Научная статья на тему 'Возникновение корралей к истории театрального дела в Севилье'

Возникновение корралей к истории театрального дела в Севилье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСПАНСКИЙ ТЕАТР XVI ВЕКА / SPANISH THEATRE OF XVI CENTURY / THEATRE SPACE / ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕВИЛЬИ / PERFORMANCE CULTURE OF SEVILLE / КОРРАЛИ / ИСТОРИЯ / HISTORY / CORRALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонова Екатерина

Статья посвящена истории возникновения трех севильских корралей «Дона Хуана», «Доньи Эльвиры» и «Атарасан», сыгравших значительную роль в становлении испанского театра. Опираясь на первоисточники, автор воссоздает каждый из корралей, выявляя конструктивные черты сходства и различия, а также определяя схему организации театрального дела в Севилье XVI-ого века. Появление корралей в качестве пространства для показа представлений, сыграло решающую роль в развитии испанского стационарного театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the history of theatre management in Seville: the appearance of the corral theatres

The subject of this article is the history of three theatre spaces in Seville «Corral de Don Juan», «Corral de Doña Elvira» and «Corral de las Atarazanas». They played a significant role in the formation of the Spanish theater. Based on documents, the author makes the reconstruction of each corral, searching their similarities and distinctions. Focus is made on the scheme of the theatre organization in Seville of the XVI-th century. The appearance of a particular theater space for performances played a decisive role in the history of Spanish theater.

Текст научной работы на тему «Возникновение корралей к истории театрального дела в Севилье»

Россия, Европа, Америка

Екатерина АРТАМОНОВА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРРАЛЕЙ

К ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В СЕВИЛЬЕ

Главную проблему для современного историка испанского театра до недавнего времени составляла труднодоступность документов, иллюстрирующих развитие театрального дела в ХУ!-ХУИ вв.: большинство из них до сих пор хранятся в частных коллекциях. В последнее время в Испании производится оцифровка всех исторических документов по испанской культуре для сведения их в единую электронную базу, локализованную в Виртуальной библиотеке Мигеля Сервантеса, и предоставления к ним открытого доступа по внутренним сетям и через интернет. Благодаря электронному архиву Виртуальной библиотеки Сервантеса, а также электронным архивам в других городах - в первую очередь, Севилье - источниковедческая работа сегодня выводится на иной уровень: становятся доступны все новые и новые исторические документы, которые необходимо вводить в научный оборот.

В данной статье на основе материала, собранного автором в городском архиве города Севильи и в отделе редкой книги Севильского университета, проводится попытка детально рассмотреть историю возникновения корралей внутри городской застройки1. Севилья для историка театра представляет особый интерес: во-первых, именно в Севилье в кон. XV! в. появляется первый в Испании отдельно

стоящий Корраль Атарасан, а во-вторых, уникальные севильские контракты аренды кон. XV! - нач. XV!! вв. открывают новые страницы в истории театрального дела.

В Испании кон. XV! в. века по мере возрастания популярности театрализованных представлений и увеличения количества профессиональных актерских трупп, возникла необходимость в устройстве спектаклей вне рамок религиозных праздников2. Поскольку в условиях плотной городской застройки возведение отдельно стоящего театрального здания было делом почти невозможным, испанцы начали приспосабливать для показа спектаклей большие внутренние дворы - коррали.3

Во второй половине XV! века коррали стали распространяться по Испании очень быстро, они были в каждой провинции. В Севилье в период с 1550 по 1580-е годы появилось четыре Корраля, в первой половине XV!! века их число увеличилось до семи. Возрастание численности Корралей, свидетельствует о большой популярности театральных представлений.

Типовое устройство испанского корраля XV! века было следующим. Возле одной из четырех стен большого внутреннего двора размером 8 на 12 метров находились подмостки. По периметру трех остальных стен амфитеатром размещались скамьи для зрителей. В центре двора перед сценой были

1 Автор статьи выражает особую благодарность дирекции Государственного института искусствознания за предоставленную командировку с целью сбора необходимого материала.

