Научная статья на тему 'СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристская дестинация / Северо-Кавказский макрорегион / государственная политика / капитализация рекреационных преимуществ. / tourist destination / North Caucasus macroregion / state policy / capitalization of recreational benefits.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Медяник Наталья Витальевна, Мамбетов Мурат Аскербиевич

В статье обосновывается необходимость капитализации рекреационных преимуществ субъектов СКФО, определяющая стратегию и тактику государственной политики, связанной с трансформацией Северо-Кавказского макрорегиона в востребованную туристскую дестинацию. Статистически верифицированы приоритеты обустройства туристской инфраструктуры, транспортной логистики, клиенториентированной диверсификации и продвижения качественного, доступного по цене, дифференцированного турпродукта, формирования межмуниципальных туркластеров, в частности, «Горный Дагестан», территориального и мастер-планирования туристских локалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Медяник Наталья Витальевна, Мамбетов Мурат Аскербиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTH CAUCASUS TOURIST DESTINATION AS AN OBJECT OF STATE POLICY

The paper substantiates the need to capitalize the recreational advantages of the subjects of the North Caucasus Federal District, which determines the strategy and tactics of state policy related to the transformation of the North Caucasus macroregion into a popular tourist destination. The authors statistically verify the priorities of developing tourism infrastructure, transport logistics, customer-oriented diversification and promotion of high-quality, affordable, differentiated tourism products, the formation of intermunicipal tourism clusters, in particular “Mountain Dagestan”, territorial and master planning of tourist localities.

Текст научной работы на тему «СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 338.48

Медяник Н.В.1 Мамбетов М.А.2

северо-кавказская туристская дестинация как объект государственной политики

Аннотация. В статье обосновывается необходимость капитализации рекреационных преимуществ субъектов СКФО, определяющая стратегию и тактику государственной политики, связанной с трансформацией Северо-Кавказского макрорегиона в востребованную туристскую дестинацию. Статистически верифицированы приоритеты обустройства туристской инфраструктуры, транспортной логистики, клиенториентированной диверсификации и продвижения качественного, доступного по цене, дифференцированного турпродукта, формирования межмуниципальных туркластеров, в частности, «Горный Дагестан», территориального и мастер-планирования туристских локалитетов.

Ключевые слова: туристская дестинация, Северо-Кавказский макрорегион, государственная политика, капитализация рекреационных преимуществ.

Medyanik N.

Mambetov M.

NORTH CAUCASUS TOURIST DESTINATION AS AN OBJECT OF STATE POLICY

Abstract. The paper substantiates the need to capitalize the recreational advantages of the subjects of the North Caucasus Federal District, which determines the strategy and tactics of state policy related to the transformation of the North Caucasus macroregion into a popular tourist destination. The authors statistically verify the priorities of developing tourism infrastructure, transport logistics, customer-oriented diversification and promotion of high-quality, affordable, differentiated tourism products, the formation of intermunicipal tourism clusters, in particular "Mountain Dagestan", territorial and master planning of tourist localities.

Keywords: tourist destination, North Caucasus macroregion, state policy, capitalization of recreational benefits.

Для регионов СКФО, обладающих уникальным и разнообразным рекреационным потенциалом, туризм выступает не только в качестве отраслевого локомотива, определяющего исторически сложившуюся специализацию и мес-

то указанных субъектов в хозяйственном комплексе страны, но также источника социального благополучия и драйвера экономического развития традиционно отсталой части России. Подобные обстоятельства вкупе с теориями

1 Медяник Наталья Витальевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: natalya-medyanik@yandex.ru

Natalia Medyanik, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Public and Municipal Administration and Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: natalya-medyanik@yandex.ru

2 Мамбетов Мурат Аскербиевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: mmambetov74@gmail.com

MuratMambetov, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Public and Municipal Administration and Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: mmambetov74@ gmail.com

эндогенного роста [1-6], акцентирующими региональную политику и практику на развитии конкретных мест (place-based approach) за счет местных ресурсов (place-based resources), бизнес- и менеджмент-процессов (placemaking роНсу) по их эффективному использованию [7], обусловливают необходимость капитализации рекреационных преимуществ Северо-Кавказского макрорегиона, все более трансформируя последний в мезоуровневый экономический феномен - востребованную туристскую дести-нацию [9-11].

