Е.А. Артамонова
Государственный институт искусствознания
Москва, Россия
СЕВИЛЬСКИЙ ДРАМАТУРГ ХУАН ДЕ ЛА КУЭВА: МАТЕРИАЛЫ К ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ
Аннотация:
В данной статье представлены материалы к творческой биографии севильского драматурга Хуана де ла Куэвы. В истории испанской литературы и театра его биография долгое время оставалась малоизученной. Благодаря созданию цифровых архивов библиотек в настоящее время представляется уникальная возможность реконструкции отдельных фактов биографии Хуана де ла Куэвы и определения роли творчества в жизни испанских драматургов XVI в. в целом.
Ключевые слова: испанский театр XVI века, театральная культура Севильи, испанская драматургия, Хуан де ла Куэва.
E. Artamonova
State Institute for Art Studies Moscow, Russia
SEVILLIAN DRAMATIST JUAN DE LA CUEVA: MATERIALS FOR AN ARTISTIC BIOGRAPHY
Abstract:
This article lays out a set of materials about the life and work of a Sevil-lian dramatist Juan de la Cueva. In the history of the Spanish literature and theatre the name of this author has remained in oblivion for a very long time. Nowadays, thanks to digital conversion technology and the introduction of electronic library indexes one has an unparalleled possibility to reconstruct a number of important facts in the biography of a certain author. In this way we can both determine the contribution of Juan de la Cuevas to the Spanish theatre and literature and define his role in their development
Key words: Spanish theatre of the XVI century, performance culture of Seville, Spanish drama, Juan de la Cueva.
В истории испанской литературы и театра XVI века наряду с хорошо изученными писателями и драматургами, такими как Лопе де Вега, Сервантес, Хуан Энсина, Лопе де Руэда, Педро Кальдерон, Тирсо де Молина, есть целый ряд авторов, среди которых, например, Хуана Инесс де ла Круус или Хуан де ла Куэва, чье творчество требует пристального внимания современных историков театра и филологов.
Проблема «белых пятен» в истории испанской литературы и театра отчасти связана с тем, что система собирания рукописей, находившихся в частных коллекциях, начала складываться относительно недавно, в начале XX века, что затрудняет доступ к ним исследователей1. Для того чтобы заниматься комплексным анализом произведений литературы, испанские ученые организуют небольшие исследовательские группы. Например, группа ученых «Ларанья» под руководством профессора севильского университета Висенте Лео Каналя работает с 2011 года непосредственно в архивах и занимается поиском и изучением документов, касающихся литературных связей между Испанией и Латинской Америкой в XVI веке.
Интерес к творчеству Хуана де ла Куэвы возник в конце XIX века, когда шведский фонетист и лингвист Ф. Вульф прибыл в Севилью с целью найти в Библиотеке Капитула Севиль-ского собора запись о рождении Хуана де ла Куэвы и разобраться, сколько произведений автора сохранилось на тот момент. Как оказалось, имя и фамилия писателя были одними из самых распространенных в Севилье XVI века и найти нужную запись исследователю так и не удалось, несмотря на то, что полнота и целостность документов в то время была гораздо лучше, чем сейчас из-за специфических свойств чернил, которые со временем рассыпаются [5, 52]. В начале XX века к поиску сведений о таинственном авторе подключились историки театра и литературы.
1 Так, благодаря командировке, организованной Государственным институтом искусствознания в Севилью, автору статьи удалось поработать в Муниципальном городском архиве и библиотеке Севильского университета, приблизившись к разгадке одной из самых загадочных страниц в истории испанского театра, связанной с личностью севильского поэта и драматурга XVI в. Хуана де ла Куэвы.