2 Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М, 1995. C. 144

3 Корраль (исп. «corral») - двор, образованный, как правило, стенами одного или нескольких домов, определенным образом приспособленный для театральных представлений.

Слово «корраль» испанские исследователи употребляют и по отношению к пространству внутреннего двора, как такового, и к размещаемому в нем театру. В данной работе слово «корраль» в значении внутреннего двора будет написано с маленькой буквы, а в значении отдельного театрального здания будет написано с большой буквы курсивом.

устроены скамьи для зрителеи, за ними располагалась стоявшая толпа, а знатная публика занимала места в ложах вторых и третьих этажеИ прямо напротив сцены. Женщины находились в специальных ложах с зарешеченными окнами - касуэлах. Во многих Корралях двор не имел крыши, но частично перекрывался тентом, предохранявшим зрителеИ от палящего солнца, но не от дождя.

История создания Корралей и сопоставление разных типов театральных пространств делает наглядным процесс становления театрального дела в Севилье XVI в. В период с 1570 по 1600 годы в городе существовало четыре Корраля: Корраль Дона Хуана (1570-1595); Корраль Атарасан (1577-1585); Корраль Доньи Эльвиры (1577-1632) и Корраль Герцога (1581-1597). Больше всего сведении сохранилось о первых трех Корралях. О Коррале Герцога

известно только то, что он был построен во дворце герцогини Манрике и предназначался исключительно для знатноИ публики. Его закрытие было связано с запретом короля Филиппа II играть комедии.

Корраль Дона Хуана, Корраль Атарасан и Корраль Доньи Эльвиры были самыми популярными среди севильской публики XVI века.

Все коррали находились в разных условиях аренды. Корраль Атарасан располагался на территории, принадлежавшей королю. Корраль Дона Хуана был в частной собственности семьи Понсе де Леона, являясь одновременно и местом торговли, которая проходила на первых этажах и в полуподвальных помещениях здания, и местом проживания (верхние этажи) по типу доходного дома. Корраль Доньи Эльвиры также находился в частной собственности

Расположение корралей в Севилье

Россия, Европа, Америка

герцогов Жельве, которые сдавали его арендаторам.

Внутреннее устройство Кор-ралей, было однотипным, но при этом Корраль Атарасан, в отличие от других севильских корралей, находился в саду и был первым отдельно стоящим театральным зданием в Испании.

Все три корраля располагались недалеко друг от друга, являлись, по сути, конкурентами и, поскольку их подмостки и ряды для зрителей были деревянными, прекратили свою деятельность в качестве театров, практически, по одной причине - изношенности конструкций.

КОРРАЛЬ АТАРАСАН

Корраль Атарасан не сохранился до наших дней4. Территория, на которой в XV! веке находился Корраль, в 1122 г. прилегала к крепостной стене, окружавшей город. Именно это место выбрал губернатор Валенсии Абу-Хафс Калифа для строительства дворца, которое продолжалось с 1172 по 1184 год. С этого времени в плане участка остались хорошо различимые два пространства: первое - занимал дворец, второе - сады и огороды. Такое территориальное деление сохранялось до конца XV! века. В X!!! веке король Альфонсо Х приспособил дворец под королевскую тюрьму для знатных кабальеро с родословной, и вся территория получила название Атарасаны Кабальеро. На территории тюрьмы сохранялись «открытые пространства, чтобы кабальеро могли совершать прогулки, поскольку местность была надежно защищена крепостной стеной и есть рядом площадь, ...сад с деревьями, с целой аллеей по одной из сторон, где отдыхают»5. В качестве тюрьмы

территорию использовали до начала XV! века. В XV! веке вся территория Атарасан принадлежала королю и находилась в непосредственном подчинении Алькасара6. Атарасаны были включены в список королевских владений наряду с королевским госпиталем, конюшней, монетным двором, и «Атарасанами дель рио»7. Специально назначенный служащий Алькасара следил за тем, кому и на каких условиях земля сдавалась в аренду.

