УДК 371.64/.69
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© Анна Сергеевна ТИКУРКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected]
Рассмотрено создание учителем иностранного языка своего электронного портфолио. Поднимаются следующие вопросы: а) актуальность ведения электронного портфолио; б) определение термина «электронное портфолио»; в) функции электронного портфолио; г) структура электронного портфолио; д) варианты создания электронного портфолио.
Ключевые слова: информатизация языкового образования; информационно-коммуникативные технологии (ИКТ); электронное портфолио; аттестация учителя.
Необходимость создания и ведения учителем профессионального портфолио не вызывает сомнения. В настоящее время портфолио как пакет материалов, свидетельствующих о профессиональном росте педагога за определенный период, входит в число обязательных документов при аттестации на первую или высшую квалификационную категорию для проведения последующей экспертизы его профессиональных достижений [1; 2].
Актуальность же ведения электронного портфолио обусловлена современными тенденциями в области информатизации образования, включая и языковое образование [35]. Преимущество электронного портфолио перед традиционным портфолио на бумажном носителе обусловлено рядом факторов. Во-первых, широкое внедрение в учебный процесс новых информационных и коммуникационных технологий позволило учителю осуществлять достаточно большой объем учебной работы с обучающимися в сети Интернет (от создания учителем учебных интернет-ресурсов до организации сетевого взаимодействия между учащимися в телекоммуникационных проектах, а также использования блог-технологии, вики-технологии, подкастов и лингвистического корпуса) [6-12]. Безусловно, на современном этапе подобные примеры из практики любого учителя будут являться инновационными и заслуживающими наивысшей оценки. При этом совершенно очевидно, что традиционное портфолио на бумажном носителе не в состоянии проиллюстрировать процесс формирования иноязычной коммуникативной
компетенции учащихся посредством ресурсов, сервисов и служб сети Интернет. Понять и оценить достижения учителя в области сетевого обучения можно исключительно в сети Интернет.
Во-вторых, сетевой доступ к портфолио позволит значительно большему количеству людей познакомиться с достижениями конкретного учителя. Профессиональные портфолио коллег послужат начинающим учителям в качестве образцов для создания собственных портфолио, а также примеров организации возможных вариантов учебной работы на основе современных ИКТ. Для родителей учеников электронное портфолио - это легкодоступная визитная карточка учителя.
В-третьих, в отличие от портфолио на бумажном носителе, которое однажды сдается в необходимую инстанцию и не возвращается обратно, электронное портфолио постоянно находится в состоянии готовности и при его систематическом дополнении и обновлении не будет требовать временных затрат для очередного предоставления.
Определение понятий
В научной литературе существует множество определений понятий «портфель», «портфолио», «электронное портфолио». В данном исследовании под электронным портфолио учителя понимается пакет материалов, размещенных на электронном носителе (в сети Интернет или на диске), свидетельствующих о результате профессиональной деятельности учителя и позволяющих учителю самостоятельно или совместно с коллегами анализировать объем проведенной работы, динамику прогресса, а также наме-
тить ориентиры для дальнейшей профессиональной деятельности на краткосрочную перспективу.
Функции портфолио учителя иностранного языка
Электронное портфолио учителя иностранного языка обладает рядом функций.
1. Диагностическая функция. Портфолио способно показать весь образовательный (учебный, воспитательный и развивающий) и научный потенциал учителя. Данная функция напрямую будет определять структуру портфолио. В нем могут размещаться документы, свидетельствующие о повышении квалификации или переподготовке, благодарственные письма, грамоты, дипломы, сертификаты участника и / или победителя профессиональных конкурсов, учебные интернет-ресурсы [7; 8], созданные учителем для учебных целей, работы учащихся, ссылки на групповые блог- и вики-проекты, подкасты и т. п. [9-12]. Диагностическая функция портфолио позволит показать как сферы, в которых учитель преуспевает, так и те, которые еще нуждаются в совершенствовании.
2. Функция целеполагания. Работа над своим портфолио стимулирует учителя иностранного языка ставить перед собой конкретную профессиональную цель, разбить ее на задачи, планировать, создавать портфолио по мере решения задач. В данном случае, с одной стороны, портфолио будет основным рефлектором или свидетельством определенного вида работы, осуществляемого учителем. Например, если учитель хочет организовать сетевое обсуждение просмотренного фильма или прочитанной книги на блоге учебной группы и разместить на него ссылку в своем электронном портфолио, то ему сначала необходимо сделать следующее: а) создать соответствующую страницу на сервисе блогов; б) объяснить цель сетевого обсуждения учащимся; в) объяснить учащимся задание и критерии оценки; г) осуществить сетевой мониторинг интернет-дискуссии в блоге; д) оценить деятельность учащихся и подвести итоги сетевого обсуждения. Только после этого ссылку на страничку блога учебной группы, свидетельствующую об успешном проведении сетевого обсуждения на иностранном языке, можно разместить в электронном портфолио. Вместе с тем создание электронного портфолио само по
себе может являться отдельно взятым проектом. Учитель определяет разделы электронного портфолио и начинает их поочередно создавать.