Более того, в условиях традиционно острой дефицитности финансовых ресурсов в субъектах СКФО, необходимых для обустройства капиталоёмкой, но критически важной для туризма инфраструктуры (мультиплицирующей влиянии на развитие смежных сервисов), требуется активное участие государства в судьбе отрасли, а именно: стратегическое позиционирование и тактическая ее поддержка [12, 13, 14]. Не случайно императив самодостаточности, а также опережающее развитие субъектов СКФО как приоритетных геостратегических территорий страны за счет внутренних источников роста, в том числе рекреационных, определяют целеполагание государственной региональной политики в макрорегионе [15, 16].

Многочисленность и межотраслевой характер регулятивных инициатив государства предусматривают в рамках туристской политики согласованные действия всех федеральных, региональных и субфедеральных властно-публичных участников.

Между тем, консолидация управленческих решений и, не менее важно, кооперация бизнес-практик в туристической сфере СКФО обусловлены рядом объективных обстоятельств. Так, с одной стороны, (относительная - прим. авторов) общность культурно-исторических, организационно-институциональных, социально-экономических, естественных условий развития туризма в сопредельных субъектах СКФО создает предпосылки к интеграции относительно обособленных региональных экономик и формированию единого туристско-рек-реационного комплекса (ТРК) макрорегиона. С другой стороны, наличие разнообразных потребительных ценностей рекреационных благ, к

тому же большей частью немобильных, обеспечивает не только очевидные сравнительные преимущества северокавказским субъектам, но, что не менее важно, актуализирует хозяйственные практики совместного присвоения и диверсификации (комплексного) туристического продукта, тем самым обеспечивая капитализацию мультиполезной стоимости рекреационных территорий СКФО.

Подобный методологический подход позволяет рассматривать Северо-Кавказский макрорегион как единую туристскую дести-нацию, служа гносеологическим основанием для скоординированных управленческих решений государства, хозяйственных практик бизнеса и домохозяйств в пространстве ТРК СКФО.

Осознанность комплексного подхода к обустройству туристских дестинаций страны продемонстрирована в государственной программе РФ «Развитие туризма» [17], где в качестве объектов государственной политики поименованы 12 туристских макротерриторий (в том числе «Большой Кавказ») в границах субъектов СКФО, объединяющих соседствующие, туристско притягательные локации в единый туристский маршрут. По справедливому замыслу разработчиков программы, подобная пространственная организация национальной туристической отрасли позволит, с одной стороны, сфокусировать ресурсы и меры государственной поддержки с учетом приоритетности и специфики развития подобных территорий, а с другой - в рамках каждой из них осуществить отраслевую дифференциацию ТРК, связанную с производством диверсифицированного турпродукта, совместное его брендирование, комплексное пространственное планирование, включая зонирование, архитектурный и дизайн-код, инфраструктурное обустройство, нормирование турпотока с учетом сохранности объектов культурного наследия и природных комплексов.

Между тем, несмотря на исторически сложившуюся рекреационную специализацию, наличие уникального и разнообразного ресурсного потенциала, тем не менее, ныне субъекты СКФО характеризуются весьма скромным положением в ТРК страны (Таблица 1).

