Научная статья на тему 'Ярмарочная торговля как механизм культурной интеграции в полиэтнических регионах: на примере ярмарок Среднего Поволжья в XIX в'

Ярмарочная торговля как механизм культурной интеграции в полиэтнических регионах: на примере ярмарок Среднего Поволжья в XIX в Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
97
26
Поделиться
Ключевые слова
ЯРМАРКИ / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / FAIRS / MIDDLE VOLGA / CULTURAL VALUES / CULTURAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Краснощеков Владимир Александрович

Настоящая работа представляет собой историко-культурологический анализ ярмарочной торговли на территории Среднего Поволжья в XIX в. с целью выявления роли ярмарок в процессах культурного взаимодействия в полиэтнических регионах. Проведенный анализ показал, что ярмарки как формы традиционной культуры исполняли роль одного из механизмов культурной интеграции народов Среднего Поволжья в рассматриваемый период. Опыт ярмарочной торговли является важным культурным наследием в регионе, так как порождает принципы консенсуса во взаимодействии различных культур.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Краснощеков Владимир Александрович,

FAIRS AS THE MECHANISM OF CULTURAL INTEGRATION IN MULTIETHNIC REGIONS: THE CASE OF FAIRS OF MIDDLE VOLGA IN THE 19TH CENTURY

This article is a historical-cultural analysis of the role of fairs in the processes of cultural interaction in multi-ethnic regions in the 19th century as exemplified by the Middle Volga region. The article is based on a body of sources, which describe the local fairs, including reference books, statistical and economic data for the provinces of the Middle Volga and documents of ‘Economic notes to the general surveying of 1766-1861s’ stored at the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA). The author used historical cultural and methodological approaches, which enabled to estimate fairs as a cultural phenomenon and consider fair trade of the Middle Volga region in a historical perspective, to identify its genesis, and patterns of development in the history of the region. The analysis showed that the fairs served as a mechanism for cultural integration of the peoples of the Middle Volga region in the 19th century. As a part of everyday life, fairs were not only the leading form of trade and form of marketing communications on the basis of personal contacts in the Middle Volga in the 19th century, but also a major cultural phenomenon, a place where different social, professional and ethnic interactions were reflected in the real forms of everyday culture. The peoples of the region closely associated with the central provinces of Russia and with each other through fairs, which played the role of ethno-cultural integration mechanism and the transmission of values and forms of traditional culture in the Middle Volga. The economic and cultural ties between the inhabitants of the region, with a variety of beliefs, customs, habits and needs, expressed in the forms of fair trade, resulted in more homogeneous forms of economic activity, the spread in the daily use of the population of similar features of material and spiritual culture.

Текст научной работы на тему «Ярмарочная торговля как механизм культурной интеграции в полиэтнических регионах: на примере ярмарок Среднего Поволжья в XIX в»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

УДК 008

ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КАК МЕХАНИЗМ КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ: НА ПРИМЕРЕ ЯРМАРОК СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В XIX В.

В.А. Краснощеков1

ФГБОУ ВПО Поволжский государственный университет сервиса,

Тольятти, Россия

Настоящая работа представляет собой историко-культурологический анализ ярмарочной торговли на территории Среднего Поволжья в XIX в. с целью выявления роли ярмарок в процессах культурного взаимодействия в полиэтнических регионах. Проведенный анализ показал, что ярмарки как формы традиционной культуры исполняли роль одного из механизмов культурной интеграции народов Среднего Поволжья в рассматриваемый период. Опыт ярмарочной торговли является важным культурным наследием в регионе, так как порождает принципы консенсуса во взаимодействии различных культур.

Ключевые слова: ярмарки, Среднее Поволжье, культурные ценности, культурная интеграция

Введение. Традиционная культура в настоящее время остается действующим фактором, преобразующим и обогащающим современную культуру. Выявление взаимосвязи прошлого и настоящего народов Среднего Повол-

1 Корреспондирующий автор: ФГБОУ ВПО Поволжский государственный университет сервиса, ул. Гагарина, 4, 445677, п/о 54, до востребования, Тольятти, Россия; Тел.: 8 (960) 844-56-28; E-mail: kulbiaka@yandex.ru.

