Сетикет, или правила речевого поведения в сети Интернет
Кара бань Наталья Александровна
кандидат филологических наук доцент кафедры русского языка, Волгоградский государственный технический университет
400005, Россия, г. Волгоград, пр-кт Ленина, 28
Дика рева Анна Валерьевна
кандидат филологических наук доцент кафедры русского языка, Волгоградский государственный технический университет
400005, Россия, г. Волгоград, Пр-КтЛенина, 28
Статья из рубрики "Лингвистика"
Аннотация. Цель статьи - выявление специфики норм речевого этикета в виртуальной среде. Объектом исследования является сетикет - свод правил, регулирующих вербальное и невербальное поведение пользователей в процессе интернет-коммуникации. Автор подробно рассматривает такие аспекты проблемы, как функционирование современного русского языка в сети Интернет, становление норм речевого поведения в данной сфере общения. Рассматриваются языковые и речевые средства и способы реализации этикетных интенций. Особое внимание уделено выявлению отличий сетикета от этикета традиционного. В качестве материала выступают различные официальные и неофициальные жанры сетевого общения (электронные письма, форумы, чаты, блоги, комментарии и др.). Система сетикета находится в стадии формирования, нуждается во всестороннем изучении, описании и систематизации. Этими факторами обусловлены научная новизна и актуальность работы. Определяются функции сетикета, обусловленные особенностями нового канала коммуникации, прежде всего, такими, как анонимность, физическая непредставленность, свобода самовыражения и др. В результате исследования автор приходит к выводу, что, несмотря на то, что сетикет базируется на универсальных морально-нравственных принципах речевого поведения и в его основе лежат нормы традиционного этикета, он обладает ярко выраженной спецификой.
Ключевые слова: жанры интернет-коммуникации, этикетный речевой акт, виртуальная коммуникация, правила речевого поведения, вежливость, сетикет, речевой этикет, интернет-коммуникация, единица речевого этикета, Функции речевого этикета
DOI: 10.7256/2454-0749.2018.1.25379
Дата направления в редакцию: 08-02-2018
Дата рецензирования: 12-02-2018
Дата публикации: 27-02-2018
Интернет как новая среда коммуникации, обладающая рядом специфических черт, с каждым годом становится всё более популярной. Новые условия, формы и жанры коммуникации, отличные от реального общения, ставят перед пользователями немало вопросов о правилах речевого поведения в Сети. Кто-то переносит нормы традиционного речевого этикета в виртуальное общение, кто-то тем или иным способом пытается их трансформировать.
В данной работе остановимся на рассмотрении особенностей интернет-этикета, выявлении его отличий от традиционного речевого этикета.
Нетикет (от англ. Net - сеть), или сетикет (сетевой этикет) - свод правил, регулирующих вербальное и невербальное поведение пользователей сети Интернет. Данное понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO, поскольку участники сетевых сообществ осознали, что чрезмерная свобода и отсутствие сдерживающих механизмов мешают комфортному общению. Сетевой этикет - это один из способов формирования лингвокультуры языковой личности в электронной среде коммуникации, способ саморегуляции, который сознательно и добровольно вырабатывается и поддерживается самим виртуальным социумом J9!.
Сетикет базируется на универсальных нормах и принципах речевого поведения, в основе которых лежит уважение к адресату. Как и у традиционного речевого этикета, основной функцией сетикета является регулятивная, т.е. он располагает системой предписывающих и запрещающих правил, соблюдение которых позволяет гармонизировать процесс коммуникации, сделать его комфортным для всех участников. Коммуникативная категория вежливости здесь играет одну из основных ролей, наряду с такими коммуникативными категориями, как категория категоричности, митигативности и толерантности. Отличительная черта сетикета обусловлена спецификой сети Интернет, прежде всего, такими его характеристиками, как анонимность и неинституциональность (которые, конечно же, не распространяются на официальные жанры интернет-коммуникации). В связи с тем, что виртуальная коммуникация носит принципиально нестатусный характер, нетикет не выполняет одну из важнейших функций традиционного этикета - функцию дифференциации, то есть определения места индивида в общественной иерархии. Соответственно, большую значимость приобретает интеграционная функция сетикета, он является эффективным средством социализации в виртуальной среде ^^
Среди главных факторов, влияющих на формирование сетикета, следует выделить следующие: дистантность, опосредованность общения; свобода, отсутствие ограничений; анонимность, достаточно молодой возраст подавляющего большинства пользователей, установка на языковую игру.