Таблица 1. Место Северо-Кавказского макрорегиона в туристско-рекреационном комплексе РФ, 2022 год

Показатели Значение Доля в РФ, %

Туристский поток в РФ, число туристских поездок, ед. 5075845 3,3

Туристский поток в РФ, количество ночевок, ед. 29394018 4,3

Число турфирм, ед. 351 2,6

Число коллективных средств размещения (КСО), ед. 1172 4,0

Число мест в коллективных средствах размещения, ед. 106662 3,9

Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, чел. 1759843 2,7

Среднесписочная численность работников в коллективных средствах размещения (без внешних совместителей и работников несписочного состава), чел. 30426 6,9

Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей, тыс. руб. 45062956,3 6,3

Число санаторно-курортных организаций, ед. 181 10,4

Число мест в санаторно-курортных организациях, ед. 45676 10,3

Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, чел. 691259 11,2

Число ночевок в санаторно-курортных организациях, ед. 9502075 12,7

Доходы санаторно-курортных организаций от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей, тыс. руб. 34584311,6 17,7

Источник: составлено авторами на основе [18-20, 22]

Так, в общем объеме внутреннего туристского потока в 2022 году доля субъектов СКФО составляет 3,3% (число туристских поездок) и 4,3% (количество ночевок). Аналогичную ситуацию демонстрируют показатели, отражающие количественные параметры развития национальной индустрии гостеприимства, свидетельствуя, что совокупный вклад субъектов СКФО варьирует от 2,7% (численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения) до 4,0% (число коллективных средств размещения). При этом несколько выше вес макрорегиона в отраслевых показателях занятости и доходах, 6,9 и 6,3%, соответственно.

Более достойное место макрорегион занимает в санаторно-курортной сфере страны, отчасти оправдывая закрепленный в недавнем прошлом за рядом северокавказских территорий статус «всероссийских здравниц». Так, на долю СКФО в анализируемых показателях развития санаторно-курортной сферы (Таблица 1) приходится от 11,2% в общей численности лиц, размещенных в здравницах, до 17,7% в доходах отрасли.

Как следствие, в национальном рейтинге по показателям развития туризма субъекты СКФО, за исключением Ставропольского края (СК), а в ряде случаев Республики Дагестан (РД) и Кабардино-Балкарской Республики (КБР), занимают преимущественно 60-80-е позиции. Очевидное отставание демонстрируют Республика Ингушетия (РИ), Чеченская Республика (ЧР), Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания).

Таким образом, наличие туристских аттракторов, даже уникальных в мировом рейтинге о рангах, является необходимым, однако не достаточным условием привлекательности де-стинаций, полагая конструктивную государственную политику и эффективные сервисные бизнес-практики [21].

Между тем статистически мониторируемые отраслевые параметры за 2002-2022 годы демонстрируют в целом сопоставимую с общероссийской динамику развития ТРК в СКФО. При этом, если в индустрии гостеприимства макрорегион по ряду показателей (число мест, ночевок, размещенных лиц в коллективных средствах размещения) на 10-40% уступает

темпам роста в РФ, то в динамике развития санаторно-курортной сферы демонстрирует полутора и более кратное преимущество.

Аналогичные тенденции обнаруживает сопоставление среднедушевых параметров развития отрасли, указывая на более низкую (в 1,8 раза) чем в РФ обеспеченность субъектов СКФО коллективными средствами размещения и превышение в 1,5 раза среднероссийских показателей обеспеченности санаторно-курортными учреждениями.

Как следствие, результирующие за 2022 год показатели развития туризма в расчете на душу населения, а именно: численность размещенных лиц и доходы, отмечают в санаторно-курортной сфере кратное - в 1,7 и 2,5 раза соответственно, преимущество СКФО над среднероссийскими аналогами, в то время как в индустрии гостеприимства - в 2,0 и 1,1 раза соответственно, более низкие по сравнению с РФ значения.

Между тем макрорегион демонстрирует более высокие отраслевые показатели эффективности. Так, по итогам 2022 года и в индустрии гостеприимства, и в санаторно-курортной сфере число ночевок, приходящихся на одно место и размещенное лицо, от 1,1 до 1,3 раза превышает среднероссийские аналоги. Более весомые результаты являют показатели доходности в расчете на одно место и размещенное лицо, превосходящие от 1,5 до 2,0 раз значения в РФ.

