающиеся учреждения новых ярмарочных торгов. Аргументы в пользу открытия ярмарок, инициировавшиеся купеческими и мещанскими обществами, были те же, что и в частных ходатайствах. В рапорте Каширской городской думы в Тульское губернское правление от 21 марта 1838 г. сообщается, что каширское купеческое и мещанское общество на общем собрании сделали вывод о необходимости открыть в Кашире трехдневную Десятопятницкую ярмарку, мотивируя тем, что в Каширу издавна приходят люди на богомолье к храму, построенному в честь праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы, в котором имеется икона мученицы Прасковьи, и учреждение данной ярмарки может принести материальную выгоду не только жителям, способствуя подъему их благосостояния, но и городу, так как проезд к месту ярмарки через реку Оку по мосту принесет дополнительный сбор 12.
Инициаторами учреждения новых ярмарок в Тульской губернии выступали также городские думы. Примером тому может служить ходатайство, поступившее в 1825 г. из Крапивенской городской думы Тульскому губернскому правлению об открытии Покровской ярмарки 1 октября при церкви Николая Чудотворца и сооруженного при ней придела в честь Праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В рапорте указано, что жители мещанского общества г. Крапивны «...большей своей частью отягощены бедностью, не имеют никаких средств для улучшения своего благосостояния и пропитания семейств», поэтому для исправления жизни обитателей города и приращения общественных городских доходов целесообразно учредить в г. Крапивне публичную ярмарку 13. По ходатайству городской думы в Крапивне в 1832 г. по распоряжению Тульского губернатора от 31 мая 1832 г. была учреждена Никольская ярмарка 14.
Монастыри и крупные храмы, на территории которых в дни церковных праздников стихийно возникала торговля, также были заинтересованы в учреждении новых торгов. Священнослужители не только выступали инициаторами учреждения ярмарок для увеличения собственных доходов, но и наравне с местным населением принимали участие в ходатайствах по вопросам от-
8 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 16. Д. 2023.
9 Свод Законов Российской империи. Свод учреждений государственных и губернских. Т. 2. Ст. 4353, 4354. СПб., 1842.
10 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 1. Д. 1126
11 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 1. Д. 1126.
12 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 13. Д. 1331.
13 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 13. Д. 655.
14 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 16. Д. 406.
крытия ярмарок и базаров в селах, где находились их приходы. Так, по прошению настоятеля Свя-тодухова монастыря игумена Августина, поступившему 12 февраля 1825 г. в Тульское губернское правление, «в связи с отсутствием в Новосильской округе ярмарок в день праздника Святителя Николая 9 мая и 6 декабря, на территории монастыря в дни этих праздников происходит большое стечение народа и производится торговля на монастырской земле без всякой пользы для брат-ствующих», на территории монастыря была учреждена ярмарка. Основной причиной, побудившей настоятеля монастыря ходатайствовать об открытии ярмарок, было бедственное положение братии и возможность поправить нищенское существование за счет взимания платы с участников ярмарочных торгов за выстроенные лавки 15.
Таким образом, прошения об открытии ярмарок и торгов подавались в различные инстанции: частные лица (группа лиц) обращались с прошениями в адрес императора, губернатора, местные земские суды, губернское правление, мещанские общества обращались в городскую думу, городская дума - в губернское правление и губернатору, волостные управления - в окружное правление государственных имуществ 16.
После поступления ходатайства в адрес императора, высочайшим распоряжением Тульскому губернскому правлению повелевалось принять к рассмотрению прошение об открытии новых торгов. По распоряжению Тульского губернского правления, земские суды и городничие были обязаны выяснять, нет ли поблизости от предполагаемого места учреждения ярмарки уже существующих, ранее утвержденных высшей властью торгов, не находит ли местное население препятствий к открытию ярмарки. Если донесение земского суда содержало информацию о том, что местное население согласно на учреждение новой ярмарки, и вблизи в указанный день не имеется торгов, губернское правление, после согласования с генерал-губернатором, давало санкцию на открытие ярмарки с предписанием: чтобы обеспечить приток продавцов и покупателей на вновь открывающуюся ярмарку, необходимо было оповестить о факте открытия губернских городничих и земские суды 17.
