Научная статья на тему 'Сетевые блага: новые возможности и проблемы для предпринимательства'

Сетевые блага: новые возможности и проблемы для предпринимательства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1332
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ БЛАГА / СЕТЕВЫЕ РЫНКИ / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / NETWORK BENEFITS / NETWORK MARKETS / NETWORK ECONOMY / INFORMATION EXCHANGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стрелец И. А.

В статье рассматриваются свойства сетевых благ, особенности сетевых рынков, социально-экономические перспективы, которые открываются участникам сетевых рынков, и проблемы, возникающие в условиях распространения сетевых благ. С помощью системы Интернет и сопутствующих систем и технологий информация о рынках и ценах становится все более доступной для потенциальных покупателей и продавцов, расширяются возможности информационного обмена и культурные связи между людьми различных регионов. Однако мы все чаще сталкиваемся с проблемой противоречивости информации и проблемой ее эффективной защиты, усложнением экономической жизни, трудностями дальнейшего развития сетевой организации, необходимостью преодоления асимметричности в доступе к информации. Со многими из рассмотренных проблем сталкивается сегодня Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network Benefits: New Opportunities and Problems for Entrepreneurship

The article looks at the qualities of network benefits, specific features of e-markets, the social and economic prospects opening up before the e-market participants, and the problems arising in the conditions when network benefits grow increasingly widespread. Through the Internet and the related systems and technologies, information on markets and prices is becoming more and more accessible to potential purchasers and sellers, and the possibilities for information exchange and cultural ties between people residing in different regions are extending. However, we are increasingly faced with such problems as information inconsistency and need to effectively protect it, growing complexity of economic life, network development difficulties, need to eliminate asymmetry in the access to information. Many of the problems considered are facing Russia as well.

Текст научной работы на тему «Сетевые блага: новые возможности и проблемы для предпринимательства»



СЕТЕВЫЕ БЛАГА:

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И. А. СТРЕЛЕЦ,

д. э. н., профессор МГИМО (У) МИД России

В последнее время все большее место в жизни и, соответственно, в экономической науке занимают сети, сетевые блага и сетевые рынке. Что же это такое? Нам бы хотелось обратить внимание на уникальные черты, присущие сетевым благам, на их принципиальное отличие от традиционных благ и на те возможности и проблемы, которые возникают в связи с их распространением в предпринимательской деятельности.

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА И СЕТЕВЫЕ БЛАГА

Какие рынки мы можем считать рынками сетевых благ? Это телефонные услуги, услуги Интернета, программное обеспечение, банковские услуги, услуги воздушных перевозок и многие другие. К сетевым относятся услуги теле- и радиовещательных компаний. В сфере авиационных перевозок появляются сети бронирования билетов. Такие рынки возникают повсюду, где создается сеть, связывающая между собой людей.

Сети, сетевые эффекты могут появляться в самых неожиданных областях бизнеса и жизни. Всем приходилось видеть длинные очереди перед входом в модные кафе, дискотеки и клубы. Несмотря на явно избыточный спрос, владельцы таких заведений далеко не всегда увеличивают цены на свои услуги, что было бы логично с их стороны, если действовать в рамках обычных правил рыночной экономики.

Дело в том, что здесь на объем спроса действуют внешние сетевые эффекты. Возникает незримая сеть: потенциальные посетители ориентируются не только на поведение тех, кто находится внутри заведения, но и на поведение тех, кто стоит на улице, кто не попал вовнутрь, хотя и страстно хотел этого. Выбор потребителей определен социальными причинами, выбором других потребителей. Действительный размер сети многократно превышает размеры заведения. Таким образом, очереди увеличивают популярность подобных заведений, они способствуют росту их социальной ценности и, разумеется, прибыльности. Цены нельзя увеличить, так как их подъем существенно сократит очереди, а, следовательно, сократит размер сети, что, в конечном счете, может неблагоприятно сказаться на прибылях.

5

В новой экономике бывает достаточно создать сеть или стать ее участником, чтобы получать сверхприбыли. Так, например, рост количества психоаналитиков и адвокатов способствует не снижению, а увеличению стоимости их услуг, так как становится модным, принятым в обществе иметь своего психоаналитика или своего юриста. Лица подобных профессий создают спрос на самих себя, выступая от имени сети.

Сетевые эффекты эксплуатируются и во время предпразничных продаж. Покупка подарка становится чем-то вроде массового психоза. Более того, новые праздники и специальные подарки, к ним приуроченные, зачастую инициируются бизнесом, так как традиция обмениваться подарками делает последние сетевыми благами (вспомним, недавно прижившиеся в России валентинки).

