Научная статья на тему 'Sexual education in Russia and its perspectives'

Sexual education in Russia and its perspectives Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Krotin P. N., Kulikov A. M., Taenkova A. A., Kozhukhovskaya T. Yu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Sexual education in Russia and its perspectives»

отношения родителей к формированию здорового образа жизни среди детей, вовлечение различных слоев населения к обсуждению проблемы на новом уровне.

Статистические данные подтверждают эффективность проводимой в рамках проекта работы: первичная заболеваемость сифилисом среди молодежи 15—19 лет снизилась в 2003 году по сравнению с 1998 годом в пять раз, хламидиозом на 20%, гонореей в 2,5 раза, трихомонозом почти в два раза. Заболеваемость ВИЧ-СПИДом имеет в последние два года стойкую тенденцию к снижению, особенно среди наркоманов.

Аборты у несовершеннолетних (по данным дневного стационара Центра «Ювента») составляли в 1998 г. — 1549, в 2003 г. - 1092.

Литература

1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

2. Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.

3. Международная конференция по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.)

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

П.Н. Кротин, А.М. Куликов, А.А. Таенкова, Т.Ю. Кожуховская

Городской консультационно-диагностический центр «Ювента»

В последние годы в России все чаще стали обращаться к проблеме сохранения репродуктивного здоровья, поиска современных моделей оказания медико-социальных и образовательных услуг для формирования ответственного родительства и осознанного контрацептивного выбора, как резерва в сохранении репродуктивного здоровья и социальной составляющей национальной безопасности страны.

Проблема репродуктивного поведения приобрела в последнее время социальный характер. Возросла роль социально-экономических факторов, как причина нарушения здоровья подростков. Поведенческие установки подростков характеризуются увеличением у них дезадаптивных форм поведения, включая алкоголизацию, табакокурение. На возраст 15—19 лет приходится существенный подъем заболеваемости, в т.ч. социально-значимых заболеваний: наркомании, сифилиса, ВИЧ-инфекции и др.

В нашей стране недостаток информации и отсутствие у молодежи знаний, связанных с сексуальным поведением, делают проблематичным разработку конкретных мер по повышению мотивации к ответственному сексуальному поведению, принятию решений о репродуктивном и контрацептивном выборе. Очевиден недостаток подготовленных специалистов, как среди медиков, так и среди учителей и социальных педагогов, способных заниматься сексуальным образованием умеющим работать именно с подростками. По данным И.С. Савельевой (2001 г.) в 60% случаев занятия с подростками проводят неподготовленные кадры.

В соответствие с «Конвенцией о правах ребенка», «Платформы действий конференции по народонаселению и развитию» (Каир, 1994 г.), Четвертой Всемирной конференции по правам женщин (Пекин, 1995 г.) подписанных нашим государством, подростки имеют право на получение информации о своем взрослении, профилактике нежелательной беременности, планирования семьи, ИППП.

Анализируя источники, которыми пользуются подростки для получения знаний о своем взрослении, сексуальных отношениях, о профилактике нежелательной

беременности и ИППП, мы выявили, что они в большей степени отдают предпочтение в получении информации своим друзьям, средствам массовой информации, научно-популярной литературе, чем специалистам, медицинским работникам и педагогам, и уж совсем редко доверяют в таких деликатных вопросах своим родителям. Нет единой образовательной программы по подготовке к семейной жизни, зато хорошо работают уличные «университеты».

Однако если провести сравнительный анализ получения информации по годам (социологический опрос более 3000 подростков в ГКДЦ «Ювента»), то можно отметить тенденцию в изменении влияния источников информирования подростков по вопросам планирования семьи и сохранения своего репродуктивного здоровья. (Табл. 1)

Оценка молодыми людьми качества, проводимой в их учебном заведении работы по основам гигиены и здорового образа жизни практически не изменилась. Большинство опрошенных 68,5% в 1998 г. и 61% в 2002 г. сказали, что профилактическая работа проводится крайне редко или в неинтересной для них форме. Ответили, что

Таблица 1

Основные источники информации по планированию семьи среди подростков* (по годам)

Источники информации Года

1996 г. 1999 г. 2002 г.

Друзья, сверстники 74% 63% 52%

СМИ, научно-популярная литература 42% 23% 20%

Медицинские работники 3,4% 8% 11%

Педагоги, родители 14,3% 11,9% 6%

Информационные издания молодежных центров 13,8% 17,2% 21%

* при опросе можно было выбирать до 3-х источников

РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ КАК ВАЖНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИППП/СПИД

121

занятия проводятся, но не затрагивают лично их интересующие вопросы 28% в 1998 г. и 34% в 2002 г. Заявили об отсутствии таких занятий в учебном заведении 6,5% в 1998 г. и 3,5% в 2002 г. Полностью удовлетворены проводимой профилактической работой были лишь 1% подростков и молодежи в 1998 г. и 2,5% в 2002 г. Незначительное увеличение числа мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, гигиене в учебных заведениях не привело к повышению их качества с точки зрения молодых людей. Поэтому в дальнейшем ребята не хотят получать необходимые им знания по вопросам гигиены, здорового образа жизни и половых отношений в стенах своего учебного заведения.

При анкетировании в 1998 г. молодых людей, половина из них изъявляли желание посетить тренинги психолога, каждый третий с удовольствием пришел бы на тематические занятия специалиста по планированию семьи (гинеколога). Хотели позаниматься с наркологом и юристом по 22% молодежи. В 2002 г. нами отмечено повышение интереса со стороны подростков и молодежи к тематическим тренингам специалиста по планированию семьи (гинеколога). Количество желающих пройти обучение по планированию семьи, профилактике ВИЧ/СПИДа составило 78%.