жья2 дает новые возможности для решения современных проблем региона, а анализ этих процессов позволяет понять особенности различных явлений региональной культуры в динамике, предоставляет богатый материал для всестороннего осмысления отечественной истории с целью адаптации к глобальным вызовам XXI столетия. В этих условиях культурный опыт взаимодействия народов Среднего Поволжья может стать одним из источников формирования новой повседневности.

Задача статьи заключается в изучении ярмарок Среднего Поволжья XIX в. через призму методов историко-культурологического исследования с целью выявления механизмов культурной интеграции народов Среднего Поволжья, их взаимодействия в пределах определенной историко-географической целостности, а также осмысления возможности сохранения этнического наследия.

Нижеприведенный текст основан на источниках, в которых дается характеристика отечественных ярмарок, в том числе справочного характера, статистико-экономических сведениях по губерниям Среднего Поволжья и документах фонда 1355 (Экономические примечания к генеральному межеванию 1766-1861 гг.) Российского государственного архива древних актов (РГАДА).

В ходе исследования использовались культурологический и исторический методологические подходы, позволившие, в первом случае, оценить ярмарки как явление культуры, а во втором - рассмотреть ярмарочную торговлю Среднего Поволжья XIX в. в исторической перспективе, выявить ее генезис, закономерности развития и место в истории региона.

Начало изучения российских ярмарок связано с именем М.Д. Чулкова [9], разделившего понятия «базар» и «ярмарка», а также с именами В.И. Денисова [10] и И. Канделаки [14], обративших внимание на региональные аспекты ярмарочной торговли. Из работ, опубликованных в советский период, необходимо отметить монографию Б.Н. Миронова, в которой отмечалась важная роль ярмарок в становлении всероссийского внутреннего рынка [7].

На данный момент богатый фактический материал по исследуемой проблеме содержат публикации, в которых анализируются социокультурные [1, 2, 3] и экономические [4, 16] аспекты ярмарочной торговли. Однако, при всей глубине упомянутых научных работ, рассматриваемая тема не получила в них своего всестороннего освещения.

Исследование проблемы. На Средней Волге торговые отношения возникли достаточно рано. В домонгольский период крупный торговый центр, где совершались торговые контакты северных областей Руси с арабским миром, располагался в районе города Булгар, столицы государства древних Булгар - Волжской Булгарии [5, с. 161]. С середины 1440-х гг. статус лидера

2 В регион Среднего Поволжья включены Казанская, Симбирская, Самарская и Саратовская губернии.

торговли на Волге и роль посредника в торговом обмене между Европой и Азией приобретает Казань [6, с. 146]. В XVI в. многочисленные ярмарки возникают и в других населенных пунктах Среднего Поволжья. В XIX в. их рост был особенно заметен.3

Ярмарочный характер торговля в Среднем Поволжье, как, впрочем, и по всей России, приобрела из-за больших расстояний между населенными пунктами, недостаточной безопасности и плохого качества дорог,4 что вынуждало торговцев перевозить свои товары лишь в благоприятное время года и складировать их в определенных пунктах. Другая причина заключалась в том, что средневолжские купцы, в силу незначительности своих капиталов, не могли закупать большое количество товаров для постоянной лавочной торговли. В связи с этим возникала «...необходимость значительных ярмарок, куда съезжались бы временно иногородние купцы и свозили бы в достаточном количестве предметы»5, важные для населения региона. Ярмарки подразделялись по виду товаров на «широкие», с богатым ассортиментом, и узкоспециальные - конные, лесные, ремесленно-мануфактурные [7, с. 48-49]. Время проведения ярмарок обычно было приурочено к церковным праздникам.

В Казанской губернии ярмарки, в основном, проходили в уездных городах, таких как Спасск, Тетюши, Царевококшайск, Свияжск, Цивильск, Чистополь и Ядрин. Основными предметами торговли, вывозимыми из Казанской губернии, были хлеб всех видов, лес, хмель, мыло, сало, воск, мед, пушные товары и кожи. Транзитом из южных губерний (в основном из Оренбургской) следовал скот6. В самой Казани действовала только одна ярмарка. Она проходила во время весенних разливов с мая по июнь на правом берегу реки Булак. Ярмарка получила название «биржи», или «весенней биржи»7. На ярмарке торговали оптом и в розницу разнообразной посудой, галантерейными, кустарными товарами и екатеринбургскими каменными изделиями [8, с. 31].

