Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA'

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое взаимодействие / культура / мониторинг / диссеминация личного опыта / результаты образования субъекта / network interaction / culture / monitoring / dissemination of personal experience / results of the subject's education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкасова Лариса Владимировна, Самойлова Александра Николаевна

С позиции голографического подхода в статье рассматривается феномен сетевого взаимодействия в период экстремальных явлений, выявляются особенности подготовки педагогических кадров, рефлексируются этические регулятивы деятельности субъекта, направленные на повышение уровня ответственности современного человека и реализацию стратегии сбережения нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING: PER ASPERA

From the perspective of the holographic approach, the article examines the phenomenon of network interaction during extreme events, identifies the features of the training of pedagogical personnel, reflects the ethical regulations of the subject's activity aimed at increasing the level of responsibility of a modern person and implementing the strategy of saving the nation.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA»

УДК 378.4

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021-2-114-122

Быкасова Лариса Владимировна

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики e-mail: moeve-25-moeve@yandex.ru

Самойлова Александра Николаевна

аспирант кафедры общей педагогики e-mail: s_a_nl@mail.ru

Таганрогский институт имени А.П. Чехова ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ), Таганрог, Россия 34 7936, Таганрог, ул. Инициативная, 48

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA

Larisa V. Bykasova

Doctor of Pedagogy, Professor Department of General Pedagogy e-mail: moeve-25-moeve@yandex.ru

Alexandra N. Samoylova

Postgraduate Student of the Department of General Pedagogy 347936, e-mail: s_a_nl@mail.ru

Taganrog Institute named after A.P. Chekhov FGBOU VO RSEU (RINH), Taganrog, Russia 48, Initiative street, Taganrog

NETWORKING: PER ASPERA

Аннотация. С позиции голографического подхода в статье рассматривается феномен сетевого взаимодействия в период экстремальных явлений, выявляются особенности подготовки педагогических кадров, рефлексируются этические регулятивы деятельности субъекта, направленные на повышение уровня ответственности современного человека и реализацию стратегии сбережения нации.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, культура, мониторинг, диссеминация личного опыта, результаты образования субъекта.

Abstract. From the perspective of the holographic approach, the article examines the phenomenon of network interaction during extreme events, identifies the features of the training of pedagogical personnel, reflects the ethical regulations of the

© Быкасова Л.В., Самойлова А.Н., 2021

subject's activity aimed at increasing the level of responsibility of a modern person and implementing the strategy of saving the nation.

Key words: network interaction, culture, monitoring, dissemination of personal experience, results of the subject's education.

Современная сеть - это, по сути, новый тип культуры, а сетевое взаимодействие, т.е. овладение этой культурой, является сегодня одним из гарантов эффективного решения задач образовательной политики нашей страны [4, с. 63]. Известно, что разум человека представляет собой гибридный продукт, в котором сверхсложная «гипер-сетевая форма материи» (мозг) переплетается с невидимой «символической гипер-сетью» (культурой), образуя «распределенную когнитивную сеть». Функционирование данной когнитивной сети обеспечивает устойчивое развитие как теоретического аспекта педагогической науки, так и ее эмпирической практики, т.е. всех граней образования.

Рефлексия возрастающей роли образования в информационном обществе обусловила появление

- новых педагогических концепций, детерминирующих иные проекции развития образования;

- философских подходов, обеспечивающих реализацию системной стратегии сбережения нации;

- этических регулятивов деятельности субъекта, направленных на повышение уровня ответственности современного человека, выработку быстроты принятия решений, овладение навыками проектирования своей деятельности в ситуациях разнообразия и конфликта ценностей;

- требований, предъявляемых к субъекту образования XXI в.;

- нового формата разработки профессиональных образовательных стандартов и программ [8, c. 195].

