Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)'

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое взаимодействие / высшее образование / среднее профессиональное образование / педагог / дошкольное образование / учреждение / организация / профессиональная подготовка / результаты исследования / констатирующий этап / networking / higher education / secondary vocational education / teacher / preschool education / institution / organization / professional training / research results / ascertaining stage

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистов Андрей Александрович

В статье рассмотрены различные вопросы, связанные с развитием сетевого взаимодействия при подготовке будущий специалистов к работе в условиях дошкольного образования. Тезисно представлены результаты изучения теоретического и прикладного материала по теме исследования. Охарактеризован основной инструментарий и базовые компоненты исследования. Приведены результаты констатирующего этапа исследования в группах обучающихся, проведенного в сентябре 2022 года на базе «Государственного гуманитарно-технологического университета» по специальности: 44.03.05 «Дошкольное образование. Начальное образование» и на базе Гуманитарно-педагогического колледжа по специальности: 44.02.01 «Дошкольное образование. В исследовании приняли участие 24 и 25 педагогов профессионального колледжа и двух групп факультета начального образования вуза по 25 и 27 обучающихся первых курсов. Возраст испытуемых 15-17 и 17-19 лет. Результаты на констатирующем этапе показали преимущественно низкую и среднюю готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности. В статье представлена специфика проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы и особенности работы образовательных организаций на различных ступенях образования. По результатам констатирующего этапа кратко охарактеризованы основные направления организации сетевого взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования. Представлены рассуждения об основных преимуществах сетевого взаимодействия как эффективной формы сотрудничества образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with various issues related to the development of networking in the preparation of future specialists for work in preschool education. Abstract presents the results of the study of theoretical and applied material on the research topic. The main tools and basic components of the study are characterized. The results of the ascertaining stage of the study in groups of students, conducted in September 2022 on the basis of the "State Humanitarian and Technological University" in the specialty: 44.03.05 "Preschool education. Primary Education” and on the basis of the Humanitarian Pedagogical College, specialty: 44.02.01 “Preschool education. The study involved 24 and 25 teachers of a professional college and two groups of the faculty of elementary education of the university, 25 and 27 first-year students each. The age of the subjects was 15-17 and 17-19 years old. The results at the ascertaining stage showed predominantly low and medium readiness of future specialists to carry out professional activities. The article presents the specifics of the ascertaining stage of experimental work and the features of the work of educational organizations at various levels of education. Based on the results of the ascertaining stage, the main directions of organizing network interaction between institutions of higher and secondary vocational education are briefly characterized. Arguments are presented about the main advantages of networking as an effective form of cooperation between educational institutions of secondary vocational and higher education.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)»

3.Кочетова, И.В. Интерактивное обучение как фактор совершенствования современного высшего образования / И.В. Кочетова, О.Н. Шалина, И.В. Егорченко // Гуманитарные науки образование: Научный журнал. - 2017. - № 3. -С. 31-36

4. Управление качеством образования / М.М. Поташник [и др.]; под ред. М.М. Поташника. - Москва, 2000. - 448 с.

5. Чикина, Т.Е. Система упражнений для практических занятий по математике как компонент учебно-профессиональной адаптации первокурсников / Т.Е. Чикина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. - С. 359.

6. Чикина, Т.Е. Технологический подход к обучению математике иностранных слушателей / Т.Е. Чикина, О.Г. Коларькова//Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-3. -С. 351-354

7. Чикина, Т.Е. Учебно-профессиональный аспект адаптации к изучению дисциплин естественнонаучного цикла в условиях дистанционного обучения / Т.Е. Чикина // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 85-5. - С. 44-47