Контракты аренды, сохранившиеся в городском архиве, говорят, что в разное время на этой территории размещались винные погреба и магазины, а дворец, служивший когда-то королевской тюрьмой, и сад сдавались в аренду отдельно: в 1546 году Франсиско де Ледесма - секретарь короля представил два договора аренды -дворца и сада, являвшихся собственностью Алькасара, но с отдельной арендной платой.

В 1576 году внутренний двор Атарасан находился между стенами четырех домов, располагавшихся на улицах Гавана, Эль Хобо, Гуинес и Матьенцо.

В Севилье XV! века эти улицы находились между Кафедральным Собором и двумя башнями: Торре-дель-Оро8 и Торре-дель-плата9. Две башни соединяли часть крепостной стены города. На Торре-дель-Оро сохранился образ девы Марии10.

С 1559 по 1573 гг. сад Атарасан арендовали несколько человек. Последний - Франсиско де Авил-лон арендовал территорию сада до 1573 года, пока не обанкротился, заявив в суде о слишком высокой ежегодной арендной плате.

Важную роль в истории Ата-расан сыграл торговец Диего де Вера.

4 На месте Корраля Атарасан сейчас находятся руины старинного Дома Монет, построенного в 1585 г., где находились не только мастерские по чеканке, но и склады и жилища для работников. Администрация города уже представила проект восстановления территории с реконструкцией монетного двора

и сада.

5 Здесь и в дальнейшем перевод автора статьи. //Ramos R. Arquitectura alfonsí, Sevilla, Excma. Diputación, 1974.

6 Алькасар - дворцово-парковый комплекс, до сих пор служащий резиденцией короля.

7 Испанские историки настоятельно просят не путать корраль Атарасан с«Атарасанами дель рио», корабельными верфями, располагавшимися по соседству. // Donoso P. B. Acerca de la ubicación del corral de las A tarazanas // Edad de Oro, Vol. 16, 1997, p. 67-87

8 Torre del Oro в переводе с испанского - «башня из золота» построена в 1220 году

9 Torre de Plata - «башня из серебра», построенная в XIII веке в октаго-нальной форме

1 Один из самых почитаемых образов Девы Марии.

29 сентября 1573 г. в день Святого Михаила он заключил с управляющим Алькасара договор аренды всей территории Атарасан. Ежегодная арендная плата составила 49.713 мараведи. Как этого требовал закон, Диего де Вера внес залог в присутствии нескольких свидетелей: Гаспара Уртадо - содержателя гостиницы «Сантьяго», Луиса Фернандеса - арендатора, Родриго Торреса - ювелира, живущего на улице Ангела и его друга Омнио Санкторума, Франсиско Санчеса - шляпника, Петро де Менгуиса, точильщика шпаг.

Согласно подписанному контракту, Диего де Вера заключил аренду сроком на три года, отсчет которых начинался со дня Святого Михаила. Он должен был чистить и выравнивать дорожки, выносить грязь из сада и дома и выполнять определенные условия:

«Люди, которые будут торговать и их представители будут обязаны давать каждый год три партии апельсин и других цитрусовых, собранных вовремя и обработанных, с тем условием, что сеньор алькаид может их купить по отдельно оговоренной цене у арендатора.

И также на условии, что указанный арендатор обязуется чистить и иметь на время аренды источник и ящик для стока, предоставляя проход к источнику чистой воды с улицы, чтобы вода текла свободно.

И на условии, что нельзя будет проводить игры в мяч в указанном саду, штраф 500 мараведий.

И на условии, что арендатор берет на себя все риски на случаи наводнений и засухи, заморозков, потерь из-за саранчи и птиц, за наводнения улиц рекой Гвадалквивир, пожара, землетрясений, чумы и в других непреодолимых случаях,

происходящих под действием неба и земли.