Постепенно в начале XX века началась подготовка к переизданию комедий и трагедий Хуана де ла Куэвы. Первая часть комедий и трагедий вышла в свет в 1917 году с предисловием филолога Ф. Исаака, ярко описывающего загадочную личность поэта и поднимающего проблему изучения творческого наследия автора [8]. Лишь несколько раз в течение ХХ века Хуан де ла Куэва был удостоен внимания исследователей, посвятивших ему небольшие монографии. Среди них стоит отметить работу американского исследователя Дж. Сперандео, написавшего в 1931 году дипломную работу «Некоторые аспекты драматических произведений Хуана де ла Куэвы» в университете Северной Каролины [15]. В отечественном театроведении личность Куэвы также не осталась незамеченной: филолог Д. Петров в 1901 году по результатам работы в архивах опубликовал двухтомную монографию «Заметки по истории староиспанской комедии» [2]. Автор поставил перед собой цель показать зарождение испанской комедии до появления Лопе де Веги, и в числе драматургов, повлиявших на золотой век испанского театра, он отметил творчество Хуна де ла Куэвы, кратко представил биографические данные и ярко пересказал некоторые его произведения. Вслед за Д. Петровым еще один исследователь испанского театра С. Игнатов в 1939 году в книге «Испанский театр XVI—XVII веков» обратил внимание на севильского поэта как на представителя национального театра [1].
Очередная вспышка интереса к жизни и творчеству Хуана де ла Куэвы возникла во второй половине XX века. В университете Дьюка в 1970 году филолог Дж. Батл опубликовал диссертацию «Драматическое единство в комедиях Хуана де ла Куэвы» [4], а три года спустя в Нью-Йорке появилась одна из самых интересных работ о творчестве Куэвы американского театроведа Ричарда Ф. Гленна «Хуан де ла Куэва», являющаяся основополагающей при изучении произведений писателя [11].
В 1991 году испанский филолог Х. Себриан опубликовал монографию «Исследование творчества Хуана де ла Куэвы», в которой восстановил факты биографии писателя, опираясь не только на все известные произведения автора, но и на архивные документы прихода Святой Каталины в Севилье, Библиотеку Колумба и Библиотеку городского совета [5].
В середине 90-х годов XX века было опубликовано фундаментальное исследование отечественного историка испанского театра В. Силюнаса «Испанский театр XVI—XVII веков. От истоков до вершин», где творчество Куэвы рассматривается в отдельной главе «Канун золотого века» наряду с наследием таких писателей, как Вируэс и Рей де Артьеда [3]. Таким образом, подчеркивалось значение творчества Хуана де ла Куэвы для дальнейшего развития испанского театра.
Все исследования объединяет одна идея — неразгаданность личности Хуана де ла Куэвы и неизученность его роли в истории становления испанской литературы и театра XVI века. Каждый автор начинает монографию с панегирика Куэве и отмечает большие трудности, связанные с реконструкцией фактов его биографии. Только в 1991 году многие произведения Куэвы, находившиеся долгое время в разных уголках Испании и Латинской Америки, перешли из частных коллекций в библиотеки. Они ждут своего часа для публикации. Одно из открытий недавнего времени — найденная рукопись 1582 года «Переводы с латинского на испанский и другие вещи», которая долгие годы хранилась в частной коллекции в Венесуэле. Рукопись находится на стадии изучения, поэтому на данный момент сложно сказать, какие конкретно произведения туда входят.
Таким образом, будем надеяться, что в скором будущем ученые проанализируют наследие, остававшееся столько лет в забвении, а пока обратимся к установленным на данный момент фактам биографии Хуана де ла Куэвы.
Согласно записям приходской книги церкви Святой Каталины в Севилье, Хуан де ла Куэва родился 23 октября 1543 года в семье врача Мартина Лопеса и доньи Хуаны де лас Куэвас. Он был восьмым ребенком, не считая брата Клавдия и шести сестер: Беатрис, Анны, Изабель, Николасии, Франсиски и Хуаны. Все сестры успешно вышли замуж за состоятельных севильцев, тем самым укрепив положение семьи в обществе. Так, мужем Анны стал главный придворный медик Педро Вердуро, его брат Санчо, секретарь Королевского совета, женился на Хуане, а один из самых богатых севильцев Алонсо Инфанте взял в жены Беатрис.