Как следствие, доля отрасли туризма в ВДС субъектов СКФО составляет 4,9% или от 6,2% (РД) до 2,9% (РИ), что в среднем в 1,8 раза выше, чем в суммарной ВДС субъектов РФ (2,7%) [22].

Таким образом, сравнительный анализ динамических и текущих параметров развития Северо-Кавказской туристской дестинации и общероссийских показателей иллюстрирует значимое место ТРК в региональном хозяйстве, а санаторно-курортной сферы макрорегиона в ТРК страны, более высокие показатели отраслевой эффективности, а, следовательно, востребованности туристских услуг СКФО.

Между тем недостаточная обеспеченность туристской инфраструктурой актуализирует необходимость более динамичного ее обуст-

ройства, прежде всего, гостиничного сектора с элементами национального колорита, общественного питания на основе местной кавказской (адыгской, осетинской, вайнахской и т. п.) кухни, полагая конструктивные механизмы государственной поддержки малых форматов турбизнеса, их интеграцию в предпринимательские саморегулируемые организации.

В условиях роста мобильности россиян, географической близости и транспортной доступности Северо-Кавказской туристской дестинации к потенциальным потребителям европейской части страны, расширения географии путешествий за счет вовлечения в туристское пространство отдаленных, прежде всего, горных дестинаций СКФО, актуально обустройство транспортной логистики.

Критически важно развитие информационных технологий для целей туристской навигации и дистрибуции сервиса путешествий, например, в формате виртуальных турпро-дуктов, оздоровительных онлайн-туров, корпоративных сайтов, мобильных приложений, интернет-порталов региональных туристско-информационных центров, геокэшинга, электронных туристических карт и т. п.

Не менее важно инфраструктурное обеспечение Северо-Кавказской туристской де-стинации связать с требованиями не только городской комфортности, но и безопасности, например, посредством терминалов с «тревожными кнопками», а также в сфере аттракции. Развитие последней сопряжено, прежде всего, с обустройством сложившихся и развивающихся туристских локалитетов СКФО, в частности всесезонных туристско-рекреа-ционных комплексов: Архыз, Домбай (КЧР), Эльбрус, Чегет (КБР), Ведучи (ЧР), Армхи, Цори (РИ), Мамисон, Цей (РСО-Алания), Матлас, Чиндирчеро, Каспийский прибрежный кластер (РД); национальных парков: Алания (РСО-Алания), Приэльбрусье (КБР), Са-мурский (РД), Кисловодский (СК) в качестве объектов экологического туризма; историко-архитектурных и археологических комплексов: Джейрахско-Ассинский (РИ), Аргунский (ЧР), Нижне-Архызский (КЧР); лечебно-оздоровительных местностей: федеральные курорты Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кис-

ловодск (СК), Нальчик (КБР), Теберда (КЧР), бальнеологические курорты Талги, Каякент (РД), Тамиск, Зарамаг, Урсдон (РСО-Алания), Серноводск Кавказский (ЧР), Армхи (РИ).

Актуально для Северо-Кавказской дестина-ции предложение комплексного, доступного по цене, сопоставимого по качеству сервиса с зарубежными аналогами, дифференцированного туристического продукта. Так, умеренная ценовая политика должна быть сопряжена с разным уровнем достатка россиян, особенно когда речь идет о массовом и семейном, детском и молодежном отдыхе, достигая компромисса между высоким качеством туристского сервиса (но не за счет сокращения затрат на регламентные работы, обслуживание оборудования, фонд оплаты труда) и ценовой доступностью, не отражающейся на качестве отдыха [21].

