Научная статья на тему 'Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов'

Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1296
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ЧАТ-КОММУНИКАЦИЯ / НОРМЫ ОБЩЕНИЯ / СТЕПЕНЬ НОРМАТИВНОСТИ / VIRTUAL DISCOURSE / CHAT-COMMUNICATION / STANDARDS OF COMMUNICATION / DEGREE OF NORMATIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антипов Александр Геннадьевич, Краснова Ирина Владимировна

Описываются нормы общения в виртуальном дискурсе Интернета и в дискурсе чат-коммуникации. Обозначенные правила включают в себя как общепринятые нормы поведения, так и нормы, специфические для данного вида общения. Определяется степень нормативности в различных чатах на основании соблюдения правил и наличия или отсутствия модерации. Анализируется реализация норм виртуального общения непосредственно в речевом поведении участников чат-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standards of virtual communication in the discourse of russian-language chats

In every scope of activity and in every sphere of communication there are demands, regulations, and recommendations (though sometimes not accurately formulated) which greatly contribute to the quality and success of people interaction. Internet is not an exception. It is a vast informative and communicative space where the users communicate pursuing different objectives and applying different means. Principal standards of communication for the Internet users were formulated simultaneously with the beginning of e-net existence. The rules of net etiquette are not always generally established and strictly recommended. They may vary with the purposes of communication. The place of communication also means much. However, the common formulae remain invariable for every participant of e-communication. They assert that the principle of parity is the main ethic one in the virtual communication as well as in real life. As a consequence, unprintable language is banned, etiquette formulae must be used, and speech strategies must be chosen according to the place of communication. Standards of communication in chats include, on the one hand, generally accepted standards of conduct actual for the communication in the real world. These are unprintable language and personal insult ban, observance of the rules of courtesy (the use of salutations and other etiquette formulae). On the other hand, the specific character of virtual communication consisting first of all in the absolute verbal form of expression is taken into account. That is why the rules of chat-communication contain paragraphs regulating this outer face of communication and aim at the users not creating visual difficulties in communication. One of the main factors influencing the observance of the mentioned regulations and recommendations is availability of moderation in a chat. Moderation is put into effect by moderators who are the users authorized with wider rights and duties as compared with other chat-participants. Thus, different chats are characterized by different degree of normative. It is determined by availability of moderation and existing rules of communication in chats, including clear designated bans as well as common recommendations. Depending on the degree of normative in chats conflict situations, the use of unprintable language, insult of chat participants, flood and blinding of screen are possible. These take place in badly moderated chats without registration where any user may become its participant or in special channels where there are principally no rules at all. In chats where the participants are relatively constant, the moderator is always present, and after violation penalties are immediately applied, these occur more rarely.

Текст научной работы на тему «Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов»

_____________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_________________

№ 357 Апрель 2012

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 808

А.Г. Антипов, И.В. Краснова

НОРМЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДИСКУРСЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЧАТОВ

Описываются нормы общения в виртуальном дискурсе Интернета и в дискурсе чат-коммуникации. Обозначенные правила включают в себя как общепринятые нормы поведения, так и нормы, специфические для данного вида общения. Определяется степень нормативности в различных чатах на основании соблюдения правил и наличия или отсутствия модерации. Анализируется реализация норм виртуального общения непосредственно в речевом поведении участников чат-коммуникации. Ключевые слова: виртуальный дискурс; чат-коммуникация; нормы общения; степень нормативности.

Любое взаимодействие людей, в том числе и речевое, детерминируется существующими в обществе нормами, которые базируются на общечеловеческих ценностях. В каждой сфере деятельности и в каждой сфере общения существуют иногда четко не сформулированные требования, правила, рекомендации, которые во многом определяют качество и успешность взаимодействия людей. Интернет в этом отношении не является исключением. Он представляет собой огромное информационное и коммуникативное пространство, где с разной целью и с использованием разных средств осуществляется коммуникация пользователей [1].

