Научная статья на тему 'Северно-русский приход в конце XVII века'

Северно-русский приход в конце XVII века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северно-русский приход в конце XVII века»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.М. Верюжский

Северно-русский приход в конце XVII века

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 5. С. 699-713.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Сѣверно-русскій приходъ въ концѣ XYII вѣка.

III *).

Участіе крестьянской общины въ завѣдываніи церковнымъ хозяйствомъ.— Значеніе выборнаго церковнаго старосты.—Стремленіе со стороны холмогорскаго архіепископа Аѳанасія подорвать это значеніе. — Его контроль надъ расходованіемъ церковной казны въ приходахъ и надъ завѣдываніемъ церковной землей.—Посягательство на территоріальный размѣръ приходовъ.—Остатки старины: „трапезныя явки и братчины“.

ЧАСТІЕ крестьянской общины въ дѣлахъ церковно-приходской жизни проявлялось также въ завѣдываніи церковнымъ хозяйствомъ. Завѣдываніе это находилось въ рукахъ церковнаго старосты (или, какъ онъ чаще назывался тогда, церковнаго прикащика), выбираемаго изъ среды самихъ крестьянъ — обыкновенно на одинъ годъ ™). Староста завѣдывалъ церковными доходами, состоявшими въ оброкѣ съ церковныхъ земель («празговыя деньги и жито»), лавокъ («нолавочнос») и тоней, въ добровольныхъ пожертвованіяхъ (замсльными участками, деньгами и хлѣбомъ) и другихъ случайныхъ доходахъ * 78 79 80). На старостѣ-же лежали и различные церковные расходы: покупка предметовъ, необходимыхъ для богослуженія, поправка церковныхъ принадлежностей, уплата оброка въ государственную казну (сотскому) съ церковныхъ земель, лавокъ и т. п. 81). Онъ приряжалъ половнн-

*) Продолженіе. См. мартъ.

78) Акты Холмог. и Устюж. еи., кн. I, № Ѵ*І, стр, 15.

79) Гіошл. книги архіер. дома 1686—1698 гг. (отд. грам. и пам. и о челоб. дѣл.: грамоты объ утвержденіи выбора церковныхъ прикаіциковъ).

й0) Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. I, №№ Ѵ’І, XIV*, IX; также X и XI.

81) Акты Холмог. и Устюж. ен., кн. I, Л?Л» ѴП, XII, XIII.

49

ковъ или норядчиковъ на церковныя земли, при случаѣ прикупалъ этихъ земель, давалъ взаймы крестьянамъ (безъ роста) церковныя деньги и хлѣбъ, и все это не иначе, какъ при мірскихъ свидѣтеляхъ («послухахъ») 82). Староста долженъ былъ вести приходо-расходныя книги (чрезъ церковнаго дьячка), которыя по окончаніи его староіценья повѣрялись выборными волостными счетчиками 83 * 85). Вслѣдствіе близости между духовенствомъ и крестьянами и единства у нихъ интересовъ, въ церковные старосты избирались иногда и приходскіе священники НЦ.

Въ соборной церкви на Холмогорахъ (единственной до времени учрежденія епархіи) способъ веденія хозяйственныхъ дѣлъ нѣсколько отличался отъ обыкновенныхъ приходскихъ церквей. Церковная казна здѣсь находилась въ распоряженіи не мѣстныхъ прихожанъ, а жителей всѣхъ холмогорскихъ посадовъ. Непосредственное завѣдываніе ею вручалось или соборному притчу, или же ружному старостѣ, выбранному всѣми посадскими людьми. Контроль надъ завѣдывавшими производился чрезъ выборныхъ счетчиковъ отъ всѣхъ посадовъ 8Г>).

При такомъ порядкѣ завѣдыванія церковною казною въ соборѣ и приходахъ случались иногда злоупотребленія. Въ приходахъ церковный староста повѣрялся обыкновенно каждогодно. Но и здѣсь бывали случаи, что счета расходамъ церковной казны не производилось въ продолженіи цѣлыхъ 17-ти лѣтъ 86). Въ еоборной-же церкви, при иномъ способѣ завѣдыванія церковнымъ хозяйствомъ, учетъ церковныхъ при-кащиковъ производился далеко не каждогодно 8‘).

*■) Ibid., №.Y« III, VIII, XVII, ХѴ1І1, XIX; XXIV; XV. XXII: предисл. стр. V. Ср. Ев. Бурцева — ,,Кзъ документовъ Арханг. Духовной Семинаріи", М., 1900, Л" 21.

83) Акты Холмог. и Устюж. сн., ч. I, XXV, стр. 92—94; предисл., стр. V.

S1) Ibid., №№ VI—VII, IX—X, XI, XII.—На Холмогорахъ въ вѣдѣніи священниковъ Глинскаго посада находился, между прочимъ, „убогій домъ“, содержавшійся на счетъ церковной казны. „193 г. въ четвергъ 7-й недѣли по Пасцѣ, говорится въ Чиновникѣ Холмог. собора, указалъ преосвященный архіепископъ Глинскаго посада священникомъ ходить на убогій домъ иовсегодпо и строить изъ церковныя казны и надсматривать имъ-же священникомъ“. (Ркп. Арх. Дух. Сем. № 413, л. 55 об.).

85) Акты Холмог. и Устюж. еп. кн. I, № XXI, стр. 71—81; предисл. стр. VI.

86) ІІошл. кн. за 194 (1685) г., отд. грам. и на.ч. по челоб. дѣл., запись подъ 8 декабря.

"') Напр., въ 1664 г. выборные счетчики повѣрили церковныхъ ста-

Долго посчитавшіеся церковные старосты допускали иногда утайки церковной казны 88). Случалось, что иногда присвоя-лась ими даже церковная земля 8У). Притомъ, церковные по-рядчики не всегда аккуратно вносили празгу въ церковную казну, и старосты оказывались безсильными взыскать съ нихъ слѣдуемыя деньги. Они сами принуждены были обращаться за содѣйствіемъ къ архіепископу и такимъ образомъ вмѣшивали его въ свои приходскія дѣла !,°).

