Научная статья на тему 'Сетевые образовательные ресурсы - современные средства в преподавании исторических дисциплин'

Сетевые образовательные ресурсы - современные средства в преподавании исторических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СЕТЕВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горфина Мария Николаевна

В статье акцентируется внимание на сетевых образовательных ресурсах сообществах учителей истории. Автор подчеркивает значимость использования сайтов сообществ учителей истории как современного и эффективного средства в преподавании исторических дисциплин и формировании новых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые образовательные ресурсы - современные средства в преподавании исторических дисциплин»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

М.Н. Горфина

Сетевые образовательные ресурсы — современные средства в преподавании исторических дисциплин

Аннотация. В статье акцентируется внимание на сетевых образовательных ресурсах — сообществах учителей истории. Автор подчеркивает значимость использования сайтов сообществ учителей истории как современного и эффективного средства в преподавании исторических дисциплин и формировании новых компетенций.

Ключевые слова:

сетевые образовательные ресурсы, сетевые образовательные сообщества учителей истории, федеральный государственный образовательный стандарт

Keywords:

network educational resources, networked education communities of teachers of history, federal state educational standard

Abstract. The article focuses on the network of educational resources — community's history teachers. The author emphasizes the importance of using community sites history teachers, as a modern and effective means of teaching historical disciplines and the formation of new competencies.

Информатизация образовательного процесса является одним из основных факторов, корректное использование которых заставляет педагогов совершенствовать содержание и методы обучения и служит залогом эффективной знаниевой подготовки учащихся [9]. Именно сетевые образовательные ресурсы постепенно меняют роль учителя, превращая его из транслятора знаний в организатора деятельности школьников по приобретению новых компетенций.

На сегодняшний день существует масса электронных адресов аннотированных порталов/сайтов, которые позволяют педагогам по всем учебным предметам быстро и качественно спланировать урок или внеурочное занятие [11].

Однако систематизированная и классифицированная информация о самих порталах/сайтах учителей истории на сегодняшний день отсутствует. Неслучайно нами сделана попытка в этом направлении с целью практического использования полученных сведений в системе общего образования по истории.

Во-первых, это позволит расширить потребности системы образования в информационных ресурсах по отдельным тематическим направлениям, предоставляя всем участникам образовательного процесса дополнительные возможности выбора более полноценного обучения вне аудитории: качественных и педагогически эффективных средств обучения и информационного сопровождения к ним.

Во-вторых, даст возможность быстрого доступа к электронным образовательным ресурсам и онлайн-общению педагогов, учащихся, родителей, нацеленному на повышение мотивации к учению и эффективности процесса обучения в целом и конкретной учебной дисциплины в частности.

В-третьих, будет способствовать организации эффективной деятельности самих учреждений образования в со-

ответствии с принятыми нормативными документами и содержательными учебно-дисциплинарными концепциями [10].

Анализ сайтов учителей истории проводился на примере 79 официальных сетевых образовательных ресурсов, позиционирующихся в сети Интернет, что позволило классифицировать их по следующим категориям.

1. Сетевые образовательные сообщества учителей истории.

2. Персональные сайты и блоги учителей истории.

3. Сайты учителей истории в сфере образовательных услуг.

В данном контексте акцентируем внимание на одной из перечисленных категорий, в частности: сетевые образовательные сообщества учителей истории.

Сетевые образовательные сообщества учителей истории представлены электронными ресурсами, включающими объединения, ассоциации педагогов-предметников для оказания методической помощи, совершенствования профессиональных компетенций, повышения педагогической квалификации и дальнейшего развития региональных социально-педагогических сообществ.

К данной категории можно отнести такие электронные образовательные ресурсы, как: фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна», центр «Снейл», Банк интернет-портфолио учителей, ПроШколу.ру, педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — Pedsovet.su, Ме-тодсовет, Открытый класс, Учительский портал, Педразви-тие.ру и др.

