Е. А. Артамонова
Государственный институт искусствознания,
Москва, Россия
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В СЕВИЛЬЕ XVI ВЕКА ПРАЗДНИКА ТЕЛА ГОСПОДНЯ
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности организации в Севилье XVI века праздника Тела Господня, где сложилась традиция проведения театрализованных шествий. Она оказала влияние на становление театрального дела. Автор осуществляет реконструкцию важных аспектов организации праздничного шествия. Сохранившиеся документы (первоисточники) позволяют воссоздать и проанализировать структуру финансовых затрат на праздник.
Ключевые слова: испанский театр XVI века, театральная культура Севильи, праздник Тела Господня, праздничные шествия.
E. Artamonova
State Institute for Art Studies, Moscow, Russia
CORPUS CHRISTI CELEBRATIONS
IN XVI CENTURY SEVILLE: ORGANISATION AND FINANCING
Abstract:
In this article the author outlines the organisational and financial aspects of Corpus Christi celebrations in XVI century Seville. The study is based on a variety of Spanish sources; nearly all of them are published or cited in Russian for the first time. The original sources make it possible to reconstruct organisational methods of the time and the structure of costs involved in the arrangements of the procession and theatre performances. It seems that Seville's Corpus Christi celebration served as model for future development of Spanish performances taking place during religious festivals.
Key words: the Spanish theatre of the XVI century, performance culture of Seville, Corpus Christi celebrations, festive processions.
Праздник Тела Господня — один из центральных праздников католической церкви. Его учредил Папа Урбан IV 8 сентября 1264 года. В 1311 году Климент V ввел восьмидневное празднование и обязательное устройство религиозной процессии. В Севилье этот праздник традиционно отмечали в конце мая — начале июня1.
В современных зарубежных исследованиях наметилась тенденция изучения религиозных представлений XVI века и праздника Тела Господня с точки зрения социально-экономических аспектов, то есть на основании таких первоисточников, как расчетные книги, контракты на выполнение работ, постановления местных органов власти и протоколы судебных заседаний. Это объясняется простым фактом — до настоящего времени не сохранились либо не найдены письменные источники, фиксирующие возникновение праздника Тела Господня (например, подробные описания каждого представления на повозках) и прослеживающие детально его метаморфозы на протяжении всего времени существования по всей территории Испании. Единичные обрывочные сведения можно почерпнуть из документов строгой финансовой отчетности, которые, в частности, показывают, насколько сложным делом было организовать большой религиозный праздник.
На основе первоисточников рассмотрим особенности организации праздника Тела Господня в Севилье XVI века. Сохранившиеся документы выявляют механизмы организации религиозных праздников, из которых, хотя и с некоторыми трудностями, выстраивается визуальный и содержательный ряд, столь интересующий историков театра.
Важно отметить, что работа по систематизации накопленных первоисточников по истории испанского средневекового театра была начата относительно недавно (в начале 50-х годов XX века) английским историком Джоном Вареем совместно с его учеником Н. Шергольдом, в результате чего была издана серия книг под названием «Источники по истории театра в Испании»
1 Однако в севильских хрониках в качестве первой даты проведения праздника Тела Господня указан 1263 год. Установить доподлинно, почему допущена такая разница в датах, — невозможно.
[13]. ...Во второй половине XX века историки испанского театра, такие, как О. Арронис, М. Диес-Борке, Б. Вардрупер и другие, долгое время пользовались этим удобно составленным изданием, не ссылаясь на приведенные в нем источники, изображая в общих чертах образ испанского театра, отделяли его порой от социокультурной почвы. Французский исследователь Жан Сантаоран, обратившийся непосредственно к городским архивам Севильи в конце 80-х годов XX века, значительно дополнил историю становления театрального дела в Севилье от начала Средних веков до конца XVI века.
В отечественном театроведении тема организации и проведения праздника Тела Господня рассматривалась крайне редко и преимущественно в контексте XVII века. В связи с открытием новых первоисточников возникает необходимость дополнить ранее опубликованные сведения.