Овладение субъектом образовательными практиками открывает перед ним новые возможности и перспективы:

- удовлетворить спрос на образовательное разнообразие;

- развить в значительной степени человеческие ресурсы;

- снизить образовательную миграцию за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;

- мотивировать субъекта к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;

- получить субъекту качественное образование в том месте, в котором он живет, что решает массу проблем, среди которых главная в условиях современности - логистика;

- осуществлять мониторинг результатов образования субъекта и т.д. [6,

c. 90].

Фокус современной педагогической науки изменяется под влиянием ее эпистемного потенциала, что позволяет педагогам использовать новейшие технологии в обучении; усиливать рецептивную способность субъекта; актуализировать практико-ориентированный характер образования. Достичь

этого можно благодаря развертыванию дидактического потенциала локальных компьютерных сетей [10, c. 87]. Данный потенциал является основой для реинжиниринга и формирования новых организационных моделей вузов: академические виртуальные университеты, индустриальные виртуальные университеты, региональные электронные кампусы и т.д. [12, c. 111].

Цель нашей статьи - выявить особенности подготовки педагогических кадров в сетевой модели университетов. Для этого мы провели экспресс-экспертизу состояния системы образования в Российской Федерации, что позволяет с определенной долей условности заключить следующее:

I. Важной стратегической доктриной подготовки педагога является внедрение концепции сетевого университета. Данный тезис стал особенно актуальным в связи с вызовами XXI в., которые рельефно обозначили ряд позиций в системе образования, нуждающихся в перестройке в период введения карантинных ограничений. В сложившихся условиях сетевая деятельность вуза - это важное методологическое основание успешной организации процесса образования, что, безусловно, обеспечит высшей школе устойчивое развитие, неконфликтное существование и бесперебойную работу.

Примером сети могут являться социальные сети; Интернет, наполненный множеством компьютеров и многоканальных электронных устройств; виртуальные частные сети; коммутируемые сети Ethernet, электронная почта и т.д. Преимущества сети очевидны:

1) эффективность и быстрота цифрового хранения данных;

2) способность собирать, объединять и анализировать данные, относящиеся к реальным сетям;

3) применение опыта, полученного в одной из областей знаний, к другим областям и т.д.

Активными участниками сетей являются как люди, так и социальные акторы, т.е. юридические лица (любая другая образовательная организация: школа, вуз и т.д.), совокупность организаций, имеющих при этом равное положение.

Состояние современного субъекта образования таково, что он практически не имеет преимущества перед узлами и механизмами, вовлеченными в совместное действие, а отношения между людьми и компьютерными программами полностью симметричны. Все это позволяет говорить о том, что человек, орудия и объекты могут рассматриваться как равные узлы гибридной сети, имеющей своей целью решение общей задачи [7, c. 198].

Современный сетевой университет - это объединение двух или более вузов из разных стран, для развития научно-образовательного и социально-экономического сотрудничества. Цель сетевого университета достигается путем проведения научного обмена субъектами образования, совместных научных исследований, организации международной практики.

Сетевой университет работает успешно тогда, когда проводится постоянный мониторинг, выявляющий приоритеты развития края, области, муниципалитета, когда развиваются нужные данному региону отрасли знаний и перспективные направления подготовки будущих специалистов. Отметим, что

в нашей стране существуют «особые» территории, среди которых нас в формате статьи интересуют геостратегические регионы - области Российской Федерации, имеющие существенное значение для обеспечения территориальной целостности страны и безопасности государства, характеризующиеся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности [5, c. 66].

Распоряжением Правительства России от 13 февраля 2019 г. была утверждена «Стратегия пространственного развития Российской Федерации». В распоряжении речь идет о вопросах экономики, хозяйства, народонаселения страны, об организации пространства образования в приоритетных и приграничных (геостратегических) территориях Российской Федерации.

Учет особенностей концепции сетевого университета позволит сохранить и улучшить социальную инфраструктуру; нарастить научный и образовательный потенциал указанных регионов/областей; существенно трансформировать и модифицировать ситуацию в области подготовки педагогических кадров [2, c.

13].

