Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА. К ПРОЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ'

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА. К ПРОЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА» / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домогацкая Ирина Ефимовна

Постепенное развитие системы детских школ искусств привело к разнообразию и расширению их деятельности, а также к преобразованию каждой из них в культурно-образовательный центр. В реалиях современных социально-экономических процессов инициатива детской школы искусств становится ее обязанностью, а концертно-творческая деятельность как исполнительская практика в рамках реализации образовательных программ определяется как норма и ответственность школы осуществлять данную деятельность для жителей территории наравне с организациями культуры. Анализ происходящих изменений, поиск дальнейшего пути развития школ с учетом запросов государства и общества, формирования культурной среды региона, равновесия всех составляющих деятельности детской школы является темой научных интересов представленного исследования. При проведении исследования планируется: применение методов статистического анализа, анкетирование, моделирование, обобщение, кроме того, будут осуществлены сбор и обработка данных, характеризующих запросы, потребности, мнения и предложения различных групп населения (респондентов) к программам, реализуемым детскими школами искусств, и услугам, оказываемым школами; проведены, расшифрованы и обработаны интервью с экспертами в области художественного образования: деятелями культуры и искусства, экономистами, социологами, психологами, менеджерами, муниципальными руководителями. Гипотеза исследования, связанная с пониманием особой роли детской школы искусств как культурно-образовательного, социокультурного центра, влияющего на формирование и развитие культурной среды в регионе, послужит основой для оценки возможностей детских школ искусств, их материальных и нематериальных ресурсов, поиска механизмов измерения результатов их деятельности, прогноза желаемого социально-экономического эффекта. И в итоге - выбора дальнейшего пути развития детских школ искусств. Поступательное преобразование детских школ искусств в организации, объединившие в своей деятельности культурно-просветительские и образовательные функции, определяет необходимость проведения глубоких исследований происходящих процессов. Анализ состоявшихся изменений позволит спрогнозировать дальнейшую интеграцию культуры и образования как способа эффективного формирования духовно-нравственной личности и создания условий для творческой реализации юных дарований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Домогацкая Ирина Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN'S ART SCHOOLS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION. TO THE RESEARCH PROJECT

The gradual development of the system of children's art schools led to the diversity and expansion of their activities, as well as to the transformation of each of them into a cultural and educational center. In the realities of modern socio-economic processes, the initiative of a children's art school becomes its responsibility, and concert and creative activity as a performing practice within the framework of the implementation of educational programs is defined as the norm and responsibility of the school to carry out this activity for residents of the territory on a par with cultural organizations. The analysis of the ongoing changes, the search for a further path for the development of schools, taking into account the demands of the state and society, the formation of the cultural environment of the region, the balance of all components of the activities of the children's school is the area of scientific interests of the presented study. During the study, it is planned: the use of statistical analysis methods, questioning, modeling, generalization, in addition, the collection and processing of data characterizing the requests, needs, opinions and suggestions of various population groups (respondents) in programs implemented by children's art schools and services will be carried out provided by schools; conducted, transcribed and processed interviews with experts in the field of art education: cultural and art workers, economists, sociologists, psychologists, managers, municipal leaders. The hypothesis of the study, related to understanding the special role of the children's art school as a cultural, educational, socio-cultural center that influences the formation and development of the cultural environment in the region, will serve as the basis for assessing the capabilities of children's art schools, their material and non-material resources, and finding mechanisms for measuring the results of their activities. , forecasting the desired socio-economic effect. And as a result - the choice of a further path for the development of children's art schools. The progressive transformation of children's art schools into organizations that combine cultural, educational and educational functions in their activities determines the need for in-depth research on ongoing processes. An analysis of the changes that have taken place will make it possible to predict the further integration of culture and education as a way of effectively forming a spiritual and moral personality and creating conditions for the creative realization of young talents.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА. К ПРОЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ»

ВАК: 5.8.1

ГРНТИ: 14.09.00

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА. К ПРОЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ

АННОТАЦИЯ

Постепенное развитие системы детских школ искусств привело к разнообразию и расширению их деятельности, а также к преобразованию каждой из них в культурно-образовательный центр. В реалиях современных социально-экономических процессов инициатива детской школы искусств становится ее обязанностью, а концертно-творческая деятельность как исполнительская практика в рамках реализации образовательных программ определяется как норма и ответственность школы осуществлять данную деятельность для жителей территории наравне с организациями культуры.

