Научная статья на тему 'Сетевые формы организации агроэкономического пространства в регионах российской федерации'

Сетевые формы организации агроэкономического пространства в регионах российской федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / РЕОСВОЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванова Н.В.

В статье рассматриваются основные направления сетевого развития агроэкономического пространства и методические основы формирования механизма его реосвоения в экономике регионов Российской Федерации. Определены принципы пространственной организации современной России в целях решения стратегических задач сбалансированного развития регионов и страны в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые формы организации агроэкономического пространства в регионах российской федерации»

УДК 332.1

сетевые формы организации

агроэкономического пространства

в регионах российской федерации

Н. В. ИВАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии E-mail: niva23@yandex. ru

Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье рассматриваются основные направления сетевого развития агроэкономического пространства и методические основы формирования механизма его реосвоения в экономике регионов Российской Федерации. Определены принципы пространственной организации современной России в целях решения стратегических задач сбалансированного развития регионов и страны в условиях глобализации.

Ключевые слова: региональное развитие, агро-экономическое пространство, сетевая структура, реосвоение, государственное регулирование.

Агроэкономическое пространство на протяжении всей истории человеческого общества определяет возможность и образ жизни населения, образует один из крупнейших анклавов внутреннего спроса, способного в течение очень длительного времени служить локомотивом развития для многих других секторов региональной экономики и государства в целом.

Общая площадь земельных участков в России — 1,7 млрд га, из них на долю поселений приходится 19,1 млн га (1,1 %), в том числе: городские поселения — 7,9 млн га (41 %); сельские поселения — 11,2 млн га (59 %). Аграрный сектор региональной экономики функционирует на основе одного из ключевых национальных ресурсов — на сельскохозяйственных землях. На начало 2012 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила 389,0 млн га, однако в сравне-

нии с предшествующим годом площадь данной категории земель в составе земельного фонда РФ уменьшилась на 4,4 млн га [3, 4].

С деятельностью агроэкономического поля регионального пространства объективно связан и технологический прогресс в таких ключевых и перспективных областях, как продовольственное обеспечение, биоэнергетика и биосинтез, решение экологических проблем, обеспечение устойчивого развития и привлекательности сельских территорий, обновление жизненной среды, стабилизация демографической ситуации в России.

Современный период в развитии региональной политики, который основан на массовом применении информационных и коммуникационных технологий, создает условия для формирования особого вида экономического порядка, который в самом общем виде уже получил название «информационное общество», а применительно к экономической области — «сетевая экономика».

Сетевая экономика представляет собой новый экономический уклад, характеризующийся ключевой ролью знаний и информации как производственных сил, наличием сетевого эффекта, конкуренцией, пространственным развитием. Концепция сетевой экономики, возникшая в конце ХХ в., определяет сети как средство многократного увеличения возможностей осуществления деловых коммуникаций, посредством чего они решают одну из важнейших проблем глобального информационного общества,

позволяя использовать ресурсы партнеров для достижения собственных целей. Создание сетевых организационных структур развития региональной экономики (сетизация) представляет собой метод преимущественно горизонтальной интеграции, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей соответствия потребностям и ожиданиям пространственно-экономической трансформации.

Таким образом, в сложившихся условиях возникает новая парадигма регионального развития, сущность которой следует рассматривать с учетом общих принципов развития сетевых структур как основы социально-экономической трансформации современного общества.

Сети, представляющие собой новый этап в эволюции организационных структур управления развитием пространственной экономики, имеют ряд особенностей.

К главным особенностям следует отнести то, что местом возникновения сетевых структур являются глобальные изменяющиеся рынки, к которым, безусловно, относится агропродовольственный рынок, где компании должны постоянно заниматься совершенствованием качества и процесса производства экологически чистой продукции, потребительских товаров и услуг.

Сущность механизма функционирования региональной агроэкономической сети состоит в агрегировании субъектов агропродовольственного рынка, в частности агроэкоферм и предприятий в агроэкокластеры на территории регионов России. Интеграционные процессы в регионах возможны на основе доверия и координации, что предполагает обмен информацией и эффективными проектными решениями между участниками в структуре пространственной сети.

Механизм эффективной трансформации аг-роэкономического пространства должен включать разработку долгосрочных стратегий с выделением и поддержкой опорных зон сетевого развития агросферы, способных стать катализаторами продовольственного обеспечения и социально-экономического развития в России, а сетевая организация агроэкономического пространства регионов становится залогом обеспечения продовольственной и, как следствие, экономической и национальной безопасности страны.

Сетевые структуры в агроэкономическом пространстве региона представляют собой сложный

комплекс взаимосвязанных и согласованно функционирующих агроэкокластеров в системе расселения сельского населения региона.

