Научная статья на тему 'Из истории развития торговли в городах Среднего Поволжья во второй половине XIX века'

Из истории развития торговли в городах Среднего Поволжья во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2757
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Среднее Поволжье / Самарская губерния / Симбирская губерния / Пензенская губерния / Самара / железнодорожный транспорт / речной транспорт / внутренняя торговля / товарооборот / оптовая торговля / розничная торговля / хлебная торговля / купечество / Middle-Volga Region / Samara Province / Simbirsk Province / Penza Province / Samara (city of) / railway transport / river transport / domestic trade / commodity circulation / wholesale trade / retail trade / grain trade / merchant class

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнеева Юлия Васильевна

В пореформенной России, в течение второй половины XIX в., шло быстрое развитие городской торговли. Самарская, Симбирская и Пензенская губернии, которые составляли Среднее Поволжье и имели благоприятное географическое положение, активно включались в общероссийский рынок. В статье рассматриваются вывозная оптовая торговля на железнодорожных станциях и речных пристанях, а также стационарные формы розничной торговли – лавки и магазины. Основным источником для написания статьи стали документы Государственных архивов Самарской, Ульяновской и Пензенской областей, а также опубликованные статистические материалы государственных учреждений Российской империи. В статье проанализировано развитие различных форм торговли в городах Среднего Поволжья в непосредственной связи с развитием промышленности и транспорта. Кроме того, выявлена торговая специализация различных губернских и уездных городов. Делается вывод, что центральное место в коммерческой деятельности городов Среднего Поволжья занимала оптовая торговля хлебом. Лавки и магазины как стационарные формы розничной торговли к концу XIX в. стали обычным явлением поволжской городской действительности. Главным преимуществом этих форм торговли было постоянство и круглогодичность функционирования. Однако и во второй половине XIX в. в городской торговле присутствовали ее патриархальные формы – базары и ярмарки. Ведущее положение в городской торговле Среднего Поволжья занимала Самара, для которой было характерно быстрое развитие лавочной и магазинной торговли. Это объясняется тем, что она являлась крупным речным портом, торговля в котором благодаря активному железнодорожному строительству стала дополнять торговля по железной дороге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Development of Trade in the Towns of the Middle-Volga Region in the Second Half of the Nineteenth Century

Post-reform Russia saw a rapid development of urban trade during the second half of the 19th century. Due to their favourable geographical location, Samara, Simbirsk and Penza Provinces constituting the Middle-Volga Region started to play an active part on Russia’s market. The article examines itinerant wholesale trade going on at railway terminals and river wharfs as well as stationary retail vending, such as small and large shops. The article largely draws on documents from state archives of Samara, Simbirsk and Penza Provinces and uses published statistical data of state institutions of the Russian Empire. The article analyses different forms of trade in cities and towns of the Middle-Volga Region in connection with the development of industry and transport. In addition to that, the author identifies trade specialization of provincial and uyezd (district) cities and towns. It is concluded that wholesale trade of bread ranked first in the commercial activities of Middle Volga town communities. By the end of the 19th century small and large shops as stationary forms of retail trade became a common feature of urban everyday life in the Middle-Volga Region. Their advantage was accounted for by their regular year-round performance. However, such patriarchal forms of trade as a market place and a fair were still present in the urban trade. With its rapid expansion of shop trade, Samara played the leading role in the urban trade of the Middle-Volga Region, as the city was a big port intensely developing railway construction and, consequently, using the railway for commercial purposes.

Текст научной работы на тему «Из истории развития торговли в городах Среднего Поволжья во второй половине XIX века»

Ю.В. Корнеева

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В ГОРОДАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА*

Yu. Korneeva

From the History of the Development of Trade

in the Towns of the Middle-Volga Region in the Second Half of the Nineteenth Century

Во второй половине XIX в., в условиях быстрого развития промышленности, в России быстро рос и внутренний товарооборот: за последнюю четверть XIX в. продажи увеличились в пять раз по сравнению с серединой века. Совокупный объем экспортно-импортных операций к концу XIX в. увеличился в три раза, причем стоимость вывозимых товаров на 20 % превышала стоимость ввозимых1 .

Менялись и формы торговли в городах, а также соотношение между этими формами.

