Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА)'

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Елена Анатольевна, Новоселова Наталья Николаевна, Хубулова Вероника Васильевна

Туризм является очень важным экономическим сектором на глобальном и местном уровнях и обеспечивает реальные перспективы для устойчивого и инклюзивного экономического роста. Этот сектор генерирует иностранную валюту, стимулирует региональное развитие, напрямую поддерживает многочисленные типы рабочих мест и предприятий и поддерживает многие местные сообщества. Последние тенденции указывают на продолжающийся уверенный рост во всем мире, и данная позиция иллюстрирует лидирующую роль, которую играют правительства для оптимизации потенциальных выгод и снижения связанных с ними затрат. В данном контексте, в условиях цифровой трансформации и формирования нового направления «Туризм 4.0», авторами предлагается разработка и реализация цифровой туристической платформы Северо-Кавказского региона, в основе которой заложен принцип цифрофизической конвергенции. В результате исследования авторами разработана модель цифровой туристической платформы Северо-Кавказского региона. Цифровая платформа является концептуально новым механизмом концентрации туристского потенциала региона. Внедрение цифровой туристской платформы в Северо-Кавказском регионе способствует трансформации субъектов регионов на новый уровень цифрового развития, как следствие формируется благоприятный туристический климат в регионе, формируются новые виды, направления и продукты, а также возникают конкурентные преимущества у региона на общегосударственном уровне. Также возникают новые возможности для реализации потенциала малого и среднего предпринимательства в регионе, расширяются возможности работы без привязки к определенному месту и формируются новые направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Елена Анатольевна, Новоселова Наталья Николаевна, Хубулова Вероника Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PLATFORM AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF THE SOCIOECONOMIC SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE TOURISM INDUSTRY OF THE NORTH CAUCASUS REGION)

Tourism is a very important economic sector at the global and local levels and provides real prospects for sustainable and inclusive economic growth. This sector generates foreign exchange, stimulates regional development, directly supports numerous types of jobs and businesses, and supports many local communities. Recent trends point to continued strong growth around the world, and this approach illustrates the leading role that governments are playing to optimize potential benefits and reduce associated costs. In this context, in the conditions of digital transformation and the formation of a new direction "Tourism 4.0", the authors propose the development and implementation of a digital tourism platform for the North Caucasus region, which is based on the principle of digital-physical convergence. As a result of the study, the authors developed a model of the digital tourism platform of the North Caucasus region. The digital platform is a conceptual new mechanism for concentrating the region's tourism potential. The introduction of a digital tourism platform in the North Caucasus region contributes to the transformation of the subjects of the regions to a new level of digital development, as a result, a favorable tourist climate is formed in the region, new types, directions and products are formed, and competitive advantages arise for the region at the national level. Also, there are new opportunities for realizing the potential of small and medium-sized businesses in the region, expanding opportunities to work without being tied to a specific place, and new areas of activity are being formed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА)»

Оригинальная статья Original article

УДК 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-5

Семенова Е. А.1'1

1 2

Новоселова Н. Н. ' Хубулова В. В.1'2'3

Цифровая платформа как основа развития социально-экономической системы (на примере туристической отрасли Северо-Кавказского региона)

1Пятигорский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ул. 40 лет Октября, 56, Пятигорск 357500, Россия Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске, пр. Свободы, 14, Железноводск 357430, Россия, 1 e-mail: dekannn@mail.ru

e-mail: nnn-nauka@yandex.ru

3 e-mail: wave71@yandex.ru

Статья поступила 04 февраля 2022 г.; принята 28 февраля 2022 г.; опубликована 31 марта 2022 г.

