Научная статья на тему 'Новая модель повышения качества образования в российских вузах культуры'

Новая модель повышения качества образования в российских вузах культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / STATE CULTURAL POLICY / EDUCATION IN THE SPHERE OF CULTURE / MODEL OF INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS / IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATION IN THE SPHERE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Иван Васильевич

В статье представлена авторская модель развития в области повышения качества образования вузов культуры. Подчёркнуто, что среди тенденций развития современной системы подготовки кадров для сферы культуры наиболее значимыми являются сетевое взаимодействие и многоуровневая интеграция. Сделан вывод о том, что в современных условиях только сильно интегрированные организации могут успешно систематически осуществлять инновационную деятельность. Показаны возможности для формирования сетевой структуры взаимодействия вузов в общероссийском образовательном пространстве, что способно обеспечить мобильность в рамках сети образовательных программ и проектов на основе сочетания горизонтальной интеграции и поддержки интеграционных процессов с открытой профессиональной средой. В качестве основных механизмов интеграции определена деятельность Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты»; создание профессионального экспертного сообщества, призванного осуществлять общественно-профессиональную аккредитацию и аккредитационную экспертизу в сфере культуры и искусства; создание новой общероссийской системы повышения квалификации и переподготовки. Определены направления дальнейшего развития Московского государственного института культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW MODEL OF QUALITY IMPROVEMENT OF EDUCATION IN RUSSIAN UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

The author’s model of development in the field of improvement of quality of formation of higher education institutions of culture is presented in article. It is emphasized that among tendencies of development of modern system of training for the sphere of culture the most significant are network interaction and multilevel integration. The conclusion is drawn that in modern conditions only strongly integrated organizations can carry out innovative activity successfully systematically. Opportunities for formation of network structure of interaction of higher education institutions in the all-Russian educational space, capable to provide mobility within a network of educational programs and projects on the basis of a combination of horizontal integration and support of integration processes to the open professional environment are shown. As the main mechanisms of integration activity of Federal educational and methodical association in system of the higher education is determined by the integrated group of specialties and the directions of preparation “51.00.00 Cultural studies and sociocultural projects”; creation of the professional expert community urged to carry out public and professional accreditation and accreditation examination in the sphere of culture and art; creation of new all-Russian system of professional development and retraining. The directions of further development of the Moscow state institute of culture are defined.

Текст научной работы на тему «Новая модель повышения качества образования в российских вузах культуры»

ОВАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

УДК 378

И. В. Лобанов

Московский государственный институт культуры

В статье представлена авторская модель развития в области повышения качества образования вузов культуры. Подчёркнуто, что среди тенденций развития современной системы подготовки кадров для сферы культуры наиболее значимыми являются сетевое взаимодействие и многоуровневая интеграция. Сделан вывод о том, что в современных условиях только сильно интегрированные организации могут успешно систематически осуществлять инновационную деятельность. Показаны возможности для формирования сетевой структуры взаимодействия вузов в общероссийском образовательном пространстве, что способно обеспечить мобильность в рамках сети образовательных программ и проектов на основе сочетания горизонтальной интеграции и поддержки интеграционных процессов с открытой профессиональной средой. В качестве основных механизмов интеграции определена деятельность Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки 51.00.00 — «Культуроведение и социокультурные проекты»; создание профессионального экспертного сообщества, призванного осуществлять общественно-профессиональную аккредитацию и аккредитационную экспертизу в сфере культуры и искусства; создание новой общероссийской системы повышения квалификации и переподготовки. Определены направления дальнейшего развития Московского государственного института культуры. Ключевые слова: государственная культурная политика, образование в сфере культуры и искусства, модель интеграции вузов культуры, повышение качества образования в сфере культуры и искусства.

I. V. Lobanov

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE NEW MODEL OF QUALITY IMPROVEMENT OF EDUCATION IN RUSSIAN UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

The author's model of development in the field of improvement of quality of formation of higher education institutions of culture is presented in article. It is emphasized that among tendencies of development of modern system of training for the sphere of culture the most significant are network interaction and multilevel integration. The conclusion is drawn that in modern conditions only strongly integrated organizations can carry out innovative activity successfully systematically. Opportunities for formation of network structure of interaction of higher education institutions in the all-Russian educational space, capable to provide mobility within a network of educational programs and projects on the basis of a combination of horizontal integration and support of integration processes to the open professional environment are shown. As the main mechanisms of integration activity of Federal educational and methodical association in system of the higher education is determined by the integrated group of specialties and the directions of preparation "51.00.00 Cultural studies and sociocultural projects"; creation of the professional expert community urged to carry out public and professional accreditation and accreditation examination in the sphere of culture and art; creation of new all-Russian system of professional development and retraining. The directions of further development of the Moscow state institute of culture are defined.

