Научная статья на тему 'Сетевые формы организации агроэкономического пространства в регионах российской Федерации'

Сетевые формы организации агроэкономического пространства в регионах российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / РЕОСВОЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н.В.

В статье рассматриваются основные направления сетевого развития агроэкономического пространства и методические основы формирования механизма его реосвоения в экономике регионов Российской Федерации. Определены принципы пространственной организации современной России с целью решения стратегических задач сбалансированного развития регионов и страны в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые формы организации агроэкономического пространства в регионах российской Федерации»

16 (253) - 2014

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.1

сетевые формы организации

агроэкономического пространства

в регионах российской федерации

Н. В. ИВАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии E-mail: niva23@yandex.ru

Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье рассматриваются основные направления сетевого развития агроэкономического пространства и методические основы формирования механизма его реосвоения в экономике регионов Российской Федерации. Определены принципы пространственной организации современной России с целью решения стратегических задач сбалансированного развития регионов и страны в условиях глобализации.

Ключевые слова: региональное развитие, агро-экономическое пространство, сетевая структура, реосвоение, государственное регулирование

Агроэкономическое пространство на протяжении всей истории человеческого общества определяет возможность и образ жизни населения. Оно образует один из крупнейших анклавов внутреннего спроса, способного в течение очень длительного времени служить локомотивом развития для многих других секторов региональной экономики и государства в целом.

Общая площадь земельных участков в России -1,7 млрд га, из них на долю поселений приходится 19,1 млн га (1,1%), в том числе на городские поселения - 7,9 млн га (41%), на сельские поселения - 11,2 млн га (59%). Аграрный сектор региональной экономики функционирует на основе одного из ключевых национальных ресурсов - сельскохозяйственных земель. На 1 января 2012 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила

389,0 млн га, однако по сравнению с предшествующим годом площадь данной категории земель в составе Земельного фонда РФ уменьшилась на 4,4 млн га [3, 4].

С деятельностью агроэкономического поля регионального пространства объективно связан и технологический прогресс в таких ключевых и перспективных областях, как продовольственное обеспечение, биоэнергетика и биосинтез, решение экологических проблем, обеспечение устойчивого развития и привлекательности сельских территорий, обновление жизненной среды, стабилизация демографической ситуации в России.

Современный период в развитии региональной политики, характеризующийся массовым применением информационных и коммуникационных технологий, создает условия для формирования особого вида экономического порядка, который в самом общем виде уже получил название «информационное общество», а применительно к экономической области - «сетевая экономика».

Сетевая экономика представляет собой новый экономический уклад, характеризующийся ключевой ролью знаний и информации как производственных сил, наличием сетевого эффекта, конкуренцией, пространственным развитием. Концепция сетевой экономики, возникшая в конце ХХ в., определяет сети как средство многократного увеличения возможностей осуществления деловых коммуникаций. Посредством таких коммуникаций сети решают

одну из важнейших проблем глобального информационного общества, позволяя использовать ресурсы партнеров для достижения собственных целей. Создание сетевых организационных структур развития региональной экономики (сетизация) представляет собой метод преимущественно горизонтальной интеграции, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей соответствия с потребностями и ожиданиями пространственно-экономической трансформации.

Таким образом, в сложившихся условиях возникает новая парадигма регионального развития, сущность которой следует рассматривать с учетом общих принципов развития сетевых структур как основы социально-экономической трансформации современного общества.

Сети как новый этап в эволюции организационных структур управления развитием пространственной экономики имеют ряд особенностей. К главным их особенностям следует отнести то, что местом возникновения сетевых структур являются глобальные изменяющиеся рынки, к которым, безусловно, относится агропродовольственный рынок, где компании должны постоянно заниматься совершенствованием качества процесса производства экологически чистой продукции, потребительских товаров и услуг.

Сущность механизма функционирования региональной агроэкономической сети состоит в агрегировании субъектов агропродовольственного рынка, в частности агроэкоферм и предприятий в агроэкокластеры на территориях регионов России. Интеграционные процессы в них возможны на основе доверия и координации, что предполагает обмен информацией и эффективными проектными решениями между участниками в структуре пространственной сети.

Механизм эффективной трансформации аг-роэкономического пространства должен включать разработку долгосрочных стратегий с выделением и поддержкой опорных зон сетевого развития аг-росферы, способных стать катализаторами продовольственного обеспечения и социально-экономического развития в Российской Федерации. Сетевая организация агроэкономического пространства регионов в этом случае становится залогом обеспечения продовольственной и, как следствие, экономической и национальной безопасности страны.

Cетевые структуры в агроэкономическом пространстве региона представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных и согласованно функци-

онирующих агроэкокластеров в системе расселения сельского населения региона.