Следует отметить, что значительные семейные связи и наличие множества однофамильцев всегда играло положительную
роль в биографии родственников писателя [5, 52]. Благодаря автобиографической поэме «История семьи Хуана де ла Куэвы» исследователи реконструировали генеалогическое древо, согласно которому корни семьи восходят к королю Генриху IV, правителю Кастилии. Все родственники относились к привилегированному классу и получали достойное образование [5, 93].
Хуан де ла Куэва учился в специализированной школе Гуманитарных наук и грамматики святого Томбсa, основанной в Севилье знаменитым испанским поэтом Хуаном де Маль Ларой. Школа располагалась в его собственном доме. В школе изучали такие предметы, как грамматика, логика, риторика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия. Основной уклон школы Гуманитарных наук был направлен на филологию. Главной идеей обучения было не создание строгой академической атмосферы и не приверженность строгим правилам. Маль Лара организовал в школе специальный «мусейон» — комнату для встреч учеников и чтения стихов, украшенную копиями античных статуй и любимыми предметами учеников, которые они приносили из дома. Это было довольно смелым нововведением для системы образования в Испании XVI века.
Согласно воспоминаниям Маль Лары, Хуан занимался изучением латинской поэзии, переводил с латыни и подражал классикам, был поклонником Петрарки, Тибулла и Овидия. Первые литературные упражнения были связаны с латинскими переводами и любовными стихами, посвященными Фелипе де ла Пас, которую Хуан, согласно преданию, встретил в процессии на праздник Тела Господня и полюбил. Куэва довольно часто на протяжении десяти лет в своих сонетах обращался к донье Фе-липе, иногда называя ее Фелицией2. Однако установить, была ли она реальной девушкой или вымышленным персонажем, не представляется возможным. Филолог Гильермо Гросетти считает, что дама сердца была просто выдумкой Куэвы и подражанием его любимому поэту Петрарке [5, 50].
2 Хосе Себриан нашел в приходской книге церкви Святой Каталины, той самой, где был крещен Хуан, запись о бракосочетании Хорхе де ла Куэвы — сына врача полного однофамильца Хуана де ла Куэвы, с Анной де ла Пас 28 марта 1550 г.
Значительную роль в судьбе Хуана де ла Куэвы сыграл его младший брат Клавдий. Будучи на восемь лет моложе, Клавдий закончил колледж Санта Марии де Хесус в Севилье и юридический факультет университета Саламанки, получив ученую степень бакалавра. Оба брата мечтали сделать карьеру в колониях Новой Испании, что в то время было весьма престижным. Подобного рода желание подкреплялось романтическими мифами поэтов и хронистов, еще с начала Конкисты искусно переплетавших достоверную информацию с элементами художественного вымысла.
В 1574 году Клавдий и Хуан отправились из Севильи в Новую Испанию. Испанские колонии в Латинской Америке к тому времени были поделены на два вице-королевства: Новая Испания (Гвадалахара, Мехико, Санто Доминго) и Перу (Панама, Санта Фе де Богота, Кито, Лима, Чаркас, Чили, часть территории Аргентины и Бразилии). Во главе каждого королевства находился вице-король, обладавший широкими полномочиями. Испанский монарх назначал его из числа аристократов и служителей церкви. Каждое из королевств было поделено на провинции, возглавляемые губернатором. Кроме того, существовала трехступенчатая система контроля управлением колониями. Все местные органы власти подчинялись королю Испании, на местах контроль осуществляли судебно-административные органы — аудиенции, о деятельности которых регулярно докладывали ревизоры3.
