УДК 371.134
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Л. П. Халяпина, Н. В. Анохина
EDUCATIONAL RESOURCES OF THE INTERNET AND THEIR USAGE IN THE PROCESS
OF TEACHER TRAINING L. P. Khalyapina, N. V. Anokhina
В статье исследуются особенности образовательных ресурсов Интернет-среды, имеющих прямое отношение к системе профессионального педагогического образования и направленных на решение задач модернизации процесса подготовки будущего учителя, формирование такой профессиональной педагогической компетентности, которая позволит интегрировать информационные, интерактивные, организационнометодические и технологические возможности Интернет-среды в своей будущей деятельности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, Интернет-среда, образовательные Интернет-ресурсы, педагогические сайты.
In the article educational resources of the Internet are investigated in the sphere of their reference to the system of professional pedagogical education. These resources are aimed to develop such level of future teachers’ competence which will help them to integrate informative, interactive, methodological and technological opportunities of the Internet into their future professional activity.
Keywords: teaching activities, teacher training, the Internet environment, educational Internet-resources, educational sites.
В Интернете активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые могут быть полезны для образования. Исследования дидактических возможностей профессионально-значимых Интернет-ресурсов в отечественной и зарубежной педагогической науке начали появляться относительно недавно (90-е годы ХХ в.). Учеными выделяются разные подходы к использованию отдельных видов сайтов, чаще всего имеющих отношение к какому-либо отдельному учебному предмету. Подчеркнем идею о том, что нам не встретились исследования по использованию всего комплекса Интернет-ресурсов, имеющих отношение к профессиональной педагогической деятельности.
Современному учителю необходимо не только научиться работать с огромными массивами информации, предоставляемыми глобальной сетью, но и отбирать и методически грамотно использовать Интернет-ресурсы для решения профессиональных задач, уметь осуществлять взаимодействие с другими участниками педагогических сообществ.
Под Интернет-ресурсами, согласно М. В. Булгакову, С. С. Внотченко, Е. Г. Гридиной, принято понимать размещенную на сайтах Интернет (серверах) текстовую, графическую и мультимедиа информацию, которая может быть доставлена на компьютер пользователя по его запросу в форме файла или наборов файлов (в том числе архивов) различных форматов (HTML, DOC, PDF, TXT и др.) [1]. К Интернет-ресурсам также относят размещенные на серверах исполняемые программы (дистрибутивы), которые могут по запросу пользователя передаваться на его компьютер для дальнейшего использования.
К образовательным Интернет-ресурсам эти же ученые относят:
- Интернет-ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (учебные, учебнометодические, научно-методические, дополнительные текстовые и иллюстративные материалы, системы тестирования) на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
- Интернет-ресурсы, предназначенные для информационного обеспечения системы образования в целом, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием (правовая, нормативная статистическая, справочная информация).
Образовательные Интернет-ресурсы могут быть представлены в виде образовательных сайтов и порталов. Вслед за Н. И. Рыжовой, Д. А. Шуклиным,
Н. В. Егоровой, С. Д. Каракозовым, Д. П. Тевс,
А. А. Данькиным, понятие «образовательный сайт» будем определять как группу взаимосвязанных общими гиперссылками Web-страниц, информационное наполнение которых целиком посвящено образовательным ресурсам конкретного учебного процесса, а именно - модели процесса обучения и ее основному системообразующему элементу - содержанию обучения конкретному учебному предмету [2], [3]. Информация, помещенная на сайтах и порталах, обладает рядом преимуществ перед традиционными печатными материалами. Она дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях.
Проведем обзор вариативности сайтов, имеющих ценность для будущего учителя, и рассмотрим их значимость для процесса подготовки современного специалиста в сфере образования.
Все исследованные нами сайты представляется возможным разделить на несколько групп и представить их в следующем виде:
1. Сайты федеральных органов управления образованием - предоставляют возможность изучить: официальные документы в сфере образования; современные нормативные материалы; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов; программы БУП.