Keywords: the state cultural policy, education in the sphere of culture, model of integration of higher education institutions of culture and arts, improvement of quality of education in the sphere of culture.

ЛОБАНОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ — кандидат юридических наук, ректор Московского государственного института культуры 11 LOBANOV IVAN VASILEVICH — Ph.D. (Legal Sciences), the Rector of Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: rektor@mgik.org ©Лобанов И. В., 2016

Высшее образование — стратегический ресурс развития нашей страны, основа процветания Российского государства, его выдающихся достижений в науке и культуре. Не случайно глубокие изменения в сфере образования, отмеченные введением в действие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273-ФЗ, были подкреплены утверждением Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2014 году «Основ государственной культурной политики».

Эти основополагающие документы нацеливают все государственные институты на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан, с одной стороны, на доступ к многоуровневому, современному и качественному образованию, а с другой — на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами учреждений культуры, на расширение доступа к культурным ценностям и получение информации в сфере культуры и искусства.

Сочетание этих магистральных линий развития России как социального государства раскрывается в особом внимании к качеству образования в сфере культуры и искусства. Качество образования — это способность образовательного процесса соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.

Проблема качества образования в сфере культуры и искусства сегодня перестала быть проблемой отдельно взятых учреждений (институтов, академий, колледжей). Повышение качества образования — это системная задача, и решение её должно быть системным. Возросшие требования к качеству образования в сфере культуры и искусства определяют необходимость формирования новой организационной

модели, способной дать импульс новым качественным сдвигам в содержании, формах и результатах подготовки отраслевых кадров. При этом принципиально важной является ориентация на формирование условий для сетевой интеграции отраслевого образования и его диверсификации.

Именно эти идеи можно в определённой мере считать идеологической основой для создания новой модели повышения качества образования в вузах культуры и поиска новых механизмов её реализации.

Идеи интеграции образования и его диверсификации уже давно и устойчиво реализуются в опыте ведущих мировых университетов.

Сегодня, даже несмотря на ситуацию искусственной изоляции, в которую попала наша страна, участие России в развитии мирового образования остаётся в числе стратегических государственных приоритетов.

Российские вузы культуры представляют собой одну из устоявшихся образовательных систем, которой в 2017 году исполнится сто лет, и среди других учреждений высшего образования они отличаются нацеленностью на формирование художественно-творческого типа личности, доминированием форм индивидуальной работы со студентами, особыми видами творческих практик студентов в открытой социально-культурной среде.

Эта уникальная система образования в сфере культуры и искусства нацелена сегодня на преодоление ряда противоречий, которые условно можно подразделить на три группы.

Первая группа противоречий обусловлена переходом к Болонской модели организации образовательного процесса, поставившей под угрозу многие отечественные традиции высшего образования в области культуры.

Это проявилось в том, что сегодня:

• отсутствует чётко отработанная система координации образовательных программ, осуществляемых различными вузами культуры. Во многом необходимо усилить общественно-государственное регулирование сферы профессиональной подготовки в вузах культуры, ранее осуществлявшееся Учебно-методическим объединением;

• имеется явное рассогласование профессиональных стандартов и номенклатуры должностей работников культуры, прослеживается их несогласованность с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) и при разработке ФГОС ВО 3 + + это будет только нарастать. Отметим также, что по большинству направлений отраслевой подготовки профессиональные стандарты ещё даже не разработаны;

• утверждённые укрупнённые группы направлений культуры и искусства, в частности группа «Культуроведение и социокультурные проекты», сегодня объединяют слишком разнородные направления подготовки. И это может привести к тому, что разрабатываемый единый ФГОС ВО-4, будет иметь предельно схематизированный характер. Такая излишняя обобщённость неизбежно приведёт к утрате специфики отдельных, уже традиционных для наших вузов направлений подготовки;

• в ныне действующих ФГОС ВО третьего поколения отмечается чрезмерная перегруженность компетенциями, которые не всегда находят должное отражение в реальном учебном процессе. При этом основные субъекты образовательного процесса — студенты и работодатели — зачастую не соотносят данные компетенции с будущей практической деятельностью. Результаты реализации компетент-ностного подхода весьма сложно оценить из-за неразработанности универсальных

методик измерения компетенций;

• слабо реализуется основополагающий принцип Болонской системы — обеспечение каждого студента индивидуальной образовательной траекторией. Это связано с большой трудоёмкостью и дороговизной такого вида работ. В связи с этим в вузах культуры необходимо увеличить соотношение преподавателей к числу обучающихся.

