СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ СТУДЕНТУ?
Наталья Викторовна ЛОПАТИНА,
доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения
Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: dreitser@yandex. ru
Статья посвящена элективным курсам в структуре библиотечно-информационного образования. Автор представляет концепцию и опыт педагогической разработки элективных курсов для будущих библиотекарей в Московском государственном институте культуры. Выявлены отличительные черты элективов и проблемы их организации, свойственные российскому образованию. Определены пять стратегий педагогического проектирования системы элективных курсов для будущих библиотекарей. Предложены пути решения актуальных проблем внедрения элективного обучения в вузах, реализующих подготовку библиотечно-информационных специалистов. Материал был представлен в выступлении автора на третьем расширенном заседании Федерального учебно-методического объединения по укрупнённой группе специальностей и направлений 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты».
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, подготовка библиотечно-информационных специалистов, элективные дисциплины, элективные дисциплины для будущих библиотекарей, вузы культуры, Московский государственный институт культуры.
ELECTIVE DISCIPLINES:
WHAT SHALL WE OFFER TO THE STUDENTS?
N. V. Lopatina, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Head of the Department of Library and Book Science, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: dreitser@yandex. ru
The article is devoted to elective courses in the structure of library and information education. The author presents the concept and experience of pedagogical development of elective courses for future librarians at the Moscow state Institute of culture. The distinctive features of the electives and the problems of their organization inherent in the Russian education are revealed. 5 strategies of pedagogical design of the system of elective courses for future librarians are determined. The paper presents the ways of solving the actual problems of the introduction of elective education in universities, implementing the training of library and information specialists. The material was presented in the author's speech at the third extended meeting of the Federal Educational
and Methodical Association on the enlarged group of specialties and directions 51.00.00 «cultural Studies and socio-cultural projects».
Key words: library and information education, training of library and information specialists, elective disciplines, elective disciplines for future librarians, universities of culture, Moscow State Institute of Culture.
25-26 апреля 2018 года в Московском государственном институте культуры состоялось третье расширенное заседание Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупнённой группе специальностей и направлений 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты». В его рамках прошёл круглый стол Учебно-методического совета по направлению подготовки «Библи-отечно-информационная деятельность», в ходе которого представители вузов, осуществляющих подготовку библиотекарей, поделились опытом, инновационными разработками, результатами теоретико-педагогических исследований, позволяющих совершенствовать кадровое обеспечение одной из наиболее значимых отраслей информационной инфраструктуры современного общества.
В числе обсуждавшихся вопросов - вопрос о месте и роли элективных дисциплин в структуре современного библиотечно-информационного образования. Именно этот раздел учебного плана концентрирует наиболее сложные педагогические задачи и типовые проблемы, которые возникают в каждом вузе, осуществляющем подготовку библиотечных специалистов. В целях формирования единого образовательного пространства, академической мобильности этот вопрос представляет интерес именно для коллегиального рассмотрения и гармонизации наших программ, в связи с чем мы предлагаем присоединиться к его обсуждению все вузам культуры, в том числе и тем, которые не смогли принять участие в мероприятиях ФУМО.
С одной стороны, трудно представить принципиально новые организационно-педагогические решения в кластере дисциплин по выбору. С другой стороны, именно элективные дисциплины формируют зону уникальных достоинств образовательных проектов, которые предлает каждый из наших вузов. В этоих условиях перед нами встаёт принципиально новая задача - обеспечить разнообразие содержания библиотечного образования при унифицированном конечном результате - высококомпетентном выпускнике, готовом к эффективной профессиональной деятельности. Сумеем ли мы обеспечить эту диалектику, зависит от множества факторов, в числе которых - возможность наших сегодняшних договорённостей.
Формальные нормативы элективного раздела образовательных программ определяются основными нормативными документами [5, 6]. Их изучение, анализ нового понятийного аппарата позволяют понять отсутствие принципиально нового по существу вопроса, ибо для профессионального вузовского педагога не является новым разработка или реновация соответствующих Положений или регламентов, отвечающих закреплённым во ФГОС 3++ требованиям.