Распространяется сетевой маркетинг, сетевая реклама. Важным становится не создание блага как такового, а создание сети, продуцирующей и распространяющей данное благо, и это принципиально отличает сетевую экономику от несетевой.

Какие же блага являются сетевыми? По нашему мнению, сетевые блага следует определять через их свойства:

• комплементарность, совместимость и стандартность;

• существенная экономия на масштабе производства;

• сетевые внешние эффекты;

• эффекты ловушки.

Комплементарность означает, что потребители на рынках сетевых благ осуществляют покупку блага, которое может быть использовано только совместно с другими благами: компьютеры потребляются совместно с мониторами, а программное обеспечение совместно с компьютерами. Таким образом, потребители покупают не просто отдельно взятые блага, а части системы, сети. С технической точки зрения, комплементарность означает совместимость, а совместимость требует, чтобы такие блага работали на одном стандарте.

Структура издержек сетевых благ отличается от структуры издержек обычных благ: основная часть издержек приходится на начальный период их производства, а последующее копирование стоит ничтожно мало. Издержки изготовления первых экземпляров непропорционально велики по отношению к издержкам производства последующих. Но особенно важно, что само создание связано с несопоставимо большими издержками, чем ее расширение. Другими словами, по разным линиям действует мощный эффект экономии на масштабе производства.

Следует обратить внимание еще на одну из особенностей сетевых благ: возникновение явления, действующего в том же направлении, что и эффект экономии на масштабе производства. Мы имеем в виду распространение сетевых внешних эффектов. Появляется возрастающая доходность блага для потребителей: каждый дополнительный пользователь сетевым благом увеличивает его полезность для других индивидов. Готовность платить у каждого следующего (или «предельного» на языке теории) индивида нарастает по мере подключения к сети новых и новых участников.

Всем знакома ситуация, когда для того, чтобы организовать вечеринку или загородную поездку, необходимо набрать определенное количество участников будущего мероприятия. Вначале это бывает непросто, но после того, как критическая масса сформирована, желающих может оказаться даже больше, чем планировалось. Поэтому достаточно часто организатор прибегает к уловке, дезинформируя потенциальных участников в том, что «поедет такой-то и такой-то». Причем, хотя критическая масса создается искусственно, эффект присоединения начинает работать в действительности.

То же самое характерно и для других сетевых благ. Накопление критической массы, то есть такого количества участников, после которого присоединение к сети становится выгодным, существенно для дальнейшего распространения сетевых внешних эффектов.

В отношении сетевых благ действуют и так называемые эффекты ловушки или блокировки (lock-in effects). Это эффекты, связанные с формированием определенных стереотипов потребления, затрудняющих переход потребителей к другим фирмам, производящим аналогичные блага.

Эффекты ловушки приводят к тому, что процесс технического развития идет не так линейно, как можно было бы предположить. На глобальном уровне есть вероятность появления так называемых институциональных ловушек, то есть неэффективных устойчивых норм, приобретающих самоподдерживающий характер. Характерный пример такой институциональной ловушки - проблема QWERTY, впервые описанная в работе американского экономиста П. Дэвида. А именно, расположение клавиш соответствующих букв Q - W - E - R - T - Y даже на новейшем ноутбуке определяется техническими особенностями конструкции первых пишущих машинок - слишком трудно переучивать много миллионов пользователей, привыкших к нему.

Особенности благ, обменивающихся в рамках сетевой экономики, создают необходимость особых подходов к деятельности фирмы, занимающейся их производством, и к регулирующей роли государства на рынках этих благ.

ВОЗМОЖНОСТИ И ОПАСНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕТЕВЫХ БЛАГ

Использование сетей и широкое распространение сетевых благ открывает целый ряд новых социально-экономических перспектив и возможностей. С помощью системы Интернет и сопутствующих систем и технологий информация о рынках и ценах в глобальных масштабах становится все более доступной для потенциальных покупателей и продавцов. В качестве примера можно привести торговлю по почте, посредством использования телевидения или Интернета.

Но это лишь вершина айсберга. Самое главное, что расширяются возможности информационного обмена. Другие, более традиционные формы международного сотрудничества (совместные предприятия, стратегические альянсы) обладают ограниченными возможностями информационного обмена, в то время как виртуальные сети позволяют преодолевать это ограничение. Сегодня формируются международные сети, которые быстро и успешно развиваются в условиях глобализации и существования основ мирового информационного пространства.