Губернии, составлявшие Среднее Поволжье, - Самарская, Симбирская и Пензенская, - имея единый характер хозяйственного освоения территорий, общность исторических судеб проживающих здесь народов, единство системы территориального управления и ярко выраженный аграрный характер развития2, активно включались в общероссийский рынок. В этих трех губерниях во второй половине XIX в. насчитывалось 29 городов: в Самарской - 8; в Симбирской - 8; в Пензенской - 13. Потенциал развития торговли в этих губернских и уездных городах определялся хозяйственной деятельностью горожан, особенно их активностью и предприимчивостью в торговой деятельности, а также их покупательной способностью.

Ведущей силой развития торгового оборота в городах трех губерний было купечество, хотя в составе городского населения этих губерний купеческое сословие насчитывало всего 1,3-2 % населения. При этом купцы играли решающую роль в городском самоуправлении: в составе гласных городских дум насчитывалось

* Статья написана при поддержке гранта Президента Российской Федерации, проект «Экономическое развитие городов Среднего Поволжья во второй половине XIX в.» (МК-5966.2016.6).

60-70 % представителей купеческого сословия, а представители самых именитых купеческих семей в большинстве случаев избирались городскими головами, возглавляли городское самоуправление3.

Еще для одного городского сословия - мещанства - торговля являлась одним из главных видов деятельности. Больше всего мещан насчитывалось в городах Самарской губернии - 64 %4, в городах Пензенской губернии их было меньше - 35 %5.

Торговая деятельность этих двух городских сословий несколько различалась. Согласно отчетам губернаторов, купцы в большей степени торговали хлебом, вином и разнообразными тканями, причем это была в большей степени вывозная оптовая торговля. Мещане же занимались главным образом мелкой розничной торговлей в том городе, в котором проживали, и на территории своей губернии6.

Структура городской торговли трех губерний складывалась из следующих элементов: вывозная оптовая торговля, организованная в основном на железнодорожных станциях и речных пристанях; ввозная, состоящая из стационарных форм розничной торговли (лавки и магазины), и ярмарочная торговля, реализующая как экспортную, так и импортную продукцию.

В настоящей статье рассматриваются преимущественно вывозная оптовая торговля на железнодорожных станциях и речных пристанях, а также стационарная розничная торговля (лавки и магазины).

Торговые обороты трех губерний различались. Так, Самарская губерния демонстрировала более развитую и успешную торговлю, нежели Симбирская, а тем более Пензенская губерния. Согласно отчетам Самарского губернатора, в 1867 г. из Самарской губернии было вывезено товаров на сумму 16 828 тыс. руб., из которых хлеба и сала - на сумму 10 900 тыс. руб.7

Самых значительных оборотов добивались хлеботорговцы. Хлебная торговля вообще имела важнейшее значение как на внутреннем рынке России, так и на внешнем. Если в 1860-х гг. экспорт хлеба из России оценивался в 56,3 млн руб., что составляло 31 % от общей ценности экспорта, то в 1890-х гг. эта статья оценивалась уже в 296,7 млн руб.8 Рост хлебного экспорта активизировал внутреннюю торговлю хлебом.

Поволжье с середины XIX в. являлось «районом торгового зернового производства, вывозившим хлеб в различные направ-ления»9. Самарская губерния активнее других губерний включалась в процесс хлебной торговли. Через ее территорию проходил

гужевой торговый путь, на котором активно сбывался хлеб и зерновые культуры, а также приобретался местный товар: рыба, кожа и овчина. Городскими центрами хлебной торговли были Самара и Сызрань. Объемы производства муки для экспорта в этих городах хотя и было довольно крупным, но все же уступали объемам внутреннего потребления10.

В конце XIX в. один из основных товаропотоков волжского хлеба шел на местные и внутренние рынки. Так, 41,3 % хлебных перевозок Самарской губернии не выходили за пределы региона11.

Рост объемов хлебной торговли способствовал развитию мельничного производства. Первую мукомольную мельницу в Самаре построил в 1884 г. П.С. Субботин; она перерабатывала до 18 тыс. пудов зерна в сутки. Он был не только крупным хлеботорговцем, но и пионером в механическом мукомольном производстве. Кроме мельниц, Субботин владел пароходами и баржами, домами и хозяйственными постройками, земельными участками. Позже суб-ботинскую мельницу часто перекупали, и лишь к концу XIX в. она оказалась в руках семейства Шихобаловых, которое было одним из самых состоятельных торгово-промышленных семейств Самары. Свой основной капитал Шихобаловы сколотили на скотоводстве и переработке сала. Продукция их предприятия продавалась в Москве и С.-Петербурге, а также вывозилась за границу. После смерти главы семейства в 1856 г. Емельян Шихобалов, по праву старшего брата, получил в наследство салотопенный завод, скотобойни, варочное и засолочное производство, кожевенные цеха, а также все подсобные строения. Один из младших братьев -Антон Шихобалов - накопил средства путем перепродажи земли и скоро смог построить собственный салотопенный завод, который по объему производства в два раза превзошел старый отцовский; к концу XIX в. он стал купцом-миллионером12.