В 1998 г. для многих молодых людей интерактивные формы проведения тематических занятий были не известны. Во время анкетирования было выяснено, что большинство подростков предпочитает получать информацию о своем здоровье в форме просмотра видеофильма с комментарием специалиста или в форме традиционной лекции. Так ответили 58% и 31% молодых людей соответственно. К занятиям в виде игр, тренингов, активных дискуссий молодые люди относились с настороженностью. Только 11% в 1998 г. хотели увидеть новые формы подачи материала. Во время сравнительного анализа анкет в 2002 г. на первое место в качестве желаемой формы проведения занятий подростки и молодежь поставили интерактивные формы, за них высказались 88% человек. Интерес к просмотру видеоматериала с комментарием специалиста проявили 8% молодежи. И только 4% респондентов предпочитают слушать традиционные лекции специалистов-профессионалов по интересующим их проблемам.

Особенно важна работа по подготовке общественных инструкторов из числа молодежных лидеров старшеклассников и студенческой молодежи (студенты вузов по специальности «социальная работа», «семейная медицина», «социальная педагогика», «психология», «менеджер»), т.к. она предусматривает решение сразу нескольких задач:

1.Получение собственных знаний и навыков по безопасному сексуальному поведению, формированию ответственного родительства.

2. Распространение полученных знаний в среде сверстников.

3. Вовлечение молодежи в общественно-активную жизнь общества.

4. Организация досуговой и временной занятости молодежи.

5. Возможность прохождения практики по специальности.

Реализуя эту модель, мы непосредственно участвуем в подготовке специалистов, в том числе и для молодежных медико-социальных служб, которые в будущем грамотно и осознанно будут формировать социальную политику в отношении сохранения репродуктивного здоровья и реализации репродуктивных прав населения, в первую очередь, подрастающего поколения. На основании проведенных социологических исследований и практической деятельности центра было установлено, что для эффективной работы с молодежью по сохранению репродуктивного здоровья и формирования контрацептивных установок необходимо:

1. Участие самой молодежи в разработке и апробации программ.

2. Диалог и сотрудничество с подростками.

3. Возрастная и половая адресность работы.

4. Дополнение медицинских программ психолого-социальными и социально-правовыми компонентами.

Обобщая предварительный опыт работы с подростками и молодежью, в 1998 году нами разработана, а в последующие годы апробирована и внедрена концептуальная модель работы по формированию здорового стиля жизни, ответственного партнерства и родительства (Рис. 1).

Характеристика модели:

1. Подростки и молодежь в периоде социальной адаптации, имеющие трудности самоопределения в новых социальных условиях, с низким уровнем информированности и мотивации в необходимости сохранения собственного здоровья, в том числе репродуктивного.

2. Участники программы — это подростки и молодежь, заинтересованные в приобретении системы знаний о здоровом образе жизни, планировании семьи, желающие овладеть навыками общения, принятия осознанных решений для профилактики кризисных ситуаций.

3. Общественные инструкторы — это группа специально подготовленных молодых лидеров, которые успешно овладели знаниями и навыками в вопросах профилактики социально рискованного поведения, пропаганды здорового образа жизни, ответственного партнерства и родительства, что позволяет им распрос-

Схема концептуальной модели работы с подростками и молодежью ("К" — репродукция)

транять среди сверстников полученные знания по принципу «равный обучает равного».

4. Организаторы — консультанты — это группа молодежи, из числа общественных инструкторов, проявивших организаторские способности, овладевшие дополнительными тренерско-педагогическими навыками и получившие свидетельство на право самостоятельно работать по авторским программам центра.

Представленная концептуальная модель не закрытая форма. Поэтапное обучение предполагает возможность вливания в процесс получения знаний на первых трех этапах процесса новых участников. При переходе с одного этапа на другой, количество участников программы постепенно уменьшается. Если после проведения массового мероприятия для молодежи количество, желающих стать участниками программы составляет в среднем 17%, то переходят со второго на третий и с третьего на четвертый этап 4,5% и 0,5% соответственно. Это объясняется тем, что многие молодые люди, прошедшие на втором этапе обучение по авторским программам центра, удовлетворяют свой интерес и получают необходимые им знания. Они оценивают их, как хорошие, но не осознают значимость полученной ими информации для общества, поэтому не видят смысла или желания в переходе на третий этап.

Подростки и молодежь, получившие звание общественного инструктора на третьем этапе, переходят на заключительный этап только после конкурсного отбора. Как правило, организаторами-консультантами становятся студенты вузов и ссузов (чаще гуманитарного профиля), работа которых будет связана с педагогической, социальной, юридической или медицинской деятельностью.

Процесс социального воспитания и санитарного просвещения по представленной модели носит непрерывный, саморазвивающийся характер с расширением диапазона распространения знаний в молодежной среде за счет вовлечения новых подростков и молодежи.

Анализ деятельности волонтерских групп ГКДЦ «Ювента» молодежного медико-социального центра Петроградского района Санкт-Петербурга убедительно доказал, что вся профилактическая и санитарно-просвети-тельская работа должна проводиться с помощью интерактивных методов, с активным участием молодежи в получении знаний по принципу «равный обучает равного». Использование концептуальной модели повышает уровень информированности молодых людей по проблемам здорового образа жизни и делает возможным изменение поведения, направленного на сохранение своего репродуктивного здоровья, а, также способствует становлению социальной зрелости молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.