Анализ происходящих изменений, поиск дальнейшего пути развития школ с учетом запросов государства и общества, формирования культурной среды региона, равновесия всех составляющих деятельности детской школы является темой научных интересов представленного исследования.

При проведении исследования планируется: применение методов статистического анализа, анкетирование, моделирование, обобщение, кроме того, будут осуществлены сбор и обработка данных, характеризующих запросы, потребности, мнения и предложения различных групп населения (респондентов) к программам, реализуемым детскими школами искусств, и услугам, оказываемым школами; проведены, расшифрованы и обработаны интервью с экспертами в области художественного образования: деятелями культуры и искусства, экономистами, социологами, психологами, менеджерами, муниципальными руководителями.

Гипотеза исследования, связанная с пониманием особой роли детской школы искусств как культурно-образовательного, социокультурного центра, влияющего на формирование и развитие культурной среды в регионе, послужит основой для оценки возможностей детских школ искусств, их материальных и нематериальных ресурсов, поиска механизмов измерения результатов их деятельности, прогноза желаемого социально-экономического эффекта. И в итоге - выбора дальнейшего пути развития детских школ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Домогацкая Ирина Ефимовна (канд. пед. наук) Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования (620014, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 24) @ frmc2017@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Детские школы искусств, национальный проект «Культура», дополнительная предпрофессиональная программа, целевой показатель, культурно-образовательные функции, культурная среда, целевые группы.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Домогацкая И.Е. Расширение культурно-образовательного потенциала детских школ искусств как условие формирования культурной среды региона. К проекту исследования // Управление культурой. 2022. № 3. С. 3-10.

искусств.

Поступательное преобразование детских школ искусств в организации, объединившие в своей деятельности культурно-просветительские и образовательные функции, определяет необходимость проведения глубоких исследований происходящих процессов. Анализ состоявшихся изменений позволит спрогнозировать дальнейшую интеграцию культуры и образования как способа эффективного формирования духовно-нравственной личности и создания условий для творческой реализации юных дарований.

В течение многих десятилетий отечественное образование обеспечивало полноценную подготовку специалистов творческих профессий, концертных исполнителей и педагогов, компетентных слушателей и зрителей.

В советское время была сформирована трехуровневая модель подготовки творческих кадров (детские

школы искусств-училища и колледжи искусств - вузы искусств), признанная всем мировым профессиональным сообществом как эффективная система художественно-эстетического воспитания, ставшая основой отечественного профессионального образования в области искусств. Сегодня детские школы искусств - это и музыкальные, хорео-

графические, художественные, театральные школы, школы, объединяющие в образовательном процессе программы по различным видам искусств.

Одним из главных вопросов, актуальных для развития системы детских школ искусств в Российской Федерации в настоящий момент, остается вопрос сохранения и развития

сложившейся сети детских школ искусств. Решение данного вопроса позволит выполнить одну из основных задач, стоящих перед всей системой дополнительного образования страны,-увеличение количества детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием. В настоящий момент, по данным Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации (далее -ГИВЦ) охват детского населения образовательными программами, реализуемыми детскими школами искусств, составляет 7,5 процентов. При этом следует отметить, что контингент детских школ искусств имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Втечение последних 7 лет растет также количество выпускников детских школ искусств [10]. При дол-госрочности образовательных программ, реализуемых детскими школами искусств, - это важнейший показатель полноты и успешности их реализации. Данные количественные показатели, как официальная статистика ГИВЦ,убедительно раскрывают тенденцию развития, «приращения» и востребованности детского творческого образования, осуществляемого школами.

Постсоветский период деятельности школ отмечен еще одной важной тенденцией - расширением видов их деятельности, преобразованием узкоспециализированного учебного заведения в культурно-образовательный центр, имеющий определяющее значение в обеспечении духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Школы искусств сегодня - не просто образовательные организации дополнительного образования, но и центры воспитания, просветительства, концертно-творческой деятельности, центры сохранения семейных и культурно-исторических традиций региона.