Интеграционные отношения между субъектами сетевой структуры связаны общей целью максимально эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала и должны руководствоваться общей долгосрочной целью системного пространственно-экономического развития территории, а также действовать по единым согласованным правилам. Сетевые структуры носят композитный (составной) характер: они могут содержать внутри себя структуры или «элементы» структур различных типов (иерархической и горизонтальной).

Системная трансформация агроэкономического пространства регионов страны включает совокупность структурных трансформаций институциональных действий и пространственного сжатия агроэкономической платформы регионов.

Институциональная трансформация включает эволюционный и реформационно- революционный этапы, на которых произошли существенные изменения демографической, социально-экономической и экологической ситуаций в регионах страны. Соответственно, земельно-ресурсная трансформация, изменение инновационной системы, преобразование организационных структур в экономическом пространстве регионов страны повлекли за собой трансформацию всей системы продовольственного обеспечения и потребления продуктов питания населения.

В процессе системных трансформаций пространственно-экономического развития условно можно выделить пять основных зон развития агро-экономического пространства регионов России:

1) слабоосвоенная «внешняя периферия» (природный резервуар России, занимающий около 50% территории страны);

2) лесная «обширная периферия» - около 22% территории, на которых проживают 3% сельского населения страны. Данное экономическое пространство организуют лесные и горнопромышленные поселки с «очагами благополучия» в местах добычи и административных столицах регионов;

3) лесохозяйственная - основная зона урбанизации и промышленного развития, где сосредоточено около трети сельского населения страны;

4) агропромышленная - здесь проживают 60% сельского населения с повышенной плотнос-

тью. Эта зона состоит из практически полностью распаханных равнин Северного Кавказа (Краснодарский край), Черноземья и засушливых регионов Поволжья и Западной Сибири; 5) южные горные регионы Сибири и Кавказа.

Сжатие территорий обрабатываемых земель в агроэкономическом пространстве по всей России за последние 20-25 лет явилось результатом разрывов сетевого взаимодействия внутри экономического пространства центрально-периферийной системы расселения населения в регионах страны. Данная ситуация обусловливает необходимость реосвоения агроэкономического пространства на региональных платформах страны. Этот процесс должен включать восстановление производственных сетевых взаимодействий в четко очерченных ареалах активного развития сельской местности, ландшафтно-усадеб-ное строительство и центрально-периферийное расселение населения.

Внутренними импульсами пространственно-сетевой организации региональной экономики должны выступать как агломерационные системы, так и ментальная инициатива региональных властей, предпринимателей и самого населения российских регионов. Стратегическое решение трансформационных проблем развития региональной экономики возможно при реконструкции долгосрочных целевых планов регионального развития агроэкономи-ческого пространства и формировании сетевого каркаса пространственной организации экономики регионов России.

В агропространстве дифференцированы два вида ренты - по плодородию и по положению. Сочетание тепла и влаги в России более благоприятно на 14% территории, в основном в Европейской части южнее р. Оки, где сосредоточено 58% сельского населения. Тем не менее в 2010 г. 31% всей сельскохозяйственной продукции получали в Нечерноземье (в 1990 г. - 40%) и 21% - за Уралом (в 1990 г. - 23%).

В 1990-х гг. в России также наблюдались процессы территориального разделения труда и сдвиг агропроизводства в южные районы с лучшим природным и человеческим потенциалом. При этом различия между пригородами и периферией в Нечерноземье и за Уралом сохранились либо усилились. Отсюда наблюдается сжатие агроэкономичес-кой деятельности к городам, несмотря на высокую стоимость пригородной земли, экспансию дачной и коттеджной застроек, технический прогресс, резко

снизивший влияние физической удаленности на радиусы доставки сырья. В результате современный опорный каркас развития агроэкономического пространства региона фрагментирован и состоит из отдельных очагов и ареалов.

Пространственные трансформации последних двадцати лет связаны с тем, что хозяйственная деятельность вне городов приходит во все большее соответствие с наличием природного и человеческого капиталов, география которых зачастую игнорировалась, что усиливало диспропорции в развитии экономического пространства регионов страны.

В целом в современной России работают три очевидных преимущества: агломерационный эффект (экономия на масштабе), обеспеченность минеральными ресурсами, востребованными мировым рынком, и, в меньшей степени, выгодное положение на основных путях мировой торговли, преимущественно приморское.

Данная тенденция может нарастать, из-за чего не менее 30-40 регионов страны будут пустеть и дальше (в прямом и переносном смыслах - от демографии до экономики и инфраструктуры). Это, в свою очередь, усиливает актуальность и своевременность сетевой реструктуризации агроэко-номического пространства и агроэкономического ландшафта во всех регионах страны (табл. 1).

Благоприятные природно-климатические условия, устои и традиции быта сельского и частично городского населения закрепили роль лидеров в производстве аграрной продукции за Южным и

Таблица 1

Распределение федеральных округов РФ

по производству аграрной продукции в 2011 г.

Производство

Федеральный округ сельхозпродукции в расчете на одного жителя, Место округа в РФ

тыс. руб.