Благодаря созданию сетевого университета расширятся функции университета классического: от научных исследований, цифровой трансформации современного образования и использования нейросетей в дизайне построения индивидуальной образовательной траектории расширяется спектр аспектов педагогического процесса. Эта тактическая экспансия уже сегодня реализуется в диаде: ведущий вуз РФ + партнерский вуз / работодатель, что дает существенное преимущество выпускнику, а именно овладение выбранной профессией, несколькими иностранными языками, получение двойного диплома (диплом национального университета и вуза-партнера), гарантированное трудоустройство.

II. Второе стратегическое направление в подготовке педагогических кадров - это профессиональное становление учителя. Тактическим приемом для достижения намеченной цели являются вариативные возможности в становлении учителя:

- внедрение практик социального проектирования, позволяющих прогнозировать целесообразность использования в процессе образования отдельных гуманитарных практик;

- создание молодежных проектных групп педагогов, реализующих амбициозные цели;

- «целевое» обучение. Наиболее эффективная модель целевой подготовки, по нашему мнению, это модель, когда образовательная организация имеет возможность финансово заинтересовать будущих выпускников (например, выплачивает студентам 3-4 курсов стипендию), чтобы они по окончании вуза шли работать в данную школу;

- рекрутинг - подбор персонала;

- создания условий для работы педагога в режиме online. Повышенное внимание к деятельности преподавательского корпуса связано с возникшим дефицитом педагогических кадров.

Педагогические кадры мы рассматриваем в двух ипостасях:

1) как ППС вуза, т.е. наличие достаточного количества профессорско-преподавательского состава;

2) как студентов - будущих педагогов, обучаемых в профильных и непрофильных вузах.

Эти два стратегических направления

- определяют спектр задач в предметной и методической подготовке учителя (профессиональное образование, подготовка обучаемых к обществу экономики, «построенной на знаниях», на основе принципа непрерывного образования - «образования в течение всей жизни»);

- расширяют профессиональные функции учителя: от преподавания -к организации и социально-преобразующему творчеству;

- раскрывают психологические особенности профессиональной педагогической деятельности (учет типологических, индивидуальных особенностей, разносторонность интеллектуальной, эмоциональной, социальной сфер личности педагога).

III. Еще одно важное направление в подготовке педагогических кадров -сетевой софт. Почему современному сетевому софту уделяется повышенное внимание? Архитектура современных трансмедийных продуктов представляет собой сложное образование: структура, насыщенная различными ресурсами, подвижна; границы открыты; развитие трансмедийного продукта многовекторное, управляемое; содержание целостностное, постоянно обновляемое. Применение медиа в процессе сетевого обучения - это конкордация воздействия широкого спектра разнохарактерных факторов: апперцепция, иконичность, уровень сформированности фенотипа и эмоционального интеллекта, диссеминация личного опыта, геометрия футурозоны и т.д. Педагогу необходимо прилагать достаточно много усилий и времени, чтобы быть в тренде современных новаций [13, ^ 60].

IV. Образовательный континуум - одно из ведущих направлений в подготовке педагога. Современный образовательный континуум характеризуется процессами опосредования основных структурных компонентов уклада образовательной организации - устоявшихся норм и форм общения, видов деятельности и прочими различными элементами среды: миссия, атрибуты, структура, характеристика, функции, факторы, акцентуализация, что приводит к возникновению нового культурно-педагогического феномена -виртуальной проекции уклада. Под виртуальной проекцией уклада современной высшей школы мы понимаем

- обладающее определенной целостностью информационное отражение уклада в различных средах (сайт, социальные сети, Википедия, блог);

- символическую сегментацию медийных процессов (иконографика, анимация, комиксы, филактеры, интернет-мемы, стрипы и т.п.);

- формирование культурного кода субъекта, знакомящегося с элементами киберпространства; использующего определенное программное обеспечение, программы-фильтры, а также рефлектирующего экспонентный рост объема информации, поступающей через Интернет [11, а 9].