Так развитие промышленности и торговли позволило наиболее предприимчивым горожанам сколотить немалые капиталы, а также развивать предпринимательскую среду в городах Среднего Поволжья. Кроме Субботина и Шихобаловых, переработкой и торговлей хлебом активно занимались Башкировы, Журавлевы, Соколовы, Ромашевы.

Основными транспортными магистралями хлебных перевозок губерний Среднего Поволжья были речные и железные дороги. Именно благодаря строительству и расширению сети железных дорог в 1880-х гг., они активно подключались к общероссийским торговым потоками вообще и к хлебным перевозкам в частности.

Поволжье входило в пятерку основных направлений движения товарного хлеба европейской части России. Так, хлеб из Самарской и Симбирской губерний направлялся в Рыбинск, откуда поступал на Николаевскую и Виндаво-Рыбинскую железные дороги Мари-инской системы13.

Особенностью торгового оборота являлся активный сбыт разнообразной продукции на речных пристанях. Река Волга и ее притоки имели важное торговое значение. Главным торговым центром на Волге был губернский город Самара.

Вывозная торговля Самары заключалась в продуктах земледелия, сала и кожи. Торговля хлебом продолжалась практически в течение всего года. Даже с закрытием навигации торговля хлебом в Самаре лишь несколько сокращалась и перемещалась на хлебные площади. Скупаемый на площадях хлеб хранился в многочисленных амбарах по берегам рек, а с открытием навигации сплавлялся. Так, в 1867 г. с хлебной пристани Самары было отправлено 12 млн пудов хлеба на сумму около 10 млн руб.14 В 1879 г. на Самарской хлебной пристани сбывалось уже 20 млн пудов продукции на сумму 18 044 928 руб.15, из которых 93 % всех товаров - это хлеб. В 1889 г. с Самарской хлебной пристани было отправлено 7 683 330 пудов хлеба на сумму 5 313 564 руб.16

Другой крупной сбытовой хлебной пристанью на Волге была Сызранская (Симбирской губернии). В 1861 г. с Сызранской хлебной пристани было отправлено 1 296 250 пудов хлеба на сумму 880 632 руб.17, в 1892 г. - уже на сумму 1 003 778 руб.18 Главным предметом торговли на Сызранской пристани были ржаная мука и пшено. Еще одна крупная хлебная пристань находилась в Симбирске, с которой в 1892 г. было отправлено хлеба на сумму 448 215 руб.19 Причем Самарская пристань в большей степени отправляла пшеницу, тогда как Симбирская пристань больше специализировалась на ржи и ржаной муке.

Торговые обороты хлебом на речных пристанях Самарской губернии в течение второй половины XIX в. сокращались, но не перестали играть ключевую роль в торговле региона. Сокращение сбыта хлеба к концу 1880-х гг. объясняются неурожаями. По данным отчета Департамента земледелия и сельской промышленности Министерства земледелия и государственных имуществ за 1888 г., сбор озимых и яровых сортов хлеба в Самарской губернии был неудовлетворительным повсеместно20.

Еще одной особенностью хлебной торговли была патриархальность коммерческих отношений, связанная с самобытным укладом торговли. В частности, еще много было местных торговцев, кото-

рые из мелких ссыпок составляли крупные партии зерна, перепродаваемые приказчикам, комиссионерам и купцам21.

Торговля салом была второй по значимости в товарообороте Самарской губернии. Так в 1867 г. из Самарской губернии было вывезено около 900 тыс. пудов сала на сумму 3 200 тыс. руб.22 В 1874 г. с самарской пристани уже вывозилось 406 832 пуда сала на сумму 1 513 270 руб.23

Строительство Моршанско-Сызранской, Оренбургской, Сама-ро-Уфимской железных дорог способствовало упрочению и развитию торговых отношений между городами трех губерний24. Торговля на железнодорожных станциях городов увеличивала сбыт речным пристаням региона. Быстрыми темпами стали развиваться города, имеющие и железнодорожные станции, и речные пристани. В частности, выросло торговое значение Самары. Сюда доставлялось зерно не только со всей Самарской губернии, но и с Самаро-Златоустовской линии, Оренбуржья и других регионов. К концу XIX в. ведущей железнодорожной станцией в товарообороте стала Самара; так, в 1879 г. она отправила 151 741 пуд хлеба.25