1991 г. 2011 г. 1991 г. 2011 г.

Российская 1,8 22,8 - -

Федерация

Центральный 1,6 19,8 5-е 5-е

Северо-Западный 1,2 11,5 8-е 8-е

Северо-Кавказский 2,1 26,0 3-е 3-е

Южный 2,4 36,8 1-е 1-е

Приволжский 2,2 26,7 2-е 2-е

Уральский 1,4 19,2 7-е 6-е

Сибирский 1,8 22,9 4-е 4-е

Дальневосточный 1,5 17,9 6-е 7-е

Примечание. Составлено автором по данным Росстата [4].

Приволжским округами. Производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка в ряде регионов в указанных округах (особенно в Южном) являются отраслями специализации, что подтверждается и данными табл. 2, характеризующими долю сельского хозяйства в валовом региональном продукте (ВРП).

Проведенное сравнение показателей производства сельхозпродукции в расчете на одного жителя и доли агропроизводства в ВРП дает основание для вывода об их значительном варьировании по федеральным округам и регионам Российской Федерации. Если первый показатель в 2011 г. различался почти вдвое (максимальная величина в ЮФО, минимальная - в СЗФО), то второй - более чем в 7 раз. Вместе с тем наибольшее количество сельских поселений сконцентрировано в Центральном федеральном округе, а максимальная численность сельского населения проживает на территории Приволжского федерального округа. Динамика изменения объектов и численности населения в агроэкономическом пространстве России свидетельствует о разрушении его потенциала в регионах страны.

Общая численность сельского населения за период 2002-2010 гг. в России сократилась на

1 195 тыс. чел., и в общей структуре расселения на территориях агроэкономического пространства проживает лишь 26% населения страны. В 2010 г. общее число сельских поселений сократилось на

2 165 ед., при этом увеличилось число «безлюдных поселений». В 2002 г. на территории России насчитывалось 13 086 сельских поселений без населения,

Таблица 2 Доля аграрного производства в ВРП

федеральных округов РФ в 1998-2011 гг., %

Федеральный округ Год Прирост 2011 г. к 1998 г., п.п. Место, занимаемое округом в 2011 г.

1998 2001 2011

Российская Федерация 5,7 6,8 7,2 +1,5 -

Центральный 4,5 4,3 4,7 +0,2 4-е

Северо-Западный 3,5 3,9 3,3 -0,2 7-е

Южный 13,4 29,4 18,6 +5,2 1-е

Северо-Кавказский - 38,5 23,1 - -

Приволжский 6,2 10,4 11,4 +5,2 2-е

Уральский 2,5 2,8 3,7 +1,2 6-е

Сибирский 8,1 10,3 9,2 +1,1 3-е

Дальневосточный 5,0 5,0 4,5 -0,5 5-е

Примечание. Составлено автором по данным Росстата [4].

а в 2010 г. - 19 416 поселений. Таким образом, за период 2002-2010 гг. число «опустевших» сельских поселений увеличилось на 6 330 сел.

Наиболее остро эти деструктивные процессы наблюдались в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Для преодоления острых социо-демографических и эколого-экономических проблем современного развития России целесообразно использовать метод сетевой организации стратегических отраслей экономики страны на мезо- и макроуровнях управления.

Сетевая организационная структура - гибридное решение, объединяющее дивизиональную и матричную структуры. При этом она обладает совокупными преимуществами и дивизиональной (адаптивность), и матричной (единое управление по основным функциям) структур. Сети могут быть объединены брендом, фирменным стилем, информационной системой, поставщиками, ассортиментом товаров, программами обучения персонала и т.д. Обязательное условие сетевой организации -централизованное руководство и централизованные функциональные структурные подразделения по ключевым вопросам деятельности.

К основным свойствам сетевой структуры аг-роэкономического пространства относятся: мобильность, ответственность членов сети, дискретность, динамичность, добровольность связей, множественность уровней взаимодействия, открытость, объединяющая цель и т.д.

Основными достоинствами сетевого принципа организации в развитии агроэкономического пространства регионов России являются:

- снижение удельных затрат и инвестиций, необходимых для быстрого создания агроэкопро-дуктов и выхода с ними на рынок;

- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции;

- компетентность членов организации и их личная эффективность, обеспечиваемая высоким уровнем трудовой дисциплины;

- направление ограниченных ресурсов компаний на создание и поддержание конкурентного преимущества. Отличие сетевой структуры от иерархической заключается в том, что каждый элемент в сетевой структуре может быть связан с любым другим элементом.

В связи с основополагающей ролью различного рода самоорганизаций в организации связей между предприятиями отраслей агросферы ведущими

формами в агроэкономическом пространстве региона служат кластеры и деловые пространственные структуры (деловые сети), которые представляют собой горизонтальные связи во взаимодействиях.