Предпосылками и факторами положительных тенденций в преобразовании детских школ искусств является реализация с 2019 года национального проекта «Культура», который стал началом новой эпохи для всей образовательной системы страны. Впервые в истории постсоветского пространства государство

приняло решение направить миллиарды рублей на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и средств обучения,учебных пособий для пополнения библиотек детских школ искусств. Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года закреплено решение о проведении капитального ремонта и реконструкции зданий и помещений детских школ искусств, на которые выделяется 21 млрд. рублей в течение пяти лет.

В соответствии с федеральным проектом «Культурная среда» национального проекта «Культура» к 2024 году должны быть оснащены 1700 детских школ искусств, реконструировано и капитально отремонтировано 705 школ [1, пункт 3 части 3 Приложения № 8].

Результаты мероприятий национального проекта, обеспечивающих модернизацию детских школ искусств, ставят перед школами и их учредителями новые задачи, определяют высокий уровень ответственности педагогических коллективов за повышение качества реализации образовательных программ, создание условий для выявления и поддержки художественно одаренных детей, а также удовлетворения потребностей населения в программах и услугах, оказываемых детскими школами искусств.

Параллельно с модернизацией материально-технической базы дет-

ских школ искусств было осуществлено и принципиальное обновление законодательства Российской Федерации в части правового обеспечения специфики деятельности детских школ искусств. Организационно-правовые основы, вопросы прогнозирования и проектирования будущего детской школы искусств отражены в ряде актуальных публикаций [8,9]. Причем принципиально обновленная нормативно-правовая база, обеспечивающая деятельность детских школ искусств, определяет и поддерживает новые подходы к разработке программ развития детских школ искусств. «Прогнозирование, проектирование и планирование будущего для каждой детской школы искусств - это поиск путей продвижения творческого образования в широком культурном пространстве региона и страны. Разработка программы развития современной ДШИ предполагает анализ не только текущего состояния организации, но и ясное видение и понимание особенностей развития территории, потенциала социально-культурной среды региона, частью которой является школа искусств» [9].

Особый статус современной детской школы искусств стал импульсом для определения новых целей и задач в ее развитии. Акцент в осуществляемой деятельности смещен на реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, которая в на-

Рис. 1. Детская школа искусств «Классика», г. Архангельск.

стоящее время является основным и приоритетным видом деятельности детской школы искусств и направлена на выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности. В условиях дополнительного образования такая роль образовательной организации - уникальна. При этом выявление одаренных детей - это процесс не одного года, поэтому программы, реализуемые школами искусств, продолжительны по срокам и объемны по трудозатратам.

С другой стороны, бытующее мнение о сложности и элитарности предпрофессиональных программ в области искусств - ошибочно. Наименование «предпрофессиональ-ная программа» определено для закрепления тех образовательных традиций, которые сложились десятилетиями в системе детского творческого образования и связаны с особыми учебными планами и организацией образовательного и воспитательного процесса. При этом предпрофессиональные программы предполагают различный уровень сложности и рассчитаны на обучение детей с различными природными способностями и возможностями. Предпрофессиональные программы в большинстве своем имеют как 8-летние,так и 5-летние сроки обу-

чения [2-6]. Лучший опыт детских школ искусств показывает значимость для выпускников полученного образования, и не только в части выбора творческой профессии, но и выбора других современных и востребованных видов профессиональной деятельности, в которых творческое образование приветствуется - это и педагогика, и технические профессии, и сфера культуры в широчайшем многообразии, арт-и кино-индустрии, медиа профессии и многие другие.

В целях сохранения и развития детской школы искусств, не только каждый учредитель, но и каждый неравнодушный гражданин России должен представлять значимость, уникальность и эффективность деятельности детских школ искусств, которые вносят значительный вклад в создание культурных благ практически для всех групп населения на той или иной территории Российской Федерации. Продвижение и позиционирование своих возможностей - это и задача, а подчас, и проблема для каждой детской школы искусств.

В последние годы сфера деятельности детских школ искусств значительно расширилась, а с увеличением функционала возросла и степень ответственности руководителей и коллективов. Так, распоряжением Минкультуры России от 16.10.2020 № Р-1358 детские школы искусств, наряду с организациями культуры, включены в перечень

организаций, ответственных за выполнение целевого показателя «Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года», являющегося одним из показателей национальной цели развития Российской Федерации «Возможности для самореализации и развития талантов» [6, абзац 2 раздела II]. Методикой установлено обязательство детских школ искусств ежегодно наращивать количество посещений мероприятий, организуемых детскими школами искусств и носящих культурно-просветительский, творческий характер. Особая роль детской школы искусств в формировании культурной среды в регионе отмечена в целом ряде публикаций [11,12].

