Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ИСКУССТВ / СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клещева Наталья Валерьевна

Центральное внимание уделяется рассмотрению сетевого взаимодействия между субъектами образовательной системы. В статье проведен анализ понятия «сетевое сообщество», особенностей формирования образовательного сетевого сообщества, исследована его организационная структура. Автор рассматривает сеть как взаимодействие коммуникативных структур, а саму структуру представляет как схему разносторонних контактов, генерирующих информационный обмен в виде потока сообщений. В статье определена специфика развития коммуникативной структуры (сетевого сообщества) в сфере образования. В качестве проблемного поля становления образовательного сетевого сообщества рассмотрен процесс внутреннего преобразования личности с формированием в первую очередь эстетических и художественных личностных ценностей. Интерес автора вызывают аксиологические основания становления и функционирования сетевых сообществ в сфере культуры и художественного образования, в том числе социогуманитарные последствия функционирования новых информационных технологий. Рассматривая преобразующую функцию художественной деятельности, автор говорит о ее проявлении в различных аспектах через призму экзистенциального и ценностного измерений. В качестве эффективного сетевого сообщества приводится пример функционирования образовательного сетевого сообщества Свердловской области, являющегося эффективным инструментом сохранения и развития уникальной трехступенчатой системы художественного образования: школа искусств - колледж искусств - творческий вуз. Система, построенная на принципах равноправия с единым целеполаганием и координирующим органом в лице Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования, доказывает свою результативность и действенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK COMMUNITIES IN ART EDUCATION: AXIOLOGICAL ASPECT

The central attention is paid to the consideration of network interaction between the subjects of the educational system. The article analyzes the concept of "network community", the features of the formation of an educational network community, and explores its organizational structure. The author considers the network as an interaction of communicative structures, and the structure itself is presented as a scheme of versatile contacts that generate information exchange in the form of a message flow. The article defines the specifics of the development of a communicative structure (network community) in the field of education. As a problematic field for the formation of an educational network community, the process of internal transformation of a person with the formation, first of all, of aesthetic and artistic personal values, is considered. The author is interested in the axiological foundations of the formation and functioning of network communities in the field of culture and art education, including the socio-humanitarian consequences of the functioning of new information technologies. Considering the transformative function of artistic activity, the author speaks about its manifestation in various aspects through the prism of existential and value dimensions. As an effective network community, an example is given of the functioning of the educational network community of the Sverdlovsk region, which is an effective tool for maintaining and developing a unique three-level system of art education: an art school - an art college - a creative university. The system, built on the principles of equality with a single goal-setting and a coordinating body in the person of the Regional Resource Center in the field of culture and arts education, proves its effectiveness and efficiency.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Управление культурой. 2022. № 3

ВАК: 5.8.2

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ГРНТИ: 14.27.01

АННОТАЦИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Центральное внимание уделяется рассмотрению сетевого взаимодействия между субъектами образовательной системы. В статье проведен анализ понятия «сетевое сообщество», особенностей формирования образовательного сетевого сообщества, исследована его организационная структура. Автор рассматривает сеть как взаимодействие коммуникативных структур, а саму структуру представляет как схему разносторонних контактов, генерирующих информационный обмен в виде потока сообщений. В статье определена специфика развития коммуникативной структуры (сетевого сообщества) в сфере образования.

В качестве проблемного поля становления образовательного сетевого сообщества рассмотрен процесс внутреннего преобразования личности с формированием в первую очередь эстетических и художественных личностных ценностей. Интерес автора вызывают аксиологические основания становления и функционирования сетевых сообществ в сфере культуры и художественного образования, в том числе социогуманитарные последствия функционирования новых информационныхтехнологий.

Рассматривая преобразующую функцию художественной деятельности, автор говорит о ее проявлении в различных аспектах через призму экзистенциального и ценностного измерений. В качестве эффективного сетевого сообщества приводится пример функционирования образовательного сетевого сообщества Свердловской области, являющегося эффективным инструментом сохранения и развития уникальной трехступенчатой системы художественного образования: школа искусств - колледж искусств -творческий вуз. Система, построенная на принципах равноправия с единым целеполаганием и координирующим органом в лице Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования, доказывает свою результативность и действенность.

