Научная статья на тему 'Ярмарки в Приамурском крае в начале XX в'

Ярмарки в Приамурском крае в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИАМУРСКОЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО / ЯРМАРКИ / СЕЗОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБМЕН / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кит Т. В.

Исследуются роль, значение и особенности сезонного распределения сельскохозяйственных и промысловых ярмарок в Приамурском генерал-губернаторстве в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ярмарки в Приамурском крае в начале XX в»

Вестник ДВО РАН. 2008. № 5

УДК 03.19; 93/99 (4/9)

Т.В.КИТ

Ярмарки в Приамурском крае в начале XX в.

Исследуются роль, значение и особенности сезонного распределения сельскохозяйственных и промысловых ярмарок в Приамурском генерал-губернаторстве в начале XX в.

Ключевые слова: Приамурское генерал-губернаторство, ярмарки, сезонная торговля, обмен, религиозные праздники.

Fairs of Priamurye in the beginning of the XXth century. T.V.KIT (Amursky State Pedagogical Humanitarian University).

Role, importance and features of seasonal distribution of agricultural and industrial fairs in Priamurye are investigated in the paper.

Key words: Priamurye general governorship, fairs, seasonal trade, exchange, religious holidays.

В начале XX в. на восточных окраинах России одной из самых распространенных форм торговли стали ярмарки (главными участниками большинства из них были крестьяне). Дата их проведения зависела от причин экономического, метеорологического и даже морального порядка [8, с. 126]. На время и частоту прохождения сельскохозяйственных ярмарок в большинстве районов России влияли состояние дорог и температура (поскольку торговали в основном на открытом воздухе), наличие товарных излишков и потребности в деньгах и товарах крестьян, а также даты главных религиозных праздников, которые особенно чтили земледельцы. Из-за особенностей процесса освоения и заселения не все из этих причин были значимы для дальневосточных территорий. Что же было главным для определения даты и что влияло на частоту их проведения? Ответ на эти вопросы мы и попытаемся найти в данной работе.

Самая важная причина - «традиционная система сбора податей в 2 этапа» и связанная с ней необходимость иметь наличные деньги к определенному времени [18, с. 118]. Так как в конце ноября крестьянин выплачивал большую часть подушной подати, а весной - ее вторую часть, торги происходили в октябре, ноябре, декабре и, соответственно, в весенние месяцы. На восточной окраине Сибири их проведение, в отличие от других территорий России, не зависело от сроков уплаты подушной подати. Указ Сената от

27 апреля 1861 г. предоставил новым жителям Дальнего Востока значительные льготы: все переселившиеся за собственный счет освобождались от отбытия рекрутской повинности в течение 10 наборов и навсегда - от уплаты подушной подати. К тому же поземельный налог должны были платить лишь по истечении 20-летнего срока со дня издания указа [5, с. 240].

Время проведения ярмарочных торгов в Приамурском генерал-губернаторстве зависело от периодичности полевых работ, официально провозглашенных праздничных и выходных дней, а также от особенностей хозяйственного быта местного населения.

КИТ Татьяна Викторовна - старший преподаватель (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре). E-mail: samson.finn@gmail.com

Сезонность сельских работ была важнейшим фактором, влиявшим на сроки проведения ярмарок. В Приамурском генерал-губернаторстве земледелие являлось главным занятием населения в южных районах: Никольск-Уссурийском, Ольгинском, Иманском уездах Приморской области, а также на территории Уссурийского казачьего войска. На 17 ярмарках, прошедших в Приморской области в 1899 г., предметами продажи были «скот, рыба, пушнина, хлеб и вообще продукты земледелия» [12, с. 52], а купли - различные мануфактурные товары.

В начале XX в. сельскохозяйственные культуры стали выращивать также крестьяне-переселенцы, жившие в системе правых притоков Уссури, Бикина, Хора, Кии и вблизи Хабаровска (современная территория Пожарского, Дальнереченского, Кировского, Кава-леровского районов Приморского края, а также юг Хабаровского края).

Вниз по Амуру земледелие не развивалось из-за особенностей рельефа, сочетавшего возвышенности и низменности. Склоны возвышенностей были гористы, а в низинах часто случались наводнения. Поэтому население предпочитало заниматься рыболовством и доставкой дров на пароходы [17, с. 100, 101].