Открытие цифровых архивов муниципалитета города Севильи и хранилищ библиотеки института Сервантеса позволяет исследователям рассматривать изучаемую эпоху в комплексе, оперируя данными первоисточников, связанными с социально-экономическими аспектами организации и проведения религиозных праздников. Ввод в науку о театре новых первоисточников играет важную роль в развитии зарубежного и отечественного театроведения.
Поскольку в процессе работы с первоисточниками из архивов города Севильи скопилось большое количество материала, в статье будут затронуты лишь в общих чертах вопросы, касающиеся документов финансовой отчетности, изменений в системе организации праздника, произошедших во второй половине XVI века, и участие специфических конструкций в процессии праздника Тела Господня в Севилье в XVI веке.
Первый документ, относящийся к проведению праздника Тела Господня в Севилье, датируется 1420 годом. Все расходы фиксировалась в письменном виде. Это официальное письмо членов Городского Совета Севильи майордому от 3 июня 1420 года, которое было составлено с целью получения средств из казны на проведение праздника:2
2 Здесь и далее документы приводятся в переводе автора данной статьи. Автор статьи выражает особую благодарность за помощь в работе над переводами В.А. Ведюшкину.
«Мы, алькальды, альгвасил, бейнтикватрос кабальерос3 и добрые мужи из Совета благороднейшего города Севильи, приказываем Вам, Диего Гонсалесу де Вильяфранка, майордому этого города, в текущий год и день, указанный в данном письме, чтобы на некоторую сумму мараведи, полученную Вами с доходов и с арендных выплат от Совета в этом году, во время Вашего пребывания в должности, Вы купили свечи и хлеб, и вино, и фрукты, и мирт, и все прочие вещи, необходимые для наступающего праздника Корпус Кристи — в соответствии с тем, как это принято делать каждый год. И те мараведи, которые на все это будут израсходованы и потрачены, Вы должны занести в соответствующий документ и поставить под этим свою подпись. И на основании этого документа, заверенного Вашей подписью и Вашей клятвой, которую мы приказываем Вам дать под присягой, и в ответ на это наше письмо, подписанное указанными должностными лицами, и скрепленное печатью Совета названного города, мы приказываем счетоводам Севильи, чтобы они от Вас получили отчет о мараведи, записанных в Вашем документе и потраченных на все указанное выше. Каковой отчет мы приказываем означенным учетчикам внести в расходные книги Севильи, в соответствии с традицией и обычаем. В день 3 июня, в год от Рождества Христова 1420» [6].
Строгая отчетность, которая велась городскими казначеями, позволяет отметить увеличение расходов. Так, например, на праздник Тела Господня в 1428 году было выделено 4.128 мараведи (что составляло 0,68% городского дохода, от ежегодного дохода в 606.470 мараведи), а в 1652 году было потрачено 1.826.852 мараведи (что составило около 12% от ежегодного дохода в 15.272.998 мараведи) [12, р. 39].
Увеличение расходов на организацию праздника с 4.148 тысяч мараведи в 1428 году до 1.826.852 мараведи в 1652 году говорит об увеличении масштаба праздника.
В подготовке и проведении праздника Тела Господня непосредственное участие принимали члены городских цехов. Ответ-
3 Двадцать четыре испанских кабальеро (veintiquatros caballeros или caballeros veintiquatros или veintiquatros) — это должность, соответствовавшая в Андалусии рехидорам. В крупных городах их сначала было по 24, отсюда и название, хотя в XVI веке их могло быть гораздо больше (около 50), но название осталось.
ственность за организацию и проведение религиозных праздников делили между собою Городской Совет, капитул кафедрального собора Севильи и главы церковных братств4. Деньги на устройство праздничных торжеств выделяли из городской казны, в основном из доходов от налогов и аренды земель. Два майор-дома вместе с городскими казначеями фиксировали финансовые затраты в специальной книге расходов города Севильи. Сохранившиеся финансовые отчеты городской казны и контракты организаторов праздника с ремесленниками представляют собой бесценный материал для реконструкции всех этапов организации религиозных представлений XVI века.