Клещева Наталья Валерьевна

Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования (620014, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 24) @ director@rrc-ural.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сетевое взаимодействие, система дополнительного образования детей в сфере искусств, сообщество.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Клещева Н.В. Сетевые сообщества в художественном образовании: аксиологический аспект// Управление культурой. 2022. № 3. С. 11-14.

Современное общество характеризуется реструктуризацией социальных отношений, становлением новых связей и форматов взаимодействия - как позитивно влияющих на расширение и результаты деятельности,так и зачастую вступающих в противоречие сустоявши-мися традиционными системами отношений между социальными субъектами. Современные технологии массовой коммуникации многократно усиливают эффективность и динамику взаимообмена и использования информации. Информация стала одним из самых ценных и востребованных ресурсов для организации пространств социального взаимодействия. Трансформация моделей использования и передачи информации привела к образованию сетевых сообществ - масштабных сетевых структур, которые по праву

стали предметом научной рефлексии специалистов самой разной дисциплинарной принадлежности. Понятие «сетевое сообщество» стало элементом философского терминологического аппарата несколько десятилетий назад, но в значительной мере благодаря трудам М. Кастель-са, оно довольно быстро получило известность и укоренилось [3, с. 73].

Невозможно сегодня представить социокультурную сферу без сетевого взаимодействия групп и объединений в ее структуре. Сформированные на принципах единого це-леполагания, равных возможностей для участников, обоюдного интереса и работы для достижения результата, сетевые сообщества активно способствуют трансформации современного социума, в том числе и системы художественного образования.

Сетевые сообщества позволяют

выйти за рамки традиционного подхода к процессам деятельности и коммуникации с целевой аудиторией - музыкально одаренными детьми и молодежью, поскольку их потенциал, раскрывающийся в процессе сетевого взаимодействия,значительно превышает показатели результативности существующих форм и методов педагогической деятельности. Сетевые сообщества являются эффективным инструментом образовательного процесса в сфере культуры; выступая коллективным субъектом деятельности, ими продуцируются инновации, фокусирующиеся на решении творческих задач.

В широком смысле термин «сообщество» можно понимать как группу людей, включенных в тесное взаимодействие на основе разделяемых ценностей. Социальное взаимодействие в рамках сообществ и

Мападшд сиИ:иге. 2022. N0. 3

социальных групп строится на основе оперативной информации, включающей в себя три обязательных элемента: источник, получатель информации и канал связи между ними.

Современная информационная эпоха характеризуется изменениями представлений о структуре социального пространства, что вызвано развитием новыхтехнологий, в том числе глобальной информационной сети;трансформации подверглись и каналы связи для передачи информации. Элементами социальной структуры нового информационного пространства являются виртуальные сетевые сообщества, в рамках которых происходит построение качественно новой коммуникативной среды.

Любое общество предполагает формирование такой личности, в арсенале реакций которой содержится способность, при сохранении сущностного ядра, быть готовой к изменениям как своих стратегий, так и тактик поведения, быть готовой и к адаптации, приспособлению себя, и к изменению окружающего мира.

Личностные ценности представляют собой индивидуальное воплощение общечеловеческого опыта, где каждый индивид выстраивает свою собственную иерархическую ценностную модель. Проблемным полем развития сетевых сообществ является глубинное преобразование внутренней структуры личности. Под воздействием социально-политических преобразований содержание ценностей современного человека подвергается существенным изменениям. В качестве одного из ключевых факторов проблемы личностной идентификации является развитие сетевой коммуникации, коренным образом трансформирующей систему взаимоотношений между людьми, формирующей предпосылки для развития виртуальной идентичности и препятствующей установлению крепких межличностных связей, изменяющей траекторию развития системы ценностей и установок. При этом, если рассматривать сетевое сообщество как сообщество мотивированныхлю-дей, связанных единой целью, общностью интересов, осуществляющих коммуникацию как в сети Интернет, так и офлайн на принципах иници-

ативы и творческой позиции,то можно утверждать, что такие сообщества положительным образом влияют на систему ценностей каждого представителя сообщества,являясь определяющим фактором личностного и социокультурного развития.

Изучение сетевых сообществ дало результаты в плане осмысления отдельных ценностей (например, справедливости, эгоцентризма, эскапизма и т. п.) или группы ценностей, лишь косвенно связанных с культурным взаимодействием (например, коммуникативные и идеологические) [8, с. 23-24].