Амурская область имела примерно такие же благоприятные для сельского хозяйства условия, что и Приморская, поэтому жители низовий притоков Амура занимались в основном хлебопашеством. Торговля здесь проходила на сельских ярмарках, где продукты крестьянского труда и скот обменивали на привозные фабричные товары.

Посев и сбор хлебов в Амурской и Приморской областях проводился практически в одно время. Период работ в полях крестьяне XIX в. называли страдой. Первая (или малая) страда начиналась весной (пахота и сев ярового поля). Она была гораздо легче второй (большой) страды, проходившей в июле и августе (сенокос, жнитво, пахота, засев озимых полей) [7, с. 107]. Сев в Амурской и Приморской областях продолжался с середины апреля до середины июня. Сначала сеяли ярицу, затем пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, потом лен и коноплю для продажи. Во время этой малой страды проходило немало сельских ярмарок, большая часть которых открывалась в мае, когда устанавливалась погода и дороги подсыхали после весенней распутицы. Тогда сельским жителям нужно было покупать продукты питания, запасы которых за зиму и весну истощались, а крестьянам - покупать для летних работ лошадей, семена, земледельческие орудия.

Второй подъем ярмарочной торговли наступал в конце июня и захватывал начало июля. Наступало «межипарье» [7, с. 107] - пора между весенними и летними полевыми работами, от конца посевов до начала сенокоса. «У крестьянина, который только что вспахал и засеял яровое поле, оставалось несколько дней относительно свободного времени перед сенокосом, начинавшимся по традиции после Петрова дня (29 июня)1» [8, с. 126]. На этих ярмарках земледельцы покупали косы и серпы, соленую рыбу и другие съестные припасы для сенокоса. В июне было выгодно покупать и лошадей, так как летом они находились на подножном корму. Из регулярных июньских скотных ярмарок (главнейшим предметом торговли на которых являлся скот - лошади, быки, коровы) Южно-Уссурийского округа (уезда) популярны были Осиновская и Григорьевская. Обе ярмарки получили свои названия от поселков, где они проходили (территория современного Михайловского района Приморского края). Осиновская ярмарка открывалась в день Троицы, Григорьевская - 29 июня. 12 июня в селе Успенское Иманского уезда проходила большая скотная ярмарка. В 1901 г. на нее привезли рогатого скота на сумму 58 800 руб. и лошадей на сумму 20 500 руб. [4, с. 119].

В июле и августе число сельскохозяйственных ярмарок уменьшалось, так как в деревне это была самая рабочая пора - большая страда: покос, жатва, молотьба. Жатва в земледельческих районах Приамурского генерал-губернаторства длилась с конца июля, весь август и заканчивалась в сентябре. В августе появлялись первые плоды крестьянских трудов, которые сбывали на ярмарках.

1 В скобках - даты по старому стилю.

В сентябре, пока осенняя распутица еще не наступила, ярмарочная торговля оживлялась. К этому времени основные сельскохозяйственные работы почти везде заканчивались, земледельцы собирали урожай и в обмен на него покупали необходимые товары. Местное население продавало на ярмарках рогатый скот на мясо, лошадей, хлеб (зерновые), овощи, овес, сено, лес, дрова, мед, домашнюю птицу, яйца, молочные продукты, рыбу, продукты охотничьего промысла, а покупало мануфактурные, бакалейные, скобяные товары, земледельческие орудия. С октября число сельских ярмарок начинало постепенно уменьшаться, а очередное оживление наступало зимой, в свободное от земледельческих работ время, -лучшую пору года для перевозок (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ярмарок по месяцам в Амурской и Приморской областях (начало XX в.)

Область Месяц

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Всего

Амурская 2 2 5 1 3 2 - - 1 1 3 - 20

Приморская 12 21 21 6 34 14 11 10 24 17 13 13 196

Всего 14 23 26 7 37 16 11 10 25 18 6 13 216

Примечание. Прочерк - ярмарки не проводились.

Таблица составлена по: [1, с. 121; 2, с. 113, 114; 6, с. 141; 9, с. 18; 10, с. 18; 11, с. 5; 13, с. 246; 16, с. 79-82].

Итак, мы убедились, что по месяцам ярмарки распределялись неравномерно. Самые «торговые» месяцы - май, март, сентябрь, февраль и октябрь, в отличие от апреля, августа, июля и января. По временам года ярмарки также распределялись неодинаково. Более половины их (59,7%) выпадало на весну и осень, когда сельскохозяйственных работ было относительно немного, а погода позволяла торговать на открытом воздухе. Меньше всего ярмарок (17,1%) в 1911-1913 гг. приходилось на лето.

