ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЕ «УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА»
М.Н. Беленкова
Аннотация. В статье представлена новая модель повышения квалификации учителей. По мнению автора, использование сетевых технологий дает возможность организовать непрерывное педагогическое образование и самоподготовку в области сетевых образовательных технологий. Утверждается, что при обучении взрослых необходимо применять принципы андрагогики.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, формирование ключевых компетенций, андрагогика.
Summary. The article deals with a new model of teachers' qualifications improvement. The use of network technologies gives a chance to organize continuous pedagogical education and self-preparation in the field of network educational technologies. It is alleged that when training adults it is necessary to apply the principles of andragogy.
Keywords: continuous pedagogical education, forming of key competences, andragogy.
Наиболее эффективный путь повышения качества образования - это путь переподготовки и повышения уровня преподавания педагогов. Сложившаяся практика повышения квалификации учителей является неэффективной вследствие ее дискретного характера. Курсовое обучение с учетом его кратковременности и периодичности служит стимулом для самообразования.
Разработка программ повышения квалификации для взрослых, по мнению М. Ноулза, играет важную роль и требует проектирования программ самоподготовки, самообучения. С целью проектирования самоподготовки была разработана педагогическая Интернет-олимпиада для учителей «Учитель XXI века».
Разработка педагогической Интернет-олимпиады для учителей была вызвана необходимостью адекватно и с опережением реагировать на инновационные тенденции в образовании. Педагогическая Интернет-олимпиада -это синтетический метод, который объединяет педагогические, дидактические, методические и технологические принципы взаимодействия участников учебного процесса; информационные ресурсы, базы данных и знаний; электронные материалы и библиотеки; современные программные средства, средства электронной коммуникации.
Эта новая образовательная модель, отражающая важность открытого и дистанционного образования, его принци-
73
4 / 2012
Преподаватель XXI
ВЕК
74
пов и практических решении, организует систему переподготовки и повышения квалификации учителей. Педагогическая Интернет-олимпиада воплощает в себе основные черты современного образования, формирует базу для организации непрерывного педагогического образования, способствует развитию образовательных сетей.
Целью проведения педагогической Интернет-олимпиады «Учитель XXI века» является повышение уровня профессиональных и информационных компетенций, востребованных современными педагогами. Реализация этих целей в рамках олимпиады достигается путем повышения интереса к самоподготовке в области сетевых образовательных технологий на основе состязательных форм, достижения практического использования педагогом этих технологий в повседневной практике; расширения представлений педагогов об образовательных возможностях Интернет и новых сетевых сервисах не только образовательного, но и научно-популярного, социокультурного характера совершенствования коммуникативных навыков, приобретения опыта коллективной работы в сетевых профессиональных объединениях, участия в телекоммуникационных проектах; развития творчества педагогов в современных информационных и коммуникационных образовательных сервисах.
Олимпиада состоит из 4 объединенных одной идеей конкурсов:
1. Визитная карточка.
2. Блиц.
3. Конкурс цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
4. Чат.
Конкурсы олимпиады проходят на основе образовательных сервисов и технологий Интернет и предполагают коллективную сетевую деятельность пе-
дагогов из различных регионов страны. Участие в олимпиаде стимулирует активность и самостоятельность учителей-предметников в отборе, анализе, использовании и самостоятельном конструировании цифровых образовательных ресурсов для учебного процесса.
Педагогическая Интернет-олимпиада «Учитель XXI века» проводится с 2009 г. под руководством А.В. Могилева, профессора Воронежского государственного педагогического университета. За три учебных года в педагогической Интернет-олимпиаде «Учитель XXI века» приняли участие 675 педагогов, которые представляли образовательные учреждения в 2009/2010 из 46 регионов, в 2010/2011 из 16 регионов, 2011/2012 из 57 регионов страны. Участники представляли такие населенные пункты Российской Федерации, как Воронеж, Комсомольск-на-Амуре, Москва, Нефтеюганск, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Ставрополь, Сургут, Тамбов, Тула, Ханты-Мансийск и др.
Участники педагогической Интернет-олимпиады представляли различные предметные области, такие как математика, информатика, русский язык и литература, биология, физика, химия, ИЗО, музыка, ОБЖ, история, технология, черчение. Наравне с учителями-предметниками в педагогической Интернет-олимпиаде принимали участие воспитатели детских садов, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, студенты педагогических вузов, преподаватели вузов, методисты, тьюторы, руководители районных методических объединений, завучи школ, члены экспертных групп по аттестации учителей, члены жюри городских и областных олимпиад по информатике и другим предметам. В то же время среди участников педагогиче-
Преподаватель
4 / 2012
ской Интернет-олимпиады были профессиональные участники конкурсов: призеры этапов конкурса «Учитель года» разных лет, победители конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», призеры Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» и др.
