Научная статья на тему 'Инновационные проекты Московского государственного института культуры в контексте государственной культурной политики'

Инновационные проекты Московского государственного института культуры в контексте государственной культурной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / CULTURAL POLICY / ART / CULTURAL DEVELOPMENT / INNOVATION IN CULTURE / CULTURAL PRACTICES / MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов И.В.

В статье раскрывается опыт Московского государственного института культуры по реализации инновационных культурных и образовательных проектов. Подчёркнуто, что реализация этих проектов имеет межведомственный, междисциплинарный характер и в полной мере соотносится с целями и задачами государственной культурной политики в Российской Федерации. В числе инновационных проектов МГИК автор выделяет создание экспериментальной структуры Научно-образовательного центра «Высшая школа политической культуры»; Музыкального кадетского корпуса имени А.В. Александрова; Детской школы искусств МГИК; реализацию совместных проектов с Российским военно-историческим обществом, способствующих повышению социальной значимости и престижности направлений высшего образования, связанных с экспертной, аналитической, исполнительской, проектной деятельностью в области культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROJECTS OF MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE IN THE CONTEXT OF THE STATE CULTURAL POLICY

The article reveals the experience of the Moscow State Institute of Culture on the implementation of innovative cultural and educational projects. Stressed that the implementation of these projects is an interagency, interdisciplinary, and fully corresponds with the goals and objectives of the state cultural policy in the Russian Federation. Among the innovative projects the MSIC the author identifies: the creation of experimental structures Scientific-educational center “The Higher School of Political Culture”; Music of the cadet corps named after A.V. Alexandrov; Children’s Arts School of the MSIC; joint projects with the Russian Military-Historical Society, contributing to increase the social significance and prestige of the higher education associated with expert, analytical, operational, project activities in the field of culture and art.

Текст научной работы на тему «Инновационные проекты Московского государственного института культуры в контексте государственной культурной политики»

ННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 378:37.035 И. В. Лобанов

Московский государственный институт культуры

В статье раскрывается опыт Московского государственного института культуры по реализации инновационных культурных и образовательных проектов. Подчёркнуто, что реализация этих проектов имеет межведомственный, междисциплинарный характер и в полной мере соотносится с целями и задачами государственной культурной политики в Российской Федерации. В числе инновационных проектов МГИК автор выделяет создание экспериментальной структуры - Научно-образовательного центра «Высшая школа политической культуры»; Музыкального кадетского корпуса имени А. В. Александрова; Детской школы искусств МГИК; реализацию совместных проектов с Российским военно-историческим обществом, способствующих повышению социальной значимости и престижности направлений высшего образования, связанных с экспертной, аналитической, исполнительской, проектной деятельностью в области культуры и искусства.

Ключевые слова: культура, культурная политика, искусство, культурное строительство, инновации в культуре, культурные практики, культурное развитие, Московский государственный институт культуры.

INNOVATIVE PROJECTS OF MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE IN THE CONTEXT OF THE STATE CULTURAL POLICY

The article reveals the experience of the Moscow State Institute of Culture on the implementation of innovative cultural and educational projects. Stressed that the implementation of these projects is an interagency, interdisciplinary, and fully corresponds with the goals and objectives of the state cultural policy in the Russian Federation. Among the innovative projects the MSIC the author identifies: the creation of experimental structures - Scientific-educational center

ЛОБАНОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, ректор Московского государственного института культуры

LOBANOV IVAN VASILEVICH - Ph.D. (Legal Sciences), the Rector of Moscow State Institute

I. V. Lobanov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

of Culture

e-mail: rektor@mgik.org ©Лобанов И. В., 2017

"The Higher School of Political Culture"; Music of the cadet corps named after A. V. Alexandrov; Children's Arts School of the MSIC; joint projects with the Russian Military-Historical Society, contributing to increase the social significance and prestige of the higher education associated with expert, analytical, operational, project activities in the field of culture and art.

Keywords: culture, cultural policy, art, cultural development, innovation in culture, cultural practices, cultural development, Moscow State Institute of Culture.

Для цитирования: Лобанов И. В. Инновационные проекты Московского государственного института культуры в контексте государственной культурной политики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2(76). С. 10-16.

Сфера культуры становится сегодня тем пространством, где особенно ярко проявляют себя позитивные социальные изменения: движение к новым формам социальной солидарности, поиск мировоззренческих оснований новой российской идентичности, восстановление исторической памяти и связи поколений.