Фокусом кластерной политики является самоукрепление бизнес-сетей (в большей степени, чем отдельных компаний), а также факторы, влияющие на конкурентоспособность секторов (такие, как доступность определенных компетенций, технологий и финансов). Кластерная политика осуществляется через сеть, в которой поддержка политики распределена среди различных общественных и частных агентов, координирующихся в рамках общих стратегических целей.

При формировании сетевых структур на мезо-уровне важную роль играют региональные предпринимательские сети. Методология направленного формирования регионального сетевого образования включает следующие аспекты:

• определение направлений хозяйственной деятельности, наиболее характерные для определенного региона, которые являются основой для формирования региональных сетевых агроструктур;

• разработка производственно-технической структуры сетевого образования на основе завершенных групп производств с получением конкретного продукта;

• формирование на базе производственно-технологической структуры сети предприятий структуры сетевого образования в агроэконо-мическом пространстве;

• включение в состав сетевого образования структур, с которыми постоянно сотрудничают его производства.

Интеграционное взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса возможно как через взаимодействие по горизонтали (партнерство), так и через вертикальное взаимодействие (управление).

На основе больших фирм взаимодействие малых и крупных предприятий через партнерство возникает в основном в виде следующих форм:

1) интрапренерство - образование небольшого коллектива для осуществления определенной цели или разработки поставленной идеи, необходимой для увеличения уровня технического развития крупной фирмы;

2) инкубаторство - «выращивание» малого предприятия, предоставление ему разной помощи на этапах его развития;

3) сателлитная форма - формирование малых фирм-сателлитов - разных дочерних предприятий, имеющих связи с «родителями», образование небольших предприятий, с юридической точки зрения самостоятельных, но в то же время экономически зависимых от базовой структуры и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главные особенности сети - единство, гибкость, обеспечение руководства из единого центра, который сосредоточивает в себе наиболее важные функции. Кластер - это форма деловой сети, но его отличие состоит в том, что внутри сети должна быть четко отлажена координация управленческих решений.

В кластерах пространственное структурирование производится вокруг командных и управляющих центров, способных определять стратегические направления развития сети, координировать, вводить инновации и управлять взаимосвязанными видами деятельности сетевых предприятий. Кластеры отражают взаимодействие организаций, входящих в него, по-другому - кооперацию или синергию. Рассредоточенные по регионам так называемые «центр» и «периферия» деловых сетей отражают взаимозависимость и формирование синергети-ческого эффекта, основанного на сотрудничестве и кооперации хозяйствующих субъектов.

Таким образом, кластерная модель (например, агропромышленные кластеры Сибири «ПАРК» и «САД», Краснодарский агропромышленный кластер, проект «Зеленая долина» в ЦентральноЧерноземном экономическом районе, Ульяновский агрокластер «Новая деревня», агрокластер Республики Мордовия) обеспечивает получение синерге-тического эффекта за счет создания настоящего полного производственного цикла от сырьевой базы до глубокой инновационной переработки посредством развития уникальных технологий в кооперации со смежниками.

Кластерный подход служит не только средством достижения целей региональной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.). Он также является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое, в конечном счете, может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней, повышении уровня развития и конкурентоспособности региональной экономики.

Государственная поддержка развития кластеров способна привести к повышению конкурентоспо-

собности региона в целом, поскольку без импульса государства кластер подменяется традиционным развитием производственного сектора (агро-, лесопромышленный комплексы и т.д.). В модели кластера, независимо от ее вида, должны параллельно решаться две задачи: структурирование существующей промышленности (повышение производительности, качества, конкурентоспособности, соблюдение стандартов и т. п.) и разработка инноваций. С помощью государства должна быть выведена рамочная модель, благодаря которой регионы смогут действовать и создавать свои местные сетевые структуры повышения конкурентоспособности региональной экономики - кластеры.

Для построения сложной организации необходимо когерентно соединить внутри нее подструктуры по сетевому принципу самоорганизации и синхронизировать темп их эволюции. Сетевое реосвоение агроэкономического пространства регионов России позволит преодолеть процессы дезинтеграции, а сетевая стратегия может выступать в виде региональной политики подготовки объединения территорий.

Формирование региональной агрополитики должно происходить, с одной стороны, под воздействием макроэкономической политики по отношению к развитию аграрного сектора экономики, а с другой - специфических особенностей каждого конкретного российского региона с учетом его природных, социально-экономических и других условий.

Именно поэтому регион должен иметь концепцию развития своего агроэкономического пространства, являющуюся базой формирования научно обоснованной системы стратегических целей и приоритетов развития. При разработке концепции сетевого развития агроэкономического пространства необходимо принимать во внимание специфику развития аграрного производства и саморазвития всех аспектов аграрных отношений, возникающих в регионе.

Концепция политики пространственного развития в регионах Российской Федерации должна основываться на анализе результатов аграрных преобразований, состояния всех секторов аграрной сферы страны и должна быть органичной частью общей экономической реформы. Создание конкурентно приемлемых финансовых условий для развития агроэкономического пространства, переработки сельхозпродукции в местах ее производства

влечет за собой возможности освоения и устойчивого развития регионов России, инфраструктуры ее жизненного пространства.