Между тем сегмент путешествий для граждан с относительно высоким уровнем достатка, клиентским опытом посещения зарубежных дестинаций, завышенными требованиями к качеству и уровню потребительских услуг остро актуализирует для макрорегиона высокий уровень гостиничного сервиса и сопутствующих услуг, новизну и разнообразие экскурсионных, треккинговых маршрутов, удовлетворяющих спрос самых взыскательных клиентов [21].

Равным образом имеет значение возрастная сегментация туристов, удовлетворяющая спрос старшего поколения гостей на оздоровительный отдых с элементами культурного досуга, а молодых людей - лимитированных во времени, финансово успешных, активных и мобильных - на эмоционально и физически насыщенные, качественные и безопасные путешествия [23].

Не менее успешному позиционированию Северо-Кавказской дестинации с исторически сложившимися этнокультурными «ядрами», креативными компетенциями кавказских народов и обширной сетью эндемичных природных охраняемых территорий служит все более возрастающий интерес к этническому и экологическому туризму.

Таким образом, располагаемые разнообразные и уникальные рекреационные ресурсы создают для Северо-Кавказской

дестинации очевидные сравнительные преимущества, трансформация которых в конкурентные, а, следовательно, востребованные на рынке внутреннего и въездного туризма, определяет целеполагание, иначе стратегию и тактику государственной политики и бизнес-практики, в том числе отмеченной выше клиентоориентированной диверсификации туризма макрорегиона.

Так, многочисленные меры государственной поддержки ТРК СКФО носят, с одной стороны, общий для туристских макротерриторий формат, например, преференции в кредитовании строительства (реконструкции) объектов размещения, общественного питания; софи-нансирование строительства (модернизации) обеспечивающей инфраструктуры; продвижение совместно с ведущими агрегаторами туристических услуг и поисковыми системами национальных туристских маршрутов (в СКФО подобный статус имеют: «Три ущелья Кабардино-Балкарии и величественный Эльбрус» (КБР), «Страна Галгаев» (РИ), «Осетия стала ближе» (РСО-Алания), «Сказочная Карачаево-Черкессия» (КЧР) [24]; гранты на их обустройство; создание кемпингов, безбарьерной для путешествий среды, средств туристической навигации, мобильных приложений, аудиогидов; приобретение туристического оборудования и т. п.

С другой стороны, Северо-Кавказской де-стинации оказываются меры селективной государственной поддержки, оператором которой выступает АО «Кавказ.РФ». Так, рамочное фокусирование ТРК макрорегиона представлено в Стратегии развития туризма на территории СКФО (распоряжение Правительства РФ от 07.03.2019 № 369-р), где целеполагание сопряжено с комплексным развитием и увеличением вклада туризма в экономику СКФО, а также с учетом принципов устойчивого развития. Последний аспект весьма важен в контексте ESG-трансформаций в индустрии путешествий [26].

Реализуемый с 2011 года кластерный механизм в сочетании с особыми режимами хозяйствования служит развитию отмеченных выше всесезонных горнолыжных комплексов, Каспийского прибрежного и Дербентского

культурно-познавательного кластеров (РД), в том числе стимулированию малых форматов турбизнеса [26].

По-прежнему значимым государственным приоритетом выступает крупнейшая и одна из старейших здравниц страны - Кавказские Минеральные Воды, инфраструктурное обустройство которой предусмотрено федеральными перечнями мероприятий по комплексному развитию городов-курортов [27, 28], а за счет курортного сбора осуществляется финансирование общественных пространств и лечебной инфраструктуры [29, 30].

Между тем критически важно развивать маркетинг Северо-Кавказской дестинации как уникального туристского товара, активно продвигая в рамках событийных мероприятий, в том числе не связанных напрямую с туризмом, однако позволяющих привлечь внешних стейкхолдеров, например, инвесторов, туроператоров, гостиничные бренды, рестораторов, позиционируя макрорегион в различных рекреационных ракурсах.