Отчасти подъ вліяніемъ этихъ злоупотребленій, а главнымъ образомъ въ виду принципа, что міряне не должны вмѣшиваться въ церковныя дѣла, Аѳанасій при самомъ-же началѣ своей епархіальной дѣятельности сталъ энергично стремиться къ тому, чтобы подорвать значеніе выборныхъ церковныхъ старостъ и главное завѣдываніе церковнымъ хозяйствомъ предоставить священникамъ.

Въ октябрѣ 1085 года Аѳанасій отправилъ въ разныя мѣста своей епархіи грамоту 91), въ которой, между прочимъ, писалъ: «Прежде нашего бытія и нынѣ при пасъ: коеяждо церкви приходскіе люди межъ себя выбираютъ къ церквамъ Божіимъ, яко-бы ради сохраненія церковныхъ вещей и казны, церковныхъ гіриказщііковъ; и они церковные приказщпки не

ростъ (двухъ смѣнъ) за періодъ времени съ 1661 г. Акты Холмог. и Устюж. ец., кн. I, № XXI, стр. 71.

вй) Акты Холмог. и Устюж. еп.. кн. I, Л? XXI, XXV; кн. II, № ССІИ, стр. 497. Ср. ІІошл. кн. 195 (1686) г., запись йодъ 26 окт., отд. грам. и пам. по челоб. дѣл.

8!') Изъ док.ум. Арханг. Дух. Семинаріи, связка Л? 3: „Преосвящ. архіепископъ, говорится здѣсь, слушалъ купчихъ, которыя объявили ему, преосвящ. архіепископу, домовые ево архіерейскіе люди, и сказокъ и купчихъ посадцкихъ людей Большой Слободки и по тѣмъ купчимъ и по сказкамъ въ той Большой Слободки подъ дворами и позади дворовъ поля объявились, земля Спасская церковная деревни Ивановской, а знатно, что они, посадцкіе люди, тою церковною землею завладѣли мочью своею до пріѣзду ево архіерейского на Колмогоры, когда они были у соборной церкви въ прикащикахъ, и нынѣ преосвящ. архіепископъ той Большой Слободки за ихъ посадцкихъ людей дворами владѣть не указалъ и городьбы около ихъ городить не велѣлъ, потому что та земля соборной церкви деревпи Ивановской“...

90) Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. I, № XXVII, стр. 97—98.

91) Списокъ, адресованный на имя шенкурскаго протопопа (отъ 4 окт. 7194 г.) напечатанъ въ Акт. Холмог. и Устюж. еп.. кн. 2, №СХСѴ. Другой списокъ съ той-же грамоты—на имя холмогорскаго протопопа (отъ 31 окт. 7194 г.) находится въ сборпикѣ посланій преосвящ. Аѳанасія, принадлежащемъ Арханг. Епарх. Древнехранилшцу.

49*

дарованная имъ отъ святыхъ церквей недвижимыя и движимыя многія вещи и вотчиные, и казну себѣ похищаютъ и прочимъ здѣляются по дружбѣ; и отъ того ихъ похищенія святымъ церквамъ оскудѣніе и нестроеніе чинится веліе, а они хищницы отъ того впали въ смертные грѣхи и св. богоносныхъ Отецъ въ правильную вѣчную клятву» 92). Для устраненія такихъ противозаконныхъ явленій Аѳанасій приказываетъ: «Впредь у всякой церкви быть тоя церкве священнику у всякихъ церковныхъ вещей и потребъ старостою да съ нимъ того прихода людей по выбору, мірскому человѣку въ товарыщахъ ради храненія и собранія церковныя казны и ради послуже-нія, и ничего имъ безъ нашего архіерейскаго благословепія по правиломъ святыхъ Отецъ не дѣлати и по дружбѣ не рас-точати» 9з).

Какъ человѣкъ, всегда опиравшійся въ своей жизнедѣятельности на каноническія основанія, Аѳанасій вмѣстѣ съ вышеприведенною грамотою разослалъ но епархіи выписки изъ книги Кормчей, долженствовавшія подтвердить проводившуюся имъ мысль о невмѣшательствѣ мірянъ въ имущественныя дѣла церкви 94).

Аѳанасій принималъ дѣятельныя мѣры къ тому, чтобы его приказаніе не осталось безъ примѣненія къ жизни.

Теперь становится обязательнымъ, чтобы выборъ прихожанами церковнаго старосты утверждался непремѣнно особымъ архіерейскимъ указомъ. И въ этихъ указахъ вездѣ почти дѣлается замѣчаніе, что тотъ или другой староста назначенъ «въ товарищи» къ священнику и не иначе можетъ завѣдывать церквами, какъ только вмѣстѣ съ послѣднимъ 95). Въ тѣхъ случаяхъ, когда старосту выбирали безъ архіерейскаго указа, взыскивалась пеня и со священника—за то, что онъ допустилъ это, и со вновь назначеннаго старосты 96).

92) Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2, № СХСѴ, стр. 469—470.

93) Ibid., стр. 473.

94) Выписки эти можно видѣть въ сборникѣ посланій преосвящ. Аѳанасія, принадлежащемъ Арханг. Епарх. Древнехранилиіцу.

95) См. пошл. кн. архіер. дома 194—206 (1686—1698) гг., отд. грам. и иам. по челобитч. дѣламъ: памяти о церковныхъ прикащикахъ. Рукой. Арх. Сем. № 233 и Холмог. соб. № 1463.

9в) Такая пеня, напр., была взыскана въ іюнѣ 1687 г. на Троицкомъ священникѣ Ненокоцкаго посада Прокопіи и церковномъ прикащикѣ Гришкѣ Гавриловѣ (съ обоихъ вмѣстѣ—4 руб. съ полтиною). Пошл. кн. 195 г., отд. иенныхъ денегъ; ср. пошл. кн. 202 г.—тоже отд. пенныхъ дсн.

Иногда Аѳанасій вручалъ завѣдываніе церквами даже одному священнику. Такое приказаніе, напр.. было сдѣлано въ 1696 году ключарю шенкурскаго собора, священнику Іову91). И только по особой челобитной послѣдняго, «ради споможе-нія церковнаго строенія и для зборѵ въ церковную казну по-обежныхъ денегъ и хлѣба», было дозволено избрать изъ посадскихъ людей еще церковнаго прнкащика 97 98 * *).