Вторая группа противоречий — это недостаточность условий для функционирования новой образовательной среды, позволяющей обеспечить высокий уровень инновационного развития вузов культуры.

Проблемным стало функционирование системы повышения квалификации преподавателей, постоянно нуждающихся в методических консультациях и практикумах по освоению новых образовательных технологий, что сдерживает внедрение в вузовскую практику инновационных и креативных методов обучения.

Также очевидна необходимость привлечения в вузы молодых и активных преподавателей, чтобы изменить тенденцию объективного старения профессорско-преподавательского состава вузов.

Третья группа обобщает проблемные стороны координации и интеграции вузов культуры. Приведём их неполный перечень:

• отсутствует гибкая сетевая структура взаимодействия вузов в общероссийском образовательном пространстве, способная обеспечить активный обмен и раскрытие информационных образовательных ресурсов для всего сообщества, мобильность в рамках сети образовательных программ и проектов, педагогов и студентов;

• несформированность системы стратегического партнёрства и сотрудничества вузов с представителями профессиональной сферы — работодателями, учреждениями культуры и бизнеса, управлен-

ческими структурами, общественными и некоммерческими организациями. И как следствие — слабое влияние вузов на процессы реализации культурной политики в регионах;

• неразвитость международных контактов, отсутствие зарубежных филиалов, экспорта образовательных услуг, недостаточная мобильность студентов, аспирантов и преподавателей, слабое продвижение брендов российских вузов культуры на международном уровне.

Таким образом, анализ задач, стоящих перед вузами культуры на современном этапе, показывает их обусловленность общеполитическими и социально-экономическими, а также частными, отраслевыми причинами. Следовательно, и механизмы решения этих задач должны быть адекватны вызовам современности.

Считаем, что новая модель организации образования в сфере культуры и искусства может быть выстроена при условии выбора в качестве ведущего принципа — принципа многоуровневой образовательной интеграции. Здесь важно сочетать горизонтальную интеграцию и поддержку интеграционных процессов с открытой профессиональной средой.

Почему главным принципом должна стать интеграция? Это понятие восходит к двум латинским словам: integratio — 'восстановление', 'восполнение' и от integer — 'целый'. Поэтому сегодня мы можем понимать интеграцию как функцию процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы — в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов. Сегодня потребность в системной целостности и высокой управляемости является

насущной потребностью всего российского образования (особенно после принятия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В уже сложившейся отечественной системе образования в сфере культуры и искусства настало время для усиления горизонтальной интеграции — сегодня как никогда высока потребность в оживлении и принципиальном обновлении сотрудничества всех вузов культуры при сохранении вертикальной системы управления во главе с Министерством культуры Российской Федерации.

Также нужна и интеграция уровней образования — начальное профессиональное и среднее профессиональное образование, как полноправные компоненты, должны быть интегрированы с системами высшего образования. И речь идёт не только об интеграции отдельных учреждений, а прежде всего о создании условий для принципиальной сопряжённости и взаимодополнительности этих институций.

Сегодня важно дополнить эту систему поддержкой процессов углубленной интеграции образовательной системы с производством. Подчеркну, что в нашей сфере это производство особое — это индустрия культуры, в которой преобладает компонент творчества и духовности, ценностей и смыслов. И здесь должны быть придуманы креативные, отвечающие духу времени механизмы интеграции.

Таким образом, сочетание горизонтальной интеграции вузов культуры и интеграции с открытой профессиональной средой можно рассматривать как одно из новых условий формирования устойчивой сетевой формы организации многоуровневого образования в сфере культуры и искусства.

В России сегодня уже реализуется сетевая идея модернизации профессиональ-

ного образования. Она имеет название «2020» и предполагает, что к этому времени в отечественном образовании будет преобладать сетевая форма организации.

Что в связи с этим предстоит сделать вузам культуры?

Предстоит создать опорный вуз культуры, способный оказывать научно-методическую помощь и осуществлять координацию региональных вузов культуры. Эту задачу сегодня, на наш взгляд, может в полной мере выполнить Московский государственный институт культуры.

