Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент привлечения инвестиций в развитие дестинаций'

Особые экономические зоны как инструмент привлечения инвестиций в развитие дестинаций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / НЕФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / ДЕСТИНАЦИИ / SPECIAL ECONOMIC ZONE OF TOURIST-RECREATIONAL TYPE / NON-FINANCIAL INSTRUMENTS / INVESTMENT / RECREATION AREA / DESTINATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Туменова С. А., Созаева Т. Х.

В статье анализируется потенциал особых экономических зон туристско-рекреационного типа как инструмента привлечения инвестиций в развитие и модернизацию дестинаций в условиях трансформации конкурентных отношений. Исследуются лимитирующие факторы и ограничения конкурентного развития дестинаций. Для эффективного использования преференций, предусмотренных особым статусом зон, обосновывается необходимость применения многоуровневой системы долгосрочного территориального планирования, разработанной в контексте системной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Туменова С. А., Созаева Т. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A TOOL OF ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO DEVELOPMENT OF DESTINATIONS

The article examines the potential of special economic zones for tourism and recreation as a tool for attracting investment in the development and modernization of destinations in the transformation of competitive relations. We study limitations and restrictions of competitive development destinations. For effective utilization of preferences provided for special status areas, the authors justified the need for a multi-level system of long-term spatial planning developed in the context of a systemic paradigm.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент привлечения инвестиций в развитие дестинаций»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6 (56) 2013

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 339.137

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ДЕСТИНАЦИЙ*

С.А. ТУМЕНОВА1, Т.Х. СОЗАЕВА2

:ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а E-mail: iipru@rambler.ru

2ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова

360030, КБР, г. Нальчик, пр. Ленина, 1-в.

E-mail: kbgsha@rambler.ru

В статье анализируется потенциал особых экономических зон туристско-рекреационного типа как инструмента привлечения инвестиций в развитие и модернизацию дестинаций в условиях трансформации конкурентных отношений. Исследуются лимитирующие факторы и ограничения конкурентного развития дестинаций. Для эффективного использования преференций, предусмотренных особым статусом зон, обосновывается необходимость применения многоуровневой системы долгосрочного территориального планирования, разработанной в контексте системной парадигмы.

Ключевые слова: особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, нефинансовые инструменты, инвестиции, рекреационная сфера, дестинации.

Закономерностью развития мирового рекреационного рынка на современном этапе становятся глобализация и рост конкуренции, связанный в том числе с реализацией стратегических планов туристской экспансии многих государств. И это:

1. Беспрецедентные масштабы и всеобщий характер туристского движения: формируется единый мировой рынок туризма.

2. Рост транснационализации международного туристского бизнеса, сопровождающийся реализацией совместных программ и образованием глобальных союзов корпораций.

3. Информатизация различных секторов индустрии туризма, замыкающаяся в глобальной информационной сети Интернет.

4. Нарастание конкурентной борьбы на мировом и региональных рынках.

5. Внедрение в практику туризма инновационной парадигмы как фактора конкурентоспособности.

В этих условиях проблема увеличения притока инвестиций для модернизации и технического перевооружения рекреационных объектов приобретает особую актуальность.

Одним из перспективных направлений привлечения капитала в рекреационное производство является формирование институтов развития как инструмента государственной политики, стимулирующего инновационные процессы, развитие и модернизацию инфраструктуры, обеспечение устойчивого экономического роста и диверсификации экономики, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства. Институты развития, выступая в качестве катализатора инвестиций в приоритетные сектора и отрасли экономики, создают условия для формирования условий, обеспечивающих дос-

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-12-07002.

туп экономическим акторам, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), относясь к нефинансовым институтам территориального развития, представляют собой часть территории Российской Федерации, на которой действует особый преференциальный режим экономического и правового регулирования предпринимательской туристско-рекреационной деятельности. Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа в территориально ограниченном пространстве преследует следующие цели.

1. Экономические:

• стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование туристско-рекреационных ресурсов на территории Российской Федерации;

• повышение конкурентоспособности туристско-рекреационных территорий и регионов;

• создание современной инфраструктуры российских курортов - курортной, туристической, транспортной, жилищно-коммунальной и других видов инфраструктуры;

• концентрация ресурсов для достижения целей развития национального туристско-рекреационного комплекса и ряд других.

2. Социальные:

• ускоренное развитие отсталых регионов, слабо освоенных дестинаций;

• повышение занятости и соответственно жизненного уровня населения;

• повышение квалификации кадров, менеджеров и др.