В пределах такого агроэкономического пространства возможна реализация инновационной идеи не мегаполисной, а ландшафтно-усадебной урбанизации страны на базе развития агрополисов (диаметром не более 5 км) с формированием всей социальной инфраструктуры и занятости населения в местах проживания1. При этом особое значение имеют проблемы энергоэффективного малоэтажного домостроения, разработки нетрадиционных экологически безопасных видов энергии, современных систем утилизации отходов, экологической устойчивости поселений. Рабочие места могут создаваться в агрополисах на базе агробиоэнерге-тических комплексов.

Развитие инновационного сельского образа жизни и системы агротуризма может стать основным конкурентным преимуществом регионов России, способным превратить наши слабости (неразвитость территории) в преимущества по формированию инновационного образа жизни XXI века2.

Таким образом, развитие региональных комплексов должно опираться не только на территориальные особенности, но и на конкурентные преимущества агроэкономического пространства. Вместе с тем эволюционный путь развития агроэко-номического пространства должен предусматривать не только экономико-технократическую составляющую, но и главным образом экотехнологическую и этиконоосферную трансформацию общественного осознания значимости устойчивого равновесия в системах «человек - природа» и «село - город», ослабление которого наиболее ярко проявляется в настоящее время. Инновационная составляющая тесно связана с решением социальных задач, при

1 Особое внимание должно быть уделено транспортной стратегии России, которая в отличие от Европы из-за масштабов территории должна быть ориентирована на развитие не автомобильной, а железнодорожной транспортировки на длинные расстояния в сочетании с системой локальных автодорог в узловых станциях.

2 Жизнеустройство и демографическую ситуацию большинства развитых стран невозможно изменить без коренной ломки уже созданного ими жизненного пространства. В России появилась возможность обогнать в этом отношении развитые страны, не пытаясь догнать их в демографически тупиковом пути мегаполисной урбанизации. Известно, что РФ сохраняет в первозданном виде 60% своей территории, Китай - 20%, США -10%, Европа таких территорий не имеет.

этом Россия обладает и способна наращивать инновационный потенциал, однако массовое применение нововведений невозможно без квалифицированных кадров специалистов и мотивированных работников всех уровней.

Поддержка этих базисных направлений потребует в течение 10 лет выделять на развитие агро-экономического пространства страны в разных формах помощь не менее 3-4% ВВП. Доля сельского хозяйства в инвестициях должна быть повышена с 3 до 5-15% от их общего объема в народном хозяйстве. В условиях вступления России в ВТО в целях повышения конкурентоспособности российской агроэкопродукции на внутреннем и внешнем рынках необходимо разработать и внедрить санитарные стандарты с высокими требованиями к качеству импортируемой сельхозпродукции, рассмотреть перспективы присоединения к Картахенскому протоколу по биобезопасности [2].

Под стратегией сетевого развития агроэконо-мического пространства региона следует понимать комплекс управляющих воздействий субъекта управления на объект управления в процессе коэволюции открытой социально-экономической системы региона. Данный процесс имеет генеральной целью развитие агроэкосистем территории и обеспечение продовольственной безопасности региона, а также получение эффекта от реализации механизма взаимодействия предприятий и секторов аграрной сферы региональной экономики на кооперативно-кластерной основе.

Использование сетевой стратегии предполагает наличие разнообразных структур для разработки государственной политики, которые должны образовывать открытую сеть госрегулирования, функционирующую на синергетической основе.

При разработке стратегии развития аграрной сферы региона необходимо принять во внимание, что в ней должны быть учтены основные положения, заложенные в основу средне-, долго- и сверхдолгосрочного развития страны. Реализация долгосрочной стратегии должна опираться на отечественное производство технических средств, эффективное нормативно-правовое регулирование и инвестиционную политику государства. Каждый субъект России уникален, поэтому и стратегия каждого субъекта специфична, поскольку зависит от его потенциала, динамики развития, состояния внешней среды и многих других факторов внутреннего и внешнего характера.

При этом необходимо четкое понимание того, что создаваемые инновации как в агросфере, так и в других секторах региональной экономики должны быть направлены на сохранение и приумножение природного и человеческого потенциалов. Только при соблюдении баланса между энергией (энтропией) и негэнтропией (информацией) в развитии возможно получить положительный эффект от затраченных усилий.

Особенность сетевой организации агроэконо-мического пространства проявляется и в тенденции к образованию альянсов. Объединения партнеров и коллег, поставщиков и потребителей, основанные на взаимно гарантированных преимуществах, создают новое организационное пространство, способное противостоять гиперконкуренции.