Учеты церковныхъ прикащиковъ теперь тоже начинаютъ производиться не иначе, какъ по предварительному архіерейскому указу "). Часто дѣлается распоряженіе сдѣлать два «счетныхъ списка»: одинъ — оставить на мѣстѣ, а другой — прислать въ архіерейскій казенный приказъ для повѣрки 10°). Бывали случаи, что на Холмогоры вызывались и сами церковные прикащики съ ихъ церковными книгами н счетными списками 101).

Если по повѣркѣ на томъ или другомъ церковномъ прика-щикѣ оказывались «начетныя деньги», то архіерей дѣлалъ распоряженіе взыскать ихъ на немъ въ церковную казну 102). Въ холмогорскомъ Спасскомъ соборѣ, находившемся въ непосредственномъ завѣдываніи архіерея, учетъ церковныхъ прикащиковъ производился всегда подъ наблюденіемъ его домовыхъ людей 103).

97) Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2, № ССІІІ, стр. 497.

°8) Ibid., № ССІѴ, стр. 501—503.

") См. пошл. кн. 194—206 гг., отд. грам. и пам. по челоб. дѣламъ, напр.,—запись подъ 23 марта 201 г., 11 и 25 сент. 202 г., 6 апр. 200 г. и up.

)ü0) См. пошл. кн. 196 г. (13 янв.), 199 г. (11 окт.), 195 г. (15 іюня). Ср. Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2, № ССІІІ, стр. 499.

1()|) „Марта въ 12 день (1691 г.) была отпущена память Волока Иѣ-нежского къ десяцкому Благовѣщенскія церкви священнику Ивану Георгіевскому по челобитью Сояльского стану Срѣтенской церкви прошлыхъ 197 и 198 годовъ прикащика Максима Шибаева о высылкѣ на Колмогоры того же Сояльского стану прошлыхъ церковныхъ прикащиковъ Васьки Захарова сына Мысова да Ивашка Шибанова да Хри-санѳка Семенова съ церковными книгами ихъ приказщичества и со счетными списками, да церковного дьячка Харитонка за поруками з записью“. (Пошл. кн. 199 г, отд. грам. и пам. по челоб. дѣл., ркп. Арх. сем. Лг2 233. Ср. Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2, № ССІІІ, стр. 499).

109 Пошл. кн. 195 г., отд. грам. и пам. по челоб. д. — запись подъ 26 окт.; 196 г.—19 янв.

103) Въ прих.-расходныхъ книгахъ архіер. дома за 197—198 г., на л. 61, находится такая запись: „По счетному прошлого 194-го году дому преосвящ. архіепископа судьи Аврамія Митусова довелось взять Спас-

Для большей отчетности въ веденіи церковнаго хозяйства Аѳанасій заставлял'і» составлять описи церковнаго имущества. Вмѣстѣ съ грамотой о завѣдываніи церквами священникамъ, посланной на Вагу въ 1685 году, была отправлена туда и «о описаніи церквей уставная грамота» 104). Подобныя грамоты были носыланы Аѳанасіемъ и въ другія мѣста своей епархіи І0>). Кромѣ того, церкви приказывалось описывать каждый разъ при назначеніи новаго церковнаго старосты 10Ь). Въ послѣднемъ случаѣ къ прежде существовавшей описи прибавлялось, что прибыло изъ церковнаго имущества при бывшемъ старостѣ и что убыло изъ него. Описныя книги церквей Аѳанасій приказывалъ составлять въ двухъ экземплярахъ и одинъ изъ нихъ -— для большаго контроля надъ старостами — требовалъ высылать въ свой архіерейскій казенный приказъ 10‘). Если вновь назначенные старосты составляли неполную опись церковнаго имущества, то они были наказываемы отъ преосвященнаго особой пеней 108).

ской соборной церкви на прошломъ ириказщикѣ на Малахіѣ Шебунинѣ начетныхъ денегъ его приказщичества десять рублевъ 11 алт. И въ тѣхъ начетныхъ деньгахъ взята была на него Малахія кабала. И за тѣ деньги сынъ его Малахіевъ Ивашко скалъ въ соборную церковь свѣчи изъ готоваго воску...“ (Рукой. Археограф. Komm., но Охранному каталогу № 144, по опис. Барсукова—106).

і°4) Акты Холмог. и Уст. еп., кн. 2, Л» CXCY, стр. 474.

305) Напр., 10 апрѣля 1698 года былъ отправленъ указъ въ Куро-стровскую волость съ приказаніемъ: „въ церквахъ всякая казна и утварь переписать все имянно“. (Пошл. кн. 206 г., отд. грам. и пам. по челоб.).— Описи, составленныя по приказанію Аѳанасія, сохранились въ нѣкоторыхъ церквахъ и до сихъ поръ. Такъ, напр., подобная опись (1686 г.) существуетъ въ Корбальскомъ и Троицкомъ приходахъ Шенкурскаго у. (Опис. приход. и церквей Арханг. еп., вып. И, стр. 168 и 193): въ Кевроло-Воскресенскомъ (1687 г.) и Чухченемскомъ (1686 г.) приходахъ Пинеж-скаго уѣзда (Ibid., стран. 259 и 266).

106) Пошл. кн. 199 (1691) и 1692) гг., отд. грам. и пам. по челоб. Ср. Акты и Холмог. и Устюж. еп., кн. 2, JMs ССШ, стр. 498.—Образчикъ такой описи можно видѣть въ Архивѣ Успен. Верховаж. собора, находящемся въ Академіи Наукъ (собр. Мясникова), JM» 135 (опись церквей Верховаж-скаго посада 1702 г.).

107) Акты Холмог. и Уст. еп., кн. 2, стр. 498.

108) Напр., въ 1687 г. на прежнемъ прикаіцикѣ Троицкой церкви Не-нокоцкаго посада Еремкѣ было взято пенныхъ денегъ 4 руб. съ полтиною за то, „что онъ Еремка въ описныя церковныя книги церковныхъ кабалъ и счетныхъ списковъ прежнихъ церковныхъ приказщиковъ, ѵтая, не написанъ“. Пошл. кн. 195 г., отд. пенныхъ денегъ, рукоп. Арх. сем. № 233.