Самый ранний документ, зафиксировавший обязательное участие цехов в празднике Тела Господня, относится к 1527 году: «Все подмастерья и мастера таких профессий, как портные, ювелиры и чулочники, обязаны прийти со своими зажженными свечами, чтобы сопровождать Святые Дары в день Праздника Тела Господня и пройти процессией вместе со Святыми Дарами от выхода из главной церкви до поворота к ней, жертвуя фунт5 госпиталю портных.Что все перечисленные официальные лица каждый год для Праздника Тела Господня обязаны выходить на указанный праздник с хоругвями, сопровождая Святые Дары вместе с другими официальными лицами» [8].
Предварительно члены цехов получали от глав церковных братств указания, связанные с выполнением определенных требований, прописываемых в контракте:
«— во-первых, художник со своими учениками в обязательном порядке должен на указанный праздник привести пять танцоров и одну даму, танцоров и даму одеть так, чтобы они были похожи на знатных и благородных людей, каждому участнику дать барабан,
— также необходимо дать каждому художнику один факел весом в две лиры,
— также необходимо дать всем участникам на завтрак жареного теленка и хороший хлеб и хорошее вино.» [7].
4 Церковные братства в Севилье XVI века объединяли представителей духовенства определенных церковных приходов.
5 Испанский фунт равен 0,451 кг.
Несмотря на все предпринимаемые городскими властями усилия по строгому контролю бюджета, в частности, ведение документов строгой отчетности, к концу XVI века долгов за организацию представлений скопилось предостаточно [11, р. 124]. Не углубляясь в пересказ документов, стоит отметить, что городские власти и братства старались «прикрывать» финансовые проблемы. В связи с возрастанием суммы долга встал вопрос о том, кто будет в дальнейшем брать на себя ответственность за проведение праздника.
Решение было найдено в 1585 году, когда по приказу Капитула Кафедрального собора организовали два светских братства из представителей разных цехов: «Братство крови Христовой» и «Братство света», единственной целью которых являлась помощь в организации праздника.
Параллельно с разрешением организационных и финансовых проблем периодически возникала проблема запрещения театрализованных представлений внутри соборов и на повозках из-за участия духовенства в праздничной процессии. Причины этой проблемы были намечены ещё в «Семи частях» Альфонсо X [1, с. 18], когда высшие церковные чины и монарх пытались контролировать содержание праздника Тела Господня.
Например, в результате периодически возникавших конфликтов в 1575 году викарии приходов Севильи запретили во время религиозных праздников показывать театрализованные представления в церквах, госпиталях, монастырях.
Одно из значительных организационных изменений в празднике Тела Господня произошло благодаря реформе кардинала Родриго де Кастро, в результате которой в подготовке праздника начала принимать участие специально созданная комиссия:
«Приказываем, что на празднике — Тела Господня — ни одно представление ни энтремес м.б. стоит пояснить, что это (дать в сноске перевод) не могут быть показаны на публике без одобрения комиссии; и чтобы они могли быть поставлены в подходящем месте и в подходящих условиях, мы обязуем авторов указанных представлений и энтремес представить их перед наблюдателем по меньшей мере за месяц до публичного представления. Если они этого не сделают, им не разрешат выступать, и каждый автор должен будет заплатить десять дукатов за воск для
Священного Таинства в ту церковь, которая нуждается; те же самые распоряжения мы отдаем относительно танцев и плясок, чтобы в них не было непристойных движений, побуждающих к греху» [10, p. 172].
Начиная с 1583 года специальная комиссия установила определенный порядок шествия процессии на празднике Тела Господня. С разрешения Капитула кафедрального собора Севильи торжественная процессия могла проходить с повозками и танцами по улице Градас перед главным входом в кафедральный собор со стороны придела Прощения. В зависимости от года празднования, на 17 представлений приходилось приблизительно по шесть-восемь повозок, которые появлялись в строго установленном порядке. Стандартная «программа» праздника в Севилье выглядела следующим образом:
— представление перед входом в собор;
— три представления на улице Генуи;
— два представления на площади Святого Франциска: у входа в гостиницу при монастыре и перед дворцом городского судьи;
— три представления на улице Сиерпе;
— одно представление на улице Серрахерия;
— три представления на улице Плотников;
— одно представление на площади Святого Сальвадора;
— два представления на улице Франкоса; одно представление на улице Пласентинес [2].