Характерной особенностью и главным показателем воздействия промышленного развития на городскую торговлю стало широкое распространение стационарной (магазинной) торговли. По «Положению о государственном промысловом налоге» (1898 г.), предприятия стационарной торговли подразделялись на четыре группы согласно объемам торгового оборота. К первой группе относились оптовые магазины и склады, ко второй, третьей и четвертой - лавки и магазины с товарооборотом от 300 до 10 тыс. руб.

В Самаре первый магазин появился в 1853 г., а в 1863 г. действовало 65 лавки26, в 1875 г. - 71 магазин и 97 лавок27. Первый магазин открыл купец Г. Санин - по продаже колониальных и бакалейных товаров. Магазин Г. Санина был образцом цивилизованной магазинной торговли в Самаре: не обвешивали, не обсчитывали, товар был высокого качества. Именно в магазинах Санникова появились первые ценники на товар. Позже в городе открывали подобные магазины Луковникова, Мятова, Надысева, Аннаева, Жукова и др. В этих магазинах продавались сахар, чай, виноградные вина28.

Купцы начали открывать специализированные магазины, которые стали наиболее популярны у горожан с середины 1870-х гг. Например, в «Сарептском магазине» купца Христензена можно было приобрести самые разные импортные товары: от детских игрушек до готовой одежды, украшений с бриллиантами и игральных карт. В магазинах Головкина и Кожевникова самарцы покупали

фарфоровые, фаянсовые, стеклянные изделия и зеркала. Тому же Головкину принадлежал магазин икон церковной утвари. Часы и галантерейные товары продавались в магазинах Поппе и Первов-ского. Часто посещали самарцы шляпный и картузный магазин Гофмана, магазины дамских вещей Шумской и Нейман и другие. Огромными оборотами (до 1,5 млн руб. в год) отличались магазины шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных иностранных изделий Никонова, Калачева, Конурина, Гладкова, Буслаева, Лазарева29.

В Симбирской губернии в 1860-е гг. насчитывалось 1 626 лавок30. В Пензе в 1864 г. работали 438 лавок, а всего в городах губернии -681 лавка31. В уездных городах Пензенской губернии сбыт товаров в лавках и магазинах был незначительным. Наиболее успешно лавочная торговля шла в Саранске: там насчитывалось около 112 лавок и магазинов. В остальных уездных городах Пензенской губернии количество лавок варьировалось от 26-ти до 50-ти32.

Главными предметами торговли в городских магазинах и лавках были бакалейные и мануфактурные товары. К концу XIX в. центральные улицы городов трех губерний представляли собой сплошные ряды магазинов. Магазины, располагавшиеся на центральных улицах, обслуживали преимущественно богатых покупателей. Владельцы магазинов стали широко известны в городах. Так, в Пензе стали широко известны Ф.И. Финогеев, С.П. Барсуков, И.З. и В.И. Кузьмины, М.Е. Фалин, Е.Е. Будылин, которые владели собственными магазинами (мануфактурными, колониальными, хозяйственными, кондитерскими и т.д.)33.

Таким образом, стационарные формы розничной торговли (лавки и магазины) к концу XIX в. стали обычным явлением поволжской городской действительности. Главным преимуществом этих форм торговли было постоянство и круглогодичность функционирования. Однако и во второй половине XIX в. в городской торговле присутствовали ее патриархальные формы - базары и ярмарки.

Самара занимала ведущее положение в городской торговле Среднего Поволжья, для нее было характерно быстрое развитие лавочной и магазинной торговли. Это объясняется тем, что она являлась крупным речным портом, торговля в котором дополнялась торговлей по железной дороге.

Торговые обороты других городов были несколько скромнее, но имели свою специфику. Так, в Симбирске преобладала ярмарочная торговля, в Сызрани - речная вывозная торговля. В других городах купцы и мещане торговали в основном товарами первой необходимости, в которых нуждались горожане и сельские жители своей губернии.

Примечания (Endnotes)

1 Павлов П. Очерк сравнительной хозяйственной статистики России. СПб., 1869. С.45-48.

2 Тараканова Н.Б. Среднее Поволжье во второй половине XIX в.: Методологические аспекты определения границ региона в рамках исследований по социально-политической истории // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211). С. 18-23.