Аннотация. Туризм является очень важным экономическим сектором на глобальном и местном уровнях и обеспечивает реальные перспективы для устойчивого и инклюзивного экономического роста. Этот сектор генерирует иностранную валюту, стимулирует региональное развитие, напрямую поддерживает многочисленные типы рабочих мест и предприятий и поддерживает многие местные сообщества. Последние тенденции указывают на продолжающийся уверенный рост во всем мире, и данная позиция иллюстрирует лидирующую роль, которую играют правительства для оптимизации потенциальных выгод и снижения связанных с ними затрат. В данном контексте, в условиях цифровой трансформации и формирования нового направления «Туризм 4.0», авторами предлагается разработка и реализация цифровой туристической платформы Северо-Кавказского региона, в основе которой заложен принцип цифро-физической конвергенции. В результате исследования авторами разработана модель цифровой туристической платформы Северо-Кавказского региона. Цифровая платформа является концептуально новым механизмом концентрации туристского потенциала региона. Внедрение цифровой туристской платформы в Северо-Кавказском регионе способствует трансформации субъектов регионов на новый уровень цифрового развития, как следствие формируется благоприятный туристический климат в регионе, формируются новые виды, направления и продукты, а также возникают конкурентные преимущества у региона на общегосударственном уровне. Также возникают новые возможности для реализации потенциала малого и среднего предпринимательства в регионе, расширяются возможности работы без привязки к определенному месту и формируются новые направления деятельности.

Ключевые слова: туризм; туристские дестинации; туристическая отрасль; туристические кластеры; туристические системы; цифровая трансформация; цифровые технологии; цифровая туристическая платформа Для цитирования: Семенова Е. А., Новоселова Н. Н., Хубулова В. В. Цифровая платформа как основа развития социально-экономической системы (на примере туристической отрасли Северо-Кавказского региона) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Т. 8. № 1. 2022. С. 49-61. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-5

UDC 338.48

Elena A. Semenova1'1 Digital platform as a basis for development

1 2

Natalia N. Novoselova ' of the socio-economic system (on the example

Veronika V. Khubulova1'2'3 of the tourism industry of the North Caucasus region)

1Pyatigorsk Institute (branch) of the North Caucasus Federal University

56. 40 Let Oktyabrya St., Pyatigorsk 357500, Russia

2Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk, 14 Svobody Ave., Zheleznovodsk, 357430, Russia, 1 e-mail: dekannn@mail.ru e-mail: nnn-nauka@yandex.ru

3 e-mail: wave71@yandex.ru

Abstract. Tourism is a very important economic sector at the global and local levels and provides real prospects for sustainable and inclusive economic growth. This sector generates foreign exchange, stimulates regional development, directly supports numerous types of jobs and businesses, and supports many local communities. Recent trends point to continued strong growth around the world, and this approach illustrates the leading role that governments are playing to optimize potential benefits and reduce associated costs. In this context, in the conditions of digital transformation and the formation of a new direction "Tourism 4.0", the authors propose the development and implementation of a digital tourism platform for the North Caucasus region, which is based on the principle of digital-physical convergence. As a result of the study, the authors developed a model of the digital tourism platform of the North Caucasus region. The digital platform is a conceptual new mechanism for concentrating the region's tourism potential. The introduction of a digital tourism platform in the North Caucasus region contributes to the transformation of the subjects of the regions to a new level of digital development, as a result, a favorable tourist climate is formed in the region, new types, directions and products are formed, and competitive advantages arise for the region at the national level. Also, there are new opportunities for realizing the potential of small and medium-sized businesses in the region, expanding opportunities to work without being tied to a specific place, and new areas of activity are being formed.

Keywords: tourism; tourist destinations; tourism industry; tourism clusters; tourism systems; digital transformation; digital technologies; digital tourism platform For citation: Semenova E. A., Novoselova N. N., Khubulova V.V. (2022), "Digital platform as a basis for development of the socio-economic system (on the example of

the tourism industry of the North Caucasus region)", Research Result. Business and Service Technologies, vol. 8, 1, pp. 49-61. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-5

Введение (Introduction). Цифровые технологии привели к значительным преобразованиям в индустрии туризма, революционизируя туристические предприятия, продукты и опыт, бизнес-экосистемы и направления. Цифровизация также изменила традиционные роли производителей и потребителей туризма, появились новые роли, отношения, бизнес-модели и компетенции. Рост цифровых платформ увеличил разнообразие и объем туристических продуктов, услуг и впечатлений с функциональностью по запросу, ускоряющей скорость экономических транзакций, осведомленность о рынке и обратную связь.

