Научная статья на тему 'Конская торговля в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв'

Конская торговля в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2337
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОШАДИ / КОНСКАЯ ТОРГОВЛЯ / ЯРМАРКИ / КОННАЯ ПЛОЩАДЬ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX НАЧАЛО XX ВВ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ / КОНЕВОДСТВО / КОННЫЕ ЗАВОДЫ / НАПРАВЛЕНИЯ СБЫТА ЛОШАДЕЙ / HORSES / HORSE-TRADING / FAIRS / EQUESTRIAN AREA / THE SECOND HALF OF THE XIX THE BEGINNING OF THE XX CENTURY / SAINT-PETERSBURG / DOMESTIC TRADE / HORSE-BREEDING / STUD FARMS / DIRECTIONS OF SALES OF HORSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельникова Д.А.

В статье рассматривается состояние внутренней конской торговли на территории Европейской части Российской империи во второй половине XIX начале XX вв. На основе исследования архивных, публицистических и статистических источников анализируются ведущие типы конской торговли: городской, рыночной и ярмарочной. Внимание автора обращено к ярмарочной торговле как самой распространённой на территории России. Приводятся данные по количеству ярмарок в разное время года, их территориальному распределению и направлениям сбыта лошадей. Выделяются особо важные центры ярмарочной торговли. Отмечается взаимосвязь экономических и природно-климатических факторов на уровень развития конской торговли в различных губерниях. Выявлено, что самым развитым регионом ярмарочной торговли были территории некоторых черноземных и малороссийских губерний. Большое число государственных и частных заводов на данных территориях способствовали распространению различных пород и типов лошадей в соседние регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is considered the state of domestic horse trade in the territory of the European part of the Russian Empire in the second half of the XIX beginning of the XX centuries. Based on the study of archival, journalistic and statistical sources analyzes the main types of horse trade are analyzed: urban, market and fair. The attention of the author turns to the most widespread form of equestrian trade on the territory of Russia fair. Data are given by the number of fairs at different times of the year and their territorial distribution and directions of sale of horses. Author highlights especially important centers of fair trade. Were revealed that the most developed region of fair trade was the territory of some chernozem and Little Russian provinces. Many numbers of state and private plants in these territories contributed to the spread of various breeds and types of horses to neighboring regions. Author notes the relationship of economic and natural-climatic factors to the level of development of horse trade in various provinces.

Текст научной работы на тему «Конская торговля в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

УДК 94(47)."1851/1917":339.1:636.1

ГРНТИ 03.23.31

Д.А. Мельникова

Конская торговля в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв.

В статье рассматривается состояние внутренней конской торговли на территории Европейской части Российской империи во второй половине XIX -начале XX вв. На основе исследования архивных, публицистических и статистических источников анализируются ведущие типы конской торговли: городской, рыночной и ярмарочной. Внимание автора обращено к ярмарочной торговле как самой распространённой на территории России. Приводятся данные по количеству ярмарок в разное время года, их территориальному распределению и направлениям сбыта лошадей. Выделяются особо важные центры ярмарочной торговли. Отмечается взаимосвязь экономических и природно-климатических факторов на уровень развития конской торговли в различных губерниях.

Выявлено, что самым развитым регионом ярмарочной торговли были территории некоторых черноземных и малороссийских губерний. Большое число государственных и частных заводов на данных территориях способствовали распространению различных пород и типов лошадей в соседние регионы.

Ключевые слова: лошади, конская торговля, ярмарки, конная площадь, вторая половина XIX - начало XX вв., Санкт-Петербург, внутренняя торговля, коневодство, конные заводы, направления сбыта лошадей.

D.A. Melnikova

Horse-trading of Russian Empire in the second half of XIX -at the beginning of the XX c.