3 Журнал Симбирского губернского земского собрания. № 13 от 16.12.1866 // Журналы Симбирского губернского земского собрания. Симбирск, 1866, 244 с., раздельная пагинация; Журнал Симбирского губернского земского собрания. № 4 от 05.12.1867 // Журналы Симбирского губернского земского собрания. Симбирск, 1868. С. 15-16; Журналы Симбирского губернского земского собрания. Сессии 1868 г. Симбирск: В губ. типографии, 1869. С. 54; Там же. Сессии 1872 г. Казань: Тип. М. А. Гладышевой, 1873. С. 147-152; Там же. Сессии 1877 г. Симбирск: Тип. В. В. Черникова, 1878. С. 32, 72-73; Там же. Сессии 1889 г. Симбирск: Тип. П.В. Мураховского, 1890. С. 79-80.

4 Военно-статистический сборник / Под общ. ред. Н. Н. Обручева. Вып. 4. СПб.: Печатано в Военной Типографии, 1871. С. 528-529.

5 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: В 25 т. Т. 20. Ч. 2: Симбирская губерния. СПб.: Гл. упр. Генер. штаба, 1868. С. 196-197.

6 Военно-статистическое обозрение Российской империи: В 17 т. Т. 5. Ч. 1: Казанская губерния. СПб.: Тип. Деп. Ген. Штаба, 1850. С. 103-104.

7 Спутник по Казани. Казань: Тип.-лит. Имп. Ун-та, 1895. С. 533, 576.

В Симбирской губернии, по данным на 1834 г., было 16 ярмарок8. В 1868 г. в губернии насчитывалось уже 82 ярмарки.9 Основными товарами, которые экспортировала губерния, были зерновой хлеб, лошади и сукно.

В самом Симбирске действовали три ярмарки: Казанская, Ивана Постного и Сборная [9, с. 177] . Самой важной была Сборная ярмарка, которая открывалась на Масленицу и шла всю первую (так называемую сборную) и вторую недели Великого поста, отсюда и получила свое название. В 1864 г. Симбирская Сборная выходит на 4-е место среди ярмарок Российской империи [10, с. 5]. По торговле лошадьми Симбирская Сборная ярмарка считалась самой крупной во всем Поволжье и Закамье.11

Второй по значимости в Симбирской губернии была Троицкая ярмарка в уездном городе Карсун (в прошлом Корсун). Через Карсунскую ярмарку шли транзитом азиатские товары на Макарьевскую ярмарку. Здесь же Симбирские купцы заготовляли товар для Сборной ярмарки. На ярмарку приезжали купцы как из российских городов, так и из Малороссии и с Кавказа [9, с. 93-94].

В уездном городе Сызрань Симбирской губернии действовали четыре ярмарки: Сборная, Казанская12 Вознесенская и Крещенская, считавшаяся самой крупной13. В 1861 г. по торговому обороту она выходит на 3 место в губернии после Симбирской Сборной и Карсунской Троицкой ярмарок14.

Предметом внешней торговли на Сызранских ярмарках, главным образом, были зерновые культуры и продукты их переработки. Особенно ценилось сызранское пшено15, за которым приезжали купцы не только из соседних губерний, но и из Казанской и Нижегородской. Из Уральска везли рыбу, икру и пригоняли лошадей.

Особенно много уральских казаков приезжало на так называемую «Батрацкую ярмарку», которая проводилась зимой напротив Сызрани, на другом берегу Волги [11, с. 185]. Вторая «Батрацкая ярмарка» проходила летом, по-

8 Список существующих в Российской империи ярмарок. СПб. : Тип. медицинского департамента мин-ва внутр. дел, 1834. С. 305.

9 Симбирский сборник. Т. 2. Симбирск : Тип. Губернского правления, 1870. С. 25.

10 Список существующих в Российской империи ярмарок ... С. 305; РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1409 (1). Л. 4.

