Научная статья на тему 'Север республики Карелия требует модернизации'

Север республики Карелия требует модернизации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курило А. Е., Немкович Е. Г.

Представлен краткий анализ социально-экономического положения северных территорий Республики Карелия. Выявлены имеющиеся в этой сфере проблемы, которые требуют решения, и предложены сценарии выхода из сложившейся ситуации на основе программно-целевого метода управления территориальным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Север республики Карелия требует модернизации»

УДК 332.1 (470.22)

север республики Карелия требует модернизации

а. е. курило,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: akurilo@mail. ru

е. г. немкович,

кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: enemkovich@mail. ru Институт экономики Карельского научного центра РАН

Представлен краткий анализ социально-экономического положения северных территорий Республики Карелия. Выявлены имеющиеся в этой сфере проблемы, которые требуют решения. Предложены сценарии выхода из сложившейся ситуации на основе программно-целевого метода управления территориальным развитием.

Ключевые слова: региональная экономика, территориальное развитие, государственная программа, управление социально-экономическим развитием территорий.

В настоящее время наблюдается неравномерность развития территорий субъектов Федерации. Специфика экономической жизни в Республике Карелия (РК) во многом определяется ее географическим положением: территория вытянута с юга на север до заполярных широт. Климатические условия изменяются от благоприятных для жизни и деятельности человека до достаточно суровых. Это условие в сочетании с социально-экономической институциональной средой отрицательно сказывается на динамике численности населения республики, и как следствие этого северным территориям РК в ближайшей перспективе может грозить потеря возможности развития. Для локализации этого процесса должна быть выработана региональная целевая программа, представляющая собой документ гражданской договоренности.

Без конструктивного диалога власти, бизнеса и общества как основы модернизации экономической

жизни изменить сформировавшиеся тенденции и темпы развития на севере РК не представляется возможным. Ощущается необходимость возврата к практике признания Севера особым объектом государственного управления [1].

Северные территории РК находятся в северной агроклиматической зоне, расположенной выше 64°30' северной широты. Территория отличается самым коротким по республике вегетационным периодом, с наименьшим количеством атмосферных осадков и малым испарением. Климатические условия определяют повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Общая площадь северных территорий РК — 60,7 тыс. км2, что составляет треть территории РК.

К северным районам относятся территории 6 из 18 муниципальных образований РК: Костомукш-ский городской округ, Лоухский, Калевальский, Кемский муниципальные районы, северная часть Беломорского района и очень незначительная часть Сегежского. Краткая характеристика этих районов приведена в таблице.

На северных территориях РК расположены 111 населенных пунктов: 3 города, 4 поселка городского типа и 104 сельских населенных пункта. На севере РК проживают 96,3 тыс. чел. (14 % от всего населения РК), из них — 70,5 тыс. чел. (73,2 %) — городское население и 25,6 тыс. (26,8 %) — сельское. Плотность населения — 1,6 чел. на 1 км2. Чуть больше половины жителей севера РК — экономически

Таблица 1

Территориально-административные образования Севера Республики Карелия на 01.01.2010

Пло- Числен- Плот- Число Доля

щадь, ность ность пред- в произ-

Терри- тыс. насе- насе- прия- водстве

тория км2 ления, ления, тии и про-

тыс. чел органи- мыш-

чел. на 1 км2 зации леннои продукции РК, %

Костомук- 4,0 30,24 7,5 1 008 14,9

шский

городской

округ

Лоухский 22,6 16,75 0,8 275 1,3

муници-

пальный

район

Калеваль- 13,3 9,47 0,8 178 0,6

ский

националь-

ный район

Кемский 8,0 18,80 2,5 226 0,5

муници-

пальный

район

Беломорский 12,8 21,06 1,8 358 2,0

муници-

пальный

район

Всего... 60,7 96,32 1,6 2034 19,3

активное население. Около трети населения севера РК (32,8 %) являются пенсионерами.

В Едином государственном регистре на северной территории РК зарегистрировано 2 034 предприятия и организации и 1 901 индивидуальный предприниматель. Значительная часть населения (41,2 %) занята на 9 предприятиях горно-промышленного комплекса. На этой территории производится 19,3 % объема промышленной продукции РК.

Каждая из северных территорий РК имеет свои особенности и специфику.

