Научная статья на тему 'Развитие Московского государственного института культуры в процессе реализации государственной культурной политики в Российской Федерации'

Развитие Московского государственного института культуры в процессе реализации государственной культурной политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / CULTURAL POLICY / ART / CULTURAL CONSTRUCTION / GLOBALIZATION / CULTURAL RESOURCE / CULTURAL PROGRAMMING / CULTURAL PRACTICES / CULTURAL DEVELOPMENT / CULTURAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Иван Васильевич

В статье рассмотрены базовые положения стратегии государственной культурной политики в стране, их ориентирующее значение в культурном строительстве России в условиях поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной государственности. Данные аспекты связываются с рядом важнейших правительственных документов последних лет и с суммой реальных процессов культурной жизни страны. В соответствии с принципами и акцентами государственной культурной политики рассмотрена сумма актуальных проблем совершенствования функционирования Московского государственного института культуры. Особое внимание уделено вопросам структурирования деятельности вуза, совершенствованию материально-технической базы МГИК, развитию методики учебной работы по подготовке менеджеров культуры, по исследованию научно-методологических проблем в условиях глобализации, политико-экономических санкций против России, необходимости опоры на общероссийский национальный культурный ресурс. В статье проводится анализ социологического мониторинга студентов и преподавательского состава вуза. На данной основе обозначается ряд насущных задач для современного развития МГИК. Здесь же выделяется проблема продолжения курса на интеграцию лучших наработок вуза в международное образовательное сообщество для развития «двойных дипломов», совместных образовательных проектов в процессе реализации государственной культурной политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF STATE CULTURAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers basic provisions of the strategy of state cultural policy in the country, their orienting value in the cultural construction of Russia in the multicultural, multinational and multireligious state. These aspects are associated with a number of critical government documents in recent years and with the sum of the actual processes of cultural life of the country. In accordance with the principles and emphases of the state cultural policy is considered the amount of actual problems of improving the functioning of the IPCC. These issues are analyzed in close connection with the everyday educational practice of the University and related institutional aspects. The article highlights specific accomplishments and indicators of collective CIC in order to objectively assess present and transpose the views in the future. Special attention is given to structuring the activities of the University, improvement of material and technical base of the IPCC, the development of methods of academic work on the training of managers of culture, study of scientific and methodological problems in the context of globalization, political and economic sanctions against Russia, the need for reliance on Russian national cultural resource. The article is conducted the analysis of sociological monitoring of students and teaching staff of the University. On this basis, indicated the urgent problems of modern development for the IPCC. Here is the problem continuing and integrating the best practices of the institution in the international community for the development of “double” diplomas, joint educational and cultural projects.

Текст научной работы на тему «Развитие Московского государственного института культуры в процессе реализации государственной культурной политики в Российской Федерации»

^Развитие московского государственного института

культуры в процессе реализации государственной культурной политики в российской федерации УДК 351.85:378 И. В. Лобанов

Московский государственный институт культуры

В статье рассмотрены базовые положения стратегии государственной культурной политики в стране, их ориентирующее значение в культурном строительстве России в условиях поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной государственности. Данные аспекты связываются с рядом важнейших правительственных документов последних лет и с суммой реальных процессов культурной жизни страны. В соответствии с принципами и акцентами государственной культурной политики рассмотрена сумма актуальных проблем совершенствования функционирования Московского государственного института культуры. Особое внимание уделено вопросам структурирования деятельности вуза, совершенствованию материально-технической базы МГИК, развитию методики учебной работы по подготовке менеджеров культуры, по исследованию научно-методологических проблем в условиях глобализации, политико-экономических санкций против России, необходимости опоры на общероссийский национальный культурный ресурс.

В статье проводится анализ социологического мониторинга студентов и преподавательского состава вуза. На данной основе обозначается ряд насущных задач для современного развития МГИК. Здесь же выделяется проблема продолжения курса на интеграцию лучших наработок вуза в международное образовательное сообщество для развития «двойных дипломов», совместных образовательных проектов в процессе реализации государственной культурной политики в России.

Ключевые слова: культура, культурная политика, искусство, культурное строительство, глобализация, культурный ресурс, культурные практики, культурное развитие, менеджмент культуры.

I. V. Lobanov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

the development of the moscow state institute of culture in the process of implementation of state cultural policy in the russian federation

The article considers basic provisions of the strategy of state cultural policy in the country, their orienting value in the cultural construction of Russia in the multicultural, multinational and multireligious state. These aspects are associated with a number of critical government documents in recent years and with the sum of the actual processes of cultural life of the country. In accordance with the principles and emphases of the state cultural policy is considered the amount of actual problems of improving the functioning of the IPCC.