И на условии, если какое-то апельсиновое дерево в указанном саду будет уничтожено, и его вырубят, арендатор обязуется посадить за свой счет другое.

И на условии, что нельзя сбивать палкой апельсины, и срывать цветы, штраф 5000 мараведи.

И на условии, что не могут держать в указанном саду свиней без привязи, штраф 5000 мараведи.

И на условии, что арендатор обязуется выделять час воды11 по договору утром и другой час днем для соседей и жителей алькасара»12.

Арендатор Диего де Вера решился на отважный шаг - построить на территории сада театр, что позволял ему сделать заключенный контракт на аренду сада. Возведение здания требовало определенных знаний. Диего де Вера обратился к итальянскому скульптору и архитектору

Корраль Атарасан

" В Севилье XVI-ого века единственным источником воды были колодцы, расположенные далеко не в каждом дворе из-за особенностей городской застройки. При сдаче в аренду территории управляющие Алькасара пристально следили за тем, чтобы частная собственность не становилась препятствием для забора воды.

" Archivo General de Sevilla. Casa real, casas y sitios reales, leg. 276

Россия, Европа, Америка

Хуану Марини Беллини, который вел документы финансовой отчетности в Кафедральном соборе Севильи. Сохранился контракт на строительство театра от 18 мая 1574 года, подписанный нотариусом, в котором Диего поручает Хуану Марину сделать план театра и руководить работами:

«Вы, Хуан Марин, меня заверили и обязались в указанном саду в той его части и месте, которое лучше всего подойдет, сделать театр из дерева на время действия договора аренды. Этим письмом я обязуюсь предоставить Вам, Хуан Марин, третью часть сада чистую и подготовленную. с целью устроения комедий и фарсов и других представлений, которые принято устраивать сейчас, на время действия договора аренды сада. Поэтому все, что заплатят авторы комедий и фарсов за постановку в указанном театре, равно как и плата с людей, которые придут посмотреть и будут сидеть на местах и скамейках им предоставленных, как женщины, так и мужчины. Именно для этого я и отдаю Вам ту часть, которую Вы принимаете с целью возведения театра, исключая расходы на строительные материалы, которые я беру на себя. Я обязуюсь поставлять для театра дерево, ремесленников и материал и все, что потребуется для указанного театра до момента его завершения.»13.

Арендатор Диего де Вера должен был нанять плотников, предоставить материалы и необходимую сумму денег. Однако 28 апреля 1575 года контракт расторгли, о чем можно прочитать в приписке, сделанной в верхней части договора: «Севилья, четверг 28 апреля 1575 года, представленные Диего де Вера и Хуан Марин, данным

документом подтверждают и утверждают безотлагательно, договорившись между собой, что они не будут выполнять и делать то, что здесь написано, что данный договор не будет иметь последствий и они остались свободными и не держали обязательств друг перед другом в чем-либо, об этом они сообщают и подписывают данный договор от своего имени в присутствии Де Гевара и Франсиско... подписывают публично в Севилье (следуют подписи)»14. Следовательно, строительство Корраля Атарасан не было начато в апреле 1575 года.

В 1576 году управляющий Алькасара подписало с Диего де Верой новый контракт аренды в связи с истечением срока действия предыдущего. В нем ни слова не говорилось о той большой прибыли, которую получал арендатор с продажи фруктов. По новому контракту Диего де Вере запретили проводить в саду игру в кегли. О существовании Корраля не сказано ни слова, однако арендную плату по неизвестной причине подняли до 150 мараведий в год. Диего де Вера, возмущенный поднятием цены на 50 % по сравнению с 1573 годом попросил финансовую помощь у трех друзей: Алонсо де Кэро - домицилия сада Доньи Эльвиры из прихода Санта Марии, Себастьяна Гомеса - торговца из прихода Всех Святых, Педро Эрнандеса - портного, лавка которого находилась недалеко от Кафедрального Собора.