Сохраняя и развивая лучшие традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи средствами искусств,традиций, которые основаны на восприятии и освоении культурных кодов, детская школа искусств имеет сегодня огромный потенциал как культурно-образовательный, социокультурный центр для жителей своего региона.

В последние десятилетия детская школа искусств, подчас незаметно для себя и всего общества, постепенно и последовательно осваивает не только виды деятельности, не свойственные для образовательной организации и являющиеся основными для учреждения культуры, но и широчайшие социальные гуманитарные функции, за счет собственных ресурсов реализуя проекты и мероприятия с различными организациями и сообществами: советами ветеранов, обществами инвалидов, поликлиниками, больницами, центрами социального обслуживания населения, школами-интернатами, детскими домами и приютами для детей-сирот, центрами реабилитации для пенсионеров и многими другими.

Фиксируя данные процессы, необходимо проанализировать ресурсные возможности детской школы искусств, спрогнозировать оптимальное соотношение между видами деятельности, установленными федеральными государственными

Рис. 2. Учебники и пособия, приобретенные Детской школой искусств им. В. Барляева в рамках национального проекта «Культура» (г. Магадан).

требованиями к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и осуществляемыми школой: образовательной, методической, творческой и просветительской, - и видами деятельности, приобретенными школами в процессе формирования культурной среды региона.

Проекты и исследования, посвященные значению и роли детских школ искусств в формировании культурной среды региона и основанные на изучении запросов, мнений и предложений представителей различных групп населения, в том числе потребителей услуг детской школы искусств и участников образовательных отношений, не проводились. При этом уникальность проектируемого исследования состоит в том, что в процессе проведения исследования разрабатываются механизмы, которые не только позволяют исследовать образовательную систему «изнутри», с участием непосредственных потребителей услуг детских школ искусств и участников образовательных отношений, различных социальных, профессиональных и общественных групп населения, но и использовать форматы общения в реальном времени, в сложных коммуникативно-дискуссионных формах. Впервые будут организованы площадки для публичного обмена мнениями в целях достижения общественного понимания и согласия в вопросе значимости детских школ искусств как

неоцененного в полной мере ресурса культуры в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и в формировании культурной среды региона. Уникальность проекта аналитического исследования и его ценность состоят также в планируемых к разработке для руководителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учредителей детских школ искусств актуальных программных документов по ближайшему и долгосрочному развитию школ на основе полученных объективных данных и осмысления результатов работы дискуссионных площадок.

Целевыми группами исследования по установленной выборке являются:

• учащиеся детских школ искусств, в том числе выпускники прошлых лет, для которых:

разработаны новые образовательные программы с учетом запросов, потребностей учащихся детских школ искусств (по 2-3 образовательные программы в каждой детской школе искусств);

разработаны индивидуальные учебные планы для реализации индивидуальных образовательных маршрутов (не менее 10 индивидуальных учебных планов ежегодно в каждой детской школе искусств);

определены условия для повышения мотивации учащихся на полноту освоен ия дополн ительных п ред-профессиональных, дополнитель-

Рис. 3. Оркестр Детской школы искусств имени А.И. Островского, г. Сызрань, Самарская обл.

ных общеразвивающих программ в области искусств, и, как результат -планируемое увеличение количества выпускников детских школ искусств ежегодно на 10%;

определены условия для обеспечения доступности дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых детскими школами искусств, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья - за счет увеличения количества адаптированных программ, разработанных детской школой искусств (до 20% от общего количества реализуемых в детской школе искусств образовательных программ);

• родители учащихся детских школ искусств, для которых:

определены меры по удовлетворению запросов и потребностей родителей на успешную самореализацию ребенка в условиях освоения дополнительных предпрофес-сиональных, дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, реализуемых детской школой искусств;

определены механизмы формирования коммуникационных умений и навыков ребенка, в том числе путем развития коллективных форм обучения и творчества, а также увеличения количества учащихся детских школ искусств в культурно-образовательных, просветительских мероприятиях, в мероприятиях социальной направленности (до 90-100%);