These issues are analyzed in close connection with the everyday educational practice of the University and related institutional aspects.

The article highlights specific accomplishments and indicators of collective CIC in order to objectively assess present and transpose the views in the future.

ЛОБАНОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ — кандидат юридических наук, ректор Московского государственного института культуры

LOBANOV IVAN VASILEVICH — Ph.D. (Legal Sciences), the rector of Moscow State Institute of Culture

e-mail: rektor@mgik.org © Лобанов И. В., 2016

Special attention is given to structuring the activities of the University, improvement of material and technical base of the IPCC, the development of methods of academic work on the training of managers of culture, study of scientific and methodological problems in the context of globalization, political and economic sanctions against Russia, the need for reliance on Russian national cultural resource.

The article is conducted the analysis of sociological monitoring of students and teaching staff of the University. On this basis, indicated the urgent problems of modern development for the IPCC. Here is the problem continuing and integrating the best practices of the institution in the international community for the development of "double" diplomas, joint educational and cultural projects. Keywords: culture, cultural policy, art, cultural construction, globalization, cultural resource, cultural programming, cultural practices, cultural development, cultural management.

События последних лет в России характеризуются повышенным вниманием к культуре. Впервые в истории страны законодательно принят документ «Основы государственной культурной политики» (2014). Ещё ранее, в 2012 году, опубликован важный государственный проект: «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», где в числе основных приоритетов названо культурное строительство, ориентированное на объективный учёт поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной сути российской государственности, объединённой одной страной, общей историей и общей культурой, конституционно закреплённой положением о едином социокультурном пространстве, учитывающем «национально-культурную автономию».

Конкретизирующее значение имеет Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». В нём подчёркнуты основополагающие принципы и механизмы культурного строительства, акцентируется внимание на ценностной ориентированности культурных процессов, на необходимости повышения этического и эстетического потенциалов средств массовой коммуникации, на ответственности деятелей культуры и искусства перед народом и государством за те средства, которые используются в их творческой работе в аспекте содержательной согласованности результатов их труда с целями государственной культурной политики. Здесь важно поло-

жение о культуре как об одном из определяющих факторов национальной безопасности и приоритета общества в мире, представление о культуре как о «символе величия России» (В. В. Путин).

Содержательно и многосторонне в России проведены Год культуры (2014), Год литературы (2015); 2016 год объявлен Годом российского кино. В стране широко отмечены знаменательные юбилейные даты, связанные с именами М. Шолохова, О. Мандельштама. Идёт подготовка к юбилеям К. Симонова, С. Прокофьева (Год музыки С. Прокофьева) и другим.

Отметим, что в единстве с данными концептами сегодня актуализировалась работа над новой редакцией «Закона о культуре». Как известно, действующий закон был принят ещё в 1992 году.

В связи с этим можно обозначить вопрос о новом структурном подходе к образовательному процессу в МГИК. Вполне логично возникает суждение о возможном возрождении культурно-просветительной работы и внесении её в профили подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности [1, с. 20]. Это расширяет рамки профессиональной направленности наших выпускников, усиливает социокультурную значимость головного вуза культуры.

Конечно, МГИК — это прежде всего теоретический, научно-методический и методологический центр в структуре Министерства культуры Российской Федерации. Здесь следует отметить, что учёные МГИК вносят значительный вклад в разработку теоретических вопросов культурного порядка, куль-

турного функционирования и социокультурных практик.

Данные проблемы стали предметом дискуссий на последних международных симпозиумах «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», инициатором и организатором которых стал МГИК.

Как итог, в научный оборот современного культурного процесса прочно вошли такие парадигмы, как диверсификация образования в сфере культуры; субвекторность системы развития регионального образования в сфере культуры и искусства; культура как ресурс развития общества; риски духовной жизни общества; капитализация культуры как производительной системы общества; культура личности в обществе.

Отсюда идея, связанная с утверждением, что в стране необходимо формировать культурные центры со своими особенностями и приоритетами: «Столица — одна,культурных центров — множество». Здесь следует отметить, что МГИК в русле данного тренда становится подлинным культурно-функциональным Центром. Достаточно назвать хотя бы такие всероссийские проекты, как театральный фестиваль «Левый берег»; фестиваль студенчества «Золотая пятёрка»; фестиваль социальных проектов «Медиа Класс»; образовательный форум «Таврида»; Молодёжный форум культуры и другие.

Следующая базовая идея вытекает из того факта реальности, что большинство регионов России переходит от информационной — к постинформационной системе жизнедеятельности. Это акцентирует тему развития медиакультурного пространства в сфере социокультурной среды регионов, городов, районов [3, с. 95—100].

