экономика и управление
111
УДК 332.1
Агломерации и кластеры
как сетевые структуры устойчивого
роста региональной экономики
Рассматриваются основные принципы формирования интеграционных структур как фактора устойчивого роста региональной экономики в Российской Федерации. определены направления и задачи совершенствования системы территориальной организации и управления в современной России с целью достижения стратегических приоритетов национальной безопасности страны в перспективе.
Ключевые слова: агломерация; региональная экономика; агроэкономическое пространство; сетевая структура; государственная поддержка.
The paper lays out the basic principles for creation of integrated structures which are a major factor for sustainable growth of the regional economy in the Russian Federation. It identifies main areas and sets objectives to improve the system of territorial organization and management in modern Russia with a view to achieve the strategic priorities of the national security of the country in the long term.
Keywords: agglomeration; regional economy; agroeconomic system; network structure; government support.
Иванова Наталья Владимировна
канд. экон. наук, доцент, зам. заведующего кафедрой «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета E-mail: [email protected]
Характеристика современного состояния территорий
Новым трендом «сжатия» пространства России стало создание городских агломераций. В некоторых документах, посвященных стратегиям развития страны, содержится призыв сосредоточиться на государственной поддержке экономики и социальной сферы именно крупных городских агломераций [1].
В данном случае допускаются два стратегических просчета, а именно при следовании такой стратегии развития произойдет:
• ослабление отечественного агроэкономиче-ского пространства, и российский продовольственный рынок откроется для иностранных продуктов в ущерб отечественному производителю;
• отток трудовых ресурсов в мегагорода, усилятся миграционные процессы.
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2012 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила 220,3 млн га (12,9%) [2].
После распада СССР в 1991 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась практически на треть — на 417,4 млн га (с 637,7 млн га в 1990 г. до 220,3 млн га в 2012 г.). Сократилась и доля этих земель в структуре земельного фонда (с 37,3% в 1990 г. до 23,6% в 2007 г. и 12,9% в 2012 г.). За последние пять лет (с 2007 по 2012 г.) площадь земель сократилась на 10 млн га.
Из 1 млрд 709,8 млн га земельного фонда Российской Федерации 1525,6 млн га (0, 9%) — территории городских поселений и 4125,9 млн га (2,4%) заняты объектами промышленности и транспорта, тогда как площадь земель, на которых расположены сельские поселения (540,2
млн га) и сельскохозяйственные угодья (28 801,4 млн га), составляет 17,2% [3].
Поэтому недопустимо экономический рост и устойчивость России увязывать с охватом 3,3% территории.
По данным Росстата, в России на начало 2014 г. проживали 143 млн человек, из которых 75,5 млн — трудоспособное, экономически активное население.
С возвращением Республики Крым в состав Российской Федерации [по данным Крымстата, численность региона — 1,959 млн человек, в том числе 1, 219 млн горожан (62,21%), 740 тыс. человек — сельское население] численность населения в России на настоящее время составляет около 145 млн человек, из них 73% проживают в городах.
Сельское население России составляет в настоящее время 37,2 млн человек, из которых около 18% проживают на территориях городских агломераций
Согласно прогнозам Минэкономразвития России численность трудоспособного населения в России к 2020 г. может уменьшиться на 8-9% (около 8 млн человек) по сравнению с текущим уровнем по причине старения поколения [2].
Сельское население России составляет в настоящее время 37,2 млн человек, из которых около 18% проживают на территориях городских агломераций. В настоящий момент сельское население городских агломераций продолжает сокращаться [4].
Таким образом, количественный рост сети городских агломераций практически завершен, а качественное развитие не набрало полной силы по различным причинам. Социально-демографический и эколого-экономический кризисы 1990-х гг. усилили региональные различия территорий. Население устремилось в европейскую часть страны.
Современное состояние территорий характеризуется сокращением сельских поселений и численности населения, преимущественно русского, его миграцией в города.
необходимость развития сельских территорий
На протяжении всей истории России именно сельские территории и продовольственный товарообмен страны служили основой наполнения бюджета и предоставляли возможности для освоения, укрепления новых территорий, формировали фундамент (демографический, продовольственный, пространственный и т.д.) побед в войнах.