3 Тюрин В.А. Структура, численность, социальный состав городского населения Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8-2 (109). С. 92-98.

4 Список населенных мест Самарской губернии: По сведениям 1889 года. Самара, 1890. С. 25.

5 Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 493. Л. 2.

6 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 76. Оп. 1. Д. 34.

Л. 66.

7 Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 3. Оп. 154. Д. 2. Л. 14.

8 Егиазарова Н.А. Аграрный кризис конца XIX века в России. М., 1959. С. 60.

9 Тагирова Н.Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX - начало XX вв.). М., 1999. С. 66.

10 Китанина Т.М. Хлебная торговля России в конце XIX - начале XX века: Стратегия выживания, модернизационные процессы, правительственная политика. СПб., 2011. С. 63.

11 Тагирова Н.Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX - начало XX вв.). М., 1999. С. 98.

12 Ерофеев В. Во имя города благо творить // Волжская коммуна (Самара). 2009. 7 нояб.

13 Влияние системы исключительных и навигационных тарифов на хлебную торговлю. Н. Новгород, 1910. С. 7, 8.

14 ГАСО. Ф. 3. Оп. 154. Д. 2. Л. 14.

15 ГАСО. Ф. 3. Оп. 165. Д. 76. Л. 37.

16 Список населенных мест Самарской губернии: По сведениям 1889 г. С. 20.

17 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Симбирская губерния. Ч. II. СПб., 1868. С. 167.

18 ГАУО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 78. Л. 23.

19 Там же.

20 Клопов А.А. Отчет по исследованию волжской хлебной торговли в 1889 и в 1890 гг. Тверь, 1890. С. 5.

21 Китанина Т.М. Хлебная торговля России в конце XIX - начале XX века: Стратегия выживания, модернизационные процессы, правительственная политика. СПб., 2011. С. 86.

22 ГАСО. Ф. 3. Оп. 154. Д. 2. Л. 14.

23 ГАСО. Ф. 3. Оп. 160. Д. 21. Л. 12.

24 ГАПО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 429. Л. 23.

25 ГАСО. Ф. 3. Оп. 165. Д. 76. Л. 39.

26 Тагирова Н.Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX - начало XX вв.). М., 1999. С. 185.

27 Алабин П. Двадцатипятилетие Самары как губернского города (историко-ста-тистический очерк). Самара, 1877. С. 410.

28 Обухович С.А. Старообрядческое купечество Самарской губернии // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева: Серия «История». 2005. № 7. С. 144-154.

29 Шкунов В.Н. Среднее Поволжье в системе внешней торговли Российской империи в XVIII - XIX веках. Ульяновск, 2011. С. 148.

30 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Симбирская губерния. Ч. II. СПб., 1868. С. 230.

31 ГАПО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 598. Л. 16.

32 Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 186162 гг. Ч. 2. Ст. XXXIII: Самарская губерния. СПб., 1863. С. 20.

33 Тюстин А.В. Купеческие династии Пензы // Земство. 1995. № 3. С. 164-194.

Автор, аннотация, ключевые слова

Корнеева Юлия Васильевна - канд. ист. наук, Поволжский государственный университет сервиса (Тольятти, Самарская область). jullka55@yandex.ru

В пореформенной России, в течение второй половины XIX в., шло быстрое развитие городской торговли. Самарская, Симбирская и Пензенская губернии, которые составляли Среднее Поволжье и имели благоприятное географическое положение, активно включались в общероссийский рынок. В статье рассматриваются вывозная оптовая торговля на железнодорожных станциях и речных пристанях, а также стационарные формы розничной торговли - лавки и магазины. Основным источником для написания статьи стали документы Государственных архивов Самарской, Ульяновской и Пензенской областей, а также опубликованные статистические материалы государственных учреждений Российской империи. В статье проанализировано развитие различных форм торговли в городах Среднего Поволжья в непосредственной связи с развитием промышленности и транспорта. Кроме того, выявлена торговая специализация различных губернских и уездных городов. Делается вывод, что центральное место в коммерческой деятельности городов Среднего Поволжья занимала оптовая торговля хлебом. Лавки и магазины как стационарные формы розничной торговли к концу XIX в. стали обычным явлением поволжской городской действительности. Главным преимуществом этих форм торговли было постоянство и кругло-годичность функционирования. Однако и во второй половине XIX в. в городской торговле присутствовали ее патриархальные формы - базары и ярмарки. Ведущее положение в городской торговле Среднего Поволжья занимала Самара,

для которой было характерно быстрое развитие лавочной и магазинной торговли. Это объясняется тем, что она являлась крупным речным портом, торговля в котором благодаря активному железнодорожному строительству стала дополнять торговля по железной дороге.