Жизнь крестьян и казаков, селившихся в Приамурском крае, регламентировалась православной церковью, некоторые церковные праздники гармонично сочетались с веселыми торжищами. В тот или иной праздничный день запрещалось заниматься определенными видами сельских работ. Запрет вступал в силу накануне праздника, после захода солнца. В обязательные в такие дни гуляния, взаимные хождения в гости, веселье гармонично вписывались и ярмарочные торги. В православном календаре насчитывается 12 важных праздников, получивших название двунадесятых, к которым и приурочивали ярмарки. Некоторые из них имеют установленные даты, например Рождество 7 января (25) декабря, Крещение 19 (6) января, Сретение 15 (2) февраля и т.д. Каждая третья ярмарка в Приморской области выпадала на один из таких праздников, которые обычно отмечались в течение двух, иногда трех дней. Число ярмарок, проходивших в эти дни, оставалось практически неизменным (приблизительно в пределах 20-29%), но распределялись они крайне неравномерно, что объясняется циклом сельскохозяйственных работ и продолжительностью постов. Пост определяется православной церковью как время усердного обращения к Богу с покаянной молитвой, в это время необходим отказ от употребления скоромной пищи, шумных и веселых праздников. Поэтому, например, праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), отмечаемый в последнюю, самую строгую неделю Великого поста, не было ни одной ярмарки.

После Пасхи, что приходилась обычно на конец марта или апрель, шла целая череда больших церковных праздников вплоть до Петрова поста. Этот промежуток (почти 2 месяца) отмечался особыми торжествами. Много ярмарок выпадало на май и июнь, они приурочивались к Вознесению Господня, Преполовение Пятидесятницы и Духову дню, а также постоянным праздникам: Бориса и Глеба 15 (2) мая, Николая Чудотворца 22 (9) мая,

Константина и Елены 3 июня (21 мая) и т.д. С июля (1 июля - «лета макушка») все увеселения прекращались до конца сентября.

На день Преображения Господня 19 (6) августа выпадало меньше всего ярмарок, поскольку с 14 по 27 (с 1 по 14) августа продолжался Успенский пост. Ярмарок, состоявшихся

28 (15) августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, было больше, чем на Преображение, но меньше, чем в майские и июньские праздники.

Наиболее часто ярмарки в сентябре назначались в дни двух церковных праздников из двунадесятых - Рождество Пресвятой Богородицы 21 (8) сентября и Воздвижение Креста Господня 27 (14) сентября, а также на преставление Иоанна Богослова 9 октября (26 сентября). Относительно немного торгов проводилось в ноябре, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября). 24 декабря заканчивался Рождественский пост, и после Рождества, на Крещение и Сретение, устраивалась большая часть зимних ярмарок.

Всплеск ярмарочной торговли в марте приходился на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта). Это был последний двунадесятый праздник перед Пасхой, и хотя он выпадал на период Великого поста, ярмарки устраивались регулярно. Скорее всего, это объясняется тем, что он выпадал на первую половину весны, а к этому времени продуктовые запасы заканчивались, их нужно было пополнить до наступления бездорожья.

Законодательное регламентирование торговли также способствовало приурочиванию ярмарок именно к двунадесятым праздникам. Особенно почитаемые даты православного календаря и «табельные дни» (дни восшествия на престол Государя Императора и Коронации, дни рождений и тезоименитств Государя Императора, Государыни Императрицы и Государя Наследника Цесаревича) определялись постановлениями правительства как праздничные, в это время торговая деятельность в магазинах, торговых складах и конторах, на базарах регулировалась специальными правовыми нормами. Статья 9 утвержденного 15 ноября 1906 г. положения совета министров выделила около 30 таких праздничных дней. В соответствии с этим документом было принято местное «Обязательное постановление для жителей г. Владивостока, составленное Владивостокской Городской Думой», принятое 11 сентября 1908 г.: «... всякого рода торговые заведения должны быть закрыты 1 и 6 января, 2 февраля, 25 марта, 9 мая, 29 июня, 6, 15 и 29 августа, 8 и 14 сентября, 1 октября, 21 и 26 ноября, 6, 25, 26 и 27 декабря, в первые три дня Пасхи, в день Вознесения Господня, в день Сошествия Св. Духа, в пятницу и субботу на масляной неделе» (цит. по: [3, с. 32, 33]). Во все перечисленные праздники торговля могла происходить лишь в мясных, рыбных, овощных магазинах, фруктовых и молочных лавках, булочных и на базаре, но не свыше 5 часов в сутки. Любые виды торговли должны были быть прекращены в Новый год, первый день Пасхи, в дни Святой Троицы и Рождества. В этом постановлении не упоминалась ярмарочная торговля, следовательно, она могла производиться. Возможно, ярмарки были так популярны во время церковных и государственных праздников именно потому, что становились не только центром народного гулянья, но и единственным местом купли-продажи необходимых товаров и продуктов питания.