Интеграционные отношения между субъектами сетевой структуры призваны способствовать максимально эффективному использованию имеющегося ресурсного потенциала, указанные субъекты должны руководствоваться общей долгосрочной целью системного пространственно-экономического развития территории, а также действовать по единым согласованным правилам.

Сетевые структуры носят композитный (составной) характер: они могут содержать внутри себя структуры или «элементы» структур различных типов (иерархической и горизонтальной).

Системная трансформация агроэкономического пространства регионов страны включает совокупность структурных трансформаций институциональных действий и пространственного сжатия агроэкономической платформы регионов.

Институциональная трансформация включает эволюционный и реформационно-революционный этапы, на которых происходят существенные изменения демографической, социально-экономической и экологической ситуации в регионах страны.

Как известно, земельно-ресурсная трансформация, изменение инновационной системы, преобразование организационных структур в экономическом пространстве регионов страны повлекли за собой трансформацию всей системы продовольственного обеспечения и потребления продуктов питания населения.

В процессе системных трансформаций пространственно-экономического развития условно можно выделить основные зоны развития агроэко-номического пространства регионов России:

1) слабоосвоенная «внешняя периферия» (природный резервуар России, занимающий около 50 % территории страны);

2) лесная «обширная периферия» — около 22 % территории и 3 % сельского населения, экономическое пространство организуют лесные и горнопромышленные поселки с «очагами благополучия» в местах добычи и административных столиц регионов;

3) лесохозяйственная — основная зона урбанизации и промышленного развития, где сосредоточено около 1/3 сельского населения;

4) агропромышленная — здесь проживает 60 % сельского населения с повышенной плотностью.

Эта зона состоит из следующих основных частей: практически полностью распаханные равнины Северного Кавказа (Краснодарский край), Черноземье и засушливые регионы Поволжья и Западной Сибири;

5) южные горные регионы Сибири и Кавказа.

Сжатие территорий обрабатываемых земель в агроэкономическом пространстве по всей России за последние 20—25 лет является результатом отсутствия и разрывов сетевого взаимодействия внутри экономического пространства центрально-периферийной системы расселения населения в регионах страны. Данная ситуация обусловливает необходимость реосвоения агроэкономического пространства на региональных платформах страны, что должно включать: восстановление производственных сетевых взаимодействий в четко очерченных ареалах активного развития сельской местности, ландшафтно-усадебное строительство и центрально-периферийное расселение населения.

Внутренними импульсами пространственно-сетевой организации региональной экономики должны выступать как агломерационные системы, так и ментальная инициатива региональных властей, предпринимателей и самого населения российских регионов.

Стратегическое решение трансформационных проблем развития региональной экономики возможно при реконструкции долгосрочных целевых планов регионального развития агроэкономическо-го пространства и формировании сетевого каркаса пространственной организации экономики регионов России.

В агропространстве дифференцировано два вида ренты (по плодородию и по положению). Сочетание тепла и влаги в России более благоприятно на 14 % территории, в основном в Европейской части страны южнее Оки, где сосредоточено 58 % сельского населения. Тем не менее в 2010 г. 31 % всей сельскохозяйственной продукции было получено в Нечерноземье (в 1990 г. — 40 %) и еще 21 % — за Уралом (в 1990 г. — 23 %).

В России в 1990-х гг. также наблюдались процессы территориального разделения труда и сдвиг агропроизводства в южные районы с лучшим природным и человеческим потенциалом. Но различия между пригородами и периферией в Нечерноземье и за Уралом либо сохранились, либо усилились. Отсюда сжатие агроэкономической деятельности к городам, несмотря на высокую стоимость при-

городной земли, экспансию дачной и коттеджной застройки, технический прогресс, резко снизивший влияние физической удаленности на радиусы доставки сырья. В результате современный опорный каркас развития агроэкономического пространства региона состоит из отдельных очагов и ареалов.

Пространственные трансформации последних 20 лет связаны с тем, что хозяйственная деятельность вне городов приходит во все большее соответствие с наличием природного и человеческого капиталов, география которого зачастую игнорировалась, что усиливает диспропорции в развитии экономического пространства регионов страны.

В целом в современной России работают три очевидных преимущества: 1) агломерационный эффект (экономия на масштабе); 2) обеспеченность минеральными ресурсами, востребованными мировым рынком; 3) выгодное положение на основных путях мировой торговли (преимущественно приморское).

Наметившаяся тенденция может нарастать и дальше, из-за чего не менее 30—40 регионов страны будут стремительно пустеть (в прямом и переносном смысле — от демографии до экономики и инфраструктуры), что, в свою очередь, усилит актуальность и своевременность сетевой реструктуризации агроэкономического пространства и агроэкономи-ческого ландшафта во всех регионах страны (табл. 1).