Вероятно, хитрый Диего де Вера планировал получать большой доход с арендуемого сада, а управляющий Алькасара хотел восстановить справедливость, учитывая тот факт, что Диего продавал

13 Archivo Principal de Sevilla. Oficio XIII, año 1574, libro 2; contrato 18 mayo 1574.

14 Ibid.

Pro memoria

экзотические фрукты из фруктового сада, но не отдавал проценты с получаемой прибыли.

В этом же контракте на аренду земли от 1576 года рядом с именем Диего де Вера стоит имя домицилия Алонсо де Кэро. Диего де Вера и Алонсо де Кэро договорились помогать друг другу в строительстве двух театральных зданий -Корраля Доньи Эльвиры и Корраля Атарасан, и в дальнейшем разделять доходы пополам. Однако, 24 января 1578 года Диего изменил решение, уступив часть договора аренды Корраля Доньи Эльвиры другому арендатору Диего де Куэнке за 200 дукатов. Он надеялся, что таким образом сможет рассчитаться с долгами, но, чувствуя вину за нарушение ранее подписанного договора с Алонсо де Кэро, Диего де Вера попытался добиться аудиенции короля, чтобы лично объяснить сложившуюся ситуацию с арендой15. В 1578 г. Диего де Вера, не дождавшись ответа от короля, решил самостоятельно заключить новое соглашение с Алонсо де Кэро, чтобы освободить друга Алонсо от условий подписанного ранее контракта. Таким образом, они стали единоличными хозяевами своих корралей - Диего де Вера Корраля Атарасан и Алонсо де Кэро Корраля доньи Эльвиры.

Корраль Атарасан в качестве отдельно стоящего театрального здания появился на территории сада в период между октябрем 1576 г., когда был составлен второй контракт аренды сада, и 15 февраля 1578 года, когда два друга решили расторгнуть договор16.

Корраль Атарасан имел в плане форму прямоугольника размером 29 на 15 метров, что было нормой для внутренних дворов того

времени. На строительство была потрачена сумма 1500-2000 дукатов. Корраль был построен из дерева, стоимость строительных материалов составляла от 600 до 700 дукатов. Здание не имело крыши, кровля из черепицы находилась над ложами и галереями. Точно неизвестно была ли крыша над сценой. Зрители располагались в партере (патио), а также в ложах и галереях, устроенных друг над другом. Вход на спектакль стоил 4 мараведи. На время представлений можно было арендовать ложу. Появление Корраля приносило Диего де Вере ежемесячный доход от 500 до 600 дукатов.

К сожалению, не сохранились сведения о том, какие пьесы были поставлены на сцене Корраля за исключением пьес Хуана де ла Куэвы. В 1580 году труппа Педро де Салданьи представила в Коррале Атарасан пьесу Хуана де ла Куэвы «Освобождение Испании Бернардо дель Карпио».

В 1581 году труппа Алонсо Ка-пильи сыграла в этом же коррале еще одну пьесу названного автора - «Освобождение Рима Муцием Сцеволой», написанную на знаменитый сюжет из римской истории.

В начале 1585 г. вице-губернатор Алькасара обратился к Диего де Вере с письмом, в котором сообщал о расторжении договора аренды и необходимости освобождения арендатором занимаемой территории из-за строительства на ней монетного двора:

«Севилья, королевский Алькасар, 19 марта 1585 г. Сеньор Мельхор из Алькасара, помощник алькаида королевского алькасара, постановил, что по приказу короля будет построен монетный двор в атарасанах

15 В XVI веке в Севилье последней инстанцией в долгих судебных спорах был король, который мог простить долги или найти альтернативное наказание. Однако аудиенции короля приходилось ожидать годами.

16 Sentaurens J. Seville et ie theatre: De la fin du moyen age a la fin du XVII

slide. V Р. 117.

- Lilie: Bordeaux., 1984.