Важной характеристикой ОЭЗ является их способность к диффузионному расширению, распространению своих границ на другие, непосредственно или опосредованно связанные с ними сферы, отрасли, регионы, так как ОЭЗ ТРТ - неизменно неотъемлемая часть национальной экономики.

В 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России было создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа, отобранных по конкурсу из поданных 28 регионами заявок: в Краснодарском и Ставропольском крае, Иркутской области (ОЭЗ «Ворота Байкала»), Республиках Бурятия (ОЭЗ «Байкальская гавань») и Алтай (ОЭЗ «Долина Алтая» и «Бирюзовая Катунь»), Калининградской области. В настоящее время некоторые из них досрочно прекратили существование, в числе основных причин: проблемы землеотвода; недоработка проектной документации; недофинансирование из-за дефицитности бюджета и др.

Четыре ОЭЗ ТРТ, представленные в табл. 1, продолжают развиваться, направляя основные финансовые потоки в развитие общекурортной инфраструктуры, на модернизацию базовых отраслей, вписывающихся в фундаментальные государственные программы экономических преобразований и структурной перестройки хозяйства данных регионов.

Следует отметить, что оптимальное соответствие между видом, направленностью ОЭЗ и организационной структурой содействует эффективности ее деятельности в целом, способности привлекать инвестиции. Главным инструментом создания и дальнейшего функционирования любой ОЭЗ является программный подход, обеспечивающий рациональную организацию сложного многоцелевого процесса развития ее территориально-хозяйственного комплекса. Вследствие этого целевые программы, отражающие развитие данного процесса, представляя собой согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам проведения комплекс разнообразных мероприятий, реализуемых при поддержке государ-

ства для достижения целей создания и развития ОЭС, должны иметь многоцелевой характер.

Таблица 1.

Основные характеристики ОЭЗ туристско-рекреационного типа

в РОССИИ*

Регион Название ОЭЗ Срок, лет Кол-во резидентов Площадь, га Предполагаемый объем государственных инвестиций, млрд. руб.

план факт

Республика Алтай «Долина Алтая» 49 8 857 8,884 2,085

Республика Бурятия «Байкальская гавань» 20 12 3613,0 2,5

Иркутская область «Ворота Байкала» 49 2 2357,9 11,8 -

Алтайский край «Бирюзовая Катунь» 49 17 3326,3 8,2 2,3

*Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» www.oao-oez.ru (дата обращения 07.11.2013 г.).

С методических позиций комплексные программы развития ОЭЗ ТРТ, выступая важным организационным инструментом развития конкретной дестинации с особыми экономико-правовыми условиями, должны иметь нижеследующую последовательность разработки:

1. Определяются концепция и целевые установки программы создания ОЭЗ ТРТ с соответствующей информационной базой.

2. Систематизируются по направлениям формирования целевой программы ОЭЗ ТРТ комплексы программных мероприятий и их ресурсное обеспечение.

3. Формируется механизм реализации и управления целевой программы.

4. Оценивается социально-экономическая значимость или ожидаемый экономический эффект целевой программы создания ОЭЗ ТРТ.

Концептуально в содержании целевой программы развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа должны выделяться следующие основные направления:

• развитие приоритетных видов рекреационных занятий, отраслей и объектов экономического роста;

• развитие общей и курортной инфраструктуры;

• развитие сферы социальной защиты населения;

• решение проблем жизнеобеспечения региона, определение оптимальных антропогенных нагрузок на природные комплексы зоны.

Затем направления развития ОЭЗ ТРТ детализируются, подразделяясь на подцели и задачи (формируется «дерево целей»), уточняются мероприятия по выполнению поставленных задач, устанавливается логика связей между мероприятиями, определяются потребность в ресурсном обеспечении и дата выполнения работ. Как правило, недостаточная проработка выделенных концептуальных направлений разработки целевой программы, динамики (этапности) в формировании ОЭЗ ТРТ приводит к негативным последствиям как в самой зоне, так и в экономике региона в целом.