3. Мотивационная функция. Работа с информационными и коммуникационными технологиями в процессе работы над электронным портфолио может стимулировать учителя осваивать новые ИКТ, а также чаще использовать ИКТ и учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку.
4. Информационная функция. Во-первых, работа над портфолио помогает учите -лю обобщать и концептуализировать сделанное. Во-вторых, электронное портфолио, размещенное в сети Интернет и находящееся в открытом доступе, позволяет ученикам, родителям и коллегам ознакомиться с материалами конкретного учителя и создать целостное представление о его преподавательской, методической и научной деятельности.
5. Учебная функция. Многие сетевые учебные материалы, созданные учителем и размещенные в разделе «Учебные материалы» портфолио, могут быть использованы обучающимися в обучении иностранному языку и культуре. Кроме того, учитывая, что размещенные материалы находятся в свободном доступе, данными учебными интернет-ресурсами [7; 8] могут воспользоваться и другие учителя.
6. Контролирующая функция. В последнее время портфолио учителя иностранного языка входит в перечень обязательных документов при очередной аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Портфолио позволяет экспертам оценить достижения учителя и их динамику за конкретный период.
7. Воспитательная функция. Электронное портфолио учителя будет всегда служить его ученикам и коллегам в качестве образца для создания собственных портфолио. По мере работы над своим электронным портфолио каждый учитель развивает умения представлять себя, позиционировать свои достижения и интересы.
Структура электронного портфолио
В научной литературе существует описание нескольких видов портфолио в зависимости от их содержания и функциональной направленности: портфолио достижений, портфолио презентационное, портфолио те-
матическое, комплексное портфолио. Кратко остановимся на каждом из них.
Портфолио достижений включает документы, подтверждающие успехи педагогической деятельности учителя, и показывает динамику его профессионального развития. Для достижения определенных результатов -постоянного совершенствования и повышения квалификации - учителю необходимо периодически посещать курсы повышения квалификации, принимать участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях. Портфолио достижений включает в себя сертификаты, награды, грамоты, письма благодарности, отзывы учащихся, родителей и коллег, что является подтверждением его профессионального развития и результатов его преподавательской деятельности.
Портфолио презентационное. Данный вид портфолио необходим для представления учителя как личности и специалиста. Обычно презентационное портфолио требуется при поступлении на новое место работы. Портфолио включает в себя все компоненты, которые могут показать уровень профессиональной педагогической компетентности и опыт работы учителя. В состав презентационного портфолио входят документы, подтверждающие квалификацию, ученую степень преподавателя, звание учителя, документы, отображающие спектр научной деятельности учителя (выступления на семинарах и конференциях, публикации, учебные пособия).
Портфолио тематическое показывает результаты внеурочной деятельности учителя, демонстрирует творческую составляющую его педагогической деятельности. В данный вид портфолио учитель может поместить материалы, подтверждающие проделанную работу. Сюда могут включаться сценарии внеурочных мероприятий на иностранном языке для разных классов (это будет свидетельствовать о внеурочной работе учителя), сценарии открытых уроков (это будет свидетельствовать о вкладе учителя в распространение передового опыта), фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие материалы портфолио.
Безусловно, каждый из трех вышеобо-значенных видов портфолио освещает одну из сторон многогранной деятельности учителя. В современных условиях работы педаго-
га, когда для разных целей может потребоваться освещение разных аспектов его деятельности, наиболее приемлемым видом портфолио будет комплексное портфолио. Исходя из названия, данный вид портфолио сочетает в себе все вышеперечисленные виды портфолио и способен наиболее полно представить многогранность профессиональной, аудиторной и внеурочной деятельности учителя.
Структура комплексного портфолио
должна во многом определяться его функциями. Ученые и методисты в своих работах выделяют различные компоненты портфолио. Принимая во внимание специфику электронного формата портфолио, в данной статье мы выделяем следующие его структурные компоненты или разделы: 1) документы, регламентирующие работу учителя; 2) учебные материалы, созданные учителем для использования в учебном процессе; 3) научные достижения учителя; 4) награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности учителя; 5) результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений; 6) отзывы коллег, родителей и учащихся, благодарственные письма, грамоты, сертификаты, подтверждающие участие педагога в общественных, научных и других мероприятиях; 7) мультимедийная библиотека; 8) вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.