11 Военно-статистическое обозрение Российской империи: В 17 т. Т. 5. Ч. 2: Симбирская губерния. СПб., 1853. С. 123.

12 Список существующих в Российской империи ярмарок. С. 308.

13 Журналы Симбирского губернского земского собрания. Сессии 1895 г. Симбирск: Тип. О.В. Мурахновской, 1896. С. 178-180.

14 Военно-статистическое обозрение Российской империи. С. 123; Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: В 25 т. Т. 20. Ч. 2: Симбирская губерния. СПб.: Гл. упр. Генер. штаба, 1868. С. 198; Симбирский сборник. Т. 2. Симбирск: Тип. Губернского правления, 1870. С. 25-26.

15 Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: В 12 т. Т. 8. Ч. 1: Среднее Поволжье. СПб.; М.: Т-во М.О. Вольф, 1901. С. 142.

другому ее называли «калмыцкой меной», потому что сюда на летние кочевья приходили калмыки.

В уездном городе Буинск Симбирской губернии на Покровскую ярмарку пригоняли табуны киргизы из Томской, Тобольской губерний и из города Петропавловск Акмолинской области Северного Казахстана [10, с. 56-57].

Согласно ведомости торговых оборотов 1853 г., в Самарской губернии (осн. в 1851 г.) насчитывалось 108 ярмарок, а в 1899 г. - уже 258 [4, с. 17]. Основными товарами, которые вывозились из Самарской губернии, были хлеб, сало, скот, табак (из немецких колоний). Транзитом через Самару везли соль (с Илецкой защиты и с Эльтонского озера), рыбу (из Уральска) и всевозможные восточные товары из Бухары, Ташкента, Хивы16.

В самой Самаре во второй половине XIX в. действовали три крупные ярмарки: летняя Казанская17, осенняя Воздвиженская (или Крестовоздвижен-ская), самая крупная по объему товарооборота в 1860-е гг., и Сборная, еще называемая «зимней». Несмотря на то, что на ней торговали зерном, текстилем, предметами сельскохозяйственного обихода и скотом, главным предметом торга тоже были лошади, которых регулярно поставляли в большом количестве башкиры и киргизы, а также купцы из Уральска [9, с. 169].

Ярмарки проходили и в других уездных городах: Бугульма18; Новый Узень (позднее Новоузенск) [10, с. 125] (где главными покупателями являлись киргизы, которые приобретали товары на деньги, вырученные от продажи скота [12, с. 7]); Бузулук, на которой торговали, помимо товаров общего потребления, лошадьми, пригоняемыми из Башкирии и Сибири19 и Ставрополь]20.

В Саратовской губернии в первой половине XIX в. насчитывалось, по разным данным, от 63 [13, с. 135], до 87 различных ярмарок21. В начале

XX в. в Саратовской губернии были открыты уже 263 ярмарки [14, с. 21].

22

В самом Саратове действовали три ярмарки: Казанская, Никольская и Вве-

23

денская [13, с. 28]. Довольно крупных размеров достигала ярмарочная торговля и в уездных городах Саратовской губернии - Волгск (ныне Вольск)24,

16 Военно-статистическое обозрение Российской империи: В 17 т. Т. 5. Ч. 3: Самарская губерния. СПб., 1853. С. 133-140; Живописная Россия. С. 210-212; Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861-1862 гг.: В 2 ч. Ч. 1. Разд. XXXIII: Самарская губерния. СПб.: Тип. К. Вульфа, 1863. С. 4.

17 Список существующих в Российской империи ярмарок. С. 308.

18 Экономическое состояние. С. 10-11, 13.

19 Там же. С. 17.

20 Список существующих в Российской империи ярмарок. С. 308.

21 Нужно учитывать, что Саратовская губерния включала в первой половине XIX века в себя части Самарской и Пензенской губерний; Список существующих в Российской империи ярмарок. С. 295.

22 Экономическое состояние. Раздел 35. С. 8.

23 Живописная Россия. С. 239; Список существующих в Российской империи ярмарок. С. 295.

24 Экономическое состояние. Раздел 35. С. 23. 50

Аткарск25, Кузнецк (с 1939 г. в составе Пензенской области)26 и Петровск. Ярмарки в Петровске, Казанская и Преображенская, собирали народа иногда больше, чем Никольская ярмарка в Саратове27.