определены условия для активного участия родителей в культурно-образовательной, просветительской деятельности детской школы искусств;

• руководители и преподаватели детских школ искусств, для которых определены механизмы:

увеличения показателя сохранности контингента детской школы искусств до 80%;

повышения уровня удовлетворенности родителей и учащихся образовательными услугами, оказываемыми детской школой искусств, до 95-100%;

увеличения конкурса на дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств до 2-х человек на место;

• учредители детских школ искусств - муниципальные руководители, представители органов управления культурой субъектов Российской Федерации, для которых:

определены механизмы увеличения обеспеченности населения услугами организаций культуры за счет поддержки детских школ искусств в осуществлении ими культурно-образовательной, просветительской, социально ориентированной деятельности;

в целях повышения эффективности в управлении современной детской школой искусств разработаны: проект программы развития современных детских школ искусств, модель региональной (муниципальной) детской школы искусств как культурно-образовательного социокультурного центра;

определены условия для увеличения количества детей от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципального образования и охваченных программами и услугами детских школ искусств (на 2-3% от исходного показателя).

В связи с представленными особенностями детских школ искусств, как части культурно-образовательного пространства страны, актуальность аналитического исследования определяется необходимостью обоснования формирования нового взгляда на деятельность детских школ искусств как многофункциональных культурно-образовательных центров, выполняющих не только образовательные функции, но и решающих важные социокультурные задачи. Проблемы, стоящие на этом пути преобразования детских школ искусств, и механизмы их преодоления становятся предметом исследования. Объективность и верифицикация исследования могут быть достигнуты путем сбора, обработки и анализа запросов и потребностей различных групп населения, интервью с экспертами, представляющими различные профессиональные и общественные группы, статистического анализа. Практическая целесообразность проведенных аналитических работ станет основой для разработки предложений по принятию конкретных решений, разработки проек-

тов региональных программ развития детских школ искусств, планов по централизации управления сетью детских школ искусств, проектов по взаимодействию с профессионально-общественными организациями и сообществами, по проектированию будущего самими детскими школами искусств.

Актуальность аналитического исследования определяет его цель, которую можно сформулировать следующим образом: установление факторов, выявление условий, лежащих в основе социальной значимости деятельности детской школы искусств, ее конкурентоспособности в системе основного и дополнительного образования регионального и муниципального уровня, востребованности услуг школ у детей и родителей, а также выявление проблем и противоречий, препятствующих качественному выполнению детской школой искусств своих образовательных и социокультурных функций.

На достижение данной цели будет направлено решение следующих задач:

• разработка концепции исследования, методов исследования, системы показателей и индикаторов для оценки эффективности деятельности детских школ искусств, востребованности у детей и родителей программ, реализуемых детскими школами искусств, и услуг, оказываемых школами;

• осуществление сбора и обработки данных, характеризующих мнение и предложения различных групп населения (целевые аудитории) о деятельности детских школ искусств, выявляющих запросы и потребности родителей и детей в программах, реализуемых детскими школами искусств, и услугах, оказываемых школами;

• сбор и обработка официальных статистических данных, связанных с характеристикой региона,территории, населения, других показателей;

• проведение интервью с экспертами в области художественного образования, государственного и муниципального управления, деятелями культуры и искусства, социологами;

• выявление направлений и механизмов взаимодействия детских школ искусств с общеобразователь-

ными организациями, организациями дополнительного образования, организациями культуры регионального и муниципального значения;

• определение способов влияния детских школ искусств на формирование и развитие социокультурной среды региона и муниципалитета;

• определение условий и механизмов для дальнейшего развития детских школ искусств: повышения значимости детских школ искусств как социального института; повышения эффективности в управлении детскими школами искусств; доступности детских школ искусств для различных категорий населения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья,уве-личения контингента детских школ искусств;

• разработка рекомендаций региональным, муниципальным органам власти, детским школам искусств на основе сформулированных задач и полученных результатов исследования, а также проектов программных документов.