Во второй трети XVI века был разработан механизм назначения на должность инквизиторов. Губернатор оповещал о вакантной должности и собирал списки кандидатов с необходимой репутацией. Избранный на должность кандидат утверждался членами Королевского Высшего совета по делам Индий, располагавшегося в Севилье4. Инквизиторы служили при храмах, выполняя самый широкий круг обязанностей, среди которых главным было распространение католичества, и до королевского запрета о неприкосновенности индейцев в 1575 году над ними чинили кровавую расправу.
3 История Испании: С древнейших времен до конца XVII века. М., 2012. Т 1. С. 525
4 Индиями в Испании с давних времен называют Латинскую Америку.
Клавдий получил должность клирика в кафедральном соборе города Мехико, чем занимался в это время Хуан — неизвестно. В начале карьера Клавдия складывалась вполне удачно, но вскоре о нем стали отзываться как о слишком амбициозном клирике и спорщике. В результате, в обход процедуры согласования о снятии с должности с королем, капитул Кафедрального собора Мехико принял решение о разжаловании Клавдия с должности клирика до снабженца собора. Главным аргументом капитула, которому пришлось письменно объяснить причины своего решения, был слишком юный возраст Клавдия и несоответствие его уровня образования занимаемой должности, то есть речь шла о поддельном дипломе бакалавра.
Впрочем, достоверность данных сведений многие ученые ставят под сомнение из-за расхождения хроник, которые вели специально назначенные историки, с записями ревизоров и частной перепиской [5, 23]. Конфликт с местными органами управления колониями мог быть разрешен единственным способом — личной встречей с королем, что было весьма непростой задачей. Забегая вперед, надо отметить, что переписка с двором затянулась на долгие-долгие годы, однако по неизвестным причинам Клавдий продолжал нести службу в Кафедральном соборе еще восемь лет.
В то время как Клавдий пытался отстаивать право на занимаемую должность, Хуан продолжил литературные упражнения, начатые еще в школе Маль Лары. В течение всего времени пребывания в Мехико он написал несколько поэм и сонетов, один из которых — сонет 59, посвятил своему брату. В нем он впервые признался, что скучает по родине. Одновременно Хуан начал работать над циклом стихов о прекрасной даме.
Можно сделать предположение, что Хуан де ла Куэва оказался перед непростым выбором: отдать предпочтение весьма прибыльной в те времена карьере инквизитора или продолжать занятия поэзией и литературой, не обещавшие ровным счетом ничего.
Когда в Мехико начались гонения на брата, Хуан увидел «обратную» сторону вроде бы удачной на первый взгляд карьеры инквизитора, сопровождавшейся многочисленными сплетнями и доносами. Кроме того, довольно сильное впечатление на Куэву,
исходя из поэтических произведений, оказывали аутодафе — представления на сюжеты библейской истории, которые организовывали инквизиторы для оглашения приговора заключенным. До сих пор остается неизвестным, принимал ли участие Хуан де ла Куэва или его брат в аутодафе?
Доподлинно известно, что Хуан де ла Куэва в конце 70-х годов покинул Новую Испанию и в период с 1577-го по 1586 год находился в Севилье, где занимался литературой, а в 1587 году вместе с братом Клавдием, получившим новое назначение на должность инквизитора, отправился на Канарские острова. К этому моменту Клавдий уже добился личной аудиенции у короля и разрешил проблемы, преследовавшие его в Мехико. Однако и во второй раз Хуану де ла Куэве не пришлась по нраву жизнь в новом городе.
Клавдий служил инквизитором Канарских островов до 1606 года, пока его не назначили инквизитором Лимы — вице-коро-левства Перу. Занимать два поста сразу было невозможно, поэтому, известив о данной проблеме управление колониями, он получил должность судьи в испанском городе Куэнке. Братья незамедлительно отправились в Куэнку.
О времени пребывания братьев в Куэнке сведений не сохранилось. После смерти Клавдия в 1611 году Хуан де ла Куэва переехал из Куэнки в Гранаду, где умер при невыясненных обстоятельствах в октябре 1612 года в возрасте 69-ти лет.