The article is considered the state of domestic horse trade in the territory of the European part of the Russian Empire in the second half of the XIX - beginning of the XX centuries. Based on the study of archival, journalistic and statistical sources analyzes the main types of horse trade are analyzed: urban, market and fair. The attention of the author turns to the most widespread form of equestrian trade on the territory of Russia - fair. Data are given by the number of fairs at different times of the year and their territorial distribution and directions of sale of horses. Author highlights especially important centers of fair trade.

Were revealed that the most developed region of fair trade was the territory of some chernozem and Little Russian provinces. Many numbers of state and private

© Мельникова Д.А., 2017 © Melnikova D.A., 2017

plants in these territories contributed to the spread of various breeds and types of horses to neighboring regions. Author notes the relationship of economic and natural-climatic factors to the level of development of horse trade in various provinces.

Key words: horses, horse-trading, fairs, equestrian area, the second half of the XIX - the beginning of the XX century, Saint-Petersburg, domestic trade, horse-breeding, stud farms, directions of sales of horses.

К концу XIX в. Российская империя занимала первое место среди стран Европы по числу лошадей. Количество конского поголовья Европейской территории России в 1882 г. составляло 21 065 000 [1. Л. 31]. Столь значительное число было обусловлено многими факторами: лошадь продолжала оставаться главным средством передвижения в городе, сельской местности, была необходима в армии; ее значение по-прежнему было велико в крестьянском хозяйстве в качестве живого инвентаря, что подтверждают результаты переписи 1899 г., в соответствии с которыми 97,6 % поголовья принадлежало крестьянам [1. Л. 18].

Однако, распределение конского поголовья по Европейской территории России было неравномерным, что было вызвано рядом причин. Так южные и центральные губернии имели преимущество по разведению разнообразных типов и пород лошадей благодаря наличию свежих кормов, теплого сухого климата, а также постоянному притоку новых лошадей с пограничных территорий, что было мало доступно для северных регионов.

Вышеперечисленные факторы способствовали выделению особо важной отрасли торговли - конской, которая активно развивалась как между губерниями внутри Российской империи, так и за ее пределами. Несмотря на высокую потребность северных губерний в лошадях, возможностей для их приобретения было не так много, что было вызвано многими причинами. Главные из них - большие расстояния между пунктами торговли и низкий уровень развития путей сообщения. Из-за этого конская торговля внутри южных губерний, как правило, реализовывалась между жителями соседних городов и регионов [2, с. 8].

Внутренняя конская торговля Российской империи проходила в различных формах. Массовый сбыт лошадей осуществлялся между частными владельцами, коннозаводчиками, крестьянами, а также с участием барышников и цыган. В небольших населенных пунктах торговля реализовывалась на однодневных базарах - торжках, а также сельских рынках. В губерниях с высоким уровнем развития коневодства: Саратовской, Воронежской, Киевской, Каменец-Подольской, Тамбовской, Черниговской, большой интерес представляли еженедельные базары, так как на них можно было найти много хорошего материала и приобрести его из первых рук. Мест-

ные заводы «... давали прекрасные результаты...», которыми мог воспользоваться опытный покупатель [2, с. 11]. Однако такая форма сбыта лошадей имела свои недостатки. Лошади не выставлялись на показ, коневоды не беспокоились о продаже, а покупатель был вынужден самостоятельно «.уговаривать хозяина лошади продать ее.» [2, с. 11].

Несмотря на широкое распространение конской торговли на специализированных рынках, статистические сведения о ней не сохранились, так как специальному контролю данная торговля не подвергалась.

В крупных городах конская торговля проходила на специальных конных площадях. Ярким примером такого типа торговли служила конная площадь столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Первоначально место торговли располагалось на Знаменской площади, а после 1840-х гг. оно было перенесено в конец Невского проспекта. С 1870-х гг. и до начала XX в. конная торговля столицы проводилась на специально выделенном участке на Александровском плацу [3, с. 3-4].