Необходимо также развитие в стране сетевого права, которое могло бы способствовать быстрейшему внедрению сетевых структур в России. Оно должно охватить сферу информационно-коммуникационных технологий, сделать ее более защищенной и безопасной, стандартизированной, устойчивой и, формируя сетевую архитектуру в российской экономике, пресечь использование информации в «теневых» целях. Важна также выработка необходимых нравственных ориентиров в предпринимательской среде.

Взаимодействие крупных и малых предприятий на основе управления - это эффективная форма интеграции, которая ведет к формированию конкурентных агропромышленных структур современности.

Сетевое управление - это механизм координации, согласованности и контроля за действиями во времени и пространстве между центром и периферией, основанный на сетевых технологиях, организованных по принципу эффективности. В процессе реализации стратегии сетевого развития агроэкономического пространства региона эффективность функционирования любой системы связана с минимизацией энтропии, характеризующей (с позиций теории информации) степень ее неопределенности и неорганизованности (в рамках теории систем) (см. рисунок).

Одним из важнейших принципов организации сетевых структур является формирование грамотной команды топ-менеджеров и ответственная разработка бизнес-проекта в сфере развития агро-экокластеров. В данном контексте кластер (от англ. cluster - сгусток, скопление, элементы множества со схожими характеристиками или параметрами,

Производство сырья: крупные сельхозпредприятия, холдинги

Агропарк индустриального типа

Логистика (логистические парки 2-4 га) и транспортная инфраструктура

Маркетинг и брендирование

Упаковка

Поставщики оборудования и сервисные центры

Государственное стимулирование спроса и продвижение здорового образа жизни

Система профессионального образования, ресурсный центр, система повышения квалификации

Переработка: крупные предприятия, холдинги

Технологические центры селекции и разведения скота

Торговые сети

Дистрибьюторы

Комбикормовая промышленность

Финансовая инфраструктура -Россельхозбанк

Специализированные магазины (за пределами региона)

Система профессионального образования, ресурсный центр, система повышения квалификации

Агропарк инновационного типа

Межрегиональный образовательный центр

Торговые сети

Маркетинг и брендирование

Агропарк индустриального типа

Поставщики оборудования и сервисные центры

Производство сырья: крупные сельхозпредприятия, холдинги

Государственное стимулирование спроса и продвижение здорового образа жизни

Дистрибьюторы

Логистика (логистические парки 2-4 га) и транспортная инфраструктура

б

Перспективные направления развития сетевых структур в агроэкономическом пространстве региона в 2015 (а) и 2025 (б) гг.

собранные в одну группу) рассматривается как добровольное объединение производителей экопродук-ции и экоуслуг, в котором партнеры связаны общей благородной целью: производить и поставлять на рынок натуральную экологически безопасную продукцию и экоуслуги с защищенным качеством.

Применительно к сетевым объединениям оценка эффективности должна непременно осуществляться с позиций комплексного подхода, учитывая множественность форм и механизмов интеграции, отраслевую и региональную специфику, разнообразие плоскостей взаимодействия участников.

Таким образом, эффективность кластера можно оценивать путем расчетов экономического эффекта на четырех уровнях: для предпринимательской структуры -отдельного участника кластера, для кластерного объединения в целом, для региона, для экономики государства. Эта оценка может осуществляться на основе системы следующих показателей:

1) выпуск продукции кластера в расчете на среднегодовую численность занятых;

2) создание дополнительных рабочих мест;

3) доля валовой добавленной стоимости продукции кластера в ВРП;

4) коэффициент локализации, рассчитанный как отношение удельного веса выпуска продукции сектора региона в ВРП к удельному весу того же

сектора в валовом внутреннем продукте и др.

Практика показывает, что конкурентоспособность отдельных секторов и регионов держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, однако кластеры, как и любая другая привлекательная институциональная форма, могут принести

Переработка: крупные предприятия, холдинги

Технологические центры селекции и разведения скота

Специализированные магазины (за пределами региона)

Упаковка

Комбикормовая промышленность

Финансовая инфраструктура — Россельхозбанк

а

результаты только тогда, когда они вписаны в более широкий контекст стратегий регионального развития. При этом необходимо учитывать позиции инвесторов в вопросах долгосрочного развития сельских территорий и региональных потенциалов.

Вместе с тем в условиях глобализации особое внимание следует придать нормативной регламентации и защите рынка отечественной органической продукции (organicfoods), который с начала 1990-х гг. ежегодно прирастает на 20%. По прогнозам многих экспертов, в настоящее время человечество стоит на пороге настоящего бума органической продукции, производство которой в ближайшем десятилетии начнет бурно расти - приблизительно на 50% в год.

За последние 10-12 лет органическое земледелие превратилось в отдельную коммерческую сферу с многомиллиардными оборотами, наиболее ярко проявляясь в развитых странах мира как важный экономический и политический фактор.

Сельскохозяйственные земли России, обладающие традиционно уникальными свойствами, занимают особое место в мировой структуре органического земледелия и экологического образа жизни населения. Объем российского рынка органической продукции продовольствия в 2012 г. составлял около 100 млн евро, что на 40% выше аналогичного показателя 2011 г.