В данном контексте большое значение приобретает развитие образования в сфере культуры и его инновационного потенциала.

Современный этап развития Московского государственного института культуры - головного вуза отрасли культуры, ознаменован реализацией совместно с Министерством культуры Российской Федерации целого ряда инновационных проектов. Отличительной чертой этих проектов является нацеленность не только на обновление отраслевого образования, но и на повышение его социальной значимости и роли в реализации задач государственной культурной политики. Базовым основанием для этого стала разработка и утверждение в 2014 году «Основ государственной культурной политики Российской Федерации». Данный документ, утверждённый Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным, по сути, определил важнейшие векторы социальной и культурной динамики России.

В качестве особенности нового документа следует выделить два важных момента. Во-первых, это чёткая ориентация не на количественные, а на качественные — ценностные — параметры социальных изменений. Во-вторых - опора на систему проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный характер, что сразу перевело важнейшее государственное решение из разряда «благих пожеланий» в область конкретных действий по реализации целей и задач государственной культурной политики посредством различных культурных институций, в том числе — подведомственных Минкультуры России учебных учреждений высшего образования.

Позволю себе остановиться лишь на некоторых из этих проектов.

С 1 сентября 2016 года в подведомственных Министерству культуры Российской Федерации вузах для студентов всех направлений подготовки начали преподавать учебный курс «Основы государственной культурной политики Российской Федерации». Как показывает время и опыт различных учебных заведений, этот проект реализуется не без ошибок и не без трудностей.

Для координации и комплексной реализации этого проекта при организационной и финансовой поддержке Мини-

стерства культуры России в МГИК была создана экспериментальная структура — Научно-образовательный центр «Высшая школа политической культуры», в рамках которой разрабатываются и внедряются авторские программы, проверяются инновационные научные и образовательные методики, способствующие продвижению принципов государственной культурной политики и формированию политической культуры общества.

Важным направлением деятельности Высшей школы политической культуры является выход в межрегиональное коммуникативное пространство, повышение эффективности продвижения научных разработок через широкое профессиональное и общественное обсуждение, в том числе — посредством межрегиональных конференций и «круглых столов», телевизионных и «интернет-мостов».

Данный вид деятельности, который выходит за пределы учебной аудитории, несомненно, способствует подготовке хороших специалистов, понимающих глубинный смысл происходящих в культуре и обществе изменений, и в целом — направлен на формирование единого культурного пространства, укрепление гражданского единства.

Другим важным и, безусловно, перспективным проектом, инициированным лично Министром культуры Российской Федерации Владимиром Ростиславовичем Мединским, стало создание в стране нового типа образовательного учреждения — Музыкальных кадетских корпусов на базе подведомственных высших учебных заведений.

В 2015 году первый такой Музыкальный кадетский корпус был создан в стенах Московского государственного ин-

ститута культуры, в 2016 году — в Нальчике, на базе Северо-Кавказского государственного института культуры. В 2017 году будет открыт уже третий кадетский корпус на базе Краснодарского государственного института культуры. Это свидетельствует о системном характере реализации данного проекта и позволяет рассчитывать на видимые и устойчивые социальные результаты.

Но хватило и двух лет, чтобы понять: в стране появилось уникальное, элитное, инновационного типа образовательное учреждение среднего профессионального образования.

В начавшемся 2017 году Музыкальному кадетскому корпусу МГИК присвоено имя Александра Васильевича Александрова. Сегодня в трёх классах обучаются 60 кадетов в возрасте от 11 до 15 лет. Одновременно с постижением музыкального искусства (игры на духовых музыкальных инструментах) кадеты изучают два иностранных языка, получают знания в области международного права, мировой истории и культуры, политологии, а главное — воспитываются в духе отечественной традиции патриотизма и уважения к воинской славе и истории страны.

Воспитанники Музыкального кадетского корпуса приняли участие в 7 всероссийских и международных олимпиадах, стали лауреатами и дипломантами 14 творческих конкурсов и фестивалей разного уровня. Яркими событиями в кадетской жизни стали Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Возрождая традиции» и участие в «Кадетском бале».

Вопросы патриотического воспитания сегодня находятся в фокусе внимания различных государственных органов и

общественных организаций. Активно идёт поиск новых форм и методик этой работы. И исключительное значение кадетского движения как раз и заключается в том, что патриотическое воспитание здесь начинается в раннем возрасте, ведётся системно, последовательно и неформально. И это даёт надежду на то, что мы, наконец, начали движение от сожалений по поводу «потерянных поколений» — к активным методам воспитания и формирования национальной элиты и учимся работать на опережение, на будущее нации и её единство, в том числе межпоколенческое.

