Данный парадокс легко объясняется различными социологическими науками, подтверждающими, что человек редко совершает поступки, противоречащие поступкам его группы.
Парадокс спящей красавицы. Парадокс представляет собой вероятностную задачу, которая имеет несколько различных, по-своему правильных ответов, и демонстрирует, как можно манипулировать статистикой.
Испытуемой («Спящей красавице») делается укол снотворного. Бросается симметричная монета. В случае выпадения орла её будят и эксперимент на этом заканчивается. В случае выпадения решки её будят, делают второй укол (после чего она забывает о побудке) и будят на следующий день, не бросая монеты (в таком случае эксперимент идёт два дня подряд). Вся эта процедура Красавице известна, однако у неё нет информации, в какой день её разбудили. Представьте себя на месте Спящей красавицы. Вас разбудили. Какова вероятность того, что монета упала решкой?
Решение 1. У вас нет никакой информации о результате выпадения монеты и предыдущих побудках. Поскольку известно, что монета честная, можно предположить, что вероятность решки 1/2.
Решение 2. Проведём эксперимент 1000 раз. Спящую красавицу будят в среднем 500 раз с орлом и 1000 раз с решкой (т.к. в случае решки спящую красавицу спрашивают 2 раза). Поэтому вероятность решки 2/3. Решение 1/2 - это вероятность решки при всей известной Красавице информации. Вероятностное пространство здесь таково: 1-й день, орёл - 1/2; 1-й день, решка - 1/4; 2-й день, решка - 1/4. А 2/3 в таком случае - это действительная доля пробуждений с решкой с учётом того, что каждая решка даёт два пробуждения, а каждый орёл - одно.
Подобные взвешенные проценты часто встречаются и в жизни. Например: в странах СНГ более 40% проездов в муниципальном транспорте совершается пенсионерами. Действительно ли 40% населения на пенсии? Конечно же, нет. Из-за бесплатного проезда, большого количества свободного времени и слабого здоровья пенсионеры - намного более активные пассажиры, чем все остальные. Количество пенсионеров среди пассажиров оценивается в 20 % или даже меньше. Другими словами, если регистрировать каждый проезд, удаляя все предыдущие проезды пассажира, если таковые есть (как стирают память Спящей красавице), получается, 20% ездящих -пенсионеры. Если ничего не удалять - 40%. Какое из этих двух чисел правильное -зависит от приложения. Специалистам по рекламе нужно число 20%: «Какой процент из увидевших объявление - пенсионеры». Транспортникам важнее 40% - «Какой процент пассажиропотока ездит бесплатно».
Библиографический список:
1. Секей, Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике [Текст] / Г. Секей. - М. : Мир, 1990. - 240 с.
2. Парадокс спящей красавицы [Электронный ресурс]. - URL : http://www.festivalnauki.ru/statya/32925/paradoks-spyashchey-krasavicy (06.06.2018 г.).
УДК 378.147
СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
NETWORK TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF THE
EDUCATIONAL PROCESS
Семенова Д. А., аспирант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена активным внедрением интерактивных образовательных технологий в процесс обучения студентов. Данные технологи базируются на современных образовательных сетевых технологиях. В статье рассмотрены возможности и особенности применения сетевых технологий при организации образовательного процесса в высшей школе.
Ключевые слова: сетевые технологии, профессиональная подготовка, образовательный процесс, высшее образование, студент.
Abstract. The relevance of the study is due to the active use of interactive educational technologies in the process of teaching students. These technologies are based on modern educational network technologies. In the article possibilities and features of the use of network technologies at the organization of educational process in the higher school are considered.
^y words: network technologies, professional development, educational process, higher education, student.
Настоящий этап развития человечества предъявляет новые требования к уровню подготовки специалистов любого профиля. Меняются не только цель и задачи всего образовательного процесса, но и сами технологии, используемые в образовательном процессе. Процессы, происходящие в различных областях человеческой жизнедеятельности, говорят о развитии эпохи нового общества, в которой определяющим фактором прогрессивного развития становится использование сетевых технологий, способствующих переходу современного общества к компетентностному подходу.
Согласно п. 26 ст. 2 «Закона об образовании в Российской Федерации», к числу средств обучения, используемых в образовательном процессе, сейчас относят не только различное оборудование и учебно-наглядные пособия, но и компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аудиовизуальные средства, электронные образовательные и информационные ресурсы, так как именно эти средства способствуют организации сетевой формы реализации образовательных программ [1]. Именно эта форма согласно ст. 15 «Закона об образовании в Российской Федерации» обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы, в которой возможно использование ресурсов других образовательных организаций, в том числе иностранных [1]. Под сетевыми технологиями мы понимаем технологии, базирующиеся на использовании компьютерных сетей для организации учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся. Сетевые технологии позволяют в корне изменить отношение к получению образования, способствуют реализации непрерывного образования, помогают повышать культурно-образовательный уровень на протяжении всей жизни.
Настоящий период развития сети Интернет характеризуется активным использованием технологий Web 2.0, главной особенностью которых является сетевое взаимодействие. Одним из основных умений пользователя в сети становится умение использовать инструментальные возможности Интернет для коммуникации (почта, чаты, видеоконференции, календари) и визуализации информации.
Так как одной из главных составляющих сервисов Web 2.0 является сетевое сообщество, направленное на развитие совместного мышления, толерантности и критичности мышления, то умение работать в колеективе становится одним из параметров успешного усвоения учебного материала [2].
Использование сетевых технологий в образовательном процессе позволяет активизировать следующие моменты образовательного процесса (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Влияние сетевых технологий на образовательный процесс
282
Важным достоинством сетевых технологий является то, что они позволяют создавать образовательную среду, способствующую успешной самореализации личности обучающегося и становление ее конкурентоспособной, а также обеспечивающую качественное непрерывное образование.
Основными дидактическими возможностями сетевых технологий являются: доступность, возможность организации самостоятельной работы, возможность хранения и передачи информации разных форматов, мультимедийность, возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, повышение уровня мотивации обучающихся, развитие информационно-коммуникационных и личностных компетенций (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Дидактические функции сетевых технологий
Применение сетевых технологий в образовательном процессе позволяет сделать его гибким, адаптивным (возможность выполнения задания в индивидуальном темпе); интерактивным (возможность обучения в диалоговом режиме всех участников образовательного процесса); асинхронным (возможность реализации технологии обучения независимо от времени, по удобному расписанию); открытым (обучающим предоставляется доступ ко многим источникам учебной информации, такие как, электронные библиотеки, базы данных, электронные ресурсы различных организаций и образовательных учреждений и др.); массовым (эффективность технологии обучения не зависит от количества обучающихся); доступным (возможность равного обеспечения получения задания независимо от места нахождения и проживания).
Внедрение сетевых технологий в образовательный процесс позволит не только повысить его эффективность, но и способствует развитию коммуникативных способностей обучаемых, делает его активным субъектом познания, учитывает индивидуальные особенности обучаемого и осуществляет самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается.
Библиографический список:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-o^29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf, свободный (дата обращения 20.06.2017). - Загл. С экрана.
2. Черняк, Л. А. Умные толпы [Текст] / Л. А. Черняк. - М., 2007. - 312 с.