Торг лошадьми производился не каждый день, а только трижды в неделю: по воскресеньям, средам и пятницам. В эти дни на площади собирались все желающие купить, продать или обменять лошадей. С 1890 по 1893 гг. привод лошадей ежегодно составлял более 40 000 голов (табл. 1). В дни оживленного торга на площади насчитывалось до 500 голов, в дни затишья - около 150.

Таблица 1

Количество лошадей, приводимых на конную площадь в Санкт-Петербурге в начале 1890-х гг. [3, с. 6]

Год Количество лошадей

1890 45 659

1891 44 224

1892 45 935

1893 43 168

Большая часть лошадей продавалась в тот же день, и только небольшая часть из них приводилась несколько раз. Необходимо отметить, что быстрее всего раскупались старые и покалеченные лошади, которые пользовались большим спросом у татар для убоя на шкуры или мясо [3, с. 11].

Более качественных лошадей покупали представители извозо-промышленных учреждений и владельцы мелких промышленных и торговых предприятий, которым принадлежало % всех столичных

лошадей [3, с. 7]. Неблагоприятные условия города: булыжные мостовые, некачественная ковка, плохое питание и нецелесообразный уход - негативно отражались на извощичьих лошадях, которых приходилось часто менять и закупать новых. Таким образом, извозопромышленники становились одними из самых многочисленных покупателей, а также продавцов, так как негодные лошади сбывались на той же площади.

Другим источником привода лошадей служили поставки от коннозаводчиков, которые отправляли их железными дорогами и гоном в столицу. Доставленные из различных губерний, лошади сортировались на две большие группы. Лучшие из них переходили во дворы крупных барышников, которые торговали дорогими лошадьми определенных пород и сортов [3, с. 8].

Большая часть приводимых на площадь лошадей не имели высокого качества и каких-либо достоинств, несмотря на породистое разнообразие. Здесь сложно было встретить тяжеловозов и лошадей для каретного извоза. Для их приобретения необходимо было обращаться к профессиональным барышникам за пределами площади.

Цены на лошадей колебались от 3 до 350 р. [3, с. 11]. Всех лошадей, продаваемых на площади, можно было разделить на две категории. Первую из них составляли лошади, покупаемые на убой. Их стоимость была самой минимальной, так как покупались они не по одиночке, а сразу оптом и имели, как уже было сказано выше, непригодное для работы состояние. Цена на таких лошадей колебалась от 3 до 30 р. Следующая категория включала лошадей более высокого качества по цене от 20 до 350 р. [3, с. 11]. Окончательная стоимость зависела от состояния лошади и времени года, которое часто оказывало значительное влияние на ценообразование. Так, весной и летом цены повышались, а зимой, когда фураж становился дороже, понижались. Годовой оборот торговли на площади от первой категории лошадей составлял в среднем 75 000 р., а от второй -до 245 0000 р. [3, с. 11].

Несмотря на активность вышеуказанных форм конской торговли, основными центрами сбыта лошадей внутри России являлись ярмарки, которые подразделялись на общие и специализированные -конские. География ярмарок была весь обширна - они проводились на территориях всех губерний и областей. Пункты торговли создавались в городах, больших слободах, селах и при заводах. Около 80 % ярмарочной торговли приходилось на сельскую местность [4, с. 3].

Распределение ярмарок территориально было неравномерным. Каждый регион Российской империи имел свои особенности конной ярмарочной торговли, которые зависели от социально-экономического уровня развития данной местности. Среди губерний

с наиболее высоким оборотом конской торговли выделялись: Черниговская, Харьковская, Воронежская, Полтавская, Курская, Тамбовская, Подольская и Донская область.

Таблица 2

Количество ярмарок некоторых малороссийских и черноземных губерний в 1874 г. [5, с. 201]

Губерния Число ярмарок Привод лошадей

Черниговская 55 36 600

Воронежская 42 41 600

Харьковская 35 20 400

Полтавская 32 15 900

Курская 22 15 800

Тамбовская 21 26 100

Подольская 14 12 000

Донская область 16 22 600

Выделение данных регионов в отдельную группу было обусловлено наличием большего числа государственных конных учреждений. Например, на территории Курской губернии функционировали Беловодские государственные конные заводы, в число которых входили Деркульский, Стрелецкий, Ново-Александровский и Лимарев-ский заводы, а на территории Воронежской губернии располагался Хреновской конный завод.