Въ описываніи церквей крестьяне видѣли, очевидно, нѣкоторое посягательство со стороны архіерея па ихъ самостоятельность, въ частности—посягательство на церковную казну. Когда въ концѣ 1685 года было предпринято въ Важскомъ ѵѣздѣ описаніе церквей, то со стороны церковныхъ прикащпковъ (конечно, не безъ участія крестьянъ, а отчасти—и священниковъ) имѣло мѣсто нѣсколько случаевъ утайки церковной казны. Церковные прикащики почему-то не хотѣли показать въ описяхъ всю наличность церковнаго имущества. Нѣсколько изъ такихъ случаевъ впослѣдствіи (въ 1686—1687 г,—сборщикомъ архіерейской церковной дани, соборнымъ ключаремъ Алексѣемъ Венедиктовымъ) было обнаружено, п па виновныхъ была взыскана архіерейская пеня 109).

109)'Въ „Книгѣ вѣпечпыхъ и иснныхъ пошлинъ“ 194—197 гг. (рукой. Архапг. дух. Семин.—безъ №) такихъ случаевъ указывается до 11. А именно, здѣсь говорится:

„195 г. Декабря въ 12 д. Шенкурской чети Уотьоюмской волости доправлено на прошломъ церковномъ заказіцикѣ на Матюшкѣ Козминѣ по сыску и по ево повинной скаскѣ цѣни за то, что утаилъ онъ при переписки церковной прошлого 194 году церковную кабалу, 2 руб. S алт. 2 д., взято.

Декабря въ 29 день Усьянскихъ сохъ Чадромской волости доправлено на прошломъ церковномъ приказщикѣ на Карпушкѣ Филиповѣ по сыску и по ево повинной скаскѣ гіѣпи. за то что утаилъ онъ при церковной переписки того-жъ 194-го году той волости церковной казны денегъ и кабалъ и церковныхъ потребъ многое число, 5 руб., взято.

Генваря въ 5 день Шангальской волости на прошломъ церковномъ приказщикѣ Аѳонькѣ Игнатьевѣ доправлено цѣни за утайку при церковной переписки церковныхъ хлѣбныхъ и денежныхъ кабалъ но ево повинной с каски 5 руб., взято.

Генваря въ 17 день Шебенской волости на церковныхъ нриказщн-кахъ на Мишкѣ Кириловѣ, на Ѳедоткѣ Филиповѣ донравлено за утайку церковной денежной и хлѣбной казны и закладовъ по ихъ повиннымъ скаскамъ нѣни 5 руб., взято.

Кокшенской чети Заборской волости довелось взять на понѣ Симеонѣ да на церковныхъ цриказщикахъ на Ивашкѣ Борисовѣ, на Васькѣ Прохоровѣ, да на крестьянинѣ Изюмкѣ Васильевѣ но розыску и но ихъ повиннымъ скаскамъ за утайку при церковной переписки церковной казны цѣни 5 руб., и тѣ деньги взяты на Благовѣщенской ярмонки на пои Ь Симеонѣ да на Васькѣ марта въ 5 день, взято.

Марта въ б день Лохоцкой волости на прошломъ церковномъ нрн-казіцикѣ на Ивашкѣ Кононовѣ донравлено пѣни но розыску и но его повинной скаеки за утайку церковныхъ кабалъ 5 руб , взято.

Марта въ 8 день Поцкой волости на церковномъ приказщикѣ на

Аѳанасій не ограничивался только этимъ общимъ контролемъ надъ завѣдываніемъ церковнымъ хозяйствомъ въ приходахъ. Онъ вникалъ въ каждую мелочь; никакой расходъ церковной казны не могъ быть произведенъ безъ его личнаго указа и разрѣшенія.

Церковная казна — денежная и хлѣбная въ былое время служила для крестьянъ своего рода ссудной кассой. Нерѣдко отсюда брало взаймы деньги цѣлое крестьянское общество — напримѣръ, при уплатѣ государственныхъ податей и<>); обращались сюда при нуждѣ и отдѣльныя лица, какъ за деньгами, такъ и за хлѣбомъ. Процентовъ за ссуду не полагалось И1). Выдача производилась на извѣстный срокъ (не всегда точно опредѣленный), подъ закладъ или безъ заклада. Бравшіе взаймы давали только росписку («кабалу») церковному старостѣ; иногда даже и это не было обязательнымъ 112). Раньше

Елескѣ Савастьяновѣ доправлено за утайку церковной ржи пѣни 2 руб. 8 алт. 2 д., взято.

Марта въ 17 д. Устьважской волости на церковномъ приказщикѣ на ІІвашкѣ Ивановѣ да на Якимкѣ Воробьевѣ доиравлено за утайку церковной казны пѣни 2 руб. 8 алт. 2 д., взято.

196 г. Февраля въ 19 д. Шеговарской волости на церковномъ Преображенскомъ прошлого 194-го году приказщикѣ на Ларькѣ Видякиныхъ за утайку при церковной перепискѣ котла пивоварного и дву братинъ мѣдныхъ доправлена пѣня 2 руб. 8 алт. 2 д.

Мартавъ 11 д. Кокшенской четверти Шебенской волости на Ильинскомъ церковномъ дьячкѣ на Борискѣ Васильевѣ за утайку, что онъ въ прошломъ во 194 году при церковной перепискѣ церковную рожь въ церковномъ анбарѣ назвалъ своею, по розыскному ключареву-жъ дѣлу пѣнныхъ денегъ 2 руб. 8 алт. 2 д.

Того-жъ въ 13 д. Кокшенской четверти Минской волости прошлого 194-го году на Рождественскомъ церковномъ приказщикѣ на Алешкѣ Вронскомъ за утайку при церковной перепискѣ церковныхъ кабалъ, да и за то. что ему Алешкѣ той Минской волости со священникомъ Ѳедоромъ Ульяновымъ довелась дать очная ставка, и онъ Алешка, давъ въ томъ на себя ключарю Алексѣю съ товарыщи поручную запись, * и по той записи къ очной ставкѣ не сталъ, и за то ево плутовство на немъ Алешкѣ пѣня 2 руб. 8 алт. 2 д.\

по) См. ношл. кн., отд. грам. и пам. по челоб. дѣл. — 201 г., запись подъ 14 февр.; 202 г.—22 сент.; 200 г.—22 іюня, 23 іюня и 1 іюля. Рукописи Арханг. сем. № 233 и Холмог. Соб. № 1463. Ор. опись церквей Вер-ховажскаго посада (Архивъ Усп. Верховаж. соб, № 135—Ак. Наукъ).