В Южно-Уссурийском уезде в 1909 г. состоялось 66 ярмарок [3, с. 11], из них 27 пришлось на упомянутые в документе 18 постоянных праздников, т.е. около половины всех ярмарок проводилось именно в те дни, когда ограничивались другие виды торговли. Данный пример не единичен. В 1914 г. в Иманском уезде прошло 125 ярмарок [15, с. 24-26], из них 45 пришлись на те же 18 дней. Немало ярмарок выпадало также и на переходящие праздники: так, в день Вознесения Господня в 1914 г. в Никольск-Уссурийском уезде прошло 6 ярмарок [15, с. 22-24], в Троицын день в Хабаровском уезде в 1909 г. проведены 2 ярмарки (из 10 за весь год) [14, с. 35], в 1914 г. 3 (из 23) [15, с. 26, 27]. В 1914 г. в Иманском уезде во время самого богатого на ярмарки сентября прошло 16 таких торгов [15, с. 24-26], а в течение одного только дня Троицы - 8.

Общая причина, определяющая проведение и сельскохозяйственных, и промысловых ярмарок, - состояние дорог. Начало открытия промысловых торгов зависело иногда

от того, в какое время года, в каком месяце и даже в каких числах традиционно проходила охота на пушного зверя и другие промыслы.

Чаще всего промысловые ярмарки проходили в конце зимы-начале весны, так как промысел соболя и других пушных зверей приходился на зиму. А на летних ярмарках продавались панты, так как добыча молодых, еще не окостеневших рогов изюбрей и пестрых оленей начиналась с конца мая и длилась до середины июля (лучшими считались панты изюбрей, убитых в конце июня). После окончания заготовки запасов кеты, «осенью, когда енот был жирен и неуклюж» [9, с. 25], у амурских и уссурийских гольдов начинался енотовый промысел. Шкуру и сало этого зверя продавали на немногочисленных осенних ярмарках.

Промысловыми ярмарками являлись Анадырская, Чукотская и Анюйская. Анадырская открывалась в феврале у р. Анадырь, Чукотская - в марте в устье р. Пенжина, а Анюйская - во второй половине марта в Колымском округе. Главным товаром и в то же время единицей обмена на них служила пушнина. Среди местных товаров, что шли в обмен на привозные, главными были мягкая рухлядь (меха соболей, черно-бурых и красных лисиц, голубых и белых песцов, выдр, волков, белок, горностаев) и моржовые клыки, общая стоимость которых примерно равнялась выручке от продажи всех привезенных мануфактурных и продуктовых товаров (табак, котлы медные, железные, бумажные изделия, оружие, порох, свинец, чай, сахар). Так, в феврале 1894 г. на Анадырскую ярмарку было привезено: 497 пудов табака, 133 ящика кирпичного и 28 пудов байхового чая, 192 пуда сахара, 113 кульков американской муки, 38 пудов риса, 28 пудов масла, мыла, свечей, конфет, пряников, 15 пудов пороха, 83 пуда котлов и чайников, 6911 аршин2 материи. Выменено на эти товары 149 шкур лисиц, 198 - речных бобров, 18 - выдр, 722 - песцов, 195 - горностаев, 11 - соболей, 173 - куниц, 40 - выхухолей, 3 670 - белок, 58 шкур белых и бурых медведей [11, с. 33].

Промысловые ярмарки проводились в другое время, нежели сельскохозяйственные. Больше всего промысловых торгов проходило в зимние месяцы и в начале весны, обычно в марте. В мае и августе их практически не было.