Россия, Европа, Америка

кабальеро, принадлежащих алькасару. Для этого приказываю Франциску Берналю, фламандцу, который арендует дом в указанных Атарасанах на Новой улице, и Диего де Вере, который арендует сад в Атарасанах, чтобы освободили занимаемые территории для возведения монетного двора. Предупреждаю, что если они не сделают этого в трехдневный срок, они будут выселены и заключены под стражу по моему приказу»17.

Несмотря на то, что в марте 1585 года Корраль Атарасан был закрыт, арендатор Диего де Вера не спешил выполнять распоряжение, пытаясь отстаивать свои права в суде в течении двух лет. В 1587 года власти Алькасара вынесли постановление об аресте Диего де Веры, если он не освободит территорию до 20 марта. Арендная плата аннулировалась. С одной стороны, вице-губернатор был прав: земля и здания принадлежали королю, Диего был лишь арендатором, с другой - де Вера построил театр на собственные средства по официальному разрешению властей. В своем прошении к секретарю Алькасара он указывал:

«Я, Диего де Вера, говорю, что арендовал сад Атарасан в течение 18 лет, сохраняя все посадки апельсиновых деревьев, лайма, все виды лимона и других деревьев, которым уже два, три и четыре года. Они стоят по 4 реала за молодое дерево. Всего растений больше десяти тысяч. И я содержал выгребную яму в саду, которую чистил за свой счет, а также театр для представления комедий, который обходился мне больше чем в 700 дукат в год в течение 12 лет. Ваша милость вмешалась в мою аренду и приказала мне оставить

театр, вырвать с корнем и бросить растения, чтобы они все погибли. Фрукты приносили доход более двух тысяч дукат, из которых, согласно контракту аренды, я платил дань королевскому Алькасару. Прошу и умоляю вашу милость принять к сведению всю информацию, изложенную выше, чтобы мне простили мои долги. Я беден и сад был единственным средством к существованию. У меня нет никого, кто мог бы за меня поручиться. Я прикован болезнью к постели, как моя жена и дети»18.

Единственным бесспорным пунктом судебного разбирательства оставалась прибыль, вырученная Диего с продажи фруктов из сада, которой он не делился с правительством.

Итогом судебного процесса было решение вице-губернатора Алькасара разрешить Диего де Вере перенести свой театр из сада Атарасан в сад Алькобы. Возведенный заново в саду Алькобы Корраль стал называться Корралем сада Алькобы и просуществовал с 1585 по 1589 год.

КОРРАЛЬ ДОНА ХУАНА

Корраль Дона Хуана севильцы называли еще корралем дубильщиков кожи, так как большинство его обитателей были кожевниками. Он располагался в конце улицы Боркегинерия, которая сегодня называется улицей Матеоса Гаго.

До 1553 года Корраль Дона Хуана принадлежал семье Понсе де Леона, пока не был продан донье Терезе де Зунихе, герцогине Бежар, но жители города называли его по имени первого владельца - Дона Хуана. В XV!! веке его стали называть также Корралем Маркиза или Корралем Манрике по

17 Archivo Archivo Arzobispal de Sevilla, leg. 69 Casa de la moneda.

18 Archivo General de Sevilla. Casa real, obras y bosques, leg. 276. Cf. Note 83.

имени нового владельца маркиза де Вилламанрике де Зунихе.

Согласно нотариальному документу от 1553 года, опубликованному историком испанского театра Селестино Лопесом Мартинесом19, в Коррале Дона Хуана на первом этаже располагались 14 больших магазинов. Галереи с деревянными портиками позволяли пройти в комнаты второго и третьего этажей. Внутренний двор имел одиннадцать выходов, пять из них - на улицу Мезон дель Моро, а шесть на улицу Фабиола. Солнце свободно проникало в большое пространство двора, в центре которого располагался общественный колодец. Согласно книге описи домов города Севильи, в 1561 году здание, во дворе которого располагался Корраль, имело три этажа и вмещало 42 семьи. Судя по плану здания, на первом этаже размещалось 17 семей, на втором - 13 семей, на третьем - 12 семей. Таким образом, в доме проживало 250 человек20.

