Научная статья на тему 'Определение приоритетных направлений социально-экономического развития регионов России'

Определение приоритетных направлений социально-экономического развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1056
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы России / приоритеты социально-экономического развития / пространственная диф-ференциация социально-экономического развития / типология регионов / региональная политика / государственная поддержка / subjects of the Russian Federation / priorities of socio-economic development / spatial differentiation of so-cio-economic development / regions typology / regional policy / state support
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение приоритетных направлений социально-экономического развития регионов России»

Плисецкий Е.Л.

д.п.н., к. геогр. н., профессор Финансового университета

plissetsky@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ1

Ключевые слова: регионы России, приоритеты социально-экономического развития, пространственная дифференциация социально-экономического развития, типология регионов, региональная политика, государственная поддержка

Keywords: subjects of the Russian Federation, priorities of socio-economic development, spatial differentiation of socio-economic development, regions typology, regional policy, state support.

Анализ сложившейся практики и документов, регламентирующих осуществление региональной политики в Российской Федерации, показывает, что с начала 1990-х годов потенциал ее регионов - субъектов РФ используется не в полной мере, что негативно сказывается на экономике страны в целом. Проводимая политика бюджетного выравнивания не оказала сколько-нибудь существенного влияния на снижение дифференциации субъектов РФ по уровню социально-экономического развития. Территориальные различия сохраняются и сегодня, достигая по отдельным показателям (ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению и др.) десятки раз2.

В выдвинутой в середине 2000-х годов теперь уже бывшим Министерством регионального развития РФ концепции региональной политики было предложено перейти от межбюджетного выравнивания к так называемому «поляризованному развитию» - финансовой поддержке наиболее развитых в экономическом отношении «опорных регионов». Однако анализ отраслевой структуры и специализации хозяйства десяти субъектов РФ3, которым отводилась приоритетная роль в модернизации российской экономики, показал, что, по меньшей мере, половина из них не готова к ее осуществлению4. В этой ситуации даже политика поддержки «точек роста» едва ли окажет существенное влияние на прорыв России в модернизации и инновационном развитии, не говоря уже об обеспечении инновационного развития большинства регионов России.

Отсутствие на протяжении длительного периода времени должного внимания к проблемам большинства регионов страны привело к снижению в них уровня жизни, ухудшению демографических показателей, повышению уровня безработицы. Кроме того, чтобы впитывать идеи и нововведения, транслируемые регионами-локомотивами на другие территории, последним необходим соответствующий экономический, социальный, научный, трудовой потенциал, т.е. все то, что отсутствует полностью или частично в этих регионах, и из-за чего главным образом сдерживается их развитие. При такой ситуации можно прогнозировать, что реализация политики поляризованного развития приведет лишь к дальнейшему усилению пространственной дифференциации национальной экономики и нестабильности в большинстве регионов России и, как итог, к снижению устойчивости функционирования государства в целом.

Для модернизации производства, разработки и внедрения инноваций в различные сектора экономики, решения на региональном уровне накопившихся социальных проблем необходимо привлечение инвестиций, а, следовательно, и соответствующий инвестиционный климат. К настоящему времени свыше 2/3 субъектов РФ имеют пониженный и незначительный инвестиционный потенциал и умеренный или высокий риски предпринимательской деятельности, что является одной из главных причин низкой инвестиционной активности в регионах5.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию 12.12.2012 г. впервые за последние годы был обозначен круг первоочередных задач федеральной политики в отношении регионов и предложен комплекс мер, нацеленных на изменение сложившегося положения. Указывалось, в частности, на необходимость глубоко проработать все аспекты

1 Статья подготовлена по результатам НИР, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Фину-ниверситета в 2013 г. по теме «Определение приоритетов социально-экономического развития регионов России» и 2014 г. по теме: «Направления совершенствования государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития регионов России».

2 Плисецкий Е.Л. Территориальные различия российской экономики и общества // Региональная экономика: теория и практика. - М., 2012. - № 24. - С. 2-12.

Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярский края, Свердловская область, республики Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа.

4 Еремеева Л.Г., Плисецкий Е.Л. Региональная политика в современной России: особенности формирования и реализации // Экономика. Налоги. Право. - М., 2013. - № 6. - С. 4-12.