На территории Костомукшского городского округа, наименьшего по площади, производится 14,9 % от общего объема производства промышленной продукции РК, здесь работает международный автомобильный пункт пропуска «Люття». В округе реализуется программа социально-экономического

развития, ведется грамотная инвестиционная политика, развиваются промышленные предприятия. Это единственный из шести районов, где готовят рабочие кадры. В северных районах отсутствуют учебные заведения начального и среднего профессионального образования, кроме г. Костомукши.

В Беломорском районе (2 % объема производства промышленной продукции РК) практически по всем направлениям деятельности наблюдается положительная динамика. На его территории устойчиво работают основные предприятия, и идет привлечение иностранного капитала.

Калевальский национальный район (0,6 % объема производства промышленной продукции РК) является депрессивным в социально-экономическом отношении, это одна из наиболее проблемных территорий РК.

В Кемском районе (0,5 % объема производства промышленной продукции РК) по большинству показателей удается сохранить положительную динамику. Перспективы его развития связаны с развитием предпринимательства в области освоения и переработки природных ресурсов и туризма.

Лоухский район (1,3 % объема производства промышленной продукции РК) остается одной из наиболее сложных территорий РК, несмотря на значительную помощь региональных властей. Промышленное и сельскохозяйственное производство в упадке, многие предприятия не ведут своей деятельности, бюджетных средств не хватает.

Несмотря на различия в экономическом развитии, у этих территорий есть общие наиболее острые проблемы. Кризисные процессы болезненно отразились на социально-экономической ситуации в северных районах РК. Исследование проблем северных территорий РК позволило выделить основные из них:

1) постоянное уменьшение численности населения за счет высокой смертности, низкой рождаемости, миграционной убыли, особенно оттока молодежи;

2) снижение прибыли во всех отраслях промышленности и падение объемов производства, уменьшение числа предприятий;

3) высокая безработица, особенно среди женщин и молодежи;

4) низкий уровень квалификации персонала;

5) сужение спектра медицинских, образовательных, культурных и бытовых услуг;

6) низкая инновационная составляющая в производимой организациями северных районов РК продукции (оказываемых услуг);

7) малая эффективность уже принятых долгосрочных программ по приоритетам и стратегиям в развитии северных территорий РК;

8) информационная изолированность большей части населения, в том числе и непосредственных носителей культуры коренных этносов РК;

9) демографический кризис и ассимиляция, ведущие к разрушению традиционной культуры среди коренных народов, национальных меньшинств РК и создающие угрозу их сохранению;

10) недостаточно высокий уровень правовой культуры населения РК, снижающий его активность и степень участия в реализации своих прав на сохранение и развитие национальной культуры.

Территория северных районов республики обделена инфраструктурой и имеет ряд ограничений, среди них:

• транспортная дискриминация — неудовлетворительное состояние автомобильных дорог (за исключением федеральной трассы «Кола»), недостаточность или отсутствие пассажирского сообщения с населенными пунктами;

• информационно-коммуникационная дискриминация —отсутствие возможности широкополосного доступа в Интернет, в ряде малых населенных пунктов затруднен доступ к телефонной связи;

• ограниченность (труднодоступность, низкая плотность) социальной инфраструктуры: фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов. Без решения проблемы ограниченности инфраструктуры северные территории республики будут продолжать терять население, а экономика развиваться медленно или увядать. Учитывая дороговизну жилья, сложности с регистрацией, бытовые трудности и неустроенность, сравнительно немногие граждане желают переехать на север РК, решаются сменить постоянное место жительство, переселиться из одного региона в другой.

При наличии масштабных запасов полезных ископаемых, пригодных для промышленной добычи, минерально-сырьевой потенциал северных территорий используется только на 10 %. Основные надежды на разработку минеральных ресурсов связываются со строительными материалами и индустриальными минералами. Основными видами минерального сырья, которые потенциально в ближайшее время могут разрабатываться и перерабатываться предприятиями горного комплекса на этих территориях, являются высокочистый кварц, мелкоразмерная слюда — мусковит, технический

гранат, полевые шпаты, тальк, кварциты, диатомиты, минеральные краски — пигменты, тальковый камень, облицовочный камень, высокопрочный и декоративный щебень, шунгиты, карбонатное сырье, камнесамоцветное сырье и др.