Вместе с тем, современные исследователи подробно описывают приоритеты, которые привлекают индивидов в сетевые сообщества. К данным приоритетам относятся: возможность построения общения на основе собственных предпочтений, свобода виртуального общения, возможность создать и управлять сетевым сообществом, диалоговый характер общения, возможность перевести собственную индивидуальную позицию в публичную, возможность драматургического проигрывания различных социальных ролей. Таким образом, сетевое взаимодействие способствует не только разрешению проблем личного характера, но и развитию творческой составляющей личностной деятельности, всегда входящей в контекст деятельности культурной.

Преобразующая функция художественной деятельности проявляется в нескольких основных аспектах: социальном, воспитательном, образовательном, эстетическом, психологическом. Все эти области человеческого существования имеют экзистенциальное и ценностное измерения. В процессе творчества происходит преобразование матери-ала,звука,движения вхудожествен-ное произведение, но и сам этот процесс имеет несколько уровней, в том числе - неявную метафизическую перестройку - как Художника, так и Зрителя/Читателя/Слушателя. Искусство - это создание мира в соответствии с представлениями и эстетическим опытом творческой личности, пространство эстетической трансформации действительности [4, с. 113].

Включенность сетевых сообществ в художественное образование, художественную деятельность неизбежно приводит к тому, что на первый план в качестве доминирующих ценностей выходят ценности эстетические,художественные и познавательные. Эта группа ценностей наряду с ценностями информации и коммуникации определяет специфику сетевых сообществ в сфере культуры и художественного образования.

В современныхусловиях потребность в развитии духовной культуры личности возрастает и требует поиска новых путей в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Важным стимулом для успешного образовательного и творческого союза педагогов и обучающихся являются: обустройство эстетической среды учебного заведения; возможность осуществления совместной творческой работы;использование интегрированных развивающих направлений деятельности; создание условий для самостоятельного и совместного творчества педагогов, обучающихся и родителей.

Практическим примером, демонстрирующим результативность деятельности сетевых сообществ, выступает трехуровневая система художественного образования, включающая в себя три обязательных ступени: школа (детская школа искусств) - училище (колледж искусств) -творческий вуз. Подобная модель сложилась в Свердловской области и доказала свою эффек-тивностьблагодаря вовлеченности и заинтересованности акторов всех уровней рассматриваемой системы. Созданная таким образом образовательная среда стала очевидным стимулом для культурной самоидентификации всех, кто в ней пребывает.

Взаимодействие всех участников сообщества построено на принципах равноправия, однако для осуществления координирующей деятельности был создан, а в 2019 реорганизован в многофункциональный центр «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования».

Ключевой задачей центра является конструирование многопро-

Клещева Н.В.

Управление культурой. 2022. № 3

фильной консультационно-образовательной среды, формирующейся, в том числе,экзистенциальными актами сотворчества, иной совместной деятельностью участников образовательного процесса (учебной, методической, конкурсной и т. д.).

В структуру профессионального образовательного сообщества в сфере культуры Свердловской области входят следующие элементы:

• Региональный ресурсный центр при Министерстве культуры Свердловской области;

• Научно-образовательные центры (творческие вузы);

• Территориально-методические объединения (колледжи искусств);

• Территориальные методические площадки (детские школы искусств);

• Творческие содружества детских школ искусств;

• Творческие союзы и объединения по видам искусств и профессиональной идентичности.

Совместная деятельность выше-обозначенных акторов направлена на формирование духовной культу-

ры и системы ценностей юного поколения через приобщение ктвор-честву, формированию и улучшению профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных организаций сферы культуры и искусства,трансляции передового педагогического опыта, расширению профессиональной коммуникации не только внутри региона, но и за его пределами.

При организации образовательного сетевого сообщества в сфере художественного образования Свердловской области действуют такие принципы как принцип добровольной основы, сотрудничества и равноправия, принцип многоуровневого взаимодействия, инновационно-сти и т. д. Региональный центр в качестве координирующего органа позволяет обеспечить принцип разграничения полномочий внутри сети.

Выводы:

1. В современном мире сетевые сообщества затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Широко распространены они в социо-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

культурной сфере, и в образовательном сегменте, в частности, в образовании в сфере культуры.

