Научная статья на тему 'Promoting sexual and reproductive Health in Sweden and the experience from ST Petersburg, Russia. An overview'

Promoting sexual and reproductive Health in Sweden and the experience from ST Petersburg, Russia. An overview Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Gustafsson Barbro

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Promoting sexual and reproductive Health in Sweden and the experience from ST Petersburg, Russia. An overview»

РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ КАК ВАЖНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИППП/СПИД

ПРОПАГАНДА СЕКСУАЛЬНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В ШВЕЦИИ И ОПЫТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (РОССИЯ). ОБЩИЙ ОБЗОР

Barbro Gustafsson. RN, ВА

Project manager Project «13 plus»

Введение

Дети и молодежь — будущее любого общества. Их здоровье и благополучие имеет большое значение для родителей, других взрослых и всего общества в целом. 1/5 населения земли или 1,2 миллиарда — это подростки, которые должны быть здоровыми, но зачастую подвергаются необдуманному риску. Не для кого не секрет, что этот мир не всегда является идеальным для подрастающего поколения. Большие усилия направлены на поддержание их здоровья и снижение факторов рисков.

Международные и национальные организации и комиссии, также как и некоммерческие организации (НКО), занимаются проблемами здоровья нации и благодаря коммуникационным технологиям сейчас нам легче объединять усилия и обмениваться результатами нашей работы. Метод конференции по-прежнему остается важным. Конференция — это, то место, где мы можем встречаться друг с другом, общаться и устанавливать контакты для дальнейшего сотрудничества.

В этой работе я концентрирую внимание на здоровье молодежи, и в особенности на том аспекте здоровья, который мы обычно называем сексуальным и репродуктивным здоровьем. Почему? Потому что мы не сможем создавать программы по профилактике ИППП или ВИЧ/СПИД, если не будем говорить о сексуальном и репродуктивном здоровье. Мы должны говорить о сексуальности, взаимоотношениях, безопасном сексе, о способах контрацепции и презервативах, иначе подростки не будут к нам прислушиваться.

Случается, что многие профилактические программы забывают о сексуальном и репродуктивном здоровье или говорят о нем, как о проблеме. Но в течение нескольких последних лет удалось достигнуть некоторого прогресса, и сейчас мы можем слышать из официальных источников, что сексуальность необходимо рассматривать как ресурс. Сексуальность должна рассматриваться не как что-то, чего надо бояться, а как нечто ценное в жизни, к чему необходимо относиться внимательно. Нравится нам это или нет, но молодые люди занимаются сексом, они учатся и экспериментируют. Нам нужно помнить, что мы все были молодыми, хотели влюбляться и влюблялись, переходили от платонической любви к флирту, поцелуям и ласкам, а затем и к половому акту. Каждое общество имеет свои собственные ценности, нормы сексуального поведения, ■ уровень рождаемости; и каждый из нас является представителем определенной модели воспитания, общества и обладает собственным опытом. Я процитирую доктора социологических наук и известного педагога в

области сексуального воспитания в Швеции Gisela Helmius, она говорит: «Там, где есть два человека, которые сексуально близки, и возникает общество».

Работа по пропаганде сексуального и репродуктивного здоровья предполагает как минимум два подхода. В рамках первого подхода, сексуальность рассматривается с позитивной точки зрения, как сексуальное наслаждение, эмоциональное единение, и изучается с гуманистических и образовательных позиций.

Второй подход предполагает профилактику и лечение заболеваний, это больше медицинский подход с акцентом на снижение уровня инфекций, передаваемых половым путем, и количества абортов. Этот подход применяется как при индивидуальной работе, так и при работе в группах повышенного риска. Оба подхода очень важны и необходимы, они должны дополнять друг друга. Многие статьи и руководства поддерживают оба подхода. Такие организации, как ВОЗ, ЮНИСЕФ, «Анти-СПИД», правительства стран, которые подписали Декларацию Северного Форума, и участвовали в декабре 2003 года в конференции Международного союза по борьбе с инфекциями, передаваемыми половым, понимают необходимость и важность пропаганды сексуального и репродуктивного здоровья среди молодежи. Они предлагают создавать в школах информационные центры для молодежи и проводить занятия по сексуальному образованию подростков. Я уверена, что не нужно много руководств или объяснений, что и как делать. Что нам на самом деле необходимо, это общение, удачные примеры, хорошая практика и обмен опытом.

Сейчас я остановлюсь на двух методах: молодежных клиниках и сексуальном образовании в школе, и процессе их становления в Шведском обществе.