Одновременно с началом существования сети Интернет для ее пользователей были сформулированы основные правила общения. Они обусловлены спецификой виртуальной среды, которая заключается прежде всего в абсолютном текстовом формате общения, и помогают наиболее эффективно осуществлять виртуальную коммуникацию, поэтому вбирают в себя не только общие правила этикета, но и нормы речевого поведения. Подобный свод правил получил название «сетевой этикет», иначе - сетикет или нетикет (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») и был закреплен в книге Вирджинии Ши «Нетикет» [2]. Существуют и другие формулировки похожих предписаний, которые встречаются в Интернете в достаточно большом количестве. Так, например, портал «Этика.ру», созданный при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, целиком посвящен этическим проблемам виртуального общения [3].

Правила сетевого этикета не всегда являются общеустановленными и строго рекомендованными. Они могут варьироваться в зависимости от целей коммуникации. Кроме того, место общения также накладывает свой отпечаток. Однако общие формулы для всех участников электронных коммуникаций остаются неизменными. И они не могут не отразиться на речи пользователей Интернета и на текстах, которые они создают в процессе общения. Перечисленные правила утверждают принцип паритетности главным этическим принципом в виртуальном общении так же, как и в реальной жизни. Его следствием становится употребление этикетных формул, выбор речевых стратегий, адекватных месту коммуникации, запрет на употребление ненормативной лексики.

В книге «Нетикет» формулируется десять основных правил, аналогичных максимам Г.П. Грайса [4] и касающихся общения в Интернете в широком смысле этого слова. В обобщенном виде их можно представить следующим образом:

1. Помните, что Вы говорите с человеком. Очень многие забывают, что их собеседник - не компьютер, что за буковками на экране прячется живой человек, которого легко обидеть.

2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.

3. Помните, где Вы находитесь в киберпространстве. То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом.

4. Уважайте время и возможности других. Одним из следствий этого правила является уважительное отношение к чужому трафику. Выкладывая большие изображения, позаботьтесь о том, чтобы им сопутствовали небольшие превью с указанием размера открывающегося по ним файла. Если вы даете ссылку на большой файл, не забывайте указывать его размер.

5. Сохраняйте собственное достоинство. Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Правила грамматики играют важную роль. Не оскорбляйте пользователей.

6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать. Обмен опытом - увлекательное занятие. Это «древняя» и славная традиция Сети. Если вы увидели вопрос и можете на него ответить - ответьте.

7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.

8. Уважайте право на частную переписку. Никогда -ни при каких условиях! - не публикуйте логи ваших разговоров тет-а-тет без согласия собеседника или нескольких собеседников, если разговор предполагал конфиденциальность.

9. Не злоупотребляйте своими возможностями. Обладая преимуществами над другими пользователями, не следует пользоваться ими.

10. Учитесь прощать другим их ошибки... или хотя бы время от времени вспоминайте, сколько ошибок сделали вы. Каждый когда-то был новичком [2].

Чат-коммуникация, в свою очередь, является дискурсивной областью, функционирующей в рамках виртуального дискурса Интернета. О. В. Лутовинова определяет последний как текст в ситуации виртуального общения [5]. Дискурсом чат-коммуникации, соответственно, становится текст, погруженный в ситуацию вир-

туального общения именно в чате. Ему присущи такие онтологические свойства, как анонимность, неофициальная обстановка, отсутствие практически любых ограничений для общения в виртуальном пространстве, а также повышенно эмоциональный фон, на основании чего он может быть отнесен к эмотивным дискурсам [6. С. 206]. При коммуникации в чатах перечисленные рекомендации и правила, касающиеся Интернета вообще, в силу специфики данного вида общения трансформируются. Материалом для анализа послужили тексты и правила следующих чатов: «Чаттербокс» [7], «Чат 30» [8], «Кроватка» [9], «Многокомнатный чат Мэйл.ру» (на текущий момент этот чат не функционирует, сбор материала осуществлялся до закрытия чата) [10], «Ого-чат» кемеровской и новосибирской пиринговых сетей [11].