В контексте изложенного рассмотрим практику создания ОЭЗ ТРТ в субъектах СКФО, обладающих значительным природно-рекреационным потенциалом.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ приоритеты пространственного развития северокавказских республик до 2025 г. ориентированы на селективную поддержку отдельных крупных проектов в туристско-рекреационной сфере при существенном государственном содействии и создании для них максимально благоприятных условий. В целях создания дополнительных условий по привлечению инвестиций в создание туристического кластера в ноябре 2011 года были внесены изменения в ФЗ «Об особых экономических зонах», предусматривающие предоставление дополнительных налоговых преференций резидентам особых экономических зон ТРТ. В частности, речь идет об упрощении миграционного режима для иностранных граждан, привлекаемых для работ по созданию курортов, предоставлении 70-процентной (рассматривается вопрос о стопроцентной) государственной гарантии для привлекаемых в регион инвестиций и другие меры.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» в 2011-2020 годах предполагается реализация масштабного проекта по строительству новых курортов мирового класса в южных регионах страны.

Действительно, республики Северного Кавказа обладают уникальным сочетанием природно-климатических условий и ценных бальнеологических ресурсов, благоприятным для их превращения в один из существенных рекреационных центров России. Но, как известно, для развития территориальных рекреационных систем (региональных ТРК, дестинаций, зон) важен не рекреационный потенциал, который является необходимым, но отнюдь не достаточным условием, а туристический поток. Следовательно, ключевая проблема развития ТРК заключается в том, как адаптировать рекреационные возможности дестинаций для нужд туристического использования и обеспечения стабильного турпотока.

В табл. 2 нашли отражение показатели новых горнолыжных курортов, формируемых на территории Кабардино-Балкарской Республики, на основе создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в том числе на территории Черекского, Чегем-ского, Эльбрусского, Зольского районов.

Таблица 2.

ОЭЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

Кабардино-Балкарской Республики*

ОЭЗ Общая площадь курорта, га Пропускная способность, человек в день

ТРК «Безенги» 32 000 29 000

ГРК «Приэльбрусье» 26 000 25 000

ГРК «Джилы-Су» 16 000 10 000

Итого 74 000 64 000

постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе».

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за 8 лет предусмотрено строительство трех новых горных курортов мирового класса круглогодичного функционирования на слабо- и неосвоенных особо охраняемых природных территориях общей площадью 74 тыс. га с пропускной способностью 64 тыс. чел./день (без численности обслуживаемого персонала). Для круглогодичной деятельности только данных курортов (без учета других горнолыжных курортов, строительство которых запланировано в соседних респуб-

ликах) необходимо обеспечить годовой турпоток только в КБР более чем 2 млн. человек. По данным Министерства спорта, туризма и курортов КБР, современные показатели ТРК республики составляют: численность рекреантов, в том числе однодневного пребывания - менее 200 тыс. чел. год, количество койко-мест, в том числе сезонных мест -чуть более 13,5 тыс. ед.

Указав, что в проектах формирования ОЭЗ ТРТ северокавказских республик обозначены достаточно серьезные ориентиры, выделим ряд проблем. Прежде всего важно отметить, что развитие дестинаций должно опираться на цепочку «исследование рекреационных потребностей - определение конкурентной позиции («своей» ниши на рынке) - развертывание рекреационного потенциала с соблюдением нормативов рекреационных нагрузок». Отсюда и постановка основной задачи развития дестинаций: конверсия природного рекреационного потенциала в кинетику туристического потока. Решение данной задачи требует разработки скоординированной Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в отдельных дестинациях. В ней реализуется пространственный аспект экономической и инвестиционной политики, а также определяются принципы и условия территориального размещения объектов туристской и смежной (производственной, транспортной, социальной) инфраструктур.

Проведенный нами анализ тенденций, факторов и предпосылок развития международного туризма, въездного и внутреннего туризма в РФ, в Северо-Кавказском регионе и соответствующие расчеты свидетельствуют, что существование ряда объективных лимитирующих факторов конкурентного развития рекреационной сферы не позволят реализовать столь масштабные мегапроекты в ближайшие годы [1, с. 145]. Так, в ближайшие несколько десятилетий положительный тренд развития рынка рекреационных услуг сохраниться, однако он не будет резко увеличиваться (об этом свидетельствуют и прогнозные показатели динамики численности населения, роста денежных доходов, среднегодовых темпов увеличения расходов на туризм, приведенные в Стратегии долгосрочного развития России, СКФО, КБР).

В настоящее время обеспечить наполняемость и полноценное функционирование предприятий ТРК субъектов СКФО стало невозможным по многим объективным и субъективным причинам. Коэффициент загруженности рекреационных предприятий северокавказских республик, включая и ведомственные учреждения, в последние годы колеблется на уровне 50%.