5 Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата / Под ред. Е.Л. Плисецкого, В.Г. Глушковой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 583 с.

сбалансированного пространственного развития страны и сделать решительный шаг в сторону децентрализации развития, создавать и укреплять экономическую базу территорий, помогать, прежде всего, тем, кто работает инициативно на местах1.

Важно, что вопросы стратегии экономического, финансового и социального развития в Послании рассмотрены в их взаимосвязи. Решение значительной части региональных проблем отнесено в соответствии с разграничением полномочий к уровню субъектов РФ и муниципалитетов. Но и в рамках федеральной региональной политики государство продолжит оказывать финансовую и институциональную поддержку регионам.

Для более эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и достижения намеченных результатов необходимо обосновать отраслевые и территориальные приоритеты. Для этого, прежде всего, нужно выявить существующие особенности и условия развития экономики отдельных территорий, глубоко проанализировать пространственную дифференциацию субъектов РФ и причины ее вызывающие, разработать типологию регионов, предусмотрев для каждого типа территорий последовательность решения приоритетных задач социально-экономического развития.

С этой целью нами было проведено исследование социально-экономического развития российских регионов, включающее сравнительный анализ и оценку их демографического потенциала, рынка труда, уровня жизни населения, потенциала развития отраслей социальной сферы.

Учет демографической ситуации и ее изменений в перспективе - обязательное условие определения приоритетов социально-экономического развития регионов страны. Население по территории Российской Федерации размещено крайне неравномерно, что оказывает существенное влияние на все социально-экономические процессы. Россия со средней плотностью населения 8,5 человек на 1 км2 относится к слабозаселенным государствам. И проблема недостаточной заселенности большинства регионов страны усиливается, так как численность их населения сокращается. За последний межпереписной период 2002-2010 гг. количество постоянных жителей страны сократилось на 2,3 млн. чел., или на 1,6%. Средний ежегодный темп сокращения составил 0,2% - один из самых высоких показателей среди государств в современном мире. Снижением демографического потенциала характеризуется 3/4 субъектов РФ. Малая численность населения, нехватка трудовых ресурсов - серьезный тормоз для социально-экономического развития многих территорий страны, а в ближайшем будущем - и России в целом.

Одной из основных составляющих при определении уровня развития социальной сферы является распространение бедности среди населения. Бедными в Российской Федерации считаются люди, ежемесячные доходы которых не достигают прожиточного минимума, таких у нас в целом по России свыше 1/10 от общей численности населения. При этом разница между регионами с самой низким и самым высоким удельным весом бедного населения превышает 5 раз.

Столь же существенны различия субъектов РФ по доходам населения, занятости, по состоянию социальной инфраструктуры. Такое положение зачастую провоцирует недовольство населения, ведет к конфликтам между обществом и властью, в конечном счете, к ослаблению государства.

Сложившаяся в России дифференциация социально-экономического развития и непропорционально высокая доля регионов, находящихся в состоянии рецессии (от лат. recessus - спад, отступление) свидетельствует о том, что российская федеративная система в её нынешнем виде асимметрична и, следовательно, унифицированная, единая для всех субъектов РФ стратегия регионального развития заведомо непродуктивна. Для обоснования направлений и приоритетов социально-экономического развития регионов - субъектов РФ потребовалось осуществить их типологизацию.

Комплексный подход к анализу социально-экономического развития регионов и составление на его основе типологии обеспечивался одновременным учётом двух классификационных признаков: уровня жизни населения и уров-2

ня развития экономики .

Поскольку обобщенные показатели слишком «усредняют» региональный фон, в основу методики определения уровня социально-эколого-экономического развития региона и отнесения его к определенному типу были положены частные индексы: 1) производственно-инвестиционного развития; 2) бюджетной эффективности; 3) развития человеческого потенциала; 4) инновационного развития; 5) эколого-экономического развития.

На следующем этапе были выбраны критерии определения типов регионов в зависимости от уровня развития экономики, финансов, социальной сферы, инноваций и экологического состояния в субъектах РФ. Проведение расчетов и использование критериев отнесения регионов страны к определенному типу позволило выделить пять условных зон и соответствующих им типов регионов, которые могут и не образовывать в совокупности компактную территорию (табл. 1).