Следует указать на оправданность региональных усилий по созданию межмуниципальных кластеров экологического, сельского, этнического туризма. Например, подобный формат применим в Республике Дагестан, где под патронажем Министерства по туризму и народным художественным промыслам РД возможна консолидация усилий горных муниципалитетов в рамках единого республиканского турпродукта «Горный Дагестан» с разнообразной аттрактивной структурой, общей ресурсной базой и инфраструктурой горного пояса РД, а также возможностью генерировать цепочки добавленной стоимости между

бизнесом и домохозяйствами, в том числе за счет капитализации креативных компетенций этнических общин [31].

В контексте территориального планирования, важного в обустройстве Северо-Кавказской дестинации, актуальна разработка не только, памятуя конструктивный опыт прошлого [32], единой для макрорегиона Схемы рекреационного планирования, Схемы развития инфраструктуры туризма (например, в рамках Северо-Кавказского туристического кластера), но и Мастер-планов для отдельных туристских локалитетов, Схем зонирования посещаемых туристами (охраняемых) природных территорий, в том числе актуализация Схем горно-санитарной охраны лечебных местностей [33].

В заключении следует отметить, что развитие Северо-Кавказской туристской дести-нации будет определяться умением, конструктивными усилиями государства и турбизнеса воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой, связанной с переориентацией массовых путешествий россиян с зарубежных направлений на внутренние, причем не только в краткосрочном периоде, руководствуясь вынужденными решениями, сколько обеспечивая предложение, комплексного, сопоставимого по качеству сервиса с зарубежными аналогами, доступного по цене, дифференцированного туристического продукта [21]. Подобная направленность управленческих решений и хозяйственных инициатив позволит сформировать, в том числе в долгосрочной перспективе, устойчивый спрос среди разных групп путешественников, делающих осознанный выбор в пользу территории гостеприимства СКФО.

библиографическим список

1. Perroux F. Economic space: theory and applications // Quarterly Journal of Economics. 1950. Vol. 64. P. 89-104.

2. Krugman P. Increasing returns and economic geography //Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99. P. 483-499.

3. Holmes T., Stevens J. Geographic Concentration and Establishment Scale // Review of Economics and Statistics. 2002. Vol. 84. P. 682-690.

4. Porter M.E. Location, competition and economic development: local clusters in a global economy // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14 (1). Р. 15-34.

5. Taylor M., Thrift N. Business organisation, segmentation and location // Regional Studies. 1983. Vol. 17 (б). Р. 445-465.

6. Саморазвивающиеся социально-экономические системы. Теория, методология, прогнозные оценки. Т. 2. Проблемы ресурсного обеспечения саморазвития территориальных социально-экономических систем / Под ред. акад. РАН А. И. Татаркина. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2011. 387 с.

7. Towards the Learning Region: education and Regional Innovation in the European Union and the United States, Thessaloniki: CEDEFOP, 2002.

8. PENR3L - A European Commission Project to establish an expertise network on Learning Regions // EUROlocal. URL: http://eurolocal.info/project/penr3l-european-commission-project-establish-expertise-network-learning-regions

9. Колесников Ю.С. Развитие институтов капитализации территориальных ресурсов - ключевая стратегия модернизации экономики Северного Кавказа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 10. С. 3-10.

10. Колесников Ю.С. Региональная политика модернизации экономики российского Кавказа: проблемы и стратегии // TERRA ECONOMICUS. 2012. Том 10. № 3. Часть 3. С. 5-10.

11. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Стратегия капитализации инновационных ресурсов периферийных регионов России с учетом их ограниченности // TERRA ECONOMICUS. 2014. Том 12(1). С. 101.

12. Актуальные проблемы и стратегические перспективы развития Северо-Кавказского макрорегиона / Под общей редакцией Н.В. Медяник, О.В. Михайлюк. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 214 с.