Важной частью праздничного шествия были повозки.
Праздничные повозки (carros) в документах эпохи подразделяются на два вида: повозки для представлений (carros de representation) и повозки для появлений или изобретений (carros de apariencias o de invenciones) [12, p. 191].
К повозкам для представлений можно отнести повозки без сложных конструкций, на которых декламировали стихи и показывали сценки. К повозкам для появлений причислить особый тип повозок сложной конструкции со скрытыми механизмами. Такие механизмы помогали актеру неожиданно появляться на помосте, показывать трюки, а также устраивать фейерверки, о чем свидетельствует один из финансовых документов об организации праздника Тела Господня в Севилье в 1591 году:
«2000 реалов Хуану Баутисте де Агилару за повозку для появлений и по 400 реалов Хуану Агустину де Торресу и Антонио Велос за то, что они выйдут на повозку, построенную Хуаном Баутистой Агиларом, покажут фокусы с живыми птицами в итальянской манере... И с армадой галер6 и изумительным фейерверком, со своей музыкой, романсами и удивительными стихами, и изящным энтремес» [12, р. 201—202].
Повозки получали название согласно той форме, в которой они были исполнены: castillo — замок, roques — гора, nao — корабль, galera — галера. Причем в зависимости от конструкции их могли называть как повозками появлений, так и повозками для представлений.
Во время праздника Тела Господня среди многочисленных конструкций зафиксировано использование «замка» (castillo). Он представлял собой вытянутый помост прямоугольной формы, на одном или на двух концах которого сооружали макет башни. Подобная конструкция использовалась и ранее во время средневековых представлений [1, с. 75]. Её переносили с помощью специальных приспособлений или перемещали на повозке. Внутри конструкции размещали скульптуры святых, которые каждый год облачали в новую одежду. Наряду с неподвижными фигурами во внутреннем пространстве замка находились и живые участники, игравшие на музыкальных инструментах и исполнявшие религиозные песнопения.
Сохранилось описание конструкции «замка», использованного во время празднования Тела Господня в 1503 году:
«Замок из древесины сосны, с добавлением каштана, ясеня и черного тополя для отделки видимых частей и для украшения. Замок имел три с половиной аршина в длину, два аршина в ширину и два с половиной аршина в высоту; украшенная зубчатыми стенами с четырьмя башнями по углам, <конструкция> стояла на 4-х колесах диаметром 4 пяди7, сделанных из массива сосны, черного тополя с вставками из железа. Замок перемещали при помощи десяти железных ручек, расположенных по бокам конструкции, для того чтобы легче было нести. На подмостках замка
6 По всей видимости, в данном случае повозки изготавливали в форме галер.
7 Пядь — мера длины, равная 21 см.
была установлена тюрьма с отдельным входом, так же было поставлено кресло судьи и костер с установленной над ним решеткой, за которую поместят Святого Лоренцо» [12, р. 100].
«Замок» продолжали использовать во время торжественных представлений на праздник Тела Господня. Среди финансовых отчетов, хранящихся в архиве кафедрального собора города Севильи, находится документ, свидетельствующий об изготовлении «замка» на праздник Тела Господня и во второй половине XVI века:
«200 дукатов Хуану де Кастро, художнику, жителю Севильи, за изготовление восьми галер и одного замка с Турком, которого победят» [12, р. 201—202].