Рассмотрим подробнее, что можно разместить в каждом из разделов электронного портфолио.
Раздел 1. Документы, регламентирующие работу учителя:
- отсканированный диплом об окончании вуза;
- отсканированные дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени (магистра, кандидата или доктора наук), ученого звания (доцента или профессора), почетного звания (заслуженный учитель школы РФ);
- отсканированные свидетельства о повышении квалификации;
- отсканированные свидетельства о переподготовке;
- отсканированное свидетельство о присуждении определенной квалификационной категории.
Раздел 2. Учебные материалы, созданные учителем для использования в учебном процессе:
- сетевые интернет-ресурсы (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трэжа хант, сабджект сэмпла, вебквест);
- сценарии проектной деятельности по изучаемым темам;
- сценарии классных и внеклассных воспитательных мероприятий на иностранном языке;
- разработанные автором разделы (или целые) методические пособия, используемые в учебном процессе;
- ссылки на контрольные материалы, разработанные автором, например, сетевые тесты по иностранному языку (по аспектам языка или видам речевой деятельности).
Раздел 3. Научные достижения учителя:
- электронные версии опубликованных тезисов материалов научно-практических конференций, статьи в сборниках научных трудов и научных журналах;
- программы научно-практических конференций, на которых выступал учитель;
- сертификаты и дипломы участия в научных мероприятиях;
- членство в профессиональных общественных организациях учителей.
Раздел 4. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности учителя:
- сертификаты участия и / или дипломы победителей в профессиональных конкурсах (например, «Учитель года», «Народный учитель»);
- благодарственные письма за активное участие в общественной жизни профессионального сообщества (участие в качестве члена жюри конкурса и т. п.).
Раздел 5. Результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений:
- отсканированные или электронные версии наиболее интересных и репрезентативных творческих работ учеников;
- ссылки на интернет-ресурсы, на базе которых реализовывались телекоммуникационные проекты или сетевое взаимодействие учащихся (блоги, веб-форумы, вики-страницы, страницы учебных подкастов и т. п.);
- презентации (Power Point) учащихся по темам;
- список учащихся - победителей олимпиад и конкурсов школьного, муниципального, всероссийского и международного уровня на владение иностранным языком.
Раздел 6. Отзывы о деятельности учителя:
- отзывы коллег о профессиональной деятельности учителя;
- отзывы учащихся об учителе;
- отзывы родителей о профессиональной деятельности учителя;
- статьи из СМИ разного уровня (от школьной газеты до всероссийских СМИ) о деятельности педагога или о проведенном под его руководством мероприятии.
Раздел 7. Мультимедийная библиотека:
- фотографии с рядовых уроков;
- фотографии с проведенных учителем мероприятий;
- видеозаписи мероприятий.
Раздел 8. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта:
- участие учителя в методических конференциях, «круглых столах» по обмену опытом и его распространению;
- организация учителем мероприятий («круглые столы», мастер-классы, тренинги) по повышению квалификации коллег;
- руководство общественной организацией или общественным объединением учителей иностранного языка в школе, городе, области.
Создание электронного портфолио
Существует несколько вариантов создания электронного портфолио учителя: а) используя программное обеспечение Front Page в формате html, разместить на CD (диск); б) на сайтах сообществ учителей, используя готовые шаблоны; в) на сервисе вики (например, pbworks.com). Несмотря на то, что первые два варианта достаточно популярны среди учителей, они имеют ряд ограничений. С портфолио учителя на диске можно ознакомиться только тогда, когда есть в наличии сам диск. Шаблоны для создания электронных портфолио учителей на сайтах профессиональных учительских сообществ не допускают корректировку заложенного формата (структуры портфолио). Вики-технология, на наш взгляд, - наиболее оптимальная платформа для создания электронного портфолио, т. к. учитель может сам определять
структурные компоненты портфолио и их последовательность, а также вносить необходимые изменения в контент по мере необходимости.
1. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. № 209. М., 2010.
2. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздрав-соцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н. М., 2010.
3. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
4. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.
5. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.
6. Сысоев П.В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 12-21.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.
8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.
9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
12. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.
Поступила в редакцию 19.10.2012 г.
UDC 371.64/.69
STRUCTURE AND FUNCTIONS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER’S ELECTRONIC PORTFOLIO Anna Sergeyevna TIKURKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The issue of creating electronic portfolio by foreign language teachers is addressed. The following is discussed: a) importance of creating electronic portfolio; b) definition of the term “electronic portfolio”; c) functions of the electronic portfolio; d) its structure; e) ways of creating electronic portfolio.
Key words: informatization of foreign language education; information-communicative technologies (ICT); electronic portfolio; teacher certification.