V. Важной стратегической инициативой является, по нашему мнению, разработка модели прикладной науки для «взращивания» педагогических кадров. Основные качества модели, обеспечивающие тактический успех подготовки учителей - это гибкость и индивидуальность; модель обучения педагога должна быть, по нашему мнению, одновременно и моделью подготовки исследователя; необходимо развитие маркетинга, привлечение дилеров, расширение палитры методов управления:

- административные методы управления (устав, приказы, нормы, распоряжения, правила);

- экономические методы (моральное стимулирование, материальное вознаграждение, продвижение по карьерной лестнице и др.);

- социально-психологические методы управления (активность сотрудников, создание комфортных условий труда);

- краудфандинг - один из способов получения финансовой поддержки для открытия своего дела; производство нового продукта (издание учебника, пособия, монографии); проведение различных мероприятий образовательного спектра (конференции, симпозиумы, тренинги); помощь в планировании и реализации культурных событий; реализация различных стартапов молодыми учителями и опытными педагогами и др.

VI. Еще одним треком в подготовке педагога является педагогическая интернатура (как параллельная модель погружения студента в профессию). Педагогическая интернатура - это и альтернативный вход в профессию студентов не педагогических вузов. В тактическом плане реализация данного направления осуществляется в лучших школах, у педагогов-мастеров; в центрах непрерывного повышения педагогического мастерства; при использовании горизонтального обучения; в процессе формирования социального интеллекта (практики социального проектирования, развитие педагогической деонтологии, гибридные формы подготовки учителя, вариативные траектории вхождения в учительство, активизация «пассивного» студента и т.д.). Педагогическая интернатура выступает в современном образовании как дополнительная опция и реминисцирует персонификацию потребностей ее выпускников [3, c. 216].

VII. Отход от «узкой профилизации» в подготовке учителя - это существенный сдвиг в стратегическом плане обучения будущих специалистов системы образования. Тактические приемы продвижения идеи заключаются

- в профессиональной направленности субъекта;

- в создании методических комиссий по подготовке специалистов для российской системы образования;

- в помощи школам от университетов (использование интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава вуза, а также площадей и лабораторий, аппаратуры, электронных ресурсных баз и т.д.);

- в формировании дидактического принципа, обеспечивающего овладение педагогом морально-этическими нормами (педагогический долг, педагогическая честь);

- в организации различных online курсов;

- в прохождении практики под руководством опытных учителей;

- в создании единой идеологии системы контроля качества (для устранения ненужного дублирования);

- в осознании ключевой оси педагогического образования (образовательные исследования, стейкхолдеры, создание билингвальных средств и пр.) [1, ^ 36].

VIII. Стратегическим ориентиром в подготовке современных специалистов педагогического профиля является обращение к изучению и рефлексии двух систем преподавания в Европе:

1) жесткий отбор абитуриентов на этапе поступления в вуз (типично для маленьких европейских стран);

2) поступление большого количества человек в педагогический вуз, почти полное отсутствие селекции. При поступлении на работу в школу происходит отбор: этап сертификации, допуска к педагогической деятельности (типично для крупных европейских стран) [9, ^ 40].

В Российской Федерации на сегодняшний день в 33 педагогических вузах и в более чем 200 не педагогических вузах не реализуется ни одна из этих моделей, в то время как остро актуализировался вопрос:

- о вариативности вхождения в профессию;

- формировании аксиосферы будущих учителей;

- развитии когнитивных практик субъекта;

- качестве подготовки будущих педагогов.