В данной связи хочу остановиться на идее важности и продуктивности партнёрства государственных и общественных организаций.

Наш вуз давно и плодотворно взаимодействует с Российским военно-историческим обществом. Благодаря этому сотрудничеству на территории института, в корпусах которого в годы Великой Отечественной войны был размещён военный госпиталь, появился памятник военным врачам и медсёстрам.

После трагедии, в которой погибли артисты Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, на одном из корпусов института при поддержке Российского военно-исторического общества была установлена мемориальная доска, посвящённая 14 выпускникам Московского государственного института культуры, работавшим в этом прославленном коллективе.

Отметим, что большая работа Министерства культуры Российской Федерации, подведомственных ему вузов, активное взаимодействие государственных и

общественных организаций по повышению престижа образования в сфере культуры и искусств дают уже сегодня заметные результаты. Возрастает социальная значимость и престижность специальностей, связанных с экспертной, аналитической, исполнительской, проектной деятельностью в сфере культуры и искусств.

На эту оптимистическую тенденцию указывает динамика интереса абитуриентов ко всему спектру направлений подготовки, которые на сегодняшний день реализуют вузы культуры и искусств России.

В ведении Министерства культуры России находятся 48 вузов, в которых в 2016 году обучалось 60 459 человек по 125 образовательным программам в области искусств и культуры.

Приём 2016 года показал улучшение качества абитуриентов: средний конкурс по стране при приёме на бюджет составил 6,2 человека на место (при этом в 2014 и 2015 годах это было 3,5 и 4 человека на место соответственно).

Приятно осознавать, что показатели нашего института значительно превысили средние по стране и составили в 2016 году почти 9 человек на место. Более того, заметно повысился уровень подготовки, социальной мотивации наших абитуриентов, радует их ориентация именно на конкретный вуз.

Другим важным фактором положительной динамики мы считаем востребованность выпускников вузов культуры, их хорошую адаптивность к требованиям рынка труда и успешное профессиональное продвижение. Приятно отметить, что ежегодный показатель трудоустройства выпускников Московского государственного института культуры не опускается ниже 90%.

Деятельность учреждений культуры и развитие отечественного образования — это сообщающиеся системы.

В нашей стране сегодня выстроена трёхуровневая система образования в области искусств: это дополнительные пред-профессиональные и общеразвивающие программы — детские музыкальные школы и школы искусств; образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования.

В Российской Федерации действуют 5 108 детских школ искусств. В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества обучающихся, которых в стране уже более полутора миллионов (1 533 354 чел.). Наибольший охват детского населения работой ДШИ отмечается в Центральном, Южном, СевероЗападном федеральных округах и в среднем составляет 11,8%. Это означает, что каждый десятый ребёнок, считая даже детей самого раннего возраста, обучается в Детской школе искусств!

Но за этими цифрами нельзя забывать и о насущных трудностях, с которыми сталкиваются педагоги и родители в основном муниципальных ДШИ. Материально-техническая база большинства муниципальных детских школ искусств оставляет желать лучшего. Требуют ремонта многие здания ДШИ. Музыкальные инструменты зачастую устарели и изношены, денег на приобретение выделяется недостаточно.

Понимая это, Министерство культуры России в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)» только за последние несколько лет направило на приобретение музыкальных инструментов в ДШИ почти

77 миллионов (76,772) рублей 38 субъектам Российской Федерации.

Благодаря системной работе Департамента образования и науки Министерства культуры России удалось переломить негативные тенденции.

Детские школы искусств вновь подтверждают свою социальную миссию и результативность работы — сегодня почти 12% (11,45%) их выпускников поступают в профильные учебные заведения.

Ориентируясь на принципы непрерывности и преемственности профессионального образования, руководство Министерства культуры России и МГИК посчитало целесообразным интегрировать в деятельность вуза уровень дополнительной предпрофессиональной подготовки, и эта инициатива привлекла большое внимание и приток учеников. Сегодня по семи образовательным программам в Детской школе искусств МГИК обучаются около 60 человек, в том числе на внебюджетной основе.