По мере развития цифровизации появляющиеся технологии объединяются по-новому, чтобы продвигать цифровую трансформацию в новых и часто непредсказуемых направлениях. В туризме эта конвергенция происходит в двух ключевых областях: объединение цифровых технологий и слияние цифровых технологий с физическим миром (например, носимые технологии, дополненная реальность, распознавание изображений и т.д.).

Цель исследования (The aim of the work). Цель исследования - разработка цифровой платформы как основы реализации туристического потенциала СевероКавказского региона.

Для достижения поставленной были решены следующие задачи исследования: обоснованы основные подходы к понятию «кластер», изучены сформировавшиеся модели туристских кластеров; определено состояние кластерной политики в России в современных реалиях цифровой трансформации; обособлены основные направления кластерной политики России в контексте современных тенденций цифровой трансформации; проанализировано состояние туристической отрасли России в контексте современных реалий; выявлены проблемы и перспективы развития туристической отрасли в субъектах Северо-

Кавказского федерального округа; разработана модель цифровой платформы Северо-Кавказского региона.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Многоас-пектность теоретических подходов к содержанию понятия «туризм» отражена во многих областях знаний - социологии, экономике, менеджменте, маркетингу, культуре. В результате этого сформировался огромный пласт знаний для формирования комплексной науки.

Теоретико-методологическую основу исследования определили научно-практические и теоретические труды в области кластерной политики и туризма зарубежных и отечественных ученых, специалистов, исследования которых посвящены кластеризации в туристской отрасли, а также работы по социально-экономическим механизмам управлению в области туризма.

Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использованы общенаучные и географические методы исследования: системно-структурный и сравнительный. Их применение позволило обеспечить обоснованность и достоверность выводов и предложений.

Информационно-эмпирической базой явились законодательные акты РФ; федеральные и региональные стратегии и целевые программы; публикации в исследовательских журналах; материалы научно-практических конференций; статистические данные и информационные материалы: Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Федеральной службы государственной статистки (далее Росстат), а также подведомственных ему управлений на местах, Федерального агентства по туризму (Ростуризм), специализированные отчеты, электронно-информационные ресурсы.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Дина-

мика трансформации основных факторов экономического роста в общегосударственном контексте, к которым относятся высокая степень социальной мобильности, состояние материальных и нематериальных активов, уровень предпринимательской активности, технологические решения, внедряемые в различные отраслевые структуры и эффективность реализации человеческого капитала, предполагает модификацию традиционных систем как в масштабах всего государства, так и на локальном уровне. В данном контексте возникает необходимость рассматривать региональные экономические системы как базовые платформы для осуществления глобальной трансформации, основанные на технологических идеях и решениях (Новоселова, 2016; Новоселова, Новоселов, 2017). В ходе работы авторами был обособлен и рассмотрен СевероКавказский регион с точки зрения туристического потенциала, кластерных организаций и цифрового развития.

К ключевым задачам развития туристической отрасли в Северо-Кавказском федеральном округе относятся:

- развитие туристско-рекреационной территории (кластера) Кавказских Минеральных Вод (далее КМВ);

- санаторно-курортный отдых и создание медицинского кластера;

- развитие горнолыжного кластера;

- культурно-исторический туризм мирового уровня;

- разработка новых точек притяжения на территории Кавказа (создание эффективной инфраструктуры и бренда региона);

- популяризация экологического туризма в особо охраняемых природных территориях (ООПТ);

- стимулирование увеличения доли внутрирегиональных турпотоков;

- формирование системы подготовки и переподготовки кадров для управления туристическими системами.