13. Территориально-отраслевые императивы и механизмы развития Северо-Кавказского макрорегиона: коллективная монография / Под редакцией Н.В. Медяник, О.В. Михайлюк. Пятигорск: ПГЛУ, 2013. 246 с.

14. Проблемы и перспективы управления развитием сферы рекреации и туризма в СКФО / Под общей редакцией Н.В. Медяник, И.С. Штаповой. Пятигорск: СКФУ, 2014. 216 с.

15. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года».

16. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 № 1089-р «б утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года».

17. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма».

18. Оценка туристского потока (с 2022 г.). URL.: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Turpotok_2kv-2023 .xlsx

19. Основные показатели деятельности туристских фирм по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации (с 2004 г.). URL.: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tur_god-2022.xlsx

20. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, годы (с 2002 г.) URL.: https://rosstat.gov.ru/ storage/medi ab ank/KSR_God_sub_2022.xl sx

21. Состояние, прогноз и факторы развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ», 10-11 ноября 2022 года. Белгород: ИД БелГУ, 2022. С. 507-511.

22. Валовая добавленная стоимость туристской индустрии экономики субъекта Российской Федерации (ОКВЭД2) (с 2019 г.). URL.: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vds_ti-okved2_vrp.xlsx

23. Медяник Н.В., Мельников В.В. Глобальные тренды и стратегические приоритеты развития туристских дестинаций в регионах России (на материалах Ставропольского края) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 399

24. Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 № 2086 «Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов».

25. Economic, Social, and Environmental Sustainability In Tourism HLPF 2023 Official side event (in person) 14 July 2023 United Nations Headquarters, New York. URL.: Background-Document-HLPF-2023-side-event_13.07.2023.pdf

26. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 833»О создании особых экономических зон и туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе».

27. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2016 № 2899-р «О Перечне мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2021 № 2540-р «О Перечне мероприятий по комплексному развитию городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды до 2030 года».

29. Федеральный закон от 29.07.2017 № 214 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры».

30. Закон Ставропольского края от 26.12.2022 № 113-кз «О внесении изменений в Закон СК «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае».

31. Медяник Н.В. Проблемы и перспективы реализации кластерных инициатив в туристско-рекреационном комплексе СКФО // Современная наука и инновации. 2014. № 2 (6). С. 8.

32. Чистобаев А.И. Пространственное планирование в России: состояние, проблемы, задачи географов // Вестник АРГО. 2013. № 2. С. 16.

33. Постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Perroux F. Economic space: theory and applications // Quarterly Journal of Economics. 1950. Vol. 64. P. 89-104.

2. Krugman P. Increasing returns and economic geography // Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99. P. 483-499.

3. Holmes T., Stevens J. Geographic Concentration and Establishment Scale // Review of Economics and Statistics. 2002. Vol. 84. P. 682-690.

4. Porter M.E. Location, competition and economic development: local clusters in a global economy // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14 (1). Р. 15-34.

5. Taylor M., Thrift N. Business organization, segmentation and location // Regional Studies. 1983. Vol. 17 (6). Р. 445-465.

6. Self-developing socio-economic systems. Theory, methodology, forecast estimates. T. 2. Problems of resource support for self-development of territorial socio-economic systems / Ed. acad. RAS A.I. Tatarkina. M.: ZAO Publishing House Ekonomika, 2011. 387 p.

7. Towards the Learning Region: education and Regional Innovation in the European Union and the United States, Thessaloniki: CEDEFOP, 2002.

8. PENR3L - A European Commission Project to establish an expertise network on Learning Regions // EUROlocal. URL: http://eurolocal.info/project/penr3l-european-commission-project-establish-expertise-network-learning-regions

9. Kolesnikov Yu.S. Development of institutions for capitalization of territorial resources - a key strategy for modernizing the economy of the North Caucasus // National interests: priorities and security. 2012. No. 10. P. 3-10.