Педагогика

УДК 377.031, 378.046.2

преподаватель Чистов Андрей Александрович

Ликино-Дулевский политехнический колледж - филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. В статье рассмотрены различные вопросы, связанные с развитием сетевого взаимодействия при подготовке будущий специалистов к работе в условиях дошкольного образования. Тезисно представлены результаты изучения теоретического и прикладного материала по теме исследования. Охарактеризован основной инструментарий и базовые компоненты исследования. Приведены результаты констатирующего этапа исследования в группах обучающихся, проведенного в сентябре 2022 года на базе «Государственного гуманитарно-технологического университета» по специальности: 44.03.05 «Дошкольное образование. Начальное образование» и на базе Гуманитарно-педагогического колледжа по специальности: 44.02.01 «Дошкольное образование. В исследовании приняли участие 24 и 25 педагогов профессионального колледжа и двух групп факультета начального образования вуза по 25 и 27 обучающихся первых курсов. Возраст испытуемых - 15-17 и 17-19 лет. Результаты на констатирующем этапе показали преимущественно низкую и среднюю готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности. В статье представлена специфика проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы и особенности работы образовательных организаций на различных ступенях образования. По результатам констатирующего этапа кратко охарактеризованы основные направления организации сетевого взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования. Представлены рассуждения об основных преимуществах сетевого взаимодействия как эффективной формы сотрудничества образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, высшее образование, среднее профессиональное образование, педагог, дошкольное образование, учреждение, организация, профессиональная подготовка, результаты исследования, констатирующий этап.

Annotation. The article deals with various issues related to the development of networking in the preparation of future specialists for work in preschool education. Abstract presents the results of the study of theoretical and applied material on the research topic. The main tools and basic components of the study are characterized. The results of the ascertaining stage of the study in groups of students, conducted in September 2022 on the basis of the "State Humanitarian and Technological University" in the specialty: 44.03.05 "Preschool education. Primary Education" and on the basis of the Humanitarian Pedagogical College, specialty: 44.02.01 "Preschool education. The study involved 24 and 25 teachers of a professional college and two groups of the faculty of elementary education of the university, 25 and 27 first-year students each. The age of the subjects was 15-17 and 17-19 years old. The results at the ascertaining stage showed predominantly low and medium readiness of future specialists to carry out professional activities. The article presents the specifics of the ascertaining stage of experimental work and the features of the work of educational organizations at various levels of education. Based on the results of the ascertaining stage, the main directions of organizing network interaction between institutions of higher and secondary vocational education are briefly characterized. Arguments are presented about the main advantages of networking as an effective form of cooperation between educational institutions of secondary vocational and higher education.

Key words: networking, higher education, secondary vocational education, teacher, preschool education, institution, organization, professional training, research results, ascertaining stage.

Введение. Сетевое взаимодействие образовательных организаций различных ступеней, направленное на профессиональную подготовку педагогов, необходимо для более эффективного построения образовательного процесса.

Внедрение системы сетевого взаимодействия, отраженной в определенной модели [5], является спорным вопросом, рассматриваемым с позиций педагогики, психологии, социологии. В данной связи организация и непосредственное проведение различных исследований, являются наиболее актуальными направлениями развития сетевого взаимодействия в педагогической сфере.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая сетевое взаимодействие как совместный процесс, включающий профессиональную подготовку, овладение набором определенных компетенций, направленных на профилизацию образования, следует подчеркнуть особую значимость данного вида взаимодействия в педагогической сфере. Развитие сетевого взаимодействия существенно влияет на раннюю профессиональную ориентацию будущих педагогов. Сетевое взаимодействие вуза и учреждения среднего профессионального образования целесообразно рассматривать как наиболее эффективный, направленный на освоение совокупностей необходимых профессиональных компетенций, процесс. Существенным фактом для развития сетевого взаимодействия является также и то, что его развитию на достаточном уровне необходима организация партнерских отношений на основе равноправия.

В рамках развития системы подготовки профессионально-педагогических кадров различных направлений в условиях инновационной деятельности вуза данная тема разрабатывается Е.А. Гнатышиной, Л.П. Алексеевой, А.В. Савченковым [1], технологии формирования «гибких навыков» (Soft Skills) в учреждениях среднего и высшего специального образования исследуются А.В. Захарчук [2], сетевое взаимодействие как фактор успешной профессиональной социализации молодых

специалистов изучается M.B. Потаповой, H.B. Увариной, Н.О. Яковлевой [3]. Опытно-экспериментальную работу по разработке эффективности применения инновационных технологий в организации практической подготовки ведут Н.И. Тарасеева, О.В. Баулина [4].

В рамках предыдущих исследований были рассмотрены теоретические аспекты подготовки кадров в процессе сетевого взаимодействия [7], вопросы профилизации обучения и ранней профессиональной ориентации, разработана личностно-ориентированная модель профессиональной подготовки в процессе сетевого взаимодействия [6], определена специфика реализации сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования в условиях Московской области [8].

В настоящее время нельзя с полной уверенностью говорить о том, что проблема социального партнерства разработана достаточно. В данной связи актуальным направлением разработки является проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы в данном направлении.