В ходе исследования авторами были обособлены и рассмотрены два направления формирования туристических систем в Северо-Кавказском федеральном округе: развитие туристско-рекреационной территории (кластера) Кавказских Минеральных Вод (КМВ) и горнолыжного кластера.

Согласно данным, представленным Федеральной службой государственной статистики (Росстат) в Статистическом бюллетене 2020, в Северо-Кавказском федеральном округе в 2020 году снижение числа ночевок составило 94,3 %, а численности размещенных лиц - 97,5% по отношению к предыдущему 2019 году. Самые низкие показатели демонстрирует Карачаево-Черкесская Республика (рис. 1).

В качестве одного из направлений реализации туристического потенциала в СКФО является создание горнолыжного кластера. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 833 «О создании туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе» и дополняющими его нормативными актами в его состав включены 5 туристско-рекреационных особых экономических зон (далее - ОЭЗ), предусматривающих создание 6 курортных зон: 5 всесезонных ту-ристско-рекреационных комплексов и 1 прибрежный кластер

(Гончаров, Хубулова, 2017, 2018; Гуляев, 1996; Криппендорф, 2005).

Объем вложений, направленных резидентами на создание инвестиционных объектов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе - 214,2 млрд рублей (рис. 2).

-97.50°o -98.90°о -9"\80°o -99.70ел -9"r.60°o -96.60%

3

Рис. 1. Динамика показателей 2020 г. к 2019 г., % Fig. 1. Dynamics of indicators of2020 to 2019, %

Рис. 2. Финансирование крупнейших проектов в сфере туризма и рекреации

на Северном Кавказе, млрд. руб.4 Fig. 2. Financing of the largest projects in the field of tourism and recreation in the North Caucasus, billion rubles

3 Составлено авторами по материалам Официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

4 Составлено авторами по материалам Официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

URL: http://www.gks.ru

Курорты северокавказского туристического кластера - Архыз, Эльбрус и Ве-дучи - демонстрируют рост турпотока. За первый месяц 2021 года более 190 тыс. гостей горнолыжного отдыха. Это на 36% больше аналогичного периода прошлого года: в январе 2020 года количество гостей составило 140 тыс. человек. Нагрузка долины Архыз составила более 500 тыс. посетителей с начала горнолыжного сезона. Это на 54% больше аналогичного периода годом ранее. Услугами канатных дорог за три зимних месяца воспользовались почти 420 тыс. гостей горного курорта (Slepakov, Novoselova, Khubulova, 2019; Вартумян, Лаврова, 2019; Воливок, Долматова, 2020).

Особо охраняемый эколого-курорт-ный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды расположен на территории трех субъектов Российской Федерации:

1. Ставропольского края (города и города-курорты: Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Лермонтов, Минеральные Воды, Георгиевск; районы: Предгорный, Минераловодский и Георгиевский);

2. Кабардино-Балкарской Республики (Зольский район, где находится озеро Тамбукан);

3. Республики Карачаево-Черкессии (Мало-Карачаевский и Прикубанский районы) (Морозов, Морозов, 2019).

Следует отметить, что в состав ту-ристско-рекреационной кластера Кавказских Минеральных вод входит «умный город-курорт» Железноводск. Технология Smart City в Железноводске была внедрена сразу в нескольких областях градоустрой-ства - туризме, городском управлении, ЖКХ, логистике и безопасности. В первую очередь была внедрена интеграционная

технология по управлению городскими ресурсами и сервисами под названием «Умный город», которая включает 35 модулей. В 2020 году ^ города-курорта был повышен за счет приобретения и подключение в общую «паутину» 20 дополнительных интеллектуальных камер, цифровых табло и интерактивных киосков.

Несмотря на положительные эффекты и нововведения в регионе Кавказских Минеральных Вод, снижение турпотока в 2020 году составило 61% по сравнению с предыдущим 2019 годом, основной причинной отрицательной динамики является эпидемиологическая ситуация в стране и ограничения, связанные с пандемией (рис. 3).