Неоспоримым остается факт того, что если на селе не останется производителей отечественного продовольствия, а агроэкономическое пространство страны не будет осваиваться отечественными земледельцами, то в городах население начнет уменьшаться естественным образом вследствие:
• низкокачественного питания;
• импортозависимости по продовольствию (любая продовольственная блокада вызовет массу негативных последствий как социально-экономического, так и военно-политического характера);
• проблем с чистой питьевой водой;
• низкого качества атмосферного воздуха, неутилизацией отходов на урбанизированных территориях и т. д.
Для устранения предпосылок к возможной масштабной «эвакуации» населения преимущественно в городские агломерации властные структуры должны реализовывать политику перспективного развития сельских территорий с помощью механизмов муниципальной кооперации, межрегионального сотрудничества, государственно-частного партнерства.
Меры, направленные на преодоление современных кризисных явлений
Реализация сбалансированного подхода к решению проблем оптимизации расселения населения страны может обеспечиваться посредством составления:
• схемы территориального планирования Российской Федерации при условии соблюдения паритета в развитии отечественного производства — военно-промышленного комплекса, сферы продовольственного обеспечения населения и т.д.;
• схем размещения производительных сил в федеральных округах с учетом соблюдения
Таблица 1
Сетевые структуры в агроэкономическом пространстве регионов России
№ Виды Характеристика
1 Городские и сельские агломерации Агломерация (от лат. адд1отегаге - присоединиться) - концентрация, группировка поселений, объединенных в сложную территориальную систему на основе многообразных интенсивных сетевых связей - социально-трудовых, производственных, инвестиционно- строительных, культурных, рекреационных, природоохранных, а также совместного использования разнообразных ресурсов данного ареала в целях совершенствования единого социоэкономического пространства и экосистемы региона
2 Сельские агломерации Сельская агломерация может быть формой самоорганизации сельских территориальных сообществ в целях сохранения приоритета экологической, продовольственной, социально- демографической и экономической безопасности региона
3 Агрокластеры (сырье) Ядром кластера выступают производство отраслей сельского хозяйства и кооперация на производственной основе отдельных предприятий и сельских поселений
4 Агроэкокластеры (туризм) Основой кластера является агротуризм
5 Агроиннокластеры (инновации для агроэкономического пространства) Ядро кластера - НИИ и научные лаборатории в сфере агроэкотехнологий
6 Агропродовольственные кластеры (пищевая промышленность в качестве ядра) Ядро кластера - перерабатывающие предприятия и пищевые комбинаты
7 Агросбытовые кластеры Ядро кластера - сеть торговых (розничных и оптовых) площадок в регионе
стратегий обеспечения устойчивого роста на кратко-, средне- и дальнесрочную перспективу;
• схемы территориального планирования сельских и городских поселений субъектов, входящих в состав федеральных округов;
• стратегических планов развития сельских и городских агломераций на территории субъектов Российской Федерации;
• стратегии развития муниципальных образований (городских и сельских поселений).
Создание сетевых
структур в агроэкономическом
пространстве регионов
России
В условиях глобальной экономики одним из важнейших способов сохранения суверенитета российского государства является укрепление агроэкономического пространства регионов страны. При этом приоритетом государственной территориальной политики должно стать развитие малых и средних городов, что приведет к созданию конкурентоспособных территорий посредством передислокации промышленных объектов из крупных городов и создания сете-
вых структур в агроэкономическом пространстве — кластеров (табл. 1).
Сельская агломерация предполагает создание новой системы управления территориальным планированием и организации взаимосвязи сетевых структур в агроэкономическом пространстве с обоснованием возможности межмуниципального сотрудничества между преимущественно сельскими и определенными городскими поселениями, самостоятельными муниципалитетами в форме договорных отношений.
Основные этапы создания кластеров в агро-экономическом пространстве региона можно представить в виде алгоритма формирования кластерной инициативы: создание ядра кластера и сетевой структуры; образование сетевого окружения и юридическое оформление кластера; запуск кластера и вывод его на проектную мощность; разработка и внедрение инноваций в кластере.