Точных сведений о том, с какого момента внутренний двор приспособили для показа представлений, и каких размеров была сцена, не сохранилось. Неизвестна также точная дата его открытия. Скорее всего, для показа спектаклей его приспособили в конце 1570 г. и продолжали называть Корралем Дона Хуана. Сохранились сведения о том, что на подмостках Корраля Дона Хуана в 1575 г. играла труппа итальянца Альберто Ганассы. В 1580 году труппа Педро де Салданьи показала здесь спектакль по пьесе Хуана де ла Куэвы «Старый влюбленный». В 1585 г. глава испанской актерской труппы Матео де Сальседо представил в коррале две пьесы Лопе

де Веги «Мадридские ярмарки» и «Усердные из Родамонте»2'. В 1588 г. здесь выступали труппы Матео Сальседо и Лопе де Руэды. Последнее упоминание о спектаклях в Коррале Дона Хуана относится к 1595 году, и связано с труппой Андреса де Эридии.

Поскольку Корраль Дона Хуана постепенно приходил в упадок, со временем его перестали использовать для театральных представлений.

В начале XVII века о нем ходила дурная слава, что зафиксировано в анонимной жалобе Капитулу Кафедрального собора Севильи от 19 юля 1623 года:

«В этот день состоялся совет у сеньора архидьякона Севильи, который говорил с управляющим и просил его передать, чтобы очистили от дурных женщин лавки корраля Дона Хуана, так как они доставляют неудобства для домов церковнослужителей, находящихся по соседству и для всего квартала, где живут и проходят

" Celestino L. Teatros y comediantes sevillanos del siglo XVI. - Imprenta Provincia, 1940. P. 24

20 Archivo Municipal de Sevilla Padron de las casas y vezinos. doc. cit, f515

21 Archivo Principal de Sevilla, Leg. 16.729,5 de noviembre, f. 604 r-v

Корраль Дона Хуана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, Европа, Америка

благородные сеньоры, слуги которых постоянно попадают в неприятные ситуации»22.

В середине XV!! века общество Фрере Минье де Сант Франсуа де Паула выкупило Корраль и соседние здания. Они были полностью разрушены и на их месте возведена церковь де лос Менорес, переименованная в XIX веке в церковь Санта Крус.

Корраль Дона Хуана является примером приспособления для показа театральных представлений уже существовавшего пространства внутреннего двора, совмещавшего функции торговой площади и жилых помещений.

КОРРАЛЬ ДОНЬИ ЭЛЬВИРЫ

Среди Корралей, появившихся в Севилье в конце XV! века, Корраль Доньи Эльвиры просуществовал дольше других. Он находился на площади Атамбор и принадлежал герцогу Жельве. Сейчас на его месте находится церковь де лос Вене-раблес, построенная в 1676 году23.

История возникновения Кор-раля Доньи Эльвиры тесно связана с историей благородной семьи герцогов Жельве, долгое время проживавших в Севилье на территории квартала Санта Крус. Донья Эльвира, чье имя носит Корраль, во второй половине XIV века была женой его владельца - адмирала Альвара Переса де Гусмана.

Впервые Корраль Доньи Эльвиры упоминается в документе от 15 февраля 1578 года. Это договор между арендатором Корраля Доньи Эльвиры Алонсо де Кэро и его другом, арендатором Корраля Атарасан Диего де Верой, в котором они договорились помогать друг другу в организации двух театральных площадок. Как

было упомянуто выше, по истечении срока исполнения договора Коррали, по всей видимости, построены не были и друзья решили освободить друг друга от данных обязательств.

Подмостки Корраля были выстроены во внутреннем дворе. Часть зрителей находилась перед сценой, остальная публика располагалась в специально оборудованных ложах, включавших в себя окна домов, откуда также можно было смотреть спектакль.