В «эффективную» с экономической точки зрения зону вошли субъекты РФ с высоким уровнем развития и высокой степенью обеспеченности социально-экономическим потенциалом - Москва, Санкт-Петербург, республики Коми и Татарстан, Московская, Ленинградская, Липецкая, Самарская, Свердловская области и др. Однако, с точки зрения экологической оценки, часть этих регионов уступает экономическим «аутсайдерам», таким, например, как республики Алтай, Тыва, Хакасия и некоторым другим.

Таблица 1

1 Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70278636/#ixzz43XPrzJpC.

2 Пространственная дифференциация и приоритеты социально-экономического развития регионов России: монография / Колл. авторов; под ред. проф. Е.Л. Плисецкого. - М.: РУСАИНС, 2106. - 234 с.

Критерии определения типов регионов

Тип региона Критерии и интервалы

Регионы с высоким уровнем развития Выше среднероссийского уровня (Коэффициент более 1)

Стабильно развивающиеся регионы 75-100% (0,75-1)

«Стагнационные» регионы 50-75% (0,75-0,5)

«Рецессивные» регионы 25-50% (0,5-0,25)

Регионы с низким уровнем развития Менее 25% (менее 0,25)

В «доминантную» зону включены субъекты РФ, имеющие близкие к среднероссийским уровни конкурентоспособности и обеспеченности социально-экономическим потенциалом (группа стабильно развивающихся регионов) -республики Башкортостан, Чувашская, Саха (Якутия); Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Владимирская, Калужская, Тверская, Белгородская, Воронежская, Курская, Волгоградская, Челябинская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Иркутская области и др.

«Нестабильную (неустойчивую)» зону составляют регионы, имеющие сравнительно высокие оценки текущей конкурентоспособности экономики при относительно низких уровнях обеспеченности социально -экономическим потенциалом («стагнационные» на момент исследования регионы, которые в результате внутреннего или внешнего - в виде государственного участия - импульса могут перейти как в выше-, так и нижерасположенную типовые группы регионов) - Архангельская, Брянская, Калининградская, Кировская, Костромская, Мурманская, Оренбургская, Псковская области и др.

К «проблемной» зоне отнесены регионы с низкими оценками текущего состояния экономики, социальной и инновационной сферы, дефицитом бюджета и т.д. при относительно невысоких уровнях обеспеченности социально -экономическим потенциалом (4-й тип регионов). В частности, по индексу уровня производственно-инвестиционного развития в эту группу попали республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Забайкальский край; Курганская, Пензенская, Псковская, Ульяновская области; Еврейская автономная область и некоторые другие.

В «неадекватно проблемную» зону должны включаться субъекты РФ с низкими оценками текущей диагностики уровня регионального развития при сравнительно высоких уровнях обеспеченности социально-экономическим потенциалом.

Согласно представленной типологии состав территорий, нуждающихся в адекватных и своевременных управленческих решениях, формируется из регионов, относящихся к «нестабильной», «проблемной» и «неадекватно проблемной» зонам. Особое внимание со стороны органов управления в перспективе должно быть уделено «проблемной» и «неадекватно проблемной» зонам, а также наиболее многочисленной зоне «стагнационных» регионов, особенно тем из них, показатели которых составляют менее 60% от среднероссийского уровня.

Проведенное исследование показало, что в условиях рыночной экономики и вступления России в ВТО в большинстве субъектов РФ существует целый ряд взаимосвязанных проблем, для решения которых данные регионы не имеют ни финансовых, ни экономических ресурсов. Для их своевременного и эффективного решения необходима целенаправленная государственная региональная политика, которая в настоящее время фактически отсутствует. Учитывая разнообразие и сложность проблем в различных регионах, а также ограниченность в условиях перманентного экономического кризиса средств федерального и региональных бюджетов, возникает потребность в выборе и расстановке приоритетов государственной поддержки субъектов РФ, способных обеспечить более эффективное их решение. Это может быть, с одной стороны, поддержка регионов, способных обеспечить модернизацию и инновационное развитие России, с другой - поддержка слабых, имеющих низкий социально-экономический потенциал регионов, неспособных развиваться при отсутствии государственных программ помощи.