Благоприятные природно-климатические условия, устои и традиции быта сельского населения (частично и городского) закрепили роль лидеров в производстве агропродукции за Южным и Приволжским федеральными округами.

Производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка в ряде регионов в указанных округах (особенно в Южном) являются секторами специализации, что подтверждается и данными табл. 2, характеризующими долю сельского хозяйства в валовом региональном продукте (ВРП) (табл. 2).

Проведенное сравнение показателей производства сельхозпродукции в расчете на одного жителя и доли агропроизводства в ВРП дает основание для вывода об их значительном варьировании по федеральным округам и регионам РФ. Если первый показатель в 2011 г. различался почти вдвое (большая величина в ЮФО, меньшая — в СЗФО), то второй — более чем в 7 раз. Вместе с тем, хотя бульшее количество сельских поселений сконцентрировано в Центральном федеральном округе, все же наибольшая численность сельского населения

Таблица 1

Распределение федеральных округов России по производству агропродукции в 1991 и 2011 гг.

Производство сельхозпродукции в расчете Место округа в РФ

Федеральный округ на одного жителя, тыс. руб.

1991 2011 1991 2011

Российская Федерация 1,8 22,8 — —

Центральный ФО 1,6 19,8 5 5

Северо-Западный ФО 1,2 11,5 8 8

Северо-Кавказский ФО 2,1 26,0 3 3

Южный ФО 2,4 36,8 1 1

Приволжский ФО 2,2 26,7 2 2

Уральский ФО 1,4 19,2 7 6

Сибирский ФО 1,8 22,9 4 4

Дальневосточный ФО 1,5 17,9 6 7

Источник: расчеты автора по данным Росстата [3].

Таблица 2

Доля агропроизводства в валовом региональном продукте федеральных округов РФ за период 1998—2011 гг., %

Федеральный округ 1998 2001 2011 2011 г. к 1998 г., % Место округа в 2011 г.

Российская Федерация 5,7 6,8 7,2 +1,5 —

Центральный ФО 4,5 4,3 4,7 +0,2 4

Северо-Западный ФО 3,5 3,9 3,3 —0,2 7

Южный ФО 13,4 29,4 18,6 +5,2 1

Северо-Кавказский ФО — 38,5 23,1 — —

Приволжский ФО 6,2 10,4 11,4 +5,2 2

Уральский ФО 2,5 2,8 3,7 +1,2 6

Сибирский ФО 8,1 10,3 9,2 +1,1 3

Дальневосточный ФО 5,0 5,0 4,5 —0,5 5

Источник: расчеты автора по данным Росстата [3].

проживает на территории Приволжского федерального округа. Динамика изменения объектов и численности населения в агроэкономическом пространстве России свидетельствуют о разрушении его потенциала в регионах страны.

Общая численность сельского населения за период 2002—2010 гг. в России сократилась на 1 195 тыс. чел., причем в общей структуре расселения на территориях агроэкономического пространства проживает лишь 26 % населения страны. В 2010 г. общее число сельских поселений сократилось на 2 165 поселения, в том числе увеличилось число так называемых «безлюдных поселений». В 2002 г. на территории России насчитывалось 13 086 сельских поселений без населения, в 2010 г. — 19 416 поселений. Таким образом, за период 2002—2010 гг. число опустевших сельских поселений увеличилось на 6 330 сел.

Наиболее остро эти деструктивные процессы наблюдались в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.

Для преодоления острых социо-демографических и эколого-экономических проблем современного развития России целесообразно использовать метод сетевой организации стратегических секторов экономики страны на мезо- и макроуровнях управления.

Сетевая организационная структура — гибридное решение, объединяющее дивизиональную и матричную структуры, обладающее преимуществами и дивизиональной (адаптивность), и матричной (единое управление по основным функциям) структур. Сети могут быть объединены брэндом, фирменным стилем, информационной системой, поставщиками, ассортиментом товаров, программами обучения персонала, и т. д. Обязательное условие сетевой организации — централизованное руководство и централизованные функциональные структурные подразделения по ключевым вопросам деятельности.

К основным свойствам сетевой структуры аг-роэкономического пространства относятся: мобиль-

ность, ответственность членов сети, дискретность, динамичность, добровольность связей, множественность уровней взаимодействия, открытость, объединяющая цель.