Однако прежде чем определять перспективы рынка, следует определиться с тем, кто в России является потребителями органической продукции и где эти потребители сосредоточены. Органические продукты питания готовы регулярно потреблять примерно 5-10% граждан страны, что является довольно значительной цифрой даже по меркам западных стран. Это довольно состоятельная прослойка населения, которая сконцентрирована преимущественно в крупных городах, поскольку стоимость экопродукции на 30-40% выше аналогичной по причине высоких затрат на ее производство. По различным экспертным оценкам, в 2012 г. только 5% граждан России (около 7,5 млн чел. городского населения) регулярно приобретали органическую продукцию. К ее потребителям можно также отнести сельских жителей, непосредственно занимающихся производством агроэкопродукции. Еще порядка 3% населения страны хотели бы потреблять ее, но не могут этого делать в силу недостатка денежных средств или отсутствия самой продукции.

В России уже сформирована культура потребления органической продукции, поэтому в насто-

ящее время, когда страна вступила в ВТО, у нас будет и внутренний спрос, и сильное производство, которое вполне сможет конкурировать с аналогичными экопродуктами крупнейших мировых производителей.

После принятия закона об органических продуктах и сертификации экологически чистых производств Россия может превратиться в одного из крупнейших производителей органической продукции в мире, и даже более того - в мощного экспортера. Учитывая рост мирового рынка, прогнозируемая доля в 15-20%, которую займут российские производители, - это объем который российские потребители покрыть не смогут, - здесь речь идет об активном наращивании экспортных поставок.

В такой ситуации российские предприятия, несмотря на массу рисков и ограничений, могут реально получить ощутимые выгоды от вступления страны в ВТО в виде получения возможности для наращивания экспорта.

Одним из важнейших направлений поддержки магистральной цели устойчивого развития регионов Российской Федерации может выступить создание большого национального проекта «АгроЭкоСисте-мы России», являющегося практическим воплощением синергетических подходов к стратегическому управлению, конкретные мероприятия реализации которого могут быть четко выражены в форсайт-карте [1].

Основными задачами «зеленого» национального проекта «АгроЭкоСистемы России» в рамках отдельного региона страны должны стать следующие:

• экологическое развитие регионов России посредством создания экопредприятий и агро-туристических комплексов по единым экостан-дартам и этическому кодексу предпринимателей. Данная задача обусловит экономический вектор устойчивого развития региона;

• обеспечение занятости сельского населения региона, создание новых рабочих мест, пропаганда экостиля жизни, агроэкопроизводства, преодоление негативных тенденций деградации сельскохозяйственного и демографического потенциала регионального пространства страны, повышение качества жизни и экологической ответственности за будущие поколения, сохранение экосистем. Это составит социально-экологический вектор устойчивого развития региона;

• возрождение уникальных национальных технологий в сфере агропроизводства и переработке агропродукции;

• формирование социальных программ экопро-свещения, трудового воспитания и здорового питания молодежи в регионах России;

• создание экоинкубаторов для сохранения биоразнообразия, редких видов растений и животных;

• организация национальной школы экотуризма и кластерное развитие агроэкоферм в региональной экономике;

• поддержка агроэкопоселений с учетом типологии регионов по условиям и уровню территориального развития.

Распределение «обязанностей» между субъектами РФ, определение границ их сотрудничества в преодолении тех или иных проблем, в частности при использовании кластерного подхода, способно в решающей степени повлиять на эффективность реализации сетевой модели синергетического развития агросферы региональной экономики.

Синергетический эффект - это экономическая основа функционирования кластера, которая обеспечивается за счет гармоничного слияния усилий всех его участников в стремлении к инновационным изменениям и снижению транзакционных издержек. Эффективность кластера проявляется в развитии сельских территорий, обеспечении населения качественным продовольствием отечественного производства, экономическом росте, сохранении рабочих мест, расширении налоговой базы, в увеличении экспорта и привлечении инвестиций.

Реализация системного подхода к региональной кластерной политике позволит обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики региона за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских организаций, образующих территориально-производственные кластеры. Создание агрокластеров стимулирует социально-экономическое развитие мест их расположения, прилежащих территорий и целых регионов, что особенно актуально в современных российских условиях.

Оценка эффективности затрат на качественное и количественное улучшение методов и механизмов инновационного развития региональной агросферы требует учета всех расходов, который необходимо

включить в систему государственной статистики на всех уровнях управления. В целях систематизации объективных данных по развитию аграрной сферы российского пространства целесообразно разрабатывать и внедрять аграрные паспорта регионов для информационного обеспечения населения страны и повышения эффективности рационального управления национальной экономикой.

Правовое обеспечение региональной политики на федеральном и региональном уровнях управления должно предусматривать переход на средне- и долгосрочное планирование мер поддержки аграрной сферы.