Учитывая сложившуюся пространственную дифференциацию социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, непропорционально высокую долю регионов и муниципалитетов с низким уровнем развития, а также слабое использование их ресурсного потенциала, для разных типов территорий должны быть предусмотрены и разные приоритеты их социально-экономического развития.

Для того чтобы определить приоритеты дальнейшего развития на первом этапе необходимо выявить накопившиеся в регионах проблемы, которые:

- изначально ставят в неравные условия субъекты Федерации и муниципалитеты при осуществлении важнейших социальных и экономических задач;

- не позволяют обеспечить значительной части населения в регионах реализацию прав, гарантированных Конституцией РФ;

- не решаются на протяжении длительного периода, чем вызывают недовольство населения и, как результат, ведут к политической нестабильности.

Проведенный анализ показал, что приоритетным направлением государственной поддержки в обозримой перспективе должен стать весь комплекс мер, которые будут способствовать росту количественных и улучшению качественных характеристик человеческого потенциала России. Это разработка и реализация мероприятий по решению

демографических проблем, проблем бедности, формирования рынка труда, отвечающего запросам перехода на инновационный путь развития, это и комплекс мер по улучшению жилищных условий населения, обеспеченности его услугами жилищно-коммунального хозяйства, повышению доступности услуг образования и здравоохранения, по повышению в целом уровня жизни.

Основой решения социальных задач является развитие экономики региона. Развитие экономической базы региона должно быть направлено в первую очередь на обеспечение занятости населения, на пополнение бюджета как источника реализации социальных прав граждан, на улучшение экологической ситуации.

По нашему мнению, при разработке стратегии регионального развития необходимо учитывать то обстоятельство, что определяющую роль в экономике большинства субъектов РФ, расположенных в них городов и в условиях рынка продолжают играть те отрасли хозяйства и виды деятельности, которые здесь исторически сложились и функционируют на протяжении уже длительного периода времени. Этому способствуют и соответствующая квалификация населения, и сформированная производственная инфраструктура и, в известной мере, «менталитет территории». При невостребованности рынком каких-либо производств должна происходить не коренная перестройка структуры экономики региона, а поэтапная трансформация территориального хозяйственного комплекса, включая отрасли специализации, которая, учитывая все лучшее из наработанного, вносила бы элементы инновационности в его развитие.

В большинстве высокоразвитых регионов, обладающих значительным промышленным потенциалом как, например, Свердловская область, в государственной поддержке нуждаются высокотехнологичные производства, которые обеспечивают обороноспособность страны, способны производить продукцию на экспорт или обеспечить им-портозамещение. Одновременно необходима поддержка программ по улучшению состояния окружающей среды.

В слабо освоенных регионах, расположенных на севере и востоке страны, главным приоритетом государственной поддержки должно стать дальнейшее развитие инфраструктуры, в первую очередь транспортной, но также и социальной, что необходимо для сокращения миграционного оттока населения и роста численности трудовых ресурсов.

В развивающихся регионах с преобладанием в структуре экономики отраслей добывающей промышленности (например, Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа), государственная поддержка необходима производствам по первичной переработке добываемого сырья.

В регионах с высоким уровнем безработицы, естественным ростом численности населения и благоприятными условиями для развития сельского хозяйства и туризма (например, республики Северного Кавказа) в поддержке нуждаются трудоемкие производства агропромышленного комплекса, включая малый и средний бизнес, а также создание объектов инфраструктуры рекреационного-туристического комплекса. Следует обратить внимание и на стимулирование развития здесь предприятий легкой промышленности (изготовление швейных изделий, обуви) и некоторых отраслей трудоемкого машиностроения, в частности, электротехники.

В субъектах РФ, включенных в группу «стагнационных» регионов, к приоритетам следует отнести всестороннюю поддержку устойчивого роста различных направлений аграрного сектора: оленеводства и рыболовства на Севере (Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ); скотоводства и овцеводства в республиках Сибирского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов; растениеводства (льноводство в Смоленской, Кировской, Костромской и Псковской областях, зерновое хозяйство в Оренбургской области) и т.д. Приоритетная поддержка на программной и долгосрочной основе данных отраслей в новых геоэкономических реалиях позволит придать новый импульс развитию пищевой и легкой промышленности, будет содействовать импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности страны. Дополнительные возможности по поддержке аквакультуры и рыбного промысла следует предоставить регионам, расположенным на Российском Севере, в Прикаспии, Сибири и Калининградской области, в том числе на основе кластерной политики государства.