Основными достоинствами сетевого принципа организации в развитии агроэкономического пространства регионов России являются:

• снижение удельных затрат и инвестиций, необходимых для быстрого создания агроэкопро-дуктов и выхода с ними на рынок;

• высокий статус информационных и кадровых средств интеграции;

• компетентность членов организации и их личная эффективность, обеспечиваемая высоким уровнем трудовой дисциплины;

• направление ограниченных ресурсов компаний на создание и поддержание конкурентных преимуществ.

Отличие сетевой структуры от иерархической заключается в том, что каждый элемент в сетевой структуре может быть связан с любым другим элементом.

В связи с основополагающей ролью различного рода самоорганизации для связей между предприятиями секторов агросферы ведущими формами в агроэкономическом пространстве региона служат кластеры и деловые пространственные структуры (деловые сети), которые представляют собой во взаимодействиях горизонтальные связи.

Фокусом кластерной политики является самоукрепление бизнес-сетей (в большей степени, чем отдельных компаний), а также факторы, влияющие на конкурентоспособность секторов (доступность определенных компетенций, технологий и финансов). Кластерная политика осуществляется через сеть, в которой поддержка политики распределена среди различных общественных и частных агентов, которые координируются в рамках общих стратегических целей.

При формировании сетевых структур на мезо-уровне важную роль играют региональные предпринимательские сети. Методология направленного формирования регионального сетевого образования включает следующие аспекты:

• определение направлений хозяйственной деятельности, наиболее характерных для определенного региона, которые являются основой для формирования региональных сетевых агроструктур;

• разработка производственно-технической структуры сетевого образования на основе

завершенных групп производств с получением конкретного продукта;

• на базе производственно-технологической структуры сети предприятий осуществляется формирование структуры сетевого образования в агроэкономическом пространстве;

• в состав сетевого образования включаются и те структуры, с которыми постоянно сотрудничают его производства.

Интеграционное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса возможно как через взаимодействие по горизонтали (партнерство), так и через вертикальное взаимодействие (управление).

На основе больших фирм взаимодействие малых и крупных предприятий через партнерство возникает в основном в виде таких форм, как:

1) интрапренерство — образование небольшого коллектива для осуществления определенной цели или разработки поставленной идеи, необходимой для увеличения уровня технического развития крупной фирмы;

2) инкубаторство — «выращивание» малого предприятия, предоставление ему необходимой помощи на разных этапах его развития;

3) сателлитная форма — формирование малых фирм-сателлитов — разных дочерних предприятий, имеющих связи с «родителями», образование небольших предприятий, с юридической точки зрения самостоятельных, но в то же время экономически зависимых от базовой структуры и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главные особенности сети — единство, гибкость, обеспечение руководства из единого центра, который сосредоточивает в себе наиболее важные функции. Кластер — это форма деловой сети, но его отличие состоит в том, что внутри сети должна быть четко отлажена координация управленческих решений.

В кластерах пространственное структурирование производится вокруг командных и управляющих центров, способных определять стратегические направления развития сети, координировать, вводить инновации и управлять взаимосвязанными видами деятельности сетевых предприятий. Кластеры отражают взаимодействие организаций, входящих в него, по-другому — через кооперацию или синергию. Рассредоточенные по регионам так называемые «центр» и «периферия» деловых сетей отражают взаимозависимость и формирование си-нергетического эффекта, основанного на сотрудничестве и кооперации хозяйствующих субъектов.

Таким образом, кластерная модель (агропромышленные кластеры Сибири: ПАРК, САД, Краснодарский агропромышленный кластер, Проект «Зеленая долина», Ульяновский агрокластер «Новая деревня», агрокластер Республики Мордовия) обеспечивает получение синергетического эффекта за счет создания настоящего полного производственного цикла от сырьевой базы до глубокой инновационной переработки посредством развития уникальных технологий в кооперации со смежниками.

Кластерный подход служит не только средством достижения целей региональной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и др.), но является также мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое, в конечном счете, может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней, повышении уровня развития и конкурентоспособности региональной экономики.

Государственная поддержка развития кластеров приводит к повышению конкурентоспособности в целом региона, поскольку без импульса государства кластер подменяется традиционным развитием сектора (агро-, лесопромышленный комплексы и др.). В модели кластера (независимо от ее вида) должны параллельно решаться две задачи: структурирование существующей промышленности (повышение производительности, качества, конкурентоспособности, соблюдение стандартов) и разработка инноваций. С помощью государства должна быть выведена рамочная модель, благодаря которой регионы смогут действовать и создавать свои местные сетевые структуры повышения конкурентоспособности региональной экономики — кластеры.

Для построения сложной организации необходимо когерентно соединить подструктуры внутри нее по сетевому принципу самоорганизации и синхронизировать темп их эволюции. Сетевое реос-воение агроэкономического пространства регионов России позволит преодолеть процессы дезинтеграции, а сетевая стратегия может выступить в виде региональной политики подготовки объединения территорий.