Элективные (избираемые в обязательном порядке) дисциплины (модули) являются составным элементом вариативной части образовательной программы. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения, в отличие от факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) дисциплин, перечень которых устанавливается факультетом / вузом дополнительно к реализуемым образовательным программам.
Педагогическая задача элективных дисциплин - максимально учесть индивидуальные особенности студентов, их интересы и карьерную траекторию, подготовить к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности и обеспечить возможность поливариативности карьеры. Иными словами: «Всё, что Вы хотели узнать о библиотечном деле, но для чего не нашлось места в базовой части».
Порядок, механизм и сроки выбора «элективов» определяются соответствующими локальными актами и в общих чертах могут быть выражены формулой «предложение - выбор - оформление». Перечень дисциплин по выбору не может быть безальтернативным, и мы уже давно привыкли предлагать несколько вариантов, которые, как правило, формируют одну и ту же компетенцию и в большинстве случаев читаются одним и тем же педагогом. Безусловно, последний момент несколько противоречит концептуальным основам и эффективным теоретико-методологическим подходам современного образования, но это именно тот случай, когда самые рациональные научные разработки сталкиваются с барьерами организационно-педагогических условий и реалиями управления библиотечно-информационным образованием в России.
Следует отметить, что организация элективной подготовки в российских вузах имеет существенные отличия, в связи с этим мы считаем, что несколько преждевременно радоваться соответствию мировым стандартам [4] и положительному опыту профессионального образования [7].
Основное отличие состоит, конечно, в количественном соотношении базовых и элективных дисциплин. Однако мы предлагаем рассмотреть этот вопрос не только по формальным позициям, но и выйти на более глубокий уровень анализа. С точки зрения формальных требований основное различие состоит в заданности содержания элективов ФГОСом, определённых им компетенциях у нас и ответе на потребности рынка - за рубежом.
С неформальной точки зрения ключевая разница - в организации элективных дисциплин. Мы жёстко закрепляем позиции элективного курса в структуре учебного плана и расписании, а наши зарубежные коллеги делают ставку на индивидуальный учебный план и гибкое расписание. Кроме того, реалии наших организационно-педагогических условий таковы, что реальную свободу выбора мы обеспечить не можем, потому что вынуждены регламентировать количество студентов в группе, устанавливая, по крайней мере, нижнюю границу, если вообще контрольные цифры приёма и политика вуза позволяют в принципе разделить студентов на две подгруппы.
Самым главным для вузов вопросом является вопрос определения набора дисциплин. Безусловно, принципиален компетентностный профиль, а также наши взгляды на содержание образования. У каждого вуза - своя концепция библиотеч-но-информационного образования, и именно эта концепция и определяет стратегии определения элективных дисциплин.
Концепция библиотечно-информационного образования, которую мы реализуем в Московском государственном институте культуры, может быть представлена следующей формулой: «готовность к конкретным действиям + системное библиотечное мышление + способность работать в условиях типологического и видового разнообразия библиотек». Это и определяет набор и содержание элективных дисциплин на всех трёх уровнях образования.
Анализируя наши реалии и наши планы и мечты, мы выделяем пять стратегий определения элективных дисциплин: углубление, расширение, дополнение, разнообразие, применение. На мой взгляд, каждая из них должна применяться, если мы хотим развивать базовую часть результативно, с нацеленностью на знающего, умелого, востребованного выпускника.
Представляя стратегию углубления, обратимся к классическому примеру её применения, который встречается во многих учебных планах.
Проектирование системы элективных дисциплин: стратегия выбора
Таких вариантов может быть огромное количество: и при профилированном, и при безпрофильном обучении многие направления деятельности остаются за пределами нашего внимания. Стратегия углубления позволяет сфокусировать наши педагогические планы на конкретных направлениях библиотечно-информа-ционной деятельности, профессиональных задачах, специалитетах, действиях.