Сохранились также договоры между организаторами праздника Тела Господня и строителями «замка», которые показывают, насколько точно прописывались детали изготовления различных атрибутов и указывались действия участников представления:
«В 1514 г. цех портных, цех чулочников и цех ювелиров подписали контракт с чулочником Педро Диасом, чтобы возложить на него обязанности по организации в день праздника Тела Господня. Педро Диас обязан собрать и разобрать замок и отремонтировать дефекты. Он украсит замок парчой и шелком и разместит на нем алтарь, где будет расположена роскошно одетая статуя Богоматери, покровительницы цеха портных. Король (Святой Фернандо) и два епископа (Святой Исидор и Святой Леандр) будут одеты богато, с золотыми ожерельями, рукавами, расшитыми золотом, руками в перчатках. Их будет сопровождать вооруженный герольд, знаменосец, двое певцов, которые споют Магнификат, десять мавров и одна мавританка с тамбурином. В руках у них будут овальные кожаные щиты, и будут они с копьями, кожаными щитами и в тунисских головных уборах. Участники, которых выдвинут старшины цехов, проведут генеральную репетицию во второй день Пасхи. Члены цехов, участвующие в процессии, на всем ее протяжении будут играть в бубен и тамбурин» [9].
В конструкцию «замка» для большей зрелищности помещали «спецэффекты»:
«Антонио Пересу, художнику, 20 реалов за то, что он расписал замок для дня Святого Духа, сделанный из дерева и бумаги и
сожженный; 4.875 мараведи за всю артиллерию и фейерверк для замка и 15 дюжин лучей (молний), которые [исходят] от Бога, чтобы их в церкви метали по веревкам; и молодым людям, которые метали эти лучи (молнии), — 136 мараведи» [4].
Во время праздника Тела Господня «замок» устанавливали на площади перед кафедральным собором Севильи. В сценках, которые разыгрывались на подмостках замка, участвовали такие персонажи, как Апостолы, Иисус, Мария, Святой Доминик и Святой Франциск, а также музыканты и хор мальчиков. По окончании представления устраивали фейерверк, знаменуя тем самым начало весны.
Документы из архива кафедрального собора города Севильи зафиксировали появление в 1534 году8 на празднике Тела Господня «горы» [3].
«Гора» (roque) — специфическая конструкция, снабженная специальными механизмами, при помощи которых она могла поворачиваться или разделяться на две равные части. «Гору» могли переносить вручную или передвигать, ставя конструкцию на повозку, снабженную большими колесами.
В расчетной книге кафедрального собора города Севильи сохранились записи XVI века о выполнении работ по строительству «горы», где главными пунктами расходов являлись краски разных цветов. Примечательно, что здесь есть упоминание «железного каркаса» (hechura de hierro) «горы». Конструкция «горы» использовалась также во время торжественных шествий, устраивавшихся как по случаю побед испанской армии, так и по случаю приезда короля. Ее могли устанавливать даже внутри кафедрального собора Севильи. Период наиболее частого использования этой конструкции приходится на вторую половину XVI века [12, р. 154].
Среди авторов постановок, разыгрывавшихся на празднике Тела Господня во второй половине XVI века, использовавших для представления «гору», следует особо отметить церковного служителя Хуана де Фигейра. Он был внуком драматурга Диего Санчеса де Бадахоса — любителя театральных постановок,
8 В Валенсии «гора» использовалась в процессии праздника Тела Господня значительно раньше, начиная с XV века.
устраивавшего представления вместе со своими друзьями (среди которых был сам Лопе де Руэда) в квартале Святого Ильдефонсо в Севилье. В 1561 году по распоряжению Капитула Хуан де Фигейра устроил представление «Обращение Святого Павла». Из-за материальных трудностей он использовал в постановке «гору», сооруженную для прошлогоднего праздника. Согласно документам финансовой отчетности архива при кафедральном соборе, «гора» была «отреставрирована»: художники воспроизвели ночные пейзажи в синих, золотистых тонах с использованием свинцовых белил9. Фигейра получил за спектакль 42 дуката. За следующий спектакль «Триумф церкви» он получил такую же сумму, однако на возведение конструкции по сметам архива кафедрального собора у него ушло 80 дукатов. Специальная комиссия удостоверилась в «правильности» и целесообразности «горы», сделав лишь одно дополнение — поскольку «гора» не является собственностью города, церковь может забрать конструкцию на хранение до следующего праздника.