В целях обеспечения «прорывного» типа развития секторов агросферы на современном этапе ее трансформации региональная политика России должна направляться на поддержку «точек роста» и «резонансных зон» федерального (регионального) значения, которые содействуют интенсивному развитию аграрной сферы и целесообразны во всех субъектах РФ.

Необходимо законодательно закрепить положение, согласно которому после принятия долгосрочного плана государственной поддержки за выполнение его программ отвечали бы Министерство сельского хозяйства и Министерство регионального развития Российской Федерации. На федеральном уровне необходимо также принять базовые правовые акты, обеспечивающие эффективную реализацию региональной политики по развитию агроэкономического пространства регионов.

Под новой региональной агроэкономикой следует понимать совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, основанных на использовании земли, воды и биологических ресурсов в рамках современных и перспективных наукоемких технологий. Эти технологии должны обеспечивать высокие показатели безопасности и экологичности производства и опираться на привлекательную и развитую жизненную среду, способную предоставить высокий уровень жизненного комфорта и возможностей для человеческого развития. Данные направления будут способствовать эволюционному переходу России к постиндустриальному обществу нового типа в рамках переориентации от «экономики капитала» к «экономике знаний».

В фокусе нового направления организации аг-роэкономического пространства регионов России оказывается развитие личности, определяющее,

в свою очередь, развитие производительных сил, т.е. интродукция новых технологий должна быть подчинена интересам человека. Коллизий, при которых развитие производства наносит людям социальный, экологический и демографический ущерб, необходимо избегать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективной моделью новой организации агроэкономического пространства должно стать многоуровневое кооперирование вместо нынешнего преобладания корпоративных форм, основанных на традиционном финансовом капитале.

Основной вклад новой организации агроэконо-мического пространства в долгосрочное социально-экономическое развитие страны состоит в создании мощного, эффективного и конкурентоспособного кластера национальной экономики, основанного на массовом применении технологий биоэкономики и формировании системы социально-экономических отношений, в полной мере соответствующей «обществу знаний». При этом факторами оценки эффективности развития сетевой организации агроэкономи-ческого пространства регионов прогнозируются:

- формирование биотехнологического уклада в максимально широкой локализации;

- замещение ископаемого углеводородного сырья углеводородами и топливным водородом растительного происхождения и из иных воспроизводимых источников. Данный фактор приобретает особую актуальность в условиях ожидаемого исчерпания традиционных энергоносителей и сырья для химической промышленности;

- создание нового широкого пространства для жизни и профессиональной деятельности человека, что имеет безусловную важность в условиях возможного кризиса существующей промышленно-городской среды из-за снижения конкурентоспособности традиционных промышленности и ресурсного сектора;

- формирование условий для комфортного и экологичного проживания для значительной части населения страны (до 30 млн чел. к середине XXI в.);

- активизация природных и социальных факторов, способствующих повышению здоровья людей и продлению активного периода их жизни;

- обеспечение демографического контроля за обширными территориями страны, в настоящее время страдающих от депопуляции;

- формирование прогрессивной системы общественных отношений, основанных на объединении сложного творческого труда, на кооперации и самоуправлении, на развитии личной ответственности и нравственного долга;

- придание необходимой дополнительной динамики социогенезу российского общества благодаря появлению нового неспекулятивного идеала - обустройства жизненной среды в процессе реосвоения агроэкономического пространства;

- повышение экономической, селитебной и культурной привлекательности России.

Таким образом, новая система организации агроэкономического пространства в регионах страны сможет сыграть роль одной из несущих конструкций постиндустриального развития России, стать действенным фактором сохранения и приумножения ее экономического и человеческого потенциала.

Список литературы

1. Интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ. URL: http://mcx.ru.

2. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 г.). URL: http://lawmix. ru/abrolaw/8528.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_mam/rosstat/m/statistics/enterprise/ economy.

Strategy of economic advancement

NETWORK FORMS OF ORGANIZATION OF AGRO-ECONOMIC SPACE IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Natal'ia V. IVANOVA

Abstract

The article considers the main directions of the network development of agro-economic space and methodical bases of formation of a mechanism for its assimilation in the economy of the regions of the Russian Federation. The author offers certain principles of the spatial organization of modern Russia for the purpose of solution of the strategic tasks of a balanced development of the regions and the country in the conditions of globalization.

Keywords: regional development, agro-economic space, network structure, government regulation

References

1. The official website of the Ministry of Agriculture of Russia. Available at: http://mcx.ru. (In Russ.)

2. The Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biological Diversity. (Montreal, January 29, 2000). Available at: http://lawmix.ru/abrolaw/8528. (In Russ.)

3. Resolution of the Government of the Russian Federation "On State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020" of July 14, 2012 № 717.

4. Federal State Statistics Service. Rosstat. Available at: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/economy. (In Russ.)

Natal'ia V. IVANOVA

Financial University under Government

of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

niva23@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.