Сайт содержит форумы, позволяющие учителям принимать участие в вебинарах, творческих и методических конкурсах, мероприятиях по повышению квалификации, тематических проектах. Общаясь дистанционно, педагоги

Сетевые образовательные ресурсы - современные средства в преподавании исторических дисциплин

63

не только обсуждают актуальные педагогические проблемы, обмениваются опытом работы, но и пополняют свое профессиональное портфолио различными материалами дидактического и методического характера.

Разработанный в рамках международного проекта, Банк интернет-портфолио учителей [1] предоставляет доступ к 54 сайтам учителей истории, что позволяет использовать публикации всех его участников при планировании и моделировании собственного урока по истории. Положительным является то, что активы банка по истории структурированы:

1) по классам — с 5 по 11;

2) по содержанию исторического материала, включающего разработки уроков и сценарии мероприятий по истории, фрагменты которых можно использовать в урочной и внеурочной работе по предмету.

Несмотря на то что ФГОС второго поколения требуют реализовывать основную образовательную программу через урочную и внеурочную деятельность [8], материалы по истории в рубриках: внеклассная работа, элективные курсы, классные, воспитательные часы — учителями истории не представлены.

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру [6] предлагает пополнить знания в рубрике «Источник знаний», создать личную страницу учителя, фотовидеогалереи, блоги, чаты школ, опубликовать авторские материалы и обеспечить виртуальное общение с огромным количеством коллег и учеников.

Каталог сайта содержит рубрику «Клубы», с переходом на главную страницу Клуба учителей истории, которая включает следующие разделы:

• «Сообщество клуба», где отображается личная страница учителя истории с его фото, файлами и закладками пользователя (более 360 учителей).

• «Списокфайлов», который дублируется в материалах (более 700 позиций) и содержит планирование (программы) учебных курсов; презентации по истории Древнего мира, Средних веков, XX века, отечественной культуре; карты, атласы; контрольные задания, тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА; иллюстрации и материалы к урокам (исторические документы, краеведение, хронология, анимация); аудиоколлекции, слайд-шоу, видео, а также авторские разработки уроков истории и внеклассных мероприятий, программы элективных курсов, методические статьи, пособия, учебники, словари, нормативные документы, полезные ссылки и др.

Как видим, портал является активно развивающейся структурой, контент которого постоянно обновляется и пополняется, в полной мере отражая запросы и потребности учителей истории.

Педагогическое сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su [5] в каталоге сайта «История» предоставляет доступ к авторским материалам учителей истории (более 1050 позиций), структурированным по разделам:

1) уроки истории (более 300 позиций);

2) планирование (более 70 позиций);

3) факультативы, элективы, кружки (более 60 позиций);

4) олимпиадные задания и оценка знаний учащихся (более 100 позиций);

5) презентации (более 600 позиций);

6) другие разделы, которые содержат огромный пласт дополнительного интерактивного и мультимедийного материала по истории, исторические документы и книги. Каждая разработка имеет краткую информацию об авторе, месте его работы (территориально) и аннотацию.

Методический портал Методсовет [2] создан активными и творческими учителями для своих коллег. На странице каталога «Методичка» материал по истории представлен двумя файлами: «История России» и «Всеобщая история».

Файл «История России» содержит более 30 авторских материалов следующих категорий: тематическое планирование; разработки уроков; олимпиады, конкурсы, контрольные работы; дидактические материалы и другой увлекательный дополнительный материал, такой как виртуальные экскурсии, интерактивные кроссворды, фестивали, внеурочные занятия и др.

Файл «Всеобщая история» содержит более 15 авторских материалов, таких как разработки уроков, олимпиады, конкурсы, контрольные работы и дидактические материалы.

При скачивании материалов открывается в открытом доступе страница учителя-автора с анонсом разработок, его достижениями и комментариями коллег. Это своего рода «жесткая» профессиональная экспертиза, направленная на повышение качества публикуемых материалов. Следует обратить внимание, что автор, принимая методические советы и рекомендации коллег, корректирует содержание собственных разработок.