2. Сайты по подготовке к ЕГЭ дают возможность: познакомиться с демоверсиями КИМ по всем учебным предметам; с перечнем учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ, которые рекомендуется использовать в образовательном процессе; получить теоретическую подготовку в вопросах формата экзамена, правил и процедуры проведения экзамена, критерия оценки.
3. Конференции, выставки - обеспечивают возможность: общаться с коллегами из различных регионов, различных уровней системы образования, родителями, учениками, обсуждая общие проблемы и обмениваясь профессиональным опытом; знакомиться с новинками в области методических подходов и практик предметного преподавания; обсуждать стратегические направления развития российского образования в целом.
4. Конкурсы профессионального мастерства - содействуют развитию профессионализма и творчества педагога в ходе профессионального общения с коллегами и другими участниками конкурса; возможность повысить в ходе конкурса свою квалификацию; повышают престиж учительской профессии, формируют позитивный образ Учителя в общественном сознании; обеспечивают владение информационными технологиями и Интернет-ресурсами для решения общеобразовательных и профессиональных задач; дают возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании учебного предмета.
5. Электронные библиотеки, электронные журналы и газеты - обеспечивают доступ к электронным материалам: оцифрованным печатным работам (книгам, журналам, иллюстрациям, картам, диаграммам, графикам и т. п.), фотографиям, кино и видеофильмам, картинам, анимации, аудиофайлам и т. д.; дают возможность: быть в курсе новостей в области образования на федеральном, региональном уровнях; знакомиться с новейшими педагогическими технологиями, современными методиками, инновациями, законодательными документами в области образования; изучать опыт учителей-новаторов; изучать программы, стандарты.
6. Сетевые профессиональные сообщества учителей - возможность найти ответы на многие волнующие учителей профессиональные вопросы; участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности; обмен опытом; кон-
сультации со специалистами; методическая помощь учителям; помогают оперативно распространять инновационный опыт использования информационных и коммуникационных технологий; большое разнообразие педагогических сообществ.
Проведенное исследование Интернет-ресурсов профессиональной педагогической направленности позволило нам осуществить их классификацию в соответствии с видами профессионально-значимых задач, на решение которых они направлены:
1. Информационные задачи: изучение материалов правительственных документов, способствующих тому, что современный учитель будет владеть всеми современными вопросами системы образования (вопросы модернизации, информатизации образования, подготовки к ЕГЭ и др.).
2. Организационно-методические задачи: изучение опыта проведения конкурсов для учителей, что будет способствовать становлению профессиональных и личностных качеств учителя; владение способами повышения профессиональной компетентности через участие в сетевых сообществах, форумах, которые дают реальную возможность консультирования, инструментарий взаимодействия науки и практики. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.
3. Технологическиие задачи: освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов; овладение новой системой оценки качества образования, т. е. ЕГЭ.
4. Интерактивные задачи: профессиональное общение с коллегами, изучение опыта учителей по вопросам теории и методики преподавания отдельных предметов.
Для того, чтобы научить будущих учителей решать весь перечисленный спектр профессиональнозначимых задач при помощи рассмотренных выше ресурсов Интернет-среды, мы разработали систему дополнительных компетенций в структуре профессиональной компетентности учителя и соотнесли их с конкретными материалами образовательной Интернет-среды, которые были использованы в период экспериментального обучения. Рассмотрим эту систему.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения выделяет следующие группы компетенций: общекультурные и профессиональные [4]. Профессиональные, в свою очередь, подразделяются на общепрофессиональные и специальные профессиональные. Мы считаем необходимым следовать именно этой классификации компетенций, однако, с учетом необходимости применения профессиональноориентированной Интернет-среды, мы считаем целесообразным разработать дополнительные компетенции.