Помимо государственных конных заводов, на данных территориях функционировало более 800 частных конных заводов (табл. 3). Отдельно необходимо отметить Донскую область, особенностью которой было разведение лошадей в форме табунного коннозаводства. Данная форма позволяла выращивать лошадей для армии [6, с. 17], для которой приобреталась большая часть из них. Оставшиеся лошади поступали на продажу, также как и лошади других регионов.

Таблица 3

Статистика частных конных заводов на территории особо развитых губерний в 1888 г. [5, с. 201]

Губерния Общее число частных конных заводов

Воронежская 196

Полтавская 195

Тамбовская 167

Курская 164

Подольская 109

Харьковская 89

Черниговская 64

Центры конской торговли в Черниговской губернии располагались в г. Мглине в июне и августе; в м. Ичене в июле. В г. Новозыб-кове 23 апреля проводилась Георгиевская ярмарка, 20 июля -Ильинская, а 26 сентября - Ивановская. Основную массу лошадей, приводимых на продажу в Черниговской губернии, составляли крестьянские, заводские и упряжные породы [2, с. 38].

В Воронежской губернии крупных центров торговли было больше: с. Тишанка, Бобров, Нижнедевицк, Репьевка, Старая Хворо-стань, Орехово и Толчевский монастырь. Среди ярмарок Курской губернии выделяли: Коренную ярмарку в Курском уезде; ярмарки в слободе Рыбинские Буды Обоянского уезда, с. Медвенке того же уезда, слободе Мантуровой Тимского уезда и в г. Щигры. Наличие множества конных заводов на территории Курской и Воронежской губерний (табл. 3) давало больше разнообразного материала для торговли. Помимо крестьянских и упряжных лошадей, в данные пункты приводились обозные, артиллерийские, ремонтные породы и донские табуны [2, с. 20-21, 34-36].

Известным центром торговли в Тамбовской губернии был г. Ле-бедянь, где несколько раз в год проводились Богоявленская ярмарка с 26 декабря по 6 января и Троицкая - с 1 5 сентября по 1 октября. В Тамбове ярмарочная конная торговля проходила в июне и октябре, а на продажу приводились лошади самых разнообразных пород.

Среди других ярмарок Европейской России, специализирующихся не только на конской торговле, выделялись особо крупные. Одной из таких являлась Мензелинская ярмарка, располагавшаяся на территории Уфимской губернии. Торговля в данном пункте начиналась 26 декабря и продолжалась до 6 января [8, с. 21]. По количеству и разнообразию пород лошадей Мензелинская ярмарка могла удовлетворить вкусы и потребности любого покупателя. Сюда приводились косяки киргизских, башкирских и сибирских лошадей с соседних степных территорий. Из Симбирской губернии пригоняли брак местных заводов, полукровок, рысаков и тяжеловозов, верховых лошадей. Пермские и вятские барышники приводили вяток и обвинок.

Цены на лошадей Мензелинской ярмарки зависели от породы, сорта лошади. Так, за крестьянских лошадей различных пород цены колебались от 45 до 75 р., за косячную незаезженную лошадь можно было получить 30-80 р. [9, с. 54].

Менее крупной по оборотам и по количеству приводимого поголовья являлась Сарапульская ярмарка, которая тем не менее играла видную роль в конской торговле Вятского края. Если на

предыдущей ярмарке товар приводился «в черном теле», т. е. специально не подготовленным для продажи, то на Сарапульской ярмарке товар был «.подборный и выхоленный» [9, с. 54]. Основу приводимого поголовья составляли «. продукты скрещивания местной лошади с рысистой и тяжеловозом» [9, с. 55]. Также здесь можно было встретить обвинскую, сивинскую, чернавскую породы лошадей. Помимо Сарапульской ярмарки важную роль для края играли Кирбаевская и Каракулинская местные ярмарки, так как именно здесь крестьяне имели возможность купить хорошую рабочую лошадь.