Среднее Поволжье, Самарская губерния, Симбирская губерния, Пензенская губерния, Самара, железнодорожный транспорт, речной транспорт, внутренняя торговля, товарооборот, оптовая торговля, розничная торговля, хлебная торговля, купечество.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Obukhovich S.A. Staroobryadcheskoe kupechestvo Samarskoy gubernii [The Old Believer Merchants of Samara Province.]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva: Seriya «Istoriya», 2005, no. 7, pp. 144-154. (In Russ.).

2. Tarakanova N.B. Srednee Povolzhe vo vtoroy polovine XIX v.: Metodologicheskie aspekty opredeleniya granits regiona v ramkakh issledovaniy po sotsialno-politicheskoy istorii [The Middle-Volga Region in the Second Half of the 19th Century: Methodological Aspects of Defining the Boundaries of the Region within the Framework of Social and Political History Research]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 30 (211), pp. 18-23. (In Russ.).

3. Tyurin V.A. Struktura, chislennost, sotsialnyy sostav gorodskogo naseleniya Srednego Povolzhya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [The Structure, Size, and Social Composition of the Urban Population of the Middle-Volga Region in the Second-Half of 19th and early 20th Centuries.]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 8-2 (109), pp. 92-98. (In Russ.).

4. Tyustin A.V. Kupecheskie dinastii Penzy [The Merchant Dynasties of Penza.]. Zemstvo, 1995, no. 3, pp. 164-194. (In Russ.).

(Monographs)

5. Egiazarova N.A. Agrarnyy krizis kontsa XIX veka v Rossii [The Agrarian Crisis of Late-Nineteenth Century Russia.]. Moscow, 1959, p. 60. (In Russ.).

6. Kitanina T.M. Khlebnaya torgovlya Rossii v kontse XIX - nachale XX veka: Strategiya vyzhivaniya, modernizatsionnye protsessy, pravitelstvennaya politika [The Russian Grain Trade in the late 19th and early 20th Centuries: Survival Strategy, Modernization Processes, and Governmental Policy.]. St. Petersburg, 2011, pp. 63, 86. (In Russ.).

7. Tagirova N.F. Rynok Povolzhya (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.) [The Market in the Volga Region (Second Half of 19th to Early 20th Centuries)]. Moscow, 1999, pp. 66, 98, 185. (In Russ.).

8. Shkunov V.N. Srednee Povolzhe v sisteme vneshney torgovli Rossiyskoy imperii v XVIII - XIX vekakh [The Middle-Volga Region in the Foreign Trade System of the Russian Empire in the 18th and 19th Centuries.]. Ulyanovsk, 2011, p. 148. (In Russ.).

Author, Abstract, Key words

Juliya V. Korneeva - Candidate of History, Volga Region State University of Service (Togliatti, Samara Region, Russia). jullka55@yandex.ru

Post-reform Russia saw a rapid development of urban trade during the second half of the 19th century. Due to their favourable geographical location,

Samara, Simbirsk and Penza Provinces constituting the Middle-Volga Region started to play an active part on Russia's market. The article examines itinerant wholesale trade going on at railway terminals and river wharfs as well as stationary retail vending, such as small and large shops. The article largely draws on documents from state archives of Samara, Simbirsk and Penza Provinces and uses published statistical data of state institutions of the Russian Empire. The article analyses different forms of trade in cities and towns of the Middle-Volga Region in connection with the development of industry and transport. In addition to that, the author identifies trade specialization of provincial and uyezd (district) cities and towns. It is concluded that wholesale trade of bread ranked first in the commercial activities of Middle Volga town communities. By the end of the 19th century small and large shops as stationary forms of retail trade became a common feature of urban everyday life in the Middle-Volga Region. Their advantage was accounted for by their regular year-round performance. However, such patriarchal forms of trade as a market place and a fair were still present in the urban trade. With its rapid expansion of shop trade, Samara played the leading role in the urban trade of the Middle-Volga Region, as the city was a big port intensely developing railway construction and, consequently, using the railway for commercial purposes.

Middle-Volga Region, Samara Province, Simbirsk Province, Penza Province, Samara (city of), railway transport, river transport, domestic trade, commodity circulation, wholesale trade, retail trade, grain trade, merchant class.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.