Условно правила общения в чатах можно разделить на две группы. Первая группа правил носит скорее рекомендательный характер и конкретизирует общие правила сетевого этикета с учетом специфики места общения. Они представляют собой общие советы, указывающие пользователю на ключевые моменты общения в чате и помогающие выбрать правильную речевую стратегию. Обычно такие правила имеют вид статьи на сайте, который может быть посвящен общению в Интернете в целом (например, уже упоминавшийся сайт «Этика.ру»), либо являются отдельной страницей на том же сайте, где расположен сам чат (например, такие рекомендации даны в чатах «Чаттербокс», «Чат 30», «Кроватка»). Главной рекомендацией становится уважение к личности собеседника, те. принцип паритетности ставится на первое место. Также указывается на непродуктивность ведения множества диалогов, поскольку есть опасность запутаться и послать очередную реплику не тому адресату. Кроме этого, лучше всего вступать в новый диалог, только завершив предыдущий. Частый совет: не пренебрегать правилами орфографии и пунктуации, поскольку абсолютное несоблюдение правил правописания значительно затрудняет взаимопонимание между участниками чатов. Также лучше всего не обращать внимания на злобные реплики-выпады, поскольку они могут быть напечатаны с целью разжигания ссоры. И, наконец, в чатах принято здороваться при вхождении в общую комнату для беседы и прощаться, покидая ее.

Ко второй группе относятся четко сформулированные запреты, ссылка на которые в обязательном порядке дается при регистрации пользователя или, если чат без регистрации, при входе в чат. На основании анализа правил чатов [7-11] можно обозначить основные, самые распространенные требования к участникам, которые характерны для большинства подобных ресурсов. В целом их можно разбить на две категории: содержательные, касающиеся непосредственно содержания общения, его тем, выбора языковых средств, и технические, оформительские, регламентирующие внешний вид и форму текстов чата.

Одним из самых главных содержательных запретов становится запрет на употребление ненормативной лексики. Более того, запрещается также замена части слова символами и / или другими буквами, употребление общеизвестных аббревиатур ненормативных слов и выражений, использование омонимов с условием, что

контекст выражения остается ненормативным вне зависимости от раскладки клавиатуры и языка употребленного выражения. Далее правилами большинства чатов запрещаются любые высказывания оскорбительного характера в адрес других участников чата, модераторов и администрации ресурса, направленные на ущемление чести и достоинства присутствующих, а также угрозы физической расправы с посетителями чата. Запрещены провокация и подстрекательство ко всем перечисленным в правилах чата нарушениям.

Необходимо отметить, что подобное поведение в сети оформилось как целостное явление и получило название «троллинг» (от англ. trolling - ловля на блесну). Суть его заключается в том, что пользователь-«тролль» размещает в чате, на форуме, в дискуссионной группе, в Живом журнале провокационные сообщения с целью вызвать конфликты между субъектами, взаимные оскорбления и т.п. В рамках троллинга иногда возникает флэйм, также запрещаемый правилами чатов. Флэйм (от англ. flame - огонь, пламя) -«спор ради спора», обмен сообщениями, представляющий собой словесную войну, нередко уже не имеющую отношения к первоначальной причине спора. Сообщения флэйма могут содержать личные оскорбления и зачастую направлены на дальнейшее разжигание ссоры. Иногда он вспыхивает просто из-за обиды на виртуального собеседника. Категорически запрещена прямая или косвенная пропаганда в любой (текстовой, графической, аудиовизуальной) форме наркотических веществ, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачных изделий. Запрещена пропаганда ресурсов эротического содержания, в том числе реклама любых ресурсов (хабов, сайтов, групп в социальных сетях и т. д.), содержащих материалы эротического и порнографического характера. И, наконец, в чате категорически запрещена реклама в любом виде: навязчивая реклама сходных ресурсов, любая коммерческая реклама, реклама социальных сетей, часто повторяющиеся призывы к участию в сетевых играх (Counter-Strike, DotA, FIFA и т.д.), а также реклама услуг частных предпринимателей.

К технической, или оформительской, категории относятся правила чатов, регламентирующие внешний вид и форму сообщений. В целом можно сказать, что пользователям запрещается «засорять экран». К такому «сору», прежде всего, относится флуд. Флудом (от неверно произносимого англ. flood - наводнение, затопление) считается неоднократно повторяющаяся передача идентичных сообщений на канале: фраз, отдельных слов, символов, не несущих смысловой нагрузки, равно как и передача большого объема текстовой или псевдографической информации. Также флудом считается более трех смайлов подряд в одном сообщении, более пяти знаков препинания подряд, более двух скриптов подряд, графические или текстовые «стены», а также расположение на месте обращения более одного-двух никнеймов. Кроме этого, флудом считается разбиение одного не очень длинного предложения на большое количество строк с малым количеством слов. В качестве примеров можно привести следующие фрагменты разговоров в «Ого-чате» и «Многокомнатном чате Мэйл.ру»:

[16:37] <сгк1атеп> кто в кс:М16::АК:

[16:41] <сИс1атвп> кто в кс:М16:

[16:43] <сгк1атеп> <сгк1атеп> кто в кс кто в кс.револьвер:

[16:43] <Бап8Иее> с1Ыатгп: не флудите [16:45] <сгк1атеп> кто в кс:бубльгум:

[16:48] <сгк1атеп> кто в кс 15:55:54 +ЯиБЛЬЕКБ27+:

* дурак * * дурак * * дурак * * дурак * * дурак *

18:59:58 яСекк: Как в кс максимум создавать карту ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

ССССССС ффффффф ОС ОС ффффффф фффффф фффффффф

$$$$$$$ $$$$$$$ $$ $$ $$$$$$$ $$$$$$ $$$$$$$$ со со со со со сссс со со со со

$$ $$ $$ $$ $$ $$$$ $$ $$ $$ $$

ОС ОС ффффффф ффффф фф ффффффф фффффф со

$$ $$ $$$$$$$ $$$$$ $$ $$$$$$$ $$$$$$ $$

ОС ОС ОС ССС со со со со со

$$ $$ $$ $$$ $$ $$ $$ $$ $$

ОС ОС ОС ОС ОС ффффффф фффффф со

$$ $$ $$ $$ $$ $$$$$$$ $$$$$$ $$

[22:25:01] <гит1апек> асЫя, сага1е13000, БепЬеппе1, Иа41, Смысл _в_безумии, тш1стап, Пирожок, Нимуэй,

0иеэ19501179, шишка, Бетоп42, ВСЕМ ПРИВЕТ!!!!!!!

Крайне негативное отношение в виртуальной среде общения, в том числе и в чатах, сложилось касательно заглавных букв, так называемого «капслока» или «кап-са». Подобное написание текста традиционно воспринимается как «виртуальный крик». Правила чатов запрещают злоупотребление заглавными буквами в предложении в случае, если это не подкреплено объективно существующей на то необходимостью. В некоторых чатах, например в «Ого-чате» кемеровской и новосибирской пиринговых сетей, запрещено также сочетание заглавных и строчных букв: ПрИвЕт ВсЕм, КаК ДеЛа? Однако это правило вариативно и встречается не везде. В тех чатах, где никнеймы и текст сообщений можно окрашивать различными цветами, запрещается использование трудночитаемых цветов (кислотно-ярких, чересчур бледных оттенков любого цвета или собственно белого цвета) из-за негативного влияния на зрение других пользователей.

Таким образом, нормы общения в чатах включают в себя, с одной стороны, общепринятые нормы и правила поведения, актуальные и для общения в реальном мире. К ним, прежде всего, относится запрет на употребление ненормативной лексики и оскорбления окружающих, соблюдение элементарных правил вежливости (использование приветствий, других этикетных формул). С другой стороны, учитывается специфика виртуального общения, заключающаяся прежде всего в абсолютной вербальной форме выражения, поэтому правила общения в чатах содержат пункты, регламентирующие эту внешнюю сторону коммуникации и нацеленные на то, чтобы пользователи не создавали визуальных помех в общении.

Одним из главных факторов, влияющих на соблюдение перечисленных правил и рекомендаций, становится наличие в чате модерации. Модерация осуществляется пользователями, наделенными более широкими правами и обязанностями по сравнению с другими участниками чатов, - модераторами. В задачи модератора входит наблюдение за ходом общения в открытом канале чата, предупреждение тех пользователей, которые нарушают установленные в данном чате правила, и применение соответствующих санкций, например ли-

шение слова на определенное время или удаление из чата без возможности вернуться.

Объем правил, установленных непосредственно для соблюдения в процессе общения, и наличие модерации и ее последовательное или же непоследовательное осуществление позволяют обозначить различные степени нормативности, реализуемые в разных чатах, а также выявить соблюдение или несоблюдение заявленных норм в речевом поведении участников чатов.