Сексуальная политика в Швеции

Шведские нормы в отношении сексуальности должны обязательно рассматриваться в рамках исторического контекста. Публичные дискуссии на тему сексуальности начались примерно в 1880 году. Это было частью программы по превращению Швеции в современную страну и приближению к консервативным ценностям, таким как, например, повиновение церкви, или к старинным Викторианским строгим взглядам на сексуальность: «Нельзя заниматься сексом до замужества». Некоторыми из приверженцев этой программы были доктора, которые, благодаря своему научному авторитету, были способны справиться с этой важной задачей. Эти, своего рода, пионеры с огромным желанием объясняли, как простым людям, так и чиновникам, что

надо как-то пытаться бороться с высоким уровнем распространения такого заболевания, как сифилис, снижать количество нежелательных беременностей у незамужних женщин, бороться с нелегальными абортами, влекущими высокую смертность и риск самоубийства. Одно было ясно: «Контрацептивы должны быть доступны всем, а не только богатым людям». Также говорилось, что педагоги в школах должны разговаривать с детьми на тему сексуальности. Конечно, правительственные чиновники и церковь не сразу приняли этот радикальный подход к сексуальности, некоторых врачей даже посадили в тюрьму. Но со временем издавалось все больше законов, направленных на поддержание улучшения сексуального и репродуктивного здоровья нации. Другими словами, Шведское правительство брало и до сих пор берет на себя ответственность за сексуальное и репродуктивное здоровье своих граждан.

Сексуальное воспитание в школе

Сексуальное воспитание в школьной системе Швеции стало обязательным в 1955 году. С тех пор было много дебатов о его содержании, но не о его существовании. Все подростки в Швеции получают знания в этой области, а также информируются о том, как найти ближайшую к ним молодежную клинику. Раньше, сексуальное воспитание было направлено на пропаганду воздержания до того момента, пока человек не женится (выйдет замуж). Сегодня школа пытается подготовить молодых людей к сексуальной жизни, и педагоги более или менее научились интерактивным методам работы (в которых ученики активны и любые отношения и точки зрения рассматриваются и обсуждаются открыто). Можно выделить четыре основные цели: равенство полов (женская и мужская сексуальность), пропаганда здорового образа жизни (риск, безопасный секс), диалог с учениками (интерактивные занятия, влияние мнения ученика на содержание программы и используемые методы), фактические знания и теория (анатомия, физиология, аборты, ИППП, нормы, отношения и ценности, касающиеся гетеросексуальности, бисексуальности и гомосексуальности). Сексуальность и отношения не являются отдельным предметом, это включено во многие школьные предметы, например, биологию, историю. Отслеживание того, чтобы ученики в школе получали необходимые им знания с учетом их возраста и потребностей на протяжении всех лет обучения, является задачей директора школы. Ведомство образования Швеции выпускает необходимые материалы для оказания помощи педагогам в их деле.

Молодежные клиники в Швеции

Создание молодежных клиник изначально связано с профилактикой заболеваний и основано на профессиональном консультировании специалистами медицинской и социальной сфер. В них работают акушерки, социальные работники, доктора (гинекологи, венерологи или врачи общей практики), а иногда и психологи. Молодежные клиники являются своего рода малорен-

табельными организациями в системе здравоохранения, что иногда бывает очень выгодно. На их содержание не требуется много средств. В Швеции эти клиники ориентированы не на медицинское сообщество, а на общество в целрм.

Молодежные клиники стали создаваться в 1970-х гг. В 1975 году был издан новый закон об абортах, в котором говорилось, что женщине может быть сделан аборт по ее просьбе. В самом начале было сказано, что аборт не может рассматриваться как метод контрацепции. Шведское общество хотело иметь низкий уровень абортов, и особое значение предавало профессиональному консультированию молодых девушек по вопросам контрацепции. Были созданы специальные молодежные клиники. Сейчас в стране их насчитывается около 200. Только в округе Стокгольм их насчитывается около 40. Когда стало известно, что хламидиоз, являющийся самой распространенной ИППП в Швеции, можно диагностировать и лечить, молодежные клиники превратились в основные и самые надежные места, где можно было сдать анализы и пройти курс лечения. Работники этих клиник выдают презервативы бесплатно, противозачаточные таблетки тоже могут быть бесплатными или

рождаемость аборты

3500 -

3000 -

2500 -

2000 -

1500 -

1000 - И

500 -

0 1

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Рис.1 Уровень абортов и уровень рождаемости среди подростков 15-17 лет 1995-2002 гг.