С развитием капиталистических отношений во второй половине XIX в. ярмарочный торг в регионе постепенно заменяется постоянной торговлей в магазинах и лавках28. Тем не менее, сельские жители, не имевшие возможности регулярно обслуживаться в пунктах постоянной торговли, продолжали приобретать товары на ярмарках и базарах. Также ярмарки создавали новые рабочие места и были существенным источником дополнительного заработка для местного населения, подрабатывающего на погрузочно-разгру-зочных работах и извозом. В целом, ярмарки еще оставались жизнеспособным институтом и важным атрибутом культурной жизни региона вплоть до начала XX в.; менялся лишь характер торговли.

В рассматриваемый период получают развитие социально-культурные функции ярмарок, ранее считавшиеся дополнительными, такие как идеологическая, коммуникативная, познавательная, информационная. Информационная функция выражалась через обмен социальным опытом в различных областях хозяйственной и культурной деятельности (воспитание, просвещение, традиции, обряды, ритуалы, ремесленное мастерство).

Наблюдается изменение характера некоторых ярмарок в сторону преобладания культурно-развлекательных составляющих. Повышается роль так называемого «игрового элемента торга» [1, с. 16]. Ярмарки все более выступают в роли местного праздника, объединяющего население общим действием и настроением. В ярмарочные дни было «принято веселиться и гулять»29.

Необходимо заметить, что, будучи одними из важнейших событий в жизни региона, ярмарки всегда выступали в роли культурно-развлекательного центра и источника информации. Торги-ярмарки являлись местом, где делались всевозможные объявления о поиске пропавших вещей, людей или животных. Ярмарка - посещаемое множеством народа место, поэтому на ней любое объявление быстро распространялось [15, с. 46, прим. 40]. На ярмарке не только происходила торговля товарами, но собирались народные собрания. Люди приезжали на ярмарки из разных городов, привозили новые товары, принимали заказы на товары и обменивались новостями [16, с. 37]. На ярмарках развивалось народное изобразительное искусство (наиболее ярко выразившееся в лубочных картинках), реклама, как живописная, так и вербальная (зазывы) [17, с. 127-146].

25 Список существующих в Российской империи ярмарок. С. 302.

26 РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1271. Л. 3 об.

27 Саратовский сборник: Материалы для изуч. Саратовской губернии: В 2 т. Т. 1. Отд. 1. Саратов: Изд. Саратовск. стат. ком, 1881. С. 248; Список существующих в Российской империи ярмарок. СПб.: Тип. медицинского департамента мин-ва внутр. дел, 1834. С. 296.

28 Живописная Россия. С. 212, 239.

29 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: В 25 т. Т. 8. Казанская губерния. СПб.: Военная типография, 1861. С. 415.

На ярмарках девушки, гуляя группами, в праздничных нарядах, высматривали себе женихов и покупки в приданое30. Поскольку ярмарки часто были приурочены к праздникам, то на них принято было веселиться, устраивать всевозможные представления, балаганы [2], в которых паясничали, играли в азартные игры и выпивали31. Большой популярностью на ярмарках пользовались карусели, выступления цирковых артистов.

Отдельной статьей ярмарочного торга выступали всевозможные игрушки, изделия кустарных промыслов (ложки, посуда, прялки), выполненные в традициях народов, проживающих в регионе, а также переселенцев из других губерний. Эти традиции, переплетаясь друг с другом, находили выражение в оригинальных изделиях повседневного быта, в форме и цветовом решении которых можно прочитать определенные черты, характерные для средневолжского региона [18]. Ярмарки играли важную роль в деятельности профессиональных сообществ. На ярмарках Среднего Поволжья проводились всевозможные соревнования ремесленников32, и каждый мастер, безусловно, привносил в свое изделие черты местного колорита.