Таким образом, распределение ярмарок Приамурского края по месяцам и временам года, по времени их проведения и открытия не было случайным. Для удобства торговцев и покупателей при выборе времени учитывался целый ряд причин. Большинство сельскохозяйственных ярмарок проходили весной и осенью (май, март, сентябрь и октябрь), когда полевых работ было немного, они приурочивались к большим церковным праздникам. В отличие от них, промысловые ярмарки проводились, как правило, в конце зимы-начале весны и в середине лета (февраль, март и июль) - тогда, когда охотникам и рыболовам нужно было продать добытое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адрес-календарь и торгово-промышленный указатель Дальнего Востока и Спутник по Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю. Отд. 5, вып. 6. Иркутск, 1911.

2. Адрес-календарь и торгово-промышленный указатель Дальнего Востока и Спутник по Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю. Отд. 5, вып. 9. Владивосток, 1913.

3. Богданов Д. Путеводитель по Владивостоку и промыслы Приморской области, Камчатки и Сахалина. Владивосток, 1909.

4. Доклад экспедиции, командированной в мае-августе 1910 г. Управлением КВЖД для экономического обследования района Уссурийской железной дороги. Харбин, 1911.

5. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в.-февраль 1917 г.). М.: Наука, 1991. 471 с.

6. Материалы о положении и нуждах торговли и промышленности на Дальнем Востоке. Составил уполномоченный Министерства торговли и промышленности А.Н.Митинский. СПб., 1911.

7. Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 2. М., 1956. 576 с.

2 Пуд = 16,3 кг, аршин = 0,71 м.

8. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII в.-первой половине XIX в. Л.: Наука, 1981. 259 с.

9. Надаров И. Очерк современного состояния Северно-Уссурийского края. Владивосток, 1884. 39 с.

10. Обзор Амурской области за 1911 г. Благовещенск, 1912.

11. Обзор Приморской области за 1894 г. Владивосток, 1895. 51 с.

12. Обзор Приморской области за 1899 г. Владивосток, 1901. 96 с.

13. Памятная книжка Амурской области. 1911. Б.м.

14. Памятная книжка Приморской области на 1909-1910 гг. Владивосток, 1910.

15. Памятная книжка Приморской области на 1914 г. Владивосток, 1914.

16. Список населенных пунктов Приморской области, ярмарок и почтово-телеграфных учреждений, железнодорожных станций и волостных правлений, производящих почтовые операции. Владивосток, 1912.

17. Унтербергер П.Ф. Приамурский край. 1906-1910 гг. СПб., 1912. 428 с.

18. Щеглова Т.К. Ярмарочная торговля Алтайского округа в конце ХГХ-начале XX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып. 2. XVIII в.-1920-е гг.: сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 1997. С. 109-129.

Новые книги

Козлов A. Г. Магадан: возникновение, становление и развитие административного центра Дальстроя (1929-1945) / отв. ред. А.И.Лебединцев.

Kozlov A.G. Magadan: origin and development of administrative center of Dal’stroi in 1929-1945.

Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2007. - 306 с. - ISBN 978-5-94729-093-6

Северо-Восточный комплексный НИИ ДВО РАН 685000, Магадан, ул. Портовая, 16. Fax: (41322) 30051. E-mail: uchsecr@neisri.ru

Впервые на документальной основе сделано обобщающее исследование по истории возникновения, становления и развития Магадана более чем за 15-летний период его существования.

Источниковедческую основу исследования составляют подлинные документы и копии архивных фондов ГАМО, ЦХСД МО, ГАХК, ГАКО, НФ ГАХК, УФСБ МО и т.п., подавляющее большинство которых публикуется впервые. Таким образом, в научный оборот вводится систематизированный комплекс материалов, раскрывающих самые различные аспекты истории Магадана 1929-1945 гг., включая воспоминания ветеранов освоения Колымы, первостроителей административного центра Дальстроя.

Для историков-исследователей, научных работников, студентов и преподавателей исторических, гуманитарных факультетов, школ, краеведов и широкого круга читателей.

Ключевые слова: культбаза, Магадан, Охотско-Эвенский национальный округ, Даль-строй, Севвостлаг, Великая Отечественная война.

A generalized study оп the history of origin and development of Magadan during 15 years of its existence is presented for the first time.

Original documents of central and local archives, published for the first time in this paper, served as the data source for this study. Thus, systematized materials are used for scientific purpose. These data show various aspects of Magadan history in 1929-1945, including memoirs of veterans of Kolyma development, the first constructors of the administrative center of Dal’stroy.

For historians-researchers, scientific workers, students and teachers of schools, universities, for students of local low, and others.

Кеу words: cultbasa, Magadan, Okhotsk-Evensk national okrug, Dal ’stroy, Sevvostlag, Great Patriotic War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.