М. А. Кронгауз считает, что сетевой этикет «представляет собой довольно причудливую смесь из компонентов устного и письменного (эпистолярного) этикета»
Установка на языковую игру, характерная для интернет-коммуникации ^^ находит свое отражение и в формулировке правил сетикета:
В связи с участившимися в последнее время случаями нарушения пассажирами во время полётов правил безопасности нашей авиакомпании - напоминаем их в краткой форме.
1) Категорически запрещается проносить на форум борт и пользоваться во время дискуссии полёта горючими и легковоспламеняющимися жидкостями. А именно -
легковоспламеняющиеся слова, словосочетания и фразы, способные мгновенно вызвать словесный пожар, быстро распространяющийся по салону. Помните: даже если администрации экипажу удаётся оперативно локализовать очаг возгорания - едкий дым, просочившийся в другие темы, продолжает отравлять воздух ещё длительное время. Не доводите дело до вынужденного проветривания с помощью разгерметизации!
2) Также запрещается проносить на форум борт и пользоваться во время дискуссии полёта любыми колющими и режущими предметами (а именно - колюще-режущие словосочетания, фразы и вопросы). Не пытайтесь подкалывать оппонента, сидящего в соседнем кресле; не перерезайте ремни безопасности; не пытайтесь выцарапать что-то неприличное на обшивке салона. (Здесь и далее все примеры приводятся в авторской редакции с сохранением стиля, орфографии и пунктуации).
В целом нормы сетикета схожи с нормами традиционного этикета. Вместе с тем, наряду с универсальными этическими стандартами и правилами вежливости, равно применимыми как к реальному, так и к виртуальному общению, сетикет имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой коммуникативного канала.
Н апример, при создании электронного письма не рекомендуется злоупотреблять
эмотиконами, экспериментировать со шрифтами J^. Не следует писать сообщения заглавными буквами, поскольку в интернет-коммуникации такое графическое оформление высказывания эквивалентно повышению голоса, крику:
геннадий:
город успешно деградирует с 1992 года а не с 2015 МАКАР> геннадий:
НУ НЕ С 92ГО, А КАК УБРАЛИ ШАБУНИНА Аноним> МАКАР: не орииииииииииииииииии!
При этом заметим, что есть примеры противоположного использования данного графического приёма с целью интенсифицирования единиц вежливости:
ЗАРАНЕЕ ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ за не быстрые ответы, часто буду вне доступа, до 2-3 дней ... ВСЕМ СЧАСТЛИВЫХ ЛЕТНИХ ДНЕЙ!!!!
В данном случае при помощи невербальных средств адресант стремится продемонстрировать внимание и симпатию по отношению к своим адресатам.
П ри ведении электронной переписки невежливо отправлять вложенные файлы без сопроводительного текста, посылать письма с незаполненным полем «Тема», не допускается распространение «спама». К нарушениям правил сетевого этикета относится и ведение личных бесед в общей теме форума, поскольку это мешает общению других пользователей, а следовательно, является проявлением неуважения к ним. В случае необходимости обсудить что-то более подробно с определённым собеседником, поспорить и под. следует перейти в приватное общение. Специфическими формами
проявления речевой агрессии в сети Интернет являются флуд, флейм и троллинг
Общаясь в режиме on-line, коммуниканты стремятся сократить время написания текстового сообщения, в связи с этим наблюдается редукция этикетных лексем не только
в неформальной, но и в деловой коммуникации: пжл, пж-ста - вместо пожалуйста, спс -спасибо, споки - спокойной ночи и др. Появление многих подобных элементов является результатом интерференции английского и русского языков.
Сообщи, плз, о получении моего письма и о передаче диска.
В данном случае закон экономии речевых усилий вступает в противоречие с одним из основных коммуникативных принципов - принципом ориентации на адресата. Однако большинство интернет-пользователей не воспринимает использование подобных сокращённых этикетных единиц как проявление невежливости. Разделяем мнение исследователей, которые полагают, что современная тенденция к редукции формы выражения обусловлена изменившимся, заметно ускорившимся ритмом жизни человека.