Формирование русского населения Среднего Поволжья происходило на

33

протяжении XVI-XIX вв. за счет внутренней миграции . Среднее Поволжье осваивалось выходцами из многих губерний России, которые приносили и собственные приемы ведения хозяйства, обычаи и традиции, что способствовало культурному взаимодействию и взаимовлиянию, типизации элементов и форм повседневности народов Среднего Поволжья - мордвы, татар, чувашей, марийцев34. Например, историк-краевед С.М. Михайлов в заметке «Покровская ярмарка в Козьмодемьянском уезде», говоря о немаловажной пользе ярмарки, отмечал, что благодаря ярмаркам марийцы (черемисы) перенимают нравы и обычаи русских. Например, начали праздновать праздник Покрова наравне с местными жителями, торговать мелочными товарами, мылом и другими русскими изделиями, стали одеваться как русские сельские торговцы [17].

Выводы. Таким образом, ярмарки как часть повседневности были не только ведущей формой торговли и формой маркетинговой коммуникации на основе личного контакта в Среднем Поволжье в XIX в., но также крупным культурным явлением, культурной акцией, местом, где различные социальные, профессиональные и этнические взаимодействия находили выражение в реальных формах повседневной культуры. Народы региона были тесно связаны с центральными губерниями России и друг с другом через ярмарки, ко-

30 Михайлов С.М. Козьмодемьянская старина. Казань: Казанские губернские ведомости, 1855. 76 с.

31 Материалы для географии и статистики России. С. 415.

32 РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1409 (1). Л. 4.

33 Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Самарский уезд. Вып. I. Самара: Тип. губ. земства, 1912. С. 10.

34 Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Т. 2: Ставропольский уезд. М.: Тип. С. Бестужевой, 1884. С. 14.

торые исполняли роль механизма этнокультурной интеграции и передачи ценностей и форм традиционной культуры в Среднем Поволжье. Экономические и культурные связи между жителями региона, с разнообразными верованиями, обычаями, привычками и потребностями, выраженные в формах ярмарочной торговли, привели к выработке более однородных форм хозяйственной деятельности, распространению в повседневном обиходе населения сходных черт материальной и духовной культуры.

На ярмарках происходили процессы «... закрепления и стимулирования универсальных форм и способов жизнедеятельности человека и общества, утверждения наиболее приемлемых . средств оптимизации коллективной жизни людей» [3, с. 10]. Ярмарки были местом, где при помощи культурных или религиозных торжеств посетитель мог на короткий промежуток времени противопоставить себя повседневности [2]. Иными словами, ярмарки - это организованное при помощи правил, законов и обычаев действо, отмечаемое в культурной или религиозной традиции как праздник.

В заключение следует отметить, что ярмарочная торговля в Среднем Поволжье в XIX в. соответствовала интересам населения и была обусловлена требованиями времени, а социально-культурные функции ярмарок являются важным культурным наследием в регионе, достойным возрождения и сохранения. Ярмарки служили «. зеркалом, в котором в значительной степени отражалась. культурно-экономическая действительность» [14, с. 1]. Будучи интернациональными по своей природе, ярмарки помогают людям лучше понимать друг друга, укрепляют взаимопонимание между народами. Имея глубокие исторические традиции, они и по сей день не теряют своей актуальности.

© В. А. Краснощеков, 2016

Article history: Received 3 February 2016 Revised 23 July 2016 Accepted 25 July 2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Ижикова Н.В. Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01. Москва, 1998. 19 c.

[2] Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в. Л.: Искусство, 1984. 191 с.

[3] Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: автореферат дис. ... доктора культурологии: 24.00.01. СПб., 2004. 31 с.

[4] Сухова О. А. Провинциальное предпринимательство: основные направления деятельности и культурная среда второй половины XIX — начала ХХ вв.: По материалам Сред. Поволжья: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Пенза, 1998. 263 с.

[5] Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али-Ахмеда-бен Омара-Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века по рукописи Британского музея. СПб.: Тип. Импер. Академии Наук, 1869. 199 с.

[6] Герберштейн С. Записки о Московии. СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1866. 230 с.

[7] Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Л.: Наука, 1981. 260 с.

[8] Баженов Н.К. Казанская история: В 3 ч. Казань: Тип. Л. Шевиц, 1847. Ч. 3. 151 с.

[9] Чулков М. Д. Словарь учрежденных в России ярмарок. М.: Тип. Понамарева, 1788. 226 с.