Таковы основные вехи биографии Хуана де ла Куэвы, влиявшие на его творчество на протяжении всей жизни. Поняв, что сочинение произведений приносит радость, Куэва начал более усердно заниматься поэзией. В 1577 г. он вернулся в Севилью вместе с флотом под командованием адмирала Антонио Ман-рике, которому позднее посвятил один из своих сонетов. Вскоре после того, как он покинул Мехико, вышел первый сборник его стихов под названием «Цветы поэзии».
Параллельно с работой над стихами Хуан де ла Куэва обратился к драматургии. Возможно, на это повлияло всеобщее увлечение севильцев театром. В Севилье XVI века регулярно проходили праздничные религиозные процессии, показывали представления бродячие труппы итальянских актеров под руководством знаменитого Альберто Назелли, стали появляться и ис-
панские профессиональные труппы под руководством Лопе де Руэды, активно ставили спектакли школьные театры, постепенно складывалась сеть постоянных театров — корралей, где можно было увидеть комедии и трагедии разных авторов. Театральная жизнь в Севилье буквально кипела.
Для того чтобы влиться в театральный процесс необходимо было учитывать интересы общества, а оно в свою очередь переживало всеобщее увлечение наукой, в особенности историей. По приказу Филиппа II организовывались экспедиции в Новый свет и по территории Испании. Издавалась личная переписка знатных особ, доклады и комментарии хронистов о положении дел в разных регионах страны, о современных и прошедших событиях. Вот почему основным источником для своих комедий и трагедий Хуан де ла Куэвы выбирал именно исторические события, интересные и актуальные для современников, за что историки театра в XX веке назовут его первым автором национальной драматургии [8].
В период с 1579-го по 1583 год комедии и трагедии Хуана де ла Куэвы были представлены разными труппами в лучших кор-ралях города Севильи: коррале Доньи Эльвиры, коррале Дона Хуана и коррале Атарасан. Эти произведения были опубликованы в 1583 году под заглавием «Первая часть трагедий и комедий Хуана де Ла Куэвы» в книге, состоявшей из 14 пьес5.
В испанском театроведении принято делить пьесы Куэвы, вошедшие в «Первую часть», на четыре группы:
1) пьесы на сюжет римской истории: «Трагедия о смерти Аякса Теламонида», «Освобождение Рима Муцием Сцеволой», «Трагедия о смерти Виргинии и Аппия Клавдия», «Трагедия о принце-тиране»;
2) пьесы на сюжет национальной истории: «Трагедия семи инфантов Лары», «Смерть короля дона Санчо и обвинение города Саморы», «Освобождение Испании Бернардо дель Карпио»;
3) пьеса на сюжет современной истории: «Разграбление Рима и смерть Борбона, коронация нашего великого императора Карла V»;
5 Primera parte de las Comedias y Tragedias de Juan de la Cueva, Andrea Pes-cioni, 1583.
4) бытовые пьесы: «Завоевания Арселины», «Старый влюбленный» и «Бесчестный» [12].
Однако надо заметить, что в классификации такого рода в группу пьес на сюжет современной истории входит всего одна пьеса — «Комедия о разграблении Рима».
Французская исследовательница творчества Куэвы Н. Ли в статье «Язык ужаса в театре Хуана де ла Куэвы» выдвинула гипотезу о том, что все пьесы автора направлены исключительно на устрашение зрителя и поэтому относительно всех драматических произведений можно ввести новый термин: «театр ужаса» [14]. Испанские исследователи Э. Херменегильдо и Р. Флорди поддержали это утверждение.