Одной из приоритетных задач формирования кластера является обеспечение контроля над информационными, материальными и финансовыми потоками, для чего целесообразно
Таблица 2
основные критерии формирования городской и сельской агломерации в России
Городская агломерация Сельская агломерация
Направления создания
Экoнoмические преимущества aглoмерaций Высокий социально- демографический и экономический потенциал территорий
Сoздaние нормативной базы и эффективнoй структуры упрaвления +
Транспорт и доходы от отрасли -
Рациональная структура пoселений +
Четюэе oпределение рoли гoрoдских центрoв в рaмкaх aглoмерaции Центрами агломерации могут быть как городские, так и сельские поселения
Установление кoмпетенций институтов и ядра (лидеров) сети +
Глoбaльная и региoнaльная юэнкуренция Конкуренция на внутреннем и мировом рынках
Условия формирования
- Формирование стратегии устойчивого роста
Четкая специализация различных территорий внутри агломерации +
Наличие маятниковой миграции На начальном этапе +, затем переход на принципы воспроизводства населения
Общий потребительский рынок и «рынок капиталов» +
Сопоставимые стандарты качества и уровня жизни +
Землепользование в общих интересах +
Рекреационные связи +
Укрепление инфраструктуры +
Координация системы территориального планирования и использования земель +
Совершенствование социокультурного пространства Сохранение традиций и перспектив жизни в сельской местности, в малом и среднем городе
Ресурсное обеспечение Реализация проектов, направленных на решение вопросов в ресурсном обеспечении (стройматериалы, электроэнергия, водоснабжение и т.д.)
Источник: составлено автором.
разрабатывать системы автоматизации управления ресурсами кластера. При этом интеграционное взаимодействие большого и малого бизнеса в ядре кластера возможно как через взаимодействие по горизонтали (партнерство), так и через вертикальное взаимодействие (управление).
В России имеются возможности для развития моноцентрических сельских (в зоне одного населенного пункта — ядра) и полицентрических агломераций, имеющих несколько взаимосвязанных населенных пунктов-центров.
Сегодня крайне необходимы разработка и законодательное закрепление прозрачного механизма контроля и регулирования производства
и реализации продукции органического сельского хозяйства [5].
Государство должно полностью или частично компенсировать экофермерам расходы на эко-сертификацию. Необходимо также внедрить систему государственной финансовой поддержки небольших фермерских хозяйств.
Сельская агломерация может формироваться на основе создания:
1) стратегии социально-экономического роста сельской агломерации на 15-20 лет;
2) схемы территориального планирования агломерации. Согласно ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка
схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта или к ее частям, что применимо к агломерации;
3) комплексной инвестиционной программы, в которую должны включаться положения о том, каким образом изложенные в стратегии и схеме территориального планирования цели увязываются с бюджетами муниципальных образований, входящих в состав агломерации, намерениями частных инвесторов, программами государственно-частного партнерства.
Комплексный инвестиционный план — эффективный инструмент содействия формированию агломераций в современных условиях.
Критерии формирования городской и сельской агломераций в России
При создании агломераций должны соблюдаться следующие принципы:
• добровольность и общественная воля, сохранение границ существующих муниципальных образований;
• комплексность подходов к постановке стратегических задач и решению проблем территорий, входящих в агломерацию;
• существенное финансирование из регионального бюджета;
• поддержка на федеральном уровне инициатив по созданию сельских агломераций как сетевых структур освоения агроэкономического пространства страны.
Формирование преимущественно городских агломераций и определение ответственного координатора основываются на «Стратегии 2020» [6], вытекают из задач по модернизации экономики страны, поставленных Президентом Российской Федерации, и должны осуществляться по направлениям, представленным в табл. 2.
Переход к планированию и организации агломераций должен подразумевать формирование территорий вокруг одного или нескольких центров. С сельскими поселениями в наибольшей степени связаны те городские поселения, в которых свыше половины жителей занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, осуществляют ремонт сельскохозяйственной техники, транспортное обслуживание и т.д., чаще всего это существовавшие ранее районные центры, иные малые города и небольшие поселки. Эти города и поселки являются местными
центрами, концентрирующими социальную инфраструктуру для ежедневного обслуживания собственного и окружающего сельского населения. Именно такие городские поселения в совокупности с сельскими системами расселения должны создавать взаимосвязанные системы муниципальных образований, которые должны стать основой активизации хозяйственной деятельности и возрождения села. Данные системы взаимосвязанных городских и сельских поселений могут быть объединены в агломерации с целью решения межмуниципальных задач.