Важными этикетными актами являются приветствие и прощание, способствующие успешному началу и окончанию общения. Помимо традиционных этикетных знаков в интернет-коммуникации встречается большое разнообразие лексем, реализующих данные этикетные речевые акты. Зачастую они представляют собой графически трансформированные привычные единицы вежливости, при этом следует отметить тенденцию к речетворчеству: ку, драсте, доброго времени суток, дароФ, дароууу, прива, привета, приветик, при, прю, хай, ага, и тебе и т.д. Распространёнными формами выхода из общения в сети Интернет можно назвать использование следующих этикетных формул: Пока-пока!!!; Всем пока! доброй ночи!!!; ПОКА народ!!!; Пока, снов всем
сладких :); Удачи, поки!; Ухожу в реальность! и др.
При этом в виртуальной коммуникации есть множество ситуаций, например, в чатах и форумах, когда отсутствие речевых актов приветствия и прощания не является нарушением этикетных требований. Напротив, в инструкциях по сетикету можно встретить рекомендации, свидетельствующие о том, что наличие приветствий и прощаний пользователей, присоединяющихся к полилогу в любой момент и так же в любой момент покидающих его, мешает процессу коммуникации, а следовательно, противоречит принципам гармоничного общения. Таким образом, соблюдение традиционных канонических правил речевого этикета в ряде случаев в виртуальной коммуникации, напротив, оказывается невежливым, противоречащим требованиям сетикета.
Ещё одной особенностью речевого этикета в интернет-общении является переосмысление оппозиции ты-Вы-форм при обращении к незнакомому собеседнику, преобладание обращения на «ты».
О.С. Горицкая выделяет следующие факторы, обусловившие популярность местоимения ты в интернет-сфере:
■ возрастной состав интернет-пользователей, большую часть которого составляют молодые люди, в среде которых более привычно обращение на «ты», чем обращение на «Вы»,
■ неофициальные отношения между участниками коммуникативного акта,
■ неопределенность возраста и социального статуса коммуникантов (а следовательно, отсутствие информации о социальных различиях) и др. -Ш.
Известно, что изначально с появлением сети ФИДО было принято всем обращаться друг к другу на «ты». В связи с этим старейшие пользователи Интернета продолжают следовать этой традиции:
Петрович-47: Огромная просьба ко всем форумчанам. Пожалуйста, не надо ко мне обращатся на "Вы", мы находимся в интернете, обезличенной среде, ещё в ФИДОшные времена было введено правило по которому все обащались друг к другу на "Ты" и обращение на "Вы" считалось дурным тоном.
С надеждой на понимание.
ПЕТрович.
Актуальность для самих пользователей Сети проблемы выбора наиболее приемлемой формы обращения к незнакомому собеседнику в виртуальном общении показывает неоднократное и довольно активное обсуждение её на различных ресурсах (см., например, http://www.lookatme.ru/mag/how-to/etiquette/207763-etiquette-you,
https ://pikabu.ru/story/obrashchenie_v_seti_ili_ka k_pravNno_na_quottyiquot_iN_na_quotvyiql https ://www.linux.org.ru/forum/talks/4286689, https ://kak2z.ru/mdex.php?topic=42863.0, http://forum.rcdesign.ru/f6/thread 329072.html и мн. др.).
Анализ подобных дискуссий позволяет лучше понять мотивы выбора той или иной формы. К местоимению Вы пользователи прибегают, поскольку традиционный речевой этикет предписывает Вы-обращение к незнакомому собеседнику, нарушение данного правила является проявлением неуважения к партнёру по коммуникации, показателем низкой речевой культуры:
Общение в сети - безлико, что импонирует многим, но далеко не всем, и я в их числе...
Что меняется для образованного и воспитанного человека при анонимном общении? Если он действительно воспитан, и воспитан хорошо - ничего... а значит "Вы"...пока собеседники не разрешат друг другу иного...
При этом большинство участников виртуальной коммуникации отдаёт предпочтение ты-форме, мотивируя это тем, что в Интернете нивелируются все различия, на которых базируется дифференциация тыВы-форм, преобладает равностатусная коммуникация равных с равными. При этом критерий «знакомыйнезнакомый» собеседник здесь не является столь значимым, как в реальном общении. Следовательно, отсутствуют весомые основания для самого существования оппозиции ты и Вы в интернет-коммуникации. Пользователи подчёркивают, что общение на ты сокращает дистанцию, сближает, «носит доверительный и располагающий оттенок»:
Я думаю, что ТЫ - вполне уместно для виртуального общения; что касается меня, то мне нравится, когда ко мне обращаются именно так. Но вижу теперь, что не для всех это одинаково. Просто мне кажется, что здесь мы все - без чинов и регалий. Здесь как в бане все равны. Как раз с этим самым ВЫ можно выстроить самую пренебрежительную и насмешливую форму обращения к собеседнику.