ш) Акты Холмог. и Уст. еп., кн. I, № XV, стр. 65.

m) Ibid., Л» XXII, стр. 81-82; кн. II, X СХСІ, стр. 456, №'СХѴЧП, стр. 233—241. Ср. № СО, стр. 483—484.

выдачей изъ церковной казны, какъ мы замѣтили выше, навѣдывалъ исключительно только выборный церковный староста вмѣстѣ съ «мірскими послухами». Теперь церковный староста при утвержденіи въ должности сталъ обязываться расходовать церковныя деньги нс иначе, какъ только «съ волею Преосвященнаго Архіепископа» из). Для полученія ссуды изъ цер-

ш) Въ 1690 г., 11 апрѣля, была отправлена слѣдующая память въ Куростровскую волость, на имя земскаго судейки Якушки Сергіева съ товарищи и мірскихъ людей: „Въ нынѣшнемъ во 198-мъ году преосвящ. Аѳанасію, архіеп. Колмогорскому и важескому, подалъ выборъ тое-жъ волости Ивашко Розановъ, а въ выборѣ написано: Въ нынѣшнемъ де во 198-мъ году по вашему мірскихъ людей излюбу выбранъ онъ Ивашко въ тое Куростровскую волость къ церкви св. великомуч. Димитрія въ нриказщики на мѣсто прежняго приказщика Васьки Телицына на годъ, съ нынѣшняго 198 го года марта съ 1-го числа до 199-й годъ марта по тожъ число. И преосвящ. архіепископъ, слушавъ того выбора, указалъ ему Ивашку въ той Куростровской волости у церкви св. великомуч. Димитрія быть въ церковныхъ приказщикахъ тоя церкви у священника Ивана въ товарищахъ и всякое церковное строеніе строить и церковныя деньги держать имъ на всякія церковныя потребы съ волею преосвященнаго архіепископа. Да вамъ-же, земскому судейкѣ и мірскимъ лю-демъ, отъ прежняго приказщика, отъ Васьки Телицына, по прежнимъ описнымъ книгамъ священникова Иванова да ево Васькина нриказщи-чества церковная утварь и всякая казна и ііисмянныя крѣпости, пересмотри на лицо, и что передъ прежними описными книгами обьявитца вновь и чего не обьявитца, и то все описать имянно въ конеЦъ прежнихъ опасныхъ книгъ, а что противъ прежнихъ опасныхъ книгъ нынѣ на лицо есть, того нынѣ не писать. И тѣ книги держать въ церковной казнѣ, а кабалы, которыя обьявятца въ церковной казнѣ, ихъ священниковы Ивановы и церковного приказщика Васькины роз-дачи, и тѣхъ кабалъ въ казну нынѣ не принимать, а старыя кабалы, что сыщетца, принять всѣ. Да вамъ же, земскому судейки съ выборными мірскими людьми, преосвящ. архіепископъ указалъ ево священника Ивана да прежняго церковного приказщика Ваську Телицына въ церковной всякой казнѣ въ приходѣ и въ росходѣ ихъ приказщи-чества счесть въ правду и учинить всему два счетные списки за ево священниковою и церковного приказщика и за вашими счетчиковыми руками и одинъ счетной подать на Колмогорахъ въ дому преосвящ. архіепископа въ казенномъ приказѣ, а другой счетной оставить въ церковной казнѣ...“ (Моск. Публ. и Рум. Муз. Изъ собр. ист. — юрид. актовъ И. Д. Бѣляева. ІІо оиис. Лебедева, И, ѴЧ: Грамоты патр. и архіер. Л» 91.— Подобныя-же памяти были отправляемы и въ другія мѣста. Напр., въ числѣ документовъ Заостровскаго прихода Арханг. уѣзда, собранныхъ I. М. Сибирцевымъ, находится двѣ такихъ памяти, почти до буквальности похожихъ на приведенную: отъ 7196 (1688) г. 1 февраля и отъ 72и7 (1698) г. 28 сентября.

ковпоб казны необходимо стало испросить предварительно архіерейское разрѣшеніе иі). Если староста или священникъ осмѣливались выдать кому-нибудь деньги или хлѣбъ изъ церковной казны безъ этого разрѣшенія, они наказывались пеней * 115 * 117).

Самый сборъ долговъ въ церковную казну съ невыплатившихъ ихъ къ сроку могъ производиться только по особымъ архіерейскимъ указамъ пс). Въ нѣкоторыхъ случаяхъ, по челобитнымъ заемщиковъ, Аоанасій отсрочивалъ уплату долга n'j,

ш) Для исходатайствованія этого разрѣшенія архіерею подавались челобитныя, на которыя изъ архіерейскаго казеннаго приказа выдавались соотвѣтствовавшія памяти. Такъ, напр.. 22 сент. 1693 года была „отпущена память Княжестровской волости къ священнику Петру да къ церковному ириказщику къ Гришкѣ Яковлеву по челобитью тое жъ волости крестьянъ мірскихъ посылыциковъ Максимки Осетрова да Митьки Бѣляева, велѣно имъ дать изъ церковной Введенской казны взаймы 20 рублевъ денегъ и въ томъ взять на нихъ заиміциковъ кабалу до сроку до Филипова заговейна...“ того-же года. Пошл. кн. 202 г., отд. грам. и пам. по челоб. дѣл.—Кромѣ памятей цѣлому обществу, давались памяти и отдѣльнымъ лицамъ. Напр., 24 апрѣля 1695 г. была „отпуіцепа память Богоявленского Ухтострова къ священнику Евпсихію по челобитью тое-жъ волости Ивашка Тимоѳеева Колтовыхъ, велѣно ему Ивашку на искупленіе розрубныхъ денегъ дать изъ церковной Богоявленской казны взаймы 2 руб. 25 алтынъ денегъ... до Покрова 204 года“. Пошл. кн. 203 г. См. также записи въ пошл. кн. 196 г.— марта 28 и 198 г.--мая 24 и іюля 5.—Рукописи Холмог. Соб. № 1463 и Арх. сем. Л° 233.