Формирование региональной агрополитики должно происходить под воздействием, с одной стороны, макроэкономической политики по отношению к развитию аграрного сектора экономики, а с другой — специфических особенностей каждого конкретного российского региона с учетом его

природных, социально-экономических и других условий.

Поэтому регион должен иметь концепцию развития агроэкономического пространства региона, являющейся базой формирования научно обоснованной системы стратегических целей и приоритетов развития. При разработке концепции сетевого развития агроэкономического пространства необходимо принимать во внимание специфику развития аграрного производства и саморазвития всех аспектов аграрных отношений, возникающих в регионе.

Концепция политики пространственного развития в регионах РФ должна основываться на анализе результатов аграрных преобразований, состояния всех секторов аграрной сферы в России, должна быть органичной частью общей экономической реформы.

Создание конкурентно приемлемых финансовых условий для развития агроэкономического пространства, для переработки сельхозпродукции в местах ее производства влечет за собой возможности освоения и устойчивого развития регионов страны, инфраструктуры ее жизненного пространства.

На этой базе возможна реализация инновационной идеи не мегаполисной, а ландшафтно-усадебной урбанизации страны на базе развития агрополисов (диаметром не более 5 км) с формированием всей социальной инфраструктуры и занятости населения в местах проживания1.

При этом особое значение имеют проблемы энергоэффективного малоэтажного домостроения, разработки нетрадиционных экологически безопасных видов энергии, современных систем утилизации отходов, экологической устойчивости поселений. Рабочие места могут создаваться в агрополисах на базе агробиоэнергетических комплексов.

Развитие инновационного сельского образа жизни и системы агротуризма может стать основным конкурентным преимуществом регионов РФ, удачно превращающим наши слабости (неразвитость территории) в наши преимущества по формированию инновационного образа жизни XXI в. 2

1 Особое внимание должно быть уделено транспортной стратегии России, которая в отличие от Европы из-за масштабов страны должна быть ориентирована на развитие не автомобильной, а железнодорожной транспортировки на большие расстояния в сочетании с системой локальных автодорог в узловых станциях.

2 Жизнеустройство, демографическую ситуацию большинства развитых стран невозможно изменить без коренной ломки ввиду ограниченности уже созданного жизненного

Таким образом, развитие региональных комплексов должно опираться не только на территориальные особенности, но и на конкурентные преимущества агроэкономического пространства.

Вместе с тем эволюционный путь развития агроэкономического пространства должен предусматривать не только экономико-технократическую составляющую, но, в первую очередь — экотехно-логическую и этиконоосферную трансформацию общественного осознания значимости устойчивого равновесия в цепях «человек — природа» и «село — город». Ослабление указанного равновесия наиболее ярко проявляется в настоящее время. Инновационная составляющая тесно связана с решением социальных задач. Россия обладает и способна наращивать инновационный потенциал, но массовое применение нововведений невозможно без квалифицированных кадров специалистов и мотивированных работников всех уровней.

Поддержка двух базисных направлений потребует в течение 10 лет выделять на развитие агроэкономического пространства страны в разных формах помощь не менее 3—4 % ВВП. Доля сельского хозяйства в инвестициях должна быть повышена с 3 до 5—15 % от их общего объема в народное хозяйство. В условиях вступления России в ВТО в целях повышения конкурентоспособности российской агроэкопродукции на внутреннем и внешнем рынках необходимо разработать и внедрить санитарные стандарты с высокими требованиями к качеству импортируемой продукции сельского хозяйства, рассмотреть перспективы присоединения к Картахенскому протоколу по биобезопасности [2].

Под стратегией сетевого развития агроэко-номического пространства региона следует понимать комплекс управляющих воздействий субъекта управления на объект управления в процессе коэволюции открытой социально-экономической системы региона, которая имеет генеральной целью развитие агроэкосистем территории и обеспечение продовольственной безопасности региона, а также получение эффекта от реализации механизма взаимодействия предприятий и секторов аграрной сферы региональной экономики на кооперативно-кластерной основе.

пространства. В России появилась возможность обогнать развитые страны, не устремляясь по демографически тупиковому пути мегаполисной урбанизации, поскольку Россия сохраняет 60 % территории не тронутой рукой человека; Китай — 20; США — 10; Европа — 0 %.

Использование сетевой стратегии предполагает наличие разнообразных структур для разработки государственной политики, которые должны образовывать открытую сеть госрегулирования, функционирующую на синергетической основе.