Предстоит также:

• диверсифицировать подготовку кадров высшей квалификации, сосредоточив подготовку магистров в крупных вузах;

• трансформировать вузы культуры в ресурсные центры для системы среднего профессионального образования (СПО);

• сформировать информационную среду, в которой деятельность руководителей вузов, обучающихся и преподавателей, работников баз практики будет осуществляться на основе информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с тем, как аналогичная деятельность наиболее эффективно идёт в современно мире.

Главными результатами реализации сетевого взаимодействия вузов культуры могут стать:

• новая идеология, иные структура, содержание, технологии и среда подготовки кадров культуры;

• межвузовские проектные команды наиболее активных профессионалов, способные развивать проекты модернизации образования в сфере культуры и искусства, распространять их результаты, реа-лизовывать инновационные задачи;

• сетевые (реальные и виртуальные) ресурсы для взаимодействия студентов, преподавателей, педагогов-практиков.

Говоря о философии сетевой организа-

ции, нельзя не отметить того, что только сильно интегрированные организации могут успешно систематически осуществлять инновационную деятельность. Более свободные коалиции, состоящие из совместных предприятий, альянсов или виртуальных партнёров, не способны осуществлять системные инновации, не говоря уже о выработке стандартов для них или о контроле их дальнейшего развития.

Сетевые организации способны разрабатывать и реализовывать системные инновации.

Всё более и более иллюзорным представляется мнение, что одна единственная организация способна разработать систему для будущего, не говоря уже о создании для неё универсальных стандартов, — сегодня нет альтернативы современной сетевой форме организации взаимодействия вузов культуры.

Важно отметить, что феномен формирования альянсов, объединений изменил общую картину, характер конкуренции. Конкуренция теперь разворачивается преимущественно между сетями организаций, а не между отдельными организациями, как было раньше. Более того, организации начинают конкурировать за выгодных партнёров при формировании сетей. Это правило справедливо и для вузов культуры.

Считаем, что новая модель должна обеспечить переход от отдельных инноваций в отраслевом образовании к разработке системной концепции инновационного образования, обеспечивающего развитие инновационной личности творческого работника, подлинного профессионала, в том числе за счёт реализации нескольких наиболее важных интеграционных механизмов, таких как:

• деятельность Федерального учебно-методического объединения;

• создание профессионального эксперт-

ного сообщества, призванного осуществлять общественно-профессиональную аккредитацию и аккредитационную экспертизу в сфере культуры и искусства;

• создание новой общероссийской системы повышения квалификации и переподготовки.

Охарактеризуем новое содержание деятельности и задачи, стоящие перед Федеральным учебно-методическим объединением.

В соответствии с Типовым положением об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 505 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2015 года, регистрационный № 37604), в России были созданы Федеральные учебно-методические объединения (ФУМО) в системе высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, в том числе шесть ФУМО, относящихся к области образования «Искусство и культура».

При МГИК по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки 51.00.00 — «Культуроведение и социокультурные проекты» открыто Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования, деятельность которого будет направлена:

• на создание перспективных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВО 3++ и 4) и примерных образовательных программ, сопряжённых с профессиональными стандартами в области культуры и искусства;

• на мониторинг реализации ФГОС ВО по профильным направлениям;

• на сертификацию учебно-методических материалов по направлениям, закреплённым за ФУМО;

• на создание распределённой базы данных результатов интеллектуальной деятельности и системы идентификации, классификации и сертификации создаваемых интеллектуальных продуктов по направлениям, закреплённым за ФУМО.

Совместная работа вузов над главными документами (ФГОС ВО и Примерной образовательной программой), необходимыми для организации образовательного процесса, является основой взаимовыгодного сетевого взаимодействия.

ФУМО также должно инициировать разработку профессиональных стандартов — нормативных документов, в которых описано содержание квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности. И здесь особое внимание — к основным для вузов культуры направлениям подготовки: библиотечно-информационная деятельность, социально-культурная деятельность, народное художественное творчество и ряд других. Нужна целевая поддержка фундаментальных научных исследований по ключевым направлениям подготовки, необходимо инициировать общероссийский книгоиздательский проект, ориентированный на обеспечение вузов культуры учебниками и учебными пособиями нового поколения, подготовленными ведущими учёными Московского государственного института культуры.