Так, например, в правилах чата «Кроватка» сказано следующее: «В случае несогласия с данными правилами просьба переместиться на канал Свобода чата Кроватка, в котором не действуют никакие правила и разрешено ВСЕ!» Поэтому тексты этой комнаты перенасыщены ненормативной лексикой, причем очень часто в оформлении текста реплики участники этого чата используют заглавные буквы. Кроме того, часто возникают ситуации флэйма, когда взаимные оскорбления с использованием мата и грубых слов очень долго не могут исчерпать себя. Степень нормативности в данном канале очень низкая, при этом нарушаются самые главные запреты, обозначенные в правилах чата.

Более нормативным по сравнению с тем же каналом «Свобода» является большинство комнат для общения в «Многокомнатном чате Мэйл.ру». При входе в каждую из них была расположена просьба придерживаться правила «четырех НЕТ»: «НЕТ матерщине, НЕТ рекламе, НЕТ выпендрежу, НЕТ оскорблениям». Модерация в данном чате присутствовала, однако не всегда осуществлялась последовательно и постоянно в полном объеме. В комнатах с более постоянным составом были и модераторы, которые достаточно активно следили за соблюдением правил. В менее постоянных по составу участников комнатах модерация присутствовала в гораздо меньшей степени, поэтому соблюдение норм осуществлялось не всегда. Часто нарушались рекомендации по графическому оформлению текста, запрет на нецензурную лексику, рекламу. Вполне допускались графические «излишества». Использовались заглавные буквы «капс» и их сочетание с прописными, множественное повторение смайлов и знаков препинания, а также выделение текста различными способами, в том числе неудобными для чтения цветами, например бледно-желтым, яркоголубым. Иллюстрацией могут служить следующие фрагменты текстов данного чата (комнаты «13-18 самый теплый чат», «Все на свете»):

18:03:51 _ПСих_Б_ГаШаЕЦъ_о_О_ :

___________________АЛОХА, БРАТЬЯ И

СЁСТРЫ__________________________

18:09:55 Drug Lee : "*~.,,_,,.~*"*~.,,_,,.~*"*~.,,_Белые караб-лики_,Белые карабли-ки

20Т03:50 Матурка : AKULA: хи пасиба)))))))))))))))))))) 20:03:52 Devil: Две_Ка$И_: не трудно было !!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 20:06:30 AKULA : ЭйййййййййййййййййййййййййЛЮДИ ОНИ ЗДЕСЬ ЕСТЬ!

20:14:47 Матурка : ЭХ ВЫ!!! ВАШ БЛИЗКИЙ ДРУГ И ТОВАРИЩ ПОМОГИБАЕТ А ВЫ ДАЖЕ ПАЛЬЦЕМ НЕ ШЕВЕЛИТЕ ЧТОБ ПОМОЧ((((((((

Также имели место конфликты между участниками чата с использованием ненормативной лексики. В приведенном далее примере первая реплика является пер-

вой же и в реальном диалоге: пользователь недоволен тем, что в чате появился участник с никнеймом, дублирующим его собственный (фрагмент общения в комнате «Все на свете»):

18:17:51 хакер : ХАКЕР_2: пошел на х..й клон

18:18:39 ХАКЕР2 : хакер: ты на кого наезжаешь гандон

использованный

18:19:35 хакер : ХАКЕР2: ты шкурка рваная я тебе еб...ну порву шалава бешеная 18:20:09ХАКЕР2 : хакер: базар фильтруй 18:20:40 strange : хакер: респект и уважуха, я даже в браузер скопировал))))))))))))))))))))))))))))

18:20:43 хакер : ХАКЕР_2: я тебе еб...о отфильтрую уе.ще 18:21:22 ХАКЕР2 : хакер: руки из трусов вынь ато запачкаешься

18:21:48 хакер : strange: стараемся

18:22:59 хакер : ХАКЕР2: ты скотопи.р х..р из своей жопы вынь ху.ло

18:23:07 strange : хакер: высший пилотаж а я то наивный полагал что умею ругаться искреннее спасибо за урок))))) 18:29:25 ХАТАБЫЧ: ХАКЕРЫЛАМЕРЫ 18:31:17ХАКЕР2 : ХАТАБЫЧ: а ты не хошь

Кроме этого, встречались случаи распространения рекламы:

18:03:13 ГорБачЕв : КОМНАТА "14-21 Познакомимся)))))))" ОФИГЕННАЯ КОМНАТА, ЗАХОДИ К НАМ, У НАС ВЕСЕЛЕЕ!)))))Ыыыы)_))