Самой значительной по оборотам и по конскому составу во всем Поволжье и Закамье считалась Симбирская ярмарка, открывавшаяся на масленицу. Являясь богатой по количеству лошадей, ярмарка была крайне однообразна, так как основу конского материала составляли лошади симбирского типа, которые отличались тяжеловатостью и грубым сложением [8, с. 23]. Иногда на ярмарке можно было встретить косяки киргизских лошадей. Много лошадей закупалось иностранными агентами, особенно австрийскими, также встречались и русские ремонтеры, покупающие лошадей для военных нужд.

Всего же к 1888 г. на территории Европейской России собиралось до 1 090 ярмарок на 471 ярмарочном пункте [7, с. 215]. На более 60 пунктах торговли привод лошадей составлял от 1 500 до 12 000 голов, а всего за год до 240 000 голов. В 26 пунктах привод был от 1 000 до 1 500 лошадей в год. На других пунктах данное число было менее 1 000. Общий годовой привод лошадей на всех ярмарках составил 360 000 голов, а от продаж было выручено более 9 000 000 р. [7, с. 215]. Необходимо отметить, что обороты внутренней конной торговли были намного выше, так как не все формы сбыта статистически фиксировались.

Наиболее активно ярмарочная торговля проводилась в июне и сентябре (табл. 4). Влияние на торговлю оказывали погодные условия и состояние путей сообщения. Самыми удобными периодами для продажи лошадей всегда оставались лето и осень, так как в это время лошадь «.бывает в своем лучшем виде.», благодаря све-

V V п

жим кормам и теплой сухой погоде. В июле и августе количество ярмарок резко снижалось, чему способствовало начало сельскохозяйственных работ, в которых было необходимо участие лошади. Снижение конской торговли зимой было обусловлено тем, что крестьяне часто промышляли частным извозом в это время года.

Таблица 4

Распределение ярмарок по месяцам в 1874 г. [2, с. 4]

Месяц Количество ярмарок

Январь 65

Февраль 82

Март 81

Апрель 69

Май 104

Июнь 148

Июль 63

Август 94

Сентябрь 121

Октябрь 113

Ноябрь 73

Декабрь 60

Как уже отмечалось выше, каждый регион Российской империи, а также губернии имели климатические и экономические особенности, что отражалось на направлениях внутреннего и внешнего сбыта конского товара. Так верховые лошади заводов Полтавской, Херсонской, Екатеринославской, Подольской и Бессарабской губерний поставлялись для гвардейской кавалерии. Часть из них выводилась в Австрию и Румынию.

Основным рынком сбыта донской породы являлась сама Донская область. Кроме того, местные лошади пользовались спросом в Астраханской, Саратовской, южных уездах Воронежской, Курской, Харьковской губерниях и Бессарабии. По тем же направлениям сбывались лошади калмыцкой и кавказской породы. Некоторые породы сбывались только там, где выводились. Так вятские лошади продавались исключительно в границах Вятской губернии. Жмудская порода, особо ценимая как рабочая лошадь, сбывалась только в Россиенском уезде Ковенской губернии.

Итак, рассмотрев состояние внутренней конской торговли в Российской империи, мы можем сделать вывод, что данная отрасль торговли была хорошо развита и была очень важна, так как применение лошади было необходимо в самых различных сферах хозяйственной жизни. Среди всех форм торговли выделялись: городская, рыночная и ярмарочная. Последняя являлась самой распростра-

ненной, так как была доступна для всех слоев населения. Несмотря на широкое распространение данной формы торговли, ее центром стали черноземные и малороссийские губернии, чему способствовало многообразие государственных и частных заводов на данных территориях.