Планируемая результативность аналитического исследования основана на решении поставленных задач и состоит в следующем:

• выявлены направления и механизмы эффективного взаимодействия детских школ искусств с образовательными организациями раз-личныхтипов и видов,общественно -профессиональными сообществами, организациями культуры регионального и муниципального значения;

• определены способы влияния детской школы искусств на формирование и развитие социокультурной среды региона и муниципалитета;

• определены условия и механизмы для дальнейшего развития детских школ искусств: повышения значимости школ как социального института; повышения эффективности в управлении детскими школами искусств; доступности школ для различных категорий населения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличения контингента детских школ искусств;

• разработаны рекомендации региональным, муниципальным орга-

нам власти, детским школам искусств на основе сформулированных задач и полученных результатов исследования, разработаны проекты программных документов.

Дальнейшее развитие исследования будет связано с реализацией и внедрением его результатов, а именно:

• оказание поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации региональных (муниципальных) программ развития детских школ искусств, централизации управления сетью детских школ искусств;

• создание пакета документов для обеспечения реализации программ развития государственных (муниципальных) детских школ искусств, включающего, в том числе: план-проект сетевого взаимодействия детских школ искусств и организаций культуры в муниципальном образовании, методические материалы по кадровому обеспечению детских школ искусств с учетом вы-

полнения ими социокультурных функций и мероприятий;

• оказание поддержки региональным ресурсным методическим центрам в обеспечении внедрения новых образовательных программ и проектов, направленных на обеспечение доступности услуг, оказываемых детскими школами искусств, внедрение образовательных программ сучетом запросов и потребностей детей и родителей, выявленных в ходе реализации исследования;

• реализация проекта, направленного на выявление и распространение лучших практик социокультурной деятельности государственных (муниципальных) детских школ искусств;

• организация повышения квалификации руководителей и учредителей детских школ искусств по вопросам повышения эффективности в управлении современной детской школой искусств.

Формирование комфортной среды для жизни на каждой террито-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

рии Российской Федерации, повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, а также создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи непосредственно связано с построением устойчивой системы, соединяющей в единое пространство организации культуры и образования, творческие, профессиональные и социальные сообщества. Одним из центров данной системы являются детские школы искусств,объединяющие в своей деятельности семьи и целые поколения граждан страны. Культурно-исторический опыт, сохранение и развитие традиционных ценностей, поиск талантов и создание условий для их самоопределения и развития средствами искусств являются гарантом повышения роли и значения детских школ искусств в формировании культурной среды региона.

[1] Об утверждении государственной программы «Развитие культуры»: Постановление Правительства Российской Федерации от15.04.2014№ 317. URL: http://government.ru/docs/aii/91469/ (дата обращения: 06.12.2022).

[2] Примерные программы по учебным предметам по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства/гл. редактор И. Е. Домогацкая; Министерство культуры Российской Федерации; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева; Институт развития образования в сфере культуры и искусства. 2013. URL: https://cuiture.gov.ru/ documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopoiniteinym-predprofessionainym-programmam-v-obiasti-/ (дата обращения: 06.12.2022).

[3] Примерные программы по учебным предметам дополнительных предпрофессиональных программ Живопись и Декоративно-прикладное творчество /гл. редактор И. Е. Домогацкая; Министерство культуры Российской Федерации; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева; Институт развития образования в сфере культуры и искусства. 2013. URL: https:// cuiture.gov.ru/documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopoiniteinym-predprofessionainym-programmam-zhivopis-i/ (дата обращения: 06.12.2022).

[4] Примерные программы по учебным предметам по дополнительной предпрофессиональной программе Искусство цирка/ гл. редактор И. Е. Домогацкая; Министерство культуры Российской Федерации. 2012. URL: https://cuiture.gov.ru/documents/ primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopoiniteinoy-predprofessionainoy-programme-iskusstvo-ts/

(дата обращения: 06.12.2022).

[5] Примерные программы по учебным предметам по дополнительной предпрофессиональной программе Искусство театра / гл. редактор И. Е. Домогацкая; Министерство культуры Российской Федерации; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева; Институт развития образования в сфере культуры и искусства. 2013. URL: https://cuiture.gov.ru/documents/primemye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopoiniteinoy-predprofessionainoy-programme-iskusstvo-t/ (дата обращения: 06.12.2022).

[6] Примерные программы по учебным предметам по дополнительной предпрофессиональной программе Хореографическое творчество / гл. редактор И. Е. Домогацкая; Министерство культуры Российской Федерации. 2012. URL: https:// cuiture.gov.ru/documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopoiniteinoy-predprofessionainoy-programme-khoreografi/ (дата обращения: 06.12.2022).