По мнению Е.А. Гнатышиной, Л.П. Алексеевой, A.B. Савченкова: «Идея специализированной подготовки профессионально-педагогических кадров активно оспаривалась и оспаривается до сих пор» [1, С. 212]. Изучение научно-педагогических источников также позволило выявить, что процесс организации и дальнейшего развития социального партнерства в условиях среднего профессионального образования и вуза рассмотрен недостаточно. Так, необходимой для пересмотра в настоящее время является построение стратегии и определенного алгоритма сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования.

Согласимся с мнением группы авторов, которые отмечают: «В условиях пересмотра роли, объема среднего профессионального образования в профессиональной подготовке, в том числе, в образовательной сфере, споры продолжаются и в связи с ликвидацией начального профессионального образования ...утратилась социальная функция образования, которая была для подросткового возраста сосредоточена в системе среднего профессионального образования» [1, С. 211]. Действительно, среднее профессиональное образование, приучение к труду, начиная с подросткового возраста, может решить множество проблем, возникающих и развивающихся в воспитательной среде.

Для определения эффективности сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования в сентябре 2022 года было начато опытно-экспериментальное исследование базе «Государственного гуманитарно-технологического университета» по специальности: 44.03.05 «Дошкольное образование. Начальное образование», на базе Гуманитарно-педагогического колледжа по специальности: 44.02.01 «Дошкольное образование. В качестве контрольной и экспериментальной были избраны по 2 группы из колледжа и вуза. Исследование проходило на базе групп первых курсов. В исследовании приняли участие 24 и 25 педагогов профессионального колледжа и двух групп факультета начального образования вуза по 25 и 27 обучающихся. Возраст испытуемых - 15-17 и 17-19 лет.

Целью исследования стало изучение эффективности сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования.

Констатирующий этап предполагал определение параметров организации исследовательской работы, анализ овладения компетенциями по работе с дошкольниками и мотивированности обучающихся в системе среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования, контрольных и экспериментальных групп. Данный этап также предполагал проведение первичной диагностики изучение документации колледжа и вуза, коррекции базы исследования, анализ существующих программ СПО и вуза.

Запланированное исследование было направлено на решение следующих общих задач опытно-экспериментальной работы:

- определить этапность опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности сетевого взаимодействия;

- выявить задачи и методы, адекватные каждой из поставленных задач;

- определить критерии и показатели по диагностикам уровня овладения компетенциями обучающихся (предметная область: дошкольное образование);

- выявить эффективность развития компетенций по дошкольному образованию в условиях вуза и профессионального колледжа.

Задачами констатирующего этапа, проведенного с обучающимися первого года в условиях вуза и колледжа, стали следующие.

1. Изучить уровень овладения профессиональными компетенциями по работе с детьми дошкольного возраста на констатирующем этапе.

2. Провести наблюдение за обучающимися на лекционных, практических, лабораторных занятиях.

3. Совместно с психологами образовательных организаций выявить уровень мотивации обучающихся к работе с дошкольниками.

Для решения поставленных задач мы определили следующие методы исследования:

- наблюдение за обучающимися первого года;

- индивидуальное диагностическое обследование.

Диагностика уровня овладения компетенциями по работе с дошкольниками осуществлялась, исходя из требований ФГОС, программ педагогического образования с корректировкой согласно новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования [5], утвержденной в декабре 2022 года.

С помощью диагностического инструментария были выявлены уровни развития компетенций по дошкольному образованию первокурсников в условиях вуза и профессионального колледжа с использованием классических и авторских методик.

Компетенции будущих педагогов дошкольного образования были ранжированы по уровням: высокий, средний, низкий. Приведем далее выдержки по уровневой характеристике овладения компетенциями.

Высокий уровень - система знаний и умений будущего педагога соответствует основным компетенциям в полной мере; обучающийся использует абстрактное мышление, рассуждает и употребляет в речи педагогическую терминологию, память, скорость и точность внимания соответствуют высокому уровню. Обучающийся готов к осуществлению успешной учебной деятельности, включающей саморазвитие в профессиональном плане. Обучающийся имеет осознанную профессиональную мотивацию, проявляет себя как член студенческого коллектива.