Основу экономики северных районов РК составляет энергетика, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности. Основные виды продукции — электроэнергия, древесина необработанная, пиломатериалы, мебель, рыба, консервированные рыбопродукты, железорудные окатыши, электронные изделия, гравий, щебень, сборные железобетонные конструкции, сборные дома.

В регионе работает каскад Выгских ГЭС (Беломорский район), вырабатывающих более 30 % электроэнергии РК, каскад Кемских ГЭС и строится Белопорожская ГЭС.

Также на территории РК находится ОАО «Карельский окатыш» (г. Костомукша), производящее железорудные окатыши и входящее в холдинг ОАО «Северсталь»; работают и другие горнодобывающие предприятия. На территории работают компании лесопромышленного комплекса, занимающиеся заготовкой и переработкой древесины, в том числе фирма Sweedwood (IKEA).

В г. Костомукша успешно работают современные промышленные предприятия — ООО «АЕК», производящее сборку автомобильной электропроводки для европейских автоконцернов; ООО «Электрокос», занимающееся сборкой электронных модулей; ООО «Дейла», выпускающее блоки управления электросистемами и бытовой техники. Производят продукцию и предприятия рыбной промышленности.

Сельское хозяйство северных районов РК как отрасль представлено небольшими сельскохозяйственными предприятиями. На территории работают 7 кредитных потребительских кооперативов, насчитывающих примерно 1 500 пайщиков. Сложные климатические условия не позволяют развивать сельского хозяйства, хотя есть возможность для развития форелеводства и производства марикультур.

Северная территория РК имеет огромный туристский потенциал в силу своих размеров и географического положения, а также наличия выдающихся памятников, имеющих общероссийское значение, к которым, например, относятся археологический комплекс материальной культуры древнего человека «Беломорские петроглифы» («Бесовы Следки» и «Залавруга»), лабиринты древних саамов (архипелаг Кузова). Всего на территории Северной

Карелии на государственном учете находится свыше 500 памятников археологии, архитектуры, истории и искусства, историко-культурные комплексы, исторические населенные места и историко-культурные территории. Одной из составляющих, показывающей своеобразие, самобытность и уникальность каждой территории региона, является культура. Усиление внимания к этнокультурному компоненту на региональном и федеральном уровнях начиная с 2000 г. способствовало появлению на территории успешно работающих этнокультурных центров.

Но, несмотря на наличие туристского потенциала, развитие туристского сектора находится на начальной стадии. Пока еще не ведутся общее планирование и координационная взаимоувязка туристских потоков и мероприятий, нет системы подготовки и создания пакета объектов туристского показа. Существующий рекламно-туристский стереотип восприятия северных территорий РК объективно не отражает самобытности ее этнокультурного потенциала, представленного носителями различных национальностей.

Калевальский национальный район, Лоухский муниципальный район и Костомукшский городской округ являются приграничными территориями. В этих районах реализуются международные проекты в области образования, туризма, спорта, культуры, здравоохранения, социальной защиты, экологии и экономического развития.

Северные территории республики лежат на пересечении транспортных потоков. По северной территории РК проходят стратегически важные для страны транспортные пути: федеральная автомобильная магистраль «Кола» (Санкт-Петербург — Мурманск); Октябрьская железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург с Мурманском; Западно-карельская железная дорога с выходом на Финляндию; широтная ветка Лемозеро-Кочкома, выходящая в Европу на берег Ботнического залива. В городах Беломорск и Кемь находятся морские порты. В Беломорске пересекаются морские пути кораблей, следующих с севера на юг по Беломорс-ко-Балтийскому каналу. Через Кемь лежит наиболее удобный и короткий морской путь к жемчужине Белого моря — Соловецким островам (45 км).

Северная часть РК достаточно удобна как транзитная территория для российских и иностранных грузопотоков, может перевозить и обслуживать значительные туристские внутренний и иностранный потоки, поскольку имеет несколько упрощенных

пунктов пропуска на государственной границе страны и международный автомобильный пункт пропуска.

Но при этом потенциале на всех этих территориях существуют проблемы, связанные с поддержанием транспортной инфраструктуры, координацией деятельности различных видов транспорта. Территорию карельского Беломорья следует рассматривать как стратегически важную не только для Карелии, но и для России, удачно вписывающуюся в национальные стратегические проекты, связанные с развитием инфраструктуры и грузопотоков с использованием Северного морского пути, проектами в области экономического освоения ресурсов Арктики и Крайнего Севера.