[7] О методологии расчета показателя «Число посещений культурных мероприятий: Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 16.10.2020 № Р-1358 (в ред. распоряжения Министерства культуры Российской Федерации от 03.11.2020 № Р-1459). URL: https://docs.cntd.ru/document/ 566240243 (дата обращения: 06.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Азбука руководителя ДШИ: теория, практика, методика: монография: сборник материалов по итогам Фестиваля-форума ДШИ Уральского федерального округа. Вып. 1/Министерство культуры Свердловской области, Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного

образования», сост. и общ. редакция И. Е. Домогацкой. Екатеринбург, М.: ИРАУТК, 2019.163 с.

[9] Домогацкая И. Е. Креативная мастерская директора ДШИ: учебное пособие для руководителей ДШИ по разработке программы развития / Министерство культуры Свердловской области; Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования. Екатеринбург: ИРА УТК, 2022.36 с.

[10] Детские школы искусств Российской Федерации в цифрах 2021 // ЦЕНТР ГИВЦ Минкультуры России: сайт. URL: https:// stat.mkrf.ru/upioad/ibiock/036/036d9ba251f650029fb664de

83a09f30.pdf (дата обращения: 06.12.2022).

[11] Лобанова О. Б., Плеханова Е. М., Фирер Н. Д., Попшой Е. Ю., Пер-цева С. А., Карпечина Е. Н. Детские школы искусств как центры культурно-просветительской деятельности на селе // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6-1. С. 143-147. URL: https://top-technoiogies.ru/ru/articie/view?id=38084 (дата обращения: 06.12.2022).

[12] Самкова М. Ю. Особенности социокультурной среды детской школы искусств как фактор формирования потребностей современной молодежи // Образование Ямала. Электронный журнал. 2018. №18. URL: http://yamai-obr.ru/articies/osobennosti-sotsiokuiturnoy-sredi-detsko/ (дата обращения: 06.12.2022).

EXPANSION OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN'S ART SCHOOLS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION. TO THE RESEARCH PROJECT

ABSTRACT

The gradual development of the system of children's art schoolsled to the diversity and expansion of their activities, as well as to the transformation of each of them into a cultural and educational center. In the realities of modern socio-economic processes, the initiative of a children's art school becomes its responsibility, and concert and creative activity as a performing practice within the framework of the implementation of educational programs is defined as the norm and responsibility of the school to carry out this activity for residents of the territory on a par with cultural organizations.

The analysis of the ongoing changes, the search for a further path for the development of schools, taking into account the demands of the state and society, the formation of the cultural environment of the region, the balance of all components of the activities of the children's school is the area of scientific interests of the presented study.

During the study, it is planned: the use of statistical analysis methods, questioning, modeling, generalization, in addition, the collection and processing of data characterizing the requests, needs, opinions and suggestions of various population groups (respondents) in programs implemented by children's art schools and services will be carried out provided by schools; conducted, transcribed and processed interviews with experts in the field of art education: cultural and art workers, economists, sociologists, psychologists, managers, municipalleaders.

The hypothesis of the study, related to understanding the special role of the children's art school as a cultural, educational, socio-cultural center that influences the formation and development of the cultural environment in the region, will serve as the basis for assessing the capabilities of children's art schools, their material and non-material resources, and finding mechanisms for measuring the results of their activities., forecasting the desired socio-economic effect. And as a result - the choice of a further path for the development of children's art schools.

The progressive transformation of children's art schools into organizations that combine cultural, educational and educational functions in their activities determines the need for in-depth research on ongoing processes. An analysis of the changes that have taken place will make it possible to predict the further integration of culture and education as a way of effectively forming a spiritual and moral personality and creating conditions for the creative realization of young talents.

AUTHOR'S INFORMATION

Irina E. Domogatskaya (Ph.D. of Pedagogic Sc.) Regional resource centerin the field of culture and art education (24,8 Marta St., Ekaterinburg, 620014, Russia) @ frmc2017@mail.ru

KEYWORDS

Children's art schools, national project "Culture", additional pre-profes-sional program, target, cultural and educational functions, cultural environment, target groups.

FOR CITATION

Domogatskaya I.E. (2022). Expansion of the cultural and educational potential of children's art schools as a condition for the formation of the cultural environment of the region. To the research project. Managing culture. No. 3. Pp. 3-10.