Средний уровень - система знаний и умений будущего педагога соответствует основным компетенциям но имеются некоторые ошибки и неточности; обучающийся может с неточностями и при подсказке педагога использовать абстрактное мышление, рассуждать и употреблять в речи педагогическую терминологию; развитие памяти, скорости и точности внимания соответствуют среднему уровню. Обучающийся условно готов к осуществлению успешной учебной деятельности. Необходимо развивать умение саморазвиваться и самообразовываться в профессиональном плане. Обучающийся имеет профессиональную мотивацию, не всегда проявляет себя как член студенческого коллектива.

Низкий уровень - система знаний и умений будущего педагога не соответствует основным компетенциям; обучающийся не может использовать абстрактное мышление применительно к педагогической науке и практике; в речи встречается минимальное количество рассуждений и педагогической терминологии; развитие памяти, скорости и точности внимания соответствуют низкому уровню. Обучающийся не готов к осуществлению успешной учебной деятельности, саморазвитию и самообразованию в профессиональном плане. Обучающийся имеет низкую профессиональную мотивацию, не проявляет себя как член студенческого коллектива.

Выполненные в сентябре 2022 года задания по результатам проведенных диагностик были ранжированы по уровням: высокий, средний, низкий. Итоги выполненных заданий в экспериментальной и контрольной группах среди обучающихся вуза и СПО в процентном соотношении отражены на рисунках 1 и2.

Экспериментальная группа Контрольная группа

■ высокий уровень ■ средний уровень ■низкий уровень

Рисунок 1. Результаты диагностики (обучающиеся колледжа)

На констатирующем этапе экспериментального исследования среди обучающихся СПО лишь 9% (2 студентов) экспериментальной группы показали высокий уровень развития готовности к работе с дошкольниками; 31% (8 обучающихся) продемонстрировали средний уровень по представленным диагностическим методикам; 60% (14 студентов) оказались на низком уровне развития готовности к работе с дошкольниками.

В контрольной группе на констатирующем этапе 11% (3 обучающихся) имели высокий уровень развития готовности к работе с детьми, тогда как на среднем уровне оказались 35% ( 9 детей), на низком - 54% (13 студентов).

Примечательно, что у 5 обучающихся, показавших высокий уровень профессиональной готовности на констатирующем этапе, кто-то из членов семьи (бабушка, мама, тетя) работает в системе дошкольного образования.

Сравнивая контрольную и экспериментальную группы, можно отметить, что на констатирующем этапе дети обеих групп находились преимущественно на низком уровне развития познавательного опыта. В экспериментальной группе уровень развитие готовности к профессиональной деятельности было немного ниже.

Диагностическое исследование также было проведено со студентами-первокурсниками факультета начального образования вуза.

Рисунок 2. Результаты диагностики (обучающиеся вуза)

На констатирующем этапе экспериментального исследования обучающиеся вуза показали более высокие результаты, чем обучающиеся СПО. 17% (4 обучающихся) экспериментальной группы показали высокий уровень готовности к работе в системе дошкольного образования; 53% (13 детей) продемонстрировали средний уровень по представленным диагностическим методикам; 30% (8 студентов) оказались на низком уровне развития готовности и мотивированности к работе с дошкольниками.

В контрольной группе данные были немного выше. На констатирующем этапе 19% (5 детей) имели высокий уровень готовности к работе с дошкольниками, тогда как на среднем уровне оказались 52% (14 обучающихся), на низком - 29% (8 студентов).

Сравнивая группы обучающихся вуза, можно отметить, что на констатирующем этапе дети обеих групп находились преимущественно на среднем уровне развития готовности к работе с дошкольниками, имея в основном среднюю мотивированность и знания специфики профессии.

Примечательно, что из 9 студентов, показавших высокий уровень готовности, 7 обучались в педагогических классах, имея возможность познакомиться с будущей профессией. 2 имели родственников, работающих в дошкольном образовании.

При анализе и интерпретации данных, полученных педагогами психологами, было выявлены критерии, на которые обучающиеся дали наиболее слабые ответы. Среди них можно выявить: неспособность в речевом плане передать специфику работы воспитателя, низкий уровень развития абстракции, снижение речевой и зрительной памяти. Обучающиеся вуза и СПО на констатирующем этапе преимущественно не умели осуществлять учебную профессиональную деятельность.

Полученные при проведении констатирующего этапа исследования данные подтверждаются данными других ученых. Так, Н.И. Тарасеева, О.В. Баулина О.В., отмечают низкую профессиональную готовность студентов: « ...использование приобретенных практических навыков позволяет студентам заниматься проектной деятельностью, как в рамках учебных занятий, так и в свободное время на занятиях научных кружков и технического творчества, что способствует всестороннему развитию будущих специалистов» [4, С. 17].