20:12:39 Дашенька : Заходим в чат Влечение!!! Красочные смайлы, приятная музыка на заказ, виртуальный загс и еще многого интересного. Приходите, не пожалее-те!!http://www.vlechenie. august4u. ru/?ref=13214 21:31:50 Прога : УСЛУГИ ПО НАПИСАНИЮ

ГУМАНИТАРНЫХ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ, СО 100% ГАРАНТИЕЙ НЕПОВТОРИМОСТИ И ГРАМОТНОГО НАПИСАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ!!! http://ziser.newmail.ru/

В качестве примера достаточно высокой степени нормативности в чат-коммуникации можно привести «Ого-чат» кемеровской и новосибирской пиринговых сетей. В нем установлены все описанные ранее правила, за соблюдением которых строго следят модераторы этого чата.

За любым нарушением, при условии, что модератор находится в режиме он-лайн (это бывает практически всегда), сразу же следует предупреждение о недопустимости подобного речевого поведения, и в случае, если пользователь не исправляется, модератор применяет установленные санкции.

Чаще всего это блокировка доступа к чату на срок от 12 часов до 14 дней («молчанка»).

Безусловно, случаются нарушения практически всех пунктов правил этого чата. В процессе общения случается флуд, распространение рекламы, употребление ненормативной лексики. Однако модераторы очень быстро пресекают подобные нарушения, например:

[11:34:23] <k-sa40> эжэ [11:34:24] <k-sa40> э [11:34:26] <k-sa40> эж [11:34:28] <k-sa40> жэ

(эта группа фраз повторяется 3 раза. - прим. автора) [11:36:07] <Тотальный_Collapse> стража!

[11:36:13] <Тотальный_Collapse> заберите больного [11:36:34] <MegaHub> IP 176.196.147.82: наложена молчанка оператором kost_devil до 2012-01-10 23:39:53. Причина: флуд

Или:

[13:40:08] <slavabazukin> Я люблю О-ГО (повторяется 4 раза - прим. автора)

[13:40:38] <ICE> slavabazukin: Стоп

[13:40:57] <самец_лисицы_обыкновенной> любвиобильное существо

[13:42:38] <slavabazukin> Я люблю О-ГО (повторяется еще 8 раз - прим. автора)

[13:42:53] <MegaHub> IP 178.171.104.242: наложена молчанка оператором -fire- до 2012-01-11 01:46:13. Причина: Флуд.

[13:43:46] <самец_лисицы_обыкновенной> долюбился.

Таким образом, чаты различаются степенью нормативности. Ее обусловливает наличие модерации и существующие правила общения в чатах, которые включают в себя как четко обозначенные запреты, так и общие рекомендации.

В зависимости от степени нормативности в чатах возможны конфликтные ситуации, употребление ненормативной лексики, оскорбления участников чата, флуд и «засорение экрана», которые происходят чаще всего в плохо модерируемых чатах без регистрации, участниками которых может стать любой пользователь, или же в специальных каналах, где принципиально отменены всякие правила. В чатах с относительно устоявшимся составом участников, где всегда присутствует модератор и сразу же после нарушения применяются штрафные санкции, такое случается реже.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные

доминанты. М., 2009.

2. Shea V. Netiquette. URL: http://lib.metromir.ru/book2569

3. Этика.ру. URL: www.etika.ru

4. Грайс Г.Л. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. XVI.

5. Лутовинова О.В. Лингвокульторологические характеристики виртуального дискурса : автореф. дис. ... канд. филол. наук. URL:

http://vak.ed.gov.ru/common /img/uploaded/files/vak/announcements/filolog/2009/27-04/LutovinovaOV.doc

6. Мишанкина Н.А. Дискурсивные картины Интернет-коммуникации в восприятии адресатов // Картины русского мира: современный медиади-

скурс. Томск : ИД СК-С, 2011. 288 с.

7. Чаттербокс. URL: chat.chatterbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Чат 30. URL: chat30.ru

9. Кроватка. URL: krovatka.ru

10. Многокомнатный чат Мэйл.ру. URL: chat.mail.ru

11. Ого-чат. URL: chat-ogo.ru

Статья представлена научной редакцией «Филология» 1 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.