Уровень и качество жизни населения северных муниципальных образований РК остаются более низкими, чем в других районах. Это связано с несовершенством положений действующего федерального законодательства в отношении северных гарантий и компенсаций. Существующая система государственной поддержки северных территорий РК недостаточно эффективна. Меры государственной поддержки не обладают долговременным стабилизационным эффектом, обеспечивают лишь аккумуляцию финансовых ресурсов в бюджетной системе, организационные механизмы несовершенны и подвержены частым изменениям. Обстановка, сложившаяся в северных районах РК, долговременные интересы населения, характер проблем этих территорий требуют активного воздействия Правительства РК на процессы, протекающие на северных территориях РК.

Правительству РК и администрациям районов, не упуская из поля зрения традиционных производств, предстоит искать новые пути развития территории. Для этого необходимо разработать целевую республиканскую программу развития культуры и экономического образования северных территорий РК [2]. При ее разработке следует опираться на инновационную составляющую процесса развития и способствовать развитию предприятий с высокой добавленной стоимостью на одного работающего и имеющих потенциал роста в будущем. Северные территории не располагают самостоятельными источниками генерации знаний, все инновации приходят извне, из-за чего территория не располагает конкурентными преимуществами, связанными с инновациями, т. е. находится в заведомо проигрышной позиции. Остаются актуальными реализация

адресной помощи населению, создание мобильных информационно-консультационных пунктов.

Сложившиеся подходы к решению экономических, демографических и социальных проблем не позволяют эффективно реализовать имеющиеся природно-ресурсный и производственный потенциалы этих территорий, создать условия для их уверенного и динамичного развития.

Причины низкой эффективности действующей системы государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера имеют институциональный, нормативно-правовой и конъюнктурный характер. Отсутствуют взаимоувязанная система федеральных законов прямого действия, стабильные принципы и нормативы распределения средств финансовой поддержки, четкие приоритеты на текущий период и среднесрочную перспективу.

Не работают важные Федеральные законы. Например, Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в рамках которого последние наделяются особыми правами при получении квот на рыбную ловлю. Слабо работает Лесной кодекс РФ (ст. 30), предоставляющий сельским жителям право на бесплатное получение леса для индивидуального строительства. На уровне Законодательного Собрания РК заблокированы положения Земельного кодекса РФ, позволяющие любому гражданину России один раз в жизни получить на бесплатной основе участок земли под застройку жилого дома.

К конъюнктурным факторам относятся сужающиеся финансовые возможности государства по выполнению в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса принятых на себя обязательств по государственной поддержке.

Основу экономики северных территорий должны составлять энергетика, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли при глубокой переработке всех местных ресурсов. Важно остановить снижение реальных доходов населения, спад производства в базовых отраслях и градообразующих предприятиях экономики северных районов республики и обеспечить в перспективе динамичное развитие муниципальных образований. В связи с этим встает вопрос о перспективах развития самозанятости населения, особенно в сельской местности, где социально-экономические проблемы еще более обострены на фоне инфраструктурной деградации территории.

Одной из основных черт северных территорий РК является их узкая специализация. Специализация каждого из муниципальных образований сложилась исходя из исторических предпосылок, ресурсов, сосредоточенных на территории и их географического положения. Нельзя забывать специфические особенности северных территорий РК (наряду с рисковым ведением сельского хозяйства наличие эксклюзивных природных ресурсов, уникальных памятников природы, знания старинных промыслов, ремесел, самобытности территории и т. д.), которые могут повлиять на развитие разнообразных форм самозанятости в периферийных населенных пунктах.

Правовым фундаментом государственной поддержки выступают законы «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1 и «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.07.1998 №125-ФЗ, а также постановление Правительства РФ от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера».

Инновационный вектор развития экономики заставляет рассматривать Север как зону жизни, где человек осваивает новые типы техники (энергетика, связь, транспорт), новые типы автономных поселений, новые системы производств — новых подходов к организации северной инфраструктуры, единого интеллектуального пространства. Необходимо создавать на Севере условия для появления новых типов производств, новых систем занятости на основе использования высоких технологий.