Создается единое информационное поле, порождающее массу положительных внешних эффектов (экстерналий) для лиц, имеющих к нему доступ. При этом пополнение сообщества новыми членами, обладающими дополнительными личными возможностями, ведет к качественному улучшению всей сети. Таким образом, возникает возможность мультипликационного расширения положительных экстерналий.

Одним из наиболее существенных (социальных!) последствий следует назвать расширение культурных связей между людьми различных регионов, национальных традиций. Современные средства коммуникации (Интернет, спутниковое телевидение) дают возможность осуществлять ежедневные контакты каждого индивида с другими индивидами, независимо от их местоположения и степени удаленности друг от друга. Такие возможности создают предпосылки для формирования общих культурных ценностей и общедоступных, понятных в мировом масштабе, стереотипов поведения. Совре-

1Л<

7

► И

СЕТЕВЫЕ РЫНКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Сложно ли работать на сетевых рынках в условиях кризиса? Присущи ли им какие-то специфические трудности, или их субъекты сталкиваются в основном с обычными проблемами общеэкономического характера? Есть ли какие-то преимущества, связанные с деятельностью на сетевых рынках? В своих попытках ответить на заданные вопросы попробуем оттолкнуться от свойств сетевых благ. И картина с этой точки зрения складывается в кризисных условиях явно неоднозначная. Так, эффект масштаба, присущий сетевым благам, безусловно, имеет положительное влияние на развитие сетевых отраслей. В кризисный период, когда особенно актуальной становится задача минимизации издержек, понижающиеся средние издержки повышают конкурентоспособность сетевых благ. Сети - один из немногих секторов экономики, который способен дешево финансировать свою экспансию.

На стабильность бизнеса работает и эффект ловушки. Уж если ты клиент сети, то таковым, вероятно, останешься и при кризисе. Более того, роль эффекта ловушки может даже увеличиваться, так как в кризисных условиях проблематично нести дополнительные издержки, связанные с переходом на потребление новых товаров и услуг, с обучением и т.п. Единственным серьезным стимулом к этому шагу может быть низкая цена несетевых аналогов, но, учитывая эффект масштаба, вряд ли на этом поле возможны серьезные конкуренты для сетевых благ. Сетевые внешние эффекты, напротив, таят в себе в период кризиса заметные риски. В случае сокращения количества участников сети, что вполне возможно в условиях падения доходов потребителей и сокращения платежеспособного спроса, полезность сети начнет динамично и непредсказуемо падать. А в совокупности с информационными каскадами негативного характера это может дать синергетический эффект вплоть до полного разрушения сетевой организации в отрасли.

менному человеку доступен огромный объем информации о культуре и образе жизни, отличных от тех, которые свойственны для его собственной среды. Происходит взаимосоприкосновение и взаимовлияние различных культур, и процесс этот, учитывая расширяющиеся возможности общения, становится все более простым и доступным.

Известно, однако, что зачастую позитивное явление порождает свою противоположность в виде тех или иных негативных последствий. Полностью применимо это и к информатизации общества.

Информации действительно стало больше и она стала доступнее для широкого круга лиц. Но этот же колоссально возросший объем информации создает и реальные трудности. Информация продолжает расти, неизбежная противоречивость источников создает противоречивость самой информации. В массивах информации порой нелегко разобраться даже специалистам, не говоря уже об простых людях, как мы помним, все интенсивнее вовлекающихся в информационные сети. В своей статье «Рациональность как процесс и продукт мышления» Герберт Саймон отмечает, что информация является несомненным благом лишь в мире, где ее мало, а в условиях, когда вокруг предлагается большое количество разнообразной информации, она зачастую начинает играть отрицательную роль, отвлекая нас от существенного, и действительным благом, редким ресурсом становится не информация, а внимание1.

Все это приводит к существенному усложнению экономической жизни. Проблемой становится уже не само получение информации, а возможность ее качественной обработки. В

связи с вышеизложенным возникают трудности дальнейшего развития сетевой организации. Конструирование сетевой организации требует формирование информационного потока между участниками того экономического процесса, в отношении которого она создается. При этом необходимо обеспечить быстрый доступ новых

участников к существующим информационным материалам, быстрый доступ всех участников к новым информационным материалам, быстрое установление прямых многосторонних, преимущественно горизонтальных, связей между участниками. Всего этого бывает достаточно сложно достичь.