Согласно «Общему наказу губернаторам», вплоть до 1900 г., прошения об открытии ярмарок на свое имя губернатор мог удовлетворить лишь в отношении сельских ярмарок Тульской губернии, если их срок не превышал недели, с последующим донесением в Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. В таком случае губернатор, по ходатайству местных общественных учреждений, имел право через губернское правление решать «дела по учреждению, переводу и закрытию ярмарок и об изменении сроков их (где дела эти не предоставлены учреждениям общественным)», то есть, если в губернии не действовало положение о земских учреждениях 18. В обязанности губернатора также входил контроль над соблюдением порядка на ярмарках, создание благоприятных условий для торгующих, отслеживание точности мер и весов 19. Право губернатора учреждать сельские ярмарки подтверждается в письме управляющего Министерством внутренних дел военному губернатору г. Тулы и Тульскому гражданскому губернатору от 14 августа 1841 г., где разъясняется, что «.на основании 109 статьи Наказа гражданским губернаторам учреждение ярмарок и торгов в селениях предоставлено разрешению самого губернского начальства . постановление об учреждении в с. Скородном Новосильского уезда трех ярмарок и сверх того каж-донедельного базара по вторникам может быть приведено в исполнение и без особого на оное от вверенного мне Министерства разрешения» 20. Открытие новой ярмарки в городе губернское начальство могло осуществлять лишь с разрешения Министерства внутренних дел, куда губернатор совместно с губернским правлением обязан был составлять соответствующее представление 21.
Надзор за исполнением правил торговли, соблюдением точности весов и мер, поддержанием общественного правопорядка возлагался на земские суды, игравшие важную роль в процедуре учреждения ярмарок в Тульской губернии, рассматривая вопросы о целесообразности учреждения ярмарок и базаров в той или иной местности 22.
Учреждение ярмарок и торгов было делом достаточно длительным. На рассмотрение ходатайств затрачивалось порой полгода и более. Иногда учреждение новых ярмарок встречало противодействие лиц, считавших, что учреждение какой-либо ярмарки нанесет материальный ущерб населенному пункту в связи с тем, что вновь учрежденная ярмарка будет способствовать упадку уже существующих ярмарочных торгов 23.
В том случае, когда прошение об открытии той или иной ярмарки не было удовлетворено, просители имели возможность направлять свои ходатайства повторно выше по инстанциям, и рас-
15 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 13. Д. 679.
16 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 14. Д. 300; Оп. 1. Д. 1126; Оп. 11. Д. 1913; Оп. 16. Д. 2023; Оп. 4. Д. 2168; Оп. 9. Д. 322; Оп. 13. Д. 655; Оп. 16. Д. 406
17 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 1. Д. 1126.
18 Свод законов Российской империи. Свод губернских учреждений. Т. 2. Гл. 2. СПб.,1892. С. 85.
19 Свод учреждений государственных и губернских// Свод Законов Российской империи. Т. 2. Ст. 402. СПб., 1842.
20 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 16. Д. 2099.
21 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 20. Д. 135.
22 Свод учреждений государственных и губернских// Свод Законов Российской империи. Т. 2. Ст. 2364, 2511, 2512. СПб., 1842.
23 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 5. Д. 4015.
смотрение дела могло затянуться на многие годы. Характерным примером длительного рассмотрения дела в связи с отказом в открытии ярмарок и недовольства этим фактов ходатайствовавших лиц, является дело об учреждении трех годовых ярмарок по прошению казенных крестьян с. Ско-родное Новосильского уезда, разбирательство которого продолжалось с 1832 по 1841 г. 24
Анализ многочисленных ходатайств об учреждении ярмарочных торгов позволил вывести схему учреждения сельских и городских ярмарок в Тульской губернии. Схема учреждения сельской ярмарки складывалась следующим образом: частное лицо (группа лиц) - губернатор - губернское правление - земский суд - губернское правление - губернатор. Либо: частное лицо (группа лиц) - император - губернское правление - земский суд - губернское правление - губернатор (с последующим оповещением Министерства внутренних дел о сроках вновь учрежденной ярмарки).