При разработке стратегии развития аграрной сферы региона необходимо отметить, что в ней должны быть учтены основные положения, заложенные в основу средне-, долго- и сверхдолгосрочного развития страны. Реализация долгосрочной стратегии должна опираться на отечественное производство технических средств, эффективное нормативно-правовое регулирование и инвестиционную политику государства. Каждый субъект РФ уникален, поэтому и стратегия каждого субъекта специфична, ведь она зависит от потенциала региона, динамики развития, состояния внешней среды и многих других факторов внутреннего и внешнего характера.

При этом необходимо четкое понимание того, что создаваемые инновации как в агросфере, так и в других секторах региональной экономики должны быть направлены на сохранение и преумножение природного и человеческого потенциалов. Только при соблюдении баланса между энтропией (энергией) и негэнтропией (информацией) возможно получить в развитии положительный эффект от затраченных усилий.

Особенность сетевой организации агроэконо-мического пространства проявляется и в тенденциях к образованию альянсов. Объединения партнеров и коллег, поставщиков и потребителей, основанные на взаимно гарантированных преимуществах, создают новое организационное пространство, способное противостоять гиперконкуренции.

Необходимо также развитие сетевого права в стране, которое могло бы способствовать быстрейшему внедрению сетевых структур в России. Оно должно охватить сферу информационно-коммуникационных технологий, сделать ее более защищенной и безопасной, стандартизированной и устойчивой. Формируя сетевую архитектуру в российской экономике, следует пресечь использование информации в «теневых» целях. Важна также выработка необходимых нравственных ориентиров в предпринимательской среде.

Взаимодействие крупных и малых предприятий на основе управления — это эффективная форма интеграции, которая ведет к формированию конкурентных агропромышленных структур современности.

Сетевое управление — это механизм координации, согласованности и контроля за действиями во времени и пространстве между центром и периферией, основанный на сетевых технологиях, организованных по принципу эффективности. В рамках реализации стратегии сетевого развития агроэкономического пространства региона эффективность функционирования любой системы связана с минимизацией энтропии, характеризующей степень ее неопределенности (с позиций теории информации) и неорганизованности (в рамках теории систем) (табл. 3).

По оценкам экспертов, перспективные направления развития сетевых структур в агроэкономичес-ком пространстве региона до 2015 г. и на дальнейшую перспективу могут быть следующими [5]:

• производство сырья: крупные сельхозпредприятия, холдинги;

• переработка: крупные сельхозпредприятия, холдинги;

• технологические центры селекции и разведения скота;

• торговые сети;

• дистрибьюторы;

• комбикормовая промышленность;

• финансовая инфраструктура — Россельхоз-банк;

• специализированные магазины (за пределами региона);

• система профессионального образования, ресурсный центр, система повышения квалификации;

• государственное стимулирование спроса и продвижение здорового образа жизни;

• поставщики оборудования и сервисные центры;

• упаковка;

• маркетинг и брендирование;

• логистика (логистические парки 2—4 га) и транспортная инфраструктура;

• агропарк индустриального типа.

Одним из важнейших принципов организации сетевых структур является формирование грамотной команды топ-менеджеров и ответственная разработка бизнес-проекта в сфере развития агроэкокластеров (англ. cluster — сгусток, скопление: элементы множества со схожими характеристиками или параметрами, собранные в одну группу) — как добровольного объединения производителей экопродукции и экоуслуг, где партнеры связаны общей благородной целью:

производить и поставлять на рынок натуральную экологически безопасную продукцию и экоуслуги с защищенным качеством.

Применительно к сетевым объединениям оценка эффективности должна непременно осуществляться с позиций комплексного подхода, учитывая множественность форм и механизмов интеграции, отраслевую и региональную специфику, разнообразие плоскостей взаимодействия участников.

Таким образом, эффективность кластера можно оценивать путем расчетов экономического эффекта на четырех уровнях: для предпринимательской структуры отдельной участницы кластера, для кластерного объединения в целом, для региона, для экономики государства.

Эта оценка может осуществляться на основе системы показателей:

1) выпуск продукции кластера в расчете на среднегодовую численность занятых лиц;

2) создание дополнительных рабочих мест;

3) доля валовой добавленной стоимости продукции кластера в ВРП;

4) коэффициент локализации, рассчитанный как отношение удельного веса выпуска продукции сектора региона в ВРП к удельному весу того же сектора в ВВП.

Практика показывает, что конкурентоспособность отдельных секторов и регионов держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, но кластеры, как и любая другая привлекательная институциональная форма, могут принести результаты только тогда, когда они вписаны в более широкий контекст стратегии регионального развития.

При этом необходимо учитывать позиции инвесторов в вопросах долгосрочного развития сельских территорий и региональных потенциалов.