В ходе исследования авторами были разработаны и охарактеризованы модели кластерных объединений СевероКавказского федерального округа.

Горнолыжный кластер СевероКавказского округа основывается на модели кластера в туризме, сложившейся в рамках «классического подхода», так как имеет яркий отраслевой окрас и «бренд территории» отражает перенос вектора маркетинговой политики с организаций и их объединений на территорию, где они размещены. Однако в системе горнолыжного кластера отсутствуют элементы «социальные институты» и «научно-образовательные организации». Основными детерминантами кластера являются: Акционерное общество «Курорты Северного Кавказа», организации внутри кластера (этнопарки, зоны курорта, туристические зоны) и представители частного сектора в сфере туризма, а также внешние контрагенты, к которым относятся местное сообщество и организации смежных и сопутствующих отраслей (рис. 4).

Рис. 3. Туристические потоки на КМВ 2018-2020 гг., млн чел.5 Fig. 3. Tourist flows for the KMV2018-2020, million people

Рис. 4. Модель Горнолыжного кластера Северо-Кавказского округа Fig. 4. Model of the Ski cluster of the North Caucasus District

5 Составлено авторами По материалам: Официального сайта: Федерального службы государственной статистики - [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru

Модель туристско-рекреационной кластера Кавказских Минеральных Вод (КМВ) структурирована на основе туристского подхода и имеет ярко выраженный отраслевой окрас, который характеризуется такими связующими элементами, как «культурно-событийный капитал», «продукт как комплекс впечатлений», «экскурсионные программы и маршруты». Экосистема кластера охватывает всех основных участников процесса, к которым относятся Правительство Ставропольского края и местные администрации, частный сектор и ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» Пятигорский институт (филиал) федерального государ-

ственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Пятигорск) (Паршин, Паршина, 2019; Чудновский, 2014; Шебзухова, Клименко, 2019).

Также в систему кластера входят организации сопутствующих и смежных отраслей, социальные институты и местное сообщество. Местные органы власти принимают непосредственное участие в развитии туристско-рекреационной кластера Кавказских Минеральных Вод (КМВ), принимая стратегические решения и определяя целевые ориентиры туристической отрасли в регионе (рис. 5).

Рис. 5. Модель туристско-рекреационного кластера Кавказских Минеральных Вод (КМВ) Fig. 5. The model of the tourist and recreational cluster Caucasian Mineral Waters (CMW)

of

Несмотря на развитие кластерных образований на территории СевероКавказского федерального округа, следует отметить, что регион не в полной мере реализуют свой потенциал, о чем свидетельствуют низкие показатели турпотоков в регионе. Как следствие, несмотря на ограничения в связи с пандемией и запреты на выезд за границу, российские туристы предпочитают курорты соседних субъек-

тов, входящих в состав Южного федерального округа.

Данный факт является следствием неразвитой туристкой инфраструктуры региона КМВ, что обусловлено наличием отрицательных барьеров, связанных с определенными социально-

экономическими, политическими и технологическими проблемами. Поэтому требуется определенная «перезагрузка» устоявшейся региональной системы в сфере ту-

ризма, а также формирование концептуально новых форм коллаборации основных участников туристического процесса, а также внедрение технологических решений в реализацию ресурсного потенциала региона.

В качестве одного из основных направлений в «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р, предусмотрено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры путем устранения «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации за счет создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения высокоскоростной передачи данных, доступной для населения Российской Федерации, а также внедрение платформенных решений и интеллектуальных системы управления.

В данном контексте, в условиях цифровой трансформации и формирования нового направления «Туризм 4.0» авторами была разработана модель цифровой туристической платформы Северо-Кавказского региона, в основе которой заложен принцип цифро-физической конвергенции.

Модель имеет многоканальное подключение, поэтому количество пользователей и посещений не имеет ограничений. Цифровая платформа делится на четыре основания: внешний и внутренний пласт, цифровые решения и ядро платформы.