[10] Денисов В.И. Ярмарки. СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1911. 139 с.

[11] Преображенский П.А. Колонизация Самарского края // Классика Самарского краеведения: Антология. Самара: Самарский университет, 2002. С. 155-199.

[12] Штукенберг И.Ф. Статистические труды Ивана Федорович Штукенберга. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и Комп., 1858. Т. 1. Ст. 15. 910 с. разд. паг.

[13] Леопольдов А.Ф. Статистическое описание Саратовской губернии: В 2 ч. СПб.: Тип. Деп. внеш. торг., 1839. Ч. 1. 343 с. разд. паг.

[14] Канделаки И. Роль ярмарок в русской торговле. СПб.: Ред. периодических изд. М-ва финансов, 1914. 60 с.

[15] Владимирский-БудановМ.Ф. Хрестоматия из истории русского права. Вып. 1. СПб.; Киев, 1899. 239 с.

[16] Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. Челябинск: Социум, 2003. 558 с.

[17] Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в. Л.: Искусство, 1984. 191 с.

[18] Краснощеков В. А. Традиционные формы в повседневной культуре городов Среднего Поволжья: конец XIX - первая половина XX в.: дис. ... кандидата исторических наук: 24.00.01. Тольятти, 2012. 228 с.

REFERENCES

[1] Izhikova N.V. Yarmarka v sotsial'no-ekonomicheskom i kul'turologicheskom aspektakh [Fair in social and economic and culturological aspects]: abstract of the dissertation... candidate of cultural science: 24.00.01. Moscow, 1998, 19 p. (in Russian).

[2] Nekrylova A.F. Russkie narodnye gorodskie prazdniki, uveseleniia i zrelishcha, konets XVIII - nachala XX veka [The Russian national city holidays, amusements and shows, the end of 18th - the early 20th century]. Leningrad: Iskusstvo, 1984, 191 p. (in Russian).

[3] Orlov O.L. Rossiiskii prazdnik kak istoriko-kul'turnyi fenomen [Russian holiday as historical and cultural phenomenon]: abstract of the dissertation ... doctors of cultural science: 24.00.01. St. Petersburg, 2004, 31 p. (in Russian).

[4] Sukhova O.A. Provintsial'noe predprinimatel'stvo: osnovnye napravleniia deiatel'nosti i kul'turnaia sreda vtoroi poloviny XIX - nachala XX vekov: Po materialam Srednego Povolzh'ia [Provincial business: the main activities and the cultural environment of the second half of 19th - the early 20th century: On materials of Middle Volga area]: dissertation ... candidate of historical sciences: 07.00.02. Penza, 1998, 263 p. (in Russian).

[5] Khvolson D. A. Izvestiia o khazarakh, burtasakh, mad'iarakh, slavianakh i russakh Abu-Ali-Akhmeda-ben Omara-Ibn-Dasta, neizvestnogo dosele arabskogo pisatelia nachala X veka po rukopisi Britanskogo muzeia [News of Khazars, the burtasakh, Magyars, Slavs and the russakh Abu-Ali-Ahmed-bin Omara-ibn-Dasta, the unknown hitherto the Arab writer of the beginning of the X century according to the manuscript of the British museum]. St. Petersburg: Imperial Universitetat's Publ., 1869, 199 p. (in Russian).

[6] Gerbershtein S. Zapiski o Moskovii [Notes about Moskovia]. St. Petersburg: V. Bezo-brazov's and C° Publ., 1866, 230 p. (in Russian).

[7] Mironov B. N. Vnutrennii rynok Rossii vo vtoroi polovine XVIII - pervoi polovine XIX vekov [Domestic market of Russia in the second half of 18th - the first half of the 19th century]. Leningrad: Nauka, 1981, 260 p. (in Russian).

[8] Bazhenov N.K. Kazanskaia istoriia [Kazan history]: in 3 parts. Kazan: L. Shevits Publ., 1847, part 3, 151 p. (in Russian).

[9] Chulkov M.D. Slovar' uchrezhdennykh v Rossii iarmarok [The dictionary of the fairs founded in Russia]. Moscow: Ponamarev's Publ., 1788, 226 p. (in Russian).