(Источник: National Board of Health and Social Security, EpC, Sweden 2002)

Сексуальное воспитание в школе Молодежные клиники

Пропаганда здорового образа жизни Профилактика заболеваний (первичная профилактика) Лечение (вторичная профилактика)

Образовательный подход Медицинский подход

«Против течения» «По течению»

Социальные структуры Позитивизм

Рис. 2. Теоретические основы воздействия

(Источник: Anna Jansson, master programme April 2003, Karolinska Institute, Sweden)

РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ КАК ВАЖНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИППП/СПИД

117

проходить по правительственным программам субсидирования. Презервативы также распространяются в молодежной среде через школы.

Молодежные клиники - это то место, куда молодые люди, как юноши, так и девушки, в возрасте 15-23 лет, приходят для получения консультаций в вопросах контрацепции, обследования и лечения ИППП, абортов, при возникновении проблем дома и в школе и другим личным проблемам, а также для получения дополнительной информации о сексуальном и репродуктивном здоровье. Знания, полученные здесь, являются хорошим дополнением к занятиям по сексуальному воспитанию, которые даются в школе. Большинство нуждающихся в совете молодые женщины, но в последнее время в эти клиники начали приходить и юноши.

Что же говорят сами подростки? По итогам недавнего исследования, проведенного в Западной Швеции, можно констатировать факт: то, что делают молодежные клиники, считается очень важным. Они имеют: 1) время; 2) сотрудников, которые могут провести осмотр и выслушать, обращаются с подростком как с личностью, а не как с клиническим случаем, и с такими специалистами легко общаться - подростку достаточно прийти и сказать: «Я хочу поговорить». Найти общей язык особенно важно, так как в остальных медицинских учреждениях совершенно иная стратегия. Посещение практикующего врача или женской консультации настоящий шок для подростка. Персоналу молодежных клиник, необходимо использовать комплексный подход к подрастающему поколению, понимание того, что не нужно делить подростков на хороших и плохих, и осознавать, что входным билетом в молодёжную клинику является сам подросток.

Клиники «Сезам» (SESAM)

Молодежные клиники являются частью системы здравоохранения, и время от времени врачам этих клиник приходится направлять пациентов к специалистам. Это могут быть молодые люди с диагнозом гонореи, например, нуждающиеся в консультации специалиста, о том какие антибиотики нужно применять, а также по вопросам ВИЧ-инфекций, сложных случаев уведомления партнера, подбора оптимального вида контрацепции и это лишь немногое.

В Стокгольме мы построили специальные клиники, где работают специалисты — они получили название клиники «Сезам», что является аббревиатурой шведских слов «Секс и личные взаимоотношения», а если дословно перевести с английского — клиники сексуального здоровья.

В этих клиниках работают венерологи, гинекологи, акушеры и социальные работники. Клиники «Сезам» имеют статус информационных центров в системе здравоохранения и выполняют образовательную функцию для молодежных клиник и практикующих врачей. Ими проводится много разнообразных семинаров для врачей и молодежных клиник, на которых сообщается о последних достижениях в их сфере деятельности.

Последствия

Говоря в цифрах об ИППП, ВИЧ/СПИД, я обращусь к предыдущим докладчикам.

Показатель фертильности все еще находится на приемлемом уровне, несмотря на повышенное количество абортов среди молодых женщин.

Является ли эта более или менее обнадеживающая ситуация результатом принятых законов или медицинских вмешательств в молодежных клиниках, или результатом пропаганды здоровья, такой как, например, сексуальное воспитание в школах, или бесплатные презервативы — трудно сказать. Как я сказала в начале, оба эти аспекта программы необходимы, и ошибаются те, кто говорят, что один из методов лучше другого, так как доказать это научно нельзя.

Теоретические основы

Сегодня всем известно, что медицина сама по себе не в состоянии устранить такие унизительные социальные условия жизни людей, как бедность и безработица. Улучшение жизненных условий обычно является синонимом улучшения состояния здоровья, но это также обозначает, что могут возникнуть и новые проблемы со здоровьем, многие из которых обуславливаются так называемым современным стилем жизни. Ученые в рамках каждой отрасли науки, связанной со здоровьем нации, акцентируют внимание на том, что к проблемам здоровья нужно теоретически подходить с позиций медицины, социологии и образования, в дополнение к важным политическим решениям. Нижеприведенная схема является попыткой иллюстрировать теоретические основы воздействия, такие как сексуальное воспитание в школах и работа молодежных клиник.