Данный проект рождён взаимным интересом. С одной стороны, мы воспринимаем учеников Детской школы искусств как нашу целевую аудиторию и будущих абитуриентов. С другой стороны, родители учеников заинтересованы в высоком уровне профессионального мастерства педагогов, который в вузе по определению выше, чем в муниципальных школах искусств, многие из которых переживают серьёзный кризис.

Ещё одним важным компонентом инновационного развития МГИК является организация деятельности Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и

социокультурные проекты», созданного и действующего на базе нашего института.

Деятельность Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) направлена:

• на создание перспективных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВО 3++ и 4) и примерных образовательных программ, сопряжённых с профессиональными стандартами в области культуры;

• на мониторинг реализации ФГОС ВО по профильным направлениям;

• на сертификацию учебно-методических материалов по направлениям, закреплённым за УМО;

• на создание распределённой базы данных результатов интеллектуальной деятельности и системы идентификации, классификации и сертификации создаваемых интеллектуальных продуктов по направлениям, закреплённым за УМО.

Сегодня эта работа имеет принципиальное значение для всех вузов культуры, других вузов России, реализующих программы библиотечно-информацион-ного, социально-культурного, культурологического и ряда других направлений подготовки.

В целях решения задач формирования профессионального экспертного сообщества, призванного осуществлять общественно-профессиональную аккредитацию и аккредитационную экспертизу в сфере культуры и искусства, МГИК, при поддержке Рособрнадзора, создал Центр развития и повышения качества образования в области культуры и искусств.

Основной целью деятельности Центра является участие в разработке правил общественно-профессиональной аккредитации и аккредитационной экспертизы

в сфере культуры и искусств, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм. Среди других направлений деятельности Центра можно назвать укрепление и развитие профессиональных связей между культурными сообществами, объединение усилий и координацию взаимодействия профессиональных общественных объединений сферы культуры и искусств, направленных на повышение качества образования.

Система мер по повышению качества призвана помочь дальнейшему развитию образования в сфере культуры и искусств в соответствии с мировыми стандартами.

Не менее важна необходимость дальнейшего расширения культурного влияния России на международной арене, в том числе через международные образовательные проекты.

На сегодняшний день в вузах культуры обучаются 4 609 иностранных граждан из 99 стран мира.

Только в Московском государственном институте культуре обучаются 222 иностранных студента из 40 стран Содружества Независимых Государств, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

Для укрепления международных связей было активизировано межвузовское взаимодействие, итогом чего стало подписание соглашения о создании Российско-Китайской ассоциации вузов культуры и искусств, которое состоялось в рамках проведения деловой программы V Санкт-Петербургского международного культурного форума. В качестве учредителей с российской стороны выступили Московский и СанктПетербургский институты культуры. Базовым вузом с китайской стороны определён Пекинский университет языка и культуры.

Ассоциация сегодня насчитывает 18 учебных заведений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, и ряд учебных заведений со стороны КНР.

В рамках деятельности ассоциации ведётся подготовка Второго международного конкурса музыкантов-исполнителей «Кубок Китая и России» (6—7 мая 2017 года, МГИК).

Несколько дней назад в г. Тяньзинь проведён совместный концерт с участием представителей МГИК и Тяньзинского педагогического университета.

Можно и дальше приводить примеры удачных проектов по реализации государственной культурной политики в отраслевом образовании. Многие проекты состоялись в результате того, что Министерство культуры Российской Федерации приложило много усилий для привлечения значительного объёма денежных средств (1 млрд 100 млн) на финансирование отраслевых образовательных учреждений. В частности, благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации в 2016 году Московский государственный институт культуры смог провести масштабные ремонтные работы,

и сегодня наш институт — это современное, стильное, красивое, удобное здание.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, при поддержке Министра культуры Российской Федерации В. Р. Мединского в 2016 году в МГИК началось строительство бассейна для обучающихся. Необходимо сказать, что это — первый опыт участия образовательного учреждения, подведомственного Министерству культуры России, в программе «500 бассейнов», инициированной Высшим советом Всероссийской политической партии «Единая Россия». В октябре 2017 года ожидается открытие и ввод бассейна в эксплуатацию.

Также при активном участии В. Р. Мединского в имущественный фонд Московского государственного института культуры наконец-то вернулись 3 га территории вуза, которые были незаконно выведены коммерческими структурами ещё в 2000-е годы.

И это обстоятельство, и все остальные наши совместные начинания и проекты дают надежду на долгую и плодотворную жизнь Московского государственного института культуры и на оптимистичное будущее российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.