[10] Denisov V.I. Yarmarki [Fairs]. St. Petersburg: V.F. Kirshbaum's Publ., 1911, 139 p. (in Russian).

[11] Preobrazhenskiy P. A. Colonization of the Samara edge. Klassika Samarskogo kraeve-deniia: Antologiia [Classics of the Samara study of local lore: Anthology]. Samara: Samara University's Publ., 2002, pp. 155-199 (in Russian).

[12] Shtukenberg I.F. Statisticheskie trudy Ivana Fedorovich Shtukenberga [Statistical works of Ivan Fedorovich Shtukenberg]. St. Petersburg: I.I. Glazunov's and C° Publ., 1858, vol. 1, article 15, 910 p. separate pagination (in Russian).

[13] Leopoldov A.F. Statisticheskoe opisanie Saratovskoi gubernii [Statistical description of the Saratov province: In 2 parts.]. St. Petersburg: Department of Foreign Trade Publ., 1839, part 1, 343 p. separate pagination (in Russian).

[14] Kandelaki I. Rol' iarmarok v russkoi torgovle [The role of fairs in the Russian trade]. St. Petersburg: Edition of periodicals of the Ministry of Finance, 1914, 60 p. (in Russian).

[15] Vladimirsky-Budanov M. F. Khrestomatiia iz istorii russkogo prava [The anthology from history of the Russian right]. St. Petersburg; Kiev, 1899, issue 1, 239 p. (in Russian).

[16] Kulisher I.M. Istoriia russkoi torgovli i promyshlennosti [Istoriya of the Russian trade and industry]. Chelyabinsk: Socium Publ., 2003, 558 p. (in Russian).

[17] Mikhaylov S.M. Koz'modem'ianskaia starina [Kozmodemyanskaya old times]. Kazan: Kazan Provincial Sheets Publ., 1855, 76 p. (in Russian).

[18] Krasnoshchekov V.A. Traditsionnye formy v povsednevnoi kul'ture gorodov Srednego Povolzh'ia [Traditional forms in daily culture of the cities of Middle Volga area: the end of 19th - the first half of the 20th century]: dissertation ... candidate of historical sciences: 24.00.01. Tolyatti, 2012, 228 p. (in Russian).

FAIRS AS THE MECHANISM OF CULTURAL INTEGRATION IN MULTIETHNIC REGIONS: THE CASE OF FAIRS OF MIDDLE VOLGA IN THE 19th CENTURY

35

V.A. Krasnoshchyokov

Volga Region State University of Service, Tolyatti, Russia

This article is a historical-cultural analysis of the role of fairs in the processes of cultural interaction in multi-ethnic regions in the 19th century as exemplified by the Middle Volga region.

The article is based on a body of sources, which describe the local fairs, including reference books, statistical and economic data for the provinces of the Middle Volga and documents of 'Economic notes to the general surveying of 1766-1861s' stored at the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA).

The author used historical cultural and methodological approaches, which enabled to estimate fairs as a cultural phenomenon and consider fair trade of the Middle Volga region in a historical perspective, to identify its genesis, and patterns of development in the history of the region.

The analysis showed that the fairs served as a mechanism for cultural integration of the peoples of the Middle Volga region in the 19th century.

As a part of everyday life, fairs were not only the leading form of trade and form of marketing communications on the basis of personal contacts in the Middle Volga in the 19th century, but also a major cultural phenomenon, a place where different social, professional and ethnic interactions were reflected in the real forms of everyday culture.

The peoples of the region closely associated with the central provinces of Russia and with each other through fairs, which played the role of ethno-cultural integration mechanism and the transmission of values and forms of traditional culture in the Middle Volga. The economic and cultural ties between the inhabitants of the region, with a variety of beliefs, customs, habits and needs, expressed in the forms of fair trade, resulted in more homogeneous forms of economic activity, the spread in the daily use of the population of similar features of material and spiritual culture.

Key words: fairs, Middle Volga, cultural values, cultural integration

35 Corresponding author: Volga Region State University of Service, Gagarin St., 4, 44567, Tolyatti, Russia; Tel.: 8 (960) 844-56-28; E-mail: kulbiaka@yandex.ru.