Прямо противоположная стратегия - стратегия расширения - направлена на расширение общего кругозора, на усиление взаимосвязи общего кругозора и профессиональных компетенций. Например, психологические тренинги для библиотекарей или критико-рецензионный семинар на стыке литературной критики и библиографии, позволяющий научиться писать о книгах. Мы предлагаем не забывать о дисциплине, которая научит разбираться в современных концепциях естественных и технических наук. Она важна и для тех, кто будет работать в научных, технических, сельскохозяйственных, медицинских, патентных, вузовских библиотеках, в центрах научной и технической информации; и для тех, кто будет заниматься комплектованием, аналитико-синтетической переработкой, библио-
графической деятельностью, обслуживанием в библиотеках с универсальными фондами (национальных, областных научных, массовых муниципального уровня, школьных, университетских). Хотелось бы напомнить, что это знание рассматривается как обязательное в проекте профессионального стандарта.
Сегодня для нас принципиальной является задача содействия поливариативности карьеры, что весьма значимо в современном мире, полном интегративных тенденций. В нашей отрасли типичным примером выступает работа выпускников библиотечного отделения в музеях и архивах, в интегрированных комплексах LAM. Стратегия дополнения предполагает в данном случае включение дисциплин «Основы архивного (музейного) дела» - для будущих бакалавров библиотеч-но-информационной деятельности; «Историко-архивные исследования» - для магистрантов. В этом же контексте можно рассматривать и те профессиональные направления, которые по ФГОС соответствуют нашему направлению подготовки -«Специалист по информационным ресурсам», «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».
Выбрав общий профиль, мы ориентируемся на готовность к работе в условиях типолого-видового разнообразия библиотек, информационных ресурсов, потребителей. Возможность специализации достигается именно элективными курсами: «Информационно-аналитическое обеспечение науки» (для тех, кто намеревается связать свое будущее с научной или вузовской библиотекой); «Школьные библиотеки», «Конфессиональные библиотеки», «Патентная информация», «Культурно-досуговая деятельность массовых библиотек» и т.д. Они реализуют стратегию разнообразия.
Суть стратегии применения - в преобразовании компетенции в компетентность, в возможности попробовать в ходе проектной деятельности применить на практике полученные знания, умения и навыки. Она может быть выражена краткой формулой: «изучай - пробуй - применяй». С одной стороны, это - проектные практикумы, опыт, о котором мы неоднократно писали [например, 3] и который мы активно используем.
С другой стороны, это специальные дисциплины, педагогическая задача которых потребовала от нас разработки и создания тренажёров и учебных полигонов, на которых ребята пробуют отточить умение выполнять отдельные операции и реализуют полный цикл в реальных условиях профессиональной деятельности. Во-первых, это - электронный научный журнал «Культура: теория и практика», который будущие бакалавры загружают, переносят на новый сайт, работая на разных платформах сайтостроения в рамках практикума «Электронное издание», расписывают номера журнала в РИНЦ в рамках дисциплины «Библиометрия и основы информационного мониторинга».
Второй тренажер - профиль в In^agram библиотечно-информационного центра МГИК (@bibliotekamgik). В рамках дисциплины «Библиотека и социальные сети» под руководством С.А. Чазовой в разные годы обучения студентами бакалавриата реализованы рекомендательно-библиографический проект «Книга - кадету» для учащихся нашего кадетского корпуса и всех ребят среднего школьного возраста, а также цикл буктрейлеров книг, популярных у современных студентов (в формате «Расскажи о книге, которая понравилась тебе»). Этот элективный курс позволяет наблюдать совмещение всех пяти стратегий элективного обу-
чения - и углубление, и разнообразие, и расширение (ибо речь идёт о знании художественной и научно-популярной литературы и умении писать о книгах так, чтобы было интересно), и стратегии дополнения (овладение технологиями создания видеороликов, фотосъемки), и применение всего этого в практике.