115) См. пошл. кн. 196 г. (отд. пенныхъ денег): „Ноября въ 30 день Паниловекой волости на Николаевскомъ церковномъ приказщикѣ на Якушкѣ ІЦиберѣ, что онъ белъ указу преоевнщ. а]>хіепископа церковной хлѣбъ роздавалъ тоя волости крестьянокъ самовольно. и за то ево нрезорство поправлено на немъ Якушкѣ пенныхъ денегъ 2 рубли 8 алт. 2 д.“—Такого-же количества пеня была взята въ 1694 (202) г. Ровдогор-ской волости на священникѣ Стефанѣ „за ево прослушаніе, что онъ священникъ безъ... архіерейского указу въ той волости ко церкви св. Ли. Петра и Павла принималъ въ товарыщи крестьянъ въ церковные ѵрнказ-ніики погодно и выборовъ на нихъ въ казенной приказъ не подавалъ и церковную казну вѣдалъ съ ними и изъ церковной казны хлѣбъ розва-валъ съ ними жъ приказщики въ волги вмѣстѣ многое число“. Рукописи Арх. сем. № 233 и Холмог, Соб. № 1463.

и6) Пошл. кн. 194 г. (записи 18 декабря и 14 іюня); 195 г. (декабря неизвѣстн. числа. 8 марта, 4 мая, 16 іюня), отд. грам. и нам. по челоб. дѣл.—Долгъ приказывалось сбирать „безъ поноровкіГ. (Пошл. кн. 196 г,— 19 января). Сборъ долговъ возлагался на того старосту, при которомъ были заняты деньги (Пошл. кн. 196 г.—запись января нензв. числа).

117) Пошл. кн. 196 г. (25 ноября).

въ другихъ—давалъ разсрочку на нѣсколько лѣтъ 118), иногда-же и совсѣмъ прощалъ долгъ въ церковную казну 11в).

Вообще-же Аоанасій стремился къ тому, чтобы платежъ денегъ по кабаламъ въ церковную казну производился аккуратно, безъ замедленія. Для этого уже при позволеніи выдать то или другое количество денегъ изъ церковной казны онъ принималъ всѣ необходимыя предосторожности. Напримѣръ, въ 1690 г., отвѣчая на челобитную крестьянина Заостровской волости Алешки Вешнякова, онъ писалъ (черезъ свой казенный приказъ): «Будс по немъ Алешкѣ поручатца таможенной голова Иванъ Вешняковъ да заостровецъ Евдокимко Кузнецовъ (выставляемые самимъ челобитчикомъ въ качествѣ поручителей) и въ кабалу порукою напишутца, и ему Алешкѣ выдать изъ церковной казны взаймы 20 руб. денегъ, и въ томъ взять па него кабалу, а въ кабалѣ написать, что заплатить ему тѣ деньги въ церковную казну на срокъ на Покровъ Пресв. Богородицы 199 году, а буде голова Иванъ Вешняковъ н Евдокимко Кузнецовъ въ тѣхъ деньгахъ по немъ Алешкѣ не поручатца, и ему взаймы денегъ не давать. А хотя тѣ деньги ему н даны будутъ, только вы, священникъ н

ns) ГІошл. кн. 195 г. (21 іюня и 9 іюля); 196 г. (25 япв.). Ср. одинъ документъ, принадлежавшій раньше Заостровской церкви, а теперь находящіяся въ архивѣ Арханг. Епарх. Древнехранилища: „Государю пре-освящ. Ананасію, архіеп. Колмогорскому и важескому, бьетъ челомъ вел. Государей сирота Заостровской волости крестьянинъ Якушка Якимовъ Панкратовъ. Есть, Государь, на мнѣ взять въ церковную казну нразго-выхъ денегъ церковнымъ прикащыкамъ 8 рублевъ денегъ 1 алт. 4 д. Милостивый Государь, преосвяіц. Аѳанасій, архіеп. Колмогорскій и важ., пожалуй меня бѣднаго, вели, Государь, на мнѣ взять въ церковную казну тѣхъ иразговыхъ денегъ церковнымъ прикащыкамъ въ нынѣшнемъ 198-мъ году 2 рубля денегъ, потому что я бѣденъ и нужденъ, а въ достальныхъ, Государь, деньгахъ вели, Государь, взять на меня бѣднаго церковнымъ прикащыкамъ погодную досрочную кабалу по рублю на годъ, чтобы мнѣ бѣдному и досталь въ конецъ не погинуть. Государь прсосвящ. архіепископъ, смилуйся“. — На оборотѣ помѣта: „198 г. Сентября въ 18 д. но указу преосвяіц. архіепископа Заостровской волости священнику и церковному прикащику взять у сего челобитчика въ церковную казну недоплатныхъ празговыхъ денегъ 2 рубля на срокъ на Покровъ Пресв. Богородицы нынѣшняго 198-го года, да и впредь имать на немъ тѣхъ иразговыхъ денегъ по два жъ рубля на тотъ-же срокъ безо всякого переводу, и въ томъ взять на него кабалу здоброто порукою, комубъ можно впредь въ томъ платежу было вѣрить“.

ия) ГІошл. кн. 195 г. (27 іюня). Ср. пошл. кн. 199 г. (мая — неизв. числа).

церковной прикащикъ, далѣ кабального вышеписаннаго указ-ного сроку въ тѣхъ деньгахъ ему Алешкѣ и порѵтчикомъ его сроку не давали, а буде они, заимщикъ или порутчики, на срокъ тѣхъ денегъ къ вамъ въ церковную казну не заплатятъ и учнутъ какими переводы въ тѣхъ деньгахъ отсрочиватца, и на ппхъ писать вамъ о томъ къ преосвященному архіепископу неотложно» 12°).

Съ той же цѣлью,—чтобы уплата долговъ не затягивалась долго. Аѳанасій запрещалъ иногда принимать въ церковную казну кабалы, взятыя съ заемщиковъ бывшимъ церковнымъ прикащикомъ. Послѣдній долженъ былъ самъ собирать розданныя имъ церковныя деньги. Что же касается кабалъ, взятыхъ въ церковную казну еще раньше, при прежнихъ церковныхъ прнкаіцикахъ, то съ шіміі ничего не оставалось болѣе дѣлать, какъ держать до времени въ церкви, пока долгъ по нимъ не будетъ уплаченъ ,21). Для взысканія денегъ по церковнымъ

12°) Изъ докум. Заостров. церкви, наход. въ Архивѣ Арханг. Ец. Древнехранилища—память изъ казеннаго приказа отъ 5 іюля 7198 г.