10. Kolesnikov Yu.S. Regional policy of modernization of the economy of the Russian Caucasus: problems and strategies // TERRA ECONOMICUS. 2012. Volume 10. No. 3. Part 3. P. 5-10.

11. Ketova N.P., Ovchinnikov V.N. Strategy for capitalization of innovative resources of peripheral regions of Russia, taking into account their limitations // TERRA ECONOMICUS. 2014. Volume 12(1). P. 101.

12. Current problems and strategic prospects for the development of the North Caucasus macroregion. Pyatigorsk: PGLU, 2012. 214 p.

13. Territorial-sectoral imperatives and mechanisms for the development of the North Caucasus macroregion: collective monograph. Pyatigorsk: PGLU, 2013. 246 p.

14. Problems and prospects for managing the development of the sphere of recreation and tourism in the North Caucasus Federal District. Pyatigorsk: SKFU, 2014. 216 p.

15. Order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r "On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2025."

16. Order of the Government of the Russian Federation dated April 30, 2022 No. 1089-r "on approval of the Strategy for the socio-economic development of the North Caucasus Federal District for the period until 2030."

17. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 24, 2021 No. 2439 "On approval of the state program of the Russian Federation "Tourism Development".

18. Assessment of tourist flow (from 2022). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Turpotok_ 2kv-2023.xlsx

19. Key performance indicators of tourism companies in the Russian Federation and constituent entities of the Russian Federation (since 2004). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ tur_god-2022. xl sx

20. Main performance indicators of collective accommodation facilities in the Russian Federation and constituent entities of the Russian Federation, years (since 2002) URL: https://rosstat.gov. ru/storage/medi ab ank/KSR_God_sub_2022. xl sx

21. State, forecast and factors of tourism development in the Karachay-Cherkess Republic // Economic and management congress: collection of articles based on the materials of the International scientific and practical event of the National Research University "BelSU". Belgorod, 2022. P. 507-511.

22. Gross added value of the tourism industry of the economy of a constituent entity of the Russian Federation (OKVED2) (since 2019). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vds_ti-okved2_vrp.xlsx

23. Medyanik N.V., Melnikov V.V. Global trends and strategic priorities for the development of tourist destinations in the regions of Russia (based on materials from the Stavropol Territory) // Modern problems of science and education. 2014. No. 5. P. 399.

24. Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2021 No. 2086 "On approval of the Rules for determining national tourist routes."

25. Economic, Social, and Environmental Sustainability in Tourism HLPF 2023 Official side event (in person) 14 July 2023 United Nations Headquarters, New York. URL.: Background-Document-HLPF-2023-side-event_13.07.2023.pdf

26. Decree of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010 No. 833 "On the creation of special economic zones and a tourism cluster in the North Caucasus Federal District"

27. Order of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2016 No. 2899-r "On the List of measures for the integrated development of the resort city of Kislovodsk until 2030."

28. Order of the Government of the Russian Federation dated September 11, 2021 No. 2540-r "On the List of measures for the integrated development of resort towns in the Caucasian Mineral Waters region until 2030."

29. Federal Law of July 29, 2017 No. 214 "On conducting an experiment on the development of resort infrastructure."

30. Law of the Stavropol Territory dated December 26, 2022 No. 113-kz "On amendments to the Law of the UK "On some issues of conducting an experiment on the development of resort infrastructure in the Stavropol Territory."

31. Medyanik N.V. Problems and prospects for the implementation of cluster initiatives in the tourist and recreational complex of the North Caucasian Federal District // Modern science and innovation. 2014. No. 2 (6). P. 8.

32. Chistobaev A.I. Spatial planning in Russia: status, problems, tasks of geographers // ARGO Bulletin. 2013. No. 2. P. 16.

33. Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR dated 07/09/1985 No. 300 "On establishing the boundaries and regime of the sanitary protection district of the resorts of Essentuki, Zheleznovodsk, Kislovodsk and Pyatigorsk in the Stavropol Territory."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.