Региональная политика республики в отношении северных районов должна соответствовать федеральной политике и способствовать более полному и рациональному использованию природных богатств для обеспечения бюджетных потребностей республики и местного самоуправления. Для преодоления деструктивных тенденций развития регионов Севера требуется разработка концепции и стратегии долгосрочного устойчивого развития, составной частью которой является сценарный подход к прогнозированию перспектив развития этих территорий [1]. Первым шагом в процессе разработки стратегических документов выступает Программа развития северных районов, которая должна защищать инте-

ресы населения и решать назревшие проблемы этих территорий (далее — Программа).

Разработка Программы обусловлена необходимостью определения важнейших целей, приоритетов и мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение уверенного, динамичного развития северных территорий республики [2].

В настоящее время в РК на территории северных муниципальных образований в рамках бюджетных целевых программ, различных национальных и международных проектов реализуются мероприятия, направленные на изменение ситуации в лучшую сторону. Это проекты, направленные: на профилактику и борьбу с социально значимыми болезнями; профилактику дорожно-транспортного травматизма; повышение безопасности дорожного движения; формирование здорового образа жизни; укрепление здоровья женщин и детей; содействие занятости населения; поддержку семей, имеющих детей, и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; поддержку инвалидов и т. д. Однако этого сегодня явно недостаточно для изменения параметров и тенденций социально-экономического развития северных территорий.

Задачей республиканской целевой программы социально-экономического развития северных территорий РК является постепенная стабилизация социально-экономического положения в северных муниципальных образованиях и формирование предпосылок для его развития.

На северных территориях РК необходимо формирование внутренних факторов экономического развития этих территорий, обладающих достаточным природно-ресурсным потенциалом, и активное поощрение поиска новых возможностей социально-экономического развития этих территорий. Данная цель предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач:

1) обеспечение реструктуризации экономики северных районов РК и повышение жизнеспособности базовых (градообразующих) предприятий с помощью мер налоговой, финансовой и инвестиционной политики на республиканском и муниципальном уровнях;

2) стимулирование технической модернизации и развитие объектов производственной, транспортной и инженерной инфраструктур, содействие внедрению существующих и разработке новых технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) государственное регулирование рынков труда в северных муниципальных образованиях посредством введения договорной системы найма работников в государственном и рыночном секторах, разработка механизма поддержки начинающих предпринимателей, развитие самозанятости и др.;

4) построение региональной идентичности — имиджа северных территорий РК, предоставляющих беспрецедентные возможности реализации способностей, талантов, энергии;

5) создание эффективной системы социальной поддержки населения, проживающего на северных территориях РК;

6) разработку и формирование системы республиканских государственных социальных стандартов, учитывающих особенности северных территорий РК;

7) сохранение, развитие и популяризация привлечения местного социума в процесс сохранения, развития и использования историко-культурного наследия как важнейшего стратегического ресурса развития территории;

8) усиление влияния Правительства РК на социально-экономические процессы в северных территориях, поддержание устойчивых и безопасных систем жизнеобеспечения.

В соответствии с разрабатываемой концепцией долгосрочного социально-экономического развития РК в период 2011—2015 гг., учитывая сложность проблем и ограниченность республиканских ресурсов, целесообразно предусмотреть решение этих задач в три этапа:

I этап (2011—2012 гг.) — стабилизация социально-экономического развития и постепенный переход к экономическому росту (прекращение спада во всех сферах экономики, стабилизация реальных доходов населения, появление тенденции к снижению уровня безработицы);

II этап (2012—2013 гг.) — устойчивый рост экономики (рост объемов производства и услуг при последовательном повышении уровня и качества жизни населения, снижение безработицы);

IIIэтап (2013—2015гг.) — сбалансированное социально-экономическое развитие территорий, которое характеризуется устойчивыми темпами, определяемыми потребностями и возможностями народного хозяйства.

В условиях ограниченных возможностей республиканского бюджета необходимо обеспечить рост эффективности использования средств респуб-

ликанской государственной финансовой поддержки и собственных средств муниципальных бюджетов, а также средств хозяйствующих организаций с учетом особенностей отдельных территорий, производств и групп населения.

Следует уточнить приоритеты республиканской государственной поддержки, в том числе в принятых республиканских целевых программах, предусмотреть концентрацию выделяемых финансовых ресурсов для решения поставленных задач, повышение взаимной ответственности республиканских органов власти и администраций северных муниципальных образований за решение наиболее острых социально-экономических проблем, учитывать возрастающую роль хозяйствующих субъектов и предпринимательских структур.