Для группы «рецессивных регионов» и «регионов с низким уровнем развития» на первый план выходит:

- диверсификация моноотраслевой структуры экономики и использование уникальных преимуществ территории;

- приоритетная поддержка реконструкции и создание новых объектов производственной, социальной и транспортной инфраструктуры;

- улучшение экологического состояния территорий;

- закрепление трудовых ресурсов в регионе.

Важно подчеркнуть, что при определении приоритетов, направленных на повышение устойчивости экономики регионов разного типа, первостепенная роль должна отводиться поддержке традиционных видов деятельности местного населения и созданию системы стимулов для укрепления социально-демографического потенциала в соответствующих группах регионов посредством:

- снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду (сокращение объемов добычи исчерпаемых ресурсов как, например, нефти, газа, вырубок леса и др. и увеличение масштабов ресурсосберегающих производств, связанных с глубокой комплексной переработкой сырья);

- стабилизации экологической ситуации и улучшения здоровья населения;

- создания объектов инфраструктуры, обеспечения населения доступным жильем, поддержки традиционных народных промыслов и ремесел, доступности населения к объектам культуры, здравоохранения, образования и т.д.

- повышения занятости населения в важнейших отраслях экономики (сельское хозяйство, рыболовство и охота, пищевая, легкая, лесная промышленность, машиностроение, рекреация и туризм и др.);

- формирования программ по равномерному расселению населения в городских и сельских поселениях, стимулированию притока молодежи в «экологичные» отрасли экономики посредством повышения имиджа труда в сельской местности, «ребрендинга» агроэкономического пространства и т.д.

Преодоление отсталости социально-экономического развития регионов требует специальной государственной политики, направленной, наряду с выравниванием бюджетной обеспеченности, на активное создание в них сетевых структур и поддерживающих их институтов роста.

Формирование территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства.

Для решения стратегических задач по обеспечению государственных интересов необходимо разработать стратегию и специальные программы формирования сетевых структур в агроэкономическом пространстве регионов страны, укрепления сельских территорий и поселений посредством создания кластерных и агломерационных систем. Эти программы должны быть направлены на формирование интегрированной социально-экономической территории с высоким качеством жизни населения, диверсифицированной экономикой и инфраструктурой.

В ряде регионов страны, обладающих значительным лесным потенциалом (Республика Карелия, Кировская, Смоленская области и др.), целесообразна поддержка создания на его основе лесопромышленных кластеров, включающих предприятия по глубокой комплексной переработке древесного сырья. В Архангельской и Мурманской областях могут быть созданы судостроительные кластеры, а в Калининградской области на основе месторождения янтаря - «Янтарный» кластер России.

Государственную поддержку городских и сельских поселений и территорий целесообразно осуществлять посредством реализации сбалансированных социо-эколого-экономических программ развития регионов. Основное внимание при этом стоит уделять поддержке градообразующих предприятий, обеспечению нормального функционирования общественных институтов, жилищным вопросам и повышению трудового потенциала поселений. Выбору направлений поддержки предприятий должен предшествовать SWOT анализ предпринимательской среды, который позволяет определить сильные и слабые стороны, выявить региональные преимущества.

Задача государства состоит в том, чтобы помочь муниципальным образованиям эффективно использовать свои конкурентные преимущества в том или ином виде производственной деятельности, усилить их полезный экономический эффект. Государственная поддержка может быть оказана путем частичного бюджетного финансирования или субсидирования процентной ставки по кредитам для целей приобретения оборудования и строительства промышленных объектов.

Для целей развития жилищного строительства в малых и средних городах России, а также обеспечения жильем населения государственная поддержка может быть оказана через механизм совместного частичного финансирования или предоставления гарантий по целевым кредитам под приобретение жилья населением со стороны государства и местного бизнеса для своих сотрудников.

Стратегическими направлениями государственной поддержки городских поселений должны стать мероприятия, направленные на формирование научных центров на базе образовательных учреждений, тесно взаимодействующих с промышленными предприятиями и медицинскими учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.