Второй интеграционный механизм — создание профессионального экспертного сообщества, призванного осуществлять общественно-профессиональную аккредитацию и аккредитационную экспертизу в сфере культуры и искусства.

Для решения этой задачи в ближайшее время при МГИК будет создан «Центр развития и повышения качества образования в области культуры и искусства». Основной целью деятельности этой обще-

ственной организации станет содействие своим членам в деятельности в области культуры и искусства, среди направлений которой:

• участие в разработке норм и правил общественно-профессиональной аккредитации и аккредитационной экспертизы в сфере культуры и искусства, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил;

• формирование состава экспертов для общественно-профессиональной и государственной аккредитации и аккредита-ционной экспертизы;

• участие в подготовке экспертов для общественно-профессиональной аккредитации и аккредитационной экспертизы, в том числе в подготовке и повышении квалификации работников в области культуры и искусства;

• участие в проведении аудиторских проверок в отношении качества образовательной деятельности в сфере культуры и искусства;

• участие в аттестации работников сферы культуры и искусства для получения ими квалификационных категорий;

• укрепление и развитие профессиональных связей между культурными сообществами, объединение усилий и координация взаимодействия профессиональных общественных объединений сферы культуры и искусства в целях повышения качества образования.

Создание новой организации мы также считаем приоритетом для сетевого взаимодействия, нацеленного на кардинальное повышение качества отраслевого образования.

Третий интеграционный механизм — создание общероссийской системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-педаго-гического состава вузов культуры. Здесь речь идёт и о новой философии этого про-

цесса, и о новой организационной модели. В сетевой системе базами могут выступать все вузы-участники, но дееспособность такой модели реальна только при наличии координирующего центра.

Эту роль в полной мере способен обеспечить МГИК — как центральная учебно-методическая площадка для профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов культуры.

Внедрение новой модели организации образования в сфере культуры и искусства — это важная и амбициозная задача. Её решение требует значительных усилий от всех вузов, и прежде всего от Московского государственного института культуры. МГИК сегодня активно стремится стать наиболее престижным учебным заведением в сфере культуры, своего рода «МГИМО Культуры» (именно такую задачу поставил Министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский), обеспечивающим подготовку высококлассных специалистов, действующих в широком спектре отраслей научного знания и организации культурных практик.

Главным направлением инновационного развития МГИК является приведение системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда, расширение перечня новых технологий в социально-культурной практике, усиление роли государственно-общественных объединений по научно-методическому сопровождению образовательных программ высшего профессионального образования и программ послевузовского профессионального образования.

Долгосрочные задачи развития инновационных процессов в сфере культуры и искусства требуют создания на федеральном уровне образовательных организа-

ций, которые могли бы играть роль интел- народного культурного сотрудничества

лектуальных интеграторов усилий для и обеспечивали бы на этой основе карди-

формирования инновационной и социо- нальное повышение качества подготовки

культурной среды, дальнейшего развития высококвалифицированных и конкурен-

научных исследований, развития между- тоспособных кадров культуры.

Примечания

1. Лобанов И. В. Высокое служение культуре: к 85-летию Московского государственного института культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 10—13.

2. Лобанов И. В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 11—20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лобанов И. В. Развитие Московского государственного института культуры в процессе реализации культурной политики в Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 11—22.

4. Лобанов И. В. Современная миссия и основные приоритеты развития Московского государственного института культуры // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. № 3 (18). С. 5—8.

5. Основы государственной культурной политики : утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808 [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf

References

1. Lobanov I. V. High service to culture: to the 85 anniversary of the Moscow state institute of culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 10—13. (In Russian)

2. Lobanov I. V. Education in the field of culture in the context of intercultural dialogue. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 11—20. (In Russian)

3. Lobanov I. V. The development of the Moscow State Institute of Culture in the process of implementation of state cultural policy in the Russian Federation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, No. 1 (69), pp. 11—22. (In Russian)

4. Lobanov I. V. Sovremennaya missiya i osnovnye prioritety razvitiya Moskovskogo gosudarstvennogo insti-tuta kul'tury [Modern mission and main priorities of development of the Moscow state institute of culture]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2015, No. 3 (18), pp. 5—8.

5. Osnovy gosudarstvennoi kul'turnoi politiki: utverzhdeny Ukazom Prezidenta RF ot 24.12.2014 N 808 [Fundamentals of state cultural policy approved by Presidential decree of 24.12.2014 N 808]. Available at: static. kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.