Реализация указанных мер потребует эффективно использовать природный, производственный, трудовой и интеллектуальный потенциалы северных территорий РК. Ресурсная база северных территорий должна стать основой формирования доходов бюджетов субъектов РФ в результате внесения соответствующих изменений в межбюджетные отношения.

Целью государственной поддержки базовых предприятий в северных районах РК является создание условий для саморазвития северных территорий путем повышения роли и конкурентоспособности этих предприятий на республиканском, российском рынках и рынках СНГ, Евросоюза.

Базовыми предприятиями являются преимущественно негосударственные предприятия различной организационной формы и размера в зависимости от отраслевого профиля, обеспечивающие наполнение бюджетов и предоставляющие рабочие места населению.

Республиканская государственная поддержка базовых предприятий, у которых имеются реальные возможности самостоятельного развития или привлечения на коммерческой основе дополнительных финансовых ресурсов, будет осуществляться косвенными и прямыми мерами в виде принятия и реализации специальных программ развития, предоставления гарантий по кредитам, осуществления других мер, способствующих продвижению их продукции на рынки.

Меры государственной поддержки крупных и малых предприятий, действующих на Севере Карелии, должны быть различны. Крупным предприятиям РК должны предоставляться гарантии под привлечение инвестиций для реализации проектов

развития. Для малых предприятий должен быть облегчен доступ их продукции на рынок, к объектам производственной инфраструктуры, льготное кредитование предприятий и др. Необходимо создать в этих районах государственно-корпоративную службу маркетинга, которая будет определять перспективные рынки и инвесторов для разработки природных ресурсов.

Практически все промышленные предприятия северных территорий являются градообразующими и выполняют функции, связанные с содержанием основных объектов социальной сферы. Республиканская государственная поддержка этих предприятий должна заключаться в предоставлении отдельных налоговых льгот. В целях повышения эффективности и усиления адресности федеральной и республиканской государственной поддержки градообразующих (основных) предприятий северных территорий республиканские органы исполнительной власти подготавливают и представляют в Правительство РК перечни важнейших предприятий (производств) и инвестиционных проектов производственного назначения, нуждающихся в государственной поддержке. На основании этих материалов республиканские органы исполнительной власти готовят материалы для участия в программах Правительства РФ.

В рамках региональной лесной политики актуализируются инновационные механизмы стимулирования лесного бизнеса северных территорий через лесную сертификацию. Лесной сертификат является компенсаторным механизмом возврата местному населению доли человеческого капитала, вложенного им в формирование национального богатства страны в прошлые годы.

Социальная ответственность бизнеса, являясь основным принципом лесной сертификации, нацелена на возвращение обществу доли ренты от использования природных ресурсов через социальную политику в местах своего функционирования. В данном случае местное население получает натуральную компенсацию от бизнеса (предоставление рабочих мест, дополнительных социальных услуг, прав на переобучение и др.).

Исключительно важную роль в обеспечении жизнедеятельности северных территорий играет транспорт. Экономические интересы РК диктуют необходимость совершенствования транспортной системы в северных территориях с целью максимального удовлетворения их потребностей в транспортном обеспечении, обеспечивая транспор-

тную связь между основными узлами и центрами экономической активности, для формирования эффективной системы передвижения населения, сырья и продуктов производства.

Формирование транспортной системы включает в себя развитие автомобильных дорог территориального и муниципального значений и создание системы транспортных пассажирских и грузовых маршрутов. Потребность в передвижении товаров и пассажиров будет определяться в рамках расчета совместных проектов, организуемых муниципальными образованиями, фирмами и компаниями. Предстоит разработать схему рационального действия транспорта (водного, железнодорожного, автомобильного), используя все виды транспорта, находящегося на северных территориях, и создать единое экономическое пространство северных районов РК.

Необходимо дальнейшее продвижение использования пространственного морского планирования как важнейшего инструмента принятия обоснованных решений по сбалансированию интересов различных секторов на Белом море и по достижению устойчивого использования морской территории с выгодой для экономического развития и без ущерба для окружающей среды. Важным элементом транспортной системы севера РК является отрезок железой дороги Лемозеро — Кочкома, введение которой в эксплуатацию в полной мере значительно поспособствует развитию экономических и иных связей между северными территориями. Также это улучшит их транспортную доступность из других регионов России и Европы.