REFERENCES:

[1] On the approval of the state program "Development of Culture": Decree of the Government of the Russian Federation No. 317 dated April 15,2014. URL: http://government.ru/docs/all/91469/ (date of access: 06.12.2022).

[2] Approximate programs in academic subjects for additional pre-pro-fessional programs in the field of musical art / ch. editor I. E. Domogatskaya; Ministry of Culture of the Russian Federation; Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev; Institute for the Development of Education in the Sphere of Culture and Art. 2013. URL: https://culture.gov.ru/ documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopolnitelnym-predprofessionalnym-programmam-v-oblasti-/ (date of access: 06.12.2022).

[3] Approximate programs for academic subjects of additional pre-pro-fessional programs Painting and Arts and Crafts/ ch. editor I. E. Do-mogatskaya; Ministry of Culture of the Russian Federation; Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev; Institute for the Development of Education in the Sphere of Culture and Art. 2013. URL: https://culture.gov.ru/ documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopolnitelnym-predprofessionalnym-programmam-zhivopis-i/ (date of access: 06.12.2022).

[4] Approximate programs for academic subjects in the additional pre-professional program Art of the circus / ch. editor I. E. Domo-gatskaya; Ministry of Culture of the Russian Federation. 2012. URL: https://culture.gov.ru/documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopolnitelnoy-predprofessionalnoy-programme-iskusstvo-ts/ (date of access: 06.12.2022).

[5] Approximate programs in academic subjects for an additional pre -professional program Art of the theater / ch. editor I. E. Domogatskaya; Ministry of Culture of the Russian Federation; Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev; Institute for the Development of Education in the Sphere of Culture and Art. 2013. URL: https://culture.gov.ru/ documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopolnitelnoy-predprofessionalnoy-programme-iskusstvo-t/ (date of access: 06.12.2022).

[6] Exemplary programs in academic subjects for an additional pre-pro-fessional program Choreographic creativity / ch. editor I. E. Domogatskaya; Ministry of Culture of the Russian Federation. 2012.

URL: https://culture.gov.ru/documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopolnitelnoy-predprofessionalnoy-programme-khoreografi/ (date of access: 06.12.2022).

[7] On the methodology for calculating the indicator "Number of visits to cultural events: Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of October 16, 2020 No. R-1358 (as amended by the order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of November 3, 2020 No. R-1459). URL: https://docs.cntd.ru/ document/566240243 (date of access: 12/06/2022).

[8] ABC of the head of the Children's School of Art: theory, practice, methodology: monograph: a collection of materials on the results of the Festival-Forum of the Children's Art School of the Ural Federal District. Issue. 1 / Ministry of Culture of the Sverdlovsk Region, State Autonomous Institution of Culture of the Sverdlovsk Region "Regional Resource Center in the Field of Culture and Art Education", comp. and general edition of I. E. Domogatskaya. Ekaterinburg, M.: IRA UTK, 2019.163 p.

[9] Domogatskaya IE Creative Workshop of the Director of the Children's Art School: a manual for the leaders of the Children's School of Art on the development of a development program / Ministry of Culture of the Sverdlovsk Region; State autonomous institution of culture of the Sverdlovsk region "Regional resource center in the field of culture and art education. Ekaterinburg: IRA UTK, 2022. 36 p.

[10] Children's art schools of the Russian Federation in numbers 2021 // CENTER GIVC of the Ministry of Culture of Russia: site. URL: https:// stat.mkrf.ru/upload/iblock/036/036d9ba251f650029fb664de 83a09f30.pdf (date of access: 12/06/2022).

[11] Lobanova O. B., Plekhanova E. M., Firer N. D., Popshoy E. Yu., Pert-seva S. A., Karpechina E. N. Children's art schools as centers of cultural and educational activities in the countryside // Modern science-intensive technology. 2020. No. 6-1. pp. 143-147. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38084 (date of access: 12/06/2022).

[12] Samkova M. Yu. Features of the socio-cultural environment of the children's school of arts as a factor in the formation of the needs of modern youth // Education of Yamal. Electronic journal. 2018. No. 18. URL: http://yamal-obr.ru/articles/osobennosti-sotsiokulturnoy-sredi-detsko/ (date of access: 12/06/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.