Сетевое образовательное сообщество учителей «Открытый класс» [3] предоставляет доступ к более 240 страницам с авторскими разработками учителей истории в предметном каталоге «История». Персональный материал содержит следующую информацию: данные об авторе; характеристики урока/занятия; количество учеников в классе; используемые учебники, учебные пособия, методическая литература, оборудование; краткое описание урока/занятия.

На странице «Сообщества» показаны все действующие сообщества учителей истории сайта.

Учительский портал [7] предоставляет доступ к персональным сайтам, сайтам-портфолио и методической шкатулке учителей истории.

На странице сайта «Методические разработки» по истории разрешен доступ к более 1400 электронным ресурсам, содержащим планирование учебных курсов истории; уроки истории; мультимедийные и текстовые тесты; контрольные задания; презентации; разработки внеклассных мероприятий; компьютерные программы и др.

Представленные учителями истории разработки содержат краткую аннотацию с указанием названия исторических курсов, соответствующих программам и учебно-методическим комплексам по истории. Положительным является то, что все авторские материалы имеют дидактическое сопровождение, раскрывающее методику проведения урока (внеклассного занятия) с использованием мультимедиа-компонента.

Специализированный портал Педразвитие.ру [4] создан для педагогов всех ступеней образовательной системы. Учитель, воспитатель, педагог может повысить свой профессиональный статус с помощью несложного, но весьма эффективного способа — бесплатными публикациями статей, материалов, конспектов НОД в сети Интернет. С этой целью портал предлагает два варианта создания персональной страницы педагога: первый — на домене портала, второй — на личном домене и хостинге. Однако оба варианта платные.

Несмотря на то что публикации разделены по ступеням обучения, непродуманная постраничная поисковая система сайта затрудняет быстрый поиск страницы учителя истории или его материалов, т. к. отсутствуют указатель учебных предметов и типология содержания материалов.

Проанализировав электронные ресурсы сетевых образовательных сообществ учителей истории, можно сделать следующий вывод.

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

• В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения авторские разработки, содержащиеся на сайтах образовательных сообществ учителей истории, способствуют реализации основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность учащихся, достигая при этом не только предметных и метапред-метных, но и — особенно — личностных результатов.

• Все авторские материалы находятся в свободном для скачивания доступе, что способствует повышению качества и профессиональной компетенции не только молодых учителей истории, но и самих авторов представленных разработок, а также методистов и других учителей-предметников.

• Публикации авторских материалов направлены на развитие творческой деятельности и профессионального мастерства учителей истории, поддержку новых педагогических технологий, предоставляя педагогу прекрасную возможность расширить рамки собственной образовательной деятельности по обмену инновационным опытом работы.

• Образовательное сообщество является активно развивающейся структурой, содержащей методически грамотные и полезные разработки уроков, внеурочных занятий и дополнительный исторический материал с высокой степенью экспертизы, четко отслеживающей и защищающей авторское право, за нарушение которого материалы снимаются с публикации, навсегда блокируя автора плагиата (!).

Вместе с тем было бы нелишне указывать не только информацию о квалификационной категории учителя исто-

рии, но и регион (место) работы учителя с его опытом (стажем) в профессии.

Литература

1. Банк интернет-портфолио учителей. URL: http://www. bankportfolio.ru/index/0-2

2. Методсовет. URL: http://metodsovet.su/index/0-2

3. Открытый класс. URL: http://www.openclass.ru/

4. Педразвитие.ру. URL: http://pedrazvitie.ru/

5. Pedsovet.su. URL: http://pedsovet.su/load/

6. ПроШколу.ру. URL: http://www.proshkolu.ru/

7. Учительский портал. URL: http://www.uchportal.ru/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897); федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413).

9. Агуреева С.В., Остроумова Е.Е. Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С. 58-63.

10. Лежнина Т.В. Сетевая модель профильного обучения в условиях административного района мегаполиса // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 72-78.

11. Сиденко А.С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.