В категорию внешнего пласта платформы входят контрагенты, не имеющие прямого отношения к экосистеме платформы, но формирующие туристические «настроения» внутри региона, а также смежные отрасли. В данную категорию были отнесены: общественные объединения Северного Кавказа, межэтнические и межнациональные группы; народные промыслы или hand-made по-кавказски, смежные отраслевые комплексы региона.

В состав внутреннего пласта входят основные участники цифровой платфор-

мы: органы государственного управления и местного самоуправления, представители туристической бизнес-среды региона, научно-образовательные учреждения. Основным отличием цифровой платформы от кластерного образования является внедрение в структуру кластера участников ГТ-сферы региона, которые обеспечивают и обслуживают процесс функционирования платформы. Каждый из участников кластера имеет в ведении определенное цифровое решение.

Так, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления направлена на формирование и координацию процесса реализации стратегического документа «Цифровая программа развития туризма в Северо-Кавказском регионе: Туризм 4.0». Определение целевых индикаторов и достижение их осуществляется внутри платформы. Задача политики основана на двуедином подходе: решение проблем и поиск возможностей, присущих существующей политической среде, и введение новых мер, которые способствуют развитию цифровых технологий, вовлечению и интеграции туристических предприятий в формирование позитивного бренда региона и разработку туристического продукта. Одним из приоритетных направлений деятельности органов власти является работа над уменьшением барьеров, которые могут препятствовать цифровой трансформации малых и средних туристических предприятий, включая вопросы защиты потребителей и соблюдения их конфиденциальности, развития конкуренции и регулирования, обеспечения информацией и т.д.

В ведение научно-образовательных организаций входит формирование «умной» среды для развития цифрового потенциала в туристической отрасли региона. Так, Лаборатория «умного туризма» представляет собой цифровую сеть тематических инкубаторов и акселераторов, специализирующихся на туризме, деятельность которых направлена на стимулирование инноваций, продвижение новых

идей. Также Лаборатория выступает образовательной площадкой для повышения квалификации и переподготовки кадров в области цифрового туризма. Данная инициатива направлена в основном на поддержку новых цифровых проектов в сфере туризма и развитие человеческих ресурсов, формирование пласта талантов.

Центр данных является компонентом, относящимся к деятельности представителей бизнес-среды региона, от которых полностью зависит наполняемость платформы контентом. Консолидированный комплекс Центра данных внутри экосистемы платформы представляет данные об основных дестинациях, туристической инфраструктуре и супраструктуре, туристических продуктах и услугах СевероКавказского федерального округа. Инструмент бронирования направлен на создание равных условий для всего туристического сектора. Платформа позволяет посетителям выбрать для себя приоритетный вид времяпрепровождения в СевероКавказском федеральном округе в зависимости от вида туризма, места назначения, маршрута, стоимости средств размещения, услуг транспорта и питания, развлечений и т.д.

В ядре цифровой платформы находятся цифровые технологии. Цифровые технологии - ключ к построению более продуктивной и адаптируемой экономики туризма. Они призваны сыграть фундаментальную роль в повышении устойчивости и максимальном использовании потенциальных экологических, социальных и культурных преимуществ туризма, а также в предоставлении новых туристических технологий, которые позволяют управлять впечатлениями туристов. В качестве приоритетных технологий были обособлены: большие данные, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и Saas-решения.

Цифровая платформа является центральным узлом данных региона, предоставляющим информацию для бизнес-стратегий и принятия решений по всей це-

почке создания стоимости туристического продукта региона, предоставляя туристам информацию о местоположении во время их поездки на основе геолокационной информации, аналитики данных и искусственного интеллекта, а также прокладывая маршруты по знаковым местам в зависимости от места пребывания. В систему встроен виртуальный помощник, который управляется с помощью искусственного интеллекта и способен дать информацию относительно дестинаций Северного-Кавказа.