Опыт Санкт-Петербурга

Шведскую модель молодежных клиник начали применять за рубежом. Следующие докладчики, профессор Павел Кротин и доктор Наталья Воробьева, представят свое видение этой совместной работы. Все началось в 1996 году, когда Павел Кротин и профессор Анатолий Симаходский приехали в Стокгольм и начали поиск партнеров в области профилактики сексуального и репродуктивного здоровья в молодежной среде. Мне предложили должность менеджера проекта и через два года мы смогли, благодаря преданным делу российским врачам, открыть две клиники. Не для кого не новость, что в то время одна клиника, «Ювента», уже существовала, но требовалось большее количество клиник. Мы назвали первый проект — «Проект 13», и после успешной работы этих двух клиник, специалисты из России приехали к нам снова и предложили дальнейшее сотрудничество. Так появился новый «Проект 13 плюс», благодаря которому были открыты еще 4 клиники. Сегодня Управление здравоохранением Российской Федерации работает самостоятельно, и открыто 10 клиник. Но до сих пор есть потребность в большем количестве подобных заведений. Управление Здраво-

охранением Российской Федерации имеет соглашение, в котором указано, что молодежные клиники должны быть частью системы здравоохранения. Ежегодно в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования проводится академический двухнедельный курс для работников молодежных клиник, программа которого одобрена в Москве.

Сексуальное воспитание в российских школах — предмет особый. «Проекту 13 плюс» удалось сделать своим партнером комитет по образованию Санкт-Петербурга, что обозначает разрешение и согласие на организацию, и проведение курсов (основного и методического) для педагогов школ. Шведская модель сексуального воспитания в школе может быть использована для анализа и для взаимного обмена опытом.

Выводы

Как истинная шведка, я уверена, что и сексуальное воспитание в школе, и доступность молодежных клиник являются важными методами профилактики

ИППП, ВИЧ/СПИД и нежелательной беременности. Пропаганда сексуального и репродуктивного здоровья имеет огромное значение для молодого поколения, знание — это власть, власть над твоей собственной жизнью, молодые люди имеют право на знание и на хорошее образование, консультирование и лечение.

Литература

1. An Analysis of «Project 13 plus» To prevent sexually transmitted infections including HIV/ids and unwanted pregnancies among young people in St Petersburg. Anna Jansson, Programme Master in Public Health, Karolinska Institute, Sweden. April 2003

2. Teenage Sexual and Reproductive Behavior in Developed Countries. Country report for Sweden. Maria Danielsson, Christina Rogala, Kajsa Sundstrom. Occasional Report NR 7 November 2001. The Alan Guttmacher Institute, New York, USA.

3. Theory in a Nutshell. A Guide to Health Promotion Theory. Don Nutbeam and Elisabeth Harris, the McGraw-Hill Companies, Inc. Australia 1999

4. Young people and HIV/Aids: Opportunity in Crisis. UNICEF 2002.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СОВМЕСТНОМ РОССИЙСКО-ШВЕДСКОМ ПРОЕКТЕ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВИЧ/СПИДА, И НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, РОССИЯ, 2001-2004 ГГ.»)

A.C. Симаходский, H.A. Воробьева, Т.Ю. Кожуховская, Л.П. Симбирцева

Санкт-Петербург

Одной из приоритетных задач отечественной системы здравоохранения является формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц.

В марте 2001 г. на заседании расширенной коллегии Минздрава России в соответствии со стратегическим планом мероприятий развития отрасли получает развитие важнейшее направление деятельности: переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.

И здесь на первый план выходит работа с молодежью, т.к. в основном в подростковом возрасте формируется образ жизни, сексуальное поведение, закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Именно в этом возрасте, и особенно в связи с ранним началом половой жизни, чаще вне брака, резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность.

Концепция охраны здоровья граждан РФ (концепция охрана здоровья здоровых) отмечает, что молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе.

Для этого среди прочих рекомендуются следующие мероприятия:

— внедрение современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в обществе в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения;

— разработка образовательного стандарта и подготовки медицинского персонала по охране здоровья здоровых, а также разработка учебно-методических пособий для общеобразовательных учебных заведений по укреплению здоровья, здоровому образу жизни, профилактике социально значимых заболеваний, отказа от вредных привычек.

Очень важно при реализации данных мероприятий учитывать запрос самих подростков: молодые люди ценят свою личную жизнь, самобытность и право принимать самостоятельно касающиеся их решения на основе полученной ими правильной и достоверной информации. Иными словами, ведя просветительскую работу, мы должны уважать молодежь, принимать её такой, какая она есть и наделять соответствующими возможностями и полномочиями.

Этих принципов мы и старались придерживаться, работая в совместном Российско-Шведском «проекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.