Резюмируя сказанное, отметим, что сетевое взаимодействие педагогических инициатив является гарантом эффективного решения задач современной образовательной политики страны. В подготовке современного педагога наиболее важными факторами, на наш взгляд, являются:

1) роль образования как системной стратегии сбережения нации:

- проектно-экспериментальная деятельность как механизм управления кризисной ситуацией при моделировании информационных полигонов;

- ситуационный анализ как метод получения фактологической информации;

- сеть как инструментарий создания презентантов социальной реальности;

2) социализация знаний субъекта (перевод неформализованных знаний -в формализованные, экстернализация и интернализация знаний, комбинация знаний и т.д.);

3) экспонентный рост объемов информации; имеющийся, но не до конца использованный потенциал Интернет; сеть как сообщество пользователей, персонализация образования; становление инструментального потенциала информационного общества;

4) стохастичность развития системы образования и общества, для чего научному сообществу необходимо выработать современную стратегию институционального прагматизма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) футуристичность ориентации современного субъекта образования, требующая опережающего развития информационных процессов, совершенствования духовной культуры, дальнейшей информатизации и информационного обеспечения процесса образования;

6) изменение вектора образования: от культуры наблюдения продуктов деятельности людей современный субъект образования переходит к культуре непосредственного участия в создании и изменении объектов;

7) приобщение субъекта к цифровой культуре, к более глубокому постижению полиментальности социума, к стремлению достижения синергетического эффекта;

8) моделирование в формате прикладной науки для «взращивания» педагогических кадров. В XXI в. моделью подготовки специалистов для системы отечественного образования является модель педагога-исследователя, для чего необходимо развитие маркетинга, расширение палитры методов управления, привлечение дилеров, способных обеспечить альтернативный вход в профессию студентов не педагогических вузов.

9) факторы (темп, механизмы, уровень) развития современной системы образования, в которой искусственно создается конкурентная среда (структура, обладающая свойствами целостности, связности; фон, имеющий бифуркационный механизм; специальные условия: социокультурные, экономические, педагогические и др.), чьи потенции в эпоху развития цифрового образования и сетей чрезвычайно высоки, и которая задает иные от уже имеющихся стандарты овладения педагогической профессией;

10) флуктуация в современном обществе, происходящая, с одной стороны, под влиянием внешней принудительной казуальности (исторические, экономические, социокультурные причины), с другой стороны - под воздействием (само)рефлексии институциональных структур и отдельных акторов (ученые, авторы оригинальных концепций и методик, разработчики стандартов профессии).

Список литературы

1. Белова С.В. Гуманитарная экспертиза как форма профессиональной рефлексии педагога // Вестник Калмыцкого ун-та. - 2012. - Вып. 1 (13). - С. 3440.

2. Блинов В.И. Дефицит педагогических кадров: прошлое, настоящее и будущее проблемы // Образование и наука. - 2009. - № 11 (68). - С. 13.

3. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. - М.: ИТИП РАО: Изд. центр ИЭТ, 2012. - 436 с.

4. Быкасова Л.В. Дискурсивность формирования культуры // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. - № 2(74). - С 6266.

5. Быкасова Л.В., Зарубина Р.В., Самойлова А.Н. Социокультурный дискурс дистанционного образования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 5 (107). - С. 64-67.

6. Климова С.М. Гуманитарная экспертиза трансгуманистических проектов // Науч. ведомости Белгородского гос. нац. исслед. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Право. - 2014. - № 9 (180), вып. 28. - С. 89-91.

7. Колесникова И.А. Проблемы развития современной педагогической науки // Педагогика в современном мире: сб. ст. науч. конф. - СПб.: Лема, 2011. -С. 197-201.

8. Макарова Н.С. Историко-педагогическая экспертиза -методологический ориентир исследований в области дидактики высшей школы // Человек и образование. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-197.

9. Новикова Т.Г. Типология экспертизы в образовании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 37-42.

10. Организация экспертизы в образовании: анализ практики и метод. рекомендации / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. - 265 с.

11. Пузыревский В. Проблема организации экспресс-оценки личностных изменений в гуманистическом образовании [Электронный ресурс] // Педагогическая диагностика. - 2016. - № 4. - С. 4-23. - URL: https://rucont.ru/efd/558929

12. Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997. - 229 с.

13. Цирульников A.M. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Теоретические и прикладные исследования. - 2010. - № 1. - C. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.