Вместе с тем в условиях глобализации особое внимание следует придавать нормативной регламентации и защите рынка отечественной органической продукции (organicfoods), который в мире растет на 20 % в год с начала 1990-х гг. По прогнозам ряда экспертов, сейчас человечество стоит на пороге настоящего бума органической продукции, производство которой в ближайшем десятилетии начнет бурно расти — уже приблизительно на 50 % в год.

За последние 10— 12 лет органическое земледелие превратилось в отдельную коммерческую сферу с многомиллиардным оборотом, наиболее ярко проявляясь как важный экономический и политический фактор в развитых странах мира.

Сельскохозяйственные земли России, обладающие традиционно уникальными свойствами, занимают особое место в мировой структуре органического земледелия и экологического образа жизни населения. Объем российского рынка органической продукции продовольствия в 2012 г. составлял около 100 млн евро, что на 40 % выше аналогичного показателя 2011 г.

Однако, прежде чем судить о перспективах рынка, следует определиться с тем, кто в России является потребителем органической продукции, где эти вероятные потребители сосредоточены. Органические продукты питания готовы регулярно потреблять примерно 5—10 % граждан страны, что является довольно значительной цифрой даже по меркам западных стран. Это довольно состоятельная прослойка населения, которая сконцентрирована в городах (преимущественно в крупных), поскольку стоимость экопродукции на 30—40 % выше по причине высоких затрат на ее производство. По различным экспертным оценкам, в 2012 г. только 5 % граждан РФ (из них около 7,5 млн чел. городского населения) регулярно потребляют органическую продукцию. Конечно, в числе потребителей и сельские жители, занимающиеся производством агроэкопродукции.

Еще порядка 3 % жителей хотели бы потреблять ее, но не могут в силу отсутствия должного объема дохода или отсутствия самой такой продукции.

В России существует культура потребления органической продукции. В результате в настоящее время, когда страна вступила в ВТО, у нас будет и внутренний спрос, и сильное производство, которое вполне сможет конкурировать с экологически чистой orgaшcfoods крупнейших мировых производителей.

При принятии закона об органических продуктах и сертификации экологически чистых производств Россия может превратиться в одного из крупнейших производителей органической продукции в мире, и даже более того — в мощного экспортера. Учитывая рост мирового рынка, российские производители могут занять прогнозируемую долю в 15—20 %. Причем это доля, которой российские потребители покрыть не смогут — здесь речь идет об активном наращивании экспортных поставок.

В такой ситуации российские предприятия, несмотря на массу рисков и ограничений, могут получить реальные выгоды от вступления страны в ВТО и получения возможности для наращивания экспорта.

Одним из важнейших направлений поддержки магистральной цели устойчивого развития регионов РФ может выступить создание большого национального проекта «АгроЭкоСистемы России», являющегося практическим воплощением синергетических подходов к стратегическому управлению, конкретные мероприятия реализации которого могут быть четко выражены в форсайт-карте [1].

Основными задачами «зеленого» национального проекта «АгроЭкоСистемы России» должны выступать:

1) экологическое развитие регионов РФ посредством создания экопредприятий и агротурис-тических комплексов по единым экостандартам и этическому кодексу предпринимателей — экономический вектор устойчивого развития региона;

2) обеспечение занятости сельского населения региона, создание новых рабочих мест, пропаганда экостиля жизни, агроэкопроизводства, преодоление негативных тенденций деградации сельскохозяйственного и демографического потенциалов регионального пространства страны, повышение качества жизни и экологической ответственности за будущие поколения, сохранение экосистем — социально-экологический вектор устойчивого развития;

3) возрождение уникальных национальных технологий в сфере агропроизводства и переработке агропродукции;

4) формирование социальных программ экопросвещения, трудового воспитания и здорового питания молодежи в регионах России;

5) создание экоинкубаторов для сохранения биоразнообразия редких растений и животных;

6) организация национальной школы экотуриз-ма и кластерное развитие агроэкоферм в региональной экономике;

7) поддержка агроэкопоселений с учетом типологии регионов по условиям и уровню территориального развития.

Распределение «обязанностей» между субъектами, определение границ их сотрудничества в преодолении тех или иных ограничений (в том числе при использовании кластерного подхода) способны в решающей степени повлиять на эффективность реализации сетевой модели синергетического развития агросферы региональной экономики.

Синергетический эффект — экономическая основа функционирования кластера — обеспечивается за счет гармоничного слияния усилий всех

его участников в стремлении к инновационным изменениям и снижению трансакционных издержек. Эффективность кластера проявляется в развитии сельских территорий, обеспечении населения качественным продовольствием отечественного производства, экономическом росте, в сохранении рабочих мест, расширении налоговой базы, в увеличении экспорта и привлечении инвестиций.