Механизм учреждения городских ярмарок так же, как и сельских, был многоступенчатым и достаточно длительным по времени. Схема учреждения городской ярмарки в Тульской губернии выглядела следующим образом: городская дума - губернское правление - земский суд и городничие - купеческое и мещанское общества - губернатор - губернское правление - Министерство внутренних дел - Министерство финансов - губернское правление - земский суд. Ходатайствовать об открытии городских ярмарок могли купеческие и мещанские общества, подававшие прошения в адрес городской думы. Тогда схема прохождения ходатайства по инстанциям выглядела следующим образом: купеческое и мещанское общество - городская дума - земский суд - губернатор -губернское правление - Министерство внутренних дел - губернское правление - городская дума -земский суд. Индивидуальных ходатайств частных лиц об открытии городских ярмарок в распоряжении автора не имеется. Подобная схема учреждения ярмарочных торгов нашла подтверждение в региональном исследовании Т.К. Щегловой, посвященном ярмаркам юга Западной Сибири XIX - начала XX вв., в котором она указывает, что действие законов, регламентировавших процесс учреждения новых торгов, распространялось на все территории и административные единицы Российской империи 25.
Нередко плохие погодные условия, неудобное местоположение ярмарок, недостаток торговых помещений побуждали местных жителей ходатайствовать о переносе места или времени проведения ярмарочных торгов. Механизм рассмотрения подобных дел был сложным и предусматривал прохождение тех же инстанций, которые принимали участие в решении вопросов учреждения ярмарок 26.
Менее проблематичным было перенесение сроков действия ярмарок. На основании 11 пункта 62 статьи Положения о губернских и уездных земских учреждениях изменение сроков существовавших ярмарок находилось в ведении губернских земских управлений 27.
Если вновь открытые ярмарки не оправдывали ожидания населения, в вышестоящие инстанции поступали ходатайства об их закрытии. Закрытие ярмарочных торгов так же, как и их открытие, требовало санкции властных структур 28.
Объявления об открытии новых ярмарок рассылались по губерниям Российской империи для привлечения участников на вновь учрежденные торги 29. Пресса также давала объявления о вновь учрежденных ярмарках. Тульские губернские ведомости периодически оповещали население о состоянии ярмарочной торговли и об учреждении ярмарок и торгов 30.
Таким образом, процесс учреждения ярмарочных торгов в Тульской губернии в XIX -начале XX вв. не был произвольным. Расширение сети ярмарок подвергалось строгой регламентации. Организация ярмарочной торговли в Тульской губернии осуществлялась в соответствии с государственными принципами ее регулирования. Наряду с тем что развитие ярмарочной торговли в Тульской губернии осуществлялось в рамках общероссийского законодательства, особенности регионального развития обусловили формирование собственных механизмов управления губернскими ярмарками. Местное административно-правовое регулирование ярмарочной торговли в Тульской губернии заключалось не только в решении вопросов, связанных с инициированием, учреждением и закрытием ярмарочных торгов, а также включало в себя ведение статистического учета общегубернских и поуездных оборотов ярмарок, товарооборотов крупнейших ярмарок губернии, учет доходов, получаемых с найма лавок во время ярмарок, контроль над использованием правдивых мер и весов, выработку и внедрение правил торговли и контроль над их соблюдением на ярмарках.
24 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 16. Д. 2099, Л. 9.
25Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX- начале. XX в.: из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул, 2001. СС. 56, 108.
26 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 14. Д. 300.
27 ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 30. Д. 30894.
28 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 16. Д. 2105.
29 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 13. Д. 655. Л. 28.
30 Тульские губернские ведомости. 1843. 30 июля. № 31.