В разное время на подмостках Корраля Доньи Эльвиры выступали труппы Лоренцо Рамиреса, Педро Салданьи, Хуана Гранадо, Херонимо Веласкеса, Хуана Га-нассы24, Томаса Гутьереса, Алонсо Родригеса.

Сохранился контракт 1579 года между арендатором Диего де Верой и Хуаном Гранадо, согласно которому, последний должен был платить по 12 реалов золотом за каждый день представления25.

В 1579 году труппа Алонсо Родригеса представила в Кор-рале Доньи Эльвиры три пьесы Хуана де ла Куэвы: «Комедию о смерти короля дона Санчо», «Комедию о Разграблении Рима» и «Трагедию семи инфантов Лары», а труппа Педро Салданьи - четыре пьесы этого же автора: «Обезглавленный», «Трагедия о смерти Аякса Теламона», «Комедия о покровителе» и «Комедия постоянстве Арселины».

В 1580-ом году труппа Педро Салданьи показала еще три пьесы Хуана де ла Кувы: «Комедию о смерти Виргиния и Аппия Клавдия», «Комедию о принце Тиране» и «Трагедию о принце Тиране». В 1581 году труппа Алонсо Циснероса показала в Коррале Доньи Эльвиры

22 Archivo Municipal de Sevilla. Actas capitulares de la ciudad 19 julio 1623.

23 Diccionario Histórico de las calles de Sevilla, Sevilla, Excmo. Ayuntamiento de Sevilla y Consejería de Obras Públicas y Transportes, 1993, T. 2; p. 265-266.

24 На территории Севильи в XVI-ом века с разницей в 20 лет гастролировало две труппы однофамильцев: с 70-х годов Хуана Ганассы, а c 90-х годов Альберто Ганассы. В связи с этим часто возникает путаница.

25 Archivo Principal de Sevilla, Leg. 17799, f. 122v.

«Комедию о клеветнике», и это было последним произведением Хуана де ла Куэвы, поставленном в Коррале.

Корраль Доньи Эльвиры на протяжении ^1-^11 вв. сдавался многим арендаторам. Например, с 1608 по 1627 года арендатором Корраля Доньи Эльвиры был Диего Альмонацит, который пытался монополизировать театральное дело в Севилье. Его сыну Диего принадлежали Колизей и Корраль Монтерии -не самые популярные, но самые большие по вместимости зрителей театральные площадки города.

Корраль Доньи Эльвиры просуществовал довольно долго и к середине XVII века постепенно пришел в упадок, о чем свидетельствует следующее письменное обращение градоначальника к помощнику короля:

«Город Севилья, среда 1 февраля 1617 года. Сеньор герцог, судья, градоначальник, каменщик и архитектор ... все, кто в прошлом году вместе со мной были в коррале Доньи Эльвиры, где давали комедии. Мы молились Богу, смотря на зрителей, находящихся в ложах, так как у них был риск свалиться в патио и покалечиться. Это бы и произошло прямо во время представления по причине, что все дерево прогнило и испорчено и угрожает обрушиться. Возможно, его час тогда не пробил, и оно чудом устояло, что радостно. здание необходимо разрушить, так как изначально оно построено плохо»26.

Но, несмотря на многочисленные просьбы закрыть Корраль, его продолжали использовать для театральных представлений до 70-х годов XVII века. В 1676 году на его месте была построена церковь де лас Венераблес.

История возникновения се-вильских корралей дает наглядное представление о процессе формирования нового типа театрального пространства в кон. XVI в. и новых организационных механизмов его использования. К концу столетия постепенно складывается типовая схема эксплуатации корралей, вырабатывается механизм приспособления внутренних дворов для показа театральных представлений, совершенствуется договор аренды корраля, в котором прописывались мельчайшие подробности сделки, позволявшие использовать этот документ для защиты прав арендатора в высших инстанциях.

Корраль Доньи Эльвиры

26 Archivo Municipal de Sevilla IV, tomo 37, № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.