Реализация системного подхода к региональной кластерной политике позволит обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики региона за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Инициация создания агрокластеров стимулирует социально-экономическое развитие мест расположения, прилежащих территорий и целых регионов, что особенно актуально в современных российских условиях.

Оценка эффективности затрат на качественное и количественное улучшение методов и механизмов инновационного развития региональной агросферы требует учета всех затрат, который необходимо включить в систему государственной статистики РФ на всех уровнях управления. В целях систематизации объективных данных по развитию аграрной сферы российского пространства целесообразно разрабатывать аграрные паспорта регионов для повышения информационной осведомленности населения страны и повышения эффективности рационального управления экономикой России.

Правовое обеспечение региональной политики на федеральном и региональном уровнях управления должно предусматривать переход на средне- и долгосрочное планирование мер поддержки аграрной сферы.

В целях обеспечения «прорывного» типа развития секторов агросферы на современном этапе ее трансформации региональная политика России должна направляться на поддержку «точек роста» и «резонансных зон» федерального (регионального) значения, которые содействуют интенсивному развитию аграрной сферы и целесообразны во всех субъектах РФ.

Необходимо законодательно закрепить положение, согласно которому после принятия долгосрочного плана государственной поддержки за

выполнение программ будут отвечать министерства сельского хозяйства и регионального развития РФ. На федеральном уровне необходимо также принять базовые правовые акты, обеспечивающие эффективную реализацию региональной политики по развитию агроэкономического пространства регионов.

Под новой региональной агроэкономикой следует понимать совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, основанных на использовании земли, воды и биологических ресурсов в рамках современных и перспективных наукоемких технологий, обеспечивающих высокие показатели безопасности и экологичности производства, опирающихся на привлекательную и развитую жизненную среду, способную предоставить высокий уровень жизненного комфорта и возможностей для человеческого развития. Данные направления будут способствовать эволюционному переходу России к постиндустриальному обществу нового типа, переходу от «экономики капитала» к «экономике знаний».

В фокусе нового направления организации аг-роэкономического пространства регионов России оказывается развитие человека, определяющее в свою очередь развитие производительных сил (интродукция новых технологий должна быть подчинена интересам человека). Коллизий, при которых развитие производства наносит людям социальный, экологический и демографический ущерб, необходимо избегать.

Перспективной моделью новой организации агроэкономического пространства должно стать многоуровневое кооперирование вместо нынешнего преобладания корпоративных форм, основанных на традиционном денежном капитале.

Основной вклад новой организации агроэкономического пространства в долгосрочное социально-экономическое развитие страны состоит в создании мощного, эффективного и конкурентоспособного кластера национальной экономики, основанного на массовом применении технологий биоэкономики и формировании системы социально-экономических отношений, в полной мере соответствующей обществу знаний.

При этом факторами эффективности развития сетевой организации агроэкономического пространства регионов прогнозируются: • формирование биотехнологического уклада в

максимально широкой локализации;

• замещение ископаемого углеводородного сырья углеводородами и топливным водородом растительного происхождения, а также из иных воспроизводимых источников — что приобретает особую актуальность в условиях ожидаемого исчерпания традиционных энергоносителей и сырья для химической промышленности;

• создание нового широкого пространства для жизни и профессиональной деятельности человека, что приобретает особую актуальность в условиях возможного кризиса существующей промышленно-городской среды из-за снижения конкурентоспособности старой промышленности и ресурсного сектора;

• формирование условий для комфортного и экологичного проживания для значительной части населения страны — до 30 млн чел. к средине XXI в.;

• активизация природных и социальных факторов, способствующих повышению статуса здоровья людей и продлению активного периода их жизни;

• обеспечение надзорности обширных территорий страны, в настоящее время страдающих от депопуляции;

• формирование прогрессивной системы общественных отношений, основанных на объединении сложного творческого труда, на кооперации и самоуправлении, на развитии личной ответственности и нравственного долга;

• придание необходимой дополнительной динамики социогенезу российского общества благодаря появлению нового неспекулятивного идеала — обустройства жизненной среды в процессе нового освоения агроэкономического пространства;

• повышение экономической, селитебной и культурной привлекательности России.

Таким образом, новая система организации агроэкономического пространства в регионах страны сможет сыграть роль одной из несущих конструкций постиндустриального развития России, стать действенным фактором сохранения и преумножения ее экономического и человеческого потенциалов.

Список литературы

1. Интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ. URL: http://www. mcx. ru.

2. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 г.). URL: http://www. lawmix. ru/abrolaw/8528.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat_mam/rosstat/ru/statistics/enterprise/ economy.

5. Федеральный портал Рrotown. ru. URL: http:// www. protown. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.