1L>1) Утверждая выборъ новаго церковнаго прикащика (Ивана Михайлова) въ Заостровскомъ приходѣ на мѣсто прежняго—Фоки Яковлева, Аѳанасій (черезъ своей казенный приказъ) писалъ: «А кабалы, которыя объявятца въ церковной казнѣ ихъ свяіценниковы и прежняго церковного приказщика Фоки роздачь, и тѣхъ кабалъ въ казну нынѣ у нихъ не имать, только описать для вѣдома имянно, и велѣть по тѣмъ кабаламъ деньги и хлѣбъ збирать имъ, священнику и прежнему церковному приказщику собою, а собравъ тѣ деньги и хлѣбъ въ церковную казну, отдать имъ безъ задержанія, а старыя церковныя кабалы раздачь прежнихъ прикащиковъ у него прежняго прикащика въ церковную казну принять неотложно“... (Память отъ 12 февр. 1702 г. изъ докум, Заостров. церкви Арханг. у , архивъ Арханг. Епарх. Древнехранилища. Ср. прим. 113). Данное распоряженіе Аѳанасія находится, вѣроятно, въ нѣкоторой зависимости отъ царскаго указа 1700 г., приказывавшаго какъ можно скорѣе собрать церковныя деньги, розданныя по кабаламъ, и воспрещавшаго, повидимому, совершенно дальнѣйшую раздачу кабалъ. См. объ этомъ дальше.—Раньше принимать въ церковную казну кабалы отъ бывшихъ церковныхъ прикащиковъ позволялось. Въ пошл. кн. 195 г. в'стрѣчается, напр., такая запись: „Іюня въ 1і день отпущена память Усьянскихъ сохъ Соденской волости къ Преображенскому священнику Алексѣю и къ церковному приказщику по челобитью тое жъ волости прошлаго церковнаго приказщика Ѳедьки Бѣлозерова, велѣно имъ церковныя кабалы и. грамоты и ііисмяныя крѣпости у него въ церковную казну принять“. Подобная же память была отправлена 10 дек. 196 г. въ княжестровскую волость. (Ркп. Арханг. дух. сем. № 233, отд. грам. и пам. по челоб. дѣл.).

кабаламъ выбирались иногда особые сборщики 122). Ыо такъ какъ этихъ кабалъ накапливалось иногда, очевидно, много, а должники не возвращали денегъ въ казну, то Аѳанасій пробовалъ даже взыскивать долгъ на неплательщикахъ черезъ своихъ дѣтей боярскихъ 12’’). А въ своемъ вотчинномъ Чѵхчепемскомъ приходѣ онъ дѣлалъ даже такимъ образомъ, что приказывалъ брать кабалы изъ церковной (Ильинской) казны въ свой казенный приказъ и заставлялъ выплачивать по этимъ кабаламъ всѣхъ крестьянъ Чухченемской волости ,24). Непосредственно

12-) Въ пошл. кн. 195 г., отд. грам. и пам. по челоб. дѣл., встрѣчаются такія двѣ записи: „Февраля въ 18 д. отпущена память Богоявленскаго Ухмострова къ попу къ Ивану Ѳедотову да къ земскому судейкѣ къ Стенькѣ Елюнкивыхъ съ товарыіци по челобитью тое жъ волости церковныхъ кабалъ зборіцика Ивашка Короткихъ, велѣно на ево мѣсто въ зборіцики выбрать новаго зборіцика“.—„Марта въ 8 день отпущена память Богоявленскаго Ухтострова къ попу къ Ивану да къ церковному приказщику къ Ивашку Скоморохову и къ земскому судейки и къ мірскимъ людемъ, велѣно тое жъ волости на крестьянехъ нововыборному зборщику Ивашку Аѳанасьевыхъ, которой выбранъ на Ивашково жъ мѣсто Короткихъ, по церковной кабалѣ въ церковную казну деньги збирать“. Ркіі. Арханг. дух. семин. № 233).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

123) Это можно видѣть изъ слѣдующей памяти въ Заостровскій приходъ, отпущенной изъ архіерейскаго казеннаго приказа въ 1694 году: „Лѣта 7202-го февраля въ 28 д. по указу преосвящ. Аѳанасія, архіеп. Холмог. и важ.. память Заостровской волости священнику Діонисію да церковному нриказіцику... Въ нынѣшнемъ 202-мъ году февраля въ 26 день преосвящ. Аѳанасій, архіеп. Холмог. и важ., указалъ по челобитью Заостровской волости земскаго судейки Якутка Вешнякова и всѣхъ той волости крестьянъ дому своего архіерейскаго сына боярскаго Ивана Чигасова, который посланъ былъ въ ту волость для правежу на нихъ крестьянехъ церковзыхъ долговыхъ денегъ, отъ васъ изъ волостгі снять. И какъ къ вамъ ся память придетъ, то вы бъ сей ево преосвящ. архіепископа указъ вышеупомянутымъ челобитчикамъ для вѣдома объявили, а у сына боярского Ивана Чигасова церковныя наличныя деньги, которыя онъ собралъ на крестьянехъ и съ переводами и церковныя жъ крѣпости, которыя даны ему были отъ васъ изъ церковной казны для збору денегъ, приняли вы, священникъ и староста, въ Николаевскую церковную казну съ роспискою незамотчавъ. А сколько у него денегъ на лицо и въ переводѣхъ и на сколько крѣпостей вы въ церковную казну примете и на комъ имяны и сколько за уплатами денегъ въ церковную казну донять доведетца, и вы бъ о томъ преосвящ. архіепископу писали подлинно, а отписку аелѣли подать вь его архіерейскомъ судномъ приказѣ приказному Дмитрію Артемьевичу Любимову да дьяку Ка.рпу Андрееву“.—На оборотѣ скрѣпа: „Діаігь Карпъ Андрѣевъ“. (Архивъ Арханг. Еиарх. Древнехранилища).