Третья педагогическая Интернет-олимпиада была посвящена сетевым сообществам. Победителями стали Людмила Федосеева Курганская область, г. Далматово, Татьяна Гончарова Славянск-на-Кубани, Татьяна Мудрац Новороссийск, команда «Классные дамы» МБОУ СОШ № 8 Тюменская область, ЯНАО, город Ноябрьск. Три победителя являются постоянными участниками педагогической Интернет-олимпиады с 2009 г.
Вопросы олимпиады 2012 уч. г. были посвящены компьютерному праву, сетевому этикету, основам безопасности в сети, анализу детских и педагогических сетевых сообществ, разработке образовательных сетевых проектов.
Учителя отмечают, что в ходе участия в педагогической Интернет-олимпиаде они научились создавать и реализовы-вать сетевые проекты, освоили новые сервисы, новые возможности использования ИКТ на уроках, усовершенствовали навыки: работы в команде, создания сайтов, анализа работ других участников олимпиады; расширили понятийный аппарат; значительно расширили зону знания облачных веб-сервисов.
В рамках педагогической Интернет-олимпиады проводилось анкетирование учащихся.
Учителя пришли к выводу, что ребенку в социальных сетях необходимы:
• нестандартные авторские задания и методики их решения,
• тьюториалы (видео) об экспе-
риментах и опытах (физика, химия, география, биология, технология),
• система наводящих вопросов и подсказок по материалу, пройденному в классе,
• задания, сформулированные как квест, приключение,
• разнообразная мнемоника: плакаты для запоминания, «карты ума», стишки-запоминалки и пр.
• советы по организации времени, пособие «Физиология выполнения домашнего задания» ,
• обсуждение достоинств разных учебников по одному предмету.
• дискуссионные форумы, где дети и взрослые обсуждают общие проблемы,
• методические пособия по Интер нет-навигации.
• ссылки на всевозможные образовательные ресурсы, выстроенные в порядке приоритета,
• ссылки на сайты вузов, информация о ЕГЭ и поступлении,
• обратная связь с выпускниками (рассказы очевидцев о специфике учёбы в вузе),
• профориентационная инфор-ма ция.
При разработке и проведении педагогической Интернет-олимпиады для учителей организаторами учитывались: методы образования, стимулы и трудности в процессе обучения, опыт, педагогов при выполнении социальных и профессиональных обязанностей; возрастные особенности (утомляемость и отсутствие энергии); самостоятельность; способность взрослого взять на себя ответственность за свое обучение; культурный и педагогический уровень преподавательских кадров; психологические особенности процесса обучения; наличие и особенности познавательных интересов, бюджет свободного
75
4 / 2012
Преподаватель
76
времени, то есть используется андраго-гическая модель обучения.
Ей также характерны принцип актуализации результатов обучения и принцип элективности. Принцип актуализации предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных педагогами знаний, умений, навыков, качеств.
Принцип элективности обучения означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
Олимпиадное движение рассчитано на тех участников, которые имеют личное желание обучаться. Ведущую роль в процессе обучения играет самоуправление, при котором основная работа по формированию профессиональных компетенций проводится самостоятельно, обучающиеся сами выбирают цели процесса познания, определяя источники, тип и объем информации, необходимой для решения стоящей перед ними проблемы.
Коллективная форма учебной деятельности олимпиадного движения отражает особенности профессионального общения, когда педагоги входят в контакт друг с другом и своими учениками.
Ценность участия в олимпиаде заключается не столько в результате, сколько в самом процессе. Обучение в олимпиадной среде приводит к повышению самооценки и укреплению уверенности в своих силах, повышению уровня эмпатии и толерантности, положительным изменениям в личностной сфере. Обучение в олимпиадной среде способствует формированию основных компетенций педагога: способность порождать новые идеи; способность к анализу и синтезу; способность применять знания на практике; способность к ор-
Преподаватель XX
ЕК
ганизации и планированию; исследовательские навыки, способность к критике и самокритике; способность адаптироваться к новым ситуациям; работа в команде; навыки межличностных отношений, ИКТ компетенции.
«Проживание» новых педагогических технологий способствует развитию педагогического мастерства: формированию осознанной нацеленности на развитие своих творческих способностей, приобретению знаний об особенностях своего творческого развития, формированию умений организовывать собственную подготовку в различным олимпиадам и конкурсам. Олимпиада является стимулом к личностному и профессиональному росту.
Использование олимпиады как одной из форм повышения квалификации способствует более системному и глубокому усвоению профессиональных знаний, позволяет эффективно формировать свои творческие компетенции и творчески их использовать для продвижения новых, в том числе сетевых технологий в современном образовательном процессе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Змиев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕРСЭ, 2003.
2. Колесникова И.А. Основы андрагогики. -М.: Академия, 2003.
3. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под. ред. Б.С. Гер -шунского. - М.: Педагогика, 1990.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. ■
-4 / 2012