Инфраструктурная дискриминация малых населенных пунктов характерна для РК в целом, однако в северных районах это является одним из базовых ограничений, устранение которого позволит создать условия для уменьшения оттока населения и стабилизации экономической активности. Помимо ограниченной доступности транспорта, северные территории дискриминированы в доступе к социальной инфраструктуре и информационным коммуникациям. Необходимо остановить сокращение сети объектов социальной инфраструктуры (больниц, школ, детских садов). В малых населенных пунктах необходимо обеспечить широкий доступ не только к телефону, но и к высокоскоростному Интернету, так как возможность использования каналов связи является базовым условием существования в современном обществе и современной бизнес-среде.

Одним из основных направлений является

разработка системы информирования населения об осуществляемых совместных проектах, о потребности в новых кадрах для их реализации. Совместное формирование системы проектов, их расчета и детальной проработки позволит сформулировать объемы и качество необходимого кадрового обеспечения. Это позволит создать систему переобучения и обучения кадров. При этом возможными формами обучения могут стать дистанционные, на основе использования интернет-технологий.

Система информирования населения о потребности в кадрах может быть реализована посредством создания интернет-ресурса, содержащего информацию о количестве необходимых кадров, их квалификации и возможности пройти обучение и о возможности смены места жительства для переезда к месту работы.

На территории северных муниципальных образований РК целесообразно формирование производственных кластеров и совместных межрайонных проектов: лесопромышленного, туристского, рыбо-хозяйственного и т. д.

В целом формирование кластеров и совместных межрайонных проектов будет способствовать эффективному распределению ресурсов, прежде всего кадровых, между муниципальными районами. Такая концентрация и формирование создают условия для развития совместных предприятий и мероприятий, направленных на оптимизацию системы поставки готовой продукции потребителям, закупки и распределения сырья и оборудования.

Существуют несколько вариантов решения проблемы социально-экономического развития северных территорий РК:

1) по существующему административно-территориальному делению (компонентный, поэлементный подход), включающий мероприятия, направленные на решение отдельных проблем по каждому из муниципальных образований северных территорий. Существуют определенные риски при использовании указанного подхода, в том числе:

• сохранится разобщенность территорий;

• каждое муниципальное образование будет

лоббировать свои интересы;

• произойдет распыление ресурсов;

2) комбинированный подход, как перечень отдельных невзаимосвязанных мероприятий, сочетающий элемент районной проблемы с элементами управленческих воздействий (целевые проекты, программы, субсидии). Преимущества его выражены в точечном воздействии на решение отдельных,

локальных, наиболее злободневных проблем. Рисками являются:

• наличие рассогласования между широтой цели и негибкостью управленческих решений и действий;

• неэффективное использование финансовых средств;

• снижение общего целевого эффекта;

• отсутствие единого хозяйственно-экономического пространства;

3) системный подход (элементы системы во взаимосвязи), при котором акцент делается на формирование условий и механизмов социально-экономического развития на всех северных территориях РК как едином пространстве. Преимуществами данного подхода являются: снижение экономических, социальных и управленческих рисков; укрепление социальных связей; повышение стабильности и доверия в обществе; укрепление системы государственных гарантий.

Риски сводятся к вероятности неполучения ожидаемого (планируемого) моментного эффекта вследствие случайных сбоев и воздействий в управленческой схеме, которые достаточно легко исправляются при контроле за реализациейи и независимом мониторинге.

Учитывая изложенное, представляется оптимальным использование системного подхода, который является стержнем программно-целевого метода. Его использование позволяет интегрировать весь комплекс имеющихся ресурсов (административных, организационных, финансовых и т. п.) и перейти от уровня достижения локальных целей к системному социальному эффекту. Необходимо организовать взаимодействие г. Костомукши с северными муниципальными районами в поиске объединяющих интересов, возможных совместных проектов. В перспективе возможно создание двух районов: Северного (Приграничного) и Поморского (Беломорского) вместо пяти муниципальных образований на северной территории РК. Другими словами, все территориально-административные образования северных территорий РК рассматриваются как единое экономическое пространство, и в первую очередь решаются общие проблемы всех территорий.