На Вы многие из них переходят с неприятным собеседником, чтобы отстраниться от него, продемонстрировать ему своё негативное отношение. Наблюдается переосмысление значения данной этикетной единицы, приобретение ею негативной коннотации в сознании общающихся. Например:
1. Идти на Вы - идти на Войну.
Поэтому когда люди общаются на Вы, то у них в большинстве случаем меньше доверия друг к другу, это уже на генном уровне заложено.
2. Буквально вчера на одном из форумов по программированию я написал человеку
вопрос в личку, в ответе на котороый первой фразой было вот что: "Перестань мне выкать!".
А еще раньше, с другим человеком, прозвучало ультимативное требование: "Если будешь выкать, то я перестану отвечать!". И перестал...
Таким образом, наблюдается тенденция к преобладанию ты-обращения в интернет-коммуникации, при этом достаточно распространено отрицательное отношение к Вы-форме, которая зачастую используется не как единица категории вежливости, а как средство демонстрации недружелюбного отношения к адресату, дистанцирования от него, как правило, в конфликтных ситуациях.
Ещё одним дискуссионным вопросом в подобных обсуждениях является выбор прописной и строчной буквы при выборе местоимения выВы для обращения к одному лицу. Анализ интернет-опросов и высказываний пользователей показал, что чаще всего при неофициальном общении в Сети они отдают предпочтение ты-форме, далее следует вы-обращение, местоимение Вы вызывает наиболее негативные ассоциации, в связи с чем многие участники интернет-коммуникации стремятся от неё отказаться. Например:
Но вот, если автора бесит ,когда ему тыкают, у меня вызывает недоумение, когда в Интернете мне Выкают с большой буквы.
Ибо, согласно правилам русского языка ,"Вы" со строчной буквы пишут в личных письмах и официальных документах. Форум, понятное дело, к данным видам переписки не относится.
Рассматриваю обращение к себе на вы как дистанцирование и отношусь к таким людям плохо. Сам обращаюсь на вы к людям значительно старше если испытываю к ним какое то уважение или в ситуациях когда человек для меня просто шестеренка бюрократии и интереса к нему никакого нет. Раньше тоже выкал, перестал когда стал относится к людям дружелюбнее.
Таким образом, в связи с отсутствием в Интернете единых устоявшихся правил речевого поведения мы наблюдаем стремление пользователей адаптировать привычные правила речевого общения к новым условиям коммуникации. Несмотря на то, что в основе сетикета лежат универсальные морально-нравственные принципы, он обладает рядом специфических особенностей, которые не только отличают его от традиционного речевого этикета, но и противоречат некоторым его устоявшимся нормам. Сетикет находится в процессе становления, поэтому нуждается в дальнейшем детальном изучении, описании и систематизации.
Библиография
1. Горицкая О.С. Обращение на ты и Вы в русской коммуникативной культуре: история и современность [Электронный ресурс]. URL:
http://referatdb.ru/literatura/91590/index.html (дата обращения: 30.04.2017).
2. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. - М., 2000. - С. 431-460.
3. Карабань Н.А. Этический аспект интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: кол. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - С. 158-188.
4. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва [Электронный ресурс]. URL:
http://philology.by/uploads/logo/krongauz2008.pdf (дата обращения: 19.12.2017)
5. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.
6. Малькова Е.Ю. Принципы виртуальной этики // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 112-115.
7. Мечковская Н.Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век Интернета // Русский язык в научном освещении. - 2006. - № 2 (12). - С. 165-185.
8. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. -М.: «1989.ру», 2006. - 192 с.
9. Усачева О.Ю. Лингвокультура языковой личности в интернет-коммуникации // Государственная служба. - 2005. - №5. - С.97-102.
10. Шкапенко П.В. Специфика реализации прагмалингвистических принципов в интернет-дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2008. - 25с.