Список литературы

1. Российский Государственный исторический архив. Ф. 412 / Главное Управление Государственного коннозаводства. Оп. 11. Д. 468.

2. Сборник сведений о торговле лошадьми и перечень конских заводов в России / сост. И. К. Мердер. - СПб.: Тип. А. Бенке, 1871. - 138 с.

3. Савваитов Н.П. Статистические данные о торговле лошадьми на конной площади в Санкт-Петербурге и очерк ветеринарно-санитарного ее состояния. -СПб.: Тип. Шредера, 1895. - 31 с.

4. Канделаки И. Роль ярмарок в русской торговле. - СПб.: Типография редакции периодических изданий министерства финансов, 1914. - 60 с.

5. Статистическое обозрение Российской империи / сост. В. де Ливрон. -СПб.: Общественная польза, 1874. - 370 с.

6. Мельникова Д.А. Донское частное коннозаводство во второй половине XIX в. // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.В. Карпова. - Вып. 7. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 18-21.

7. Дубенский Д.Н. Коневодство и перевозочные средства Европейской России (по официальным данным военно-конской переписи 1888 г.). - СПб.: тип. Департаменте Уделов, 1891. - 218 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кечеджи-Шаповалов М.В. Коневодство, коннозаводство и торговля лошадьми в России. - СПб.: Улей, 1912. - 24 с.

9. Денисов В.И. Ярмарки. - СПб.: Типография В.О. Киршбаума, 1911. -139 с.

References

1. Rossijskij Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv. F. 412 - State Breeding Administration. Op. 11. D. 468.

2. Sbornik svedenij o torgovle loshad'mi i perechen' konskix zavodov v Rossii [Collection of information about horse - trading and the list of stud farms in Russia] / Sostavitel' I.K. Merder. St. Petersburg: tip. A. Benke, 1871. 138 p.

3. Savvaitov N.P. Statisticheskie dannye o torgovle loshad'mi na konnoj ploshhadi v Sankt-Peterburge i ocherk veterinarno-sanitarnogo ee sostoyaniya [Statistical information about horse - trade on the equestrian area in St. Petersburg and an outline of its veterinary and sanitary condition]. St. Petersburg: tip. Shredera, 1895. 31 p.

4. Kandelaki I. Rol' yarmarok v russkoj torgovle [The role of fairs in Russian trade]. St. Petersburg: Tipografiya redakcii periodicheskix izdanij ministerstva fi-nansov, 1914. 60 p.

5. Statisticheskoe obozrenie Rossijskoj imperii [Statistical Review of the Russian Empire] / Sostavitel' V. de Livron. - St. Petersburg: Obshhestvennaya pol'za, 1874. 370 p.

6. Mel'nikova D.A. Donskoe chastnoe konnozavodstvo vo vtoroj polovine XIX v. [The Don private horse-breeding in the second half of XIX a] // Stolica i provincii: vzaimootnosheniya centra i regionov v istorii Rossii: mater. Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem / otv. red. V.V. Karpova. Vyp. 7. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina, 2016. P. 18-21.

7. Dubenskij D.N. Konevodstvo i perevozochnye sredstva Evropejskoj Rossii (Po oficial'nym dannym voenno-konskoj perepisi 1888 g.) [Equine and conveyance means of European Russia (According to official data of the military-horse census of 1888).]. St. Petersburg: tip. Departamente Udelov, 1891. 218 p.

8. Kechedzhi-Shapovalov M.V. Konevodstvo, konnozavodstvo i torgovlya loshad'mi v Rossii [Horse breeding, horse breeding and horse-trade in Russia]. St. Petersburg: Ulej, 1912. 24 p.

9. Denisov V.I. Yarmarki [Fairs]. St. Petersburg: Tipografiya V.O. Kirshbauma, 1911. 139 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.