Поэтому сейчас в МГИК идёт активная работа над созданием специальных проектных компьютерных программ в области культуры. Здесь актуален вопрос о совершенствовании учебных практик по развитию медиапроектировочных навыков у обучаемых в вузе. На его решение направлено и проведение онлайн-трансляций лекций

и мастер-классов, реализуемое совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и российской телекоммуникационной компанией «Ростелеком».

Наконец, немалый круг вопросов, связанных с культурным строительством, можно соотнести с развивающимися культурными практиками, в которых отчасти тоже есть заслуживающие внимания аспекты: максимальное включение культуры в процесс материального потребления; взвешенный акцент на культурном развлечении (гедонизация), на моде, на масскульте; органическое соседство культуры со спортом, с состязаниями, с общественными акциями и т.п.

Представляется плодотворной сформировавшаяся в регионах идея «культурного альянса» как системы объединения (в национально-культурные центры) в поддержку развития культурной творческой среды, где она становилась бы базой или одним из генераторов «социально-экономического тренда» и ресурсом задач «большой политики» страны.

Интересна в этом ключе концепция вовлечения в среду культурного проектирования специалистов различных сфер общественной жизни: экономистов, политиков, социальных работников, деятелей искусства. Очевидно, что это потребует и обновления личности самого специалиста сферы культуры.

Не секрет, что сегодня снизился уровень образования, общей грамотности наших абитуриентов. К сожалению, их недостаточный социокультурный уровень отражается и на профессиональной подготовке. Надо справедливо отметить, что не всегда в процессе только аудиторной работы со студентами удаётся принципиально поднять их мировоззренческую и общую культуру. В связи с этим важной задачей становится организация внеаудиторной работы со студентами, создание единого информационно-образовательного пространства в институте.

Здесь же следует сказать и об укреплении связей вуза с базами практики (учреждениями социально-культурного профиля),

без чего невозможно сегодня обеспечить подготовку специалистов, отвечающих требованиям времени [2, с. 69]. Такой положительный опыт у нас есть. Ведущий учёный, доктор технический наук, профессор, руководитель Государственной публичной научно-технической библиотеки России Я. Л. Шрайберг много лет возглавляет базовую выпускающую кафедру в институте. Студенты МГИК проходят практику в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Министерстве культуры Российской Федерации, других органах исполнительной власти, российских центрах науки и культуры, работающих в структуре Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотруд-ничество), других ведущих организациях сферы культуры.

Вовлечение успешных практиков в педагогическую работу в вузе — ещё один путь развития практико-ориентированной подготовки компетентных специалистов. В свою очередь, практикующие специалисты могут стать инициаторами создания при вузе научно-исследовательских лабораторий, студий, экспериментальных площадок. Одной из таких «площадок» является, например, Молодёжный экспериментальный театр МГИК под руководством заслуженного артиста Российской Федерации Н. Л. Скорика. Создаётся пластическая лаборатория театрально-режиссёрского факультета под руководством О. Да-чевской. Творчески работают: научно-исследовательская лаборатория «Ресурсы управления социокультурными процессами» на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности, «Философский клуб студентов» на кафедре социально-философских наук.

Следует отметить, что вуз сегодня меняет внутреннюю эстетическую среду и трансформирует своё внешнее лицо. С начала учебного года наш вуз с лекциями посетили руководители и ведущие специалисты федеральных министерств и ведомств: Министр культуры

Российской Федерации В. Р. Мединский, первый заместитель Министра культуры Российской Федерации В. В. Аристархов, директора департаментов Минкультуры России.

Внутреннее пространство вуза стало своеобразным выставочным пространством. На территории института открыт Памятник военным врачам и медицинским сёстрам, который увековечил героическую работу военного госпиталя, располагавшегося на территории МГИК в годы Великой Отечественной войны.

В этот же день в Московском государственном институте культуре открылась выставка Всероссийского музыкального объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки «70 мелодий Победы». Первую экскурсию для Министра культуры Российской Федерации В. Р. Мединского и Министра здравоохранения Российской Федерации В. И. Скворцовой провёл генеральный директор музейного объединения Михаил Аркадьевич Брызгалов. Торжественное открытие состоялось при участии воспитанников Музыкального кадетского корпуса Московского государственного института культуры.

Всё это, без сомнений, изменяет статус нашего вуза на пути его становления в определяющий отрасль культуры вуз Российской Федерации.

По результатам анализа содержания, организации и качества учебного процесса в МГИК, проведённого в 2015 году с целью выяснения удовлетворенности качеством образования студентов, выявлено, что учебные программы вуза удовлетворяют ожидания в среднем 95% обучающихся. Это вполне удовлетворительная картина, хотя она и даёт шанс для роста. Тот же опрос показал, что у нас есть резерв совершенствования учебного процесса, который связан со структурными изменениями, исключающими дублирование содержания учебных курсов.