Так, к общекультурной компетенции мы предлагаем добавить такие компетенции, как: информационно-познавательная; компетенция в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В блоке информационно-познавательной компетенции выделены следующие знания, умения, навыки: знания о наличии образовательных Интернет-ресур-
сов; умения самостоятельно искать, отбирать и анализировать Интернет-ресурсы для качественного выполнения профессиональных задач; владение навыками осуществлять самостоятельную работу с информацией, представленной в электронном виде.
Блок компетенции в сфере информационнокоммуникационных технологий включает следующие знания, умения, навыки - знания о дидактических возможностях ИКТ.
Умения:
- создавать учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандарт-ных приложений и инструментальных средств;
- разрабатывать компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;
- применять готовые мультимедийные разработки в воспитательных и образовательных целях;
- грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, лист рассылки, форум, блог, подкаст).
Владение:
- навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов;
- базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности.
Рассмотрим ресурсы Интернет-среды для формирования общекультурных компетенций.
1. Информационно-познавательная компетенция:
- http://window.edu.ru;
- http://school-collection.edu.ru.
Фестиваль педагогических идей «Открытый класс» http://festival.1september.ru.
Электронные газеты, журналы:
- www. 1september. ru, www.sibuch.ru.
Электронные библиотеки:
- http://vashabnp.info, http://www.gumer.info/,
- http://metodisty.ru/rn/files/home/ (библиотека сообщества Методисты).
Электронные энциклопедии, словари, справочники:
- www.otrok.ru/teach/enc/;
- http://window.edu.ru/window/library.
2. Компетенция в сфере информационнокоммуникационных технологий:
- http://festival. 1september.ru;
- http://www.rusedu.info/;
- http://www.it-n.ru/;
- http://pedsovet.su/forum/;
- http://pedsovet.su/load/265;
- http://vashabnp.info/blog/;
- http://www.metod-kopilka.ru/;
- www.eidos.ru;
- www.openclass.ru;
- http://www.zavuch.info/metodichka/hitrosti/ideiizagot ovki;
- http://aida.ucoz.ru/load/7.
Общепрофессиональная компетенция будущего
учителя дополнена такими компетенциями, как:
- компетенция в сфере организации педагогической деятельности на основе профессионально-ориентированной Интернет-среды;
- компетенция в сфере профессиональных сетевых сообществ;
- компетенция в сфере исследовательской и проектной деятельности учителя.
В блоке компетенции в сфере организации педагогической деятельности на основе профессиональноориентированной Интернет-среды выделены следующие знания, умения, навыки.
Знание:
- основных законодательных документов, касающихся системы образования, прав и обязанностей субъектов учебного процесса, представленных в электронном виде;
- основ планирования и организации учебновоспитательной работы в школе.
Умения:
- ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся;
- разрабатывать учебно-методические материалы с использованием современных информационных ресурсов и технологий;
- вести учебно-программную документацию в электронном виде в соответствии с нормативными документами;
- владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации; способами ведения учебно-методической докумен-тации в электронном виде.
В блоке компетенции в сфере профессиональных сетевых сообществ мы выделяем такие знания, умения, навыки - знания о сетевых педагогических сообществах.
Умения:
- получать новые знания в области своей деятельности, осваивать новые достижения в педагогической практике, объединяясь с другими учителями;
- использовать ресурсы Интернет-сообществ с целью найти ответы на проблемные для будущих учителей вопросы;
- владеть способами взаимодействия с другими участниками сообщества.
В блоке компетенции в сфере исследовательской и проектной деятельности учителя мы выделяем такие знания, умения, навыки:
знания способов интеграции научных исследований с образовательным процессом.
Умения:
- ориентироваться в потоке научной информации, альтернативных и вариативных программах, учебниках, размещенных в профессионально-ориентированной Интернет-среде;
- осуществлять руководство исследовательской работой учащихся;
- формулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования;
- анализировать свою научно-исследовательскую деятельность (проводить методологическую рефлексию);
- подготовить публикацию или выступление по результатам своей научной работы;
- владеть методами педагогического исследования (анкетирование, тестирование, моделирование, наблюдение и др.).