Финансовыми ресурсами для реализации мероприятий поддержки будут:

• средства бюджетов муниципальных районов (Беломорского, Кемского, Лоухского, Калеваль-

ского) и Костомукшского городского округа;

• средства бюджета РК, фондов и других источников;

• средства предприятий и инвесторов;

• средства российских и зарубежных фондов;

• средства и источники финансирования важнейших программ государственной поддержки Севера и депрессивных территорий субъектов РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 N° 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» РК входит во вторую группу районов Севера. В связи с этим необходимо максимально использовать прямую государственную финансовую поддержку и все косвенные меры поддержки, направленные на решение наиболее острых проблем производства и жизнеобеспечения. В перспективе по мере развития северных территорий РК финансовые ресурсы будут поступать от самих северных муниципальных образований.

На первом этапе стабилизации социально-экономического развития и перехода к устойчивому росту (2011—2012 гг.) завершится процесс стабилизации социально-экономического развития и начнется постепенный переход к экономическому росту (прекращение спада во всех сферах экономики, стабилизация реальных доходов населения, появление тенденции к снижению уровня безработицы). Реализуются меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, кадрового и программного обеспечения развития северных территорий. На данном этапе будет проведена оценка потенциала развития северных районов РК, и реализованы проекты, направленные на освоение природных ресурсов, способствующих возможности северных территорий к саморазвитию. Необходимо проектировать предприятия горной, лесной и рыбной отраслей, способные увеличивать объемы производства.

На втором этапе (2012—2013 гг.) должен начаться устойчивый рост экономики (рост объемов производства и услуг). Увеличится количество обрабатывающих производств, использующих высокотехнологичные процессы переработки сырья. Последовательно будут повышаться уровень и качество жизни населения, стабилизируется численность постоянного населения. Безработица снизится, но ситуация останется сложной для граждан, имеющих низкую квалификацию.

На третьем этапе (2013—2015 гг.) территории выйдут на сбалансированное социально-эконо-

мическое развитие, которое будет иметь устойчивые темпы роста. Основные промышленные предприятия активно будут внедрять высокие технологии, получит импульс развития сфера услуг. Использование прикладных технологий может обеспечить необходимую информационную основу для принятия стратегических решений развития северных территорий РК. Реальные доходы работников государственного и рыночного секторов в северных районах станут значительно выше, чем в среднем по РК. Положение с безработицей практически не будет отличаться от ситуации в целом по региону.

В итоге развитие северных территорий РК приобретет устойчивый динамичный характер. В рамках предлагаемого системного подхода будут выработаны инновационные механизмы управленческого воздействия, работающие на создание благоприятных условий для кардинального изменения депрессивной ситуации в северных территориях РК.

Региональная целевая программа социально-экономического развития северных территорий РК на 2011—2015 гг. разрабатывается с участием всех министерств и ведомств РК, администраций северных территорий, с широким участием общественных объединений и организаций с обязательным освещением процесса разработки в средствах массовой информации. Мероприятия целевой программы формируются на межведомственной основе. Данная программа разрабатывается как региональный мегапроект «Север Карелии», в рамках государственных программ Правительства РФ. На уровне РК она должна быть одобрена Законодательным собранием РК и главой республики. После этого Программа должна быть представлена в Комитет по делам Севера Государственной Думы

и в Министерство регионального развития РФ. Необходимо добиваться ее согласования с Правительством РФ с выделением финансовых ресурсов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социалного развития районов Севера».

Поскольку Республика Карелия, по этому постановлению, входит во вторую группу районов Севера, ей необходимо максимально использовать прямую государственную финансовую поддержку и все косвенные меры поддержки, направленные на решение наиболее острых проблем производства и жизнеобеспечения.

Реализация этой программы позволит сгладить проблему асимметричного развития северных территорий региона и повысить их привлекательность для населения и предпринимательских структур, что в свою очередь приведет к росту социально-экономического развития северных территорий Республики Карелия.

Список литературы

1. Баранов С. В. Статистическая оценка асимметричности экономического развития регионов Севера и несеверной части Российской Федерации. // Вопросы статистики. 2010. № 4. С. 44—49.

2. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета от 01.12.2010 № 271.

3. Экономическое положение и перспективы развития северных территорий Республики Карелия: материалы Совета Республики Карелия от 10.09.2010, г. Костомукша. URL: http://www. gov. karelia. ru/gov/Leader/Sovet/100910_doclad1.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.