Мы уже говорили о том, что информационные сети расширяют связи людей разных культур. Но есть и обратная сторона процесса, когда происходит вытеснение традиционных групповых связей функциональными информационными связями, что сопряжено с развитием взаимного отчуждения между людьми. Как ни странно, в эпоху глобализационных изменений и взамопроникновения культур центробежные силы могут оказаться сильнее центростремительных.

Особо следует сказать о сохраняющейся асимметричности в доступе к информационным источникам различных стран. Различия в материальном и образовательном уровень не позволяют обеспечивать в этом отношении равные возможности всем членам международного экономического пространства. А поскольку процесс информационного развития идет нарастающими темпами, разрыв в плане обеспеченности информацией увеличивается. Вполне реален раскол населения на элиту, которая вовлечена в сеть и потому пользуется всеми положительными внешними эффектами от пребывания там, и прочую массу, сетевых благ лишенную.

Наконец, несомненную опасность создает проблема влияния. Учитывая огромный поток информации, который обрушивается на нас ежедневно и очевидную неспособность его обработать, типовой становится ситуация, когда мы выбираем не информацию, а источник информации! Тот, кто управляет им, фактически управляет и нами. Остро встает вопрос о тождественности контроля над информационными технологиями и сетями контролю над обществом.

СОВМЕСТИМЫ ЛИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И ПРАВО?

Особую остроту в связи с ростом информационных сетей приобретает проблема защиты информации. При современной низкой стоимости копирования и при сильном развитии коммуникаций нельзя действовать старыми методами. Невозможно, например, используя одно лишь патентное право, остановить распространение секретных технологий. Никто не станет жертвовать свободой информационного пространства ради защиты прав собственности на какие-либо виды информации.

Очевидно, самое лучшее, что можно сделать с таким легко копируемым содержанием как информация, - это продать его, но не как копию, а как капитал, то есть со всем набором правомочий на капитал: правами показывать, изменять его и извлекать из него прибыль. Именно на продажу контента как капитала, а соответственно, на выработку методов продажи такого интеллектуального ресурса, обращают внимание многие зарубежные исследователи, занимающиеся проблемами защиты права интеллектуальной собственности".

Еще одно свойство сетевых благ - компле-ментарность - в плане воздействия на экономические процессы в сетях скорее несамостоятельно, но способно усиливать процессы, порожденные другими их свойствами. Так, при росте сети комплементарность обеспечивает распространение и подержание положительного эффекта масштаба. Зато при крушении сетевых рынков, данное свойство будет способствовать развитию негативного мультипликационного эффекта. Главная задача в кризисной ситуации - не допустить падения объема сети ниже критической массы, когда начинает резко падать полезность сети, и ставится под вопрос само ее дальнейшие существование.

1Л<

9

► И

Тем не менее, нельзя полностью отказаться и от правовой защиты интеллектуальной собственности, да и собственности вообще. В связи с возникновением Интернета в этой сфере возникает целый комплекс проблем.

Первая проблема связана с защитой от явления, получившего название киберсквоттинга. Сеть породила новый нематериальный актив - доменное имя, то есть обозначение, состоящее из нескольких частей, которое дает возможность пользователям Интернетом применять в качестве адреса имя, имеющее смысловое значение и созданное по правилам определенной иерархии. Доменное имя имеет много общего с товарными знаками и фирменными наименованиями, но, в отличие от них, доменное имя не привязывает заявителя к конкретному роду товара или услуги. Такая доступность и открытость доменов превратила их в предмет недобросовестной конкуренции.

Регистрацией и продажей доменов занимаются две категории посредников. Торговцы доменными именами (domain name traders) стараются зарегистрировать общеупотребимые слова, термины, сочетания слов и терминов. А киберсквоттеры (cybersquotters) регистрируют имена, напоминающие или даже полностью копирующие известные торговые марки, товарные знаки и т. п., ведь для привлечения аудитории на свои сайты большое значение имеет наличие определенного брэнда.

Спекуляция доменными именами - киберсквоттинг - становится весьма прибыльным делом. Обезопасить доменное имя очень сложно. Возникающие судебные процессы в связи с захватом доменных имен демонстрируют неготовность к подобному разбирательству как самих сторон, так и судебной системы. В России прошли судебные процессы в связи с захватом доменных имен: известные дела «Мосфильма», «Quelle», «Кодака». В первых двух случаях недобросовестность захватчиков доменных имен была быстро доказана, а в последнем случае пришлось обращаться в Высший арбитражный суд. Хотя ход всех трех разбирательств свидетельствует о неурегулированности судебных процессов в этой области, но то, что судебные разбирательства в этой сфере все-таки начались, является положительной тенденцией.