Основу туристского потока республик формируют вакационный и социальный сегменты, характеризующиеся как малобюджетные (низкодоходные). Наличие серьезных конкурентов в лице традиционных устоявшихся мировых горнолыжных курортов и особенно ограничения, связанные с негативным имиджем Северо-Кавказского региона, невысокий уровень безопасности туристов не позволят конкурировать малоэффективным, плохост-руктурированным локальным ТРК дотационных регионов (к таковым относятся все субъекты СКФО) и в перспективе. Представляется нецелесообразным планирование масштабных проектов, отводя второстепенную роль качеству институциональной, рыночной, предпринимательской среды, качеству человеческого капитала. В целом планирование необоснованно высоких объемных показателей развития дестинаций в регионе с высокой социальной напряженностью, нерешенными земельными отношениями и другими проблемами при отсутствии адекватного заявленным объемам совокупного (внутреннего и внешнего) спроса приведет к нивелированию преимуществ создания особых режимов функционирования.

Кроме того, при выборе стратегии развития дестинаций, ориентированной на интенсивное и максимальное использование благоприятных природно-климатических условий,

актуализируется проблема обеспечения принципов устойчивого развития. Превышение предельно допустимых рекреационных нагрузок на природные ландшафты будет иметь катастрофические экологические последствия, поскольку горные экосистемы уникальны, субтильны, ассимиляционный потенциал их незначителен. С одной стороны, горы благоприятствуют сохранению биоразнообразия (30% флоры и фауны республик СКФО эндемичны), здесь сосредоточены значительные запасы пресных вод, с другой стороны, они несут потенциальную опасность природного характера. Тем не менее до настоящего времени не получили научно обоснованной оценки рекреационные (в том числе медико-биологические, бальнеологические) возможности территорий предполагаемого освоения. Отсутствует информация физико-географических, геологических, геоэкологических исследований характеристик компонентов ландшафта зон освоения, которая позволит правильно оценить и выработать комплексный подход к стратегии рекреационного освоения высокогорных курортов с учетом специфики их микроклимата, уникальности, труднодос-тупности и ранимости горных экосистем. Обостряются социальные проблемы, связанные в том числе с деградацией хозяйственного уклада местного социума, традиционного культурного ландшафта и пр.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость интегрированного регулирования развития дестинаций, что включает в себя четыре основных компонента:

• географический (учет природной специфики);

• временной (следование долговременным целям и стратегиям управления);

• секторальный (анализ и учет частных и групповых интересов различных природо-пользователей);

• политический (обеспечение консультаций между всеми заинтересованными политическими, экономическими и общественными группами населения).

Интегрированное обустройство, охрана и рациональное использование рекреационного потенциала дестинаций должны стать приоритетными направлениями в региональных программах и проектах развития туризма, что требует:

• сохранения баланса между ростом спроса и ростом предложения;

• планирования развития рекреации в соответствии с принципами устойчивого развития;

• долгосрочных инвестиций в рекреационную сферу;

• обеспечения наличия ясных государственных стратегий развития рекреации, гибкости и оперативности в принятии решений.

Таким образом, для реализации преференций, предусмотренных ОЭЗ ТРТ, необходимо создание соответствующих условий и прежде всего экономической и политической стабильности, наличия четкого законодательства, системного подхода и интегрированного регулирования развития дестинаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе».

2. Туменова С.А. Современные приоритеты и пути развития туристско-рекреационного комплекса СКФО // Материалы международной научно-практической конференции «Приоритеты и пути развития экономики и финансов». Сочи, 28-30 ноября 2012 г. Сочи: Изд-во СГУ, 2012.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A TOOL OF ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO DEVELOPMENT

OF DESTINATIONS*

S.A. TUMENOVA, T.H. SOZAYEVA

institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of the Russian Academy of Sciences 360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street E-mail: iipru@r ambler. ru

2Kabardin-Balkar State Agricultural University named after V.M. Kokov 360030, KBR, Nalchik, l-в, Lenin avenue E-mail: kb gsha@rambler. ru

The article examines the potential of special economic zones for tourism and recreation as a tool for attracting investment in the development and modernization of destinations in the transformation of competitive relations. We study limitations and restrictions of competitive development destinations. For effective utilization of preferences provided for special status areas, the authors justified the need for a multi-level system of long-term spatial planning developed in the context of a systemic paradigm.

Key words: special economic zone of tourist-recreational type, non-financial instruments, investment, recreation area, destination.

Работа поступила 28. 11. 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.