Развитие экосистемы цифровой туристической платформы Северо-Кавказского региона происходит за счет конвергенции физического пространства и цифровой системы, взаимодействия и внедрения аналитики данных и других цифровых технологий. Платформа - это рычаг для оптимизации преимуществ цифровой трансформации. Ключевой целью стимулирования туризма с цифровыми технологиями является поощрение цифровой и физической конвергенции и достижение целей интеллектуального туризма. К основным задачам разработки и реализации цифровой туристической платформы региона относятся:

-расширение доступа к высокоскоростной широкополосной связи и другой цифровой инфраструктуре для туристических предприятий и посетителей в городах, регионах и сельских районах, управления туризмом, обмена данными и аналитики.

-поиск человеческих ресурсов необходимой квалификации с целью повышения осведомленности о возможностях и преимуществах внедрения цифровых технологий, укрепления и развития человеческого потенциала для эффективного участия в новой цифровой экосистеме;

-поддержка практических инноваций и развития человеческого потенциала посредством создания Лаборатории интеллектуального туризма с целью поощрения

распространения, стимулирования экосистем туристического бизнеса и продвижения цифрового мышления;

-создание цифровой стратегии для определения целевых индикаторов и ключевых результатов цифровой трансформации туристической системы СевероКавказского федерального округа;

-формирование базы, основанной на больших данных по ключевым аспектам цифровизации для туристских организаций. Целевые и детализированные подходы к регулированию, финансированию, инвестициям и стимулам должны основываться на понимании различных потребностей местных цифровых предприятий и традиционных туристских предприятий с низким уровнем распространения цифровых технологий.

Высокая степень конкурентных преимуществ цифровых платформ обусловлена двумя характеристиками. Во-первых, цифровые платформы могут оптимизироваться одновременно для интегрированных и специализированных решений. Во-вторых, вопросы организации технологической платформы и ее поддержки могут нивелировать влияние географического фактора расположения участников отраслевого процесса. Потенциально это фундаментальный сдвиг в организационном мышлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью интеллектуального туризма является развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры и возможностей для содействия инновациям, улучшения впечатлений посетителей, а также более эффективного управления и совместного управления туризмом. Технологии, способствующие конвергенции, были определены как основной источник создания ценности, инноваций и продуктивности для будущего туризма.

Заключение (Conclusions). Таким образом, внедрение цифровой туристской платформы в Северо-Кавказском регионе способствует трансформации субъектов

регионов и переводу их на новый уровень цифрового развития, как следствие, формируется благоприятный туристический климат в регионе, формируются новые виды, направления и продукты, а также возникают конкурентные преимущества у региона на общегосударственном уровне. Также возникают новые возможности для реализации потенциала малого и среднего предпринимательства в регионе, расширяются возможности работы без привязки к определенному месту и формируются новые направления деятельности.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературу

Вартумян А.А., Лаврова Т.Н. Формирование организационно-экономического механизма развития курортно-туристской отрасли Кавказских Минеральных Вод // Курорты. Сервис. Туризм. 2019. № 1 (42). С. 94-97.

Воливок О.А., Долматова А.С. Роль инноваций в формировании стратегии организации туристской сферы // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 123-126.

Гончаров А.Н., Хубулова В.В. Агроту-ризм как перспективное направление развития туризма на Северном Кавказе // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 205-208.

Гончаров А.Н., Хубулова В.В. Пространственное развитие туризма в Ставропольском крае: кластерный подход // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 306-309.

Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. М.: Но-лидж, 1996.

Криппендорф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции / Пер. с англ. СПб.: Питер. 2005.

Морозов М.А., Морозов М.М. Цифровые коммуникации как инструмент формирования единого информационного пространства в ту-

ризме // Вестник РосНОУ, Серия «Человек и общество». 2019. №2. С.69-73.

Новоселова Н.Н. Разработка перспективных направлений развития туризма и рекреации Северного Кавказа как структурных элементов национальной экономики // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2016. №23 (3). С. 85-89.

Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Исследование направлений развития региональной социально-экономической системы с позиций институциональной составляющей и территориальной локализации // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 1 (24).

С. 218-224.

Паршин В.Я., Паршина М.В. Цифровые технологии как инструмент, влияющий на потребительский выбор в сфере туризма // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. №2(50). С. 495-500.

Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме М.: КноРус, 2014.

Шебзухова Т.А., Клименко И.С. Современные подходы при исследовании проблем подготовки кадров для туриндустрии // Курорты. Сервис. Туризм. 2019. № 1 (42). С. 40-43.

Slepakov S.S., Novoselova N.N., Khubulova V.V. (2019) Revival and renewal of political economy // Lecture notes in networks and systems. Т. 57. Pp. 443-450.

References

Chudnovsky, A.D. (2014), Information technologies of management in tourism, Moscow, KnoRus.

Goncharov, A.N. and Khubulova, V.V.

(2017), "Agrotourism as a promising direction of tourism development in the North Caucasus", Economics entrepreneurship, 2-1 (79), pp. 205208.

Goncharov, A.N. and Khubulova, V.V.

(2018), "Spatial development of tourism in the Stavropol Territory: a cluster approach", Economics and entrepreneurship, 2 (91), pp. 306-309.

Gulyaev, V.G. (1996), Organization of tourist activities, Textbook, M., Nolidzh.

Krippendorf, K. (2005), 36 strategies for victory in the era of competition, Transl. from English, St. Petersburg, Peter.

Morozov, M.A. and Morozov, M.M. (2019), "Digital communications as a tool for the formation of a unified information space in tourism", Bulletin of RosNOU, Series "Man and society", 2, pp.69-73.

Novoselova, N.N. (2016), "Development of promising directions for the development of tourism and recreation in the North Caucasus as structural elements of the national economy", International scientific publication "Modern fundamental and applied research", 23 (3), pp. 85-89.

Novoselova, N.N. and Novoselov, S.N. (2017), "Research of the directions of development of the regional socio-economic system from the standpoint of the institutional component and territorial localization", International scientific publication Modern Fundamental and Applied Research, 1 (24), pp. 218-224.

Parshin, V.Ya. and Parshina, M.V. (2019), "Digital technologies as a tool influencing consumer choice in the field of tourism", Education and science in Russia and abroad, 2(50), pp. 495500.

Shebzukhova, T.A. and Klimenko, I.S. (2019), "Modern approaches to the study of personnel training problems for the tourism industry", Resorts. Service. Tourism, 1 (42), pp. 40-43.

Slepakov, S. S., Novoselova, N. N. and Khubulova, V. V. (2019), "Revival and renewal of political economy", Lecture notes in networks and systems, Vol. 57, pp. 443-450.

Vartanian, A. A. and Lavrova, T. N. (2019), "Formation of the organizational-economic mechanism of development of resort and tourist industry of the Caucasian Mineral Waters", Resorts. Service. Tourism, 1 (42), pp. 94-97.

Volivok, O.A. and Dolmatova, A.S. (2020), "The role of innovations in the formation of the strategy of the organization of the tourism sector", Karelian Scientific Journal, Vol. 9, 3 (32), pp. 123-126.

Данные об авторах

Семенова Елена Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, декан Школы кавказского гостеприимства Пятигорского института (филиала) ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет»

Новоселова Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета Пятигорского института (филиала) ФГАОУ

ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Хубулова Вероника Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Пятигорского института (филиала) ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске

Information about the authors

Elena A. Semenova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Dean of the School of Caucasian Hospitality, Pyatigorsk Institute (branch) of the North Caucasus Federal University

Natalya N. Novoselova, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Finance and Accounting, Pyatigorsk Institute (branch) of the North Caucasus Federal University Veronika V, Khubulova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Accounting, Pyatigorsk Institute (branch) of the North Caucasus Federal University; Associate Professor, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.