Под словом «ужас» подразумевается не только частота употребления самого слова в текстах пьес, но господствующее в них физическое ощущение страха, удручающая моральная атмосфера. Нельзя не согласиться с данной точкой зрения, особенно если брать во внимание произведения, написанные на исторический сюжет. Плач римлянок над разоренным городом в «Разграблении Рима», сжигание руки Муция Сцеволы над живым пламенем в комедии «Освобождение Рима Муцием Сцеволой», демонстрация отцу семи голов инфантов Лары в «Трагедии семи инфантов Лары», убийство Виргинием своей дочери ради спасения ее чести «Трагедии о смерти Виргинии и Аппия Клавдия», не считая ярких сцен баталий в каждой трагедии и комедии, которые несколько раз повторяются на протяжении всей пьесы в «словесной декорации». Комедии и трагедии на исторические сюжеты заканчиваются панегириком непобедимой испанской армии и хвалебными речами в адрес короля.
Взяв за основу события истории, Хуан де ла Куэва пытался не только воздействовать на зрителей с эмоциональной точки зрения, но и подвести их к сопоставлению происходящего на сцене с современной ситуацией. Например, напоминание о блистательных победах испанской армии должно было воодушевлять, усиливать чувство патриотизма.
Также немаловажной деталью в каждой пьесе Куэвы являются сцены суда, как небесного, так и земного. В этом просматривается влияние эпохи, когда активно привлекали судебную практику для решения спорных вопросов. Почти в каждом
произведении конфликт доходит либо до народного суда, как в «Освобождении Испании Бернардо дель Карпио», либо до суда в юридической инстанции в «Трагедии о смерти Виргинии и Аппия Клавдия», либо до призыва на помощь высших сил, как в комедии «Старый влюбленный».
Хуан де ла Куэва в своих комедиях и трагедиях не раз обращался к Риму и римской истории, чему способствовало влияние традиции гуманизма и увлечение античностью в школьные годы, привитое Маль Ларой.
С правлением Филиппа II исследователи часто связывают две различные по жанру пьесы Куэвы — «Трагедию о принце-тиране» и «Комедию о принце-тиране», объединенные одним главным героем. Надо отметить, что тема политических аллюзий применительно к произведениям эпохи Филиппа II в последнее время стала весьма распространена среди исследователей всего мира6.
Не пересказывая подробно довольно сложный сюжет, лежащий в основе двух пьес, то ли придуманный автором, то ли позаимствованный из хроник того времени, отметим, что основное действие «Комедии о принце-тиране» сводится к конфликту между членами королевской семьи, в результате которого отец заключает сына, будущего наследника престола, в тюрьму за убийство родной сестры. Члены королевского совета пытаются вызволить пленника, приводя аргументы о необходимости престолонаследия. В конце комедии король освобождает сына и отказывается от престола в его пользу. «Трагедия о принце-тиране» начинается со своевольных действий сына на престоле: из хорошего и послушного наследника, каким он описывал себя в клятве в конце «комедии», он превращается в тирана, стремящегося любыми способами к всевластию. Совершив серию убийств ближайших родственников, он поднимает руку на своего отца, но не осмеливается нанести удар. В результате две придворные дамы убивают принца-тирана в спальне. В конце действия пьесы король, вернувший себе престол, славит дам, свершивших правосудие.
6 В пример можно привести таких авторов, как: A. Hermenegildo. La imagen del rey y el teatro de la espaсa clasica; Caballero J. El poder en la tragedia el prancipe tirano de juan de la cueva; Felipe B. Pedraza Jimmez, Rafael Gonzбlez Caсal El teatro en tiempos de Felipe II.
Несмотря на то, что Куэва не оговаривает время действия комедии и трагедии, для зрителей того времени связь короля-персонажа с реальным королем Испании Филиппом II, который заточил своего сына дона Карлоса в одну из отдаленных комнат дворца, где тот умер 24 июля 1568 года, не дождавшись назначенного судебного процесса, была очевидной7. Обе пьесы Хуана де ла Куэвы о принце-тиране были поставлены в один год в коррале Доньи Эльвиры спустя 12 лет после смерти наследника престола.