В архиве кафедрального собора города Севильи хранятся описания повозок в форме корабля, использовавшихся во время проведения праздника Тела Господня в 1576—1604 годах. Согласно этим документам, конструкция «корабля» была довольно больших размеров, поскольку на ней показывали акробатические трюки и танцы.
В документах из архива кафедрального собора фиксируются затраты на строительство и приобретение корабля для проведения праздника Тела Господня. Так, в 1576 году было выдано «60 дукатов плотнику Франсиско Берналю на приобретение корабля» [12, р. 201-202].
В 1589 году в празднике участвовали два «корабля» и стоимость их возросла: «150 дукатов Хуану Баутисте на приобретение корабля для представления Святого причастия и для танца четырех детей с пением, трубами и менестрелями. 130 дукатов Хуану Баутисте за корабль с названием «Корабль Святого Петра»,
9 Свинцовые белила издавна использовались европейскими художниками, так как по отношению к другим краскам обладают уникальными свойствами — создают плотный, устойчивый к растрескиванию равномерно просыхающий слой.
и 50 дукатов Матео дель Моралю, акробату, за то, чтобы он показывал акробатические трюки» [12, p. 203].
Вне зависимости от формы конструкций, будь то замок, гора или корабль, на повозках представлений и появлений размещали статуи святых, а актеры разыгрывали сценки духовного содержания. Например, в 1559 году «Представление Боговоплощение» («Representation de l'Incarnation») Косме де Хереса (Cosme de Xerez), согласно документам архива кафедрального собора, являло собой повозку с копиями статуй собора Собор Парижской Богоматери. Слово «фигура» (figura)10 употреблялось как по отношению к статуе святого, так и по отношению к актеру, который изображал персонажа священной истории: «фигура Девы Марии Энкарнасьон с другими фигурами святых отцов, выходящих из лимба» [3, p. 42].
Кроме сцен на религиозные сюжеты на повозках во время праздника Тела Господня показывали также разнообразные акробатические номера, которые обозначались в тексте контрактов как «изобретения» (invenciones). Например, в 1591 году Хуан Бау-тиста де Агилар11 изобретениями назвал все трюки и акробатику, фейерверк, музыку для представлений на празднике Тела Господня в Севилье [13].
Исполнителями трюков, акробатами в Севилье в XVI веке были в основном итальянцы. К концу века появились и свои акробаты, например, Гарсия де Маринда, участвовавший вместе со своей труппой на празднике Тела Господня в 1594 и 1595 годах.
На всем протяжении своей истории существования праздник Тела Господня сталкивался с большими финансовыми затратами. Одним из ключевых моментов, который помог бы сократить расходы, был вопрос хранения праздничных телег и повозок. Дело в том, что влажный климат Севильи не позволял сохранять телеги и повозки в лучшем виде до следующего года, а затраты на их ремонт были непомерно большими, в то время бюджет праздника был в «минусе».
10 Интересно отметить, что к началу XVII века под словом «фигура» иногда обозначали элементы танцев во время религиозных и светских праздников.
11 Знаменитый севильский художник и скульптор.
В 1578 году совет города Севильи предложил религиозным братствам взять на себя материальные расходы за сооружение повозок. Так как отдельных помещений ни кафедральный собор, ни городской совет не выделяли, а каждый год строить новые повозки было невыгодно, то каждое братство вынуждено было брать на себя обязательство по хранению и ремонту повозок. Эта традиция сохраняется и по сей день.
Исследованные материалы позволяют утверждать, что к середине 50-х годов XVI века складывается определенная традиция организации и проведения представлений на праздник Тела Господня.