2. На образовательный процесс и стратегию его развития влияет циф-ровизация. Образование не может оставаться в стороне от внедрения информационныхтехнологий в свою деятельность. Для обеспечения эффективного образовательного процесса все его участники «должны быть» вовлечены в сетевые комбинации для передачи и получения информации.

3. Эффективность сетевого взаимодействия открывает качественно иные возможности для организации образовательного процесса в образовательных организациях сферы культуры, создания условий для профессионального и творческого роста педагогических работников, повышения управленческих компетенций руководителей образовательных организаций, выявления и поддержки творчески одаренных детей.

[1] Гололобова Н. Д. Повышение квалификации педагогов через организацию сетевого взаимодействия // Омский научный вестник. 2015. № 1 (135). С. 105-107.

[2] Евдокимова В. Е., Устинова Н. Н. Принципы организации сетевого взаимодействия в сфере образования //Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 122-124.

[3] Кастельс С. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.436 с.

[4] Каган М. С. Философская теория ценности /С.-Петерб. гос. ун-т, Акад. гуманитар. наук. СПб.: Петрополис, 1997.204 с.

[5] Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт

многомерной реконструкции// Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.

[6] Сергеев А. Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 308. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7475 (дата обращения: 10.11.2022).

[7] Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. Пер. с нем. Д. В. Скляднева. М.: Фонд Университет: СПб.: Владимир Даль, 2002.450 с.

[8] Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1960. 156 с.

Managing culture. 2022. No. 3

Kleshcheva N.V.

NETWORK COMMUNITIES IN ART EDUCATION: AXIOLOGICAL ASPECT

AUTHOR'S INFORMATION ABSTRACT

The central attention is paid to the consideration of network interaction between the subjects of the educational system. The article analyzes the concept of "network community", the features of the formation of an educational network community, and explores its organizational structure. The author considers the network as an interaction of communicative structures, and the structure itself is presented as a scheme of versatile contacts that generate information exchange in the form of a message flow. The article defines the specifics of the development of a communicative structure (network community) in the field of education.

As a problematic field for the formation of an educational network community, the process of internal transformation of a person with the formation, first of all, of aesthetic and artistic personal values, is considered. The author is interested in the axiological foundations of the formation and functioning of network communities in the field of culture and art education, including the socio-humanitarian consequences of the functioning of new information technologies.

Considering the transformative function of artistic activity, the author speaks about its manifestation in various aspects through the prism of existential and value dimensions. As an effective network community, an example is given of the functioning of the educational network community of the Sverdlovsk region, which is an effective tool for maintaining and developing a unique three-level system of art education: an art school - an art college - a creative university. The system, built on the principles of equality with a single goal-setting and a coordinating body in the person of the Regional Resource Center in the field of culture and arts education, proves its effectiveness and efficiency.

Natalya V. Kleshcheva

Regional resource centerin the field of culture and art education (24, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620014, Russia) @ director@rrc-ural.ru

KEYWORDS

Networking, system of additional education of children in the field of arts, community.

FOR CITATION

Kleshcheva N.V. (2022). Network communities in art education: axiological aspect. Managing culture. No. 3. Pp. 11-14.

REFERENCES:

[1] Gololobova ND Professional development of teachers through the organization of network interaction // Omsk Scientific Bulletin. 2015. No. 1 (135). pp. 105-107.

[2] Evdokimova V. E., Ustinova N. N. Principles of organization of network interaction in the field of education // Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 71-2. pp. 122-124.

[3] Castells S. Information Age: Economics, Society and Culture. M.: GUVSHE, 2000. 436 p.

[4] Kagan M. S. Philosophical theory of value / St. Petersburg. state un-t, Acad. humanitarian. Sciences. St. Petersburg: Petropolis, 1997.204 p.

[5] Leontiev D. A. Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction // Problems of Philosophy 1996. No. 4. S. 15-26.

[6] Sergeev A. N. Network community as a subject of educational activity in the Internet // Modern problems of science and education. 2012. No. 6. P. 308. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=7475 (accessed 10.11.2022).

[7] Tennis F. Generality and society: Basic concepts of pure sociology. Per. with him. D. V. Sklyadneva. M.: Fund University: St. Petersburg: Vladimir Dal, 2002.450 p.

[8] Tugarinov V.P. On the values of life and culture. L .: Publishing house Leningrad. un-ta, 1960. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.