10 марта 2016 года в Московском государственном институте культуры прошёл семинар «Качество высшего образования». Инициаторами семинара выступили руково-

дитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов, первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Владимирович Аристархов и ректор Московского государственного института культуры Иван Васильевич Лобанов. На семинаре присутствовали ректоры и проректоры по учебной деятельности свыше 70 вузов, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации.

По данным, приведённым на семинаре, в стране работает 348 вузов, которые осуществляют образование в сфере культуры и искусства. Это огромная армия, на которую сегодня государство возлагает большие надежды в деле реализации государственной политики в области культуры.

Первый заместитель Министра культуры Российской Федерации В. В. Аристархов напомнил собравшимся об основополагающих государственных документах по развитию культуры. Сегодня культура, по его словам, это приоритет стратегический и национальный.

Конечно, нам предстоит серьёзная работа по совершенствованию материально-технической базы вуза. Впереди строительство крупного спортивного комплекса и обустройство территории МГИК. Есть задачи по улучшению условий труда профессорско-преподавательского состава. Требуют постоянного внимания структура и технология оплаты труда педагогов и вспомогательного персонала, вопросы их материального стимулирования, даже в непростых условиях экономического кризиса.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 229 от 21 января 2016 года к Московскому государственному институту культуры будет присоединена Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Более чем за 45-летнюю историю Академией накоплен большой опыт в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специа-

листов отрасли, реализованы проекты, определившие лицо российской культуры (разработка модели национальной электронной библиотеки, модельного стандарта библиотек, программы сохранения книжных памятников России и другие).

В составе АПРИКТ успешно работает Научно-методический центр по художественному образованию, осуществляющий координацию деятельности региональных методических служб, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательных учреждений дополнительного образования детей и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, организационное и методическое обеспечение проектов Министерства культуры Российской Федерации по реализации федеральных целевых программ, направленных на поддержку и развитие художественного образования.

Дополнительное профессиональное образование — это один из приоритетов современного развития нашего института. Факультет дополнительного профессионального образования обеспечивает повышение не только профессиональной, но и педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава. Необходимость повышения квалификации преподавателей, их профессионального мастерства обусловлена меняющимися тенденциями и требованиями внедрения инновационных педагогических технологий. И здесь возрастает роль аспирантуры и докторантуры, ассисентуры-ста-жировки, которая переходит на новые стандарты организации процесса подготовки молодых учёных. Здесь очевидна и задача продолжения курса на интеграцию лучших наработок вуза в международное сообщество для дальнейшего развития системы «двойных дипломов», совместных образовательных и культурных проектов.

Наряду с традиционными для института творческими направлениями подготовки кадров, особое внимание в ближайшие годы будет уделено специальностям, ориентированным на работу с молодёжью в сфере куль-

Это является хорошей традицией. Однако квалификационные требования к учебному процессу в вузе растут, и это означает постоянное обновление квалификации и деловых характеристик профессорско-преподавательского состава, способного выполнить главную задачу МГИК: развитие института как национального вуза культуры, обеспечивающего подготовку кадров будущего в области культуры и искусства.

туры. Эта инициатива находит поддержку у руководителей Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) и Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи (Роспатриотцентр).

Московский государственный институт культуры обладает мощным и авторитетным коллективом специалистов. В вузе сохраняется преемственность педагогических кадров.

Примечания

1. Ариарский М. А. Условия реализации созидательного потенциала культуры креативно-информационной эпохи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 20—28.

2. Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность : лекции. Москва : РАГС, 2010. 69 с.

3. Ирхен И. И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России. Москва : МГУКИ, 2012. 220 с.

4. Лобанов И. В. Высокое служение культуре: к 85-летию Московского государственного института культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 10—13.

5. Лобанов И. В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 11—20.

References

1. Ariarsky M. A. Conditions of realisation of creative potential of culture of an is creative-information epoch. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul' tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 1 (57), pp. 20—28. (In Russian)

2. Astafyeva O. N. Kul'turnaia politika: teoreticheskoe poniatie i upravlencheskaia deiatel'nosf [Cultural policy: theoretical concept and administrative activity]. Moscow, Publishing house of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2010. 69 p.

3. Irkhen I. I. Regional'noe obrazovanie v sfere kul'tury i iskusstva v globaliziruiushcheisia Rossii [Regional education in the field of art and culture in a globalizing Russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012.

4. Lobanov I. V. High service to culture: to the 85 anniversary of the Moscow state institute of culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 5 (67), pp. 10—13.

5. Lobanov I. V. Education in the field of culture in the context of intercultural dialogue. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 11—20. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.