На мировом уровне единая политика по разрешению споров в отношении доменных имен была принята в августе 1999 г. международной организацией ICANN. Эта политика называется UDRP (United Dispute Resolution Policy) - Единая политика по урегулированию споров в области названий доменов. Нормы UDRP включаются в текст договора при осуществлении регистрации домена и становятся обязательными для владельцев доменов.

Не менее важную проблему составляет на сегодняшний день торговля базами данных, причем в данном случае речь идет как об информации коммерческого характера, так и об информации личного свойства. Во большинстве стран, несмотря на различный подход к этому вопросу, часть информации закрыта для публичного распространения. Тем не менее, чрезвычайно часто закрытая информация продается теми лицами, которые имеют к ней доступ. И острота этой проблемы нарастает. Ведь по мере того, как к интернету подсоединяется все большее количество компьютеров, все больше информации личного характера попадает в общее информационное пространство.

Необходим разумный и приемлемый баланс между более широким участием индивидов в информационном пространстве и соблюдением личных свобод и прав граждан, присутствующих в интернете. В США первый закон в области защиты личных прав граждан в данной области был принят в 1974 г. (Privacy Act). Этот закон давал гражданам право контролировать записи правительственных органов, сделанные в их отношении, и вносить в них изменения; выражалось беспокойство по поводу недобросовестного использования информации, содержащейся в компьютерных системах. В 1984 г. Конгресс принял закон, запрещающий нелегальный доступ к федеральным компьютерам, а в 1986 г. это положение было распространено и на компьютерные преступления в частном секторе.

В Российской Федерации действует закон «Об информации, информатизации, защите информации» №24-ФЗ, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 января 1995 г. и вступивший в силу 20 февраля 1995 г., но этим законом не определен перечень сведений, к которым доступ должен быть ограниченным, нет законов о служебной тайне или о коммерческой тайне. В итоге годовой оборот российского рынка конфиденциальной информации составляет около 20-24 млн. долларов".

Таким образом, современная правовая система сталкивается сегодня с необходимостью более четкого и эффективного регулирования защиты права интеллектуальной собственности, причем как на национальном, так и на международном уровне.

Серьезная проблема правовой защиты в условиях распространения новых технологий связана и с урегулированием вопросов вокруг электронной коммерции и вытекающих из нее обязательств сторон.

Среди наиболее важных юридических вопросов, требующих решения, можно выделить:

* требования по форме заключения сделок;

* вопросы налогообложения;

* защита информации и использование электронных подписей;

* охрана интеллектуальной собственности;

* охрана прав потребителей и т. п.

В России принят Федеральный Закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Создаются правовые условия для использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) в электронных документах, при этом ЭЦП приравнивается в юридическом отношении к собственноручной подписи человека на бумажном носителе.

Деятельность Рунет регулируется постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании глобальной информационной сети Интернет в РФ (российского сегмента сети Интернет)» от 20 января 2000 г. Возможно, что в России будет со временем разработана специальная программа по защите доменных имен, адаптированная конкретно к российским экономическим условиям.

Есть и другие важные правовые документы. И все же полная их система в нашей стране все еще не создана. Только полная правовая база даст возможность не просто говорить об электронной коммерции как о перспективном и важном направлении развития обмена, но как о реальном аналоге оффлайновому бизнесу (бизнесу в традиционном виде) в онлайновом сегменте экономики (бизнес в Сети). Безусловно, для реализации этого необходимы финансовые средства.

Со многими из рассмотренных проблем сталкивается сегодня Россия. Однако интеграция в современную глобальную экономику уже стала для России не просто желательным, но абсолютно необходимым процессом. Правильное позиционирование страны в мировом информационном пространстве может стать тем шагом, который предопределит успех дальнейшего участия в мировом глобализационном процессе.

' David P.A. Clio and the Economics of QWERTY/ P. David // American Economic Review Papers and Proceedings. -1985. - V.75, N.2. - P. 143-149. " Herbert A.Simon. Rationality as Process and as Product of Thought. American Economic Review, May 1978, v.68, no.2, p.1-16. '" См., например: Dyson, E. A Design for Living in the Digital Age / E. Dyson. - New York: Broadway Books, 1998. - 370 p. " Подробнее см. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики / В.Б. Наумов. - М.: Книжный дом«Университет», 2002. - С. 170174, приложение 3.

v Ходорыч А. Расколотая база / А. Ходорыч // Коммерсантъ Деньги. - №7, 21 февраля 2001. - С.15.

М4

11

► и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.