Экстраполируя тенденции глобализации в образовании, можно предположить, что, несмотря на все наши особенные организационно-педагогические условия и барьеры, свободный выбор дисциплины из предложенного многообразия - очень близкая перспектива. В этой связи мы должны готовиться к тому, чтобы ориентировать студента в разнообразии предложений, помогать делать правильный выбор. Нам всем уже сегодня необходимо понимать, что электи-вы - это инструмент управления карьерой, возможность регулировать кадровый потенциал отрасли, его структуру.
В этом процессе огромную роль должна играть индивидуальная работа со студентом, позволяющая анализировать личностные склонности, интересы, с возможностью тонкой и профессиональной коррекции, с тестированием эффективности обучения. В связи с этим высока потребность в специальных диагностических методиках, которых у нас пока нет. Это - задача для тех, кто выбирает направление научных исследований, определяет тему диссертационной работы в области теории и методики библиотечно-информационного образования.
Современные организационно-педагогические условия библиотечно-инфор-мационного образования на приоритетные позиции ставят системность и отсутствие дублирования усилий в вузах, осуществляющих подготовку библиотеч-но-информационных специалистов, их педагогическое взаимодействие. Крайне важен и эффективный контакт с практикой, использование возможностей наших партнёров, их советов, ориентиров.
Совершенно новым для нас форматом должно стать участие студентов не только в выборе, но и в формировании предложений, в обсуждении набора дисциплин. Мы прекрасно знаем, что такое референтные группы, и знаем, что «год на год не приходится» - одним интересно одно, другим другое, что подходит для одного набора, может оказаться невостребованным, скучным, бесполезным в другой аудитории.
Многие из представленных в этой статье предложений кажутся нереальными, потому что за самым смелым набором элективных дисциплин стоит немыслимое количество программ, ФОСов, методичек. В этой связи мы предлагаем не забывать о возможностях нашего сетевого взаимодействия. Нам необходимы общий каталог элективных дисциплин, возможность обмена идеями, методическими разработками, электронными образовательными ресурсами. Не формальный, а именно дружеский, своего рода «касса взаимопомощи», торрент, в который ты выкладываешь ресурс и можешь взять чей-то взамен. Необходимые для этого разработки сделаны нашими коллегами В. К. Капрановым [2], Д. Н. Грибковым и др. [1].
Журнал «Культура и образование» может стать эффективной площадкой для представления таких материалов, для закрепления авторских прав на содержание и методику, что имеет принципиальное значение в современных условиях аттестации научно-педагогических кадров. Мы приглашаем всех коллег принять участие в данном проекте.
Литература
1. Грибков Д. Н., Каменев А. В. Интеграционные процессы электронных образовательных ресурсов сферы культуры в рамках технологий сотрудничества // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы.- 2018.- № 3.- С. 24-28.
2. Капранов В. К. Сетевое взаимодействие школьных библиотек как средство совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. 05.25.03 - Библиотековедение, библиграфоведение и книговедение.- Москва; Казань, 2012.
3. Лопатина Н. В. Информационно-библиотечное образование в условиях перехода на стандарты нового поколения // Научные и технические библиотеки.- 2016.-№ 4.- С. 81-90.
4. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / гл. ред. А. Ю. Мельвиль; Нац. фонд подготовки кадров; ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование).- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 351 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информа-ционная деятельность» (2017).- URL: https://cdnimg. rg. ru/pril/149/60/55/49573. pdf (дата обращения: 25.04.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» (2017).- URL: https://cdnimg. rg. ru/pril/149/21/28/49446. pdf (дата обращения: 25.04.2018).
7. Furnham A., Mitchell J. Personality, needs, social skills and academic achievement: a longitudinal Sudy // Personality and Individual Differences.- 1991.- Vol. 12. Issue 10.- P. 1067-1073.- URL: https://doi. org/10.1016/0191-8869(91)90036-B