Параллельно должна решаться проблема восстановления малых городов, которые могут стать агломерационными центрами и подцентрами.
Объединение сельских и малых городских поселений в агломерацию позволяет превращать территорию в пространство (ареал) устойчивого и динамичного роста со значительным социально- экономическим эффектом.
На протяжении всей истории России именно сельские территории и продовольственный товарообмен страны служили основой наполнения бюджета и предоставляли возможности для освоения, укрепления новых территорий, формировали фундамент (демографический, продовольственный, пространственный и т.д.) побед в войнах
На этой базе может формироваться новый каркас агроэкономического пространства российской экономики. Малые и средние города получат при включении в агломерацию новые источники для своего возрождения благодаря концентрации, диверсификации производства и формировании полифункциональной структуры экономики.
Создание национального «ребрендинга» в сфере производства экологически чистого продовольствия (продукта) и агротуризма (услуги) должно стать началом формирования сельских агломераций.
Именно на этой основе возникает синтетическое явление аглокластеризации, наиболее
очевидным выражением которого выступает качественно новый бренд российской сетевизации.
В условиях глобальной экономики одним из важнейших способов сохранения суверенитета российского государства является укрепление агроэкономического пространства регионов страны
Муниципальные образования, включенные в агломерацию, получат следующие преимущества по сравнению с аналогичными субъектами, действующими автономно:
• укрепление и подъем сельских поселений, малых и средних городов, преобразование агро-экономического пространства;
• увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех жителей агломерации пользоваться услугами, доступными проживающим в городах;
• предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, культурным, торговым и другим возможностям;
• возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов и связанного с ними сервиса, коммуникаций, образовательной и инновационной инфраструктуры;
• рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении преимуществ проживания в сельской местности, малом и среднем городском пространстве, что позволит уменьшить миграционный отток населения;
• возможность более эффективной координации стратегий устойчивого роста и т.д.
Основными характеристиками интегрированной территории сельской агломерации должны стать наращивание человеческого потенциала, создание рабочих мест, инфраструктура, экологическое равновесие, защита культурных традиций и т.д.
Среди ограничений на пути формирования сельских агломераций в России можно назвать отсутствие специального правового регулирования и системного подхода государства и его
регионов в деле формирования и поддержки сетевых структур в агроэкономическом пространстве регионов.
Содействие адекватному формированию агломераций как формы и комплексного инструмента модернизации экономики должно стать важной государственной задачей на перспективу.
Следствием процесса сетевизации является возникновение агломерационного и сетевого эффектов, которые позволяют суммировать экономический и демографический потенциал нескольких поселений.
Источниками финансирования проектов сельских агломераций на основе государственно-частного партнерства могут стать средства частных инвесторов, регионального и федерального бюджетов — бюджеты Инвестфонда России, Фонда реформирования ЖКХ, федеральных целевых и ведомственных программ.
выводы
Для решения стратегических задач по обеспечению удовлетворения национальных интересов страны необходимы стратегия и целевая программа развития сетевых структур в агроэкономиче-ском пространстве регионов страны, укрепление сельских территорий и поселений посредством создания кластерных и агломерационных систем.
Целевая программа должна быть направлена на формирование интегрированной социально-экономической территории с высоким качеством жизни населения, диверсифицированной экономикой и инфраструктурой.
литература
1. Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика. М.: РАНХиГС, 2012. С. 791-792. URL: http://2020strategy. ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf.
2. URL: www.gks.ru.
3. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do.
4. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Городские агломерации России// Демо-скоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/ weekly/2010/0407/tema05.php № 407-408.
5. Коновалов А. Бизнес в стиле эко: как производить и продавать натуральные продукты. М.: Альпина Паблишер, 2012.
6. Модернизация России: территориальное измерение. СПб.: Алетейя, 2011. 328 с.