На основании сохранившихся документов из архивов города Севильи можно заключить, что на организацию всех религиозных праздников, в том числе и праздника Тела Господня, не тратились средства из государственной казны, а использовался только городской бюджет. Также к концу XVI века была преобразована система организации праздника Тела Господня: процесс контролировала специально созданная комиссия. Повозки, участвовавшие в процессии, занимали строго определенное положение, а решение вопроса хранения и ремонта повозок за счет братств позволяло сокращать расходы. Благодаря грамотному ведению документов: составление книг расходов, заключение контрактов на выполнение работ — современным исследователям предоставляется уникальная возможность не только реконструировать праздник Тела Господня, но и восстановить процесс его подготовки.
Для развития театрального дела в Испании традиция устроения большого религиозного праздника Тела Господня оказала значительное влияние на дальнейшее становление театрального дела.
Список литературы
1. Силюнас В. Испанский театр XVI — XVII веков. М., 1995.
2. Archivo de la Catedral de Sevilla. Actas Capitulares. V. I., 1486—1600.
3. Archivo de la Catedral de Sevilla. Libros de la Mayordomia de la Fábrica, 1534.
4. Archivo Municipal de Sevilla. Actas capitulares de la ciudad, 1541.
5. Archivo Municipal de Sevilla. V. II. Libro de propios, 1590—1591.
6. ArchHvo Municipal de Sevilla. V. II. Mayordomazgo № 16, 1420.
7. Archivo Principal de Sevilla. Contratos. V. III, 1526.
8. Archivo Principal de Sevilla. Ordenanzas de Sevilla, 1527.
9. Orejуn A. Los gremios sevillanos y la fiesta del Cuerpo de Dios // El correo de Andalucía, 11 de junio de 1936.
10. Rosa y Lуpez, Simуn de la. Los Seises de la Catedral de Sevilla. Sevilla, 1904.
11. Sanz M. J. El Corpus en Sevilla a mediados del siglo XVI. Castillos y danzas // Laboratorio del Arte. №10. Sevilla, 1997.
12. Sentaurens J. Seville et le théâtre: De la fin du moyen âge à la fin du XVII siècle. Vol. 1. — Lille: Bordeaux., 1984.
13. Shergold N, Varey J. Fuentes para la historia del teatro en Espaça // The Modern Language Review. Vol. 93. No. 4 (oct., 1998). P. 997-1006.
References
1. Silunas V. Spanish theatre of XVI—XVII centuries. Moscow, 1995.
Siljunas V. Ispanskij teatr XVI — XVII vekov. M., 1995.
2. Archivo de la Catedral de Sevilla. Actas Capitulares. V. I., 1486—1600.
3. Archivo de la Catedral de Sevilla. Libros de la Mayordomia de la Fábrica, 1534.
4. Archivo Municipal de Sevilla. Actas capitulares de la ciudad, 1541.
5. Archivo Municipal de Sevilla. V. II. Libro de propios, 1590—1591.
6. ArchHvo Municipal de Sevilla. V. II. Mayordomazgo № 16, 1420.
7. Archivo Principal de Sevilla. Contratos. V. III, 1526.
8. Archivo Principal de Sevilla. Ordenanzas de Sevilla, 1527.
9. Orejуn A. Los gremios sevillanos y la fiesta del Cuerpo de Dios // El correo de Andalucía, 11 de junio de 1936.
10. Rosa y Lуpez, Simуn de la. Los Seises de la Catedral de Sevilla. Sevilla, 1904.
11. Sanz M. J. El Corpus en Sevilla a mediados del siglo XVI. Castillos y danzas // Laboratorio del Arte. №10. Sevilla, 1997.
12. Sentaurens J. Seville et le théâtre: De la fin du moyen âge à la fin du XVII siècle. Vol. 1. — Lille: Bordeaux., 1984.
13. Shergold N., Varey J. Fuentes para la historia del teatro en Espaça // The Modern Language Review. Vol. 93. No. 4 (oct., 1998). P. 997-1006.
Данные об авторе:
Артамонова Екатерина Александровна — аспирантка Государственного института искусствознания. E-mail: [email protected]
Date about the author:
Artamonova Ekaterina — postgraduate student, State Institute for Art Studies. E-mail: [email protected]