Среди пьес Хуана де ла Куэвы на исторический сюжет выделяется комедия «Освобождение Испании Бернардо дель Карпио». Надо отметить, что этот сюжет широко использовался в литературе XVI века, однако Хуан де ла Куэва первым придал ему драматургическую форму. Несмотря на то, что пьеса охватывает довольно большой период времени — от рождения Бернардо и почти до его смерти, — автор не перегружает сюжет биографией героя, которая была и так известна зрителю. В пьесе действуют 23 персонажа, и это самая большая по численности действующих героев комедия Куэвы. Здесь есть и зарисовки романтической линии между Оливией и Тибальдом, будущими родителями Бернардо, сентиментальные эпизоды встречи героя с убитыми родителями, трагические сцены предательства друзей, многочисленные баталии с неожиданным появлением самого Карла Великого и Ро-ландо. Даже для современного читателя действие пьесы очень интересное и захватывающее.
В 1582 году Хуан де ла Куэва редактирует и выпускает сборник новых стихов «Произведения Хуана де ла Куэвы», среди которых находится знаменитая поэма «Завоевание Бетики», посвященная возникновению города Севильи. Тремя годами позже выходит в свет поэма «Путешествие Саннио», состоящая из пяти частей и посвященная маркизу де Тарифу, который поспособствовал ее публикации. Главный герой поэмы — поэт Сан-нио, путешествует по всему миру и очень хочет писать комедии и трагедии, исправляя человеческие нравы вместе со своей «музой» Добродетелью. Он встречается со всеми богами, которые пытаются отговорить Саннио от его намерений, но поэт бле-
7 Kahn A. The Ambivalence of Imperial Discourse: Cervantes's La Numancia Within the 'lost Generation' of Spanish Drama (1570—1590). Peter Lang, 2008. P. 190.
стяще справляется с любыми испытаниями, даже сдает экзамен на знание теории поэзии Аполлону и в конце читает ему стихи собственного сочинения. Однако той славы, которую так хотел Саннио, боги ему не дали. Он возвращается в Севилью, попадает в подводный дворец реки Бетиса, в зал славы, где поэта венчают лавровым венком, осыпают золотом и жемчугами и провожают обратно на берег. Д. Петров высказал предположение, что образ бедного поэта Саннио по сути списан Хуаном де ла Куэвой с самого себя [2, 92].
В 1608 году в Севилье выходит первая из четырех частей сборника Хуана де ла Куэвы «Об изобретении вещей», где наравне с прозой напечатаны и некоторые переводы с латинского. Остальные части сборника были опубликованы только в 1778 г. испанским драматургом Хуаном Седано.
В 1609 году выходит последнее произведение Куэвы «Поэтический экземпляр» — теоретический труд в прозе об искусстве написания поэтических произведений. Здесь автор выступает в качестве реформатора современной сцены. Он считает, что драматическое произведение должно создаваться только в рамках определенных правил, выступает против использования иностранных слов и вольного стиля в драматургии. Именно в «Поэтическом экземпляре» Хуан де ла Куэва заявляет, что действие комедий и трагедий надо делить на четыре, а не на пять действий, которые он называет «хорнадами» (в переводе с испанского «днями»), и использовать исключительно сюжеты из национальной истории на испанском языке. Основным элементом драматического творчества, по мнению Хуана де ла Куэвы, является подражание античным авторам.
Тщательному анализу и переосмыслению подвергаются все жанры поэзии. Относительно испанского театра автор называет откровенно скучными ранние периоды и даже греческий театр вызывает много нареканий. Для комедий, по мнению Куэвы, важна искусно созданная интрига, наличие забавных и хитрых ситуаций, шуток и интересная развязка. Для трагедии характерны печальные события, рассказ о которых должен производить впечатление на зрителей.