Перечислим ресурсы Интернет-среды, которые были использованы нами в целях формирования общепрофессиональных компетенций педагога.
Компетенция в сфере организации педагогической деятельности на основе Интернет-среды:
- http://festival.1september.ru/;
- http://www.periodika.websib.ru/;
- http://window.edu.ru/;
- http://standart.edu.ru/.
Компетенция в сфере профессиональных сетевых сообществ:
- www.openclass.ru;
- http://www.it-n.ru;
- http://pedsovet.su/;
- http://www.zavuch.info/;
- www.intergu.ru;
- http://metodisty.ru.
Компетенция в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности учителя:
- http://pedsovet.org
- http://www.researcher.ru/
- http://www.relarn.ru/conf/http://www.it-n.ru/commu-nities.aspx?cat_no=7913 &tmpl=com
Блок специальной профессиональной компетенции дополнен следующими компетенциями:
- компетенция в сфере электронных форм профессионального сотрудничества;
- компетенция в сфере разработки современного мультимедийного урока иностранного языка на основе ресурсов Интернет.
В свою очередь, в блоке компетенции в сфере электронных форм профессионального сотрудничества выделены следующие знания, умения, навыки:
- знания особенностей работы образовательных форумов, блогов, чатов;
- умения исследовать тематику обсуждаемых вопросов, формулировать собственные ответы на вопросы, составлять текст-обращение по выбранной теме, отправлять текст-обращение;
- владеть навыками участвовать в обсуждении представленных в форумах вопросах, задать интересующие студентов вопросы, ответы на которые помогут им расширить свое представление по той или иной теме.
Компетенция в сфере разработки современного мультимедийного урока на основе ресурсов Интернет включает такие знания, умения, навыки, как:
- знания о наличии электронных обучающих программ, учебных Интернет-ресурсах (hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, webquest);
- умения использовать на уроках цифровые образовательные ресурсы, мультимедиа электронные образовательные ресурсы;
- владеть навыками осуществлять разработку собственных уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Рассмотрим ресурсы Интернет-среды, использованные в целях формирования специальных профессиональных компетенций педагога.
Компетенция в сфере электронных форм профессионального сотрудничества:
- http ://www.English-teachers.ru/forum/;
- www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=225;
- http ://www.zavuch. info/forums.html?view=index;
- http://www.openclass.ru/forum;
- http://pedsovet.su/forum/
Компетенция в сфере разработки современного мультимедийного урока иностранного языка на основе ресурсов Интернет:
возможность учителя подкрепить свое объяснение иллюстративным медиаматериалом: фото, видео,
текст, аудиоресурсы из поисковых программ Интернет, а также на основе инструментальных и программные оболочек разрабатывать собственные учебно-методические материалы и учебные Интернет-ресурсы.
Обучение студентов педагогического профиля использованию образовательных ресурсов и технологий Интернет способствует формированию профессиональной компетентности будущего учителя и пониманию того, что в современном мире уже практически невозможно полноценно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность без Интернет-технологий и ресурсов Интернет-среды. Эти технологии создают новую глобальную учебную среду, которая вызывает большой интерес как у студентов, так и у учащихся
Литература
1. Булгаков, М. В. Реализация каталога образова-
тельных Интернет-ресурсов федерального портала «Российское образование» / М. В. Булгаков,
С С. Внотченко, Е. Г. Гридина [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.edu.ru/files/ books/portals-2003/Gridina.pdf.
2. Рыжова, Н. И. Введение в теорию и практику информационно-образовательных систем [Текст].
Ч. 1. Теоретические аспекты / Н. И. Рыжова, С. Д. Каракозов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 96 с.
3. Педагогическое проектирование и методическая теория как элементы методологии проектирования информационно-образова-тельного web-портала [Текст] / Н. И. Рыжова [и др.] // Российская школа и Интернет. Вторая Всероссийская научно-практич. конференция. Материалы конференции. Региональный тур. - Барнаул, Федерация Интернет образования, 2002
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/-dok/fgos/7198/.