В исследовании Н.И. Тарасеевой, О.В. Баулиной охарактеризован опыт взаимодействия вуза и колледжа по объединению в дистанционные группы, изучающие конкретные дисциплины. Сетевая площадка не только способствует распространению инновационных разработок, ни и может быть консолидирующей единицей при организации конструктивного диалога образовательных оргаизаций.

Как один из эффективных способов работы с обучающимися авторы рассматривают сетевое взаимодействие. Создание сетевых площадок, по мнению авторов, организуется с целью повышения качества деятельности педагогов и учреждений образования в целом.

Сетевые площадки, созданные на базе среднего профессионального и высшего образования, направлены, прежде всего, на оптимизацию образовательного пространства области, города. Данная форма взаимодействия может решить проблему недостающих в одной из организаций ресурсов без привлечения дополнительных средств. Бесспорным преимуществом сетевого взаимодействия является возможность расширения круга участников, в который могут быть включены не только образовательные организации, но и производства, учреждения, которые готовы принять на работу по специальности будущих выпускников.

Организация сетевых площадок обеспечивает широкие возможности для привлечения узких специалистов разного профиля. Для дошкольного образования это могут быть наиболее активные и владеющие современными технологиями преподаватели музыки, физкультуры, рисования.

В ходе организации сетевых площадок важным моментом является возникновение возможности расширения профессионального сотрудничества и начала и ведения постоянного диалога с профессиональным сообществом в области дошкольного образования. Формами такого взаимодействия могут быть наблюдение педагогических советов с дистанционном режиме, участие в конференциях, форумах, обсуждениях проблем.

Проведенная работа показала необходимость осуществления планомерной и последовательной работы со студентами по развитию профессиональной компетентности как в условиях СПО, так и вуза.

Выводы. В ходе изучения теоретического и прикладного материала по теме исследования, удалось определить основной инструментарий и базовые компоненты запланированного исследования. Констатирующий этап проведенного исследования в группах обучающихся СПО и вуза показал преимущественно низкую и среднюю готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности. В ходе проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы была изучена специфика организации образовательного процесса на различных ступенях. По результатам констатирующего этапа определены основные направления организации сетевого взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования, охарактеризованы основные преимущества данной формы сотрудничества образовательных организаций.

Литература:

1. Гнатышина, Е.А. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза / Е.А. Гнатышина, Л.П. Алексеева, A.B. Савченков // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). -С. 210-215

2. Захарчук, A.B. Технологии формирования «гибких навыков» (Soft Skills) в учреждениях среднего и высшего специального образования / A.B. Захарчук // Сборник научных трудов молодых учёных Сургутского государственного педагогического университета. - Сургут. - 2021. - С. 71-73

3. Потапова, М.В. Сетевое взаимодействие как фактор успешной профессиональной социализации молодых специалистов - выпускников педагогического университета / М.В. Потапова, Н.В. Уварина, Н.О. Яковлева // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образованиия: сборник материалов Всероссийской научно-практической, конференции с междунардным.участием 18-19 февраля 2015 г., Челябинск - Екатеринбург / под ред.В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. - Челябинск: СИМАРС. - 2015. - С. 27-33

4. Тарасеева, Н.И. Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки / Н.И. Тарасеева, О.В. Баулина О.В. // Открытое образование. - 2019. -Т.23. - № 2,- С. 14-22

5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования от 25.11.2022 № 1028 (зарегистрирована 28.12.2022 № 71847). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 01.06.2023)

6. Чистов, A.A. Личностно-ориентированная модель профессиональной подготовки в процессе сетевого взаимодействия / A.A. Чистов // ЦИТИСЭ. - 2022. - № 2 (32). - С. 327-335

7. Чистов, A.A. Подготовка кадров в процессе сетевого взаимодействия, профилизации обучения и ранней профессиональной ориентации / A.A. Чистов // Современное общее образование : проблемы, инновации, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.М. Бакурова [и др.]. - Орел. - 2022. -С. 111-113

8. Чистов, A.A. Особенности реализации сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования в условиях Московской области / A.A. Чистов, Т.В. Тимохина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. -2021. -№ 4. - С. 76-81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.