,і!-) Въ Архивѣ Арханг. Епарх. Древнехранилища сохранилась слѣ-

ВТ) архіерейскомъ приказѣ взыскивались деньги и по кабаламъ Холмогорскаго Спасскаго собора, находившагося въ непосредственномъ архіерейскомъ распоряженіи 125).

Прихожане въ приходахъ не могли теперь ни въ чемъ самостоятельно распорядиться церковной казной. Даже плата денегъ за работы при той или другой церкви производилась по архіерейскому указу ,2fi); точно также нужно было спрашивать разрѣшенія у архіерея и на такіе, напр., предметы, какъ продажа хлѣба изъ церковной казны 12‘).

дующая челобитная: „Государю преоевящ. Аѳанасію, архіеи. Холмог. и важ., быотъ челомъ сирота твой домовые твоей архіерейской вотчины Чюхченемской волости мірской староста Ивашко Баковъ и во всѣхъ крестьянъ тое волости мѣсто. Взять намъ, сиротамъ твоимъ, во весь міръ тое же волости на Ѳедорѣ Кириловѣ Кукинѣ по кабалѣ займовъ брата его Евдокимка недоплаты мірскихъ денегъ 5 рублевъ съ прибылью, а та кабала. Государь, въ твоемъ архіерейскомъ домѣ въ казенномъ приказѣ взята изъ церковной Иліинской казны сыными мірскими кабалами, и по тѣмъ всѣмъ кабаламъ и съ тою Евдокимковою платили мы, сироты твои, всѣмъ міромъ тебѣ Государю деньги всѣ сполна кирпичною возкою. А ему Ѳедору платить доведетца по той кабалѣ за то, что деревеньку его братню взялъ себѣ во владѣнье вѣчно, и въ томъ у нихъ иисмо есть. Милостивый Государь, преоевящ. Аѳанасій..., пожалуй насъ, сиротъ твоихъ, вели, Государь, тѣ деньги ему Ѳедору къ намъ заплатить безъ всякой мѣшкоты, многое время они деньгами тѣми владѣютъ. Государь, смилуйся“. На оборотѣ крестьянскія подписи. Ср. прих.-расх. кн. архіер. дома за 1694 г., рукоп. Археограф. Komm, по Охран. Катал. Л» 142, но оиис. Барсукова—102, л. 185 об.—186.

и>ѵ) Въ прих.-расх. кн. архіер. дома за 197 г. встрѣчается такая запись: „Зборъ денегъ по церковнымъ Спасскимъ кабаламъ, что приняты изъ архіерейскаго судною приказу, а въ судной приказъ подалъ тѣ кабалы холмогорецъ Матѳей Окуловъ.

Курцовского посаду на Мишкѣ Логиновѣ но кабалѣ достальныхъ. 13 алт. 2 д. взято.

Того-жъ посаду па Ивашкѣ Колодинѣ 16 алт. 4 д. взято.

Спасского стану на домовомъ крестьянинѣ на Кононкѣ Михайловѣ по кабалѣ 25 алт. взято.

Курцовского посаду на Мелешкѣ Ванюковѣ 13 алт. 4 ден. взято“. (Л. 60 и об.). Рукой. Археограф. Komm., по Охран. Катал. Л1“ 144, цоопис. Барсукова—106.

'-6) Пошл. кн. (огд. грам. и пам, по челоб. дѣл.) 196 г. и 201 г. (15 февр.).

12Т) Книга вѣнеч. и цениыхъ пошлинъ за 195 (1687) г.: „Марта въ 8 д. Шангальской волости Пречистенской прежде бывшей десяцкой священникъ Сергій довелся допросить по извѣту Орловской волости церковною приказщийа Андрюшки Миронова на прошлого церковного-жъ лриказіцика на Калинку Лаврентьева о продажѣ церковной рж:ы самовольно, да но нзвѣгу-жъ Волюекой волости священника Аѳапасья да

Исключенія изъ общаго, правила, конечно, были. Случалось, что и въ концѣ управленія Аѳанасія епархіей и даже послѣ него церковная казна расходовалась (особенно въ мѣстахъ, удаленныхъ отъ архіерейскаго пребыванія) безъ предварительнаго разрѣшенія на то архіерея т). Но какъ бы ни часты были такіе случаи, они являлись только остатками прежней, уже исчезавшей, практики *).

В. Верюжскій.

дьячка Коземки о церковныхъ кабалахъ Савки Яковлева, и онъ, священникъ Сергій, въ прошломъ во 195-мъ и въ нынѣшнемъ во 196-мъ го-дѣхъ для допросу передъ десятилыцикомъ не сталъ, и за то на сынѣ ево Сергіевѣ тое-жъ волости на священникѣ Козмѣ по указу двѣ пени 4 руб. съ полтиною“. (Рукоп. Арханг. дух. сем.—безъ Jvß).

128) Въ архивѣ Успенскаго Верховажскаго собора, хранящемся въ Академіи Наукъ, находится, напр., двѣ слѣдующія записи—„кабалы“, свидѣтельствующія объ этомъ. Одна относится къ 1699 году, другая— къ 1709-му. Вотъ онѣ: 1) „208 г. Сентября въ 30 д. Верховажского посаду церковной дьячекъ Яковъ Никитинъ сынъ Маслуха занялъ на перехватку изъ церковной казны у священника Григорья Іосифова да у прикаіцика Семена Андреева церковныхъ казепныхъ денегъ 4 рубля прямыхъ, безъ приписи. А заплатить тѣ деньги мнѣ Якову въ церковную казну какъ они, священникъ и прикащикъ, спросятъ, и когда имъ понадобитца. Писалъ кабалу заиміцикъ Яковъ своею рукою“ (№ 133).— 2) „1709 г. Февраля въ 17 д. Верховажского посаду Василій Михайловъ сынъ иконописецъ того-жъ посаду церкви Успенія Богородицы у десяц-каго священника и у старосты Матѳея Иванова сына Овсянкина изъ церковной казны взялл> рубль денегъ прямыхъ, истинныхъ, безъ при-писи. А заплатить тѣ деньги въ казну какъ имъ понадобятся или заработать въ церковь. Въ томъ я имъ Василей и росписку далъ своею рукою. Писано на простомъ столицѣ, потому что гербовой бумаги въ продажѣ не явилось“. (J\5 138).

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.