В заключение следует отметить, что творчество севильского драматурга Хуана де ла Куэвы было тесно связано с внутренними и
внешнеполитическими событиями, происходившими в современной ему Испании XVI века. Попытки Хуана де ла Куэвы определить роль драматурга в столь сложную эпоху находили отражение в его произведениях и воспринимались автором в качестве основополагающей миссии любого поэта — писать и совершенствовать свой слог. Автор, заложивший основы национальной драматургии и сделавший так много для развития испанской поэзии, оказался удивительным образом забыт и не востребован в современном испанском театре. Каждый исследователь, анализирующий роль творчества Хуана де ла Куэвы в XVI веке, приходит к выводу, что без полной публикации произведений автора не выстраивается четкой картины его творчества. Быть может, в скором времени благодаря процессу оцифровки архивов и анализу произведений «Второй части комедий и трагедий», которая сохранилась в рукописи, но по неизвестной причине так и не была опубликована, многие вещи прояснятся [5, 196].
Список литературы References
1. Игнатов С. C. Испанский театр XVI—XVII веков. М.; Л., 1939.
Ignatov S. Spanish theatre in XVI—XVII centuries. Moscow; Leningrad,
1939.
IgnatovS. C. Ispanskij teatr XVI—XVII vekov. M.; L., 1939.
2. Петров Д.К. Заметки по истории староиспанской комедии. СПб., 1901.
Petrov D. Sketches on the history of the old Spanish comedy. Saint Petersburg, 1901.
Petrov D.K. Zametki po istorii staroispanskoj komedii. SPb., 1901.
3. Силюнас В. Испанский театр XVI—XVII веков. М., 1995.
Silunas V. Spanish theatre in XVI—XVII centuries. Moscow, 1995.
Siljunas V. Ispanskij teatr XVI—XVII vekov. M., 1995.
4. Battle J. Dramatic Unity in the Plays of Juan de la Cueva. Duke University, 1970.
5. Cebrian J. Estudios sobre Juan de la Cueva. Es. Secretariado de Publicaciones de la Universidad de Sevilla, 1991.
6. Cebrián J. Juan de la Cueva y Nueva Espaca. Edition Reichenberger, 2001.
7. Coates G. The 1541 Crynica general and historical Theatre of Juan de la Cueva and Lope de Vega// Bulletin of the Comediantes, 2008.
8. Isaca F. Comedias y Tragedias de Juan de La Cueva V1. 1917.
9. Froldi R. El teatro en tiempos de Felipe II. Almagro: Universidad de Castilla-La Mancha, 1999.
10. Froldi R. Juan de la Cueva y su tragedia de los siete infantes de lara // Revista de Literatura, 2010. Julio-deciembre. Vol. LXXLL. № 144.
11. Glenn R. Juan de la Cueva. New York; Twayne, 1973.
12. Hererrero A. Comedia del sacode Roma de Juan de la Cueva: La defensa del orgullo nacional y los materiales historiográficos de Paolo Giovio/ Mar Vitse El Siglo de Oro en escena. Es.Fr.: Toulouse: Presses Universitaires du Mirail — Consejería de Educiciyn de la Embajada de Espaca en Frencia. 2006.
13. Morby E. The influence of Senecan Tragedy in the plays of Juan de la Cueva. SP. XXXIV. 1937.
14. Ly N. El lenguaje del horror en el teatro de Juan de la Ceuva // Crit-icyn № 23. 1983.
15. Sperandelo G. Some Aspects ofJuan de la Cueva s Dramatic Art M.A. thesis, unpublished. Chapel Hill, 1931.
16. Walberg F. Juan de la Cueva Et Son Exemplar Poético. BiblioLife, 2009.
Данные об авторе:
Артамонова Екатерина Александровна — аспирантка Государственного института искусствознания. E-mail: [email protected].
About the author:
Artamonova Ekaterina — postgraduate student, State Institute for Art Studies. E-mail: [email protected].